почему актеры в черном
Режиссер Джоэл Соуса, раненный актером Алеком Болдуином из бутафорского пистолета во время съемок фильма «Ржавчина», выписан из больницы. Подробности его состояния одна из актрис картины Фрэнсис Фишер раскрыла в Twitter. Фишер поправила другую пользовательницу соцсети, написавшую, что Соуса, у которого во время инцидента была повреждена ключица, якобы лежит в реанимации. «Это неверно. Наш режиссер Джоэл Соуса не в больнице», — заявила актриса.
Погибшая оператор Галина Хатчинс родилась на Украине. Она окончила отделение международной журналистики Киевского университета, после чего сотрудничала с британскими кинодокументалистами в качестве журналиста-расследователя. В начале 2010-х Хатчинс переехала в Лос-Анджелес, чтобы сделать карьеру в кино. Несколько лет она работала на различных кинопроектах в качестве осветителя и ассистента продюсера, а в 2015-м окончила киношколу Американского киноинститута (AFI) и стала оператором. Ее работы в качестве оператора-постановщика включают фильмы «Дорогуша» (2019), «Заклятый враг» (2020) и «Шальная пуля» (2020). В 2019-м журнал American Cinematographer включил Хатчинс в свой ежегодный список восходящих звезд операторской профессии.
Официальное заявление о произошедшем сделал представитель компании Rust Movies Production LLC, занимающейся производством «Ржавчины». «Вся съемочная группа абсолютно потрясена сегодняшней трагедией. Мы приносим глубочайшие соболезнования семье и близким Галины. Все, кто занят на съемках картины, смогут получить психологическую помощь специалиста, пока мы пытаемся пережить эти чудовищные события», — говорится в заявлении.
Вестерн «Ржавчина», на съемках которого произошел несчастный случай, снимался на ранчо Бонанза Крик неподалеку от города Санта-Фе в штате Нью-Мексико. По сюжету картины, 13-летний мальчик и его младший брат, оставшиеся сиротами после смерти родителей, отправляются в бега вместе с дедом, приговоренным к смерти после случайного убийства фермера. Роль деда играет Алек Болдуин, также выступающий одним из соавторов сюжета и продюсеров картины. В фильме также занят известный по сериалу «Викинги» актер Трэвис Фиммел. Для получившего ранения на площадке режиссера Джоэла Соусы это третья в карьере картина после «Ночи взлома» и «Полицейского седана».
Елена Зелинская: Парик для дяди Тома. Что не так в сериале «Бриджертоны»
Л овко вальсирующий чернокожий герцог, королева Великобритании — мулатка и прочая знать в дворцовых интерьерах. Что это: запоздалое торжество равноправия или искажение историзма — такова суть спора, разгоревшегося после не одного только сериала «Бриджертоны», но целого ряда фильмов, где в якобы историческом контексте участвуют небелые актеры.
И если бы речь шла только о кино. Нет, кино все настойчивее становится носителем новых стереотипов поведения и социальных практик. Сериалы заменили чтение толстых романов перед сном, а актуальные фильмы помогают обществу переваривать на глазах меняющуюся реальность.
«Новая этика», политкорректность, болезненная реакция на любое ущемление прав, которое раньше было обыденным делом, — это состояние общества, к которому нам еще надо примериться и привыкнуть — или отвергнуть.
Кино, как всегда, впереди планеты всей. Самая обсуждаемая тема — сериал, где на роли исторических персонажей — английской аристократии — приглашены актеры, скажем так, нетрадиционных рас.
Зритель видит умилительную картину викторианской жизни, условную до последней пуговицы — но кто разбирается в этих пуговицах? Никто и не ждет от массового кино исторической достоверности, однако в любом художественном произведении всегда есть посыл, миссия. А попросту говоря, цель. В чем же она? Задним числом «облагородить» жизнь чернокожих XIX века? Угодить набирающему силу меньшинству?
А может, что-то совсем другое?
Если говорить конкретно о кинопродукции такого рода, то, на мой взгляд, это пошлая профанация, которая искажает истинную картину страданий миллионов людей, вовлеченных в течение нескольких веков в рабский труд. Гламурной позолотой пытаются присыпать хижину дяди Тома, а боль и сочувствие заменить мультфильмом.
Рабство в Великобритании отменили раньше, чем перестали тысячами умирать на хлопковых плантациях бесправные люди, которых мы теперь стесняемся называть неграми. Но никто из освобожденных рабов еще очень и очень долго не мог подняться выше прислуги. Лорды? О чем тогда мечтал Мартин Лютер Кинг, если все было так мило?
Поборники «новой этики» объясняют, что добиться на экране полного историзма невозможно вообще: и люди стали выше ростом, и ткани теперь другие, и стоматологов в XIX веке не было. Однако историзм и художественная правда состоят вовсе не в чистоте зубов. Хотите доказать, что все люди равны, — покажите, как страшно, когда этого равенства нет. Взмах плетки над бесправным человеком, а не обмахивание веером — вот что вызывает сопереживание. Искажать действительность, чтобы никого не обидеть? То есть ничего не было: ни Сахарных островов, ни невольничьих кораблей, ни торговли людьми? Чернокожая русалочка махнула хвостиком — и никакой сегрегации. Никакого уважения к страданиям, сплошное «сю-сю-масю» и борьба за половое просвещение викторианских барышень. Подмена трагедии мультиком, хижины — дворцом, правды — фальшью. А фальшь не спрятать — даже под напудренным париком.
Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Общество». Присоединяйтесь
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Есть такие известные фамилии, как Петров-Водкин, Мамин-Сибиряк и так далее. Кто же в России не знает актера Панкратова-Черного.
А ведь настоящая фамилия Александра – Панкратов. Откуда же взялся «Черный»?
История объясняет эту ситуацию вот так.
Однажды один из его преподавателей, объясняя, о ком из Панкратовых он говорит, сказал: «О черном». У Александра были смоляные волосы, а его тезка был рыжим, и это подсказало ему идею для псевдонима: Панкратов-Черный.
Кстати, удивительно, но только накануне своего 30-летия Панкратов-Черный дебютировал в кино. Однажды Андрей Кончаловский увидел его курсовую работу, заинтересовался им как кинорежиссером и пригласил в качестве ассистента в свой фильм «Сибириада». А заодно Панкратов снялся в небольшой роли, которая и стала его актерским кинодебютом. После этого режиссеры обратили внимание на талантливого дебютанта и начали приглашать на съемки.
Крестным отцом Панкратова-актера стал режиссер Карен Шахназаров, ведь именно он первым раскрыл творческий потенциал Александра, доверив ему главную роль в фильме «Мы из джаза». Эта работа принесла актеру первую громкую популярность и стала его визитной карточкой, после чего в 1980-х гг.
skeptimist
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
Соотноси всё с вечностью
К чему может привести политика подмены белых киногероев чёрными?
Говорят, о вкусах не спорят. А значит, их не стоит и навязывать. Но у нас в мире эпоха другая.
И в ней нужно всё поменять. Помножить постмодерн на компенсацию за вековое рабство.
В результате белых героев в Голливуде всё чаще играют чёрные.
И вот подобные метаморфозы обрушились и на Алису из страны чудес и Питера Пенна.
Не буду про это ничего говорить.
Предоставлю слово другим.
«Нет, мне долгое время было совсем пофиг на ЛГБТ, негров и прочих тех, что считают, что они самые угнетенные и им все должны. Но после того, как этого стало настолько много вокруг, что даже вполне обыденные вещи уже без них просто не могут обойтись, то я начинаю уже подсознательно ненавидеть все это прямо по полной программе.
Услышал про новое голливудское кино «Питер Пэн и Алиса в стране чудес», задумался о том, чтобы посмотреть его с ребенком, у которого это любимая сказка. Но после вот таких постеров уже очень сомневаюсь в том, что буду его смотреть.
Что это за компенсация такая за «многовековое рабство», в виде того, что чернокожие теперь хотят играть и Олимпийских богов, эльфов, английских монархов и даже Анну Каренину с Пьером Безуховым? У них что нет своих традиционных персонажей, которые бы круто смотрелись в их исполнении? Зачем они хотят стать теми, кто на самом деле был белой расы? Ну давайте еще и Скарлет ОХарра будет теперь чернокожей что ли! Это же бред бредовский и не потому, что негры чем то хуже, а просто потому, что это бред.
Ну почему белому актеру в голову просто не придет сыграть например Луи Армстронга, Мартина Лютера Кинга или Барака Обаму? Почему? Или вот, давайте Майкла Джордана сыграет простой белый парень. Да негры первые, в этом случае, поднимут истерику до небес. Начнут кричать, что у них отбирают историю и их героев. Негодяи! Разве не так?
Вот например посмотрел я фильм «Зеленая книга». Хороший фильм, отличные актеры, все в своей среде и на своем месте. Фильм поднял проблему и показал всю ее историческую масштабность. Отлично.
Но когда вдруг среди рыцарей круглого стола в старой Англии я вдруг вижу негра, то я точно понимаю, что его засунули туда вопреки всему и именно для того, чтобы я это заметил. Что бы обязательно заметил! Зачем вот это делать?
А вот если в художественном произведении автором четко написано, что герой белой расы и все обстоятельства описываемых событий исключают иное, то делать его негром это прямое неуважение к автору произведения. Придумайте свою художественную историю со своими выдуманными героями-неграми или реальными персонажами негритянского происхождения и снимайте на здоровье. Я только за!
Я с трудом в свое время пережил принца в «Щелкунчике» черного цвета, а теперь вот Алиса. Шутки шутками, но как я понимаю скоро мы дождемся Белоснежку в исполнении негритянки. Кстати, в этом фильме Шляпник тоже стал негром и Капитан Крюк тоже негр. Кстати, у официального трейлера отключили комментарии и остановили дизлайки.
Или у вас другое мнение?«
Эх, как мы от Запада в этом деле отстали.
На все фильмы и сериалы у нас приходится только один Григорий Сиятвинда
По принципу «Бабу Ягу со стороны брать не будем. воспитаем в своём коллективе.»
Почему черные актеры теперь играют белых
Новость о том, что британский телеканал утвердил на главную роль в сериале об Анне Болейн чернокожую актрису, вызвала в России насмешки и воспоминания о неграх – русских князьях в более раннем сериале про Екатерину II. Как выяснилось позднее, про российскую императрицу изначально снимали комедию. С Анной Болейн все тоже не просто: у кастингов со «сменой цвета» есть серьезные основания.
Присутствие чернокожих актеров в фильмах об истории белых еще недавно было по большей части шуткой или коммерческой провокацией. «Недавно» – это, например, в 2012 году, когда русскоязычные блогеры веселили друг друга кадрами из картины «Маршал Финляндии», в котором кениец Телли Савалас Отиено сыграл Густава Маннергейма.
Режиссер этой драмы Эркко Люютинен в итоге стал тем, кто посмеялся последним. Он снимал свой фильм в Кении и взял в него актеров почти без опыта, так как располагал предельно скудным бюджетом. Минус на минус дал плюс: парадоксальный кастинг сделал проекту рекламу, он прославился в Сети и может считаться вполне успешным.
Очевидно, у британского телеканала Channel 5, пригласившего на роль королевы-консорта Англии чернокожую актрису Джоди Тернер-Смит, были частично схожие резоны. Теперь об этом проекте говорят – кто-то с неодобрением, а кто-то с восторгом, как диктует повестка, обозначающаяся в XXI веке в качестве «прогрессивной».
Логика тех, кому «прогрессивные» тренды не нравятся, прозрачна, и расизм тут по большей части ни при чем. Претензии идут по части исторической достоверности и принципа узнавания. Да, перевоплощаться в самые разные образы – суть актерской профессии, но Тернер-Смит по объективным причинам не будет похожа на ту Анну Болейн, о которой знают далеко за пределами Англии.
Что же касается доводов «за», россияне от такой повестки довольно далеки, однако смотрят зачастую те же сериалы, что и британцы с американцами. Как следствие, обсуждают происходящее живо, но без погружения в контекст, который тем не менее имеет смысл разъяснить – для лучшего взаимопонимания между народами и расами.
Если сильно упрощать, есть две концепции, согласно которым появление чернокожих актеров в ролях, которые заведомо считались ролями для белых, желательно или даже необходимо. Одну из них можно условно назвать британской, вторую – американской.
Британская (но применимая также к другим странам Западной и Северной Европы) подразумевает воспитание своего рода «дальтонизма» в восприятии рас, что должно способствовать объединению мигрантов и коренного населения в единую гражданскую нацию.
Это относится в том числе к актерскому сообществу и можно сравнить с «золотой эрой» кино СССР, когда национальности ведущих артистов как бы стирались и «все играли всех».
Также считается, что большая вовлеченность «цветных» в традиционную экономическую и культурную жизнь страны улучшает их материальное положение и тем самым дополнительно ускоряет процесс создания единой нации. О единой нации при этом говорить не принято, а принято говорить о мультикультурности и интеграции, но это уже другой вопрос, а политических интересов правительства никто не отменял.
В современной Америке взгляды на тот же вопрос радикальнее, с более мощной идеологической накачкой, но не государственнического, а правозащитного толка. Там все предельно серьезно, да и гораздо уже пространство для провокации и творческого эксперимента, нежели в финском или даже британском случае. Прежде всего потому, что принцип «дальтонизма» отрицается – в США теперь требуют различать цвета, чтобы достигнуть социальной справедливости.
Белому актеру нечего и думать о том, чтобы сыграть чернокожего или любого другого «цветного» персонажа, вплоть до арабов и коренных американцев. Дело даже не в отсылках ко временам сегрегации, когда бродячие артисты развлекали толпу сатирическими сценками «из жизни негров», перемазывая лица сажей. Требование распространяется также на персонажей мультфильмов и постепенно расширяется на принцип сексуальной ориентации и гендерной идентичности.
Логика у этих неформальных ограничений тоже строгая – экономическая. Играя людей из «цветного» мира, белые актеры как бы воруют их рабочие места и ухудшают тем самым социальные проблемы меньшинств, и без того вызванные системным расизмом со стороны белых.
Стоит заметить, что далеко не ко всем меньшинствам эту логику можно применить (а пытаются почти ко всем), но то, что расизм оказал крайне негативные долгосрочные последствия на экономическое развитие чернокожих сообществ США, сомнений не вызывает.
Голливуд в этом смысле не исключение: прежде черные не могли претендовать и на роль Отелло, их уделом были слуги или стереотипные «папуасы» в лентах о приключениях в тропиках – весьма популярном жанре эпохи черно-белого кино.
Еще относительно недавно о подобной постановке проблемы в мейнстриме никто не задумывался. Но если бы легендарный «Маленький Будда» Бертолуччи снимался сейчас, в США многие нашли бы вызывающим тот факт, что Сиддхартху Гаутаму (ключевую фигуру в буддизме) играет англосакс Киану Ривз.
Правда, Бертолуччи был не столько даже европейцем, сколько гражданином мира и титаном большого кино (каких уже не осталось), поэтому не обратил бы внимания на такую критику. А актер Хэнк Азариа после требований и прокламаций действительно отказался от озвучения Апу из «Симпсонов», чем с успехом занимался почти 30 лет.
Несмотря на проведение «этнических» границ, утверждение «цветных» на «белые» роли, напротив, поощряется как социальная и экономическая компенсация за годы, когда в Голливуде преобладал системный расизм. А то, что актер в этом случае не похож на своего персонажа, не должно браться в расчет, как не бралось в расчет прежде, пока белые играли роли выдающихся людей любых национальностей, а меньшинства это терпели, хотя и замечали разницу.
На практике вся эта философия вызывает многочисленные перехлесты и обвинения в расизме на ровном месте. Несмотря на это, нужно понимать, что под процессами, которые кажутся в России прежде всего нелепыми, лежит довольно серьезная идеологическая и, что еще важнее, экономическая база.
Чистое же искусство, как известно, в первую очередь призвано провоцировать людей на эмоции, так что любые эксперименты в нем проще расценивать как благо: неудачные просто забудутся, удачные породят новые смыслы. Если речь идет не о жестких цензурных ограничениях, а напротив, об увеличении палитры и набора инструментов, включая расовые, не стоит спешить с выводами, будто на Западе с его «прогрессивным» кастингом «совсем рехнулись».
Вполне возможно, кажущееся чем-то «из ряда вон» станет привычным очень быстро. Ковидный год усилил моду на просмотры спектаклей по Сети, благодаря чему русские уже осознали, что их героев – от дяди Вани до Ивана Сусанина – десятилетиями играют и китайцы, и индийцы, и нигерийцы, как это и предполагается в театрах Китая, Индии и Нигерии, а от театра до кино дорога короткая.