плюсы и минусы профессии актера
Актер
В настоящее время актерская профессия является популярной и желанной. Однако следствием столь большой популярности стало увеличение числа актеров, которым необходимо быть действительно выдающимися в своем деле, чтобы их заметили.
Кто такой актёр?
Профессия актер является одной из самых древних. Еще шаманы устраивали представления для всего племени. Как искусство, актерство зародилось в Древней Греции и считалось очень престижным. Однако Средневековая Европа считала игру актеров бесовской, а на Руси быть актером было даже опасно. Церковь преследовала лицедеев, шутов, скоморохов. Церковные служители могли уничтожить музыкальные инструменты, а исполнителей избить или посадить в тюрьму. Лишь в эпоху Возрождения отношение к актерству изменилось.
Актёрское искусство постоянно эволюционирует. До начала XX века в игре актёров преобладала шаблонность, одноплановость характеров и типажей. Революцию в профессии актера совершил основатель МХАТа К.С. Станиславский (1863 – 1938). Он является создателем знаменитой актерской системы, так называемой Системы Станиславского, целью которой является достижение максимальной психологической достоверности игры актеров. Станиславский призывал актеров чувствовать то, что чувствует герой, испытывать подлинные переживания для передачи достоверных эмоций на сцене. Уже более ста лет знаменитая актерская система Станиславского имеет огромную популярность в России и во всем мире, а высказанная им фраза “Не верю!” стала крылатой.
Многих манит известность, богатство и интересная жизнь. Однако мало кто понимает, как тернист путь к достижению своей цели, и никто не может гарантировать, что именно ты добьешься успеха на этом поприще. Как много выпускников театральных вузов, и лишь небольшой процент из них становится известными и высокооплачиваемыми актерами. Молодым актерам приходится пробивать себе место под солнцем, постепенно зарабатывая известность. Есть, конечно, и счастливчики, которых заметили и они в одночасье проснулись знаменитыми. Для них постепенно начнет сбываться то, ради чего они учились и к чему стремились.
Основой актерского мастерства является принцип перевоплощения. Это перевоплощение может быть внешним и внутренним. В первом случае, актер использует грим, костюмы, маски, вырабатывает интонацию, мимику, жесты. Во втором же случае актеру необходимо раскрыть духовный мир своего героя, показать его характер, передать мысли и переживания. Актер, не зависимо от места работы, создает определенный художественный образ и вносит что-то свое в героя, изображает его по-своему. Главной целью любого актера является желание воздействовать на зрителей, вызвать у них ответную реакцию, эмоции, чувства.
Профессия актера: плюсы и минусы
Плюсы актерской профессии
Во-первых, это очень интересная профессия. Окончив школу ораторского искусства и став артистом, вы сможете постоянно вращаться в кругах творческих людей, каждый из которых является уникальной и неповторимой личностью. Ваша жизнь будет постоянно окрашена только самыми яркими красками. Театральное и киноискусство – это необыкновенно сказочный и увлекательный мир. Вы будете одним из первых, кто будет узнавать обо всем новом, что происходит в кино и театре. Кроме того, вы самостоятельно сможете внести что-то стоящее в искусство нашей страны.
Во-вторых, став актером, вы завоюете славу и народную любовь. Вас будут узнавать на улице. У вас появятся собственные поклонники и возможно даже фан-клуб.
В-третьих, работая актером, вы сможете увидеть новые страны. Театры всегда выезжают на гастроли в разные города. Иногда артисты гастролируют по другим странам. Если вы планируете стать артистом кино, то это не менее увлекательная профессия. Большинство фильмов снимаются не только на территории нашей страны, но и в других странах.
В-четвертых, только в актерской профессии возможно все. Будучи артистом, вы сможете побыть в роли абсолютно разных людей, в том числе, разбойников и бандитов. И за это вас никто не накажет. Также вы сможете попробовать себя в разных профессиях и в амплуа людей с разными характерами, ведение деловых переговоров больше не будет для вас проблемой. На сцене вы можете быть глупым и смешным человеком, и никто о вас плохо не подумает. Артисты могут играть людей противоположного пола. Например, если вы мужчина, то возможно вам придется сыграть роль женщины на сцене. Чем не увлекательный и познавательный опыт? Чтобы убедиться в этом и решить, нужна ли вам такая профессия, можно для начала записаться на курсы “Основы актерского мастерства” Театральной школы Бенефис.
