почему на дороге жизни на березах галстуки
Ученики 214 гимназии привезли цветы к гранитным страницам из дневника Тани Савичевой На странице на букву «О» она написала единственно возможное: «Осталась одна. Таня». Мало кто знает, что здесь нет одной страницы. Это очень символично. Здесь
Ученики 214 гимназии привезли цветы к гранитным страницам из дневника Тани Савичевой
На странице на букву «О» она написала единственно возможное: «Осталась одна. Таня». Мало кто знает, что здесь нет одной страницы. Это очень символично. Здесь не случайно пропуск. Есть ещё одна страница на букву «У». Эта девочка могла написать только одно: «Умерли все».
Всем детям, погибшим во время Блокады.
Ученики 214-ой гимназии опоясали 900 берёз на Дороге жизни новыми пионерскими галстуками. Символические красные треугольники ребята изготовили самостоятельно. На них потратили 300 метров красной атласной ткани. Дату обновления аллеи выбрали не случайно. 19 мая – День рождения пионерии.
Такое мероприятие в нашем лицее проходит впервые. Именно посвященное пионерии. Вообще, благотворительными акциями мы занимаемся часто. Мы убираем памятники, посвященные блокаде, заботимся о них. Но памятники, которые были бы связаны именно с блокадой и с пионерией, такое мы делаем впервые,
— рассказала Ольга Бояр, председатель своета старшеклассников 214-ой гимназии.
Приехали на березовую аллею, к цветку жизни, чтобы в память о детях блокадного Ленинграда повязать 900 галстуков, которые они изготовили своими руками,
— рассказал Леонид Щукин, директор лицея №214.
Галстуки повязывали с радостью. Все же победили.
Как повяжешь галстук, береги его.
Он ведь с нашим знаменем цвета одного.
А под этим знаменем в бой идут бойцы
За отчизну бьются братья и отцы.
— такие стихи прочла детям Лидия Арцишевская, руководитель движения потомков защитников Ленинграда.
Я пионер. Вступил в ряды всесоюзной пионерской организации. Я не помню клятву, но помню волнение, которое испытывал я и мои товарищи, одноклассники, когда нам старшеклассники повязывали пионерские галстуки,
— поделился Леонид Щукин.
Я считаю, что такие акции нужны не только детям, но и взрослым, потому что был они пионерами, не были они пионерами, они дети. И сегодня мы говорим и вспоминаем о детях той поры, детях блокадного Ленинграда, которые были пионерами, были октябрятами в то время. Самое главное – это память о людях, которые отстояли наш город,
Трасса Дорога жизни 3-й км: мемориал Цветок жизни
Черные дни истории оставили глубокий шрам на теле города. 900 блокадных дней стали роковыми для тысяч людей, в том числе и для маленьких ленинградцев. Дети росли в холодном Ленинграде под разрывающимися бомбами, и, не раздумывая, отдавали свои жизни во имя победы. Дети и подростки работали вместо взрослых, готовились стать связистами, разведчиками, санитарами и в любой момент были готовы оказать посильную помощь за оборону города. Дети из последних сил защищали родной город, совершали подвиги, становились героями. посмертно. Более 15 тысяч детей, и девочек, и мальчиков, получили медаль «За оборону Ленинграда».
По дороге из Санкт-Петербурга к Ладожскому озеру, недалеко от железнодорожной станции Ржевка, стоит высокий каменный цветок, который издалека привлекает внимание всех проезжающих мимо. Это мемориальный комплекс «Цветок жизни«. Он входит в число мемориалов Зеленого пояса славы. Адрес: Ленинградская область, Всеволожский район, 3-й км Дороги Жизни, трасса А-128. В мемориальный комплекс входит цветок высотой около 15 метров, роща из 900 берез, Аллея Дружбы и курган с текстом из блокадного дневника Тани Савичевой. Установлен «Цветок жизни» 28 октября 1968 года в память о погибших детях осажденного города.
Цветок имеет 5 лепестков, на 4 из них детской рукой написаны строки из известной песни «Пусть всегда будет солнце», на пятом лицо улыбающегося мальчика. Снизу цветок обрамляют два ряда наклонных плит, как листочки, довершающие композицию. Рядом с цветком стоит плита с надписью:
Во имя жизни и против войны.
Детям — юным героям Ленинграда 1941—1944 годов
С правой стороны от цветка высажены 900 берез, по одному дереву за каждый день осады. Здесь алеют яркие пионерские галстуки, повязанные на белые стволы берез в память о детях, защищавших город.
От центрального мемориала отходит красивая ровная аллея лип, в 1984 года Аллея дружбы, соединила цветок с дневником Тани Савичевой. На липах тоже можно увидеть повязанные красные галстуки. Вдоль аллеи дорожка и стоит ряд плит, на каждой из которых высечены имена пионеров-блокадников, имена детей-героев и их подвиги.
Аллея Дружбы ведет нас к траурному кургану, который состоит из 8 бетонных плит. Это странички из дневника маленькой девочки, которая вела дневник и записывала даты смертей всех своих близких. Странички дневника Тани Савичевой стали символом блокады, также именно эта маленькая записная книжка была представлена на Нюрнбергском процессе, в качестве подтверждения и обвинения действий фашизма.
Невозможно без содрогания сердца вспомнить те дни. Это подтверждают душераздирающие стихотворные строки о детях войны. Все это в их честь, светлая им память, низкий поклон и огромное спасибо.
Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал,
а Митька под ступенькою порога
нашёл конфету, кто-то потерял.
Стоит и смотрит он на счастье,
забыл уже и вкус, и даже цвет,
Её бы съесть, но как же Настя?
Сестрице ведь поменьше лет.
Зажав конфету в кулаке, домой
летел пацан к малой сестрёнке-
вдвоём остались лютою зимой-
пусть будет радость у девчонки.
Вот поворот, ещё, а дальше прямо,
туда, где был когда-то магазин…
но вместо дома, груды камня, яма.
В руке конфета. И один…Один…
Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал…
rvs
Родительское Всероссийское Сопротивление
Эти строки высечены на одном из памятников мемориала «Цветок жизни», про который я упоминал в предыдущей статье «Памятное творчество».
Что же это за мемориал?
23 февраля 1965 газета «Смена» опубликовала воззвание участника обороны Ленинграда поэта Михаила Александровича Дудина, который от имени ветеранов войны писал:
«Девятьсот дней и ночей возле самых стен Ленинграда, изрытая траншеями и блиндажами, опутанная колючей проволокой, проходила смертная линия обороны, кольцо нашей ненависти и надежды. Здесь ленинградцы сдержали натиск врага, отсюда защитники Ленинграда пошли в наступление и в святой правоте своей вместе с народами своей Родины заставили фашизм поднять руки.
Пусть на месте кольца блокады вырастет вокруг Ленинграда зеленое кольцо мира, пусть оно обозначит на вечные времена своим зеленым шумом рубеж нашего мужества. Пусть каждый ленинградец, молодой и старый, долгом и честью своей сочтет в этот день посадить на смертельном рубеже дерево вечной жизни и памяти — это наш долг«.
В том же году были посажены первые деревья, уложены закладные камни на местах будущих мемориалов единого комплекса «Зелёный пояс Славы». В основу планировки комплекса положен рубеж, на котором в сентябре 1941 советские войска остановили наступление гитлеровцев. Общая протяжённость «Зелёного пояса Славы» составила свыше 200 км. Мемориал возводился «методом народной стройки», в его создании участвовали жители и крупнейшие организации Ленинграда. Для реализации общего замысла «Зеленого пояса Славы» исполкомы Ленинградского городского и областного Советов приняли решение о шефстве исполкомов районных Советов города и области над отдельными его участками. К работам были привлечены коллективы промышленных предприятий, учебных заведений, личный состав воинских частей.
В настоящее время мемориал можно разделить на три части: памятник «Цветок жизни», аллею Дружбы и траурный курган «Дневник Тани Савичевой».
Как видно на этом и других картинках, березы перевязывают красными галстуками, в память о юных защитниках Ленинграда.
От каменного цветка к траурному кургану идёт «Аллея Дружбы». Деревья аллеи посажены делегатами IV всесоюзного пионерского слёта 2 июля 1970 года.
А вот здесь можно посмотреть небольшую панораму этой аллеи.
Дневник Тани Савичевой
Также, вот здесь можно посмотреть небольшую панораму этого памятника.
Дорога жизни блокадного Ленинграда
В Петербурге и Ленинградской области есть много памятников, посвященных Великой Отечественной войне, неразрывно связанных с блокадой Ленинграда. Особое значение занимает Дорога Жизни.
С 12 сентября 1941 по март 1943 года Дорога Жизни была аортой, главным сосудом, поддерживающим жизнь Ленинграда. Она давала возможность эвакуировать ленинградцев из осажденного города и доставлять еду и топливо тем, кто в нем остался. Свое название дорога получила в военные годы. В настоящее время это историческая мемориальная трасса, признанная объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Первые памятники вдоль Дороги Жизни появились в 1960-х годах. Они стали составляющей «Зелёного пояса славы Ленинграда». Постепенно их количество увеличивалось.
Сухопутная часть Дороги Жизни — автомобильная региональная трасса 41К-064, бывшая А-128. Ее протяженность составляет около 44 км. Это автодорожный выход из Санкт — Петербурга во Всеволожский район и город Всеволожск. Она начинается с Рябовского шоссе, а заканчивается у Осиновецкого маяка. Километры Дороги Жизни отсчитывают 46 памятных столбов вдоль шоссе. По ним легко ориентироваться.
По какой дороге проходила Дорога жизни
Современная трасса не повторяет дорогу военных дней в точности. Предполагают, что по мере приближения к Ладожскому озеру, основная дорога начинала ответвляться на многочисленные лесные дорожки.
Ниже на карте схематично отображены указанные участки Дороги жизни.
Шоссе Дорога Жизни начинается на пересечении Рябовского шоссе и КАД. Выехать на Дорогу жизни можно с Рябовского шоссе.
По Дороге Жизни на машине. Маршрут самостоятельной экскурсии
В этой статье внимание будет уделено участку Дороги Жизни от границ сегодняшнего Санкт-Петербурга до Осиновецкого маяка.
Для экскурсии по Дороге Жизни лучше всего воспользоваться собственным автомобилем.
После Всеволожска дорога переходит в двухполосное шоссе
0 километр Дороги Жизни находится рядом с КАД.
Памятный знак «Регулировщица»
Первый километр. Памятный знак «Регулировщица» был установлен в 1986 году рядом с железнодорожным переездом Рябовский у первого столба, отмечающего нулевой километр Дороги жизни. При строительстве КАД в 2005 году знак снесли, но позже восстановили на первом километре. На памятном знаке изображена девушка в военной форме с флажком в руке. В военное время водителей ориентировали регулировщики с флажками. В основном это были молодые женщины. Они стойко несли свою службу в любую погоду и не покидали посты даже во время бомбежек.
В памятный комплекс первого километра входит также советская зенитная пушка 52-К калибра 85 мм, разработанная в конструкторском бюро завода имени М.И.Калинина в 1939 году. Мощная и надежная артиллерийская система была взята на вооружение Красной Армии в том же году. Всего за годы войны с помощью 52-к было сбито 4047 вражеских самолетов.
Мемориальный комплекс «Цветок жизни»
Третий километр. Расположенный на нем мемориальный комплекс увековечивает память детей, живших в блокадном Ленинграде. Им выпали тяжелейшие испытания. Они умирали от голода, гибли во время бомбежек. Памятник посвящен и тем ленинградским детям и подросткам, которые работали во время войны на заводах, тушили зажигательные снаряды, совершали маленькие подвиги во имя победы.
Мемориальный комплекс «Цветок жизни»
Открытие 15-метрового памятника «Цветок жизни» состоялось в 1968 году. Каменная ромашка имеет 5 лепестков. Плиты внизу цветка похожи на листья. На четырех — надпись из детской песни «Пусть всегда будет солнце», а на пятом — улыбающийся мальчик-пионер. На плите рядом с памятником надпись — посвящение детям блокадного города: «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда. 1941 – 1944».
Аллея дружбы
От «Цветка жизни» начинается Аллея дружбы, которая ведет к месту скорби — кургану с 8 стелами — трагичными страничками дневника Тани Савичевой с датами смерти всех ее родных. Дневник Тани вошел в историю города и Великой Отечественной войны. Девочку вывезли из блокадного Ленинграда, но она умерла в 1944 году от недугов, развившихся от перенесенного голода.
страницы дневника Тани Савичевой
Комплекс окружает березовая роща. 900 деревьев символизируют 900 дней блокады. В 70-е годы прошлого века возникла традиция повязывать на стволы берез красные галстуки в память о детях блокадного Ленинграда. Она сохранилась и в наши дни.
900 деревьев символизируют 900 дней блокады
В роще установлена памятная плита Александру Даниловичу Левенкову, автору «Цветка жизни» и других мемориалов на Дороге Жизни.
