поль гоген биография и творчество
Поль Гоген-судьба и творчество
Поль Гоген. Когда свадьба?1892г.Базель,Швейцария (до 2015г).
На заднем плане картины мы видим тропический ландшафт с мелкими фигурками для масштаба, выполненный в том же цветовом сочетании, причём небо дано в жёлтом цвете. Две женские фигуры изображены одновременно на переднем и среднем плане. Женская фигура, ближайшая к зрителю, одета в таитянский наряд — открытую блузку и яркое парео, поза её очень прихотлива.
Женщина позади неё одета в более строгое платье по моде, насаждаемой христианскими миссионерами, с воротником. Н. Маурер сравнивала её жест с буддийской мудрой, возможно, несущей угрозу или предупреждение[5]. Черты лиц нарочито стилизованы, но у женщины в строгом платье больше индивидуальных черт, её лицо помещено в оптический центр холста. Цвет её платья — оранжево-розовый — отличается от всех других объектов на картине.
Картина Поля Гогена, написанная художником на Таити в 1892 году. В течение полувека принадлежала семейству Рудольфа Штехлина, экспонировалась в Художественном музее Базеля. В 2015 году картина была проданамузейному ведомству Катара за рекордные 300 млн долларов.
И в жизни и в творчестве Гогена все необычно, все запутанно, противоречиво, все ярко, красочно, все пронизано духом протеста против привычных, устоявшихся норм, против гладкого, безмятежного существования.
Жизнь Гогена, полная превратностей, доказала, что он глубоко верил во все то, что проповедовал. А потому каждое событие в его жизни, каждое слово, сказанное художником по тому или иному поводу, приобретает особый смысл.
Чтобы понять художника и его картины вернёмся к его биографии.
Поль Гоген родился в 1848году. Его отец был журналистом,а мать родом из богатой перуанской семьи.До семи лет Поль жил в семье матери в Перу.
В 1855 году, когда Полю было 7 лет, он с матерью возвращается во Францию и селится в Орлеане со своим дедом. Гоген быстро выучивается французскому языку и начинает преуспевать в образовании. В 20 лет он на 2 года уходит служить во флот. В 1871 году Гоген возвращается в Париж, где получает должность биржевого брокера.
В начале 1873 года Гоген знакомится с молодой датчанкой Мэтт-Софи Гад, приехавшей во Францию на каникулы, и женится на ней. Жена относится к развлечению мужа как к наиболее безобидному препровождению времени. У супругов родилось пятеро детей.
В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. У него появился комфортабельный дом в пригороде Парижа, любимая жена родила ему пятерых детей. В свободное время Гоген много времени уделяет своему хобби — живописи. Началось всё с коллекционирования картин, а затем Гоген стал сам пробовать писать.
Гоген увлекался рисованием ещё с детства, но только после знакомства с художником-импрессионистом Камилем Писсарро, который в свою очередь познакомил Гогена с другими художниками, он стал рисовать регулярно и в конце концов выставлялся на выставках импрессионистов в 1881 и 1882 годах.
В 1884 году Гоген переехал с семьёй в Копенгаген, где продолжал работать брокером. Однако став заниматься живописью всё своё время, Поль оставляет жену и пятерых детей в Дании и возвращается в Париж в 1885 году.
Ощущение полной потерянности, невозможности преодолеть сложившуюся вокруг него враждебную обстановку усугубляется еще отношением жены и родственников.
Но Мэтт не смогла понять своего мужа, когда он решил полностью посвятить себя искусству. Брак между ними фактически распался к 1885 году, что не мешало Мэтт долгое время (как минимум, до 1892 года) помогать Полю выставляться и быть фактически его агентом в Дании.С этого времени начинаются его скитания по миру.
С детства, проведённого в Перу (на родине матери), он испытывает тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году пишет целых 80 полотен.
Здесь он писал не только картины, но и книги, создавал свои неповторимые скульптуры. Гоген писал: «Я повсюду на траве расставляю скульптуры. Это глина, покрытая воском. Во-первых, обнаженная женская фигура, потом великолепный фантастический лев, играющий со своим львенком. Туземцы, которые никогда не видели хищников, совершенно ошеломлены».
Он видел, что у жителей островов осталось много не совсем приятных, варварских привычек, видел, сколько новых пороков прививают этим наивным людям приплывающие сюда европейцы. Но он вновь и вновь сам воссоздавал пленивший его когда-то рай, сам возводил свой дом наслаждений.
После кратковременного (1893—1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию — сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу.
Веселый дом» Гогена в Атуоне В нижнем этаже были — слева мастерская для резьбы по дереву, справа кухня. Неогороженное помещение посередине служило столовой, здесь же в последние годы жизни Гогена стояла его двуколка.
На втором этаже слева была маленькая спальня, справа просторная мастерская. Дверь окружали крашеные резные деревянные панно. Из окна мастерской Гоген удочкой доставал из колодца кувшин с водой.
Любимой моделью Гогена была рыжеволосая Тохотауа с соседнего острова Тахуата. Любопытно, что из-за древнего смешения рас не только на Маркизских островах, но и в других частях Полинезии ко времени открытия их европейцами было много рыжеволосых туземцев. И сколько помнили люди, в роду Тохотауа всегда были рыжеволосые. Она позировала, в частности, для интересной картины Гогена «Варварские сказания»
Несмотря на болезни, бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами.
На больших плоскостных полотнах он создаёт статичные и контрастные по цвету композиции, глубоко эмоциональные и одновременно декоративные.
В одном из последних своих писем другу он сообщал: «Я повержен, но еще не побежден. Разве побежден индеец, который улыбается под пытками? Право, дикари лучше нас. Ты был не прав, сказав мне однажды, что я ошибаюсь и я не дикарь. Нет, это так и есть: я дикарь. Цивилизованные это чувствуют, потому что в моих произведениях удивляет, озадачивает именно это «невольное дикарство». Вот почему мне и нельзя подражать».
8 мая 1903 года после нескольких суток физических и моральных страданий Поль Гоген скончался. Пришедшие в дом художника туземцы причитали над его телом: «Гоген умер, мы пропали».
Поль Гоген лучше, чем кто-либо другой, подвёл итог своей судьбе и своему творчеству : «Я великий художник и знаю об этом, поскольку это так. Я претерпел многое. Мой творческий центр находится в мозгу, а не где-либо в другом месте. Я силён, поскольку никто и нигде не сбивал меня с пути, который я избрал, и остаюсь верным тому, что во мне есть».
Дух мёртвых не дремлет.
Гоген написал «Дух мертвых не дремлет» в 1892 году, в глухой деревне на острове Таити. На этой картине наблюдается характерное для художника смешение вымысла с явью, когда древние легенды тесно переплетаются с жизнью таитян.
Молодая девушка списана с Техуры, юной таитянской жены Гогена. Дух изображен в виде обычной маленькой женщины. Мрачный фиолетовый фон картины создает соответствующую атмосферу.
Интерес к Гогену увеличивался год от года. Ему посвящали статьи и исследования. Музеи и крупные собрания приобретали его картины, и «рыночная цена» на него все росла.
Цена эта особенно резко подскочила в декабре 1942 года, когда картина Гогена «Две фигуры на скале», написанная в 1889 году, была продана за 1100 тысяч франков, а в 1956 году «Крестьянина с собакой» оценили в 18 500 тысяч франков.
Впоследствии, 25 ноября 1959 года, таитянская картина «Ты ждешь письма?» была оценена в Лондоне в 130 тысяч фунтов стерлингов, что составляет около ста восьмидесяти миллионов франков.
Таким образом, Гоген наряду с Сезанном и Ван Гогом был одним из трех наиболее «высоко котирующихся» художников мира. Любой его набросок рвут друг у друга из рук. В июне 1957 года в Отеле Друо за 600 тысяч франков было продано одно из его писем. Что же было написано в этом письме? А вот что: «Теперь я повержен, побежден нищетой. «
Поль Гоген
Фото Все
Видео Все
Гоген. Больше, чем любовь
Поль Гоген / Eugene Henri Paul Gauguin. Гении и злодеи.
Постимпрессионисты: Поль Гоген
Поль Гоген — биография
Поль Гоген – французский постимпрессионист, работы которого вошли в сокровищницу мирового изобразительного искусства. Судьба художника интересна тем, что до определенного возраста он был успешным биржевым брокером, но потом отказался от материальных благ и полностью отдался творчеству.
