почему актер удавился на дне

Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне»

Жанр драмы очень сложен сам по себе. Автор здесь имеет очень много ограничений. Он не может напрямую высказывать свою позицию, отражая ее лишь в монологах и диалогах героев, а также в ремарках. Кроме того, автор очень ограничен во времени, ведь пьеса не может играться на сцене слишком долго. Таким образом, писатель должен суметь выбрать нужное место и момент действия, чтобы во всей полноте раскрыть тему. Для этого необходим большой талант.

Максим Горький, несомненно, обладал таким талантом. Его пьеса «На дне» охватывает целый ряд философско-социальных проблем. Его герои – босяки из ночлежки, опустившиеся на самое дно не только в социальном, но и моральном плане. Хозяева этой ночлежки в нравственном плане недалеко ушли от них. Духовное угасание своих героев Горький показывает на протяжении всей пьесы. Но окончание четвертого действия в этом произведении имеет особое значение. Финал пьесы помогает нам понять, что будет с ночлежниками дальше, как завершится их жизнь.

Безусловно, большую жалость и искреннее сочувствие вызывает у читателя Татарин. Это был, пожалуй, единственный обитатель дна, сохранивший в себе какие-то человеческие качества. Возможно, ему помогает вера: он каждый день молится. Татарин упорно работает, но по страшной случайности раздавил себе на работе руку. Скорей всего, ее придется ампутировать, а с одной рукой он уже не сможет работать. Поэтому в конце пьесы он поддается всеобщему веселью «погибших» людей, и пьянствует вместе с остальными ночлежниками.

Безусловно, одним из важнейших моментов этого действия можно назвать монолог Сатина о Человеке: «Человек – вот правда! Что такое человек. Это не ты, не я, не они… нет! Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном. Понимаешь? Это огромно!… Все – в человеке, все для человека. Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!». Безусловно, устами Сатина автор выражает свою позицию. Горький действительно считает, что человек – это звучит «гордо». Но что за герой произносит эти громкие слова?! Ведь Сатин сам упал на дно жизни и добровольно остался там, считая это для себя самой удобной позицией. Он невероятно пассивен в жизни… И именно он говорит о гордом человеке.

А чуть раньше этот герой размышляет о свободе человека: «Человек – свободен, он за все платит сам, и потому он – свободен. » Да, человек свободен, но это должен быть сильный человек. Можно ли самого Сатина назвать свободным? Не думаю, он уже порабощен тем образом жизни, который выбрал для себя. Может быть, этот монолог послужит началу новой жизни. Хотя Горький достаточно хорошо раскрыл характер этого героя. Скорее всего, для Сатина это было временное прозрение, которое, впрочем, тот поторопится залить вином.

Пьеса «На дне» очень интересна и необычна своими героями. На протяжении всего произведения автор раскрывает нам их характеры, моральные и нравственные устои. Безусловно, особую роль в этой пьесе играет ее финал. Именно здесь окончательно рушатся жизни всех ночлежников. Финал показывает нам безвозвратную деградацию даже тех героев, которые подавали хоть какие-то надежды на возрождение души, превращение в нормальных людей.

Источник

Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне»

почему актер удавился на дне. Смотреть фото почему актер удавился на дне. Смотреть картинку почему актер удавился на дне. Картинка про почему актер удавился на дне. Фото почему актер удавился на дне почему актер удавился на дне. Смотреть фото почему актер удавился на дне. Смотреть картинку почему актер удавился на дне. Картинка про почему актер удавился на дне. Фото почему актер удавился на днеСкачать сочинениепочему актер удавился на дне. Смотреть фото почему актер удавился на дне. Смотреть картинку почему актер удавился на дне. Картинка про почему актер удавился на дне. Фото почему актер удавился на дне
Тип: Анализ эпизода

Пьеса Максима Горького «На дне» оставляет после прочтения очень тягостное, гнетущее впечатление. Он отразил жизнь московских босяков, обитателей жалкой ночлежки, где нет места личной жизни, где все на виду, даже самое сокровенное…

Самые разнообразные типы вывел Горький в своей драме. Это рабочие люди, которые могут, хотят, любят работать, но государство не обеспечивает их работой, и они ожесточаются, спиваются… Таковы Клещ и Бубнов…

В страшном мире уродливой социальной действительности в человеке убивают гордость, достоинство. Ваське Пеплу с детства внушали, что он вор… Васька с горечью говорит: «Я – сызмалетства – вор… Все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор! Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… Оттого я вор, что другим именем никто, никогда, не догадался назвать меня…».

Что же происходит в последнем, четвертом акте драмы Горького?

Во-первых, читатели и зрители становятся очевидцами пьянки. Обитатели ночлежки пьют горькую. В попойке участвуют Барон, Клещ, Сатин. Считается: когда человек выпьет, ему станет легче, он забудет на время о своих проблемах, они покажутся ему уже не страшными, не такими неразрешимыми. Но героям Горького и под воздействием алкоголя легче не становится, слишком уж безобразна действительность, в условиях которой они живут.

На последних страницах пьесы устами Сатина дается оценка философии Луки. Клещ где-то прав: старик Лука «поманил куда-то их товарищей… а сам – дорогу не сказал». Сатин понимает, что старик «врал… но – это из жалости». Старик Лука из той породы людей, которые «лгут из жалости к ближнему», «красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут». Сатин – против лжи. Он считает, что «ложь – религия рабов и хозяев», для тех, «кто слаб душой», но все-таки, по его мнению, Лука – «умница». Я думаю, Лука – умница потому, что у него нет зла в сердце к людям, не озлобился он, хотя несладко ему в жизни приходилось. Бубнов, Клещ, Барон, Васька Пепел – озлобились, а он – нет. Да, не во всем прав Лука, трудно узреть грань, на которой кончается утешение и начинается обман. И все равно Лука – добрый человек, с неожесточившимся сердцем.

Последние страницы драмы хороши монологом, который произносит Сатин. Его монолог – апофеоз Человеку, человеческому величию. Герой драмы Горького убежден, человек – свободное существо. К человеку надо относиться с уважением: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо. Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»

Почему Актер решился на этот шаг?

Странник Лука со своей утешительной философией вселял в обитателей ночлежки ложную надежду. Так, Ваське Пеплу он внушил, что есть прекрасный край Сибирь, где бедный Васька непременно разбогатеет.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне»

Смотрите также по произведению «На дне»:

Источник

Расшифровка Горький. «На дне»

Содержание первой лекции из курса «Русская литература XX века. Сезон 5»

Пьеса «На дне» заканчивается очень эффектно. Ночлежники — среди них уже нет Луки, нет Пепла, умерла Анна, убит Костылев — поют песню. Эта песня звучит на протяжении всей пьесы:

Солнце всходит и заходит,
А в тюрьме моей темно.
Дни и ночи часовые
Стерегут мое окно.

Как хотите стерегите,
Я и так не убегу.
Мне и хочется на волю —
Цепь порвать я не могу.

На этот раз они не успевают допеть песню до конца второго куплета. Рас­па­хи­вается дверь, в дверях — Барон, который кричит: «Идите сюда! На пустыре… там… Актер… удавился!» И тогда Сатин произносит последнюю реплику пьесы: «Эх… ис­пор­тил песню… дур-рак».

Кто испортил песню? На первый взгляд все очевидно: песню испортил Барон. Но часто бывает, что первый смысл тянет за собой второй, и второй оказы­вается глубже, важнее и достовернее первого.

Что значит «могу или не могу порвать цепь»? Могу или не могу начать жизнь сначала, выйти из этого подвала, из этой ночлежки. Вспомним, что все чет­вертое действие Актер — и не только Актер, но и Настя — говорят: «Я уйду» («Он уйдет» — говорит Актер).

И рядом с песней в качестве другого идейного полюса пьесы звучит сти­хо­тво­ре­ние. Это стихотворение Беранже «Безумцы» вспоминает Актер, когда ему удается воздержаться, не пить. Он с удивлением говорит: «Вот они, два пяти­алтынных. Улицу мел, а не пью».

Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

На этих контрастах — свет и тьма, тюрьма и свобода — и существует пьеса «На дне».

Можно встретить полемику о том, лжет ли Лука, когда рассказывает Актеру о городе, где есть ле­чебница, в которой лечат пьяниц. Актер преисполняется надежды, что может вылечиться и вернуться на сце­ну, а Лука ему говорит: «Я тебе назову, а ты пока воздержись, не пей». время Актеру действительно удается не пить. А почему Лука не назы­вает города? Можно встретить, особенно в популярных учебниках, такое вы­сказывание: «Лука лжет Актеру, и никаких лечебниц не было». На самом де­ле лечебницы были, и даже был специальный журнал, который издавало Об­ще­ство трез­вости, — была очень широкая кампания по борьбе с алкоголизмом. Я думаю, Лука не называет города и лечебницы не потому, что их нет, а по­то­му, что человек сам должен себя освободить.

В четвертом действии есть очень важный момент, когда Татарин молится, Актер слезает с нар и говорит: «Князь, помолись за меня». На что Татарин отвечает: «Сам молись…» Что это значит? Грубость, бесчеловечность, эгоизм, бесчувствие ночлежников? Нет. Просто человек должен сам верить.

Как скажет Сатин, которого уже проквасили идеи Луки, человек за все платит сам — за веру, за неверие. Человек должен сам себя освободить — ему не нужен поводырь. И тогда Актер вспоминает это стихотворение Беранже. И здесь стал­киваются эти две прав­ды, которые всегда у Горького сталкивались. Первая — правда реального факта, правда очевидная:

«Какой тебе, Васька, правды надо? — спрашивает Бубнов у Васьки Пепла. — Знаешь ты про себя правду, и все ее про тебя знают».

Горький говорит, что есть другая правда. Есть правда человеческого стрем­ле­ния, правда человеческого идеала. И она сильнее, она важнее. В четвертом действии Актер постоянно чувствует, что ему нужно порвать цепь, нужно уйти. Другое дело, что он может уйти только так, как он ушел, только покончив с собой.

А в чем правда? В том, что этой праведной земли нет? Да, на кар­те ее нет. Но значит ли это, что ее нет вообще? Это очень важно.

Эта пьеса, которую поставили в декабре 1902 года в Художественном театре, звучала как революционная. Поскольку смысл был такой: пока человек живет в подвале, он не сможет освободиться, не сможет быть человеком. Нужно разрушить этот подвал. Но до последних спектаклей (а пьесу ставят до сих пор) она не сводится к одной идее, к одной мысли, она не может однозначно раз и навсегда быть истолкована.

Горький был озадачен тем, как Иван Москвин сыграл Луку. А Москвин играл не жулика. Здесь мы сталкиваемся с очень характерной для Горького ситуа­цией. Горький свои пьесы не очень любил, значительным драматургом себя не считал, но пытался сам свои пьесы комментировать и истолковывать. В част­ности, пьесу «На дне» уже после возвращения в СССР он толковал как пьесу, направленную против утешительной лжи. Но все, что Горький хотел сказать, он сказал самой пьесой. Его толкование — лишь одно из возможных. Насколько оно убедительно, каждый раз решает театр, читатель, актеры и историк литературы.

Источник

Актёр («На дне»)

Из множества второстепенных героев пьесы выделяется Актёр, который потерял всё, даже своё имя. Характеристика образа Актёра показывает, что став алкоголиком, можно легко скатиться на «дно» жизни и даже погибнуть.

Персонаж без имени

Герой отличается тем, что назван по прозвищу. Жителям ночлежки не известно ни его имя, ни фамилия. Актёром его кличут из-за бывшей профессии. Раньше он играл второстепенные театральные роли, но потом всё позабыл, даже собственное имя. Помнил только сценический псевдоним. Его сценическое имя звучало красиво — Сверчков-Заволжский. Всем хвастался, что играл могильщика в шекспировском «Гамлете». Хотел прочитать стихи Луке, но не вспомнил ни одной строчки. Даже Наташе жалуется, что у всех есть имя, а он его потерял. Мужчина в прошлом был хорош собой. Он молод, ему ещё не исполнилось сорока лет. Актёр и другой герой пьесы Сатин примерно одного возраста.

Читатель может представить себе интересного мужчину, со следами былой красоты, одетого в грязные и заношенные одежды. Он обаятелен, но на обрюзгшем лице Актёра уже явно проступают следы его болезни — алкоголизма. Как и Сатин, он беспробудно пьёт. Не работает, живет за чужой счёт. Постоянно в ходе пьесы эти два персонажа клянчат деньги на выпивку у Васьки Пепла. Хозяину ночлежки Актёр задолжал крупную сумму за проживание.

Характер

Ему не чуждо сочувствие, сострадание. Когда Анне становится плохо, именно он помогает ей выйти из комнаты на свежий воздух.

Актёр слабоволен, он понимает, что его губит алкоголь, но продолжает пить. Но вот в ночлежке появляется Лука и вселяет надежду в пропащего Актёра. Старый бродяга рассказывает ему, что есть бесплатные больницы, в которых излечивают от пагубной привычки. Только название города старец позабыл, но обязательно вспомнит. Необходимо несколько дней не пить для того, чтобы попасть туда. Подбадривая Актёра, Лука выдумал данный факт. У Актёра появляется мечта. Он уверенно говорит: «Я её найду, вылечусь и… снова буду…». Он живёт надеждой на излечение. К нему возвращается смысл жизни: избавление от алкоголизма, работа на сцене. На дорогу в больницу герой начинает собирать деньги, начинает работать — мести улицу.

Его приятель Сатин говорит, что Лука врёт, нет такого города и бесплатной больницы. Сатин реалист, не верит в сказки Луки. Он считает, что человек должен столкнуться лицом к лицу с неизбежной правдой. Тогда, по мнению Сатина, можно переломить ситуацию и выйти победителем.

Отношение автора к герою

Заключение

Судьба персонажа трагична. Жизнь героя до алкоголизма была интересной, а потом он превратился в падшего человека. Потерпев в личной жизни или в профессиональной деятельности неудачу, он сломался и покатился вниз, на «дно», стал алкоголиком без жилья и заработка. По инерции Актёр считает себя тем, кем был до своего падения, и обвиняет весь белый свет в неудачах, но только не собственную слабость. Этот персонаж продолжает падать все ниже и ниже, но не прилагает усилий для изменения ситуации.

Образ Актёра показывает, что только те, для которых становится жизненной установкой выражение «человек — это звучит гордо», могут подняться с самого дна и вернуться к нормальной жизни.

Источник

Актер в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание

почему актер удавился на дне. Смотреть фото почему актер удавился на дне. Смотреть картинку почему актер удавился на дне. Картинка про почему актер удавился на дне. Фото почему актер удавился на дне
Актер
(в исполнении
Н. Г. Александрова)

Актер является одним из второстепенных персонажей пьесы «На дне» Горького.

Актер в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание

«. приблизительно одного возраста, лет под 40. «

«Мне вредно дышать пылью. (С гордостью.) Мой организм отравлен алкоголем…»

«Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм – совершенно отравлен алкоголем…»

«Идем, Навухудоноссор! Напьюсь – как… сорок тысяч пьяниц…» (Актер о себе)

«В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь… Я играл в ней могильщика…»

«Наташа… по сцене мое имя Сверчков‑Заволжский… никто этого не знает, никто! Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…»

«Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот… кончено, брат! Всё кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом… гром аплодисментов! Ты… не знаешь, что такое аплодисменты… это, брат, как… водка. Бывало, выйду, встану вот так… (Становится в позу.) Встану… и… (Молчит.) Ничего не помню… ни слова… не помню! Любимое стихотворение… плохо это, старик?»

«Им легко деньги достаются… Они – не работают…» (Клещ об Актере и Сатине)

Актер (Сатину). Эх ты… пятак! Вася! Дай нам двугривенный…

Пепел. Надо скорее дать… пока рубля не просите… на!»

«Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему – погиб? Веры у меня не было… Кончен я…»

«Образование – чепуха, главное – талант. Я знал артиста… он читал роли по складам, но мог играть героев так, что… театр трещал и шатался от восторга публики…»

«Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу…»

«Актер (тоскливо осмотревшись вокруг, подходит к Анне). Что? Плохо?

Актер. Хочешь – в сени выведу? Ну, вставай. (Помогает женщине подняться, накидывает ей на плечи какую‑то рухлядь и, поддерживая, ведет в сени.)»

Однажды в ночлежке появляется новый обитатель, старик Лука. Он рассказывает пьянице Актеру о том, что в каком-то городе есть бесплатная больница для алкоголиков. Старик не называет Актеру город (судя по всему, он его выдумал), но советует Актеру бросить пить уже сейчас, а потом отправиться в выдуманную больницу:

«Лука. Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает! Ну‑ка, вот, валяй! Иди…

Лука. А это… в одном городе… как его? Название у него эдакое… Да я тебе город назову. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись. возьми себя в руки и – терпи… А потом – вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо, брат, снова‑то! Ну, решай… в два приема…

Актер (улыбаясь). Снова… сначала… Это – хорошо… Н‑да… Снова? (Смеется.) Ну… да! Я могу?! Ведь могу, а?»

«Актер. Кончено и решено! Старик, где город… где ты?

Сатин. Фата‑моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!

«Сатин. Чепуха! Никуда ты не пойдешь… всё это чертовщина! Старик! Чего ты надул в уши этому огарку?

Актер. Врешь! Дед! Скажи ему, что он – врет! Я – иду! Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!

Сатин. Нелепо, и всё тут! Дай, я пропью… а то – проиграю…

«Искать город… лечиться… Ты – тоже уходи… Офелия… иди в монастырь… Понимаешь – есть лечебница для организмов… для пьяниц… Превосходная лечебница… Мрамор… мраморный пол! Свет… чистота, пища… всё – даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь и… снова буду… Я на пути к возрожденью… как сказал… король… Лир!»

Сатин. Лахеза… Гера… Афродита… Атропа… черт их разберет! Это всё старик… навинтил Актера… понимаешь, Барон?

«Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и – почти бежит – в сени). Ушел!»

«Эй… вы! Иди… идите сюда! На пустыре… там… Актер… удавился!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *