почему основные мелодии называют жизнью смыслом сущностью симфонии
Симфония № 1 В. Калинникова
Василий Сергеевич Калинников (1866-1900) — первый русский композитор, который получил известность благодаря своим симфоническим произведениям. Среди них Симфония № 1 — самая яркам творческая удача композитора.
Прочитайте отрывок из книги Г. Пожидаева «Василий Калинников. Симфония жизни в четырех частях».
«. Есть симфонии, которые сразу завоевывают самую широкую аудиторию, оказываются доступными и ныне живущим и будущим поколениям. Таких абсолютных шедевров мало, их можно пересчитать по пальцам. Это Симфония № 40 Моцарта. Пятая симфония Бетховена. «Неоконченная» симфония Шуберта и. Первая симфония Калинникова.
Среди названных гениев фамилия Калинникова стоит особняком, его гением никогда не называли. Скажем больше, сегодня это один из самых забытых в мире композиторов, забытых незаслуженно, несправедливо, необъяснимо.
Симфонию № 1 Калинникова называют «песней жаворонка» русского симфонизма. В этой музыке, так же как и в лирических пейзажах русских художников, поет русская природа.
1-я часть Симфонии звучит как искренняя, эмоционально приподнятая испоэсдь души человека. В музыке отсутствуют резкие контрасты, преобладает лирическое чувство. Эта часть написана в традиционной форме сонатного аллегро. Главную и побочную темы экспозиции отличает эпическая широта, энергия и певучесть. Разработка вносит в развитие образов элемент драматизма, напряженности. В репризе утверждается оптимистичный тон повествования.
Картинная галерея
СРОЧНО ПОМОГИТЕ почему симфонию 1 калинникова 1-ю часть называют жизнью,смыслом,сущностью симфонии? как взаимодействуют друг с другом? СРОЧНО ПОМОГИТЕ
Первую симфонию Калинников начал писать в марте 1894 года и закончил ровно через год, в марте 1895-го — не просто написал партитуру, но и переписал ее в нескольких экземплярах, расписал с помощью жены партии, так как денег, чтобы заплатить за эту работу переписчику, у него не было. В эти месяцы композитор узнал о неизлечимости своей болезни — туберкулеза, который через несколько лет свел его в могилу. Однако на характере музыки его состояние совершенно не отразилось.
В симфонии наиболее ярко воплотились особенности его дарования — душевная открытость, непосредственность, насыщенность лирических чувств.
После окончания работы над симфонией начались хлопоты по ее исполнению. Педагог Калинникова С. Кругликов, на всю жизнь оставшийся своему ученику самым верным другом, решил заинтересовать новым сочинением пока еще малоизвестного композитора как можно большее количество авторитетных музыкантов. Экземпляры партитуры он послал директору Московской консерватории В. Сафонову, руководителю Тифлисского отделения РМО Н. Кленовскому, в Киев дирижеру А. Виноградскому и, наконец, в Петербург, Н. А. Римскому-Корсакову. К сожалению, почти все попытки потерпели неудачу: Сафонов, от которого зависели программы концертов Московского отделения РМО, отказался принять симфонию к исполнению, сославшись на то, что один из профессоров консерватории нашел в ней технические недостатки. На самом деле курсы Филармонического общества, которые окончил Калинников, он считал «конкурирующим» учреждением и не собирался пропагандировать сочинение их выпускника. Кленовский дал принципиальное согласие на исполнение, но дальше слов дело так и не пошло. Хуже всего сложилось в Петербурге: Римский-Корсаков и Глазунов отнеслись к симфонии резко отрицательно. Между Крутиковым и Римским-Корсаковым даже завязалась по этому поводу давольно длительная переписка, так как мнение маститого главы Петербургской композиторской школы было особенно важным для судьбы любого русского музыкального произведения. Но Римский-Корсаков настаивал на своем мнении: «У него есть талант, но он ничего не знает и пишет грязно гармонически и контрапунктически» и на этом основании отказал как в исполнении в программах Русских симфонических концертов в Петербурге, так и в издании партитуры в издательстве М. Беляева, известного мецената, который очень хорошо платил композиторам за издания.
Симфоническая музыка. В. Калинников симфония №1. Картинная галерея
Описание презентации по отдельным слайдам:
Художественное название урока: «Исповедь души человека»
Василий Сергеевич Калинников (1866-1900)
В.Калинников. Симфония № 1 (Iчасть) 1)Почему основные мелодии называют «жизнью, смыслом,сущностью» симфонии? 2)Какие образы созданы композитором? 3)Какими чертами наделил автор главного героя своего произведения? 4)Как это выражается в музыке? 5)Какие чувства вызвала эта музыка?
I часть Спокойная певучая мелодия струнных без сопровождения. Певучая мелодия подхватывается другими инструментами, развивается, распевается все шире. Это главная мелодия сонатного аллегро. Побочная партия — широкая лирическая мелодия, полная сердечного тепла звучит у солирующей валторны, альтов и виолончелей. Она не создает контраста с первым образом, а дополняет его. Заключительная тема основана на коротких мотивах, сходных по характеру с главной. После повторения экспозиции начинается разработка.
I часть Симфонию № 1 Калинникова называют «песней жаворонка» русского симфонизма. В этой музыке, так же как и в лирических пейзажах русских художников, поет русская природа.
Опять черёмуха в цвету, Сбежались ландыши гурьбою. Свою земную красоту Природа дарит нам с тобою. Ты оглянись, ты окунись В её рассветы и закаты, В её лесные ароматы И до земли ей поклонись. И до земли ей поклонись.
Вывод: Симфония стала свидетельством громадного лирического дара Василия Калинникова, воспевшего красоту и величие природы, олицетворяющей образ России, русской души, через русскую музыку. Не смотря на непростую судьбу композитора его творчество полно света, добра, могущества, восторженной красоты.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-377484
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны
Время чтения: 1 минута
В России создадут национальный центр физики и математики
Время чтения: 1 минута
Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Симфоническая музыка. В. Калинников симфония №1. Картинная галерея
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 города Евпатории Республики Крым»
В. Калинников симфония №1.
Учитель музыки: Голубицкая Е.В.
Тема: Симфоническая музыка. В. Калинников симфония №1. Картинная галерея.
Художественное название урока: «Исповедь души человека»
Цель: Познакомить с творческим портретом русского композитора В. Калинникова.
Понимать значение терминов: симфония, сонатная форма, сонатное аллегро.
Формировать понимание о закономерности в музыкальной драматургии, логике развития, особенностях воплощения музыкальных образов.
Учить проводить интонационно образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства.
Развивать вокально-хоровые навыки, слуховой самоконтроль.
Воспитывать инициативные отношения к предлагаемым заданиям;
Способствовать становлению позитивного отношения к искусству.
Предметные: Познакомятся с понятием симфония; с особенностями строения симфонии, углубят знания о музыкальном жанре симфония. Научатся: называть полные имена композиторов; хорошо разбираться в особенностях симфонии; проводить интонационно-образный и сравнительный анализ.
Метапредметные: Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Личностные: проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Тип урока : сообщение и закрепление новых знаний
Форма урока: урок – портрет.
Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Виды деятельности обучающихся: Беседа, устный контроль, слушание музыки, хоровое пение. Интонационно – образный анализ музыкального произведения
Подведение итога урока.
«Микрофон», сегодня на уроке я: узнал…, понял…, сумел…, самостоятельно…, вместе с учителем…
Осуществляют самооценку собственной деятельности.
Организационный момент. Музыкальный сигнал. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Сообщает художественное название урока: «Исповедь души человека»(Слайд №1). Обучающиеся записывают тему.
Актуализация опорных знаний.
-Скажите, а может ли музыкальное произведение, так же как живопись нарисовать портрет человека?
— Да,конечно. Лучше всего нам в этом поможет крупная форма музыки. Вспомните какие жанры музыки написаны в такой форме?
— Правильно – сонаты, сюиты, симфонии.
Работа с презентацией (Слайд 2).Звучит фрг. Симфонии №5 Л.ван Бетховена.
— Как называется произведение, фрагмент которого мы с вами услышали? Кто создал этот шедевр?
— Правильно. Это произведение великого симфониста 18в.- Людвига ван Бетховена Симфония №5.
— Как вы думаете, о каком направлении музыкальной культуры пойдет речь сегодня на уроке?
— Да, ребята, вы правы.
Мы продолжаем работать над темой «Основные направления музыкальной культуры», светская музыка. В первом полугодии мы с вами уже знакомились с разными жанрами светской музыкой, в том числе и с симфонией. Давайте вспомним об основных музыкальных характеристиках этого жанра(Слайд№3).
— Что означает слово симфония?
— К какому виду музыки относится этот жанр?
— С каким жанром в литературе можно соотнести симфонию?
-Да, правильно. Симфония – это греческое слово, означает созвучие. Исполняет симфонию симфонический оркестр, значит это инструментальный вид музыки. Симфонию можно сравнить с романом или драмой.
-Давайте вставим в следующем слайде(Слайд №4) презентации недостающие слова, чтобы закрепить наши знания об этом жанре.
Дети отвечают на вопросы(4 части; сонатная форма).
-С сонатной формой мы уже с вами знакомы. Как вы думаете почему композиторы выбрали именно эту форму?(Ответы детей)
— Конечно, именно эта форма наилучшим образом раскрывает драматическое содержание музыки. Все три раздела(экспозиция, разработка, реприза- дети сами называют разделы), которые мы можем соотнести жизнью человека, в которой есть место и радости, и тревоге, драме и самым разным событиям и переживаниям. Чтобы глубже понимать симфоническую музыку, находить в ней отклик на свои чувства и мысли, необходимо разобраться в ее особенностях.
3. Мотивация учебной деятельности
В этом нам поможет еще одно прекрасное произведение этого жанра. Откройте учебники на странице 126, запишите название произведения и автора. Давайте прочитаем отрывок из книги Г. Пожидаева «Василий Калинников. Симфония жизни в четырех частях».(Слайд № 5)
— Чему, по мнению Г.Пожидаева, учит нас композитор?
— Как Бетховен из своих страданий выковал радость и подарил ее людям, так и Калинников, вопреки своим несчастьям, воспел вечную красоту жизни.
4. Открытие и усвоение новых знаний
— Мы сейчас с вами послушаем I часть симфонии. Расскажите, что вы ожидаете услышать?(Ответы детей.)Вслушаемся в основные темы симфонии( учитель исполняет их на фортепиано или пропевает).
-Подумайте и после слушания I части (Слайд6) мы с вами ответим на основные вопросы(Слайд 7 )
1)Почему основные мелодии называют «жизнью, смыслом,сущностью» симфонии?
2)Какие образы созданы композитором?
3)Какими чертами наделил автор главного героя своего произведения?
4)Как это выражается в музыке?
5)Какие чувства вызвала эта музыка?
Слайд №8. Спокойная певучая мелодия струнных без сопровождения. Певучая мелодия подхватывается другими инструментами, развивается, распевается все шире. Это главная мелодия сонатного аллегро. Побочная партия — широкая лирическая мелодия, полная сердечного тепла звучит у солирующей валторны, альтов и виолончелей. Она не создает контраста с первым образом, а дополняет его.
Слайд № 9. Симфонию № 1 Калинникова называют «песней жаворонка» русского симфонизма. В этой музыке, так же как и в лирических пейзажах русских художников, поет русская природа.