Мемориал «Балтийские крылья»
Памятник «Балтийские крылья» расположен недалеко от столба, отмечающего шестой километр Дороги. В 1941-1943 годах на этом месте был размещен аэродром морских летчиков, служивших на Балтийском флоте. Их самолеты оберегали Дорогу и город. Героический подвиг летчиков олицетворяет памятник в виде самолета, врезавшегося в землю. Поблизости от шестого километрового столба расположен музей — усадьба Приютино, в котором когда-то жило семейство Олениных, а в годы войны размещалось общежитие военных летчиков.
Памятник полуторке
На десятом километре в 2012 году был установлен бронзовый памятник «машине — солдату» — легендарной «полуторке» и военным автомобилистам Дороги Жизни. Почетное звание солдата грузовик «ГАЗ-АА» получил за свою фронтовую блокадную службу — на эти машины легла основная нагрузка по перевозкам людей и грузов по суше и по льду Ладоги. Интересно, что первые автомобили ГАЗ — АА были собраны на Горьковском автозаводе в 1932 году по американским чертежам компании «Ford».
Мемориал «Румболовская гора»
Около города Всеволожска, в месте пересечения десятого километра Дороги с Колтушским шоссе, размещен мемориал «Румболовская гора». Он прославляет стойкость и мужество защитников города. Четыре величественных листа дуба символизируют силу, четыре лавровых — славу. Между ними лежит маленький желудь — олицетворение надежды на возрождение жизни. Строки стихов Ольги Берггольц выгравированы на стеле рядом с памятником.
Исторический участок Дороги жизни
Мемориал «Катюша»
На семнадцатом километре размещен величественный памятник «Катюша». Он посвящен зенитной части, прикрывавшей Дорогу жизни и аэродром. 14-метровые стальные балки символизируют стволы зениток реактивной установки. На каменной стеле выбиты слова: «Мужеством храбрых спасен Ленинград, павшим Героям бессмертная Слава».
Братское кладбище
Памятное место между тридцатым и тридцать первым километрами — Братское кладбище рядом с деревней Ириновка. В нем захоронено около 500 человек, военных и штатских. На кирпичной стене, расположенной у шоссе, размещены таблички с именами захороненных здесь людей. Тела погибших на Дороге жизни людей хоронили в выкопанные здесь ямы. Иногда их обертывали в холст, когда его не было — просто в одежде. Но всегда старались найти у покойных документы, чтобы братская могила не была безымянной.
Братское кладбище
На мемориальной плите рядом со стеной выгравированы стихотворные строки Михаила Исаковского: «Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись».
Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»
Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»
Авторы идеи памятника «Разорванное кольцо» — архитектор В.Г. Филиппов и скульптор К.М. Симун.
Константин Михайлович Симун умер 4 сентября 2019 года. По этой ссылке можно ознакомиться с интервью с выдающимся скульптором
По обе стороны от памятника находится зенитка и мемориальная стела со стихотворными строками Бронислава Кежуна: «Потомок, знай! В суровые года, верны народу, долгу и Отчизне, через торосы ладожского льда, отсюда мы вели Дорогу Жизни, чтоб жизнь не умирала никогда!»
Зенитное орудие
Вечный огонь у «Разорванного кольца» был зажжен 9 мая 2015 года. Его привезли с Пискаревского мемориального кладбища.
Вечный огонь
Музей «Дорога жизни»
Музей находится в поселке Ладожское Озеро, на сорок пятом километре. На прилегающей к нему территории размещены техника и орудия, участвовавшие в перевозке и защите Дороги Жизни: автомобили, катера, корабельные пушки, самолет и многие другие экспонаты.
Музей «Дорога жизни»
Музей «Дорога жизни»
Адрес музея: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, п.ст. Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, №58
Рядом с музеем расположен Осиновецкий маяк высотой 70 метров. Он был построен в начале 20 века, действует до сих пор. Его свет виден на 40 км. Маяк входит в десятку самых высоких маяков мира — занимает девятую строчку.
Осиновецкий маяк
Памятники на станции Ладожское Озеро
На станции Ладожское Озеро, на сорок шестом километре Дороги, есть еще несколько знаковых достопримечательностей:
По какому озеру проходила Дорога жизни
Станция — конечная точка сухопутного исторического маршрута. Здесь сходятся автотранспортное шоссе с железнодорожной ветвью и начинается водная часть Дороги Жизни.
Маршруты Дороги Жизни через Ладожское озеро
Ладога была единственным возможным путем эвакуации ленинградцев и доставки грузов с Большой земли, поскольку его юго-западное и юго-восточное побережья удерживали наши войска. Летом во время навигации на водном отрезке пути использовали баржи Северо-западного речного пароходства, зимой в ледостав их сменяли автомашины.
От Осиновецкого маяка Дорога жизни продолжалась по Ладожскому озеру
Ладогу издавна считали непригодной для судоходства из-за высоких волн, которые достигают двух метров, и частых штормов. Еще при Петре I был вырыт Староладожский канал в обход опасного озера, а еще через сто лет — Новоладожский канал из-за обмеления Староладожского. На берегах самого озера к началу войны не было пристаней и пирсов. Осенью 1941 года были срочно сооружены пирсы, построены склады и вырыты землянки, проведены дноуглубительные работы на 2,5 метра.
Но наступившая зима и установившийся ледостав потребовали других решений. На зимней трассе через озеро начали происходить непонятные аварии: под лед проваливались легкие автомобили, а тяжелые благополучно передвигались даже по тонкому льду. К изучению проблемы были привлечены ученые Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе. Они провели расчеты по износу льда и условиям пролома. Для фиксации колебаний льда ученые создали специальный прибор «прогибограф» для изучения колебаний льда.
50 пробиографов разместили на ледяной трассе и зафиксировали их показания. Оказалось, что проблема была связана с прочностью льда и резонансом скорости легкой машины со скоростью движения волны, которая составляла 35 км. Тяжелые машины ездили с меньшей скоростью, поэтому резонанс не возникал. Было принято решение уменьшить скорость движения легких машин, чтобы исключить подобные ситуации в будущем. В военных условиях на льду Ладоги было проведено сложное научное исследование, которое помогло сохранить жизни людей и технику, а позже развилось в обособленную обширную область знаний.
Длина дороги через Ладогу составляла примерно 30 км. Трассу прокладывали на мелководье, где лед был надежней. Ее часто меняли — по одному следу проезжало не больше 60 автомобилей. На каждом километре стоял регулировщик. Их фонари помогали водителям не сбиться с трассы. За трещинами следили ледовые наблюдатели. Поломанные машины ремонтировали прямо на льду, а людей пересаживали в машины, которые находились недалеко. На Дороге работали тысячи людей, направлявшие колонны самыми безопасными маршрутами. Ежечасно и ежедневно они рисковали своей жизнью.
Для защиты Дороги на льду расположили стрелковую и артиллерийскую линии. Орудия передвигали с места на место, что дезориентировало противника.
Ледяная Дорога Жизни подвергалась постоянному артобстрелу и бомбежкам немецкой авиации. Усложняли транспортировку суровая погода и крутой нрав Ладоги. В этих чудовищно тяжелых условиях водители старались совершать две поездки — они работали круглосуточно, ведь от них зависела жизнь сотен тысяч людей. При движении машин двери у многих из них были открыты, чтобы водитель успел выпрыгнуть, когда машина начнет тонуть.
Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни, составило больше 1 млн. 615 тыс. тонн. За это же время было эвакуировано около 1 млн. 376 тыс. человек.
Доподлинно неизвестно, сколько людей погибло на Дороге Жизни. Грузовики доставали со дна Ладоги еще несколько десятилетий после окончания войны.
И хотя город находился в блокаде не 900, а 872 дня (с 8 сентября 1941 года и по 27 января 1944 года), так ли важно помнить именно это?
Не важнее ли сохранить память о тех, кто отстоял Ленинград?
Галстуки на стволах берёз, пожалуй это лучшее свидетельство того, что выросшие сегодня дети умеют помнить, умеют не забывать.
Спасибо всем, кто не даёт нам и нашим детям забыть нашу историю.
Спасибо всем для кого слова СССР, Ленинград, блокада, имеют смысл.
Как-будто специально для тех, кто не носил пионерский галстук, кто не был пионером, написаны эти стихи.
Щипачёв Степан Петрович.
Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.
А под этим знаменем
В бой идут бойцы,
За отчизну бьются
Братья и отцы.
Как повяжешь галстук,
Ты – светлей лицом…
На скольких ребятах
Он пробит свинцом.
Пионерский галстук –
Нет его родней!
Он от юной крови
Стал еще красней.
Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.