В-пятых, профессия актера является одной из самых социально-значимых. Со сцены театры вы сможете донести до разума и души зрителей свои взгляды на жизнь, философскую позицию. Особенное значение профессия актера играет в формировании будущего поколения, его воспитания и развития.
Кроме всех этих плюсов профессии актера у нее есть и свои минусы.
Выберете для себя наиболее подходящий курс. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.
Посмотрите видео “Плюсы и минусы профессии актера”:
У глянца и актерства — неприятная изнанка
Часто приходится слышать, что актерская профессия очень сложная и не такая радужная, как это видится со страниц глянцевых журналов. Но кто же верит этим доводам рассудка? Популярность актерской профессии не убывает, а мест по солнцем становится все меньше. Об этом Pravda.Ru рассказал глава независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис.
— Денис, если простыми словами охарактеризовать проблемы в актерской среде, то какая самая основная?
— Сегодня у нас в стране помимо государственных вузов появилось слишком много частных театральных школ, и если говорить о завтрашнем дне выпускников, то большинство из них не могут быть обеспечены работой. Если артист попал в какой-то театр, стал штатной единицей, с ним заключили срочный трудовой договор (потому что бессрочных уже не заключают) и человек фактически попал в действующую труппу — то это уже счастье.
Но, к сожалению, попасть в столичные театры не все могут. Конечно, идет определенная ротация, но не всем туда заказан путь. Соответственно, человек получает свободный диплом и оказывается, как и специалисты других областей, на улице, где может заниматься всем, чем угодно.
Если повезет, будет пытаться сниматься в кино или в сериалах, но в основном все идут кто куда: кто-то в метро ростовыми куклами раздавать рекламу, кто-то по детским садикам и школам, кто-то вообще никуда.
— Неужели частные театральные школы так пагубно влияют на ситуацию?
— Такая тенденция есть, мы плодим огромную армию артистов, которым очень тяжело куда-то трудоустроиться, наша служба занятости этим не занимается, поэтому люди предоставлены сами себе.
Огромное количество вузов, имеющих государственную регистрацию и право давать диплом гособразца, зачем-то открывают на своей базе актерский факультет. А ведь многие хотят стать звездами, стремятся в актерскую профессию, не понимая, что же их ждет в будущем, не задавая себе вопрос: «а кому я буду нужен»?
Их никто об этом не предупреждает. На актерских факультетах задача одна — заработать денег, и обучение там недешевое. Я считаю, что это фактически профанация, потому что уровень образования и уровень актерской школы, который там дается, оставляет желать лучшего.
Если и из государственных вузов потихонечку уходит школа русского психологического театра, то на так называемых актерских курсах преподают вообще непонятные люди. И каждый год коммерческие вузы выпускают по 300-400 человек. Вот такая большая армия артистов у нас.
— Действительно, слишком много людей, которые ищут работу, но если кому-то повезло, он нашел работу в театре, какие дальше ждут проблемы?
— Если брать глобально, то когда я шел учиться в ГИТИС, я не осознавал того, что меня ждет, потому что мы учились при старой системе. В советский период была схема, которая работала очень грамотно, — это распределение после обучения. То есть, если я заканчивал государственный вуз, и государство на меня затратило деньги, я должен был по распределению ехать туда, куда меня направит государство.
И не факт, что я, москвич, остался бы в Москве. Я мог бы уехать работать в Уссурийский драматический театр и не имел права отказаться. Три года должен был отработать. Когда эта система присутствовала, артисты, помимо театров по профилю, шли работать заведующими клубов, вели всякие драматические кружки при разных заводах и фабриках и так далее, то есть занимались профильной работой.
По крайней мере, все были трудоустроены, сейчас мне не понятна вообще политика такого вот массового тиражирования артистов. Это огромная армия, которая практически никому не нужна, и вот они все едут в Москву и Санкт-Петербург, где сконцентрировалось кино, все съемки — в надежде заработать деньги и стать известными.
Но даже если кому-то и выпадает счастливый билет и он вдруг начинает сниматься в каком-то долгоиграющем сериале, то это большое счастье для артиста. Это какая-то занятость на год-полтора года, пока идет проект.
Хотя это не очень большие деньги, актеры работают на износ, практически без выходных, смена двенадцать-четырнадцать часов. Конечно же, они не будут диктовать никаких своих условий, потому что они зависимы и если что им быстро найдут замену.
— У нас много студий, телеканалов. Разве индустрии кино не требуется приток новых и свежих сил?
— Индустрия кино как коммерческая отрасль, которая направлена на извлечение прибыли, у нас отсутствует. Есть такая слабенькая тенденция, но в основном все нацелено на другие цели и задачи.
Если в Голливуде продюсер, сценарист, творческая группа готовятся снимать какой-то очередной блокбастер, то в первую очередь они должны понять, пойдут ли люди это смотреть и заплатят ли они за это деньги.
И ни один человек не будет этим заниматься, если не будет четкой уверенности в том, что кино будет интересно зрителю. Но даже там кинобизнес является нестабильной и неустойчивой сферой, что уж говорить про нас.
Да, у нас государство выделяет ежегодно порядка шести с половиной миллиардов рублей на поддержку киноиндустрии, есть крупные менеджеры, которые получают господдержку, но там тоже не все так просто.
А проблема в том, что никто не стремится делать качественный кассовый продукт, который получит коэффициент кассового сбора. Мы можем по пальцам пересчитать яркие картины нашего российского кино, которые принесли серьезную прибыль и себя оправдали.
— Денис, были ли у вас в практике какие-то вопиющие случаи по отношению к актерам?
— Были. Они состояли в том, что многим артистам, которые уже давно отснялись и выполнили свою работу, по полгода не выплачивают гонорары, и суммы по совокупности большие. Люди просто запуганы, боятся попасть в какой-то «черный список», боятся отстаивать свои права, боятся, что их перестанут приглашать на съемки.
— Что такое актерские «черные списки»?
— Этот термин придумали агенты. Как происходит работа артиста? Есть большое количество агентов, агентств в Москве, около двухсот, которые как бы занимаются занятостью артистов. Они как бы ищут работу, беря за это от десяти до тридцати процентов от гонораров актеров — за то, что им позвонил продюсер или производящая компания и сказали, нужны такие-то типажи — пять-десять человек.
И агент или агентство их предоставляет, беря за это с артиста определенные проценты, достаточно немаленькие. В мировой практике таких огромных процентов нет.
Так вот артист боится, что если он начнет громко отстаивать свои права, требовать своих денег, то у этих агентств или агентов попадет в так называемый «черный список», его перестанут приглашать как неудобного человека, который требует свои деньги. Абсурдная ситуация, но тем не менее это существует.
Поэтому когда мы пытались возвращать деньги и когда дело доходило до суда — артисты сразу идут на попятную, они боятся. Тут уж, к сожалению, ничего сделать нельзя.
— Актеры между собой не солидарны?
— Нет, к сожалению. И это самая большая проблема актерской профессии. И это не только у актеров и людей творческой профессии. У людей, к сожалению, отсутствует профсоюзная культура и культура отстаивания своих прав и интересов. Такой у нас, видимо, менталитет.
Я могу привести примеры европейских стран, того же мощнейшего профсоюза в Голливуде, который существует уже не одно десятилетие. Это очень сильная и мощная организация, которая все отношения между продюсером и актерами выстраивает на договорных документах.
Актерский профсоюз в Голливуде — это серьезная социальная система, которая действительно защищает артистов. И такая система непременно нужна, в противном случае старшее поколение артистов, мое поколение артистов, поколение той молодежи, которая сейчас приходит работать в кино и в театр, фактически обречены на нищету. В конечном итоге, при выходе на пенсию, мы окажемся за чертой бедности. Никто не хочет сейчас это понимать, потому что пенсия для всех — это нечто далекое и непонятное.
Пример — в США артист, выходящий на пенсию, получает львиную долю пенсии от профсоюза, а остальное уже от государства. То есть, где-то тысячу, полторы тысячи долларов он получает только от профсоюзов за то, что он всю жизнь делал взносы.
— Что касается пенсии, были ли такие случаи, когда стареющих артистов выбрасывали из театра? То есть, профессия молодеет, возрастные актеры оказываются не нужны.
— В Cоветском Cоюзе была основная труппа и фактически из этой труппы выносили только вперед ногами, то есть люди там работали вплоть до ухода из жизни. Сейчас все меняется, сейчас рыночные отношения.
— Вы занимаетесь перепрофилированием людей актерской профессии, которые потеряли работу. Как это выглядит?
— Мы подняли этот вопрос вместе с Департаментом по труду и занятости населения Москвы. И этот вопрос касается не только артистов, у нас огромная армия вообще работников культуры, которых можно и нужно переучивать. Пришли к тому, что составили список смежных профессий, которые могли бы помочь переквалифицироваться, пойти учиться, заняться предпринимательской деятельностью.
Ведь актерская жизнь очень и очень сложная. Как говорили в советские времена, тяжела и неказиста жизнь советского артиста, а сейчас уже российского. Смотреть на глянцевые журналы и думать, что наши артисты живут замечательно, в богатых интерьерах, — это только себя обманывать.
Глянцевые журналы, телеканалы пропагандируют элитный образ жизни преуспевающих актеров. И молодежь, заканчивая школу, куда она захочет пойти? Конечно, в актерство. Это нормальное явление, все мечтают стать известными… Но у вас, как у лидера профсоюзного движения, никогда не было желания развенчать все эти мифы?
Я стараюсь при каких-то публичных выступлениях, при каких-то интервью обязательно об этом упоминать. В том числе, мы пропагандируем, говорим об этом на сайте нашего профсоюза. То есть мы стараемся вести разъяснительную работу, но поверьте, когда я был студентом ГИТИСа, я, конечно, тоже мечтал, что когда-нибудь стану народным артистом, стану узнаваемым.
Это естественно для любого творческого человека, любой солдат мечтает стать генералом. Все мечтают быть известными, богатыми, знаменитыми, но богатых, известных и знаменитых, к сожалению, очень небольшое количество.
Если мы возьмем плеяду наших советских артистов, в большом эквиваленте, они просто ушли в страшной нищете. И все об этом знают, все об этом говорят, но никто особо не помогает.
Вот недавно умер артист Игорь Арташонов, мы опять ходили собирали деньги, чтобы похоронить человека. Я лично ездил с Анатолием Борисовичем Кузнецовым, с товарищем Суховым из «Белого солнца пустыни», с Натальей Леонидовной Крачковской, с человеком, у которого кардиостимулятор, с концертами. А почему? А потому, что человеку надо было деньги зарабатывать. Я считаю, что это не нормально, когда больной артист в семьдесят пять лет ездит зарабатывать себе на лекарства.
— Мне кажется, что не может быть такого, чтобы артистам никто не помогал?
— Слава богу, Никита Сергеевич Михалков чем может, тем и помогает, но не может ведь он помочь всем. Должна быть структура, которая будет заниматься этими вопросами.
Читайте также:
Беседовала и подготовила к публикации
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Профессия актер: как им стать, плюсы и минусы
Актер (от фр. acteur, от лат. actor — исполнитель; женский род — актриса) — это профессиональный исполнитель самых разноплановых ролей в театре, кино, видеоклипах и рекламных роликах, праздниках и различных массовых мероприятий.
История профессии
Профессия актер появилась на самых ранних этапах жизни человечества. Еще во времена племен, шаманы устраивали перед жителями костюмированные представления, выполняя обряды и вживаясь в роли проводников к сверхъестественным силам.
В качестве отдельной профессии, актеры впервые появились в Древней Греции. Это было очень престижное и уважаемое занятие. В Средние века в Европе, во времена расцвета религии и жестких социальных норм, профессию стали считать бесовской, а исполнителей различных театральных ролей преследовать. Тоже самое было и на Руси. Лицедеев, шутов и скоморохов преследовала Церковь, а её служители могли их безнаказанно избивать. В отдельных случаях, дело доходило и до тюрьмы. Новый расцвет профессии в мире случился в Эпоху Возрождения.
Актерское мастерство
Актерское искусство с одной стороны сохраняет черты классического театра, с другой стороны – постоянно развивается и эволюционирует. До начала двадцатого века актеры транслировали со сцены довольно однотипные характеры и типажи. Настоящая революция случилась позже, и её инициатором был наш соотечественник К.С. Станиславский. Он создал одноименную систему (Система Станиславского), целью которой была подготовка актеров, способных на максимальную психологическую достоверность в своей сценической игре. Станиславский призывал своих подопечных максимально чувствовать то, что чувствует их герой произведения, таким образом передавая со сцены максимальное количество достоверных человеческих эмоций. Уже более века его система подготовки актеров и театральной игры остается на лидирующих позициях как в России, так в мире, имея множество поклонников.
Многие видят лишь внешние грани профессии – известность, светскую жизнь, богатство и статус в обществе. Однако, сам путь к этой профессии, если у вас нет протекции или своего покровителя, может оказаться достаточно трудным и долгим. Лишь небольшой процент выпускников театральных ВУЗов становятся по-настоящему известными и реализованными в своей профессии. Молодым актерам приходится много трудиться и завоевывать своё право на место под солнцем. И тогда, рано или поздно, их мечты об успехе становятся реальными.
Стержнем актерской профессии является принцип достоверного перевоплощения. Обычно, оно состоит из двух частей – внешней и внутренней. Внешняя часть включает в себя костюмы, грим, маски и выработку характерных жестов и мимики. Внутренняя же часть ставит перед актером задачу раскрытия подлинных душевных переживаний, характера, мыслей и слов.
Требуемые профессиональные навыки и знания
Личные качества, необходимые в профессии
Плюсы и минусы профессии
Как и в любой профессии, здесь имеются свои плюсы и минусы, которые во многом зависят от места работы.
Плюсы
Минусы
Кроме этого, стоит учитывать особенности каждой из сфер. Например, в театре всё выступление должно идти чётко и без запинок. В кинематографе же возможно снять несколько дублей и выбрать из них лучший. В театре и репетиции, и выступления проходят в максимально комфортных условиях. При съемках фильмов и сериалов, это могут быть не только помещения, но и уличные пространства с грязью, пылью и другими неудобствами. Это требует от актеров несколько разных подходов к своей работе.
Место работы
Зарплаты и карьера
Чаще всего актеры начинают свою карьеру в театре, либо в съемках видеоклипов и рекламных роликов. Это не приносит высоких доходов на старте. Зарплата будет напрямую зависеть от ролей и количества сыгранных спектаклей, а в случае рекламных роликов – это будет сдельная оплата за количество съемочных дней. В среднем, в России зарплаты актеров средней руки находятся на уровне от 15000 до 65000 рублей. В Москве – от 35000 до 100000 рублей.
По мере накопления профессионального опыта, можно трудоустроиться на съемки в фильм или в телесериал. На этом этапе полезно обзавестись собственным агентом, который будет продавать ваши услуги продюсерам и режиссёрам. На этом уровне доходы составляют от 1000 до 100000 рублей за один съемочный день. Звезды получают от 300000 до 500000 рублей за один съемочный день. Всё будет зависеть от вашего мастерства и вашей личной известности. Иногда бюджеты фильмов и сериалов могут быть ограничены, и тогда кастинг будет осуществляться как раз среди не очень известных актеров. Регулярно ходить на кастинги и быть на виду – это хорошая практика.
Обучение на актера
Рынок обучения представлен программами ВУЗов, а также отдельными курсами актерского мастерства. Если вы молоды и полны решимости связать свою жизнь с профессией актера, постарайтесь поступить в один из известных московских ВУЗов. Они тесно сотрудничают с театрами, а потому хороший старт карьеры для вас будет обеспечен. В число двух обязательных экзаменов входят русский язык и литература.
Этапы поступления на актерский факультет
Чтобы иметь возможность поступить на актерский факультет любого из российских ВУЗов требуется хорошо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку. Далее, как правило, следует этап собеседования с претендентом. Там будут интересоваться вашими ценностями и желанием стать актером, вашим культурным уровнем и взглядами на жизнь. Будьте готовы ответить на вопросы, какие роли бы хотелось вам играть и какие персонажи вам близки по духу. Далее последуют уже непосредственно творческие испытания. К ним хорошо готовят на подготовительных курсах при учебных заведениях.
Как правило, каждый абитуриент должен подготовить стихотворение, отрывок из прозы и басню. Это даёт возможность экзаменаторам оценить вашу речь, голос, дикцию, отсутствие значимых дефектов и вашу способность передавать эмоции и настроение выбранного вами произведения. Стоит приготовить несколько вариантов произведений, на тот случай, если комиссия попросит вас исполнить что-то ещё, чтобы определиться по вашей кандидатуре.
Навыки актерской игры
Для успешного прохождения этого испытания, вам будет необходимо либо сыграть роль по указанию экзаменаторов, либо исполнить заранее подготовленный этюд. Темы, как правило, не ограничивают. Вы можете взять для этого любое известное произведение. Здесь важно максимально проявить себя и заинтересовать экзаменационную комиссию. С учетом конкурса от 200 до 450 человек на место, это сделать очень непросто. Стоит вложить много времени и сил в свою подготовку.
Вокальные и танцевальные способности
Вокальные и танцевальные номера готовятся заранее. Лучшим выбором, по опыту поступления в ВУЗы, являются романсы. Исполняя их, вы сможете продемонстрировать все грани вашего голоса, уровень владения им и широту диапазона.
После поступления на актерский факультет
Итак, вы поступили, что вас ждёт? Это будет несколько лет интенсивной учебы, во время которой вы освоите актерское мастерство, сценическую речь, вокал и танцы. Кроме этого вы будете изучать историю театра и кино, литературу и знаменитые музыкальные произведения. Ваш кругозор будет серьезно расширен. Не обойдется и без общих дисциплин: экономики, философии, культурологии и истории.
Вам очень повезло, если вы поступили в один из уважаемых московских или питерских ВУЗов. Почти все известные российские актеры заканчивали один из них. После обучения вы сразу сможете претендовать на роли в фильмах и в театрах. Большинство кинокартин снимается именно в Москве и Санкт-Петербурге, а также здесь расположены самые известные российские театры. Выпускники региональных учебных заведений, как правило, довольствуются ролями в местных театрах, а также работой в качестве ведущих мероприятий или аниматоров.
Как получить роль в театре или кино
Для того, чтобы начать получать роли в театре и в кино, необходимо регулярно ходить на кастинги. Они бывают профессиональными и любительскими. Вторые, как правило, проходят в рекламной индустрии и на них можно получить роль в рекламе, даже не будучи выпускником актерского факультета.
В начале своего пути внимательно следите за расписанием кастингов и старайтесь заявляться на каждый из них. Со временем количество перейдет в качество, и вы начнете получать желаемые роли. Кроме того, регулярное участие в кастингах поможет снизить сильное нервное напряжение, которое сопровождает любое прослушивание. Вы станете более свободны и раскрепощены и сможете выгодно себя показать на фоне других участников.
Подготовьте портфолио из нескольких разных образов – разноплановых положительных и отрицательных героев. Это поможет вам быстро продемонстрировать свои способности, если вами заинтересуются.
Будьте доброжелательны и этичны, начиная с вежливости по отношению ко всем участникам кастинга и заканчивая отключением звука мобильного телефона, который может зазвонить в самый неподходящий момент. Выполняйте все указания профессионалов и внимательно прислушивайтесь к критике. Это поможет вам исправить ошибки и недочеты в своей актерской игре.
В любом случае, постарайтесь отличиться от других участников. Возможно, именно из-за этого вас запомнит и вами заинтересуется режиссер.