покрышкин летчик герой советского союза биография
Биография Александра Покрышкина
Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта (по старому стилю 21 февраля) 1913 года в городе Новониколаевске (ныне ‑ Новосибирск) в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. С 1930 по 1932 год был учащимся школы ФЗУ «Сибкомбайнстроя» по специальности слесарь‑инструментальщик.
В 1932 году Покрышкин стал курсантом 3‑й Военной школы авиатехников. После отличного окончания авиашколы его направили в Ленинград (ныне Санкт‑Петербург) на курсы усовершенствования авиатехников. В конце 1934 года он получил назначение на должность старшего авиатехника авиазвена 74‑й Таманской стрелковой дивизии, дислоцирующейся в Краснодаре. Четыре года Покрышкин прослужил техником, затем старшим техником, мечтая освоить профессию летчика. Для этого он настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал за эти годы 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ. Тогда в сентябре 1938 года, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он освоил двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на «отлично» сдал экзамен. В свой 40‑й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием окончил школу, став летчиком.
В декабре 1939 года Покрышкин получил должность младшего летчика 55‑го истребительного авиационного полка Одесского военного округа. За два месяца до начала Великой Отечественной войны истребительный авиационный полк, в котором он служил, прошел перевооружение с бипланов И‑15 и И‑153 на МиГ‑3. Покрышкин в числе первых начал освоение этой машины.
В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. До осени 1942 года летал на МиГ‑3, И‑16, Як‑1. Весной 1943 года, после перевооружения полка на американские самолеты P‑39 «Аэрокобра», отличился во время боев на Кубани. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за 354 боевых вылетов, 54 воздушных боев, 13 лично и 6 в группе сбитых самолетов противника командиру эскадрильи 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитану Александру Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Второй медали «Золотая Звезда» Покрышкин был удостоен 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника. К 20 декабря 1943 года исполняющий обязанности командира 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии подполковник Александр Покрышкин совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил 50 самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко‑фашистскими захватчиками был удостоен (впервые в истории страны) третьей медали «Золотая Звезда».
Александр Покрышкин
Биография
За годы Великой Отечественной войны легендарный военачальник СССР, маршал авиации, летчик-истребитель Александр Покрышкин более 150 раз вступал в воздушный бой с фашистами. Согласно официальной статистике, он единолично сбил 59 вражеских самолетов, хотя многие историки и сам ас имеют иное мнение: некоторые победы Ястреб небес отдавал на счет подчиненных. Однако, по распространенному мнению, в результативности Александр Покрышкин уступает лишь Ивану Кожедубу.
Детство и юность
Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта (21 февраля по старому стилю) 1913 года в Новониколаевске (ныне Новосибирск) Томской губернии в семье со скромным доходом. Не могли позволить себе жить на широкую ногу и соседи, чьи дети в свободное время промышляли грабежом, били окна, устраивали драки. Российская империя едва оправлялась от Первой мировой войны — воспитанием подрастающего поколения заниматься было некому.
Александр Покрышкин воспитывал себя сам — хорошо учился, много читал, а в 12 лет начал проявлять интерес к авиации. Окончив 7 классов, юноша устроился на стройку. Приблизительно в те же годы свои «крылья» расправил Валерий Чкалов, летчик-испытатель. Его подвиги вдохновили Александра Покрышкина и тысячи его сверстников с уверенностью заявить: «Однажды я воспарю в небо!»
Жизнь аса в молодости складывалась прозаично. Он трудился на заводах слесарем, участвовал в делах ВЛКСМ, служил в рядах Красной армии, а в душе мечтал о штурвале.
Личная жизнь
Сердце Александра Покрышкина занимали две страсти — авиация и Мария Кузьминична, медсестра. Знакомство с последней состоялось в 1942 году на берегу Каспийского моря. Молодые люди влюбились без памяти, слали с разных линий фронта друг другу письма, часть из которых оставалась без ответа: не успевала найти адресанта.
Личную жизнь молодые люди узаконили 1 апреля 1944 года в Черниговке, ныне это село Приморского края. Тогда Мария Кузьминична уже носила под сердцем первенца — дочку Светлану. Она прожила 52 года, скончавшись от рака. Наследник Покрышкина, тоже Александр, родился в 1947 году.
Летчик с женой успели понянчить внуков — Александра, Павла и Екатерину.
Авиация
Повинуясь зову сердца, Александр Покрышкин в 1932 году покинул Сибирь и поступил в Пермскую авиационную школу. Только юноша не знал, что здесь готовят техников, а не летчиков. В своих воспоминаниях ас приводит слова начальника той школы:
«Все вы обязательно хотите быть Чкаловыми, хотите летать. А кто же займется моторами?»
Александр Покрышкин начал угрюмо грызть гранит науки. Позже с высоты опыта летчик отмечал, что школа помогла ему понять устройство самолетов и приобрести технические навыки, которые неоднократно спасали жизнь на войне.
Герой Новосибирска. Памятник Александру Ивановичу Покрышкину, родившемуся в нашем городе. Это советский военачальник, маршал авиации, лётчик-ас. Первый трижды Герой Советского Союза. 📷 khangrisha
Двери летной школы оставались для Александра Покрышкина закрытыми, но он готовился однажды взмыть в небо — прыгал с парашютами, летал на парапланах, в сентябре 1938 года впервые сел за штурвал У-2. Возможность почувствовать небо выдавалась нечасто, и проблемы в знаниях Александр Покрышкин восполнял теорией.
Труд не остался без внимания. В ноябре 1938 года будущий ас, наконец, получил направление в Качинскую летную школу, которую с отличием окончил год спустя в звании летчика-истребителя. Ему предлагали стать инструктором, но получили отказ: Александр Покрышкин хотел не просто подниматься в небо, а покорять его. Немало таких случаев представилось в годы Великой Отечественной войны.
Война
Кровопролитную бойню против Третьего рейха Александр Покрышкин прошел полностью — с 22 июня 1941 года до 9 мая 1945-го. Дебютную победу — сбитый самолет фашиста — летчик-истребитель одержал, едва второй день войны сменил первый.
Воздушные бои показали Александру Покрышкину, насколько небо СССР уязвимо для фашистов. Нападение не имело тактики, ходы совершались вслепую, о техническом оснащении и говорить не стоило: каждый самолет был на вес золота, потому что авиационные мастерские собирали танки. Все, на чем держался воздух — на героизме людей. Александр Покрышкин позже писал:
«Тот, кто не воевал в 1941–1942 годах, не знает настоящей войны».
Первой награды, ордена Ленина, летчик-истребитель удостоился за добычу стратегических данных. В декабре 1941 года бушевала зима. Снег заметал так, что наземная разведка СССР упустила цель — танки Пауля фон Клейста, немецкого военачальника. Несмотря на буран и минимальный запас топлива, Александр Покрышкин поднялся в небо и определил местонахождение врага. Сведения помогли Красной армии отвоевать Ростов.
1943 год стал триумфальным не только для Александра Покрышкина, но и для всей фронтовой авиации. Анализ предыдущих боев позволил летчику внедрить в тактику СССР новые маневры и приемы патрулирования воздуха. Своей целью ас ставил уничтожение ведущего — гибель главного самолета деморализовала всю эскадрилью.
Трижды Герои Советского Союза АЛЕКСАНДР ПОКРЫШКИН И ИВАН КОЖЕДУБ 💪💪💪 МЫ ПОМНИМ! МЫ ГОРДИМСЯ!
Александр Покрышкин неумолимо крушил врага. Только в апреле 1943 года он уничтожил 10 самолетов, за что был представлен к первой Звезде Героя Советского Союза. В следующем месяце счет побед аса пополнили еще 12 фашистов.
Переломным моментом стала битва на Кубани в августе 1943 года, в которой Александр Покрышкин лично сбил 22 самолета. В воздухе сражались за родину и другие асы — ученики Героя Советского Союза. За смелость, проявленную в небе Кубани, летчик-истребитель получил вторую Звезду и прославился на всю страну.
Александр Покрышкин — первый человек, трижды награжденный Звездой Героя Советского Союза. За достигнутые результаты журнал «Смена» назвал его лучшим летчиком СССР. Выпуск украшала портретная фотография. А американский журнал комиксов True Comics дал асу крайне точное прозвище Ястреб небес.
Венчал путь Александра Покрышкина по Великой Отечественной войне парад Победы 24 июня 1945 года. Летчику-истребителю доверили идти во главе колоны 1-го Украинского фронта.
Согласно официальной статистике, в военное время Александр Покрышкин 650 раз поднимался в воздух, 156 раз вступал в бой с врагом и сбил 59 самолетов. Сам летчик приписывает себе как минимум 90 побед, а историки утверждают, что цифры слишком завышены: якобы Ястреб небес уничтожил немногим больше 40 вражеских машин.
Мирное время
После войны Александр Покрышкин продолжил служить. Его энтузиазм сдерживал Василий Сталин, командующий ВВС Московского военного округа. Из-за конфликта с сыном лидера СССР ас, занимавший генеральную должность, получил золотой погон с серебряной звездой — звание генерал-майора авиации — лишь после смерти Иосифа Сталина в 1953 году.
В 1950-х Александр Покрышкин сменил ВВС на ПВО. Он дослужился до заместителя главнокомандующего войсками ПВО СССР.
Смерть
Как и многие люди, пережившие Великую Отечественную войну, Александр Покрышкин отличался крепким здоровьем. До последних дней он оставался у руля, трудился в Министерстве обороны СССР.
Могила Александра Покрышкина / «Википедия»
Биография летчика-аса завершилась 13 ноября 1985-го, на 73-м году жизни. Причиной смерти стала сердечная недостаточность.
Могила Александра Покрышкина находится на Новодевичьем кладбище в Москве. Бюст, украшающий ее, венчают главные награды летчика — Звезды Героя Советского Союза.
«Презрение к смерти»: как Александр Покрышкин прошёл путь от подручного кровельщика до маршала авиации
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками» гвардии полковник Александр Покрышкин был впервые в истории страны трижды удостоен звания Героя Советского Союза. К тому моменту на его счету было уже 550 боевых вылетов и 53 подтверждённые воздушные победы.
Детство
Покрышкин родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (Новосибирске) Томской губернии. В двенадцатилетнем возрасте он впервые увидел самолёт Общества друзей воздушного флота. С того дня Александр решил готовиться к тому, чтобы стать лётчиком, в частности активно занялся спортом. В возрасте 13 лет он устроился подмастерьем к своему дяде, который считался лучшим кровельщиком в городе.
В 1928 году Александр окончил семь классов школы, после чего поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) «Сибкомбайнстроя». Его будущая стипендия была значительно ниже заработка кровельщика. Отец разозлился и обозвал его нахлебником, а Александр собрал вещи и ушёл из дома — как оказалось, навсегда. Однако Покрышкин продолжил поддерживать семью, даже проживая отдельно, — сначала помогал отцу, а после его смерти отправлял деньги матери.
Путь в небо
В 1931 году Александр был принят в комсомол, а год спустя вступил в ряды Красной армии и отправился на учёбу в Пермскую военную авиационно-техническую школу. В 1933-м Покрышкин успешно её окончил и получил направление на курсы усовершенствования технического состава ВВС Красной армии имени Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде. Обучение он прошёл с отличной аттестацией, после чего был направлен в Краснодар на прохождение службы в должности старшего авиационного техника авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. Параллельно с учёбой Покрышкин занимался в планерном клубе.
На Кубани Александр прослужил четыре года. Здесь его называли ходячей энциклопедией — он читал художественную и техническую литературу, вносил предложения по совершенствованию систем вооружения, участвовал в спортивных соревнованиях.
В 1938 году в Краснодаре Покрышкин за несколько недель прошёл подготовку по годовой программе пилота гражданской авиации. Это позволило ему получить направление в Качинскую краснознамённую военную авиационную школу имени Мясникова под Севастополем.
Год спустя Покрышкин её с отличием окончил, но на этом его военная карьера едва не завершилась. При проверке биографических данных всплыл факт лишения его отца избирательных прав как торговца. Покрышкина спасли товарищи по комсомольской организации, давшие ему на собрании положительную характеристику. Александр получил допуск к лётной службе и должность младшего лётчика 55-го истребительного авиаполка Одесского военного округа с местом дислокации в Кировограде. Во время Бессарабской операции 1940 года полк был переведён в Бельцы.
Покрышкин стал одним из лучших лётчиков-снайперов в подразделении. В ходе полётов он использовал смелые манёвры, не предусмотренные программами обучения, за что в его адрес не раз звучали нарекания со стороны некоторых командиров.
«Внимание! Покрышкин в воздухе!»
Лётчик принимал участие в боевых действиях с первого и до последнего дня Великой Отечественной войны. Он быстро открыл счёт своим воздушным победам над гитлеровцами, но в начале войны по недоразумению подбил советский бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский самолёт.
Покрышкин не раз был на волосок от гибели. В одном из боёв в кабину его самолёта попала пуля, рикошетом зацепившая лётчика. Ещё несколько раз рядом с ним не взрывались сброшенные на аэродром немецкие бомбы.
Методист научно-методического отдела Музея Победы Алексей Кузьмин рассказал RT, как в начале июля 1941 года Покрышкина сбили в небе над Молдавией.
«Он посадил раскуроченную машину, травмировав при этом ногу и позвоночник. Но обошёл румынские позиции и за четыре дня вернулся в свой полк», — отметил эксперт.
В ходе боёв на юге Украинской ССР и на Дону Покрышкин выполнял задачи в интересах разведки. Предоставленная лётчиком информация о передвижении врага в районе Синельниково и под Ростовом-на-Дону помогла руководству принять меры для сдерживания противника. В районе Каховки Покрышкин и его товарищи прикрывали от ударов вражеской авиации переправу мирных жителей правобережья Днепра.
Писатель Алексей Тимофеев в своей книге «Покрышкин» так описывает лётчика по одной из фотографий 1941 года: «Лицо Покрышкина бодрое и свежее, словно нет позади полугода боёв и страданий. Никаких морщинок и мешков под глазами. Здоровья избыток. Лётчик готов к новым боям. Кажется, есть в лице лётчика и некое презрение. Да, это презрение к смерти».
В марте 1942 года полк Покрышкина был переименован в 16-й Гвардейский истребительный авиационный. Он действовал на Южном и Северо-Кавказском фронтах. В августе Александра назначили командиром эскадрильи.
В 1943 году Покрышкин получил признание как воздушный ас и обрёл всесоюзную славу.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1943 года за 354 боевых вылета, 54 воздушных боя и 19 сбитых самолётов противника (13 лично и шесть в группе) Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
24 августа 1943 года Покрышкин получил вторую звезду Героя за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолётов противника. В дальнейшем он принимал участие в боях за Донбасс и Крым. Когда немцы слышали, что Александр вступает в бой, в радиоэфире сразу же раздавалось тревожное: Achtung! Achtung! Pokryschkin ist in der Luft! («Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе»).
Журнал «Смена» называл его лучшим лётчиком страны. Покрышкин участвовал в боях за Молдавию, Западную Украину, Польшу, Чехословакию и во взятии Берлина. Американский журнал комиксов True Comics в 1945-м опубликовал рассказ о советском лётчике, назвав его Sky Hawk («Ястреб небес»).
По словам Алексея Кузьмина, за 1418 дней Великой Отечественной войны Покрышкин совершил 650 боевых вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и шесть — в группе.
