почему в жизни так много страданий
Почему в жизни столько страданий?
Почему в жизни столько страданий?
Вопрос
Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что все мы хотим жить спокойно и счастливо, вне зависимости от страны, вероисповедания и национальности. Мы хотим жить в мире и оставить нашим детям планету, подходящую для обитания. Ну почему же в мире столько зла, о Боже мой?! Почему ежедневно происходят какие-то катастрофы, наводнения, преступления, теракты? Почему люди так страдают на планете, которая была предназначена для счастья? Почему жизнь приносит столько страданий?
Ответ
Где бы они ни появлялись, они очищают пространство и помогают людям вспомнить свое Божественное происхождение. Так происходит постепенное выравнивание искаженного энергетического поля планеты. Люди благодаря таким посланникам начинают ощущать свои собственные силы, верить в лучшее и сознательно изменяют свою жизнь.
Второй же ответ ведет тебя навстречу себе. Уже даже земные, вполне материалистически настроенные ученые признают тот факт, что мысль и особенно слова материальны. В подтверждение этого проводились многочисленные опыты, например с водой, которая способна аккумулировать в себе качество энергии, направленной в эту воду.
В три стакана наливали воду. В первом стакане была вода из-под крана, во втором – вода, заговоренная целителем, в третьем – святая вода из церкви. Экспериментаторы не знали о происхождении воды в стаканах. Они измеряли электромагнитное поле в каждом стакане. Самое низкое поле было в водопроводной воде, а в воде из церкви было самое высокое электромагнитное поле. Это показывали обычные приборы, стрелка отклонялась очень интенсивно. Почему? Потому что над этой водой читались молитвы!
Если молитвы способны отклонить металлическую стрелку, то они также способны влиять на качество жизни на планете! Самое интересное, что каждая твоя мысль и слово – тоже молитва. Потому что нет ничего раздельного. Ты неотделим от этого мира, от этой планеты, от этой Вселенной. Ты не можешь быть здесь хорошим, а там плохим. Вселенная воспринимает тебя целиком. Тебя воспринимают серьезно. Ты значим для Вселенной! Каждое твое слово или мысль создают определенные электромагнитные вибрации, которые распространяются от тебя в мир как круги по воде.
Единственный путь спасения нашего мира – это через сердце и сознание каждого человека. Ты думаешь, что ты мал и беспомощен? Ты ошибаешься, друг мой! Возьми для начала под контроль свою собственную судьбу. Поступательно и уверенно декларируй позитивные перемены, любовь и счастье. Откажись от погружения в разрушительные энергии путем просмотра телепередач, где смакуются человеческие беды и страдания. Если ты перестанешь хотя бы отдавать свое внимание таким «развлечениям», то ты лишишь питания темные силы, а это уже немало!
Многие люди, из-за незнания прибегают к приворотной или даже черной магии. Это недопустимо! Вы имеете право распоряжаться только собственной судьбой. Каждый раз, когда ты желаешь другому живому существу зла, ты создаешь такую жуткую карму для себя, что лучше бы тебе и не рождаться. Расплата неминуема. Вот и происходят потом аварии и прочее и прочее. Ничего не проходит бесследно. «Every action has a reaction» (каждое действие имеет последствие) – помни об этом.
Даже если страдаешь безвинно (как тебе кажется), то пожелай счастья и здоровья своему обидчику. К нему все равно вернется содеянное, а ты будешь благословлен.
Пусть этот момент жизни станет новой значимой вехой для тебя. Произнеси такие слова прямо сейчас:
«Отныне я свободен в своем выборе. Я развиваюсь как свободная и счастливая личность каждый день. Я, как и все остальные, достоин великолепной жизни, наполненной любовью, радостью, благополучием и успехом. Я уважаю, почитаю и благословляю всех живущих, в том числе и самого себя. Я развиваю в себе свои лучшие качества, такие как нежность, сострадание, любовь, непосредственность, честность, искренность и получаю большое удовольствие от этого развития. Я связываю свои лучшие качества со всем лучшим, что есть в моей благодатной Вселенной, и притягиваю в свою жизнь великолепную удачу и создаю свою прекрасную судьбу!»
Если каждый человек начнет поступать так и станет культивировать положительные мысли, то качество жизни на планете Земля постепенно изменится. Мы неотделимы от своей планеты, и мы вместе можем существовать в мире. Сделайте первый шаг. Начните с себя и будьте уверены в своих силах!
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1-й лунный день: Время, когда вы можете получить столько денег, сколько захотите
1-й лунный день: Время, когда вы можете получить столько денег, сколько захотите Первый лунный день длится недолго, иногда всего несколько часов и даже минут, но его сила очень велика. Причем, чем день короче, тем больше в нем энергии. Этот день дает удивительные возможности.
Почему забываются наши прошлые жизни
Почему забываются наши прошлые жизни Когда речь заходит о перевоплощении, чаще всего задается такой вопрос: «Если я действительно жил раньше, отчего же я не помню сваи прежние жизни?» Небольшое углубление в вопрос поможет найти на него ответ.Прежде всего, отметим то
Почему забываются наши прошлые жизни
Почему забываются наши прошлые жизни Когда речь заходит о перевоплощении, чаще всего приходит на ум вопрос: «Если я действительно жил раньше, отчего же я не помню свои прежние жизни?» Давайте немного углубимся в эту тему и найдем ответ.Прежде всего заметим, что даже в
Вы можете получить столько любви, сколько пожелаете!
Вы можете получить столько любви, сколько пожелаете! Дорогие, Крайон приветствует вас в этом пространстве, заполненном любовью. В этом пространстве, где вы не одиноки, где вы любимы и почитаемы.Мы знаем, как часто вы чувствуете себя одинокими в вашем мире. Вы,
Почему мы не помним наши прошлые жизни?
Почему мы не помним наши прошлые жизни? Спрашивающий. Вы дали мне обзор семи принципов с высоты птичьего полёта, а теперь скажите, как это объясняет полное отсутствие у нас каких-либо воспоминаний о том, что мы жили и ранее? Теософ. Очень просто. Поскольку те
Почему я не помню свои прошлые жизни?
Почему я не помню свои прошлые жизни? Прежде, чем вы пришли сюда, было решено, что у вас не будет памяти, — запутанной, неразборчивой и мешающей вам памяти о том, как вы жили раньше; но у вас будет ощущение Руководства, идущее изнутри. Было решено, что это Руководство примет
Школа страданий
Школа страданий Человек оценивает других в соответствии со своим характером и убеждениями. То, что мы говорим о другом человеке, раскрывает нашу сущность. Характер есть сумма жизненного опыта. Эта сумма включает в себя весь опыт предыдущих жизней и жизни нынешней. Все до
Как поумнеть без страданий
Как поумнеть без страданий При всей своей похожести люди очень различны.Одни говорят: «Я из-за всего беспокоюсь и все принимаю близко к сердцу». Что это значит? Беспокойство есть страх; в сердце обитает чувство вины. Это значит, что человек из-за всего боится и ощущает себя
Источник страданий
Источник страданий Есть что-то вроде статистики: мужчины и женщины в союзе близнецовых пламен имеют проблемы с этим, с понятием и ощущением «любви». Мужчины в своей человеческой жизни обычно эмоционально холодны и закрыты от чувств, женщины же наоборот,
О роли страданий в жизни человека
О роли страданий в жизни человека Лишения – это стимул развитияВетвистость кармы Можно ли победить
ПИЩА ЭТО НЕ СТОЛЬКО ПИТАНИЕ, СКОЛЬКО МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ПИЩА ЭТО НЕ СТОЛЬКО ПИТАНИЕ, СКОЛЬКО МИРОВОЗЗРЕНИЕ «Мое питание состоит главным образом из горячей овсяной каши, которую я ем два раза в день с пшеничным хлебом. Кроме того, за обедом я ем щи или картофельный суп, гречневую кашу или картофель, вареный или жареный на
Бывают ли в жизни такие ситуации, которые изменить невозможно? И если да, то почему?
Бывают ли в жизни такие ситуации, которые изменить невозможно? И если да, то почему? Судьба – это наше настоящее и будущее, которое мы можем изменить, если что-то в нашей жизни нас не устраивает. Но такие судьбоносные моменты, о которых, вы спрашиваете, все-таки бывают.
Почему родителям нужен буддизм и почему буддистам стоит стать родителями
Почему родителям нужен буддизм и почему буддистам стоит стать родителями Движимый любовью и сочувствием К тем, кто еще не узнал эту подлинную природу, Я посвящаю свои действия благу других: Пусть все существа достигнут освобождения! Я проявился в человеческом
Почему в мире много страдания и мало счастья?
Я объездил весь мир и поэтому знаю, как он прекрасен… Он прекрасен и создан для мира и счастья. Он велик, разнообразен и наполнен фантастическими чудесами. Тогда почему в нем столько горя и страданий? Почему счастье столь мимолетно, как о том пишет поэт:
Так, повстречавшись с нами,
Как мимолетный свет,
Счастье взмахнет крылами,
Вспыхнет, сверкнет — и нет.
Почему за многотысячевековую историю человечеством не только не создан рай на земле, но очень часто отдельные регионы напоминают ад? Почему даже после двух мировых войн, опрокинувших человечество в апокалипсис, оно так и не вынесло почти никаких уроков?
Кто-нибудь осмелится дать ответы на эти сакраментальные вопросы? Ведь, как говаривал еще Жан-Жак Руссо, жажда счастья никогда не иссякает в сердце человека. Жажда действительно не иссякает, а вот источник почти сухой…
Да и что это за птица такая редкостная, заморская, чудесная — счастье?
Все люди имеют право на счастье, но критерии счастья у всех разные. Счастье так же невозможно создать за другого, как и навязывать свое представление о счастье другим. Как писал Зигмунд Фрейд, «каждый должен кроить себе счастье на собственный фасон».
Самая большая ошибка близких и друзей — обучать своему пониманию счастья, навязывать его другим.
Генри Джеймс: «Первое, что нужно усвоить во взаимоотношениях с другими людьми, — это то, что им нельзя мешать быть счастливыми — так, как они того хотят».
Пониманий счастья и сущности счастливой жизни столько, сколько людей: независимость, удача, покой, благосклонность судьбы, счастливая случайность, нежданный дар, восторженное состояние души, наслаждение повседневной жизнью, удовлетворенность собственным трудом и предназначением…
У каждого — свое разумение счастья. Как гласит китайская пословица, у дурака и счастье глупое.
Андре Моруа: «В белизне уйма оттенков. Счастье, как и весна, каждый раз меняет свой облик».
Рюноскэ Акутагава: «Чтобы сделать жизнь счастливой, нужно любить повседневные мелочи. Сияние облаков, шелест бамбука, чириканье стайки воробьев, лица прохожих — во всех этих повседневных мелочах нужно находить высшее наслаждение».
Счастье доставляет не столько оно само, сколько путь к его достижению.
Несколько часто встречаемых определений счастья:
— правота и многосторонняя мудрость (Демокрит);
— хорошее расположение духа, благосостояние, гармония, симметрия и невозмутимость (Демокрит);
— сила духа и согласие с природой (Цицерон);
— способность с толком прожить свой век (Али Апшерони);
— умение находить в жизни радость (Хун Цзычен);
— самоотдача (Хун Цзычен);
— примирение со своей судьбой и довольство своим положением (Эразм Роттердамский);
— наивысшая цель наших стремлений (Г. Спенсер);
— возможность дарить счастье наибольшему числу людей (Д. Дидро);
— постоянное стремление вперед (Э. Золя);
— счастье не в счастье, а лишь в его достижении (Ф. М. Достоевский);
— удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой);
— внутренняя плодотворность (Э. Фромм);
— хорошее здоровье и плохая память (А.Швейцер).
— желать того, чего нельзя получить» (В.Ключевский)
В чем счастье.
В жизненном пути
Куда твой долг велит — идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и — верить.
Многие принимают удовольствие за счастье — это как если бы принять мираж за реальность.
Согласно дзен-буддизму счастье (тасата) приходит не тогда, когда стремишься его достичь, но когда ограничиваешь свои устремления. Способность к отказу — вот тасата.
По мне, счастье — это способность довольствоваться наличным, всё остальное именуется суетой.
Счастье — найти Бога в себе и жить, реализуя этот божественный элемент.
Счастье — приумножать счастье не только свое, но и других.
Подаренное счастье умножается на количество даров.
Дари счастье другим — тогда получишь свой шанс на счастье:
— Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное (Платон).
— Хочешь жить для себя, живи для других (Сенека).
— Самый верный способ добиться счастья для себя — это искать его для других (Мартин Лютер).
Секрет счастья, в сущности, прост: обеспечить одно-единственное неповторимое мгновение, а затем постоянно повторять его: «У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть только настоящее, — и то не день, а мгновение» (И. С. Тургенев).
Счастье — вечное обновление, радование каждым данным моментом. Любовь и счастье несовместимы с серым, будничным существованием. Творчество любви и счастья — в вечном поиске, открытии новых сторон жизни, многовидении. Конечно, в этом случае время неизбежно ускоряет свой ход, но быть собой — это еще уметь выбирать спячку или порыв, беспросветный век или счастливый миг.
Счастье нельзя поймать, как нельзя уловить вдохновение или восторг. Счастье внутри тебя, и только ты его хозяин.
Люди сильно недооценивают психосоматическую роль счастья и любви в жизни человека: состояние счастья — гарант нормального функционирования иммунной системы. Наоборот, горе разрушительно для тела, ибо все болезни «от нервов». Состояние счастья, большой любви продлевает жизнь и делает ее насыщенней. Увы, жизнь парадоксальна и редко гарантирует безмятежность.
Артур Шопенгауэр считал личность человека первым и важнейшим условием счастья. Человек прежде всего сам является строителем собственной жизни и из самого себя черпает не только представления о мире, но всю полноту целей и ценностей своей жизни. В самом себе человек находит духовное и жизненное богатство либо их отсутствие. Счастье — способность личности к жизнестроительству (а не жизнеразрушению). Правда, Шопенгауэр идет еще дальше: истинный, глубокий, счастливый мир обретается человеком в самоизоляции, в уединении, в нирване. Шопенгауэр уточняет: достичь гармонии нельзя даже с возлюбленной. В мире Шопенгауэра еще нет экзистенциального «другого», ему неведомо, что «человек никогда не найдет всей полноты только в себе самом».
Мудрость и глубокое знание жизни и людей — путь к счастью.
Счастье — симптом мудрости, несчастье — глупости. Счастливо жить своим умом — удел мудрых людей:
— Кто мудр, тот и в счастье будет умен, и в несчастье бодр и тверд (Варрон).
Душевное спокойствие — признак мудрости и наилучшая поддержка в жизненных передрягах. Стремление к счастью не должно лишать нас покоя.
Иоанн Златоуст: «Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе».
Счастье — не благодать, нисходящая к человеку свыше, но его устремление к совершенству, полная, вдохновенная жизнь, приведение в гармонию тела и духа. Счастье — гигантский труд по созданию внешней и внутренней среды обитания, достойной Личности, способность самореализации, забота о правильном функционировании телесного и духовного организмов, приносящая удовольствие и обеспечивающее полноту жизни. Счастье завоевывается огромным трудом, особенно — трудом любви.
Труд по созданию счастья не может быть ориентирован на грядущее — счастье имеет смысл только здесь и сейчас, счастье не может быть создано другими, для всех и в будущем — только самим, вокруг себя и сейчас. Счастье — форма выражения индивидуальности человека.
Счастье не ищут и не ловят — счастье создают, творят, в счастье «входят». Войти в счастье — означает построить гармоничный мир, управлять чувствами и эмоциями, отказаться от зла,злобы, ненависти, несовершенства, если хотите, играть роль счастливого человека.
Счастье смелым дается, не любит тихонь,
Ты за счастье и в воду иди и в огонь.
Перед богом равны и бунтарь и покорный,
Не зевай — свое счастье не проворонь.
Счастье — состояние не мира вне нас, но мира в нас.
Эволюция человеческой души — наш путь к счастью.
Судьба не имеет к счастью никакого отношения.
Счастье не ожидают — его творят.
Григорий Ландау: «Несчастье может быть и случайностью. Счастье — не удача и не благодать; счастье — добродетель или заслуга».
Это неправда, что счастье нельзя запланировать. Счастье куется только собственными руками, зарабатывается тяжким трудом, а «кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным».
Единственная реальность счастья всецело заключена в нас самих. Человек сам причина своего счастья.
Без самоуважения счастье невозможно.
Счастье — отнюдь не милость фортуны, а дар творения собственной жизни во благо себе и другим
— Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом (Пифагор).
— Счастье достается тому, кто много трудится (Леонардо да Винчи).
— Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми (А. Линкольн).
— Счастье зависит не от обстоятельств, а от тебя (Л. Н. Толстой).
О счастье не грезят — счастье зарабатывают. «Повелевай счастьем, ибо одна минута решает победу» (Александр Суворов).
Счастье потому так редко, что в мире все еще мало людей, заслуживших его.
Существует ли незаслуженное счастье? Скорее всего нет! Любое счастье образуется из огромной работы души, и случай здесь совершенно ни при чем. Счастье можно либо заслужить, либо прикинуться счастливым.
Только сам человек является производителем и потребителем тонкой материи счастья:
— Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его». (Бернард Шоу).
Почему люди так редко чувствуют себя счастливыми? Потому что для строительства счастья необходимы воля и талант, а большинство не обладают ни тем, ни другим. Счастье — не удача и не благодать, его необходимо заработать, заслужить, выстрадать. Можно даже говорить о подвиге счастья:
— Несчастная судьба многих людей — следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела — лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней (Эрих Фромм).
— Счастливы те, кто в конечном счете сможет отдать себя по-настоящему и без остатка! (А. Швейцер).
— Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще. Стремление к счастью — это стремление стремлений (Людвиг Фейербах).
— Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастной личностью (Абрахам Маслоу).
СЧАСТЬЕ И СТРАДАНИЕ
Несчастья даны человеку для того, чтобы поразмыслить о правильности своей жизни.
Почувствовать счастье нельзя, не испытав страданий.
Мне нравится, что в мире есть страданья,
Я их сплетаю в сказочный узор,
Влагаю в сны чужие трепетанья.
— Не оценишь сладость жизни, не вкусивши горечь бед (Ш. Руставели).
— Несчастье ускользнуло от тебя; наслаждайся же этим, как счастьем своим! (Ф. Ницше).
— Без страдания и не поймешь счастья. Идеал через страдание переходит, как золото через огонь. Царство небесное усилием достается (Ф. М. Достоевский).
Ярким свидетельством неотделимости счастья и страдания является Новый Завет. Иисус Христос символизирует немыслимое сочетание божественности и боли, надмирности и распятия. Страдающий бог — вот то новое, что привнесло в Библию христианство. С тех пор даже в божественной любви можно обнаружить элемент «огня опаляюшего».
Нельзя быть счастливым, страшась жизни.
Счастье не в уклонении от страданий, а в действенном преодолении ударов судьбы. Счастье — мощное сопротивление угрозам жизни:
— Нередко несчастье — это инструмент, с помощью которого Бог придает нам более совершенную форму (Г. Бигер).
— Такова уж человеческая натура: мы никогда не видим своего положения в истинном свете, пока не изведаем на опыте положения еще худшего, и никогда не ценим тех благ, какими обладаем, покуда не лишимся их (Д. Дефо).
В едином и целостном мире нет чистого счастья или чистого страдания, а беды и радости притерты друг к другу.
Хун Цзычэн: «Когда они притрутся друг к другу без остатка, родится счастье. Такое счастье будет нерушимым. Сомнение и вера друг друга поправляют. Когда они полностью поправят друг друга, появится знание. Такое знание будет подлинным».
Невозможно постоянно поддерживать уровень счастья на постоянно высоком уровне. Привыкание к счастью опасно превращением его в будничность жизни.
Количество ступеней восхождения к счастью ограниченно, количество ступеней нисхождения к несчастью бесконечно. Поэтому на какой бы ступеньке жизни ты не находился, радуйся тому, что у тебя есть: не бывает так плохо, чтобы не могло быть еще хуже. «Только начинаем привыкать к плохому, как жизнь становится еще хуже» (Борис Крутиер).
Мучение и счастье — одно, точнее невозможно достичь счастья, минуя лишение и муку.
Человеческие несчастья наиболее часто вызваны не нашей глупостью, а нашим безразличием, особенно безразличием к себе.
Главная причина несчастья — не найти себе применения в жизни.
Франсуа де Ларошфуко: «Существует такая степень счастья и горя, которая выходит за пределы нашей способности чувствовать…»
Как и в любви, в счастье, к которому, естественно, стремится каждый человек, заключен парадокс, подмеченный еще древними мыслителями: в счастье горе многократно усиливается. Если учесть, что горестные ощущения сильнее действуют на человека, чем радостные, то мерой счастья является высота падения. Эдуард Гартман одно время вопрошал: поскольку в любви страдания переживаются неизмеримо сильнее, чем радости, не стоит ли человеку сторониться любви?
Я не согласен с Францем Кафкой, что «всеми страданиями вокруг нас должны страдать и мы». Единство и цельность мира не предполагает тотальности страданий. Даже сострадание либо фальшиво, либо увеличивает количество страдания.
Если бы мать Тереза страдала со всеми страждущими, то ей вряд ли удалось помочь всем им. Всему есть предел — даже состраданию. Я зову не к черствости, а к мере.
Несчастье — во многом наша вина.
Почему же страдание доминирует, а счастье столь редко и мимолетно? Это очень трудный вопрос для однозначных ответов. И все же у меня есть версия приоритетного объяснения. Мы живем в замечательном и прекрасном мире, но сами виноваты, что в массе своей так и не научились науке счастья. А не научились — потому что не выросли из коротких штанишек. Я уже где-то писал, что человечество в целом все еще не вышло из ясельного возраста и что именно инфантильность и неразумие правят нашим миром: захваты, войны, инквизиции, разрушительные и параноидальные «великие учения», захват власти подлецами и некрофилами, зомбирование, травля инакомыслящих, злоба, ненависть, месть…
Впрочем, нельзя отрицать и продуктивность несчастья: несчастье — школа жизни, страдание чему-то служит и чему-то учит. Очень важно понять глубинную причину страданий — тогда появляется шанс превозмочь их:
— Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать (И. С. Тургенев).
— И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое как на испытание (Л. Н. Толстой).
— Несчастье — удобное время для добродетели (Сенека).
Значительная часть страданий — уроки, даваемые нам жизнью. Страдание — одна из движущих сил изменения человека и мира к лучшему.
Безоблачное счастье — такая же утопия, как благостная жизнь. Страдание неизбежно, но в силах человека обратить его в продуктивную силу. Страдание формирует характер, закаляет волю и творит интимную основу человека. Я бы сказал, что путь к счастью пролегает через страдание или что счастье необходимо выстрадать. Страдание гораздо больше, чем счастье, делает человека великим или святым.
Страдание неотделимо от жизни как тела, так и души. Почему? Все мудрецы видели в страдании стимул для творчества и способ познания полноты жизни. Виктор Франкл считает, что смысл неизбежного страдания — самый глубокий из всех возможных смыслов. Я бы добавил: «кроме смысла счастья».
Страдание действительно плодотворно, оно преобразует человека и дает ему возможность «осознать то, чему не следует быть»; «Страдание своей целью имеет уберечь человека от апатии, от духовного окоченения» (Виктор Франкл).
Несчастье открывает двери в новую жизнь. Несчастье — школа мужества на пути к настоящему счастью.
Почему в нашем мире столько страдания?
C Виктором Петровичем Легой беседовала Наталья Смирнова
Почему этот мир полон страданий? Есть ли объяснение тому, что всеблагой, всемогущий и всезнающий Бог не освобождает наш мир от страданий? Получается, что Бог этого не хочет?
Бог знает о страдании, может изменить и хочет этого, но не избавляет нас от них. И людям трудно понять, почему так. Ведь даже любой человек посчитает верхом эгоизма не помочь своему другу, если тот страдает и просит о помощи. Поэтому атеисты считают, что решить проблему страданий в мире можно только предположив, что Бога просто нет. Нет другого выхода. Если бы Бог был, то Он как всемогущий и благой сделал бы все, чтобы мы не страдали. Дидро сказал, что эта проблема, как никакая другая, породила большее число атеистов. Часто можно слышать, что человек поверил бы в Бога, если бы в мире не было столько зла.
Как же эта проблема решается в христианстве?
В христианстве ответ дается очень простой: зло – не от Бога, а от нашей свободы. Человек сотворен по образу Божию, сотворен свободным. Если бы Бог лишил человека его свободной воли, то тогда бы он лишил человека его сущности, и человек перестал бы быть человеком. Поэтому, если человек остается человеком, то он может выбирать между добром и злом. А если он выбирает между добром и злом, то он может выбрать и зло. Иначе он не человек, иначе он не свободен. Таким образом, Бог не отвечает за зло творимое в мире, а отвечает за это лишь человек.
Но есть и еще очень важный фактор, без учета которого это объяснение происхождение зла в мире становится еретическим. Ведь примерно так же думал и Пелагий. Необходим еще и догмат о грехопадении.
Мы все знаем, что первородный грех состоял в том, что Ева съела плод с древа познания добра и зла и дала есть Адаму. А вот в чем сущность этой истории?
Может быть, Адам и Ева не должны были знать, что такое добро и зло, а вот когда они съели с этого дерева, то тогда появилось добро и зло?
Отцы Церкви однозначно такую версию отметают. Свт. Иоанн Златоуст, например, напоминает, что сатана совершил свое отпадение от Бога задолго до появления Адама. Зло уже было в мире, и человек об этом знал, и когда он встречался с сатаной, то он знал, с кем разговаривает.
Причину данного запрета можно понять, если задуматься над смыслом слова «познание». Заповедь «не есть с древа познания добра и зла» означала не познавать добро и зло. Казалось бы, очень странное повеление. Наоборот, человек должен знать что есть добро и что – зло, чтобы делать первое и не делать второе. Но в Ветхом Завете под познанием подразумевалось не знание в обычном смысле слова, а как бы «обладание». Когда мы говорим «знать», то подразумеваем какое-то отстраненное от жизни знание, просто информацию. Например, человек нам может излить свою душу, рассказать как ему плохо, а мы выслушали и спокойно так говорим: «Спасибо, я принял это к сведению». А про себя думаем: «Ну, это твоя проблема и меня она не касается». Для ветхозаветного же человека, как и для античного, а также и для христианина знание — это обладание истиной, единение с ней. Если человек познал истину, то он как бы стал единосущен с ней. Отсюда мы можем понять смысл первой заповеди, данной человеку: он должен помнить, что он не творец мира, а творение. Мир был сотворен для человека и дан ему весь целиком, что символически выражено в фразе «от всякого дерева в саду ты будешь есть». Ему было дано в распоряжение все, кроме нравственного критерия. Адам и Ева должны были понимать, что критерии нравственности, критерии добра и зла не в них, а в Боге. Тем самым указывается, что именно добро и зло являются самыми важными понятиями для человека: он всё может делать по своему усмотрению, кроме того, что относится к области нравственности. Вот что это означает. И когда наши прародители съели этот плод, нарушили данный им запрет, то они как бы сказали: «Извини, но мы не согласны. Мы есть критерий добра и зла. Добром является не то, что говорит нам Бог, а то, что мы сами выбираем».
Иначе говоря, Адама и Еву поставили перед выбором, сообщив перед этим, каким критерием пользоваться при этом, и они сказали: «А мы вот лучше знаем. Да, Бог говорил «не ешь», а мы подумали и решили, что это неправильно. Мы сами выбираем, что нам надо». Такова позиция всего человечества после грехопадения. Если мы посмотрим, как идут современные споры по каким бы то ни было проблемам: политическим, нравственным, любым иным, почитаешь газеты, посмотришь телевизор или просто поговоришь с людьми далекими от Церкви, то видишь, что человек всегда основывается на своих собственных представлениях. Можно взять любую ситуацию, например, разводиться или не разводиться? Человек начинает думать: «С одной стороны, жена мне надоела, и я уже видеть ее не могу, а с другой стороны, детей жалко, поэтому, может быть, лучше не разводиться. Ну а что дети? Дети уже взрослые, они поймут». Человек начинает разбираться сам, исходя из своих собственных представлений. Он не пользуется каким-то объективным критерием, все его представления субъективны. И все люди после Адама стали во всех вопросах основываться на своих собственных представлениях.
Часто говорят, что это Адам согрешил, а не я, так почему я должен страдать и отвечать за чужой грех?
Да это позиция известная: я то не грешил, почему я должен отвечать за дела Адама. Но в действительности каждый из нас всегда, каждый день, по нескольку сотен раз делает тот же самый выбор. Даже мы, христиане, крайне редко, если покопаться в себе, ставим себе задачу поступать только так, как говорит Церковь. Хорошо еще, если дело касается мяса в пост, тут-то мы можем твердо стоять, а когда чуть-чуть посложнее, то начинается: «Да я и так уже очень много сделал, я уже две недели мяса не ем, а от меня тут еще что-то требуют. Ну нет, это-то уже для святых, для подвижников, а мне достаточно отказаться от мяса, от творожка». Поэтому не надо говорить, что мы святые, мы постоянно этот же первородный грех делаем.
Но далее возникает ситуация тоже не совсем понятная. Ну съели Адам и Ева плод с древа познания добра и зла, но выгонять то из рая зачем?
Да, действительно непонятно. Например, говорю я своим детям: «Конфеты не берите», а они не послушались и съели. Что же я? Скажу им: «Вон! Что бы ноги вашей в моем доме не было!»? Так мы должны поступать? Это настоящая православная позиция? Почему же тогда нам велено прощать, причем бессчетно раз? А Бог не простил. Это ж надо, нам говорит — прощайте, а Сам не простил. Чуть что — сразу выгнал.
Как быть с тем, что Бог, творя человека, заведомо знал о том, что тот Его ослушается и вынужден будет покинуть рай?
Весь замысел Бога о мире возможен только в условиях того, что у человека есть свобода и возможность эту свободу реализовать, то есть имеется выбор. Согласно блаженному Августину, Бог сотворил человека, который мог грешить и мог не грешить, и человек должен был достигнуть совершенства — такого своего состояния, когда он уже не мог бы грешить, то есть стал бы фактически вторым Богом. Но человек отказался от этого пути, он мог согрешить — и согрешил.
То есть иными словами, если бы Бог лишил человека выбора, оградил его от искушения — запретного плода, то человек не смог бы реализовать то свое качество, которое отличает нас от животных, – свободу?
Представим себе ситуацию: два друга сидят в ресторане: один водочку заказал, шашлычок, а другой – манную кашу.
– Ты что так? – спрашивает первый.
– Да знаешь, врач не разрешает, — отвечает второй.
– Мой врач тоже мне не разрешал. Но я вот ему тысячу долларов дал, он и разрешил.
Этот абсурдный диалог показывает, что врач существует не для того, чтобы разрешить или запретить пить водку больному человеку, а для того, чтобы поставить правильный диагноз и вылечить, а для этого сам больной должен ограничить себя в некоторых продуктах. Так и Бог констатирует состояние человека: «Извини, но ты смертельно болен, и твоя жизнь будет полна страданий». Это не наказание, это констатация факта.
Страдание в мире и от прачеловека и от каждого из нас, ведь мы совершаем грех каждую минуту и каждую секунду, и живем в смерти и в страдании. Но если мы верим во Христа, то мы понимаем, что это путь, ведущий к истинной жизни, потому что Спаситель сказал, что «Я есть путь и истина и жизнь». И когда мы выбираем этот путь, ведущий к жизни, то тогда мы обретаем то самое первозданное состояние.
Как тогда можно объяснить, что более праведные люди зачастую живут в страданиях, тогда как злодеи и грешники блаженствуют?
Христос нам сказал, что путь в Царствие Небесное — это узкий путь, то есть уже сам по себе этот путь подразумевает некоторые страдания. Почему же такой сложный путь, почему надо входить узкими вратами? Дело в том, что страдание — это необходимый спутник любого труда. Томас Эдисон как-то сказал, что гений — это 1% таланта и 99% пота. Если мы хотим чего-то добиться, то мы должны прилагать усилия, и поэтому сказано, что Царство Небесное силою берется. Но надо также понимать, что есть страдание во имя добра, во имя любви к Богу и к ближнему, а есть бессмысленное страдание. Если я палец себе дверью прищемлю специально, то ни к Богу, ни к раю я ближе не стану.
Вообще же страдание — это мерило того, правильно ли мы живем. Если у нас нет страданий, то мы должны задуматься: что-то, наверное, не так. А когда есть страдания, то мы понимаем, что мы на правильном пути. Именно поэтому мы часто слышим, что Бог посылает испытания действительно тем, кто любит Его, хотя по нашей слабости мы, естественно, не хотим этого.
Приведу такое сравнение: есть два спортсмена, один талантливый, другой не очень. Что скажет тренер более талантливому спортсмену? Естественно, заставит тренироваться по нескольку раз в день, будет постоянно к нему придираться, требовать лучших результатов. А другому может сказать: часок попрыгай, побегай, поплавай и можешь идти домой. Первому он дает страдание, и тот мог бы обидеться, но он понимает, что это сейчас ему тяжело, а потом он олимпийским чемпионом станет. А второй в лучшем случае здоровье поправит. Человеку сначала приходится себя заставлять, а потом вдруг от того же самого начинает получать удовольствие. Но это только в том случае, если ты идешь в правильном направлении.
Сложно все же для человеческой психики принять, что больше страданий попускается Богом для любящих Его.
Важно понять, что Бог для нашего спасения и блага использует наши же ошибки. Бог не творит зло, чтобы использовать его как некоторый инструмент во спасение. Такое понимание было бы разновидностью манихейства. Но Бог использует наши же собственные ошибки для нашей же пользы. Именно в этом плане можно говорить, что страдание есть путь к спасению. Бог не столь бессердечен. Он Сам стал человеком и Сам пострадал, не только телесно, но и душевно, ведь его предали и ученики, и весь богоизбранный народ. Он испытал все страдания, которые только можно представить себе, — и телесные и душевные. Поэтому Бог — не отстраненное существо, равнодушно смотрящее, как Его тварь страдает.
Часто в классической русской литературе можно прочитать, что страдание облагораживает человека, а человек, который живет без страданий, в неге и роскоши, портится. Как сказал апостол Павел «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать». И что поразительно, современный писатель Варлам Шаламов, который 25 лет провел в колымских лагерях, фактически повторил слова апостола Павла. Он вывел из лагерей опыт, что в нечеловеческих условиях хорошие люди становятся лучше, а плохие хуже. Чем больше в лагерях греха, тем больше в них добра человеческого. В этом смысле страдания облагораживают человека.
Есть люди, которые умеют преодолеть себя, умеют встать над своими невзгодами и победить свою собственную природу, свой собственный недуг. И мы таких людей уважаем, любим и преклоняемся перед ними. Или люди, которые побеждают недуг других людей, испытывая к ним сострадание. Само слово «со-страдание» означает совместное страдание. Кто-то страдает, а у меня все хорошо, я здоров, но я ему сострадаю.
У великого поэта А.С. Пушкина есть такая фраза: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Зачем, казалось бы, это – жить, чтобы страдать? Мазохизм какой-то. Но нет. Нет страдания — нет жизни. Потому что жизнь — это борьба, совершенствование, движение вперед, а оно всегда сопровождается некоторым усилием. Путь к Царствию Небесному — это путь ввысь. Чтобы взобраться на гору, надо приложить огромные усилия, а вот чтобы упасть с горы, усилий не надо никаких. Падать всегда приятно, особенно если не знать, что тебя ждет внизу.
Очень часто считается, что Бог посылает нам страдания в наказание за какие-то наши грехи. Даже апостолы так думали и в парадоксальной форме задали Христу вопрос о человеке, слепом от рождения: «…кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Как мог согрешить тот, кто еще не родился? «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Так что страдания имеют некую иную причину, а не есть просто наказание за грех. В Библии есть книга, которая полностью посвящена проблеме страданий. Это книга Иова. Праведный Иов, как мы помним, не соглашается с тем, что он страдает за какой-то свой грех. Но друзья ему постоянно говорят: «Ты страдаешь, значит ты согрешил». Иов же говорит: «Пусть Бог мне ответит, за что я страдаю. Я чист перед Богом». И Бог ему открывается и говорит: «Перепояшься как муж», — то есть приготовься к поединку, если ты считаешь себя равным Мне. И дальше Иову в этом поединке Бог задает несколько вопросов, суть которых сводится к одному: «Ты говоришь, что в мире многое плохо. Но ты можешь создать хотя бы такой же мир? Не лучше, хотя бы такой же?» — «Нет», — отвечает Иов. — «Но если нет, то о чем ты тогда говоришь?» Есть такая фраза: критиковать легко, сделай лучше. Мы все видим сучок в чужом глазу, не замечая бревна в своем. Так и здесь, если Иов говорит, что мир плох, то, значит, он знает, как сделать его лучше, а если не знает и тем более не может, то должен жить в том, который создал Бог. И когда Иов понимает и соглашается, принимает мир таким, каков он есть, то есть понимает, что критерий добра и зла в мире не он, Иов, а Бог. И тогда все возвращается в прежнее состояние. Именно в этом состояло грехопадение, когда Адам сказал: «Я — критерий добра и зла». Именно в этом состояло прощение Иова, когда он сказал: «Да, не я, Иов, критерий, а Бог». Поэтому зло и страдание в мире есть необходимое следствие настоящего мира, испорченного первородным грехом. И мы должны принимать мир таким, каков он есть, благодаря Бога за всё, что Он сотворил и сделал для нашего спасения.