подготовка к жизни в многонациональном обществе как мировая тенденция развития образования
Материал для доклада «Особенности поликультурного образования обучающихся»
Особенности поликультурного образования обучающихся
Поликультурное образование ( гр. – многокультурное) – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. В конце ХХ века в мире пошел процесс сближения стран и народов, произошла мощнейшая миграция населения. Это потребовало сменить ценностные ориентации и переориентироваться с монокультурного образования на многокультурное, то есть поликультурное при сохранении в качестве стержня свою собственную культуру. Поликультурность также является качеством личности.
Нельзя не отметить, что идеи поликультурного образования являются не только продуктом современности. Они обосновывались в прошлом многими исследователями. В этом плане большой интерес вызывает программа «Пампедия» Яна Коменского. Значительная ее часть посвящена формированию у детей умений жить в мире с окружающим, выполнять взаимные обязательства, уважать и любить людей. «Пампедия» представляет собой попытку создать программы универсального воспитания.
Наиболее полно, поликультурное образование рассматривается в зарубежных концепциях мультикультурного образования такого ученого как Д. Бэнкс и межкультурного образования: П. Бателаан, Г. Ауернхаймер,
В российской педагогической науке также активизировались теоретические поиски: возникли концепции «Воспитание культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» Г. Д. Дмитриева, складывается традиция поликультурного образования под влиянием теоретических исследований коллектива В.В. Макаева,
З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой. Ведутся научные разработки в области мультикультурного образования учеными А.Г. Абсалямовой,
Н.Б. Крыловой, А. В. Шафриковой и другими.
Л.Л. Супрунова видит цель поликультурного образования в развитии у обучающегося:
— способностей к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде;
— чувства понимания и уважения к представителям других культур;
— умений жить в мире и согласии с представителями разных наций, рас и верований.
Зарубежные и отечественные ученые по-разному определяют сущность поликультурного образования: как концептуальную основу содержания обучения и воспитания в культурно разнородном обществе, как направленность образовательного процесса, как процесс и результат подготовки молодежи к жизни в многокультурном мире, как реформу школы с позиций мультикультурализма.
Сравнительный анализ словарно-справочной литературы, публикаций ученых позволяют выделить ряд сходных положений, характеризующих сущность этого феномена: нацеленность на создание в образовательных учреждениях условий для выбора обучающимися культурной идентичности; стремление обеспечить педагогическими средствами равноценные предпосылки для получения качественного образования всеми учащимися, независимо от их расовой, этнической, религиозной принадлежности, языка, пола, социального статуса, физических и интеллектуальных особенностей; ориентация на утверждение в школе и обществе принципов социальной справедливости, соблюдения прав человека.
Международная энциклопедия образования, обобщая теоретические положения и скалывающуюся практику в учебно-воспитательных учреждениях разных стран, рассматривает поликультурное образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию в духе уважения инокультурных систем.
В российской справочно-педагогической литературе поликультурное образование трактуется как образование, направленное на приобщение подрастающих поколений к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе толерантного сознания, формирования готовности жить в многонациональном мире.
Международные организации приняли пакет документов, инициирующих развитие идей поликультурного образования в европейском и мировом образовательном пространстве. Среди таких документов важнейшими являются Рекомендация Совета министров Евросоюза по обучению преподавателей межкультурному пониманию (1984), Декларация принципов толерантности (1995), Конвенция о миротворческом воспитании (2002), Конвенция о поощрении разнообразных форм культурного самовыражения (2005).
Деятельность ЮНЕСКО и Совета Европы направлена на обеспечение качественного образования для всех и поощрение образования в интересах ценностей, прав человека, гражданственности, толерантности.
Поликультурное образование начинается с усвоения человеком ценностных представлений, признанных в окружающей социокультурной среде. Вместе с тем подготовку подрастающего поколения к жизни в многокультурном обществе следует осуществлять на основе разнообразных нравственных ценностей, сложившихся в ходе развития человечества. Это представления о добре, красоте, истине, любви, имеющие общечеловеческую значимость, то есть принимаемые и разделяемые большинством людей во все времена. Высоким нравственным потенциалом обладают ценности русской культуры: служение общественному долгу, открытость, бескорыстие, сострадание.
Цель поликультурного образования и воспитания состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Эта цель определяет конкретные задачи поликультурного образования:
— глубокое и всестороннее овладение обучающимися, культурой своего народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;
— формирование представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;
— создание условий для интеграции обучающихся в культуры других народов;
— развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
— воспитание обучающихся в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения.
Таким образом, поликультурное образование направлено не только на воспитание обучающихся в духе уважения к представителям других наций и народностей, как это понимается большинством российских педагогов, но и на обеспечение образования равноценного качества всем обучающимся независимо от их цвета кожи, разреза глаз, пола, социального статуса, физических и умственных возможностей.
Андриенко Елена Васильевна
Основные тенденции развития мирового образования.
Болонский процесс.
Международные стандарты качества образования.
1. Глобализация и интернализация как ведущие тенденции развития образования в мире.
2. Общие тенденции развития высшего образования: фундаментализация, прагматизация, компьютеризация, индивидуализация, гуманизация, стандартизация.
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года декларирует доступность и бесплатность общего образования: «образование должно быть бесплатны, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования». В некоторых странах, включая Россию, это положение закреплено в Конституции (см. ст. 43 Конституции РФ). В настоящее время, в большинстве развитых индустриальных стран мира, общее образование является не только правом, но и обязанностью граждан. Общее образование даётся в рамках государственных, муниципaльных, а также частных организаций. В некоторых странах создание частных организаций в сфере общего образования запрещено; в других (в том числе в России), большинство из уровней подлежит лицензированию. Практически во всех странах общее образование можно получить бесплатно.
Проблема глобализации относительно нова и неоднозначна. Глобализация охватывает все стороны жизни современного общества. Влияние глобализации на культуру и, в частности, на высшее образование привлекает интерес исследователей в последнее десятилетие и особенно активизировался в России после подписания ею Болонской декларации в 2003 году. В России в XXI веке неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Основные цели и задачи образовательной политики в России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г.
Понимание сущности глобализации (в широком смысле) и глобализации образования (в более конкретном смысле) невозможно без раскрытия взаимосвязи данных процессов с такими явлениями, как интернационализация, интернализация, локализация. В современном мире большинство педагогов компаративистов определяют глобализацию и интернализацию в качестве ведущих тенденций развития мирового образования всех уровней.
В современных условиях происходит модернизация образования во многих странах мира. Не случайно её называют «вынужденной модернизацией», потому, что такие факторы, как, например, расширение интернета и его влияние на подрастающее поколение, касаются всех. Процесс модернизации есть процесс реформирования образования, затронувший многие цивилизованные страны мира, который связан с современными социально-экономическими, политическими и культурологическими проблемами. Так называемые «вызовы времени» или «системные вызовы» определяются глобализацией, неустойчивостью социально-экономического развития, периодически возникающими экономическими кризисами (которые возникнув в одной стране, нередко вызывают подобные явления в других странах), высокими темпами социальных изменений и расширением информационного пространства. Для России (и для многих европейских стран) немаловажными факторами также являются: демографическая неустойчивость, смена парадигм воспитания (от советской к постсоветской), противоречие ценностных ориентиров разных социальных групп.
2. Общие тенденции развития высшего образования: фундаментализация, прагматизация, компьютеризация, индивидуализация, гуманизация, стандартизация.
Несмотря на то, что весь мир признает очевидность и влияние глобализации и интернализации, следует также выделить и те тенденции развития образования, которые были определены задолго до осознания мировых ведущих тенденций. Но если глобализация и интернализация признаются ведущими, основополагающими тенденциями мирового развития образования, то фундаментализацию, информатизацию, регионализацию, индивидуализацию и прагматизацию можно выделить в качестве наиболее общих тенденций развития образования, характерных для большинства развитых стран. Эти тенденции являются общими, но не являются устойчивыми, и исследователи фиксируют постоянную смену той или иной доминирующей тенденции. За последние годы осуществляется относительно быстрый переход доминирования: сначала фундаментализации, затем информатизации и сегодня, в связи с кризисом и нестабильностью общественного развития – прагматизации.
Фундаментализация образования. Этимологически понятие фундаментального образования связано со значением слова фундамент (от лат. fundamentum – основание), т.е. та база (платформа, основа), которая воспринимает нагрузки и передает их на основание (С.И.Ожегов). Фундаментальное образование направлено на постижение глубинных характеристик объектов и процессов целостного мира, восходящих к первичным сущностям. Оно лежит в основе формирования адекватных суждений образованного человека. Фундаментализация образования является самым значимым фактором профилактики ошибочных решений в мире сложнейших современных технологий. Именно фундаментальные ошибки разработчиков нередко ведут к техногенным катастрофам.
Фундаментализация образования постулирует науку и научные достижения в качестве самого главного компонента содержания образования. Поэтому все образовательные программы и концепции разрабатываются с учетом новейших достижений в научной сфере.
Прагматизация образования. Тенденция прагматизации современного образования обусловливает его развитие в направлении наиболее актуальных сфер жизнедеятельности общества. Данная тенденция зависит от рыночных отношений, конкуренции и наиболее востребованных направлений развития общества. Если востребованы на рынке труда программисты, то приоритетное развитие соответствующего направления образования будет очевидным. Когда в России было недостаточно экономистов, юристов, менеджеров, образование сразу же отреагировало на этот «профессиональный дефицит». В различных учебных заведениях, как правило, открываются новые отделения, специальности, специализации, соответствующие актуальным потребностям рынка труда. Специфика прагматизации определяется тем, что данная тенденция не может быть запланирована и реализована с учетом только предполагаемого направления развития образования в тех или иных условиях. Условия могут измениться. Поэтому данная тенденция обусловлена только рыночными отношениями и соответственно конкуренцией, причем как на рынке образовательных услуг, тик и на общем рынке труда.
Компьютеризация (информатизация) образования связана, прежде всего, с развитием технологий информационных процессов, всеобщей компьютеризацией. В современном мире происходит повсеместное формирование единого научно-образовательного пространства на основе постоянно обновляющихся средств телекоммуникаций и информационных технологий, а также организация образовательных программ различного уровня по дистанционной форме обучения. В образовательный процесс повсеместно внедряются информационные и коммуникативные технологии, значительно влияющие на темп (скорость получения необходимой информации) и характер обучения в сторону его интерактивности.
Широкое распространение получил термин «открытое образование».
Индивидуализация образования определяется возможностями учета индивидуальных особенностей обучаемого, опоры на его способности, самораскрытие и профессиональную самоактуализацию. В учебных планах и программах должны быть предусмотрены специально отведенные часы на индивидуальную работу с каждым обучающимся. Причем чем большее количество часов образовательное учреждение может выделить на индивидуальную работу, тем более качественное образование получает студент. Именно при таком образовании происходит подлинное профессионально-личностное развитие специалиста.
Мировая практика высшего образования показывает, что чем более престижным является университет, тем в большей степени реализуется принцип индивидуализации образования. Кроме того, именно индивидуализация образования позволяет преподавателям вуза подготовить студентов к самостоятельному решению сложных профессиональных проблем. Это происходит при подготовке реферативных, курсовых, дипломных работ. Будущие специалисты обучаются распознавать и четко формулировать профессиональные проблемы, выстраивают методологию научного и практического поиска, в соответствии с которой самостоятельно решают сложные задачи. Такая работа может быть строго индивидуализированной, и именно её качество свидетельствует об уровне профессиональной готовности выпускника вуза.
Регионализация образования связана с социально-экономическими и политическими потребностями региона, в котором оно осуществляется. Значимость регионализации определяется возможностями выпускников без особых проблем найти себе работу по специальности. Специфика социально-экономического развития региона выявляет потребность в профессиональных кадрах определенной квалификации.
Современное понимание цели высшего профессионального образования акцентирует не только высокий уровень овладения профессиональной деятельностью, но и соответствие стандартам и объективным требованиям. Особенно важна способность человека успешно выполнять сложную профессиональную педагогическую деятельность в постоянно меняющихся условиях. Сама профессиональная компетентность все чаще трактуется, как способность эффективно решать наиболее типичные профессиональные задачи и проблемы, возникающие в реальных условиях деятельности.
Стандартизация образования. Стандартизация, как правило, связана с деятельностью по установлению правил и характеристик в целях их многократного использования, направленная на упорядочение для повышения конкурентоспособности образовательных услуг. В образовании стандартизация проявляется в разработке, публикации и применении стандартов образования. В России – Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС): общего, среднего профессионального, высшего образования. Государственный стандарт образования включает нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников и основные требования к обеспечению образовательного процесса (материально-техническое обеспечение, учебно-лабораторное, информационно-методическое и требования к квалификации кадрового состава преподавателей).
Основными целями стандартизации – повышение уровня безопасности, обеспечение качества и конкурентоспособности образовательных услуг, обеспечение возможности взаимозаменяемости средств и их информационной совместимости, создание систем классификации, катологизации для более удобного и легкого поиска потребителей. В основе стандартизации лежит идея унификации (приведение к единообразию, единой форме) для соотнесения стандартов с международными программами образования.
Причем содержание компетенций определяется по задачам. Так ключевые компетенции нацелены на успех личности в меняющемся мире и необходимы для любой профессиональной деятельности. Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности (в нашем случае педагогической). Специальные компетенции проявляются в конкретной предметной деятельности. Все компетенции взаимосвязаны и взаимообусловлены, особенно в реализации предметной педагогической деятельности.
При этом особое внимание сегодня уделяется образовательным ресурсам нового поколения, которые включают в себя, прежде всего информационные ресурсы. В современном понимании обучения понятие «образовательные ресурсы» становится более популярным, чем понятие «дидактические средства». Кроме того, особое внимание придается созданию дидактических средств на основе информационных подходов. В качестве главных достоинств таких средств выступает, во-первых, их направленность на организацию самостоятельной работы. Во-вторых, возможность индивидуализации образования. В-третьих, создание учебных материалов на электронных носителях. В-четвертых, размещение разнообразных оценочных шкал и оценочных материалов. Однако интернет как уникальный образовательный ресурс, имеет не только возможности, но и существенные проблемы, которые могут возникать в процессе «интернет – образования». А именно: большой объем вторичной информации («информационный мусор»), развитие у детей и молодежи «экранного мышления», формирование интернет-зависимости (киборг-аддикции). Здесь вопросы педагогически грамотного управления новым образованием выдвигаются на первый план.
И.А. Липский, проведя анализ ряда нормативных документов в области образования последних лет, пришел к выводу о том, что государство «уходит из воспитания». Исследователь подчеркивает тот факт, что, например, в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 г.г. термин «воспитание» не встречался ни разу, несмотря на то, что Закон Российской Федерации «Об образовании» рассматривает образование как единство обучения и воспитания. Выдвигая на первый план ценностные ориентации человека на конкурентоспособность, социальную самостоятельность, стремление к успешности, профессиональную карьеру, в воспитании основной упор сегодня делается на институты гражданского общества – семью, Церковь, общественные объединения и т.д. [2]. Это важно и необходимо, однако воспитание, которое осуществляется в образовательных учреждениях, имеет не меньшую ценность.
Задания для самостоятельной работы
ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ РАЗДЕЛ
Конституция Российской Федерации
Глава 2. Статья 43. Каждый имеет право на образование.
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Поликультурное образование как условие качественного современного образования
Полиэтничность является объективной составляющей структуры российского общества и имеет принципиальное значение для системы образования как одного из главных государственно-общественных институтов, ответственных за функционирование и развитие общества, за подготовку индивида и поколения в надэтнической реальности.
Поликультурность, как один из основных культурных компонентов образования, – способствует усвоению учащимися знаний о других культурах; пониманию общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем; формированию толерантности школьников.
Под поликультурностью в образовании понимается построение образования на принципах культурного плюрализма, признания равноценности и равноправия всех национальных, этнических и социальных групп, недопустимость дискриминации людей по признакам национальной и религиозной принадлежности, понимания разнообразия общества как значимого фактора его развития, обеспечение адаптации человека к меняющимся условиям существования, формирование более многогранной картины мира.
Именно поликультурное образование призвано разрешить на социально-педагогическом уровне между правом человека на социально-культурное самовыражение в этнически поляризованном мире и умением взаимодействовать в поликультурном социуме, приходить к согласию и кооперироваться для достижения общих целей.
Цель поликультурного образования: формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Проблема поликультурного образования становится на современном этапе основным компонентом российского образования. Необходимость построения образовательных стандартов с учетом современных социальных ориентиров определяется полиэтничностью и многокультурностью российского общества.
Организация многокультурного образования предусматривает реализацию следующих принципов:
Поликультурный подход обеспечивает создание воспитывающей поликультурной среды за счет наполнения ее ценностями общечеловеческой национальной и индивидуальной культуры, которая включает обучаемого в активный процесс ее познания и созидания путем диалогового общения, сотрудничества и самореализации сущностных сил и способностей личности в ее культурной идентификации на основе воспитания у учащихся толерантного поведения по отношению к другим культурам.
Особенно актуален вопрос поликультурности образования на современном этапе.
В последние два десятилетие Россия, Республика Дагестан в том числе, переживает один из сложных периодов своего развития. Из-за распада привычной системы идеалов и ценностных ориентиров в обществе новый курс российской образовательной политики, направленный на демократизацию и гуманизацию процесса обучения и воспитания, ускорил пробуждение самосознания народа. В Дагестане и в других регионах, где совместно проживают люди различных национальностей, учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях стал осложняться распадом единого геополитического пространства. Вспыхнувшие во многих регионах (и на Кавказе) межнациональные конфликты стали инициировать обострение национальных чувств, приводящих к возникновению и развитию этноцентрических тенденций в сознании и поведении подрастающего поколения. Это вызывает необходимость кардинальных преобразований в системе современного образования в многонациональных регионах.
В то же время в крупных населённых пунктах, где сложилась и развивается полиэтническая социокультурная среда, в самосознании большей части растущего поколения стало формироваться безразличное отношение к национальным ценностям, культуре самобытной этнической общности. В связи с этим, осуществляя перестройку системы образования, реализуя новые концепции и установки, в числе других необходимо принимать и такие меры, которые способствовали бы как адекватному проявлению этнонационального самосознания в личности, так и гармоничному развитию межкультурных связей каждого учащегося.
В актуализации этнической культуры, росте уровня национального самосознания каждого народа ведущая роль отводится образованию. Образование является транслятором культуры. Именно в культурном пространстве человек погружается в этнонациональную культуру, а через неё приобщается к мировой общечеловеческой культуре.
Поэтому современная действительность ставит перед образованием сложную задачу воспитания молодёжи в духе мира и уважения всех народов, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур других народов без потери своей самобытности Таким образом, проблема подготовки молодёжи к жизни в многонациональной, поликультурной среде, является актуальной и занимает одно из приоритетных мест среди проблем современного образования.
В сложившихся условиях поиск путей развития национальных культур и бесконфликтного их сосуществования представляется для России и, в особенности, для Дагестана важнейшей государственной задачей.
Одним из эффективных средств достижения этой цели является система образования, в рамках которой государство способно целесообразно направлять развитие поликультурных процессов в обществе. Реформирование образования в России предполагается осуществлять с учётом национального многоязычного состава, социальной структуры и религиозных отличий населения РФ.
Одним из важнейших принципов реформы высшей и средней школы признана гуманизация современного образования. Это обусловливается введением в учебные планы общеобразовательной, в том числе начальной, школы дисциплин культурологического цикла (история культуры, культурология, мировая художественная культура, а также предметы по изучению национальной культуры в регионах, в частности «Культура и традиции народов Дагестана» в начальной школе).
В Дагестане широко распространённым явлением стали школы с многонациональным составом учащихся. Обучение и воспитание в этих школах ведётся на русском языке, по программам и учебникам для обычных русских школ. До недавнего времени родной язык в таких школах не изучался даже как учебный предмет. Все эти и другие явления зачастую приводят к игнорированию национального самосознания в личности. Возникла необходимость принять меры, обеспечивающие гармонию развития национального и общечеловеческого в личностных качествах учащихся школ.
В 90-е годы XX в. на новый уровень выходит проблема познания и исследования межнациональных контактов. Вводится в научный оборот определение подходов к воспитанию культуры межнационального общения, идейной основой которых являются ценности гуманизма. В педагогических кругах растёт осознание важности поликультурного образования как механизма идентификации личности.
Постоянные социальные перемены в обществе заставили иначе взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как на фактор возрождения национальной школы. Перед школой встаёт задача интеграции научной и народной педагогики. Изучение национальных традиций как социального фактора процесса социализации остаётся актуальной проблемой становления и развития личности. Назрела необходимость в возрождении традиционных видов народного творчества, форме их бытования, приобщение молодёжи к различным жанрам народного искусства. От культурного уровня личности во многом зависят темпы дальнейшего развития каждого народа и общества в целом. Обращение к прогрессивному прошлому своего народа позитивно влияет на развитие национального самосознания учащихся. Без учёта и анализа созидательной деятельности предшествующих поколений нет смысла говорить о достижениях культуры, образования и воспитания в настоящем.
К.Д.Ушинский говорил, что народ создаёт сам свою систему воспитания и что наибольшего внимания заслуживают его духовные ценности.
Как указывает в своём исследовании О.В. Аракелян, основой решения задач поликультурного образования и воспитания в многонациональном коллективе является принцип активизации внутренней готовности школьника каждой национальности познать, учесть и тактично отнестись к этническим особенностям человека иной национальности, иной культуры, который требует постоянно отрабатывать нормы социально-этического поведения, основанные на принципе гуманизма и необходимые для совершенствования межкультурной коммуникации, межнациональных отношений и межличностного общения.