пол верховен личная жизнь
Манифест контркультуры
— Правда, что Шарон Стоун влепила вам пощечину, увидев на экране эпизод с допросом из «Основного инстинкта»?
— Это наглая ложь! Если бы это произошло, она получила бы от меня по роже в ответ!
Пол Верховен, интервью «Комсомольской правде»
Представьте на минуту Голливуд времен бурных восьмидесятых. «Звездные войны», строчащие из пулеметов скуластые герои, эффектные однострочные реплики и. слышите страшный грохот в кулуарах? Это американский голландец Пауль яростно крушит устои коммерческого кинематографа. Гонг! Уход из-под кулака ханжей, хитрый обманный маневр и правый хук по киноштампам. Гонг! Апперкот по однобоким характерам. Гонг! С колена в политкорректность. Нокдаун! От такой осады киноиндустрия оправится еще нескоро.
Иваново детство
18 июля 1938 года в неизвестном роддоме города Амстердама появился на свет ребенок, которому было суждено стать одним из величайших ниспровергателей традиций массового кино в истории. Отец ребенка, сельский учитель Уим Верхувен назвал отпрыска Паулем в честь одного из далеких родственников своей жены Нел.
Настоящее имя Пола Верховена — Пауль Верхувен. Переезд в США потребовал от режиссера не только отказаться от многих реалий голландской жизни, но и изменить оригинальное произношение имени и фамилии.
Юные годы Пауля проходили в атмосфере всеобщего страха и безнадежности. Спустя год после его рождения началась Вторая мировая война, оставившая неизгладимый отпечаток не только на детстве будущего гения целлулоида, но и на всем его дальнейшем творчестве.
Пауль в молодости: форменный голландский Шурик.
Маленькая Голландия подверглась фашистской оккупации в числе первых. Едва сын достиг школьного возраста, чета Верхувенов покинула родную деревню Сликкервир и обосновалась в Гааге, бывшей в те годы опорным пунктом окрестных нацистских сил. Жизнь семьи превратилась в тягостное существование от сирены до сирены: занятая немцами Гаага стала форменным испытательным полигоном, на котором отрабатывали меткость экипажи бомбардировщиков антигитлеровской коалиции. Архитектура города не позволяла с высокой точностью вычислять координаты стратегически важных целей, так что бомбежке подвергались в равной степени как объекты вермахта, так и жилые кварталы.
Познающему мир Паулю царящий вокруг ужас, несмотря ни на что, представлялся зрелищем крайне захватывающим. День за днем перед его глазами мелькали бесконечные вереницы немецких патрулей, соседние здания все больше покрывались копотью, а сигнал тревоги превратился в горькую альтернативу и будильнику, и маминой сказке на ночь.
Семья Верхувенов пережила оккупацию относительно спокойно. В их родословной не было еврейских кровей, сами же они всеми силами старались избегать внимания сотрудников немецкой ставки, располагавшейся буквально в соседнем районе. Год за годом война стала восприниматься Паулем как неотъемлемый атрибут реальности. С падением Германии и освобождением Голландии для него наступили дни не столько счастливые, сколько странные.
Пол Верховен, каков он есть.
В конце 50-х повзрослевший и набравшийся опыта Пауль Верхувен поступил на физико-математический факультет Лейденского университета. Несмотря на явные успехи в профильных предметах, его творческий разум воспринимал точные науки лишь как обязательный аккомпанемент для новой страсти — кинематографа. Первый опыт работы с камерой лишь убедил Верхувена в правильности выбранного пути: любительские короткометражки, снятые на голом энтузиазме его самого и кучки кустарных актеров, попали в поле зрения высшего руководства страны. Покинув университет с докторской степенью в кармане, он впервые в полной мере осознал, что кино — его будущее.
Первыми коммерческими работами Верхувена стали пропагандистские документальные фильмы, снятые по заказу Военно-морского флота Голландии. Во время работы на государство он посещал кинематографические курсы и начал активно готовить себе пропуск на телевидение.
Постер фильма «Плоть и кровь».
1969 год стал эпохальным в карьере Верхувена. Именно тогда он познакомился с крутым голландским парнем Рутти, позже известным миру исключительно как Рутгер Хауэр. Их многолетнее сотрудничество началось с телесериала Floris, повествующего о нелегкой доле средневековых рыцарей. Телевизионная аудитория отнеслась к тандему Верхувена-Хауэра более чем благожелательно, что немедленно подвигло героев на подготовку полномасштабной экспансии на киноэкраны.
Запущенная в прокат в 1971 году трагикомедия «Работа есть работа» о нескучной жизни двух амстердамских проституток не смогла, вопреки ожиданиям, похитить сердца публики и осталась практически незамеченной. Ее Высочество Известность посетила Верхувена лишь спустя два года, в день премьеры его следующей картины — эротической драмы «Турецкие наслаждения», раз и навсегда установившей творческий вектор режиссера в строго определенном направлении.
В тот год по картине прошлись все, не исключая самых ленивых. Верхувена обвинили в излишней натуралистичности и в равнодушном отношении к морали, в стремлении к эпатажу и отсутствии хорошего вкуса, что, впрочем, не помешало «Турецким наслаждениям» пользоваться бешеным успехом. Продолжившие скандальную традицию «Оранжевый солдат» и «Плоть и кровь» (первый фильм Верхувена на английском языке) окончательно рассорили режиссера (а вместе с ним и не отстающего Рутгера Хауэра) с голландской публикой и стали своеобразной точкой невозвращения, финишной чертой, подводящей итог под первым этапом его грандиозного шествия. Перед доктором физико-математических наук Паулем Верхувеном новые перспективы.
«Робокоп» — первый триумф на новой земле.
Пол Верховен и Кэрис Ван Хоутен. Фото на память.
Сотрудничество Верховена с Рутгером Хауэром не было вечным: приятели рассорились после шумного успеха «Бегущего по лезвию бритвы». Истинные причины конфликта остаются тайной.
При бюджете в 65 млн картина «Вспомнить все» собрала в мировом прокате свыше 260 миллионов долларов, тем самым став одним из самых успешных блокбастеров конца 80-х — начала 90-х.
Пол Верховен стал первым номинантом антипремии «Золотая малина» и лично присутствовал на ее вручении. Столь «престижная награда» досталась ему как худшему режиссеру года за фильм «Шоугелз».
Картины Верховена (кроме «Шоугелз») были столь успешны в Голливуде, что режиссера не раз просили заняться их сиквелами. От всех предложений Пол отказался.
Верховен приобрел права на экранизацию романа «Азазель» Бориса Акунина. Картина будет выпущена на английском языке, участие в ней русских актеров не предполагается. Дата начала съемок в настоящее время держится в тайне.
Жена Пола Мартин Верховен родила ему двух дочерей — Клаудию (1972 год) и Хелен (1974 год).
Второй фронт
Соединенные таты встретили голландского американца Пола Верховена настороженным молчанием. На него никто не смотрел неодобрительным взглядом, но и не просил автограф. Голливуд предъявил приезжему свои правила, и Верховен с лукавой улыбкой их принял. Разумеется, понарошку.
Увидевший свет в 1987 году «Робот-полицейский» («Робокоп») стал первым шагом Верховена на поверхность новой для него планеты остросюжетных блокбастеров. К удивлению публики, картина по сценарию Эдварда Ньюмье и Майкла Майнера о несущем закон и порядок киборге, сделанная руками странного голландского хиппи, не только не провалилась, но и прегромко выстрелила. Фильм был удостоен двух номинаций на «Оскар» и внес свой весомый вклад в дело становления образа качественного фантастического боевика.
Эскиз железного цыпленка ED-209 и его воплощение на экране.
Верховен торжествовал. Заинтересованный Голливуд повернулся к нему лицом, открыв крайне любопытные просторы для экспериментов. Долгие три года о забавном голландском хиппи не было слышно ни звука. Публика лениво махнула рукой и занялась своими делами, оставив без особого внимания появившуюся на книжных прилавках в 1989 году графическую новеллу Total Recall авторства фантаста Пирса Энтони. Ничто не предвещало бури, так что случилась она неожиданно. В начале 1990 года в кинотеатрах США появились загадочные афиши. С них на зрителей сурово взирала синюшная физиономия, в которой угадывались черты Арнольда Шварценеггера. Плакаты венчал глубокомысленный слоган «Что вы будете делать, если кто-нибудь вдруг похитит ваше сознание?» и уже знакомый многим логотип Total Recall («Вспомнить все»).
«Вспомнить все». Тот самый постер.
Фильм прогремел так, что удивился даже готовый ко всему Верховен. История приключений рядового пролетария Дугласа Куэйда в недрах марсианской колонии была дружно признана критиками лучшей киноадаптацией года, решительно опередив по степени зрительской любви даже первоисточник авторства Филипа Дика.
Помните, кто это? Бравый Куэйд заставит вас вспомнить всё!
Со «Вспомнить все» началась история сотрудничества Верховена с голливудскими знаменитостями. Тогда же маститые продюсеры впервые осознали, что за личиной забавного голландца скрывается бескомпромиссный характер с уникальным авторским видением массового кино, умеющий прочно держать на крючке публику и способный диктовать свои условия. Выросшие в эпоху развеселого трэша зрители выходили из кинозала в прострации, не в силах оправиться от убойного тандема Железного Арни и Шарон Стоун, а также действа, полного жестоких и откровенных сцен.
Сценарий переписывался десяток раз, а Дэвид Кроненберг, не выдержал жестокой схватки с продюсерами и демонстративно хлопнул дверью, плюнув в сторону ранее предложенного ему режиссерского кресла. Таким же образом ушли претендовавшие на роль протагониста актеры, не найдя общего языка со студией Дино де Лаурентиса. Тем временем в дикой австралийской местности уже началось строительство марсианских интерьеров и пейзажей, которым так и не суждено было оказаться востребованными: студия отчаялась свести концы с концами и ушла с молотка.
Плодородные марсианские прерии. А где же яблони?
Волею судеб проект попал под крыло Carolco и находившегося на пике карьеры Шварценеггера, который, будучи под глубоким впечатлением от недавнего «Робокопа», поспособствовал набору съемочной команды и пригласил занять пост режиссера Пола Верховена. Поручив самому себе главную роль, Арни немедленно отдал сценарий на соответствующую доработку. В ходе долгих производственных коллизий оригинальный клерк-недотепа Куэйд сменил призвание на строительный бизнес, изрядно оброс мускулами и научился зрелищно играть желваками. Место съемок в срочном порядке перенесли из далекой Австралии в почти пограничный Мехико, где был спешно отстроен один из грандиознейших комплексов декораций за всю историю кино. Скрестив пальцы и собрав весь творческий запал, Верховен приступил к работе.
«Вспомнить все» стал первым по-настоящему больным укусом Верховена в заплывший жиром бок Голливуда. На фоне коллег по жанру картина блистала потусторонней энергетикой и смелыми решениями. Массовый кинематограф протер глаза и понял, наконец, с кем связался. Двумя годами позже увидел свет эротический триллер «Основной инстинкт» с Шарон Стоун и Майклом Дугласом в главных ролях, ставший своеобразным возвращением Пола к истокам. В отличие от «Турецких наслаждений», новое обращение к деликатной теме человеческих пороков и потаенных желаний не сделало режиссера изгоем в глазах консервативно настроенной публики. Презентация картины вылилась в ожидаемый скандал, который, впрочем, сыграл Верховену на руку, окружив его ореолом почета и славы как режиссера, далекого от каких бы то ни было рамок и условностей.
Наставление Майкла Дугласа на путь истинный.
Об инстинктах
Пол Верховен никогда не стеснялся снимать откровенные сцены. Более того, «эротика на грани» стала одним из его излюбленных козырей: начиная с комедии «Работа есть работа», в его фильмографии сложно найти картины, на протяжении которых зрителю не демонстрировались бы как минимум филейные части той или иной героини. Исключением можно назвать разве что «Робота-полицейского», сама концепция которого не приемлет мелодраматических элементов (кроме душевных терзаний самого железного протагониста, разумеется). Впрочем, склонность к пикантностям не раз вставала между Верховеном и актерами: подробности съемки известной сцены с Шарон Стоун из «Основного инстинкта» превратились силами актрисы в курьезную байку. На фоне негодования адептов морали лицедейка заявила, что якобы Верховен обманом лишил ее нижнего белья, в дальнейшем же она признавалась, что сама стала вдохновителем сцены. Истина же, как всегда, где-то рядом.
Провальный релиз в 1995 году перенасыщенной сексом драмы «Шоугелз», вопреки желаниям злопыхателей, не лишил Пола завоеванного имиджа. Режиссер считал картину абсолютно нормальной, тогда как критики не оставили от нее ни перышка. Разрядить обстановку помог реверанс в сторону фантастики. В 1997 году Верховен снял «Звездный десант», вольно пересказав содержание одноименного произведения Роберта Хайнлайна. Фильм щеголял феерической зрелищностью, едкими аллюзиями на современную действительность и обязательными вкраплениями обнаженки.
Звездный десант и весело полыхающее в космосе пламя.
Некоторые элементы солдатской униформы и военная символика были стилизованы под нацистские.
Характерной чертой фильмов Пола Верховена всегда была и будет их злободневность. Тонко чувствуя общественные нравы и настроения, режиссер не мог игнорировать их в своих картинах. Будь то антиутопия «Робокопа» или милитаристское будущее человечества в «Звездном десанте» — везде мы можем наблюдать местами горькие, местами курьезные отголоски жизни за окном собственного дома.
В 2000 году, едва запустив на экраны триллер «Невидимка», постаревший и окутанный ореолом всеобщего уважения Пол Верховен понял, что его Америка исчерпала себя. Наступивший 21 век принес с собой новые нравы и традиции, поставившие перед режиссером нелегкий выбор: остаться в США, чтобы до конца дней катиться на волне бесчисленных глянцевых блокбастеров, или вернуться на родину, туда, где все начиналось. Никогда не стремившийся к обогащению Пол выбрал второе. В 2006 году уже на земле Нидерландов он снял военную драму «Черная книга», повествующую о буднях голландского сопротивления в последние дни Второй мировой войны. Фильм завоевал три национальных награды и под аплодисменты публики вернул Верховена (или уже Верхувена?) в лоно европейского кинематографа.
Превращение человека в невидимку. Мы знаем все его трещинки, ребрышки, ямочки и так далее.
На гражданке
Среди актеров о режиссерской манере Верховена ходят самые дикие слухи. В свое время его обвиняли в деспотизме и стремлении выжимать из подопечных все соки перед зорким оком камеры. Сам режиссер к собственному зловещему имиджу относится с улыбкой. Взбалмошный и эксцентричный голландец никогда не требовал от актеров большей отдачи, чем та, на которую они действительно были способны и к которой их обязывал гонорар (в случае со знаменитостями — весьма и весьма солидный). Голландская актриса Кэрис Ван Хоутен, исполнившая главную роль в картине «Черная книга», уверена, что людей милее Верховена на свете нет.
Кто сказал, что Верховен мучает актеров? Да он их любит! Порой даже так, что страшно становится.
Его фильмы всегда чурались черного и белого цветов. В отличие от многих коллег, Верховен всегда понимал, что в мире не существует благородных героев и абсолютных злодеев. Душа каждого человека — радуга множества полутонов, у кого-то в ней преобладают светлые оттенки, у кого-то — темные, но всегда они сосуществуют в относительном равновесии. Герои Верховена не гнушаются совершать мерзкие поступки, а его злодеи всегда носят в себе частицу благородства.
Вечно молодой голландский ковбой.
«Черная книга» стала апофеозом творчества Пола Верховена. Неприкрытая натуралистичность вкупе с беспристрастным, иногда чрезмерно циничным взглядом на вещи граничат в ней с представлением многогранного человеческого характера. Здесь же — потаенный оптимизм глазами человека, с самого рождения наблюдавшего ужасы войны. Его судьба — путь свободного художника, рисующего то, что ему близко, и ведущего за собой миллионы поклонников. Если школа жизни способна рождать настоящие таланты, то Пол Верховен — один из них.
Трудно сдержать улыбку, когда ты так известен.
«Арнольд уж точно не Лоуренс Оливье» Пол Верховен — о своих хороших фильмах и их плохих римейках
Голландский режиссер Пол Верховен получил широкую известность благодаря ряду фантастических фильмов и триллеров, которые он снял в США в 1980-х и 1990-х. Среди этих картин — «Робокоп» (1987), «Вспомнить все» (1990), «Основной инстинкт» (1992) и «Звездный десант» (1997). При этом к моменту переезда в Америку Верховен уже был кинематографистом со стажем: первые короткометражки он снял на родине еще в начале 1960-х годов. Его полнометражную ленту 1973 года — эротическую мелодраму «Турецкие сладости» — часто называют лучшим голландским фильмом всех времен.
В начале сентября 2013-го Верховен приехал в Москву, чтобы принять участие в фестивале «Дни Голландии». В рамках этого мероприятия состоялся ретроспективный показ фильмов режиссера, причем у зрителей была возможность посмотреть не только картины, снятые в США, но и голландские работы — как ранние, так и вышедшую в 2006 году «Черную книгу». Кроме того, 14 сентября Верховен лично встретился со зрителями, а также провел мастер-класс для студентов кинематографических вузов.
Пол Верховен встретился с «Лентой.ру» и поговорил о своих прошлых и предстоящих кинопроектах.
«Лента.ру»: Во-первых, хотелось бы узнать, как составлялась программа показов в рамках «Дней Голландии».
Пол Верховен: Честно говоря, ни малейшего представления не имею. Ее составляли без моего участия.
То есть вы не говорили организаторам, например, что не хотите снова показывать российским зрителям «Звездный десант» и предпочтете, чтобы аудитория познакомилась с вашими голландскими лентами?
Нет, ничего подобного я не говорил. Некоторые фильмы — «Звездный десант» и «Шоугерлз» — не вошли в программу, поскольку организаторы не сумели получить лицензию или что-то в этом роде. Права на эти картины сейчас принадлежат Sony. Это единственная причина — никакого отбора фильмов не было. Я-то был не против «Звездного десанта». И да, я понимаю, что с моими фильмами, снятыми в Голландии, зрители здесь знакомы хуже — ну так вот теперь появилась возможность познакомиться.
И это, между прочим, вполне логично. Речь же идет о культурном обмене между Голландией и Россией — так что странно было бы отдавать предпочтение американским фильмам.
Почему в середине 2000-х вы решили вернуться из Америки на родину?
Это было в 2005-м — и случилось это по той причине, что я давным-давно хотел снять вполне определенный фильм в Голландии. Я и мой сценарист — мы вынашивали этот план с начала 1980-х, то есть на протяжении почти 25 лет. Я говорю о «Черной книге». Мы просто никак не могли решить, с какой стороны стоит взяться за этот проект. Фильм стал для нас своего рода головоломкой. Как бы мы ни развивали сюжет, в середине все постоянно застопоривалось. И только в 2002 году сценарист наконец сказал: «Я, кажется, знаю, в чем проблема — у нас не тот протагонист». Согласно первоначальной задумке, главным героем был парень, а девушка погибала (подразумеваются персонажи «Черной книги» Роб и Рахиль — прим. «Ленты.ру»). А потом мы решили их поменять местами — и все заработало. К 2004 работа над сценарием завершилась, потом понадобилось время на сбор средств. То есть я бы, может, поехал в Голландию и раньше — но сценарий «Черной книги» не был готов.
Давайте поговорим еще об одном вашем фильме, события которого разворачиваются во времена Второй мировой — об «Оранжевом солдате», его также показывают в рамках «Дней Голландии». В конце картины есть сцена, в которой двое мужчин танцуют танго. Вы понимаете, что по сегодняшним российским меркам это довольно провокационная сцена?
Вообще-то, нет. Ну, то есть если она и провокационная, то совсем чуть-чуть. Но уж точно не в моих глазах. Во-первых, фильм совсем не о гомосексуалах. Кроме того, я же голландец. Я вырос в обществе, принципиально отличном от современного российского. Гомосексуальность для меня всегда была — как бы это сказать? — своего рода мэйнстримом. В обществе, где я рос, сексуальная ориентация вообще не играла никакой роли. Голландия всегда была крайне прогрессивной — вы, наверно, знаете, что это одна из немногочисленных стран, где разрешена эвтаназия. И мне кажется, что отношение голландцев к гомосексуалам со временем будут перенимать все в большем числе других государств. Это же, в общем-то, биология. Определенный процент людей рождаются именно такими — и что с того?
Давайте вернемся к кинематографу. Вы в последнее время выпускаете по одному фильму раз в шесть лет. Почему так снизился темп?
Я с трудом нахожу материал для работы. В последнее время хороших сценариев попадается не так много. В США, например, меня вообще часто воспринимают как режиссера фантастических фильмов. И там мне вообще не предлагали ничего нового — все потенциальные проекты были похожи на то, что уже снял кто-то другой или даже я сам. Минимум оригинальности. Мне было скучно — и в частности поэтому я написал книгу об Иисусе. Я подумал, что это лучше, чем снимать посредственный фильм.
Но это не значит, что я не скучал по кинематографу. И поэтому я взялся за этот проект — «Одураченный».
То есть вас не устраивали сценарии и вы выбрали проект, у которого, можно сказать, сценария вообще не было? (Фильм создавался по принципу краудсорсинга: окончательная версия была собрана из работ, присланных участниками конкурса — прим. «Ленты.ру»)
В каком-то смысле так и есть. Но надо отметить, что я работал с профессиональной сценаристкой — она написала пять первых страниц, ввела всех главных героев. Это примерно четыре-пять минут фильма. Позже еще один сценарист помог мне разобраться в тысячах присланных работ, выделить в них что-то стоящее. Мы брали по кусочку из разных сценариев.
Мне этот проект понравился в том числе и из-за того, что я получил возможность поработать с молодежью. Актерам, исполнившим главные роли, всем лет по двадцать или около того. Второстепенным актерам лет 30-40 — то есть они в два раза младше меня. Сценаристка, написавшая первые сцены, тоже молода — ей около 40. (Смеется.) Операторы, звукорежиссеры — им тоже всем было по 30 с чем-то. Это был омолаживающий опыт, кроме того, в результате сотрудничества я многому научился у этого поколения — и новоприобретенные навыки я намереваюсь использовать при работе над следующим фильмом.
Что это за следующий фильм?
Это вновь будет голландская картина — но события будут разворачиваться в Индонезии. Время действия — начало XX века. Главная героиня — весьма неразборчивая в связях женщина. Это будет драма, но в ней найдется место и для неких паранормальных явлений — однако я не намереваюсь показывать их в голливудском стиле. Все будет неоднозначно — возможно, происходит что-то таинственное, но есть вероятность, что событиям можно найти и какое-то логическое объяснение. Индонезия, как известно, долгое время была голландской колонией, и в начале прошлого века там возникло сопротивление.
Фильм будет довольно дорогим — я, например, землетрясение собираюсь показывать. Сейчас ищутся источники финансирования, но сценарий уже готов. Смысл в том, что я принципиально не меняю сценарии из-за недостатка ресурсов. Если нет денег на то, чтобы снять все задуманное, я предпочитаю вообще не снимать.
Кроме того, неожиданно мне и в США предложили сценарий, который меня наконец-то заинтересовал. Это предложение я получил всего недели три назад. Пока могу только сказать, что сценарий этот написан Ником Казаном, сыном Элии Казана.
Вы смотрели римейк «Вспомнить все»?
Да. Он плох! Совсем плох. Мне кажется, что все то интересное, что было в первом фильме, в римейке потерялось. И знаете, что странно? Оказалось, что персонаж Арнольда Шварценеггера оказался куда более интересным, чем персонаж Колина Фаррелла, притом что у второго актерские данные лучше, чем у первого. Арнольд уж точно не Лоуренс Оливье, а Фаррелл талантливый актер.
Смешно еще вот что: самые лучшие рецензии на мою с Арнольдом версию «Вспомнить все» стали появляться в прессе после того, как на экраны выпустили римейк. Я еще подумал: наконец-то я собрал положительные отзывы. (Смеется.)
А римейк «Робокопа» вы планируете посмотреть?
Да посмотрю, конечно. Я их все смотрю — в свое время ознакомился со вторым и третьим «Робокопами», с продолжением «Основного инстинкта», вот теперь еще и римейк «Вспомнить все» видел. Все эти фильмы плохи.
Пол Верховен: жизнь и лучшие фильмы
Физик и математик, он не стал известным ученым, зато, поселившись в США, снял легендарные фильмы.
Жизнь и лучшие фильмы Пола Верховена
Нидерландский период
Уроженец Амстердама Пол (Паул) Верховен занятия в университете Лейдена совмещал с посещениями лекций в Киноакадемии. И режиссерское начало в нем победило. Короткометражки, документальные фильмы (в том числе, для армии) — начало карьеры складывалось не очень интересно.
В 1971-м вышла первая художественная полнометражная картина Верховена. История пары голландских куртизанок «Дело есть дело» не имела успеха, а вот мелодрама «Турецкие наслаждения», в которой снялся друг постановщика Рутгер Хауэр, была замечена и выдвигалась на «Оскар» как лучший иностранный фильм.
Спустя четыре года Хауэр вновь появляется в фильме приятеля — на этот раз в военной драме «Оранжевый солдат». Впоследствии актер покинет родину вместе с Верховеном, но размолвка приведет к тому, что их сотрудничество закончится.
«Плоть и кровь» режиссер уже решил снять на английском, видимо, подготавливая почву для «покорения Америки». Историческое повествование о средневековой эпидемии снято в 1985-м. А вскоре Пол Верховен прославился в Голливуде.
Легендарные ленты
Сам он скептически относился и относится к пресловутому «американскому образу жизни», потому его персонажи часто карикатурны, а сюжеты порой доходят до абсурда. Но не все замечают эту тонкую сатиру и пародийность, принимая, порой, задумки режиссера слишком прямолинейно. Например, люди, лишенные воображения, сочли «Звездный десант» чуть ли не промилитаристской агиткой, однако постановщик вложил в экранизацию книги Хайнлайна совсем иной смысл.
В 1987-м вышел легендарный «Робокоп». Герой Питера Уэллера, которого расстреляли бандиты, превращался в киборга, продолжавшего бороться с преступностью. Сиквел боевика снимал уже не Верховен. Совсем недавно родился ремейк картины.
Фантастический блокбастер «Вспомнить все» рассказывал о работяге, попавшем в нешуточную переделку. Герой Арнольда Шварценеггера оказывался совсем не тем человеком, память которого была был внедрена ему в мозг некой таинственной организацией.
В этой ленте снялась Шэрон Стоун, для которой в следующей работе мэтр приберег главную роль. Триллер «Основной инстинкт» имел огромный успех, а история детектива, ставшего жертвой рокового очарования писательницы-подозреваемой, заработала в прокате более 352 млн. долларов. 2 номинации на «Оскар» тоже были высокой оценкой фильму нидерландца.
И «Малина» нипочем
А вот драма «Шоугелз» неожиданно получила 7 «Золотых малин» (к которым прибавилась еще одна, за худший фильм десятилетия). Но режиссер не постеснялся присутствовать на церемонии вручения антинаград и пришел за получением собственной «Малины».
«Звездный десант», картина о противостоянии землян и жутких арахнидов, понравилась зрителям, тем более, в основу сюжета было положено знаменитое произведение великого фантаста.
Последней лентой, снятой Верховеном в Америке, был триллер «Невидимка». Одержимый своей идеей ученый постепенно становится настоящим монстром. Он опробовал на себе новый препарат, и теперь может, оставаясь невидимым, творить все, что заблагорассудится. В главной роли снялся Кевин Бейкон. Его коллег, становящихся антагонистами для бывшего босса, сыграли Джош Бролин и Элизабет Шу.
Возвращение на родину
Уже на родине режиссер снял, наверное, лучшую свою работу. «Черная книга» реалистично и местами шокирующе рассказывает о финальных месяцах Второй мировой. Чудом выжившая еврейка Рахиль вынуждена жить бок о бок с нацистами. Она становится участницей антифашистского подполья, поскольку хочет расквитаться с теми, кто погубил ее семью. В Нидерландах драма стала лидером проката и завоевала множество наград.
У режиссера крепкая семья, он и жена Мартин вырастили троих детей. В июле мэтру исполнится 76 лет, но поклонники его творчества надеются, что увидят новые работы мастера. Среди его любимых фильмов — комедия «В джазе только девушки» и эйзенштейновский «Иван Грозный», а также хичкоковский триллер «Головокружение».
Верховен уже давненько собирался экранизировать акунинский роман «Азазель», но почему-то проект не осуществился.