Жизнь Поля Гогена – это удивительная история успешного биржевого брокера, который в одночасье бросил прибыльную финансовую деятельность, полностью погрузившись в создание картин. Солидное состояние, на которое его семья могла бы безбедно существовать долгие годы, было утрачено – бывший предприниматель остался практически без гроша.
Это теперь полотна Гогена, как и его коллеги Ван Гога, оцениваются в миллионы долларов и продаются на самых престижных мировых аукционах. При жизни творчество постимпрессиониста оценено не было, и ни одна из его картин не снискала признания у современников. Посвятив свою жизнь искусству, француз стал нищим скитальцем, променявшим обеспеченную жизнь на крайнюю бедность.
Детство и юность
Талантливый парижанин родился 7 июня 1848 года в семье журналиста «Насьональ» Кловиса и Алины Марии, девушки из знатного рода. В те годы Франция переживала непростые времена: в стране царила смута и каждый житель от мелкого торговца до влиятельного бизнесмена жил в ожидании больших политических перемен. Все эти события и освещал отец Поля на страницах передового парижского издания.
Беспокойная политическая обстановка вынудила Кловиса и его семью покинуть страну. Этому решению способствовала еще одна причина: свободолюбивое издание «Насьональ» попало под санкции правительства, и журналист оказался буквально на улице. В 1850-м, собрав нехитрые пожитки, семейство бежало из Франции в далекую африканскую страну Перу.
На новом месте отец семейства планировал основать собственное издательство, заручившись поддержкой родителей супруги. Но судьба распорядилась иначе: не добравшись до места, Кловис внезапно умер от остановки сердца. Оставшись вдовой, Алина с двумя маленькими детьми поселилась в Лиме, где ее с в своем поместье приютил брат.
Поль Гоген в молодости
До семи лет будущий художник прожил в доме влиятельных родственников матери. Это были чудесные годы: мальчика окружал тропический рай, красоты которого поражали воображение. Жизнь в этой экзотической стране наложила яркий отпечаток на всю последующую творческую биографию Гогена.
Поль рос под неустанной опекой взрослых: его постоянно окружали воспитатели, слуги, медсестры. Однако спокойная жизнь вскоре закончилась: в Перу начались гражданские беспорядки и имевшие политический вес родственники матери лишились всякого влияния. Алина Мария с дочерью была вынуждена вернуться в Париж, где ее ожидало наследство от умершего дяди. На родине женщина устроилась в швейную мастерскую и стала зарабатывать на жизнь портновской работой. Маленький Гоген тем временем оставался на попечении дедушки, проживавшего в Орлеане. Спустя несколько лет упорного труда и экономии на всем Алина смогла выкупить швейный бизнес и стать его владелицей.
Сменив несколько начальных школ, Поль отправился на обучение в элитный католический интернат. Мальчик хорошо учился и радовал преподавателей прилежным поведением. Ему легко давались почти все предметы, но более всего юноша преуспел в иностранных языках.
В четырнадцатилетнем возрасте Гоген стал учащимся военно-морской, которая занималась подготовкой к поступлению в мореходное училище. В 1865 году предстояли вступительные экзамены, и Поль усиленно к ним готовился. Неизвестно, как бы сложилась судьба молодого человека, но экзамены он с треском провалил. Не поддавшись отчаянию, юноша попросился работать на судно, где как раз требовался лоцман. Вместе с командой бывалых моряков молодой романтик отправился бороздить необъятные океанские просторы. За время плавания Гоген побывал на живописном Средиземноморском побережье, увидел красоты Южной Америки, достиг северных морей.
Находясь в многомесячном рейсе, парень не знал, что из дома ему отправили трагическую весть: умерла мама. Сестра Мари сразу же написала ему письмо, но, когда оно дошло, адресат уже был у берегов Индии. Вернувшись на родину, Поль прочел завещание матери, в котором она слезно умоляла сына заняться своей карьерой. Зная взбалмошный характер отпрыска, женщина надеялась, что в случае неприятностей он сможет обратиться к друзьям и родственникам.