Новый этап
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны Покрышкину предложили поступить в Военно-воздушную академию. Но он отказался и отправился учиться на основной факультет Военной академии имени Фрунзе, чтобы освоить незнакомые ему ранее общевойсковые дисциплины. Искусство управления пехотой и артиллерией лётчик освоил на отлично.
Вскоре Александр был переведён из ВВС на должность заместителя командира истребительного авиационного корпуса ПВО. Хотя она была генеральской, звание генерал-майора Покрышкину было присвоено только в августе 1953 года.
В 1951-м он стал командиром 88-го истребительного авиационного корпуса ПВО, а через четыре года — командующим истребительной авиацией Северо-Кавказской армии ПВО. После окончания Высшей военной академии имени Ворошилова Покрышкин возглавил 52-ю воздушную истребительную армию. В 1959 году он занял должность заместителя командующего Киевским военным округом, а в 1968-м — заместителя главнокомандующего войсками ПВО СССР.
«Покрышкин был очень ответственным и прямолинейным человеком, он никогда не шёл на компромиссы с совестью ради личного комфорта», — рассказал в беседе с RT военный историк Юрий Кнутов.
Поэтому при переходе на политический уровень руководящей работы Покрышкин был многим неудобен. В 1972 году его перевели на весьма почётную, но не боевую должность председателя центрального комитета ДОСААФ. 16 декабря ему было присвоено звание маршала авиации. В 1981-м Покрышкин вошёл в группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
По словам Алексея Тимофеева, маршал превратил ДОСААФ в прибыльную структуру, нарастил бюджет, выделенный на учебную и спортивную работу, наладил практическую подготовку специалистов для нужд оборонной сферы.
Умер Покрышкин 13 ноября 1985 года от онкологического заболевания, предположительно, вызванного его участием в ядерных испытаниях.
Как отмечает Кнутов, «помимо своих заслуг на войне, Покрышкин внёс значительный вклад в развитие советской противовоздушной обороны, помог пилотам преодолеть боязнь реактивной авиации».
«Вопрос, первое или второе место он занял по результативности как лётчик-истребитель в ходе Второй мировой войны, думаю, так и останется открытым. Многие личные победы Покрышкин записывал на своих ведомых. Сколько именно — мы вряд ли когда-либо сможем узнать точно», — подытожил Кнутов.
Александр Иванович Покрышкин
Фото Все
Видео Все
Александр Покрышкин / Alexander Pokryshkin (1985) фильм смотреть онлайн
Внимание! Внимание! В небе Покрышкин! Первый трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин
Легенды армии Александр Покрышкин 24 02 2016
Александр Покрышкин — биография
Александр Покрышкин – летчик-ас, военачальник, маршал авиации. Первый человек, трижды удостоенный звания Героя Советского Союза. Провел почти 160 воздушных боев с фашистами, самостоятельно сбил 59 самолетов противника и еще 6 в групповом бою. По результативности его опередил только один пилот-истребитель – Иван Кожедуб.
Природа скупа. Она редко рождает одаренных людей, а настоящую гениальность дает и того реже. Неординарным людям всегда нелегко, судьба их складывается труднее, они умеют доставлять неудобства окружающим. Причина, скорее всего, кроется в характере. У выдающихся людей и характер будь здоров, не сахар. Однако на самом характере далеко не уедешь, его еще надо проявить, а на это нужна воля. Если в человеке сочетаются эти два качества, он неизбежно станет выдающейся личностью, такой, как Александр Покрышкин. Его судьба во многом сложилась благодаря времени, в котором он жил – патриотическом, романтическом и одновременно тяжелом. Говорили, что ему везло, но только он сам знал, чего стоит это везение.
Детство
Родился Александр Покрышкин 6 марта 1913 года в городе Новониколаевск (сейчас это Новосибирск) Томской губернии. Отец – Иван Покрышкин был простым рабочим, мама занималась домом и детьми, которых в семье родилось семеро – шесть сыновей и одна дочка. Доходы семьи были более, чем скромными. Так же жили и другие семьи по соседству. Дети были предоставлены сами себе, поэтому иногда воровали, дрались, били стекла в окнах. Совсем недавно отшумела Первая мировая война, нужно было восстанавливать страну, и подрастающим поколением почти никто не занимался.
Александр Покрышкин в детстве
Саша отличался от других детей. Можно сказать, что он сам занимался своим воспитанием и всесторонним развитием. В школе получал хорошие отметки, любил читать. С двенадцатилетнего возраста его заинтересовала авиация. После окончания семилетки парень начал трудовую биографию на стройке. Примерно в те годы пришла настоящая слава к летчику-испытателю Валерию Чкалову. Вдохновленный его примером Покрышкин тоже начал мечтать о небе.
Но пока оно оставалось только в мечтах, а повседневная жизнь протекала достаточно прозаично. В 1930-м Александр поссорился с отцом, ушел из дома, стал студентом местного технического училища, и за полтора года выучился на слесаря-лекальщика. Потом был вечерний институт сельскохозяйственного машиностроения. Парень днем работал в качестве слесаря-инструментальщика завода «Сибкомбинатстрой», а вечерами ходил на занятия. В 1931-м стал членом ВЛКСМ. В июне 1932 года ушел добровольцем в Красную Армию. И все это время молодой человек не переставал думать о полетах.
Авиация
В том же, 1932-м Покрышкин получил направление, и стал курсантом 3-й Пермской авиационной школы. Он очень радовался такому повороту в биографии, и пока еще не знал, что из этой школы выходят не летчиками, а техниками. Спустя годы Александр вспоминал, как говорил начальник школы, о том, что все хотят повторить судьбу Чкалова и летать, но кому то же надо заниматься и моторами.
Покрышкин с головой ушел в учебу. Гораздо позже он поймет, что именно благодаря этой школе он начал хорошо разбираться в устройстве самолетов, обзавелся техническими навыками, впоследствии не раз спасшими ему жизнь в годы войны.
Александр Покрышкин в молодости
Покрышкина по-прежнему не принимали в летную школу, но он упорно готовился к тому, что однажды все-таки его мечта осуществится. Александр прыгал с парашютом, водил парапланы, и только осенью 1938-го ему повезло оказаться за штурвалом У-2. Возможность побывать в небе выпадала очень редко, поэтому вместо практики будущий ас «штурмовал» теорию.
Его старания вскоре оценили. В ноябре 1938-го Покрышкин стал курсантом Качинской летной школы, из стен которой вышел спустя год, имея красный диплом и специальность «летчик-истребитель». Александру предлагали остаться в этой же школе в качестве инструктора, но он категорически отказался. Он не мог отказаться от своей мечты летать, а не учить других.
Война
Александр Покрышкин прошел всю войну, от первого ее дня до победы 9 мая 1945-го. Первый вражеский самолет отважный летчик сбил уже на второй день войны.
Участвуя в воздушных боях, Александр с горечью отмечал, что небо над его родиной очень слабо защищено от врага. Тактика нападения не вырабатывалась, пилоты дрались вслепую, техническое оснащение хромало. Да и что можно было ожидать, если в авиационных мастерских занимались выпуском танков. Защита воздушного пространства СССР держалась только на патриотизме и героизме летчиков-истребителей. Спустя много лет Александр скажет, что тот, кто не был на фронте в 1941-1942-м годах, не знает, что такое настоящая война.
Александр Покрышкин во время войны
Первую награду – орден Ленина, Покрышкин получил за то, что добыл ценные данные о противнике. Шел декабрь 1941-го, снег шел постоянно, мешая наземной разведке выполнять поставленную задачу. В итоге они не смогли точно определить, где дислоцируется танковая часть Пауля фон Клейста. Тогда в разведку отправился Покрышкин, несмотря на то, что вьюга мешала рассмотреть хоть что-нибудь на земле, и топливо в баке его самолета уже было почти на нуле. Ему удалось выполнить задачу, и благодаря добытым летчиком сведениям, Красная Армия отвоевала город Ростов.
