погорелич пианист биография иво
Погорелич пианист биография иво
Погорелич родился в Белграде в музыкальной семье. Шестилетним его привели к известному критику, который поставил диагноз: «Исключительный талант, феноменальная музыкальность! Может стать большим пианистом, если сумеет пробиться на большую эстраду». Спустя некоторое время игру Иво услышал советский педагог Е. Тимакин, также оценивший его талант. Вскоре мальчик отправляется в Москву, где занимается сначала у В. Горностаевой, а затем у Е. Малинина. Занятия эти продолжались около десяти лет, и за это время о Погореличе мало кто слышал даже на родине, хотя в ту пору он легко занял первое место сначала на традиционном конкурсе молодых музыкантов в Загребе, а затем на крупных международных соревнованиях в Терни (1978) и Монреале (1980). Но куда больше известности принесли ему не эти победы (на которые, впрочем, обратили внимание специалисты), а. неудача на юбилейном Шопеновском конкурсе в Варшаве 1980 года. Погорелич не был допущен к финалу: в вину ему поставили слишком вольное обращение с авторским текстом. Это вызывало бурные протесты слушателей и прессы, разногласия в жюри, получило широкий мировой резонанс. Погорелич стал настоящим любимцем публики, газеты признали его «самым спорным пианистом за всю послевоенную историю конкурса». В результате посыпались приглашения со всех концов света.
Однако волна интереса к этому артисту не спадает. Его выступления на родине собирают аудиторию, которой могут позавидовать звезды поп-музыки. Погорелич, например, стал первым артистом, которому удалось дважды подряд собрать полный зал белградского «Сава-центра», вмещающий более 4 тысяч зрителей. Правда, кое-кто с иронией говорит об «истерии вокруг имени Погорелича», но стоит прислушаться и к словам белградского композитора Н. Жанетича: «Этот молодой пианист пронес славу своей страны в Варшаве, Нью-Йорке, Лондоне, Париже вслед за такими корифеями оперной сцены, как 3. Кунц, М. Чангалович, Р. Бакочевич, Б. Цвеич. Его искусство привлекает молодежь: он пробудил в тысячах своих сверстников любовь к великим творениям музыкальных гениев».
В 1999 году пианист прекратил выступления. По неофициальным данным, причиной этого решения стала депрессия из-за прохладного отношения слушателей и смерти жены. В настоящее время Погорелич вернулся на концертную сцену, но выступает редко.
Ivo Pogorelich
Биография
Год рождения
20 октября 1958 (возраст 63)
Место рождения
Иво Погорелич ― хорватский пианист.
Учиться игре на фортепиано начал с семи лет, в двенадцать ― поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (класс Евгения Тимакина), в 1975 г. ― в саму консерваторию, где обучался в классе Алисы Кесерадзе (1937—1996), с которой в дальнейшем вступил в брак.
В 1978 г. (год окончания консерватории) Погорелич одержал победу на конкурсе пианистов в Терни (Италия), а через два года ― на Международном конкурсе в Монреале. Имя пианиста приобрело широкую огласку в 1980 г., когда на десятом Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве разразился скандал вокруг решения жюри не пустить Погорелича на третий тур. В знак протеста одна из членов жюри, Марта Аргерих, покинула конкурс. Всего через год, в 1981, Погорелич с большим успехом сыграл сольный концерт в Карнеги-холле, дав начало своей международной исполнительской карьере. Музыкант много выступает как соло, так и с оркестром, гастролирует во многих странах мира.
Погорелич ― виртуозный пианист, владеющий широкой палитрой звучания и оригинальным чувством темпа. Его репертуар простирается от музыки Баха и Скарлатти до Прокофьева. Пианист сделал большое количество записей. Погорелич ведёт активную общественную деятельность, помогает молодым музыкантам, организуя фестивали, конкурсы и летние курсы. В 1988 году ЮНЕСКО избрало его Послом Доброй Воли.
Иво Погорелич: «В жизни нужно уметь делать правильный выбор. «
В репортаже Ирина Тушинцева возвращается к юбилейным торжествам в Варшаве по случаю 200-летия со дня рождения Фредерика Шопена. Накануне на сцену Варшавской филармонии поднялся Иво Погорелич (Ivo Pogorelic). Для тех, кто знаком с историей фортепьянного искусства последней трети ХХ века, это имя говорит само за себя. Экстравагантный пианист, чье поведение подчас кажется странным, а игра либо божественной, либо насмешкой над традицией. В отношении к Иво Погореличу не бывает середины. Либо восторг, либо абсолютное отторжение. Судьба Иво Погорелича это годы учебы в Московской консерватории, это скандал на Шопеновском конкурсе 80-го года, когда его не допустили в финальный тур конкурса, и Марта Аргерих покинула жюри в знак протеста. Это 11-летнее молчание после смерти жены в 1996-м году. В итоге он вернулся на сцену 23 февраля со Вторым концертом Шопена.
После концерта нашему специальному корреспонденту Ирине Тушинцевой удалось побеседовать с Иво Погореличем. Фрагменты этого интервью мы предлагаем вашему вниманию.
Господин Погорелич, Вы выпускник Московской консерватории. Почему Вы не возвращались после того, как покинули Россию?
Иво Погорелич: Дело в том, что в мое время Московская консерватория представляла из себя ни что иное, как мясорубку для талантов. Власть КГБ, коррумпированные профессора. Я числился у двух выпускников Нейгауза. Когда-то мой первый педагог в Москве Евгений Михайлович Тимакин сказал, что музыканту надобно посещать концерты не только для того, чтобы слушать, как надо играть, но также и для того, чтобы слушать, как не надо играть. Так вот мое время в консерватории я могу описать как время, когда в течение пяти лет я слушал, как не надо играть. Я принадлежу западно-русской пианистической школе с корнями в Санкт-Петербурге.
То есть Вы имеете в виду, что Вы наследник пианистической школы Листа?
Я номер семь по прямой линии, ведущей от ван Бетховена и пятый по прямой линии по передаче, по системе «педагог ученик», ученик, который становится педагогом и т.д. от Листа. В моей игре Вы можете прозреть элементы творчества обоих композиторов.
Каковы эти элементы?
Отношение к фортепьяно двоякое. Фортепьяно представляется как оркестр, но ввиду того, что Бетховен превыше всего любил человеческий голос, то фортепьяно получает задачи под пальцами инструменталиста изображать линию дыхания человеческого голоса. Вы можете проследить, что вторые части сонат являются ариями по методу bel canto. Лист прибавил пороху, будучи венгром по происхождению, и освободил клавиатуру, утвердил то, что ему досталось от Бетховена, и передал на будущее настолько сильно, что даже на сегодняшний день, я могу сказать с уверенностью, что играть произведения Шопена по-шопеновски гораздо слабее, чем исполнять их при арсенале, который дает школа Листа.
То есть вчера мы с Вами слышали не шопеновский стиль исполнения концерта?
Нет, Вы слышали чистое авторское произведение. Сам Шопен, когда впервые выступил в Варшаве, сказал: «Не слушайте меня, слушайте мою музыку».
Есть ли у Вас «рецепт» талантливой игры?
Рецепт прост. Занимайся своим делом, не будь слишком тщеславным на чем пострадала Мария Каллас. Ведь трудно было соперничать с бриллиантами Сорей или Фарах Дибы, однако ей это понравилось. Она запустила себя как музыкант и уничтожила свой дар. Музыкант должен быть трудолюбивым, и он должен ценить свой труд. Это то, что я делаю.
Я не комментирую комментарии коллег.
Вы их просто игнорируете?
Нет, я их не замечаю. У меня нет времени. Я очень занятый человек.
Как вы себя чувствуете с оркестром? Точнее, как Вы с ним работаете, ведь Вы часто даете совершенно неожиданные интерпретации, а оркестр это организм весьма консервативный и инертный?
Оркестр одно дело на репетиции или в концерте, а другое дело дома. Оркестранты должны заниматься. Большинство не занимается.
Как Вы оцениваете профессиональный уровень оркестра «Симфония Варсовия», с которым играли вчера?
Я польщен их отношением.
Что Вам в жизни помогает лучше понимать музыку и музыкальные тексты? Возможно, поэзия? Литература? Какие ваши преференсы?
Происхождение. Со стороны матери атаманская империя, западная культура через моего отца. Затем, правильный выбор жизни. Если бы Шопен прошел мимо Жорж Санд, осталось бы меньше ее глупых страниц в книгах и больше ювелирных изделий этого композитора. В жизни нужно уметь делать правильный выбор.
Иво Погорелич после выступления в Варшаве / фото с сайта www.en.chopin.nifc.pl /
Ирина Тушинцева, специальный корреспондент радио «Орфей»
Впервые в Эстонии!
ADOLF KÄIS ART COMPANY (Эстония) & CULTURE LIVE, PIANO (Литва)
представляют:
Легенда фортепьянного искусства ХХ века
ИВО ПОГОРЕЛИЧ
В программе: Людвиг ван Бетховен
Piano Sonata No.8 in C minor, op.13 (Sonata Pathetique
Piano Sonata No.22 in F major, op.54
Rondo a capriccio, Op.129 (Wut über den verlorenen Groschen)
Piano Sonata No.23 in F minor, Op.57 (Appassionata)
20 ноября в концертном зале «Эстония» состоится исключительный концерт, который всем любителям и ценителям музыки подарит Adolf Käis Art Company в содружестве с организацией “Cultur Live” из Литвы и её идейным вдохновителем и руководителем пианистом Дарюсом Мажинтасом.
В этот вечер будет играть называемый легендой фортепьянного искусства Иво Погорелич (Хорватия). На его концерт ожидаются слушатели не только со всей Эстонии, но и делегации из Латвии, России, Белоруссии и Финляндии, т.к. это будет первый концерт в Эстонии и единственный в странах Балтии и Скандинавии в 2013 году.
Этот концерт пианиста можно будет без натяжки назвать историческим событием. Программу для концерта в Таллинне пианист выбрал сам. Будут исполнены произведения Людвига ван Бетховена.
Мастерство владения инструментом, уникальное чувство клавиатуры, туше, извлекаемые нереальные звуки пиано (чуть слышные, но звучащие!). Кажется: это маг и чародей колдует над фортепьяно, создавая из звуков реально ощутимые ароматы и образы, никого не оставляя равнодушными.
Как обычно это и бывает на концертах Погорелича, мнения публики кардинально разделяются – одни будут покорены его личностью и талантом, уникальными интерпретациями классических, всем до боли известных произведений, которые принимаются безоговорочно. Другие будут до глубины души возмущаться неузнаваемыми акцентами и вседозволенностью, и в два раза дольше звучащимися медленными частями!
То, что делает Погорелич с музыкой великих композиторов (отдавая им должное), не поддаётся описанию словами. Это Музыка в чистом, высочайшем её проявлении, сиюминутно творимая магия, вызывающая шквал эмоций и образов на физическом уровне. Это обнажённые чувства, переживания, страдания или эйфория на уровне абсолюта. Даже непривычно затянутые медленные части не позволяют слушателям расслабиться и заскучать – всё время внимание будет приковано: а что будет дальше? Эта опущенная рука – уже конец? И вдруг с новой силой лавина грома, как отзвуки страшной войны, которую пережила его родина.
Но кто знает, что переживает в это время сам Погорелич? Это уже не Бетховен, или Лист, или Шопен – это с помощью их бессмертной музыки пианист рассказывает о своём мироощущении, о своих переживаниях. Его давно уже назвали гением (критики отмечали, что «он обогнал свою эпоху на 200 лет»), а кто-то считает безумцем (Где же эта грань? Ведь полярные полюса – гений и безумство – наверняка где-то соприкасаются. ) – он действительно на многие столетия опередил свой век. Он строит образы, подобно архитектору.
Трудно людям с классическим образованием, с детства наученным понимать стили, эпохи и жанры, понять, что нет личностей – есть звучащая архитектоника, в звуки превратившиеся образы… Эта звучащая тишина – нежнейший шёлк и обволакивающий аромат благовоний ощущается каждой клеточкой потрясённого сознания. Кому-то из сидящих в зале может стать плохо с сердцем. Многие не будут спать всю ночь, в лучшем случае – всю ночь будет снится музыка под руками бесстрастного и казалось бы невозмутимого Погорелича. Его посадка перед инструментом – эталон профессионализма: никаких лишних движений, мощь и филигранная точность (эта уникальная прецизика – врождённое качество: было время, когда Погорелич прекратил выступления и занялся. ювелирным искусством! Сам делал украшения и дарил их своим друзьям – всё только во имя Музыки.
Ошеломлёнными и потрясёнными расходятся люди после его концерта – всё внутри перевернулось с ног на голову, такой интерпретации известных, хрестоматийных произведений никто никогда не слышал и не услышит. И нет, наверное, среди современников никого, кто имел бы право и мог судить, и в полной мере понять и объяснить феномен Иво Погорелича.
Иво Погорелич родился в Белграде в 1958 году. Свои первые уроки игры на фортепиано он начал брать в семилетнем возрасте, в двенадцать лет он пошёл учиться в Московскую центральную музыкальную школу, а затем – в Консерваторию имени Чайковского. В 1976 году он начал интенсивное обучение у известной пианистки и преподавателя Ализы Кезерадзе, на которой был женат с 1980 года до ранней смерти жены в 1996 году. Иво Погорелич выиграл конкурс «Casagrande» в Теми (Италия) в 1978 году и Монреальский международный музыкальный конкурс в 1980 году. Хотя известным на весь мир она стал из-за неполученной награды: его отстранение от третьего кона конкурса им. Шопена в Варшаве в 1980 году вызвало ожесточённую дискуссию, которая привлекла к пианисту внимание всей музыкальной общественности. Марта Аргерих назвала его гением и подала официальный протест.
Его дебюты в Лондоне, Париже, Мадриде, Брюсселе, Амстердаме, Милане, Риме, Тель-Авиве, Нью-Йорке в Карнеги-холл стали легендой. Они проходили с Берлинским филармоническим оркестром, венскими филармонистами, со всеми оркестрами Лондона, с оркестром Тонхалле (Цюрих), оркестром Парижа, Чикагским симфоническим оркестром, Бостонским симфоническим оркестром и Нью-Йоркским филармоническим оркестром, – и это лишь некоторые названные. «New York Times» написала: «он сыграл каждую ноту чётко, с таким чувством, с такой выразительностью. Он сам был целым оркестром».
После продолжительного периода затишья он вернулся на сцену со своим сольным концертом в Варшаве в 2007 году. Там он снова выступил с концертами в августе и октябре 2008 года, а также дал сольные концерты в Лиссабоне, Стамбуле, Афинах, Монте-Карло, Париже, Вене, Баден-Бадене, Фортепианном фестивале в Рурской области, в Эдинбурге и на фестивале в Монтё. Дальнейшая деятельность включает в себя сольные концерты в Милане, Дублине, париже, Вене и туры по Японии и Южной Америке.
Погорелич также поддерживает молодых музыкантов. В 1986 году в Хорватии он создал фонд стипендий молодых музыкантов. Начиная с 1989 года, проходит фестиваль имени Иво Погорелича, который помогает многообещающим молодым музыкантам начать свою карьеру, получив возможность выступить вместе со знаменитыми артистами. В 1994 году пианист создал в Сараево фонд для сбора денег на постройку больницы и предоставления медицинской помощи жителям Сараево. Иво Погорелич также даёт много благотворительных концертов, которые поддерживают, например, Красный крест, отстраивание Сараево, борьбу против рака и рассеянного склероза. В 1988 году его назвали «Посланником доброй воли» ЮНЕСКО.
Трагедия пианиста: гений Иво Погорелич шокировал прессу в Ереване
ЕРЕВАН, 13 мая — Sputnik, Нана Мартиросян. Любовь до нервного срыва и нестандартная игра на фортепиано – это «фишки», которые сделали пианиста Иво Погорелича всемирно известным музыкантом.
А взлет в карьере начался с провала. Кстати — из-за любви. Иво учился в Москве и влюбился в свою преподавательницу Алису Кежерадзе, которая была не только вдвое старше, но и замужем за высокопоставленным советским чиновником. Однако это не помешало ей бросить мужа, роскошную квартиру в центре столицы и последовать за 17-летним возлюбленным.
А вот Иво эта история помешала в 1980 году попасть в финальный тур конкурса пианистов имени Шопена. Несколько членов жюри в знак протеста покинули зал, а представитель СССР поставил ему ноль баллов. Конкурс остановили на двое суток, польские власти лично уговаривали жюри успокоиться. Некоторые члены жюри вернулись к работе, а Марта Аргерих дала интервью, где назвала его гением.
Имя Погорелича прогремело, а скандальная история любви стала своего рода его «визитной каротчкой». Началось триумфальное восхождение звезды, которое резко прервалось в 1996 году, когда Алиса Кежерадзе скончалась. Ходили слухи, что Порогелич пережил нервный срыв, депрессию и даже лишился рассудка. Он долго лечился. В своих интервью не скрывал: «без нее я ничего не хочу. Не хочу играть, не хочу жить».
Факт в том, что на сцену он вернулся лишь 11 лет спустя. И заиграл так, как не играл никогда.
Ереванскому зрителю выпадет возможность оценить талант пианиста уже вечером 13 мая. А играть он будет произведения Ференца Листа, Роберта Шумана и Вольфганга Амадея Моцарта. Сам Погорелич обещает безумный концерт с нестандартными решениями и сумасшедшей энергетикой. Журналисты ему верят, ведь сама конференция началась весьма необычно.
Погорелич пришел на встречу с журналистами с 40-минутным опозданием, поздоровавшись, открыл настежь все. Потом уселся рядом с роялем и попросил, чтобы убрали стол – он ему мешал, а куда журналистам девать микрофоны и диктофоны его вообще не интересовало. А когда операторы включили освещение, он окончательно вышел из себя и потребовал, чтобы конференция прошла во дворе Театра оперы и балета имени А. Спендиарова, напротив памятника Араму Хачатуряну.