Решив не перечить последней воле матери, молодой человек в 1871-м приехал во французскую столицу и начал строить собственную жизнь. Удача была на стороне 23-летнего Гогена – ему оказал поддержку друг семейства Гюстав Ароза и помог обосноваться в финансовом мире. Гюстав устроил парня в брокерскую компанию, где тот вскоре начал зарабатывать неплохие деньги.
Искусство
Поль был хватким юношей, поэтому уже в первые годы он научился довольно успешно торговать на бирже. Всего за десять лет он заработал репутацию в финансовой сфере и смог приобрести собственное жилье в престижном районе Парижа. Последовав примеру своего покровителя Арозы, Поль начал приобретать полотна художников-импрессионистов, чьи работы вдохновили его на написание собственных картин.
В душе Гогена были свежи воспоминания о перуанских красотах, поэтому первые его творения были посвящены ярким пейзажам тех экзотических мест. В 1873-1874-м молодой художник представил на суд соотечественников ряд картин, одна их которых – «Лесная чаща в Вероффе». Работа, выставленная в Салоне, имела огромный успех у искушенной парижской публики.
Талантливый парень не ускользнул от внимания известного французского живописца Камиля Писсарро, который стал его первым наставником и добрым другом. Камиль тогда жил в парижском пригороде Понтуаз, куда частенько заглядывал начинающий художник Поль Гоген.
Погрузившись в творчество, Поль стал охладевать и к карьере, и к деньгам. Он все чаще уединялся, чтобы в полной мере отдаться искусству живописи. Со временем из удачливого брокера молодой мужчина превратился в талантливого художника, смыслом жизни которого стали картины.
Большое влияние на судьбу Гогена оказал его новый знакомый – Эдгар Дега, чьи импрессионистские работы отличались оригинальностью и новаторством. Друг оказал Полю не только колоссальную моральную поддержку, но и финансовую, покупая его экспрессивные работы.
Поль Гоген и Ван Гог
В 1891 году мастер почувствовал, что задыхается в шумном Париже. В поисках источника вдохновения он решил отправиться в турне по жарким странам, детские воспоминания о которых продолжали будоражить его душу. Первым делом Гоген направился в Панаму, где некоторое время гостил в Арле у Ван Гога. Далее путешественник оказался на Таити, вулканические пейзажи которого дали невероятный простор его фантазии. Здесь он наслаждался волшебными видами коралловых рифов, непроходимых джунглей и морских берегов лазурного цвета. Перекладывая увиденное на холст, Поль старался передать каждый тончайший оттенок природной палитры, что сделало его творения невероятно яркими и оригинальными.
Свободный от мирской жизни и суеты, художник получил возможность спокойно наблюдать за окружающим миром и подмечать каждую деталь. Многие из его полотен – это сюжеты, взятые в реальной жизни. Работа «А, ты ревнуешь?» стала художественным воплощением сцены, увиденной Гогеном на берегу моря. Мастер застал двух сестер-таитянок, которые после купания непринужденно лежали на песке и весело щебетали на свои девичьи темы. Одна из сестер вдруг воскликнула «Как? Ты ревнуешь!». Эта фраза и стала названием знаменитой картины, которую сам создатель позже считал одним из лучших своих произведений.
Картина Поля Гогена «А, ты ревнуешь?»
В 1892-м художник явил миру новую работу «Дух мертвых не дремлет», где преобладали мрачные, мистические краски. В центре полотна – нагая таитянская девушка, которая возлежит на кровати, а на заднем плане изображен дух в темных одеждах. Здесь прослеживается отсылка к культуре таитян, испытывающих страх к духам и всему потустороннему.
«Дух мертвых не дремлет»
С 1886 по 1890 годы художник жил в Бретани, где тесно общался с художниками-символистами. Впервые мастер оказался в Понт-Авене в 1886-м, направившись туда, чтобы сэкономить: жизнь в этом месте была гораздо дешевле парижской.
Детская любовь Поля к жарким странам возродилась с новой силой. Он еще раз утвердился во мнении, что цивилизация – это болезнь, убивающая в человеке связь с природой.
В 1887-м постимпрессионист в компании художника Лаваля оказался на острове Мартиника. Коллега помог Полю найти новые грани в творчестве, после чего в его работах случилась настоящая эволюция.
Через год Гоген отправился в Панаму, где стал свидетелем грандиозной стройки Панамского канала.
«Женщина, держащая плод»
Еще через год Гоген создал полотно «Женщина, держащая плод». Как и во всех творениях маэстро, человек и окружающее пространство здесь слились воедино, образовав неотделимый художественный ансамбль. Эту картину позже купил известный русский предприниматель и меценат Савва Морозов, а сейчас она является экспонатом Эрмитажа.
Поль Гоген пробовал себя и в литературе: в 1901 году вышла в свет его книга под названием «НоаНоа». Это произведение автор написал уже в последние годы своей жизни.
Личная жизнь
Знаменитый постимпрессионист был женат дважды. Первой супругой стала датская девушка по имени Мэтте-Софи Гад, подарившая мастеру двоих сыновей и двух дочерей. Первенец Эмиль, родившийся в 1874-м, стал любимчиком великого художника. На многих его полотнах можно увидеть изображение вдумчивого мальчика, который не расстается с книгой.
Поль Гоген с Мэтте-Софи Гад
Личная жизнь мэтра была далеко не идеальной. При жизни Гогена его картины высоко не ценились и не приносили практически никакой прибыли. Супруга Поля была далеко не альтруисткой, поэтому в семье часто случались скандалы на финансовой почве. Действительно, художник еле сводил концы с концами, и это не могло не раздражать мать четверых детей.
Во время своего пребывания на Таити автор увлекся местной несовершеннолетней красавицей, которую вскоре взял в законные жены. Молодая таитянка вскоре родила художнику сына.
Смерть
Находясь во Французской Полинезии, творец создал порядка восьмидесяти картин, которые сейчас считаются лучшими за весь период его творчества. Гоген переносил на холст свои наблюдения за островитянами, переплетая реальные сцены с мифическими.
Несмотря на то, что мастер работал невероятно продуктивно, его полотна так и не заслужили признания среди ценителей искусства. Настал момент, когда великий живописец погрузился в глубочайшую депрессию.
От безысходности и злого рока Гоген неоднократно пытался наложить на себя руки. Душевная боль вскоре стала причиной телесных заболеваний – у мастера обнаружили сначала проказу, а потом и сифилис. Поль Гоген умер на Таити 9 мая 1903-го, не дожив до 55 лет.
Могила Поля Гогена
Гоген стал одним из тех великих людей, слава и признание к которым пришла только после ухода из жизни. Через три года после кончины маэстро его картинами, выставленными в парижской галерее, восхитился весь мир.
В начале 20-го века британский писатель Моэм Сомерсет издал книгу «Луна и грош», где прототипом главного персонажа стал великий Поль Гоген.
В 1986 году в память о творце была снята картина «Волк на пороге», главную роль в которой исполнил голливудский актер Дональд Сазерленд.
Картины
Ссылки
Поль
Гоген
Биография и информация
Поль Гоген (фр. Eugène Henri Paul Gauguin, 7 июня 1848, Париж, Франция – 8 мая 1903, Атуона, Французская Полинезия ) – французский художник-постимпрессионист. Юность Гоген провел на кораблях торгового флота, путешествуя по всему миру. После этого он вернулся во Францию, женился и стал биржевым брокером. Спустя несколько лет Гоген вдруг начал рисовать, и в конце концов бросил работу, ушел из семьи и отправился жить на Таити, где написал самые знаменитые свои полотна. Но при жизни художник почти не получил признания, критики и журналисты высмеивали его работы. Последние годы жизни Гоген провел на Маркизских островах.
Особенности творчества художника Поля Гогена: ранние работы Гогена можно отнести к импрессионизму, позже он переходит к клуазонизму и синтетизму. В самых своих знаменитых таитянских полотнах он чаще всего использует очень яркие, чистые, иногда даже неестественные цвета. Героинями его картин становятся полуобнаженные туземные девушки в окружении деревенских хижин и тропических пейзажей.
Если сказать, что Поль Гоген был великим художником, найдется очень мало людей, готовых, а главное – способных, этому возразить. А вот утверждение о том, что Поль Гоген был великим человеком, напротив, весьма спорно. Художник, безусловно, был незаурядной личностью, на долю которой выпало немало бед и невзгод. Но если рассматривать его именно как человека, абстрагируясь от таланта и творческого наследия, остается только удивляться тому, как ему удавалось уживаться с людьми, точнее, как эти люди его терпели.
Гоген был агрессивным и высокомерным, портил отношения с окружающими и ссорил их друг с другом (иногда просто ради забавы). Он считал себя непризнанным гением и жил мечтой о том моменте, когда весь мир жестоко раскается в том, что не понимал его таланта. Единственным человеком, к которому Гоген был по-настоящему привязан, была его дочь Алина (она же, к слову, была главной почитательницей его творчества даже тогда, когда в него не верил никто). Но и Алине не удалось ни удержать художника рядом с собой, ни уговорить его взять ее с собой в далекие теплые края.
Единственное, что получалось у Гогена действительно хорошо (кроме живописи, само собой), так это убегать. Его бегство было самозабвенным, отчаянным и никогда не приносило ему успокоения. На протяжении всей жизни художник с разной степенью успешности сбегал от обязательств и ответственности, безденежья и непризнанности, семьи и обыденности, цивилизации, в конце концов. Важно то, что это всегда было именно «бегство от…», а вот цель этого бесконечного путешествия от Гогена всегда ускользала.
Семейное дело
По всей видимости, уверенность в том, что его жизнь будет незаурядной, и в том, что он заслуживает особенного отношения, появилась у Гогена еще в раннем детстве. В возрасте полутора лет он совершил свое первое дальнее путешествие – из Франции в Перу – и в нем же трагически лишился отца. В Лиме маленький Поль с матерью Алиной и сестрой Марией жили в полном достатке в доме дальнего родственника-миллионера. Если бы не вмешались прямые наследники дона Пио, семья Гогена могла бы унаследовать немалое состояние, и тогда мир, вероятнее всего, лишился бы одного великого художника. Но таким уж был злой рок, преследовавший семейство Гогена по материнской линии, – все они большую часть жизни вынуждены были прозябать в нищете.
Сложно себе представить, как тяжело было семилетнему Полю адаптироваться к новым условиям жизни, когда семья вернулась во Францию и поселилась в доме его деда в Орлеане. Мальчик привык к другим пейзажам за окном, к другой речи (его первым языком был испанский) и к совершенно другому уровню жизни. Еще совсем недавно с ним обращались, как с маленьким королем, и вот уже ему приходится ходить в обычную французскую школу и начинать задумываться о скучной работе в какой-нибудь заурядной сфере. Этого Поль допустить никак не мог. Не слушая мать, которая советует ему делать карьеру (потому что он с трудом сходится с людьми и «не умеет завоевывать расположение»), и выбирая путь отца, в свое время нарушившего семейную традицию и ставшего журналистом вместо зеленщика, Гоген нанимается помощником лоцмана в торговый флот. Следующие шесть лет он путешествует по всему миру, как губка впитывая впечатления. Даже известие о смерти матери, которое нашло его в Индии лишь спустя несколько месяцев, не смогло его остановить. Но, в конце концов, Гоген все же вернулся во Францию и постепенно превратился в того, кем так отчаянно не хотел быть.
Затишье перед бурей
Следующие несколько лет прошли для Гогена словно в каком-то странном сне. Он все же устроился на заурядную работу биржевым брокером (скучнее не придумаешь, однако эта работа приносила стабильный и весьма высокий доход), женился на грубоватой белокурой датчанке Метте Гад, которая фактически заменила ему мать, и обзавелся детьми. Те, кто знал Гогена в тот период, вспоминали, что он был очень тихим и неразговорчивым, будто спал на ходу, но иногда в нем просыпалась какая-то звериная первобытная ярость. Способный после долгих лет на флоте гнуть голыми руками подковы, Поль мог вдруг наброситься на нечаянного обидчика с кулаками и серьезно его покалечить.
В 1882 году во Франции случился биржевой кризис, и Гоген лишился работы. Рынок живописи тоже пострадал, картины таких малоизвестных художников, и без того продававшиеся довольно вяло, вовсе перестали находить покупателей. Но, несмотря на это, он расценил потерю работы на бирже как знак: ему нужно становиться настоящим художником. Метте, беспокоясь о благосостоянии семьи, устраивала мужу скандалы и называла его сумасшедшим. С ней бы согласились критики, пренебрежительно отзывавшиеся о работах Гогена, и даже его друзья, которые с большим трудом пытались прокормить себя живописью. Но он словно очнулся наконец от долгого сна. Будущее виделось Гогену радужным и счастливым. Ярких цветов в нем, впрочем, в самом деле будет много, а вот счастья…
В шаге от бессмертия
О счастье Гоген забудет еще на несколько лет. Семья осталась в Копенгагене, Метте буквально выгнала мужа, неспособного обеспечивать семью. В Париже ему часто приходилось голодать и браться за самую низкооплачиваемую работу, чтобы хоть как-то себя прокормить. Гоген переедет в Бретань, ненадолго задержится в Арле, побывает в Панаме и на Мартинике… Постоянная нужда и жажда чего-то большего гнала его все дальше и дальше. Постепенно в воображении Гогена начинал складываться образ того места, в которое он хотел попасть. Детство в Перу, плавание в дальние страны в юности, Панама, Мартиника… Ему виделись чувственные смуглые женщины (которые будут молча обожать его и не требовать, чтобы он их обеспечивал), покрытые тростником хижины (за жизнь в которых не нужно платить), в изобилии растущие экзотические фрукты (которые избавили бы его от необходимости искать деньги на пропитание).
Каким же было разочарование Гогена, когда он впервые сошел с корабля на таитянский берег и увидел вполне цивилизованный город с лавками и кабаками, кирпичными домами и людьми в европейской одежде. Художник опоздал с приездом сюда на несколько десятилетий: за это время колонисты успели оказать серьезное влияние на уклад жизни островитян. Впрочем, в дальних уголках острова Гоген все же нашел ту простую туземную жизнь, о которой мечтал. А то, чего он не нашел, услужливо дорисовывало его богатое воображение. Художник начинает много и вдохновенно писать, отдавая предпочтение клуазонизму и синтетизму и постепенно оттачивая собственный неповторимый стиль. В это время он создает многие из самых знаменитых своих работ: «Женщина с цветком» (1891), «Когда свадьба?» (1892), «Женщина, держащая плод» (1893).
В 1893 году Гоген возвращается во Францию, преисполненный уверенности в том, что теперь его гений наконец будет признан. Несмотря на полное безденежье и пошатнувшееся здоровье (врачи диагностировали сифилис в запущенной форме), он везет на родину свои новые картины в ожидании триумфа. Но художника ждало лишь новое жестокое разочарование. Его выставка стала провальной, критики и журналисты буквально растоптали его, называя его полотна «измышлениями больного мозга, надругательством над Искусством и Природой». Вдобавок ко всему во время визита в Копенгаген оказывается, что младшие дети Гогена совсем его не узнают. Метте, которой художник на протяжении всего этого времени писал письма и присылал свои работы, выставила его из дома, не пожелав с ним разговаривать. Получив сразу несколько сокрушительных ударов, Гоген принимает решение снова уехать на острова – на этот раз навсегда.
В 1878 году изнуренный нищетой и болезнью, сломленный известием о смерти любимой дочери Алины, художник понимает, что в этом мире его больше ничего не держит. На прощание он решает создать настоящий шедевр – полотно «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» После того, как работа над картиной была завершена, Гоген отправился в горы умирать. И потом клял себя последними словами за то, что не сумел даже отравиться и принял слишком большую дозу мышьяка.
После этого «второго рождения» жизнь Гогена удивительным образом начала налаживаться. Болезнь на какое-то время отступила, а в Париже наконец-то начали продаваться его картины. Художник перебрался на Маркизские острова, построил здесь большой дом и собственноручно украсил его деревянной резьбой. В нем неожиданно проснулся отцовский талант журналиста, но Гоген ни на минуту не забывает о своем истинном призвании и продолжает писать. Здесь появляются на свет знаменитые полотна «Золото их тел» (1901), «Заклинание» (1903) и последний автопортрет (1903). Рисуя себя в последний раз, Гоген наконец отказывается от любимого образа «дикаря», изображая спокойного и уставшего человека, прожившего пусть и тяжелую, но полную впечатлений жизнь.
Поль Гоген был найден мертвым в своем «Доме удовольствий» в возрасте 54 лет. На тумбочке возле его кровати стоял пустой флакон из-под опийной настойки. Похоже, в этот раз он все сделал правильно. Последний побег удался.