почему бог допускает несправедливость в жизни
Почему страдают невинные?
Почему Бог допускает страдание невинных? Есть ли в этом смысл? Как можно совместить веру во всесильного, любящего Бога и такую вопиющую несправедливость?
Размышляет епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.
Страдания переполняют землю
Когда встречаешься с людьми, которые пережили страшную трагедию, говорить о страданиях трудно. Если бы я сейчас смотрел в глаза матери, у которой погиб ребенок, мужу, у которого погибла жена, сыну, у которого погибла мать, я не знаю, что бы я сказал… Хотя я сам пережил подобное и понимаю, как это тяжело. У меня умерла жена, умерло трое моих внуков в младенчестве. Мир становится черно-белым вместо цветного. Еда теряет свой вкус, когда ты рядом с близким человеком переживаешь опыт умирания. Хотелось бы, чтобы страданий не было, чтобы все жили счастливо, весело, радостно, чтобы никто не болел раком, рассеянным склерозом, чтобы люди никогда не попадали в автокатастрофы, чтобы не разбивались самолеты. Но тем не менее страданий и скорби никому не миновать. Они есть в жизни. Как к ним относиться?
Заслуженное страдание легче принять
Человечество — единый организм
Нужно вспомнить, дорогие друзья, что, когда был создан этот мир, в нем не было страданий. Бог страданий не сотворил. Как тогда они появились? Некоторые говорят: «Бог же знал, что Адам согрешит. Почему же Он не создал Адама таким, чтобы он не совершил греха?» Ответ простой: Бог создал нас свободными. Мы не запрограммированы, как машины, на добро. Мы сами решаем, куда пойти, что сделать, как поступить, как жить. Мы даже можем решить, верить нам в Бога или нет — такая величайшая свобода нам дана. Бог есть, а некоторые люди абсолютно убеждены, что Его нет.
Но почему же мы-то страдаем от того, что Адам неправильно воспользовался данной ему Богом свободой? Мы ведь не ели от древа познания добра и зла? Хотя некоторые, наверное, уже ели… Ну, младенцы точно не ели. Почему же тогда рождаются детки с сердечными патологиями, с уродствами, несовместимыми с жизнью? Разве младенцы в чем-то виноваты?
Мы созданы Богом как единый организм. Грех или святость одного отражаются на всех остальных. Это только кажется, что мы отделены друг от друга пространством, у нас разный интеллект, разный внешний вид, разный цвет кожи, разные пристрастия. На самом деле человечество — это единый организм, созданный Богом по Своему образу — образу Пресвятой Троицы, единой в Любви. То есть мы все личности единой человеческой природы и связаны очень тесно. Мы все родственники, мы с вами братья и сестры. И те, которые жили, и те, которые будут жить, и те, которые сейчас живут по всей земле, — мы все одно. И поэтому то, что нарушается в одном, оказывает влияние на других. Поскольку Адам — наш общий праотец, его поступок как некая генетическая болезнь передается из рода в род, из поколения в поколение.
Почему Бог не наводит порядок?
Но тогда можно сказать: «А почему Бог, в конце концов, не наведет порядок? Ведь он знает, кто больше грешит, а кто меньше. Среди нас, возможно, находятся будущие преступники, которые совершат тяжкие преступления. Так может быть, лучше сразу их ликвидировать, чтобы они не мешали другим?» Мы этого не знаем, но Бог-то знает. Почему же Он допускает этим людям жить?
Дело в том, что мы с вами живем во времени, которое является путем в Вечность. Жизнь, которой мы сейчас живем, это не та настоящая жизнь, для которой мы созданы Богом. В этот мир, где мы с вами находимся, мы были изгнаны из рая после совершения греха. И наше пребывание здесь временно. Это не то место, где мы можем хорошо устроиться, купить себе красивую мебель, дачу, машину, найти замечательную жену или мужа, устроиться навечно и пользоваться всеми этими благами.
