подружка моя актеры и роли
Наваждение. «Подружка моя» (1985)
Так в корзину полетели Пропало лето, Нежность, Дом на дюнах и еще пара-другая, которую я даже и не досмотрела. Почти короткометражную по нашим расточительным временам картину Подружка моя я опасалась отправить вслед за упомянутыми. Но она меня не разочаровала.
В 1985 году режиссеры уже намного смелее говорили о «проблемах общества», чем даже пятью годами ранее. Знали бы они какой разгул «свободы» наступит еще через пять лет. Ошибка восприятия думать, что проблемы появились из-за того, что о них стали говорить. Тем не менее, многие так и думают. Забавно!
Наверное, мне помогла моя москвафобия, но я никогда не хотела для себя такого счастья и не получила его — спасибо судьбе. Но я продолжаю видеть этот рой мотыльков, устремляющихся в Москву, потому что только один этот монструозный город и значится в их списке мест, куда они могут переехать в России. Москва, Москва, Москва.
Попала под наваждение мегаполиса и героиня фильма Подружка моя. Таня Топтыгина (в исполнении Ирины Гординой, про которую я, к стыду своему, ничего не знаю, потому что ее послужной список относится к периоду, меня не интересующему) простая девушка, руководитель (?) мелиорационной бригады, не задумывается, что ей собственно хочется от жизни. Она приобрела опыт и командный голос, а лучше сказать, что она болеет за свое дело и относится к нему очень ответственно, пока ее не вырывает из повседневности звонок из Москвы.
Это кажется незначительным и почти полностью забывается к середине фильма, но на самом деле было первым звоночком — подруга вызвала ее в Москву под предлогом тяжелого состояния матери. Иначе бы не отпустили. И по сию пору в России наиболее популярным временем для проведения дорожных и прочих «грязных» работ считается распутица — так расценки больше! Грязь бездорожья сослужит отличным контрастом с чистенькой столичной жизнью: вот, выбирай, что лучше. Ты еще и раздумываешь?
Жестокость подружкиных манипуляций в интерпретации Люси (так зовут лучшую подружку) выглядит как милая и ловкая идея, чтобы вырвать Таню из «грязи». Как и случается: если вами вдруг интересуется человек, о котором вы долгое время ничего не слышали, значит, ему от вас что-то нужно. Люся втягивает Таню в операцию «московская прописка» с тем же видом ловкой невинности. Она же заботится о подруге!
Сама будучи пленницей Москвы, где она перебивается надеждами поступить на актерский факультет (подозреваю, что хоть куда-нибудь), Люся искренне полагает, что такими же «амбициями» одержима любая девушка страны. Но за все надо платить, и, право же, немного и требуется от Тани — фиктивный брак с «потомственным» обладателем заветной прописки.
В отзывах о фильме очень много осуждающих Таню реплик, все они сводятся к двум основным претензиям:1 — зачем связалась с тем, что ей было не по нутру, 2 — почему не исполнила условия договора. Думаю, что по первому пункту я могу найти объяснения немедленно: Таня, движимая любовью к давней подруге, не смогла ответить отказом и не поддержать ее. Это очень распространенная ошибка — поддаться на уговоры помочь тому, что сам связал себя сомнительными обязательствами, как будто вы несете за них ответственность, как за свои. Таня, привыкшая отзываться на просьбу подруги, попала в эту западню. И это больше похоже на правду, чем то, что она была просто соблазнена блестящими перспективами.
В фильме подруги поют частушки начинающиеся словами «Подружка моя». И хотя слова в ней совсем другие, я невольно подставляла строчку из известной мне (с «лагерных» времен) частушки:
Подружка моя, как тебе не стыдно?
И все было бы ничего, если бы мама жениха не переборщила с достоверностью картинки. В погоне за правдой жизни, Нина Юрьевна, мама «жениха» разыграла идеальную инсценировку женитьбы, достойную пера Конан-Дойла. При просьбе будущей свекрови покрасить волосы в рыжий цвет одеться в платье цвета электрик я немедленно вспомнила Медные буки.
Еще одна деталь, которая упомянута вскользь, но, вероятно, имеет значение, это бывшая невеста Кости, которая поссорилась с ним незадолго до свадьбы. После того, что мы узнаем о Косте и его маме, мне, как и некоторым комментаторам, пришла в голову мысль — а не разыграли ли с ней такую же штуку. Можно заподозрить Костю и в «нетрадиционке» после его фразы, что ни Таня, ни Люся его с «этой» целью не интересуют. Но это влияние нашего разнузданного либерализма: Костя явно не гей. Он повеса. всего лишь.
Итак, мамаша организует аферу, только благодаря которой ее сын будет иметь право на квартиру от производства. Опять же вскользь нам сообщают, что при распределении квартира досталась бы другому человеку (вас тут не стояло!), но как молодожен Костя получал преимущество. Маме нужно, чтобы брак не выглядел фиктивным. Почему? Так ведь квартиру дает предприятие, значит в это замешаны всякие профсоюзы и месткомы (или как называли все эти общественные организации, имевшие такую материальную силу), личная репутация и всякие прочие люди и соображения, которыми не стоило пренебрегать.
«Расписавшись» (ненавижу это слово) в ЗАГСе молодая пара получала право претендовать на квартиру, но свадьба с приглашенными на нее профкомами, месткомами и прочими (ну вы понимаете) придавала событию железное правдоподобие. И Костик с мамой почему-то решили, что Таня, согласившись на формальность, примет и эту внешнюю сторону обмана. Подружка помогает Тане решиться, приведя в пример Софью Ковалевскую, которая сочеталась фиктивным браком. во имя науки. Ну раз такие люди тоже.
Подружка моя, как тебе не стыдно?
И даже с учетом дополнительной суеты в виде свадебного торжества, подарков, поздравлений — все фальшивое — Таня могла бы исполнить условия договора, если бы не практическая деловитость и неразборчивость участников действа. С самого начала мамочка чуть не испортила дело, заставив Таню написать «гарантийное письмо», подтверждающее, что она заключает фиктивный брак для собственной выгоды. Маме необходимо оградить сына от дополнительных претензий — на саму квартиру, алименты и прочего. Такое даже не приходило Тане в голову, но спасибо маме, теперь она знает, какой низости могут ожидать от людей те, кто их совершает.
Но еще не доведя дело до свадьбы (я уже не говорю об официальной регистрации), Костик совершает несколько промахов. Да, это ошибка Тани — возомнить, что фиктивный брак может обратиться в настоящий. Не к ночи упомянутая Ковалевская именно на это и указывает. Но Костик поддерживает в ней это убеждение, а потом совершенно безрассудно «сплетает ноги» с ее подругой, причем не стесняется договариваться об этом на глазах у Тани. Просто животное! Вот дурак!
Подружка моя, как тебе не стыдно?
Тане вдруг становится понятно все. Не то, что ее использовали (ну это ладно, это же не скрывалось), а то, как низко она пала. Еще один раз она поддается на уговоры: как порядочный человек (а подлые люди именно так и давят на честных — требуют порядочности) она соглашается разыграть свадьбу для «картинки». Но это только добавило ей отвращения к себе.
Если девушка согласилась лечь в постель к мужчине до брака — это еще не повод клеймить ее шлюхой. Таня считает, что она совершила куда худший поступок — участвовала в инсценировке любви. Физически ее невинность не пострадала, но душа изваляна в грязи, куда худшей, чем та, что чавкала у нее под сапогами на работе.
Отвечу комментаторам, сетующим на формальном не исполнении Таней договора с Костей: если вам так важна формальность, то Костя тоже нарушил договор — буквально. А с точки зрения высшей морали, да и справедливости — Костя заслужил свое поражение. Судя по его словам, он не только теряет возможность получить квартиру в этом доме (а когда следующий будет построен — неизвестно), но и будет исключен из списка — за обман профкома, месткома, ну и так далее.
Распланирована регистрация в ЗАГСе, когда-то состоится и развод. Костя доволен, его тон деловит и непринужден. Но Таня уезжает домой и на следующее утро просыпается в своей постели с чувством освобождения от случайно прикоснувшейся к ней мерзости.
Больше над ней не тяготеют условия договора. Более того, она осознает, что она вполне счастлива своей жизнью. У нее есть любимая работа — не смотрите, что по колено в грязи, ее уважают коллеги, ее слушаются подчиненные. Хоть она и не красавица, но гордость и достоинство украшают не хуже длинных ресниц. Она не стала заложницей московского синдрома. Вот только как там подружка?
Подружку выкидывает из машины в грязь, размокшую от дождя, Костик, без особого успеха приехавший уговаривать Таню совершить последний, важный шаг. Он напирает на свои проблемы, свои убытки, свои права. В своих требованиях он даже более жалок, чем когда становится перед Таней на колени.
Подружка ковыляет к Тане и, внезапно, омытая дождем, она тоже освобождается от наваждения. Такой Таня может ее простить и принять. Вместе они могут справится с любой бедой. И Люся может теперь свободна от стыда за свое недружеское заблуждение.
Подружка моя (1985)
Подружка моя
Таня с увлечением работает в Подмосковье мастером передвижной механизированной колонны. Однажды ей предлагают заключить фиктивный брак, гарантирующий московскую прописку. Таню соблазняет это предложение.
Отзыв критика о фильме «Подружка моя», 1985
Счастливо, москвичка!
Очень непростую тему выбрал для своего режиссёрского дебюта Александр Александрович Калягин. То, что «Москва не резиновая» знают все и знают давно. Но кто не согласен с такой формулировкой, по-прежнему всеми правдами и неправдами пытаются «застолбиться» в «первопрестольной». Их нисколько не смущает, что именно о них любой коренной москвич может с пренебрежением сказать: «Понаехали тут. » Главная героиня Таня Топтыгина — мастер участка передвижной механизированной колонны (Ирина Гордина) — тоже «понаехала», но только не по своей воле.
Подруга детства Люся (Ирина Розанова) сорвала её с работы, сообщив, что мать лежит в московской больнице. Вот Таня и помчалась в столицу, сломя голову. Приехала, что называется, «на нервах», а тут ей такое предложение — фиктивный брак. Человек — существо крайне изворотливое, и ради личной выгоды может пойти на многое. На очень многое… (Нам ли, живущим в России не знать этого?) Такое предложение обрести законную прописку «дурно попахивает», и здесь дело не в том, что это чистой воды обман, а в том, что для девушки, ещё не утратившей романтический взгляд на действительность, подобное предложение равносильно душевному краху.
Именно по этой причине она была готова бросить неблаговидную затею, если бы не шальная мысль: а если это любовь. Тут ещё пример с Софьей Ковалевской. И стала видеть Таня то, чего на самом деле нет, тем более, что «жених» Костя (Александр Бордуков) показал себя таким милым и обходительным. До поры до времени обходительным: «Ты меня перевоспитать не сможешь». Конечно, не сможет. Таких перевоспитывать поздно. Такие за личную выгоду и продадут кого угодно, да ещё и унизятся до уровня плинтуса.
Нина Ургант прекрасно сыграла мать, озабоченную не столько судьбой сына, сколько общим материальным благосостоянием. Подружка Тани Люся — просто блестящий дебют Ирины Розановой. Персонаж яркий и запоминающийся, имеющий к тому же «сильно сценическую внешность». Своей ролью Ирина не столько вошла в кино, сколько ворвалась: энергичная, пробивная, жизнерадостная. Финал в фильме просто блестящий! Александр Калягин, как истинный художник, нашёл самые точные «краски», чтобы поставить в этой непростой истории очень жирную точку…
«Выйду на улицу — солнца нема. Парни молодые свели меня с ума. Выйду на улицу, гляну на село — девки гуляют и мне весело. » (Русская народная песня)
Драма Подружка моя появился на телеэкранах в далеком 1985 году, его режиссером является Александр Калягин. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Валерий Лысенков, Вячеслав Горбунчиков, Михаил Бочаров, Вячеслав Невинный, Ирина Розанова, Елена Дробышева, Валентина Клягина, Татьяна Агафонова, Алла Мещерякова, Александр Бордуков, Нина Ургант, Александр Медзмариашвили, Владимир Мышкин, Михаил Семаков, Игорь Михайлов.
- Треснул брус что делать
- У кролика больные уши чем лечить