— Давайте обратимся к нашей «Картинной галерее» и попробуем подтвердить это утверждение. Работаем группами по карточкам. Задание такое: соотнесите к симфонии №1 В.С.Калинникова четверостишия и картины предложенные в карточках. Обоснуйте свой выбор. (приложение 1).
5. Физкультминутка. Дыхательные, артикуляционные упражнения.
6. Вокально-хоровая работа:
1)Распевание с элементами музыкальной грамоты, с ручными знаками, на легато и стаккато.
4)Мы сегодня с вами начали работать над прекрасной песней о природе, добре, красоте.
5) Давайте споем уже изученную песню. Послушайте вступление…
-Как она называется?( «Память о войне» Н. Тананко).
— Как вы думаете почему именно ее я выбрала, чтобы завершить наш урок?(Ответы)
7. Подведение итога урока. (Слайд №12) Симфония № 1 стала свидетельством громадного лирического дара Василия Калинникова, воспевшего красоту и величие природы, олицетворяющей образ России, русской души, через русскую музыку.
Не смотря на непростую судьбу композитора его творчество полно света, добра, могущества, восторженной красоты.
— Что означает слово симфония?
— К какому виду музыки относится этот жанр?
— С каким жанром в литературе можно соотнести симфонию?
— Какие музыкальные произведения или части написаны в сонатной форме?
Осуществляют самооценку собственной деятельности.
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев ;
Вы избалованы природой;
Она пристрастна к вам была,
И наша вечная хвала
Вам кажется докучной одой.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
СРОЧНО ПОМОГИТЕ почему симфонию 1 калинникова 1-ю часть называют жизнью,смыслом,сущностью симфонии? как взаимодействуют друг с другом? СРОЧНО ПОМОГИТЕ
Первую симфонию Калинников начал писать в марте 1894 года и закончил ровно через год, в марте 1895-го — не просто написал партитуру, но и переписал ее в нескольких экземплярах, расписал с помощью жены партии, так как денег, чтобы заплатить за эту работу переписчику, у него не было. В эти месяцы композитор узнал о неизлечимости своей болезни — туберкулеза, который через несколько лет свел его в могилу. Однако на характере музыки его состояние совершенно не отразилось.
В симфонии наиболее ярко воплотились особенности его дарования — душевная открытость, непосредственность, насыщенность лирических чувств.
После окончания работы над симфонией начались хлопоты по ее исполнению. Педагог Калинникова С. Кругликов, на всю жизнь оставшийся своему ученику самым верным другом, решил заинтересовать новым сочинением пока еще малоизвестного композитора как можно большее количество авторитетных музыкантов. Экземпляры партитуры он послал директору Московской консерватории В. Сафонову, руководителю Тифлисского отделения РМО Н. Кленовскому, в Киев дирижеру А. Виноградскому и, наконец, в Петербург, Н. А. Римскому-Корсакову. К сожалению, почти все попытки потерпели неудачу: Сафонов, от которого зависели программы концертов Московского отделения РМО, отказался принять симфонию к исполнению, сославшись на то, что один из профессоров консерватории нашел в ней технические недостатки. На самом деле курсы Филармонического общества, которые окончил Калинников, он считал «конкурирующим» учреждением и не собирался пропагандировать сочинение их выпускника. Кленовский дал принципиальное согласие на исполнение, но дальше слов дело так и не пошло. Хуже всего сложилось в Петербурге: Римский-Корсаков и Глазунов отнеслись к симфонии резко отрицательно. Между Крутиковым и Римским-Корсаковым даже завязалась по этому поводу давольно длительная переписка, так как мнение маститого главы Петербургской композиторской школы было особенно важным для судьбы любого русского музыкального произведения. Но Римский-Корсаков настаивал на своем мнении: «У него есть талант, но он ничего не знает и пишет грязно гармонически и контрапунктически» и на этом основании отказал как в исполнении в программах Русских симфонических концертов в Петербурге, так и в издании партитуры в издательстве М. Беляева, известного мецената, который очень хорошо платил композиторам за издания.