почему церковь является полноправным участником общественной жизни

Роль Церкви в современной России

почему церковь является полноправным участником общественной жизни. Смотреть фото почему церковь является полноправным участником общественной жизни. Смотреть картинку почему церковь является полноправным участником общественной жизни. Картинка про почему церковь является полноправным участником общественной жизни. Фото почему церковь является полноправным участником общественной жизни

На сегодняшний день существуют несколько развитых религий, которые имеют свои организации, выстраивающее свои порядки и нормы в религиозной жизни общин.

Важное место в духовной среде занимает российское современное общество, под которым понимается как некое социальное пространство, где люди объединяются в организации, центры, которые создаются самими гражданами на добровольной основе, а не государствами.

Можно сказать, что Русская Православная Церковь является добровольным объединением верующих, а значит она имеет немаловажное значение в жизни современного общества. Роль церкви в истории нашего страны огромна. За этот долгий период она определила самосознание человека и плюрализм

Для современного российского общества Русская Православная Церковь является основой духовно-нравственных ценностей, историей русской культуры, она воспитывает в нас русский характер.

Русская Православная Церковь (в дальнейшем РЦП) – это социальный институт, имеющий свою структуру, свой характерный вид поведения, свои нормы и правила, предписания, которые не всегда отвечают тому, к чему привыкло общество.

РПЦ относится к числу одной из самостоятельных православных церквей. Наряду с протестантизмом и католицизмом, православие является одним их христианских направлений.

Стоит отметить, что православная церковь провозглашает христианство как божественное и откровенное, которое считается основой православного вероисповедания. Акцентируется внимание на неизменных истинах, которые являются результатом божия откровения.

Также можно сказать, что Русская Православная Церковь – это пласт культуры, традиций, истории, который испытывает на себе множественную критику и споры, именно поэтому может быть актуально проводить исследования отношение к церкви (в том числе и к РПЦ) людей различной категории.

Проводя анализ связи РПЦ между «общественным коллективным я», ученый Панарин А., заявил, что российская цивилизация является уникальной православной цивилизацией, имеющей свои характерные особенности, сохраняющиеся на протяжении всей русской истории. Особая цивилизация России, по его мнению, существовала только потому, что менталитетом являлся же христианский архетип, который не сохранился в других цивилизациях. В своем научном труде «Православная цивилизация» он подчеркивает, что «драма нашей идентичности связана с тем, что она с самого начала носила не натуралистический характер, не довольствовалась наличностями этнического, географического и административно–державного толка, а являлась по преимуществу ценностно–нормативной, духовной» [3].

Обратимся к функциям религии, предложенным Г.Е. Зборовским, как социального института современного общества. Учитывая социологические и исторические представления о социальном институте религии, ученый выдвинул несколько классификации, такие как интегративная, благодаря реализации которой «значительные группы людей в обществе сплачиваются вокруг определенных религиозных ценностей, обрядов, символов, обычаев, причем процесс этот, как показывает практика, оказывается достаточно длительным и устойчивым»; нормативная (нормы религиозного поведения соответствуют с действующими в обществе; религиозные и общественные ценности и нормы имеют значительную связь, которая влияет на процесс социализации и образования. Коммуникативная, включающая условия для коммуникационного взаимодействия между людьми, выполняющие различную религиозную деятельность, например, во время обрядов, богослужения и т.п., институт религии может выступать как не только общение с Богом коллективно–индивидуального характера, но и в качестве интеграции религиозных между собой и со служителями церкви [2].

Таким образом, можно сказать, что эти функции являются социальными. Если рассматривать мировоззренческую функцию, то она предполагает собой формирование определённой системы взглядов на жизнь; психотерапевтическая – носит в себе утешительный характер влияния на верующих; немало важное место имеет и досуговая, которая организует религиозные праздники, проведение свободного времени верующими, является функциями религии «не столько как социального института, сколько как формы общественного понимания.

Вместе с тем необходимо отметить, что в современной социологии РПЦ рассматривается как общественная подсистема и изучается ее взаимодействие с другими социальными устройствами. На прикладном же уровне проводятся исследования религиозности отдельных взятых индивидов, разных социальных и демографических групп, их ценности и нормы, а также влияние принадлежности конфессии на жизнедеятельность людей.

Таким образом, в социологии РПЦ изучается как в качестве специфического социального института. Также стоит отметить, что в некоторых социальных обстоятельствах может произойти нарушение деятельности социального института религии. Так, например, религиозные конфликты, социально религиозные последствия каких–либо переворотов.

Можно сказать, что в настоящее время социальный институт религии набирает быструю значимость для России, проявляет большое влияние на развитие общества, выполняя свои социальные функции.

В жизни российского общества РПЦ принимает активное участие в обществе, вследствие того, что в нашей стране произошли перемены, появились новые тенденции в отношениях между государством и церковью. Если в СССР обстояли совсем другие точки зрения на церковь, то сейчас со сменой политического режима, мнение о церкви в российском современном обществе понемногу изменяется, становится более понятно место и роль церкви в духовных и социальных сферах жизни общества.

На сегодняшний день РЦП активно вливается в общество для рассмотрения острых социальных проблем, таких как социально–демографических проблемы, улучшение и поддержание семьи, помощь людям в местах ограниченной свободы, также без внимания не остаются и подростки, как значимая социальная группа в которой присутствуют проблемы алкоголизма и наркомании, подготовка молодых людей к браку, воспитание детей, поддержку малообеспеченных семей, сирот, людей в пенсионном возрасте и т.д.

Основными целями деятельности РПЦ как социального института являются: привнесение в общество идеалов нравственности, гуманизма и толерантности; укрепление законопослушности, патриотизма и уважения к власти; благотворное влияние на брачные и репродуктивные установки населения; воздействие на различные стороны хозяйственной жизни страны; возрождение традиционной русской культуры.

По – нашему мнению, большую роль в становлении церкви в современном обществе играют средства массовой информации. Существуют различные виды информационных изданий, направленных на различные слои населения, это делается для того, чтобы церковь нашла диалог между обществом. Но помогают ли средства информации для РЦП чтобы вызвать доверие у населения? Как объяснить тот факт, что в Православной церкви Пасха является одним из самых главных праздников и посещаемость храмов в эти дни максимальная в году. По предоставленным данным МВД за 2018 год, в пасхальном богослужение приняли участие более 4,7 миллиона человек, когда население России составляет около 144 миллиона человек, то можно смело сказать, что в ночь великого богослужения приняли участие только 3% населения [1].

Таким образом, для того что бы, рассматривать влияние РЦП на российское общество имеет значение не только соотносить и проводить анализ, кто на подсознательном уровне или, даже не предавая этому значению, относит себя к какой-либо конфессии. Нужно стараться обращать внимание на тех, кто активно участвует в приходской жизни, слушает проповеди и не пропускает важные праздники, ведь РЦП является институтом современного российского общества.

В заключение хочется сказать, что религия и церковь играет важную роль в современном обществе. Церковь как социальный институт занимает определённое место в общественных отношениях.

РПЦ имеет тесную связь с обществом, она влияет на его развитие, на поведение, на установки и на отношения людей. На сегодняшний день если говорить о роли РЦП как об институте современного российского общества, то это прежде всего результат взаимоотношении церкви, государства и самого общества.

РПЦ как институт современного российского общества выполете ряд специфических функций, которые влияют на регулирование поведения населения в жизни. Религия выступает как форма общественного сознания, регулятором социальных отношений, а также предписывает нормы и правила поведения человека.

Источник

РОЛЬ ЦЕРКВИ В ГОСУДАРСТВЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

С древних времен церковь (в переводе с греч. церковь — дом Бога, дом Господний) играла важную роль в жизни общества и государ­ства.

Когда мы говорим о церкви, понимаем данное явление не в уз­ком смысле — здание для отправления обрядов христианской ре­лигии, имеющее определенные атрибуты, а в широком смысле.

В этом смысле церковь — это особый тип религиозной организа­ции, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

При таком подходе можно выделить признаки церкви:

— наличие разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;

— наличие иерархической, централизованной организации;

— разделение принадлежащих к церкви на духовенство и ми­рян (рядовых верующих).

В различные исторические периоды и в различных странах цер­ковь играла и играет неодинаковую роль в государстве и в полити­ческой системе. Существовало и существует три вида взаимоотно­шений церкви и государства:

1) слияние церкви и государства — теократия;

2) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероиспо­веданиями;

3) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Рассмотрим подробнее эти виды.

Теократия. В период рабовладельческого строя и раннего феода­лизма влияние церкви на политическую жизнь было велико. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-госу­дарств, было три центра управления — городская община, дворец и храм. Во многих государствах того периода существовала теокра­тия — форма государства, в котором политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека. Теократия имеет ряд при­знаков.

1. Церковь является основным (особым, центральным) инсти­тутом политической системы.

2. Признание верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам, признаваемым зем­ными божествами, первосвященниками, жрецами.

3. Верховенство религии над правом: основные стороны жиз­ни общества регламентирует не право, а система религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государ­ства. По существу, религиозные нормы в данном случае — это и есть «право».

4. Государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти.

В настоящее время к теократическому государству относят Ва­тикан, где организация публичной власти возглавляется римским папой (главой католического духовенства). В современный пери­од многие мусульманские государства близки к теократическим моделям общественно-политического устройства. Например, та­кие мусульманские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без конституции — ее роль выполняет Коран. Во мно­гих странах существует запрет на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия) или разреше­ние только тех партий, которые утверждают ценности ислама (Ал­жир, Египет). В таких государствах, как правило:

— отсутствует в полном понимании разделение властей;

— церковь играет доминирующую роль в обществе;

— религиозные тексты играют роль источников права;

— существуют неправовые способы разрешения споров, телес­ные наказания (членовредительские экзекуции) и т.д.

Некоторые сторонники ортодоксальной мусульманской церкви выступают за вселенское государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акты и т.п.

Статус государственной церкви позволяет одной религии иметь привилегии перед другими. Кроме привилегий этот статус предпо­лагает тесное сотрудничество государства и церкви в разных облас­тях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус имела Русская православная церковь. В Великобритании офици­альной государственной церковью является англиканская, главой которой выступает монарх. Почти в 30 мусульманских странах го­сударственной религией официально признан ислам.

Статус государственной церкви характеризуется следующими признаками:

а) церковь является важным элементом политической системы. Она участвует в политической жизни, в частности через свое пред­ставительство в государственных органах;

б) обладает значительными полномочиями в области воспита­ния и образования подрастающего поколения. В образовательных учреждениях, как правило, предусмотрено обязательное препода­вание государственной религии;

в) наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений). Так, заключение брака, как правило, — прерогатива церкви;

г) получает от государства различные привилегии: субсидии, материальную помощь. За церковью признается право собст­венности на широкий круг объектов — землю, сооружения И т.д.

С началом новой истории во многих странах начался процесс секуляризации, т.е. освобождения от влияния религии (в узком смы­сле секуляризация означает процесс обращения церковной собст­венности в светскую). В XX в. процесс секуляризации привел к тому, что многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. Они предполагают режим отделе­ния церкви от государства и школы от церкви.

Для этого режима характерно следующее:

— церковь не является элементом политической системы, а значит, не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религи­озных потребностей граждан;

— отношения между государством и церковью строятся на ос­нове юридически закрепленного принципа свободы совес­ти и вероисповедания;

— государство регулирует деятельность религиозных органи­заций, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицер- ковную деятельность;

— государство не оказывает церкви материальной, финансо­вой поддержки;

— в образовательных учреждениях не предусмотрено обяза­тельное преподавание религии.

Как известно, в Советском государстве светские основы госу­дарственной власти были доведены до абсолюта.

В современной России в соответствии со ст. 14 Конституции:

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая ре­лигия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

На основе этих положений Конституции РФ государственно­конфессиональные отношения в России регламентируются Феде­ральным законом «О свободе совести и о религиозных объедине­ниях», который каждому находящемуся на территории РФ гаран­тирует свободу совести и свободу вероисповедания.

Следует отметить, что нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви означает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга. В современной России все основные религиозные конфессии участвуют в решении многих сложных задач, стоящих перед нашим обществом. Особо следует выделить роль церкви в формировании нравственных основ общества.

Источник

Государство и Церковь: врозь или вместе?

Сегодня часто говорят о том, что Церковь вмешивается в дела государства, что Церковь и государство срослись. Так ли это на самом деле? Какое правовое наполнение имеет положение об отделении Церкви от государства? Нарушает ли принцип светскости сотрудничество государства и Церкви в определенных областях? Каков опыт иных стран в выстраивании отношений между церквями и государством? Об этом рассуждает профессор Сретенской духовной семинарии Михаил Олегович Шахов.

почему церковь является полноправным участником общественной жизни. Смотреть фото почему церковь является полноправным участником общественной жизни. Смотреть картинку почему церковь является полноправным участником общественной жизни. Картинка про почему церковь является полноправным участником общественной жизни. Фото почему церковь является полноправным участником общественной жизни

Порознь, но в соработничестве

С точки зрения права, утверждение о том, что сегодня мы наблюдаем сращивание Церкви и государства, абсолютно неверно. Русскую Православную Церковь нельзя считать государственной. В тех странах, где Церковь государственная, правовые отношения между этими двумя институциями иные, чем те, которые установились в Российской Федерации сегодня. Примером того, что такое государственная Церковь, отчасти может служить Синодальный период в истории Русской Церкви (1700–1917), когда структура, управляющая Церковью – Святейший Правительствующий Синод, – была частью государственного бюрократического аппарата («ведомством православного исповедания»), а во главе Церкви стоял государственный чиновник – обер-прокурор.

Нетрудно заметить, что сегодня церковно-государственные отношения совершенно иные. Они определяются Конституцией РФ и действующим законом о свободе совести.

Статья 14 Конституции РФ декларирует отделение религиозных объединений от государства. Это значит, что вопросы вероучения, богослужения, внутреннего управления в Церкви, в частности рукоположения священников и архиереев, перемещение с прихода на приход, с кафедры на кафедру, лежат вне компетенции государства. Государство их регулированием не занимается, в дела Церкви не вмешивается – и не имеет права вмешиваться.

Очень важный момент: в Российской Федерации нет обязательного религиозного воспитания в системе государственного образования. При этом напомню, что школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», на который в полемическом запале иногда указывают, – это курс, включающий шесть модулей, из которых, во-первых, только четыре дают сведения о конкретной религии, а во-вторых, за родителями закреплено право выбрать для преподавания своим детям один из модулей, в том числе и модуль «Основы светской этики». Учитывая такой формат этого школьного предмета, очень большой натяжкой видится толкование его как формы обязательного государственного религиозного воспитания. Такового в нашей стране нет.

Как нет и других составляющих системы государственной церковности:

– государственного бюджетного финансирования деятельности Церкви, в том числе выплаты заработной платы священнослужителям из бюджетных средств;

– прямого представительства Церкви в Федеральном Собрании. В странах, где произошло или сохраняется сращивание государства и Церкви, в той или иной форме есть прямое, закрепленное, как правило, законом, право Церкви делегировать своих представителей в законодательные органы власти, в иные государственные органы власти и управления.

Церковь в России не является частью государственного механизма и не наделена какими-либо властными функциями

Да, при обсуждении каких-либо законодательных инноваций, при принятии важных решений государственные органы прислушиваются к мнению Церкви, учитывают его; на стадии обсуждения какого-либо закона к Церкви могут обратиться за консультациями. Но Церковь не является частью государственного механизма и не наделена какими-то властными функциями.

Те, кто говорит о нарушении принципа отделения Церкви от государства, о сращивании Церкви и государства, указывают на определенные явления, которые, тем не менее, лежат в конституционных рамках и не противоречат принципу независимого существования Церкви и государства. Есть государственная материальная поддержка Церкви в сфере сохранения культурного наследия (реставрация храмов и монастырей, которые признаны объектами культурного наследия). Есть государственная поддержка социально значимой деятельности Церкви в области образования, просветительства, социального служения. Но эта форма сотрудничества и соработничества государства с Церковью признана во всем мире, в том числе и в тех странах, в которых, как и в нашем государстве, осуществлен принцип отделения Церкви от государства, разграничения их властных полномочий и сферы компетенции.