Жизнь — это дорога, где нам нельзя собирать много вещей, это дорога, которая однажды кончится. Бог ждет конца истории, чтобы подвести некую черту. Ведь если прямо сейчас начинать разбираться, кто прав, кто виноват, боюсь, всем нам не поздоровится. У каждого из нас есть грехи, и я далеко не святой. Если человек священник или ходит в церковь, это не значит, что он святой, как некоторые думают. Чтобы совершить суд, нужно закончить с этим миром вовсе, остановить время и разбираться с каждым, кто жил и кто еще живет. И это произойдет обязательно, но Бог ждет, когда покаются люди, которые пока еще не пришли в сознание греха.
Некоторые даже думают, что Бог как бы завел некие часы, и мы теперь тикаем здесь сами по себе, а Он сверху смотрит и не вмешивается. Но как Он терпит столько зла? Почему он не вмешивается? Какой-то жестокий получается Бог, скажете вы. Куда же Он смотрит? Где Он? И тут мы подходим к самому главному.
Бог на кресте
Один мудрый батюшка, когда его спросили, где же Бог, очень просто сказал: Бог на Кресте. Бог приходит на землю, становится человеком и проживает человеческую жизнь со всеми ее трудностями, приняв на себя даже последствия первородного греха, хотя Он чище и безгрешнее, чем новорожденный младенец. Безгрешному человеку жить среди нас, грешных, очень тяжело. Вы читали «Идиота» Достоевского? Это была попытка показать образ святого человека в нашем грешном мире. И чем кончилось? Герой просто сошел с ума.
Когда Господь был на земле, Он так уставал, что спал на корме лодки, которая буквально тонула в волнах. Перед тем как принять на Себя грехи всего мира, перед крестным страданием, Господь так горячо молился в Гефсиманском саду, что пот его был, как капли крови.
Он был так избит, что Сам не мог нести крест, Ему помогал Симон Киринейский. Когда Он нес верхнюю перекладину, которая была привязана к Его рукам, и когда, обессиленный, спотыкался по пути на Голгофу — Он падал лицом в пыль, частички этой пыли были найдены на плащанице. На главу Его надели терновый венец с острыми шипами, они впивались в кожу, и струи крови текли по Его лицу.
Физическое страдание усугублялось еще и нравственным, духовным страданием, которое непостижимо для нас — Он произнес на кресте фразу, которая всегда приводит меня лично в состояние внутреннего содрогания, на кресте Бог-Сын обращается к Богу-Отцу: «Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил?»
Нельзя смиряться со злом
Когда мы столкнемся с несправедливостью, со старостью, со смертью, мы можем обратиться с молитвой ко Христу, вспомнить Его страдание за нас, и помощь придет, хотя, может быть, и не сразу.
Это не значит, что страдание мгновенно кончится. Оно попущено Богом, чтобы очистить нас от греха. Наша душа, оскверненная грехом, иначе очиститься не может. Как нельзя без щетки вычистить въевшуюся грязь, так и страдание очищает въевшуюся в душу грязь греха, оно имеет для нас очистительный смысл, оно делает человека совершенным. Ведь когда человек страдает, он являет свою любовь, и это еще один смысл страдания.
Я закончу рассказом об одной книге, которая раскрывает тайну страдания. Это книга Иова: в ней рассказывается о том, как жил на земле один праведник, он был богат и у него было много детей — его звали Иов. И дьявол сказал Богу: «Иов Тебя любит, потому что у него все есть, отними у него богатство, посмотрим, как он будет Тебя любить». И вот у Иова все рушится, гибнут дети. Жена говорит ему: «Похули Бога!» А Иов отвечает ей: «Бог дал, Бог взял». Потом он заболел тяжелой болезнью. Жена ему говорит: «Похули Бога и умри». А он говорит: «Надо все принимать от Бога, хорошее и плохое». Пришли к Иову его друзья и говорят: «Это тебе все за грехи, ты покайся, и все пройдет». Но Иов не знал за собой греха. Он принял свою судьбу, свое страдание, и в конце Бог явил ему Себя и открыл некую тайну. Тайна примирения с Богом открывается человеку непостижимым образом.
Нельзя смиряться со злом, нужно обязательно стараться, чтобы в мире было меньше страдания, нельзя отойти в сторону, нужно помогать людям. У нас молодые люди — добровольцы ходят помогать в областную детскую больницу. Там есть дети из детских домов, и их никто не навещает. Добровольцы ходят к ним каждый день, играют, берут на руки, заботятся о них.
Если человек не соглашается с тем, что в мире есть страдание, то он должен стараться, чтобы страдания в мире стало меньше, а любви стало больше. Нужно не просто размышлять, а самому начать над этим трудиться, молиться и состраданием, помощью другим умножать в мире любовь. В этом делании и в молитве ко Христу, распятому и воскресшему, и открывается тайна страдания.
Почему Бог допускает?
Приблизительное время чтения: 14 мин.
Если Бог создал этот мир, но почему не довел до совершенства? Он же Творец и Создатель в том числе и времени, торопиться некуда, можно все рассчитать и предусмотреть. Почему тогда существует в нашем мире зло, страдание, несправедливость, тем более мучения детей?
На эти и другие «неудобные» вопросы о допущениях Бога готовы ответить священники. Перед вами широкий спектр проблем, волнующих не только сомневающихся, но и верующих современников.
Почему Бог допускает страдание?
Иерей Тимофей Скляр, клирик храма Всех Святых на Филевской пойме, г.Москва
Этот вопрос волнует человечество на протяжении всей его истории. Ведь если Бог благ по Своей природе, то как может с Его благостью сосуществовать страдание, боль, болезни, войны и прочие ужасы?
Для нас очевидным является тот факт, что причина страданий находится вне Бога. Он не желает страдания и оно чуждо Его замыслу о мире. Подтверждение этому мы находим на первых страницах книги Бытия, когда речь идет о творении мира и человека — все создание Божие «хорошо весьма» (Быт.1:31). Человек в своем первоначальном райском состоянии не знал ни болезней, ни голода, ни холода, ни страданий. Святитель Григорий Нисский говорит, что «в человеке страстность и поврежденность существует не от природы и не соединена с ним первоначально…но страсть превзошла в него уже после сотворения». Так, например, святитель Василий Великий утверждает: «Не считай Бога виновным в существовании зла…Зло есть лишение добра. Сотворен глаз, а слепота произошла от потери глаз». Таким образом, одной из главных причин существования страдания является уклонение человека от Бога, забвение Бога или незнание Его.
Появление страданий в мире связано с грехом первого человека и берет свое начало в его свободной воле. Все человечество несет на себе печать прародительского греха-поврежденность человеческой природы, которая, по словам Святых Отцов, заключается в тленности, страстности и смертности.
Книга Иова открывает нам еще одну важную причину возникновения страданий. Она находится не в Боге, не в человеке, а в диаволе. В его желании разобщить Бога и человека. Преподобный Максим Исповедник пишет, что диавол причиняет человеку боль, «желая насытить собственную страстную ненависть к нам, чтобы душа, бессильно согнувшись под гнетом мучительных несчастий, отсекла от себя божественную надежду». Все беды в жизни Иова, по словам святителя Иоанна Златоуста, исходили от злобы диавола. Иов страдал именно потому, что был праведен: святость жизни вызывает зависть диавола.
Можно вспомнить о крестных страданиях Христа, о лишениях праведного Иова, о евангельском слепорожденном и о жизни множества святых, которые всю жизнь испытывали различные страдания. Очевидно, что не существует прямой связи между страданиями, которые испытывает человек и грехами, которые он совершил лично. Страдание во Христе может приобрести новый статус. Оно получает не только негативный смысл и связан с последствием греха, но получает позитивный смысл и может стать средством спасения. Однако нужно отметить, что страдание не является обязательным условием для спасения. Христос пострадал как раз для того, чтобы избавить нас от страданий. Жизнь со Христом в Царстве Небесном означает бесповоротный конец страдания души и тела, но для каждого человека это имеет лишь потенциальный вид. Страдание может быть использовано как средство для борьбы с грехом и страстями. Только во Христе и страдания, и их отсутствие могут принести человеку духовную пользу.
Очень часто человек страдает от того, что, казалось бы, другому человеку страданий не приносит. Страдания в таком случае находятся не вне человека, а внутри его. В неумении принимать жизненные обстоятельства и испытания, в желании иметь больше благ и удовольствий и т.д.
Апостол Павел дает нам очень простую заповедь, которая может значительно уменьшить душевные страдания – всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите Бога. Вот основа борьбы со страданиями – терпение, надежда, молитва и любовь к Богу.
Для каждого человека страдание является испытанием, которое в зависимости от расположения человека к Богу может либо привести его к погибели, либо быть для него путем спасения и святости. Рекомендую к прочтению книгу православного патролога Жан-Клода Ларше «Бог не хочет страдания людей», в которой подробно раскрывается православное понимание страданий в свете святоотеческого учения.
Почему Бог допускает существование зла?
Протоиерей Игорь Шумилов, настоятель храма Воскресения Словущего д. Васильевское Рузского района, Московская область
Есть хороший анекдот, который дает, на мой взгляд, исчерпывающий ответ на этот вопрос.
Люди просят священника освятить квартиру:
— Батюшка, только вы нам её как следует освятите, очень хорошо, чтобы прямо всё-всё плохое из неё ушло.
— Прямо всё-всё плохое? — переспрашивает батюшка.
— Да, чтобы ничего плохого не осталось.
— Это можно! – отвечает священник, — но сами-то вы тогда где жить будете?
Так что этот вопрос следует прежде всего отнести к самому себе.
«Но не такой уж я и плохой! — скажет человек. — Есть же великие злодеи».
А где мера? Где та грань, до которой Господь должен терпеть и после которой — не допускать? Мы должны определить её для Бога? Безусловно нет! Богу никто и ничего диктовать не может и тем более принуждать Его к чему-либо.
Но зло бывает разное. Во-первых, это повреждение природы человека первородным грехом, за которое человек не несет ответственности. Затем уже личные грехи человека, зло, содеянное по его произволению, за что уже человек в ответе перед Богом.
Если не допускать существования зла вообще, то нужно просто уничтожить человечество. И в Священном Писании есть примеры «глобальных» наказаний от Бога.
Во-первых, это потоп, где было уничтожено все человечество, кроме семьи праведника Ноя. Но зло проникает и в послепотопную жизнь. Повреждение человеческой природы остается (приведенная выше цитата, это слова Бога, произнесенные после потопа) и может быть исправлено только жизнью во Христе.
Во-вторых, это уничтожение Содома и Гоморры, городов, в которых не нашлось десяти праведников. Однако опять же, вышедшая из Содома семья праведного Лота несла с собою грех. Жена его, нарушив заповедь Божию, оглянулась на город, что, согласно толкованиям, означало сожаление об оставлении греховного места. И дочери Лота в последствии тоже совершили грех кровосмешения.
Почему Бог допускает страдания детей?
Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице г. Москвы, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы г. Москвы
Страдания людей на земле, и детей в том числе, связаны с греховным состоянием этого мира и человеческого рода. Все мы связаны между собой. Поэтому как в едином организме в той или иной части тела может проявляться болезнь, так и греховная болезнь человеческого рода может проявляться в разных местах, как во взрослых людях, так и в детях.
Личной вины детей в их страдании, конечно, нет. Вина их родителей, возможно, и есть, но точно об этом никогда нельзя сказать. Хотя и бывает, что какие-то греховные привычки или склонности родителей передаются детям на телесном даже уровне.
Дети могут страдать, болеть у любых родителей, даже у очень хороших, потому что грех находит себе выход. И дело не в том, что Бог допускает страдания детей. Болезнь любого из нас попускается как последствие свободного выбора человека, который Господь не отменил. Свободный выбор каждого из нас ведет к последствиям не только для кого-то одного, но для многих людей вокруг. Здесь на земле есть некая коллективная ответственность за происходящее, мы несем этот груз всех поколений. Нашей личной вины в этом может и не быть, но мы можем страдать от последствий человеческой свободы. Лишь после земной жизни каждый начнет отвечать только за себя и свои поступки.
Если страдает ребенок, то без веры трудно принять, что его страдания не так страшны, потому что они временны. Мы не можем не сочувствовать боли детей, но осмыслить ее можно иначе в перспективе вечности и спасения души, ее очищения. Земные страдания любого из нас, в том числе и ребенка, конечны, они в любом случае проходят.
Когда находишься рядом с тяжело болеющим ребенком, нужна вера, чтобы понять Бога, который любит наших малышей еще больше нас и все делает для нашего спасения. Переживания нас, взрослых, за детей зачастую связаны с тем, что нам самим больно. Но если знать и верить, что Господь любит наших страдающих детей гораздо сильнее, то это успокаивает, утешает и дает силы.
Верующий человек не может сказать, что он любит кого-то, даже своего ребенка, больше, чем Господь. Спаситель умер на Кресте за нас — разве это не свидетельство Его любви? Мы доверяем Ему, знаем, что все, что он делает, совершается ради спасения. Даже если смысл страданий детей пока скрыт от нас.
Пока мы живем еще здесь, а не в вечности, нам может не хватать веры, чтобы разобраться или увидеть, почему Бог допускает страдания детей. Любой стремящийся приблизиться к Богу, познать Его волю и любовь уже в этой жизни, начинает Ему доверять. И тогда, как ни странно, появляются не только силы, но и радость, вдохновение, чтобы разделить страдания ребенка, помочь ему, быть рядом с ним.
Почему Бог допустил грехопадение?
Свобода человека — таинственна и непостижима. Почему человек вдруг совершает тот или иной поступок? Если его можно жестко объяснить, то это уже не свобода, а обусловленное некоторыми причинами действие. Адам и Ева решили проявить свою свободу таким образом. Почему Бог должен был не допустить грехопадение? Непонятно. Он бы тогда противоречил Сам Себе: сначала дать свободу, а потом не допустить ее проявления.
Да, Господь знает все. Но Промысел Его — это другое. Промысел — это когда зло, совершающееся по свободной воле кого-то, Бог обращает в добро. Промысел Божий действует не потому что нужно предотвратить зло или грех, задуманные людьми. Он может исправить уже совершившийся грех, обратить зло на пользу кому-то, но отменить сделанное по свободной воле человека он не может. Потому что тогда человек низводится на уровень какой-то марионетки, а Господь по-другому о человеке мыслит.
Свобода, данная нам, — обратная сторона любви. Нельзя любить насильно. Нельзя заставить любить. Бог не хочет такой любви. Любовь проявляется в послушании, в отвержении себя, в какой-то жертве. Любовь человека до грехопадения была естественной, не выстраданной. Чтобы она стала такой сейчас, нужно пройти испытание, искушение. И даже если падаешь, не проходишь сквозь трудности достойно, то есть возможность покаяться, чтобы снова вернуться к этой любви. И такой путь особенно ценен, когда имея возможность отступить, мы остаемся верными, или же даже отступая, возвращаемся.
Если человек хочет уйти из семьи, то он может это сделать. Он свободен. Но он может выдержать искушение и остаться. Может даже уйти, но затем раскаяться и вернуться, и отношения станут еще более крепкими в результате.
Вопрос об ответственности Бога за грехопадение слишком философский. На него не существует четкого ответа, потому что мы живем в мире уже после грехопадения. Оно уже совершилось и иначе не будет. Грехопадение — настолько далекое от нас и абстрактное событие, что трудно понять, почему и как оно произошло.
Мы вряд ли разберемся до конца, каким был рай, как конкретно происходило общение с Богом, как именно совершилось грехопадение и тем более почему. Можем лишь поразмышлять, потому что объективного знания об этих вещах нет. Но какой тогда смысл в вопросе, почему Бог допустил грехопадение? Зачем мы стараемся углубиться в такие далекие от нас предметы? Чтобы обвинить Бога и сказать, что все было неправильно изначально задумано? А если мы принимаем это, верим Богу, то стоит подумать, как поступать в нашей конкретной жизни.
Результатом размышлений о смысле грехопадения не должно быть наше неверие. Если мы хотим понять, «оправдать» Бога, можно рассмотреть и более близкое и понятное нам событие. Например, когда страдания, пусть даже и ребенка, привели к каким-то хорошим результатам. Как например жизнь слепой с детства и парализованной с юности блаженной Матроны Московской. Ее пример, выбор пути святости значительно ближе к нам — любой может изучить, прийти и проверить.
Мы знаем, верим, чувствуем, что Господь всех нас любит, поэтому не просто допускает, а дает кому-то из нас, верующих или сомневающихся, возможность часть неправедной жизни искупить болью, страданиями перед смертью. К сожалению, часто мы забываем и не видим, как приходится отвечать за последствия своего свободного выбора и своих поступков. И без веры очень сложно осознать, что последствия эти могут ощущаться не только в этой жизни, на земле, но и в вечности. Господь предпочитает освободить нас от вечных мучений, чтобы мы здесь максимально очистились для той жизни. Проще понять, когда мучения связаны со страстями: человек чревоугодием или другими вредными привычками накликал на себя болезнь, беду. Но если он страдал, мучился здесь от последствий греха, то дальше Господь имеет возможность сказать, как и расслабленному, которому Он вернул здоровье: «Иди и больше не греши».
Мученичество в тяжелой болезни может вдохновлять: не только сам человек зарабатывает себе венец, но и те, кто рядом с ним, приходят к настоящей вере через его страдания. Но бывает, что кто-то страдающий сам или находясь рядом с близким приходит к неверию. Мы свободны в нашем выборе и как обычно, бывает совершенно по-разному.
Когда находишься рядом с близким, который страдает и умирает мученически, нужна вера, чтобы понять Бога, который любит наших близких еще больше нас. Все наши переживания зачастую связаны с тем, что это я так люблю человека, который страдает. Но если знать и верить, что Господь любит близкого нашего, страдающего в мучениях, еще больше, то это успокаивает и утешает.
Верующий человек не может сказать, что он сам любит кого-то больше, чем Господь. Наша любовь эгоистична, потому что страдания мы пропускаем через себя: мучаемся, потому что близкий испытывает боль. А Господь любит просто, без оглядки на Себя. Если Он умер на Кресте за всех нас, то конечно, Он любит нас. И если уж Он допускает мучения человека перед смертью, то это не просто так. Для кого-то в этом мире любовь Божия, смысл мучений близких, детей могут быть скрыты нашими собственными грехами, окружающим миром, а в вечности Любовь явится со всей очевидностью.
Не верить будет невозможно, увидев эту Любовь лицом к лицу.
А пока мы здесь и нам не хватает веры, то существуют страдания от таких вопросов. Если же хотя бы теоретически пытаться понять эту любовь Божию, то сосредотачиваешься не на вопросах и страданиях, а на доверии Богу и на том, чтобы быть рядом с болеющим человеком, помочь ему, разделить его временные мучения.
Почему Бог допускает зло? Ответы святых и проповедников
Многие люди сейчас страдают от тяжелой болезни. Почему Бог не прекратит распространение вируса или не облегчит течение заболевания? Почему Он вообще попускает нам страдать, болеть и умирать? Эти «вечные» вопросы вновь встают сегодня перед многими из нас. Вот как отвечали на них святые отцы и пастыри разных эпох.
Почему Бог допускает зло и несправедливость в жизни человека?
Почему Бог допускает зло и несправедливость в жизни человека? Такой вопрос на разных этапах жизни задавал себе, скорее всего, каждый верующий человек. Если Бог такой любящий, разве Он не может избавить человека от страданий? Почему Бог допускает эти плохие вещи в жизни людей, тем более верующих? На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы в нашей статье. А поможет нам сегодня Гордон Фергюсон, известный христианский учитель и автор многих книг.
Почему Бог допускает зло: понимание проблемы страданий
Проблема с пониманием причин, почему Бог допускает зло или существование зла — это большое препятствие в первоначальном формировании веры в Бога. Даже после того, как мы пришли к вере, Сатана будет использовать эту проблему, чтобы постараться сбить нас с пути в трудные времена нашей жизни. Несколько лет назад я прочитал короткую, но хорошо обоснованную книгу Томаса Уоррена под названием “Доказали ли атеисты, что Бога нет?”. Спустя годы я не нашел лучшей книги на эту тему с точки зрения логики. В итоге я написал урок, представив основные аргументы этой книги в форме проповеди. Материал в этой статье адаптирован из той проповеди, впервые произнесенной много лет назад.