1943-й год стал переломным не только в судьбе Покрышкина, но и всей авиации. Тщательно проанализировав предыдущие бои, летчик-истребитель разработал уникальные приемы ведения боя и патрулирования воздушного пространства. Его главной целью теперь стал ведущий, именно после выхода из строя главного самолета, вражеская эскадрилья теряла боеспособность.
Покрышкин продолжал нещадно крушить вражескую авиацию. В апреле 1943-го он сбил десять фашистских самолетов, за что ему первый раз присвоили звание Герой Советского Союза. Буквально за месяц он пополнил счет сбитых машин еще на 12 штук.
Август 1943-го, битва за Кубань. Покрышкин сбивает еще 22 немецких самолета. Вместе с ним сражались в воздухе и его ученики. Смелость и героизм Покрышкина отмечена очередной наградой – это вторая Звезда героя. Теперь его имя знал каждый советский человек.
19 августа 1944 года Александра снова награждают золотой Звездой, и он становится первым из всех советских военных, трижды удостоенных звания Герой Советского Союза. В журнале «Смена» появилась статья о прославленном летчике, там же разместили и его фотографию. Александра еще называли Ястребом небес. Такое точное имя дало ему американское издание True Comics, и оно вполне соответствовало действительности.
Великая Отечественная война для Покрышкина окончилась 24 июня 1945 года, когда он возглавил колонну 1-го Украинского фронта и прошел вместе с ней во время парада Победы на Красной площади.
Официальная статистика гласит, что Покрышкин за годы войны совершил 650 вылетов, провел 156 боев с врагом, уничтожил 59 боевых машин врага. Сам летчик-ас говорил, что на его счету 90 уничтоженных самолетов, но, по мнению историков, это слишком преувеличенные данные. Они считают, что Александр сбил чуть более сорока самолетов врага.
Мирное время
После победы Покрышкин продолжил службу. Энтузиазм прославленного летчика разбивался о сопротивление Василия Сталина, который на тот момент занимал должность командующего ВВС в Московском военном округе. Конфликт с сыном Вождя народов привел к тому, что звание генерал-майора авиации Покрышкину присвоили только после того, как умер Иосиф Сталин.
В 50-е годы Покрышкин перешел на службу в ПВО, продолжал подниматься по карьерной лестнице и ушел в отставку, будучи заместителем главнокомандующего войск ПВО СССР.
Личная жизнь
Александр Покрышкин страстно любил не только авиацию. К ней добавилась еще одна большая любовь – медсестра Мария Кузьминична, с которой он познакомился в 1942-м на Каспийском море. Любовь их была настолько сильной, что они писали письма друг другу ежедневно. Некоторые из них так и не дошли, по причине того, что адресат уже выбыл из места дислокации.
Мария Кузьминична
Официально свои отношения Александр и Мария оформили 1 апреля 1944-го, в Черниговке, деревне в Приморском крае. На тот момент новоиспеченная супруга летчика уже была беременна дочерью Светланой. К сожалению, она умерла в возрасте 52-х лет, у нее диагностировали рак. В 1947 году у супругов родился сын, которого назвали в честь отца Александром. Личная жизнь летчика-аса сложилась хорошо, дети радовали, вскоре появились внуки – Александр, Павел и Екатерина.
Смерть
Покрышкин никогда не жаловался на здоровье, он чувствовал себя отменно. Трудился почти до самой смерти, был сотрудником Министерства обороны СССР.
Умер один из самых прославленных летчиков Советского Союза 13 ноября 1985 года от сердечной недостаточности. Ему шел 73-й год.
Местом упокоения Александра Покрышкина стало Новодевичье кладбище столицы. На могиле летчика установлен бюст с тремя Звездами Героя.