поль лафарг краткая биография
Лафарг Поль
книги: Лафарг Поль
Поль Лафа́рг (фр. Paul Lafargue, 15 января 1842, Сантьяго-де-Куба, Королевство Испания — 25 ноября 1911, г. Дравей, департамент Сена и Уаза Франция) — французский экономист и политический деятель, один из крупных марксистских теоретиков. Зять Карла Маркса, муж его дочери Лауры.
Поль Лафарг родился в городе Сантьяго-де-Куба. Его отец был владельцем кофейных плантаций на Кубе, которая в то время была частью королевства Испании. Богатство семьи позволило Полю учиться в Сантьяго, а затем во Франции. В 1851 году семья Лафаргов переехала в Бордо. Вскоре Лафарг окончил лицей в Тулузе и поступил в Высшую медицинскую школу в Париже.
В 1865 году за участие в студенческой демонстрации против Второй империи Лафарг был исключен из парижской Высшей медицинской школы и закончил медицинское образование в Лондоне, где познакомился с Марксом и обратился из прудониста в марксиста. Он стал постоянным гостем в доме Марксов, познакомился с его второй дочерью Лаурой, на которой женился в 1868 году
Поль Лафарг и его жена Лаура неоднократно заявляли, что как только наступит старость, мешающая им вести борьбу, они покончат жизнь самоубийством. В 1911 году они сдержали своё слово, приняв цианистый калий. Лафарг оставил предсмертное политическое письмо, опубликованное 4 декабря 1911 года в газете «L’Humanité».
Поль лафарг краткая биография
ЛАФАРГ Поль (1842—1911) — французский социалист, деятель международного рабочего движения, ученик Маркса и Энгельса. Работал в области философии и политической экономии, истории религии и морали, литературы и языка. По словам Ленина, Лафарг был одним из самых талантливых распространителей идей марксизма. Став в 1866 членом I Интернационала, Лафарг освободился от прудонистских и позитивистских взглядов. Лафарг активно участвовал в событиях Парижской коммуны, а позднее вместе с Ж. Гедом возглавил Рабочую партию Франции. Лафарг боролся с оппортунистической теорией «мирного врастания» капитализма в социализм, с анархизмом, критиковал реформистские и националистические ошибки Ж. Геда. В своем основном философском труде «Экономический детерминизм Карла Маркса» (1909) Лафарг подчеркивал объективный характер законов истории, раскрывал взаимосвязь надстроечных явлений с экономикой. Лафарг выступал против попыток «синтезировать» марксизм с кантианством, «примирить» материализм с идеализмом, против социал-дарвинизма и др. буржуазных теорий. В работе «Проблема познания» (1910) глубоко и остроумно опровергает агностицизм. Антирелигиозные памфлеты Лафарга «Пий IX в раю», «Миф об Адаме и Еве», «Религия капитала» раскрывали роль религии как защитницы капитализма. Большой интерес представляют воспоминания Лафарга о Марксе, где нарисован образ великого борца и мыслителя.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 216.
Лафарг (Lafargue) Поль (15.1.1842, Сантьяго, Куба, — 25.11.1911, Париж), деятель французского и международного рабочего движения, теоретик и пропагандист марксизма, друг и ученик К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1866—1868 годы жил в Лондоне, где после знакомства с Марксом женился на его дочери Лауре. Лафарг — член (с 1866) Ген. совета 1-го Интернационала, руководил борьбой пролетариев Бордо в защиту Парижской Коммуны. В 1873 году Энгельс и Лафарг по поручению Гаагского конгресса выступили с брошюрой против бакунизма («Альянс социалистической демократии и международное товарищество рабочих»). С 70-х годов Лафарг был связан с русским революционным движением, публиковал статьи в русской прогрессивной прессе. Вместе с Ж. Гедом Лафарг возглавлял французскую Рабочую партию (с 1882), программу которой они разрабатывали при содействии Маркса и Энгельса. В 80-х годах Лафарг вёл большую политическую и организационную работу; в 1891 году первым из революционных марксистов стал депутатом парламента и блестяще использовал свои полномочия для пропаганды марксизма. В 90-х и 1900-х годах активно боролся с оппортунизмом партий 2-го Интернационала.
Лафарг вёл решительную борьбу против всех форм идеалистической философии, отвергая попытки «примирения» материализм« с идеализмом; решительно осудил намерение Э. Бернштейна «синтезировать» марксизм с кантианством. Признавая материалистический момент в философии Канта, Лафарг сосредоточил критику на идеализме и агностицизме кантианства. Он показал антинаучность отрыва «вещи в себе» от её отражения в сознании человека, принципиального противопоставления сущности и явления. Опровергая кантовский априоризм, Лафарг подчёркивал зависимость всех форм познания от материального мира. Критикуя агностицизм, Лафарг указывал на его гносеологическую основу — разрыв чувственных и логических сторон познания, абсолютизацию каждой из этих сторон, взятых вне их реальной связи, в отрыве от практики.
Так же решительно Лафарг выступал против отождествления марксистской философии с философией Гегеля. Лафарг отверг утверждение, будто для Маркса «существует тождество мышления и реальности». Идея, говорил Лафарг, так же реальна, как объект, отражением которого в мозгу она является. Но Маркс никогда не утверждал тождества отражаемого и отражения, объективной действительности и идеи. Марксизм исходит из единства бытия и мышления, но не их тождества.
В основном философском труде «Экономический детерминизм Карла Маркса» (1909, рус. пер. 1923) Лафарг попытался с позиции исторического материализма объяснить возникновение и развитие идеологических явлений, в частности этических, философских и религиозных идей.
B области политики Лафарг боролся против реформистской идеи «мирного врастания» капитализма в социализм, критиковал реформистские и националистические ошибки Года. Выступая против всяких уступок буржуазному мировоззрению, Лафарг призывал использовать марксистскую теорию для подготовки умов к социалистической революции.
Рассматривая вопросы эстетики и литературной критики, Лафарг с марксистских позиций подверг резкой критике отрыв литературы и искусства от породившей их социальной среды, показал их обратное влияние на эту среду.
В философии в отдельных случаях Лафарг занимал позиции метафизического материализма. Некоторым его суждениям в области литературоведения свойственны тенденции к социологическому схематизму. Тем не менее в целом работы Лафаргв были значительным явлением в самых разных областях общественных наук, содействовали распространению и утверждению марксистского мировоззрения.
В. И. Ленин, лично знавший Лафарга, охарактеризовал его как одного из «. самых талантливых и глубоких распространителей идей марксизма. » (ПСС, т. 20, с. 387).
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Сочинения: Соч., т. 1—3, М.—Л., 1925 — 31; Памфлеты, М.— Л., 1931; Лит.-критич. статьи, М., 1936; Религия и капитал, М., 1937.
Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 31—36 (см. Указатель имен); Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 211—13, т. 20, с. 387—88; М о м д ж я н X. Н., Л. и нек-рые вопросы марксистской теории, Ер., 1954; е г о· ж е, П. Л. и философия марксизма, М., 1978.
Лафарг оставил ряд интересных работ, в которых стремился проследить зависимость самых отвлеченных надстроечных явлений от общественных отношений («Идеализм и материализм в объяснении истории», «Экономический детерминизм К. Маркса. Исследование о происхождении моральных, религиозных и философских идей» и др.). Преодоление религиозного мировоззрения Лафарг связывал с уничтожением эксплуатации человека человеком. В ряде исследований Лафарг дал свое истолкование возникновения религии, в том числе и самых ранних анимистических представлений, происхождения мифов, ряда религиозных обрядов («Миф о Прометее», «Миф об Адаме и Еве», «Миф о всемирном потопе», «Обрезание, его социальное и религиозное значение» и др.). Не все положения, выдвинутые Лафаргом, были одинаково достоверны и обоснованы, но его исследования свидетельствовали об огромной эрудиции во всех областях знания. Превосходный полемист и сатирик, Лафарг был автором ряда памфлетов, пользовавшихся широким распространением и свидетельствовавших о большом литературном таланте Лафарга («Право на лень», «Проданный аппетит», «Пий IX в раю» и др.). Лафарг оставил работы и в области литературной критики («Происхождение романтизма») и филологии («Французский язык до и после революции»).
Как политический деятель Лафарг был чужд догматизму и сектантству, свойственных гедистам в некоторых вопросах стратегии и тактики. Так, во время «Дрейфуса дела» Лафарг решительно высказался против тактики невмешательства. Разделяя ошибку Геда и считая маловероятной перспективу общеевропейской войны, Лафарг, однако, в противовес Геду, считал необходимым всячески развивать антимилитаристскую деятельность партии и оставался последовательным пролетарским интернационалистом. Большое значение Лафарг придавал русской революции 1905 года, надеясь, что она оживит все европейское социалистическое движение.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.
Далее читайте:
Литература:
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 31-36 (см. Указатель имен); Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 189-91, 236; т. 17, с. 269-70; Русанов Н., Поль и Лаура Лафарги, «Русское богатство», 1911, No 12; Момджян Х. Н., Лафарг и нек-рые вопросы марксистской теории, Ер., 1954; Далин В. М., Было ли гедистское направление единым? (К истории разногласий между П. Лафаргом и Ж. Гедом), «ННИ», 1964, No 5; V arlet J., P. Lafargue, théoricien du marxisme, P., 1933; Willard G., Les guedistes (1893-1905), P., 1965.
Краткая биография Поля Лафарга
Лафарг Поль (1842—1911), французский социалист, деятель международного рабочего движения.
Родился 15 января 1842 г. в Сантьяго (Куба) в семье богатого французского виноторговца. В молодости поддерживал идеи социалиста П. Ж. Прудона. Учился в Высшей медицинской школе в Париже, где примкнул к социалистическому движению.
В октябре 1865 г. был исключён из школы за участие в международном революционном студенческом конгрессе в Льеже. Для завершения медицинского образования переехал в Англию. Здесь вступил в ряды Международного товарищества рабочих — 1-го Интернационала — и вошёл в состав его руководителей.
Близко сойдясь в Лондоне с семьёй К. Маркса, Лафарг в апреле 1868 г. стал его зятем.
После возвращения во Францию занимался организацией работы французских отделений Интернационала (в Париже и Бордо). Принял активное участие в деятельности Парижской коммуны (1871 г.), после разгрома которой бежал в Испанию. Здесь он продолжил пропаганду идей социализма и интернационального рабочего движения.
В 1880 г. Лафарг вместе с Ж. Гедом основал Французскую рабочую партию. В создании её программы значительное участие приняли основоположники научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс.
Вернувшись после амнистии во Францию, Лафарг включился в активную политическую жизнь, последовательно отстаивая марксистские идеи в борьбе с другими течениями в рабочем и революционном движении.
В 1891 г. он стал депутатом французского парламента. В начале XX в. участвовал в образовании Объединённой социалистической партии, включившей в себя ряд мелких организаций социалистического толка.
Лафарг придерживался антивоенных и антирелигиозных взглядов, выступал с резкой критикой капиталистической системы. Он автор многих работ по философии, политэкономии, языкознанию, литературоведению.
СОДЕРЖАНИЕ
Ранняя жизнь и первый французский период
Оппозиция Лафарга анархизму стала печально известной, когда по возвращении во Францию он написал несколько статей, критикующих бакунистские тенденции, которые имели большое влияние на некоторые французские рабочие группы; с этой серии статей началась долгая карьера политического журналиста.
Испанский период
Второй французский период
С тех пор и до своей смерти Лафарг оставался самым уважаемым теоретиком ПОФ, не только расширяя оригинальные марксистские доктрины, но и добавляя собственные оригинальные идеи. Он также участвовал в общественных мероприятиях, таких как забастовки и выборы, и несколько раз был заключен в тюрьму.
Последние годы и самоубийство
Здоровым телом и духом, я заканчиваю свою жизнь до безжалостной старости, которая одна за другой забирала у меня все мои радости и радости; и который лишал меня моих физических и умственных способностей, может парализовать мою энергию и сломать мою волю, делая меня бременем для себя и для других.
Несколько лет я обещал себе не дожить до семидесяти; и я назначил точный год своего ухода из жизни. Подготовил методику исполнения нашего постановления, это была подкожная инъекция цианистой кислоты.
Я умираю с величайшей радостью, зная, что когда-нибудь в будущем дело, которому я был посвящен в течение сорока пяти лет, восторжествует.
Да здравствует коммунизм! Да здравствует международный социализм!
Если кто-то не может больше работать на партию, он должен иметь возможность смотреть правде в глаза и умереть, как Лафарги ».
Поль Лафарг и Лаура Маркс были похоронены в отделении 76 (возле стены коммунаров ) кладбища Пер-Лашез в Париже. Их племянник Жан Лонге, его жена и двое сыновей позже были похоронены в одной могиле.
Поль Лафарг
Содержание
Молодость и первый французский период
Поль Лафарг родился в городе Сантьяго-де-Куба. Его отец был владельцем плантаций кофе на Кубе. В то время Куба была частью королевства Испании. Богатство семьи позволило Полю учиться в Сантьяго, а затем во Франции. В 1851 году семья Лафаргов переехала в Бордо. Вскоре Лафарг окончил лицей в Тулузе и поступил в Высшую медицинскую школу в Париже.
Там Лафарг начал интеллектуальную и политическую карьеру, придерживаясь философии позитивизма и связываясь с республиканскими группами, которые выступали против Наполеона III. Как анархист и сторонник Прудона, Лафарг присоединился к французской секции Международного товарищества рабочих (Первого Интернационала). Он скоро встретился с двумя из наиболее выдающихся революционеров: Карлом Марксом и Огюстом Бланки, влияние которых в значительной степени затмило первые анархистские тенденции молодого Лафарга.
В 1870 году он вернулся в Париж. Оппозиция Лафарга анархизму стала известной, когда после его возвращения к Франции он написал несколько статей, нападая на тенденции бакунистов, которые очень влияли при группах некоторых французских рабочих. Этот ряд статей отметил начало долгой карьеры Лафарга как политического журналиста.
Испанский период
После падения Парижской Коммуны в 1871 Поль Лафарг бежал в Испанию. Он обосновался в Мадриде, где связался с местными членами Интернационала.
В Мадриде Лафарг распространял марксистские взгляды, писал статьи в газете «La Emancipación» (где он защищал потребность создания политической партии рабочего класса, против чего выступали анархисты). В то же время, Лафарг в некоторых своих статьях выдвинул собственные идеи, например, о радикальном сокращении рабочего дня.
В 1872 году после статьи в газете «La Emancipación» против нового, анархистского, федерального Совета, Федерация Мадрида исключила из своего состава подписантов той статьи, которые скоро создали Новую Федерацию Мадрида, менее влиятельную. Как один из представителей Испании, Лафарг входил в марксистское меньшинство на 1872 Конгрессе в Гааге, на котором произошёл раскол Первого Интернационала (официально распущен в 1876 году).
Второй французский период
Между 1873 и 1882 годами Поль Лафарг жил в Лондоне и избегал практиковать медицину, поскольку он потерял веру в возможности современной ему медицины. Он открыл фотолитографическую мастерскую, но доходы с неё были невелики. Благодаря помощи Энгельса он снова установил из Лондона связи с движением французских рабочих, которое начало возрождаться после репрессий при Адольфе Тьере в течение первых лет Третьей республики.
С 1880 году он снова работал как редактор газеты «L’Egalité». В том же году на страницах той газеты Лафарг начал издавать свою нашумевшую работу «Право на леность». В 1882 году он начал работать в страховой компании, что позволило ему вернуться в Париж и повторно войти в ядро французской социалистической политики. Вместе с Жюлем Гедом и Габриэлем Девиллем, он начал направлять действия недавно основанной Рабочей партии Франции, которая начала борьбу с другими главными левыми течениями: анархистами, радикалами-«якобинцами» и бланкистами.
С того момента и до его смерти, Лафарг оставался наиболее уважаемым теоретиком Рабочей партии Франции, не только расширяя оригинальные марксистские доктрины, но также и добавляя оригинальные собственные идеи. Он также принимал активное участие в общественных действиях, таких как забастовки и выборы, и был заключен в тюрьму несколько раз.
В 1891 году, несмотря на нахождение под стражей в полиции, он был избран во французский Парламент от города Лилля, будучи самым первым французским социалистом-депутатом. В результате его успеха Рабочая партия Франции стала переходить к парламентской тактике, и в значительной степени оставила повстанческую политику предыдущего периода.
Однако сам Лафарг продолжал защиту марксистской ортодоксальности против любой реформистской тенденции, как показал его конфликт с Жаном Жоресом. Лафарг отказался принять участие в каком-либо «буржуазном» правительстве.
Последние годы жизни и самоубийство
В 1908 году французские социалистические партии и группы объединились в одну партию на Конгрессе в Тулузе. На нём Лафарг отчаянно боролся против социал-реформизма, защищаемого Жоресом.
В эти последние годы, Лафарг уже почти не участвовал в политической деятельности, живя в предместьях Парижа, ограничивая свой вклад статьями и эссе, а также случайными встречами с некоторыми из самых выдающихся социалистических активистов того времени, таких как Карл Каутский, Карл Либкнехт и Владимир Ленин.
Поль и его жена Лаура неоднократно заявляли, что как только наступит старость, мешающая им вести борьбу, они покончат жизнь самоубийством. В 1911 году они сдержали своё слово. Лафарг оставил предсмертное политическое письмо, опубликованное в номере газеты «L’Humanite» от 4 декабря 1911 года.