Рассматривая эту тему, держите в уме 2 вещи:
Определение основных понятий
Прежде чем мы продолжим, требуется определить основные понятия. Определения “добра” и “зла” жизненно необходимы. Единственное настоящее зло — это то, что в Библии называется “грехом”, потому что грех разрушает наши взаимоотношения с Богом и с нашими ближними. С другой стороны, единственное настоящее добро — это Библейская “праведность”, это то, что всегда хорошо, что развивает наши взаимоотношения с Богом и другими людьми. Мы можем назвать “инструментом зла” то, что приводит людей в итоге к неправильным вещам (ко греху). Это могут быть как “камни преткновения”, так и “камни, которыми вымощена дорога”, но они по своей природе не являются злыми. И мы можем назвать “инструментом добра” то, что приводит человека к подлинному добру.
Таким образом, одно и то же происшествие может быть как “инструментом добра”, так и “инструментом зла”, в зависимости от того, как человек посмотрел на него и как отреагировал на него. Болезнь — хороший пример того, что может быть как благословением, так и проклятием. Проблема со здоровьем может сподвигнуть человека или злословить Бога, или обратиться к Богу, в зависимости от сердца этого человека. На самом деле, боль сама по себе не обязательно является злом. Она может быть просто симптомом проблем со здоровьем, который мотивирует человека получить необходимую помощь, или она может быть неизбежным результатом перенесенной хирургической операции, спасшей человеку жизнь.
Определения некоторых качеств Бога необходимы для нашего понимания проблемы добра и зла. Когда мы говорим, что Бог “всезнающ”, мы говорим тем самым, что Он знает всё, что можно знать. Например, Он знал заранее, что человек согрешит и будет нуждаться в искуплении. Поэтому Он создал мир, учитывая это — мир, подходящий для духовного развития человека. Наш мир никогда не предназначался для того, чтобы быть вечным раем — для этого предназначены Небеса!
Когда мы говорим, что Бог “всемогущ”, мы осознаем, что Он может делать всё, что в принципе возможно сделать. Однако некоторые вещи невозможны по определению. Например, может ли Бог создать камень такой большой, что не сможет его поднять, или может ли Бог создать квадратный круг? Подобные вопросы производят такое впечатление, что, будь у Бога больше силы, Он бы смог. Но факт в том, что некоторые вещи — это не вопрос силы, даже Божьей силы! Он будет делать только то, что гармонирует с Его природой. Он не будет и не может лгать, например. И не будет вмешиваться в свободную волю человека. Описать Бога как справедливого — значит сказать, что Он должен вознаграждать добро и наказывать зло. Поскольку Он создал человека как существо со свободной волей, Его справедливость требует, чтобы Он позволял человеку совершать настоящий выбор.
Один из ключей к пониманию проблемы страданий и зла — понять, каково определение человека. По замыслу Бога, человек — это существо выбирающее, со свободой морального выбора (а не робот). Поэтому человек может выбирать, делать ли ему добро или зло, даже несмотря на то, что Бог отчаянно желает, чтобы он выбирал добро! Бог не мог создать человека (по определению) и затем отказать ему в праве выбирать. (Он мог бы сделать роботов без права выбора, но не человека!).
Атеист хочет знать, почему Бог не создал человека неспособным ко злу, но тем самым он спрашивает, почему Бог в принципе создал человека (поскольку свобода выбора — это часть определения, что значит быть человеком). Мы хотим иметь детей, даже зная, что они будут неоднократно делать выбор, который принесёт вред. Бог хотел благословить нас через взаимоотношения с Ним и с другими людьми, а вы не можете иметь взаимоотношений, если вы робот — для этого требуется выбор.
Другое необходимое определение — это определение физического мира, в котором мы живем. Мы должны помнить, с какими целями он сотворен. Он был сотворен как идеальная среда для духовных целей. Некоторые из необходимых характеристик такого мира включают следующие:
Причины человеческих страданий
Стоит сказать слово о причинах человеческих страданий. Истинное зло (грех) всегда происходит из свободного выбора человека. Бог не хочет, чтобы человек делал такой выбор, и Он удивительным образом трудился в течение веков, влияя на выбор людей, чтобы он был праведным. Одного взгляда на Иисуса на кресте должно быть достаточно, чтобы доказать это утверждение! Тем не менее намерение Бога таково, чтобы мы смотрели на все вызовы, свойственные нашему временному миру, с верой, и реагировали на них по вере, чтобы Он мог достичь Своих целей через них.
Такие вещи, как болезни — это часть временного мира, и они могут стать “инструментом добра” в том, чтобы помочь нам опереться на Бога. Природные катастрофы напоминают нам о нашей хрупкости и помогают нам осознавать, что мы нуждаемся в Боге. Некоторые, а может быть, и большинство из этих катастроф восходят своими корнями к тем изменениям, которые претерпела окружающая среда после потопа, описанного в книге Бытие — а этот потоп (а значит, косвенно и последующие экологические изменения) был вызван человеческим грехом. Некоторые катаклизмы сегодня связаны с тем, что мы сами сделали, загрязняя и нанося вред нашей окружающей среде, но сам факт того, что мы испытываем действие стихийных бедствий, согласуется с целью Бога тренировать нас духовно. Они напоминают нам, что в жизни есть определенность (в том, что она закончится) и есть неопределенность (в том, что мы не знаем, когда).
Теперь давайте рассмотрим замысел, стоящий за человеческими страданиями. Божье позволение страданий напрямую связано с Его целью духовного развития человечества. Большая часть человеческих страданий вызвана непосредственно свободной моральной волей людей. Чтобы страдание произвело желаемое Богом влияние на совершаемый нами выбор, оно должно выпадать всем нам “случайно”, “беспорядочным” образом. (Если бы страдания случались только с неправедными людьми, то искушение искать Бога из неправильных побуждений было бы слишком сильно!).
Мы получаем многообразную пользу от страданий, если мы отвечаем на наши обстоятельства верой в Бога. Страдание создает условия для того, чтобы человек жил жизнью самоотречения, а это — самая лучшая из всех возможных жизней. Страдание дает человеку возможность развивать его моральный характер (Послание Иакова 1:2-4; Римлянам 5:1-5).
Бог допускает страдания, ведь Он может приводить людей к Себе через страдания — или в самом начале, или позже, если они покинули Его. Страдания предоставляют самый лучший способ испытать, насколько человек любит (например, вызывая необходимость выбирать — пострадать или согрешить?). Страдание может развить в нас сострадание к нашим ближним. Оно помогает человеку больше ценить свою любовь к Богу и Божью любовь к нему, его любовь к ближним и любовь ближних к нему. Страдание поможет любому человеку сильнее ценить ту жизнь, что грядет. И наконец, наше страдание влияет на других людей, побуждая их стать христианами, потому что они видят нашу реакцию на страдания, которая так сильно отличается от реакции неверующих. Крест, который мы мужественно несем в своих жизнях — это по-прежнему “козырь” для других (Послание Колоссянам 1:24).
Какое отношение нам иметь к своим человеческим страданиям — зависит от того, каково возможное предназначение этих страданий. Когда мы рассматриваем несколько вариантов того, что Бог, возможно, старается достичь в наших жизнях, мы учимся, каков будет подходящий ответ веры. В одном случае, Бог может наказывать Своих детей для того, чтобы воспитать их, и в этом случае мы скромно подчиняемся. В другом — мы можем страдать от гонений из-за того, что мы — сыновья и дочери Бога, и в таком случае мы радуемся. В третьем, мы можем быть не в состоянии понять, почему же всё-таки мы страдаем, и в этом случае мы доверяем. Во всех случаях мы смотрим на крест Христа и видим, что Бог разделил с нами наше страдание, испытал его в полной мере и тем самым показал нам величайшую любовь. Теперь Он призывает нас последовать за Ним, доверяя, что наша вечная награда с лихвой перевесит временную борьбу.
Когда мы способны убрать с пути нашей веры препятствия, вызванные проблемой боли и страдания, мы оказываемся в гораздо лучшем положении для того, чтобы видеть Бога более ясно.
Автор: Гордон Фергюсон (ноябрь 1999 г.)
Перевод: Александр Пасечный
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».