В вероисповедной политике нашего государства есть определенные приоритеты: учитывается, что роль Православия в истории нашей страны, в развитии ее культуры огромна, она несоизмерима с той ролью, которую играли иные вероисповедания; что православных среди населения нашей страны большинство. И конечно, формат диалога государства с Православной Церковью не может быть абсолютно таким же, как формат диалога между государством и какими-то религиозными новообразованиями, имеющими законное право на существование – но вовсе не на такое приоритетное внимание и заботу государства, как те религии, которые составляют основную часть исторического и культурного наследия народов нашей страны.

В Европе только два государства в Конституции определяют себя как светские: Франция и Турция

Хотелось бы несколько слов сказать по поводу термина «светское государство», используемого в статье 14 Конституции РФ. Этим термином любят манипулировать те, кто недружественно относится к соработничеству Церкви и государства, упирая на то, что вышеупомянутая статья гласит: «Российская Федерация – светское государство». Термин этот, кстати, в нашей Конституции 1993 года появился впервые в истории России. Никогда раньше, даже при советской власти, не декларировалось, что у нас светское государство. Более того, в Европе еще только два государства в Конституции определяют себя как светские: Турция и Франция.

Размытость понятия “светское государство” приводит к манипулированию им

Проблема в том, что светский характер государства конституционно закреплен, но не разъяснен. Что и позволяет представителям антиклерикальных кругов тут и там усматривать нарушения принципа светскости государства, потому что очень легко обвинять в нарушении того, что не имеет конкретных границ.

Я вообще сомневаюсь в абсолютной необходимости декларировать конституционно принцип светскости. Мною была опубликована статья, где я предлагал поразмыслить об этом.

Напротив, принцип отделения Церкви от государства, по моему мнению, должен быть сохранен в российской Конституции. Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, Церковь должна оставаться внутренне свободной. И в этом смысле принцип отделения – это скорее благо, чем зло для Церкви. Хотя в России принцип отделения неизбежно вызывает ассоциации с Лениным, с его декретом об отделении Церкви от государства и с последующим антирелигиозным погромом. Но в современных условиях этот принцип имеет совершенно иное содержание, он соблюдается, и нет оснований говорить о его нарушении, о каком-то антиконституционном сращивании Церкви и государства.

А как в других странах?

Сравнение – лучший способ понимания каких-либо дефиниций. И потому, чтобы разобраться, что же такое государственная Церковь и что такое светское государство, обратимся к примеру других стран.

Выше я упомянул, что во Франции, как и в России, конституционно закреплен светский характер государства. При этом сегодня во Франции всё больше говорят о светскости «понимающей» или «дружественной» по отношению к религиям, а не о светскости антиклерикальной.

Замечу, что Франция – страна с очень противоречивым наследием в области государственно-конфессиональных отношений. С одной стороны, на протяжении многих веков эта страна традиционно католическая. Во времена средневековья она даже именовалась старшей дочерью Католической церкви, будучи одним из оплотов католицизма. Но с другой стороны, Франция – это свободомыслие, Просвещение, масонство, антиклерикализм, революция с ее антикатолическим погромом, атеизм и т.д.

Во Франции католические соборы, храмы, часовни – собственность местных властей (коммун) или государства

Положение о светском характере Французской республики в конституцию этой страны было внесено после Второй мировой войны. Но ранее, в 1905 году, был принят закон об отделении церквей от государства (кстати, он послужил примером нашим большевикам 13 лет спустя; правда, антиклерикальные идеи этого французского закона они углубили и развили). Закон 1905 года привел к конфликту с Католической церковью. В результате его последующего урегулирования получилось так, что примерно 40 тысяч католических соборов, храмов, часовен, построенных до 1905 года, оказались в собственности местных властей (коммун) или государства. При этом нельзя считать, как полагают некоторые, что эти храмы были национализированы. Национализация свершилась еще во время революции. Но до отделения католические приходы и епархии были на положении государственных религиозных организаций (с учетом условий заключенного Наполеоном I Конкордата с Папой), а после принятия Закона 1905 года Католическая церковь отказалась создать негосударственные религиозные объединения и принять в их собственность церковные здания. Они оказались на попечении государства, но юридический статус их иной, чем тот, какой возникает при национализации. Местные власти несут на себе бремя расходов по охране, ремонту, реставрации, содержанию этих 40 тысяч объектов, начиная от Нотр-Дам-де-Пари и кончая какими-нибудь небольшими часовнями в провинции. Католическая церковь, кстати, этой ситуацией весьма удовлетворена и отнюдь не горит желанием изменить положение.

Франция, несмотря на свою светскость, содержит военных капелланов в армии

Франция, несмотря на свою светскость, содержит военных капелланов в армии, обеспечивая тем самым свободу вероисповедания для военнослужащих. В государственных школах не преподают Закон Божий, но там есть курс основ знаний о религии. При этом не надо забывать, что во Франции существует очень мощная система негосударственных католических школ. Они дают образование очень высокого уровня и потому весьма популярны. Так что далеко не все французские дети получают светское религиозно нейтральное воспитание.

Совершенно другая система в Великобритании, где есть государственная церковь. Но особенность Великобритании в том, что это страна, состоящая из нескольких частей: собственно Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии, и Англиканская церковь – государственная в этой стране только в Англии в узком смысле слова. Она имеет государственный статус, англиканские епископы занимают по должности места в Палате лордов. У Англиканской церкви есть право регистрации браков, которая имеет юридическую силу. Церковное право церкви Англии входит в государственную правовую систему. Но в то же время мало кто знает, что государственная церковь Англии не является бюджетно финансируемой, то есть, несмотря на свой государственный статус, она содержится в основном на пожертвования своих прихожан, своих верующих, а не на средства бюджета.

В других частях Соединенного Королевства Англиканская церковь не является государственной. В Шотландии формальный статус государственной имеет Пресвитерианская церковь, но фактически она обладает большой автономией и мало зависима от государства.

Что касается образования, то для Великобритании характерна сильная доля негосударственного образования, в том числе религиозных школ, по преимуществу англиканских, хотя и католических немало. Так что в этой стране значительная часть детей получает образование и воспитание именно в негосударственном секторе, сопряженное с добровольным религиозным образованием.

Несколько слов о Федеративной Республике Германии. В соответствии с конституционными положениями этой страны, здесь нет государственной церкви. Наиболее крупными являются две «Большие церкви» – Евангелическо-лютеранская и Римско-католическая. Германская система отличается тем, что церкви, которые «по своему устройству и числу членов дают гарантию длительного существования», могут претендовать на получение статуса так называемых публично-правовых корпораций. Этот статус не имеет прямого аналога в российском законодательстве. Чтобы понять, что это такое, поясню на следующем примере: публично-правовой корпорацией является Коллегия адвокатов, она дает разрешения заниматься адвокатской практикой тем, кто является ее членом, и, соответственно, лишает этого права тех, кого исключает из своих рядов; при этом решения Коллегии имеют юридическое значение не только для ее участников, но и принимаются во внимание органами государственной власти. Для церквей в Германии статус публично-правовой корпорации означает возможность собирать церковный налог. В Германии граждане, которые являются членами церквей, имеющих статус публично-правовой корпорации, помимо подоходного налога, через государственную систему уплачивают церковный налог. Правда, в связи с этим уже многие годы имеется следующая устойчивая тенденция: немцы, не желающие платить церковный налог, подают заявление о выходе из Лютеранской или Католической церкви.

В Германии сотрудничество в социальной сфере является одним из ключевых моментов в государственно-конфессиональных отношениях

Германскую систему иногда называют кооперационной, так как сотрудничество в социальной сфере является одним из ключевых моментов в государственно-конфессиональных отношениях. Церкви, имеющие статус публично-правовых корпораций, активно занимаются социальным служением. Тут и церковные больницы, медицина, работа с престарелыми, бездомными, сиротами и так далее. И в значительной мере эта социальная деятельность церквей получает сильную государственную поддержку и финансирование.

Статусом публично-правовых корпораций в разных землях Германии обладают более 100 различных конфессий и религиозных организаций

Добавлю еще одну важную подробность. Авторы различных проектов по введению в России статуса традиционных религий или привилегированного положения наиболее укорененных религий часто ссылаются, например, на Германию, говоря, что в этой стране статус публично-правовых корпораций дан только традиционным для населения страны Лютеранской и Католической церквям. Но на самом деле в Германии статусом публично-правовых корпораций в разных землях обладают более 100 различных религиозных организаций самых разных конфессий, включая те, которые у нас были бы названы нетрадиционными. Германский опыт не столь однозначен, чтобы быть скопированным и перенесенным на российскую почву. Такие религиозные объединения, как мормоны или «Свидетели Иеговы», иногда небезуспешно добиваются в отдельных землях ФРГ получения статуса публично-правовых корпораций. Повторюсь еще раз: свыше 100 различных религиозных организаций разных конфессий имеют такой статус.

Что касается образования, то школа в Германии в основном государственная, и там преподается изучение религии без какого-либо конфессионального воспитания.

В Италии имеет место определенная иерархия в правовом положении церквей

Иной опыт в Италии, где имеет место определенная иерархия в правовом положении церквей. В этой стране в рамках конкордата в наиболее привилегированном положении находится Католическая церковь. За ней следует 11 конфессий, которые подписали договор с государством и в силу этого обладают некоторыми расширенными полномочиями, в том числе правом на получение доли от подоходного налога. (Итальянские налогоплательщики вправе выбрать, направляют ли они небольшую (0,8%) долю подоходного налога на церковные нужды или же государству на социальные программы.) Далее идут зарегистрированные в качестве религиозных организации, не подписавшие договор с государством. И еще ниже те, кто действует на правах некоммерческих объединений, без признания их религиозными. То есть в Италии есть некая пирамида конфессий, и, в зависимости от положения на той или иной ступени этой пирамиды, конфессии имеют более или менее привилегированное положение.

Можно ли учесть этот опыт нам? Давайте посмотрим, к чему такая система привела. В группу 11 конфессий, заключивших договор с итальянским государством и стоящих по правовому положению близко к положению Католической церкви, входят вальденсы, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, иудеи, баптисты, лютеране, далее следует Итальянская митрополия Константинопольского Патриархата, мормоны, Новоапостольская церковь, буддисты и индуисты. Как видим, в статус привилегированных в Италии попадают и те, кого мы обычно именуем «новыми религиозными движениями».

Сходную картину можно наблюдать и в Испании, где тоже есть иерархия конфессий. На первом месте стоит Католическая церковь, которая, однако, не является государственной. Ее статус определен условиями Конкордата. Далее следуют три конфессии, признанные укорененными в Испании и заключившие договоры с государством о своем правовом положении: Федерация евангелических общин, Федерация иудейских общин и Исламская комиссия. Кроме трех конфессий, уже заключивших договоры с государством, получившими «явное укоренение» признаны: мормоны (2003), «Свидетели Иеговы» (2006), буддисты (2007), православные (2010).

Стран, где религия имеет статус государственной, становится всё меньше

Стран, где религия имеет статус государственной, становится всё меньше. Такими пока остаются Дания, Греция, в Конституции которой сказано, что господствующей религией в этой стране является Восточно-Православная Церковь Христова. Близкий к государственному статус имеют Лютеранская церковь и Православная Церковь в Финляндии.

Можно ли усмотреть какую-либо тенденцию в том, как в европейских странах сегодня изменяются отношения между церквями и государством? Да, прослеживается определенная линия. В тех странах, где ранее существовало привилегированное положение либо Римско-католической церкви, либо одной из протестантских церквей, происходит постепенный отказ от статуса государственной церкви и всё больше и больше нивелируются права доминирующей церкви – церкви большинства населения – и церквей религиозных меньшинств. Характерный пример – Швеция, где Церковь Швеции в 2000 году была лишена статуса государственной. Те государственные функции, которые ранее на нее возлагались, в том числе в части ведения регистрации актов гражданского состояния и соответствующих архивов, были переадресованы государству.

Эту тенденцию можно увидеть и в том, как изменялись в XX веке церковно-государственные отношения в Италии, современную систему которой я характеризовал выше. По конкордату 1929 года католицизм признавался единственной религией итальянского государства. В новом конкордате 1984 года от этого положения отказались, равно как и в таких католических странах, как Испания и Португалия, где предшествующие конкордаты закрепляли уникальное, особое положение Католической церкви.

Так что общая тенденция такова: отказ от особого статуса государственной церкви и от наделения ее какими-то особыми полномочиями, которые существенно отличали бы ее положение от положения других конфессий, религиозных меньшинств.

Михаил Шахов
Материал подготовлен сотрудниками редакции портала Православие.Ru

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *