плюсы и минусы кочевого образа жизни

Путешественница Алена Шавель: про трудности кочевой жизни, о которых вам не расскажут в Instagram

Стоп! Самое время нам с вами спуститься с небес на землю и узнать, настолько ли все прекрасно в жизни современного кочевника по странам, как вам пишут в Instagram. Трудности, с которыми сталкиваешься в жизни «на чемоданах», принято скрывать. Вояжеры щедро декорируют «стены» социальных сетей умопомрачительными аватарками и постами с красочными фото, делятся с друзьями подробностями беззаботной жизни, от которых не то что слюнки текут — мозги плавятся. Мечта, да и только!

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

Я ни в коем случае не хочу прикидываться унылым нытиком. Опыт, который мне довелось получить за время путешествий, не сравнится ни с чем, и я, безусловно, за это благодарна. Кочевой образ жизни кардинально меняет угол зрения и устраняет «зашоренность» мозга. Ты больше не думаешь о том, что пора бы поменять в зале обои в полосочку на расцветку в горошек, купить новый подсвечник или сто пятую кастрюльку для фритюра. Избавляясь от привычки вещизма, смотришь на многое проще, легко открываешься новому, начинаешь наслаждаться мелочами, приобретаешь различные навыки, совершенствуешь иностранные языки, учишься моментально ориентироваться в незнакомой местности, легко переключаться. Расширяется кругозор, меняются приоритеты и ценности, да что там говорить — жизнь в целом. Но даже в этом случае ложка дегтя имеет место быть.

Когда попадаешь в пятую, десятую страну — ты все еще захлебываешься эмоциями. А сколько всего интересного ждет впереди! Но вопреки ожиданиям происходит наоборот. Глаз просто-напросто замыливается. И вот уже нет того пыла, нет того задора, нет того трепета в душе. Это всего лишь 500-й пляж, 345-й музей, 142-й по счету храм, 89-й водопад. Рука не тянется к фотоаппарату, как не возникает и желания делать селфи на телефон, отмечая геолокацию. Уже видел, уже пробовал, есть с чем сравнить. Ты изо всех сил стараешься впечатлиться, но так, как раньше, не получается. Все те же самолеты, все те же поезда, все те же отели, все те же попутчики, истории которых как две капли воды напоминают твою. Только декорации разные.

В какой-то момент пропадает желание коллекционировать страны. Ставить галочки становится неинтересно, ведь важно не количество, а качество. И вот однажды ты приезжаешь в очередную страну. Но вместо того, чтобы нестись в заброшенную пещеру, «пешеходить» по знаменитой аллее, разглядывать многочисленные шедевры в галереях, снимаешь гостиницу поуютнее, так, чтобы была комфортная кровать с чистеньким постельным бельем, мягкими белоснежными полотенцами и ванной комнатой, завариваешь чай, включаешь незатейливую русскую мелодраму с плохой игрой актеров (но всегда хорошим концом) и радуешься тишине и спокойствию. И тому, что можно наконец-то никуда не мчаться и пораньше лечь спать.

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

Логично, что путешествия предполагают частую смену мест жительства, но в какой-то момент ты понимаешь, что устал в сотый раз паковать вещи, пытаясь уместить жизнь длиною в несколько лет в маленький чемодан для ручной клади. При мысли тащить его куда-то опять и снова разбирать — бросает в дрожь.

Простые вещи в очередной стране становятся похожи на непроходимый квест, где ты пытаешься добраться из пункта А в пункт Бэ, Вэ, Цэ, Зю с тремя пересадками, самостоятельно найти нужного врача/клинику/посольство/жилье/прачечную, разменять валюту, купить сим-карту, снять автомобиль (в моем случае мотоцикл) и т. д. и т. п. Также не нужно забывать о часах ожидания в аэропортах и на вокзалах, сопряженные с бесконечным «гуглением» оптимального маршрута и доскональным изучением карт города. Поиск информации, поиск мест, поиск вариантов, поиск, поиск, поиск. Пусть я немного утрирую, принижая свой путешественнический опыт, но я стараюсь раскрыть подноготную. Стиль «свободного художника» сопряжен с организацией многих и многих деталей, особенно в том случае, когда путешествуешь самостоятельно.

Меняется взгляд на вещизм. Покупки совершаешь только тогда, когда они подходят хотя бы по одному пункту:

Тем, кто все же решил пройтись «по стопам Колумба» или уделить время тому, чтобы подумать о вечном и познать себя, не стоит обольщаться. Если нет печатного станка, помимо бытовых вопросов придется решать и финансовые, так что философским размышлениям места будет хватать едва. Кроме того, думать о жизни мало — нужно действовать. А воплощая мечты в реальность, можешь столкнуться со многими непредсказуемыми трудностями. Да, да, трудности есть не только в Беларуси.

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

И даже если у вас есть показательный пример друга, который работает удаленно под пальмами в жаркой Камбодже или знойной Мексике — делите его рассказы на два. Как правило, в этом случае платят меньше, поэтому работать приходится больше. И вовсе не под шум прибоя. Работать под палящим солнцем — невозможно. Солнце слепит, отсвечивает монитор так, что на экране видно лишь собственное отражение, песок набивается в трусы и клавиатуру, а Wi-Fi близлежащего кафе едва «фурычит», так что вся продуктивная работа выполняется дома, а на пляж не получается выбраться даже раз в неделю. (Бытовуху никто не отменял.)

Да и вообще, любая работа, даже самая любимая, — в первую очередь работа. С графиком, обязанностями, с хорошими и плохими трудовыми буднями, с неприятными ситуациями. И пусть работаешь в тепле и под пальмами — все равно устаешь. И так же, как и раньше в холодной Беларуси, просишься в отпуск хотя бы на недельку. Не говоря о тех, кто переехал в другую страну на ПМЖ. У эмигрантов отпуск, как правило, проходит на родине: повидать родителей, навестить родственников, собраться в кругу друзей, решить накопившиеся вопросы. Получается, если раньше уезжал, чтобы отдохнуть от дома, то сейчас, чтобы отдохнуть, приезжаешь домой.

Возвращаясь к нашим баранам, отмечу и то, что после многолетних путешествий и череды стран начинаешь иначе относиться к тюленьему отдыху «все включено». Ведь так хорошо, когда не нужно ни о чем думать. Тебя встретили в аэропорту, разместили в отеле, накормили и даже развлекли нехитрой вечерней анимацией и утренней гимнастикой на пляже. Красота, да и только. Все познается в сравнении. Иногда и пакетным туристом быть приятно.

Я ни в коем случае не утверждаю, что путешествовать — плохо, я лишь хочу обратить внимание на то, что не нужно строить воздушных замков. Сама по себе цель «много путешествовать по миру», которую так воодушевленно любят ставить перед собой многие — бессмысленна. Безусловно, общая картина жизни сменится на более красочную, но, уехав к солнцу, человек все равно останется прежним. Звучит банально, но все самые невероятные события происходят рядом, случаются здесь и сейчас. Не там, где пальмы или горы, не там, где водопады или вулканы, а в месте, где находимся именно мы. И неважно, это Манхэттен или Первомайский район.

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления.
Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Кочевой образ жизни помогает выжить российской глубинке

Принято считать, что российская глубинка вымирает. Расстояния огромные, работы толком нет, многие жители бегут в города. Остаются одни старики, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. И все это на фоне демографического кризиса.

Десятилетнее исследование о жизни провинциальной России, проведенное кафедрой местного самоуправления факультета социальных наук НИУ ВШЭ под руководством Симона Кордонского при благотворительной поддержке Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники», показало, что это не далеко не так.

Действительно, физическое пространство России, исследуемое демографами, которые делят число людей на квадратные километры – сжимается. А вот пространство социальное, в котором народ живёт на самом деле, остается прежним, просто население распределено неравномерно. Большая часть страны представляет собой слабозаселенные и труднодоступные местности, значительная доля жителей которых находится в пространственной изоляции. Тем не менее, жизнь есть везде, зачастую она приобретает непривычные и затейливые формы, и ее трудно увидеть горожанину-учёному, а особенно учёному, взращенному на западных моделях и теориях социальной жизни, в том числе не замечает ее и государство.

Сейчас статистика фиксирует только регистрацию пребывания, постоянную или временную. Для огромного числа активного населения, которое уезжает работать в другие города, или живет в нескольких местах, системы показателей нет, и статистика их не учитывает. В итоге демографические и экономические показатели сильно занижены. По оценкам фонда «Хамовники», в провинции примерно от трети до половины активного населения оказываются невидимыми для государственной статистики.

Во время второй дискуссии «Система расселения: как сжимается пространство России и почему создаются изолированные сообщества?» из цикла «Жизнь вне государства», организованной Фондом Егора Гайдара, социологи ВШЭ Симон Кордонский, Юрий Плюснин, Артемий Позаненко и Ольга Моляренко рассказали об особенностях социальной структуры сельских сообществ, невидимых государству и изолированных от институтов публичной власти.

Всюду жизнь

Система расселения в России существенно изменилась за последние 25 лет, отметил Симон Кордонский. В имперской России и, особенно, в СССР она была напрямую связана с решением государственных задач (стройками века – от Ивана III до Петра I и вплоть до Николая I и Никиты Хрущева, созданием крупных промышленных предприятий и т.д.).

С распадом социалистической экономики государство перестала заботить проблема расселения. В новых условиях пространство стало как бы сжиматься: стоящие далеко от трасс деревни пришли в упадок, небольшие города и поселки стали менее жизнеспособными и обезлюдевали.

Обезлюдевание территорий, примыкающих к крупным городам и промышленным центрам/узлам – процесс повсеместный, и в России люди стали стремиться попасть из периферии в центр. При этом периферия оказалась не отдаленными уголками родины, а множеством территорий внутри страны.

Одновременно стали происходить и противоположные процессы: жители крупных городов стали уезжать в провинцию. Многие стали жить на два, три дома, причем дома эти часто оказывались в разных концах страны. Это только в советские годы, и то недолго, лет 40-50, люди в большинстве своем были закрепощены «собственной» квартирой и имели единственное жильё. Но уже с 60-х годов многие стали иметь дачи, заимки, охотничьи домики, гаражи, эллинги, дома в деревне. Старые поселенческие формы стали исчезать, а новые сообщества, специально изолирующие себя от опеки государства, появляться. «Проведя наше многолетнее исследование, мы поняли, что скрытая жизнь есть везде», – подчеркнул Кордонский.

Дух кочевника

Создавать изолированные сообщества людей подталкивают разные причины: экологические, романтические, философско-эзотерические, социальные (бегство от технократического мира, глобализирующегося и бездушного), и сугубо практические – стремление к самодостаточности на случай экономических кризисов и прочих катаклизмов. Например, многочисленные переселенцы, (анастасиевцы да «рерихнутые») обосновавшиеся в Усть-Коксинском районе Республики Алтай, и вовсе считают, что лишь Уймонская долина, в которой они поселились, уцелеет после конца света, оказавшись своеобразным ковчегом.

Оживилась жизнь вдоль магистралей трасс и на приграничных территориях, где есть возможность неплохих заработков: торговля, производство и продажа бензина из краденной нефти, проституция, разнообразный теневой бизнес. Здесь сложилась развитая придорожная инфраструктура, обеспечивающая многочисленную армию дальнобойщиков – 3-5 млн человек. Брошенные и выморочные деревни часто заселяют сектанты, которые хотят изолироваться от общества.

«Специфика России в том, что мы продолжаем оставаться кочевниками в душе. И тем радикально отличаемся от наших европейских соседей. Потому и имеем мы столько домов, что это типично кочевой образ жизни. Социальное пространство жителя северного села – что в Европейской России, что в Сибири – наложенное на пространство физическое, огромно. Люди живут в Архангельской области и по полгода работают в центральной России, их семьи живут в Чувашии, а они годами работают в Якутии или на Сахалине, – рассказал Юрий Плюснин. – Но важнее другое – распределённая семья, когда члены большой семьи/ рода распределены по пространству страны – кто в Мурманске, кто в Иркутске, на Алдане или в Пскове, но все друг с другом связаны постоянно».

Страна дачников

В поселениях присутствует коренное население, часть которого находится в отходе, но многие другие – «дачники» и пришлые люди: дачники-помещики, дачники высокого социального статуса, которые могут контролировать и влиять на жизнь местного (деревенского, но чаще городского) общества, а также мигранты. Всех их статистика не фиксирует.

Взять хотя бы дачников, которых, по оценкам профессора Андрея Трейвиша, в стране 60 млн человек. Зимой они в городах, а летом в сельских поселениях. Дачников обслуживает не столь немногочисленное местное население (ведь в селах живёт до 40-50 млн человек), и получается, что дачники вместе с отходниками и другими категориями активного населения составляют около 100 млн человек плохо учитываемого или совсем незаметного для госстатистики населения.

Дачное освоение территорий колоссально. В Талдомском районе, например, на каждого постоянного местного жителя приходится 3-5 московских дачников. В сельских окрестностях Новосибирского Академгородка постоянных жителей 12 тысяч, а дачников – почти 50 тысяч семей, то есть, около 150 тысяч человек, при том, что многие живут в 2-3 этажных «дачных домиках», незарегистрированных. «Там целые десятки дачных обществ, постройки в которых официально не существуют», – пояснил Плюснин.

Такая ситуация переизбытка дачников над местными есть только вокруг крупных городов, вокруг Москвы и Санкт-Петербурга – в радиусе 300 км. Дальше – лучше, дачников намного меньше, зато экологистов-анастасиевцев или сектантов, «язычников» – больше.

Подальше от цивилизации

Почти 10 млн человек «вне поля зрения государства» – сектанты, анастасиевцы (экологическое религиозное движение, основанное по книгам Владимира Мегрэ, идея которого жить в гармонии с природой). Они скупают земли и создают эко-поселения (5-6 поселений в каждом регионе, больше всего во Владимирской и Новосибирской областях, в Алтайском крае). Это так называемые родовые поместья, выстроенные на собственном участке земли. По мнению анастасиевцев, участок в гектар земли сможет обеспечить семью всем необходимым. Жить в городах они считают неправильным, в поместье пытаются создать пространство любви и взаимодействия с природой, которое в принципе невозможно в городе.

По данным портала «Поселения.ру», в родовых поместьях с разной степенью постоянства сегодня проживает более 8,1 тысяч человек. По сравнению с маем 2013 года, количество проживающих в родовых поместьях увеличилось более чем на треть, что говорит о стремительной популяризации идеи в России. Однако эти данные, скорее всего, занижены, поскольку статистика ведется на основе информации, предоставляемой самими поселениями, считают исследователи. Например, в Родном во Владимирской области реально зимует около 80 семей, а не 60, как заявлено на портале.

Мечта о ферме

Еще около 20 млн невидимых чужому взгляду жителей деревень – это дачники- «помещики». Так Симон Кордонский назвал богатых (и нередко влиятельных) горожан, которые покупают целые деревни (пустые, без жителей, но сохранивших административный статус населённого пункта) в надежде реализовать свои мечты. Кто-то пытается стать фермером, кто-то барином с зависимыми – «крепостными» местными крестьянами, кто-то народником и пр.

Часто такая затея бывает неудачной – деревни остаются заброшенные, но есть и позитивные примеры. Так, в деревне Ануфриево в Новохопёрском районе Воронежской области с советских времён находится психиатрический диспансер, в котором практически пожизненно живут около 130 пациентов (они неизлечимы). Жители деревни привлекают пациентов к сельхозработам на своих участках или к разным другим мелким видам работ. За это они платят пациентам деньги, небольшие, но полезные. Кроме того, для пациентов такая деятельность – трудотерапия и возможность отвлечься от практически тюремного (закрытого) обитания за глухой бетонной стеной психдиспансера.

Вне социальных благ

У многих поселений нет статуса населенного пункта. Строить жилье на землях сельскохозяйственного назначения нельзя. Поэтому дома официально считаются либо хозяйственными постройками, либо объектами неоконченного строительства, либо вообще остаются только на бумаге, и в генеральном плане муниципального образования не существуют и вовсе.

Живущие вне государства новые селяне формально лишаются социальных благ: денег, отпускаемых на развитие (вернее, поддержание) их населенных пунктов, школ, транспорта, медицинских учреждений. В действительности они проводят в деревни и электричество (нередко бесплатно пользуются), и воду из скважин берут (скважины роют прямо под домом), и канализацию проводят чуть ли не в скважину соседа (закапывая «жидкие бытовые отходы» на глубину до 5-6 м).

Врачей им заменяют знахари и аптекари, школу – интернет, общественный транспорт – квадроциклы, снегоходы и лошади. Такое положение дел в целом всех устраивает. В пространственно изолированных и, тем более, самоизолирующихся сообществах не взывают к власти, на нее не надеются, ничего от нее не требуют, кроме того, чтобы не мешала жить.

Полезная интеграция

Между собой жители поселений (новые и старые, относящиеся к разным социальным группам) взаимодействуют по-разному, чаще всего отношения нейтральные – местные занимают одну экологическую нишу, пришлые – другую, и они не пересекаются в борьбе за разные ресурсы. Но если пришлые пытаются отобрать у местных их ресурсы, которые те традиционно считают по праву себе принадлежащими, возникают конфликты.

Нередко пришлые горожане, язычники, экологисты, дауншифтеры и прочие приходят в деревни со своими, новыми для села ресурсами. Они приносят новые способы добычи и получения ресурсов, которые выгодны местным, и ими быстро осваиваются. Например, интернет, с помощью которого многие молодые селяне зарабатывает себе на жизнь как фрилансеры, соединив традиционные ресурсы – вышивку, валяние, ткачество с новыми, например, с продажей предметов народного промысла через интернет. Так зарабатывают на производстве и продаже Урюпинских пуховых платков, которые на месте стоят от 600 до 2000 рублей, а в Москве торгуются даже в интернете за 8-12 тысяч рублей, отметили ученые.

Источник

Кто такие кочевники? | Быт кочевых народов

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Мировой истории потребовались сотни лет, чтобы населяющие Землю народы поселились там, где живут сейчас, однако даже сегодня далеко не все люди ведут оседлый образ жизни. В сегодняшней статье мы хотим рассказать вам о том, кто такие кочевники.

Кого можно назвать кочевниками, чем они занимаются, какие народы к ним относятся – все это вы узнаете ниже. Также мы покажем, как живут кочевники на примере быта одного из самых известных кочевых народов – монгольского.

Кочевники – кто это?

Тысячелетия назад территория Европы и Азии не была испещрена городами и селами, люди целыми племенами перемещались с места на место в поисках плодородных, благоприятных для жизни земель.

Постепенно народы расселялись на определенных участках вблизи водоемов, образовывая населенные пункты, которые позже объединялись в государства. Однако некоторые народности, в особенности древние степные, продолжали постоянно менять место проживания, так и оставаясь кочевниками.

Слово «кочевник» происходит от тюркского «кош», что в переводе значит «деревня по дороге». В русском языке есть понятия «кошевой атаман», а также «казак», которые по этимологии считаются родственными ему.

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

По определению кочевники – это люди, которые вместе со стадом несколько раз в год перемещались из одного места на другое в поисках еды, воды, плодородных земель. У них нет постоянного местожительства, конкретного маршрута, государственности. Люди образовывали этнос, народ или племя из нескольких семейств, во главе которого стоял вождь.

Интересный факт выявили в ходе исследований — уровень рождаемости у кочевников ниже по сравнению с оседлыми народами.

Главным родом занятий кочевников является животноводство. Средство их существования – животные: верблюды, яки, козы, лошади, крупнорогатый скот. Все они питались подножным кормом, то есть травой, поэтому практически каждый сезон народ должен был уходить со стоянки на новую территорию, чтобы найти другое, более плодородное пастбище и повысить благосостояние племени в целом.

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

Если говорить о том, чем занимались кочевники, то род их деятельности не ограничивается разведением скота. Они также были:

Кочевники нередко устраивали набеги на оседлых животноводов, стараясь отвоевать у них «лакомые» кусочки земли. Что любопытно, они довольно часто побеждали, потому что были выносливее физически благодаря более суровым условиям жизни. Многие крупные завоеватели: монголо-татары, скифы, арии, сарматы – были из их числа.

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

Некоторые народности, к примеру цыгане, зарабатывали на жизнь искусством театра, музыки, танца.

Великий русский ученый Лев Гумилев – востоковед, историк, этнолог и сын поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой – изучал жизнь кочевых этнических групп и написал трактат «Изменения климата и миграции кочевников».

Народы

С точки зрения географии по всему миру можно выделить несколько крупных кочевнических участков:

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

Последние наиболее многочисленны и представляют наибольший интерес хотя бы потому, что некоторые из них сохранили кочевой образ жизни. К ним относились народности, показавшие свое могущество: хунны, тюрки, монголы, китайские династии, маньчжуры, персы, скифы, предшественники нынешних японцев.

Китайские юани – валюта Поднебесной – названа так благодаря кочевникам рода Юань.

Также к ним относились:

Восточные народы вынуждены были выживать в суровых условиях: открытые ветра, засушливое лето, сильные заморозки в зимнее время года, бураны. Вследствие этого земли были неплодородны, и даже взошедший урожай мог погибнуть от погодных условий, поэтому люди в основном разводили животных.

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

Кочевники современности

Сегодня азиатские кочевники сосредоточены в основном в Тибете и Монголии. Возрождение кочевничества было замечено после распада СССР в бывших союзных республиках, но сейчас этот процесс сходит на нет.

Все дело в том, что государству это невыгодно: трудно контролировать передвижения людей, а также получать налоговые сборы. Кочевники, постоянно меняя местопребывание, занимают большие территории, которые экономически более целесообразно сделать сельскохозяйственными угодьями.

В современном мире стало популярно понятие «неокочевников» или «номадов». Оно обозначает людей, которые не привязаны к определенной работе, городу и даже стране и путешествуют, меняя местожительство несколько раз в год. К ним обычно относят актеров, политиков, гастарбайтеров, спортсменов, сезонных рабочих, фрилансеров.

Род занятий и быт кочевников Монголии

Большинство современных монголов, обитающих за пределами города, живут традиционно — точно так же, как и их предки еще несколько столетий назад. Основная их деятельность – животноводство.

Из-за этого они перемещаются два раза каждый год — летом и зимой. В зимнее время люди селятся на высокогорных долинах, где строят загоны для скота. Летом спускаются ниже, где попросторнее и достаточно подножного корма.

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

Современные жители Монголии обычно в своих перемещениях обычно не уходят за пределы одного региона. Также утратило значимость понятие племени, в основном решения принимают на семейном собрании, хотя к главным тоже обращаются за советом. Люди живут небольшими группами в несколько семей, селясь неподалеку друг от друга.

Голов домашних животных в Монголии в двадцать раз больше, чем людей.

Из домашних животных разводят овец, быков, крупный и мелкий рогатый скот. На немногочисленную общину часто набирается целый табун лошадей. Своеобразным транспортом является верблюд.

Овец разводят не только ради мяса, но и ради шерсти. Монголы научились делать тонкую, толстую, белую, темную пряжу. Грубая используется для возведения традиционных домов, ковров. Из тонких светлых нитей изготавливают более деликатные вещи: шапки, одежду.

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

Теплую одежду изготавливают из кожаного, мехового, шерстяного материала. Предметы быта вроде посуды или утвари из-за постоянных перемещений не должны быть хрупкими, поэтому он производятся из дерева или даже кожи.

Семьи, живущие у гор, лесов или водоемов, занимаются также растениеводством, рыбным промыслом, охотой. Охотники ходят с собаками на горных козлов, кабанов, оленей.

Жилище

Монгольский дом, как вам уже, возможно, известно из предыдущих наших статей, называется юрта.

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

Большинство населения живет именно в них.

Даже в столице, Улан-Баторе, где высятся новостройки, на окраинах есть целые кварталы с сотнями юрт.

Жилище состоит из деревянного каркаса, который обтягивается войлоком. Благодаря такой конструкции жилища легкие, практически невесомые, поэтому их удобно перевозить с одного места на другое, а за пару часов три человека могут с легкостью его разобрать и снова собрать.

В центре располагается очаг – главное место в доме. Над ним находится отверстие, откуда выходит дым, оно же является единственным окном. В солнечный день дверь обычно оставляют открытой, чтобы в юрту проникало больше света.

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

Напротив входа расположена своеобразная гостиная, где принято встречать почетных гостей. По периметру стоят кровати, шкафы, тумбы членов семьи.

Часто в жилищах можно встретить телевизоры, компьютеры. Обычно здесь нет электричества, но для решения данной проблемы сегодня используют солнечные панели. Водопровод тоже не проведен, и все удобства находятся на улице.

Традиции

Каждый, кому довелось близко познакомиться с монголами, отметит их невероятное гостеприимство, терпение, выносливый и неприхотливый характер. Эти черты отразились также в народном творчестве, который представлен в основном эпосом, воспевающим героев.

Многие традиции в Монголии связаны с буддийской культурой, откуда берут начало многие обряды. Также здесь распространены шаманские ритуалы.

Жители Монголии суеверны по своей натуре, поэтому их жизнь соткана из череды защитных обрядов. Особенно они стараются защищать детей от нечистых сил с помощью, например, особых имен или одежды.

Монголы любят отвлекаться от повседневности во время праздников. Событие, которого ждут люди целый год – Цаган Сар, буддийский Новый год. О том, как его празднуют в Монголии, вы можете почитать здесь.

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

Другой крупный праздник, продолжающийся не один день – Надом. Это своеобразный фестиваль, во время которого проводятся разные игры, конкурсы, соревнования по стрельбе из лука, скачки.

Заключение

Подводя итог, еще раз отметим, что что кочевники – это народы, которые сезонно меняют место жительства. В основном они занимаются разведением крупного и мелкого скота, чем и объясняются их постоянные перемещения.

В истории существовало множество кочевых групп практически на всех материках. Самыми известными кочевниками современности являются монголы, быт которых мало изменился за несколько столетий. Они все так же живут в юртах, занимаются животноводством, а летом и зимой перемещаются внутри страны.

плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть фото плюсы и минусы кочевого образа жизни. Смотреть картинку плюсы и минусы кочевого образа жизни. Картинка про плюсы и минусы кочевого образа жизни. Фото плюсы и минусы кочевого образа жизни

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что вы нашли ответы на свои вопросы и смогли лучше узнать про быт современных кочевников.

Если вам понравилась статья, поддержите нас — дайте ссылку на нее в социальных сетях.

И подписывайтесь на наш блог — мы будем присылать вам новые увлекательные статьи на почту!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *