плюшкин по жизни 6 букв
Синдром Плюшкина – как бороться?
Синдромом Плюшкина называют неконтролируемую жажду к накопительству. Квартиры людей с подобным расстройством напоминают свалки, где можно найти что угодно. Мало того, что человек, страдающий синдромом плюшкина, ничего не выбрасывает, но еще и стаскивает домой совершенно ненужные ему вещи.
Один отшельник как-то сказал:
— Тот, кто стремится накопить больше того, что ему нужно самому, копит для других.
Абу-ль-Фарадж ибн Гарун (Григорий Бар-Эбрей). Книга занимательных историй
Современный Плюшкин – это отнюдь не шопоголик, который приобретает кучу вещей потому, что имеет приличные деньги. Патологический скряга предпочитает получать товар либо даром, либо за совсем маленькую плату.
Он может регулярно посещать секонд-хенды, просить вещи у знакомых или даже рыться в мусорках. Шопоголик с радостью может подарить лишнее джинсы или серьги подруге, но для Плюшкина такая щедрость недопустима.
Причины развития синдрома Плюшкина
Из-за этой патологии у человека-«плюшкина» портятся отношения с родными и близкими, но чаще всего такие пациенты совершенно одиноки.
Но жалок тот, кто копит мертвый хлам.
Что миг рождает, то на пользу нам.
Иоганн Вольфганг Гёте. Фауст
Многие люди имеют склонность к нездоровому накопительству, но при этом считаются официально адекватными. Но чем раньше человек выявит в себе патологические признаки, тем легче ему будет избавиться от потенциальной угрозы стать Плюшкиным.
Вот несколько тревожных симптомов, которые свидетельствуют о развитии у человека синдрома Плюшкина:
Беспорядок в доме
Одно дело, если человеку не хватает времени убраться в квартире или же ему просто лень это делать, а совсем другое, если его вещи беспорядочно разбросаны и не имеют своего места.
Невозможность расстаться с предметом
Бывает, что какая-то вещь стала совершенно бесполезной, но хозяин никак не может ее выбросить. В нем просыпаются сентименты, ему до слез жаль расставаться со старым и испорченным предметом.
Странные вещи в доме
Часто в квартирах Плюшкиных можно найти такие диковинные вещицы, которым бы удивились даже опытные археологи. Хотя иногда и нормальному человеку хочется принести в дом интересный предмет, найденный где-то в путешествии.
Походы на блошиные рынки и помойки
Бывает, что даже состоятельных и приличных людей тянет в точки продаж дешевых низкокачественных товаров. Они готовы скупать ношеную одежду и другие б/у предметы за символическую плату.
Синдром Плюшкина – как бороться, как избавиться от недуга?
На ранних стадиях патологии человек может самостоятельно попытаться искоренить данный комплекс.
Давайте разберемся, как лечить синдром Плюшкина и насколько это возможно сделать своими силами, без посещения специалистов-психологов. Для «самоизлечения» человеку-«плюшкину» нужно пройти несколько этапов:
Осознание проблемы
Часто синдром Плюшкина сопровождается нечистоплотностью. Если у человека нет желания мыться и нормально выглядеть, то по этому поводу уже нужно бить тревогу.
Никто не говорит, что надо стремиться к стерильности, но элементарные водные процедуры и регулярная уборка в доме необходимы всем.
Самоанализ
Изучение хроники несчастных случаев
Если проанализировать статистику пожаров, можно сделать вывод, что большинство из них случилось по причине захламленности квартир.
Следует помнить, что в современном жилище человека находится много бытовых приборов, которые требуют определенного ухода и соблюдения правил безопасности.
Постепенное избавление от ненужных вещей
Необязательно выбрасывать всё и сразу, можно каждый день выносить по одному пакету мусора, постепенно очищая дом и собственное сознание.
Многие люди с синдромом плюшкина после избавления от «милых сердцу» вещей, но по факту им не нужных, в итоге чувствуют облегчение.
Синдром Плюшкина: видео
Напутствие
Ищите любви и копите любовь в сердцах ваших.
Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.
Фёдор Михайлович Достоевский
Обновлена: 10.05.2019, 23:00 Количество слов: 1034 Время на чтение: 5 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 11 758 раз!
Спасибо нашим читателям, которые пока не оставили ни одного комментария, но уже оценили статью 16 раз!
Степан Плюшкин — образ и характеристика героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Значение фамилии
Почти у всех гоголевских героев имена если не «говорящие», то «намекающие» на суть персонажа, хотя бы ассоциативно с ней связанные. Но о чём говорит фамилия Плюшкин? Если это производное от «плюшка» — мягкая булочка, то высохший, покрытый морщинами старик, скупой до неприличия, никак с этим кондитерским изделием не связан. Скорее наоборот. В качестве угощения он предлагает Чичикову чёрствый сухарь, когда-то бывший куличом, непременным атрибутом самого светлого для христиан праздника. Или его фамилия произошла от слова «плюш», названия мягкого, слегка ворсистого материала, из которого шили тёплые, уютные пледы и халаты? На Плюшкине, когда он появляется в поэме, как раз надет халат, но уже до крайней степени затасканный, потерявший форму и цвет.
Как плюшка со временем превращается в сухарь, как мягкая ткань грубеет, засаливается, стирается до дыр, так и хороший человек Плюшкин, любящий супруг, заботливый отец, рачительный хозяин, гостеприимный помещик превратился в существо, по виду и поведению которого Чичиков даже затрудняется определить его пол.
Поместье
Страшный путь
История жизни Плюшкина объясняет этот парадокс. Некогда бережливый хозяин, умело управляющий имением, он пользовался уважением соседей за ум, предприимчивость, умение идти в ногу со временем. Были в хозяйстве суконные фабрики, мельницы, валяльни, работали прядильни, столярные станки. Помещик занимался обустройством большого дома, заботился о воспитании и учёбе детей, в домашней обстановке носил сюртук, не позволяя себе проводить дни в халате.
Смерть жены выбила героя из колеи. Он стал подозрительным, скупым, беспокойным. Разлука с детьми уже не смогла принести замкнувшемуся в себе скряге душевную боль. Его приоритеты кардинально изменились к тому времени. Когда-то деньги были для него средством обеспечить счастливую жизнь семье. Теперь они стали самоцелью. Дети кажутся ему врагами, посягающими на его достаток.
Плюшкин живёт в огромном, пустом захламлённом до предела доме, не похожем на жилище человека. Он и сам на человека мало похож. Его глаза автор уподобляет мышам не случайно. Помещик тоже напоминает этого вороватого грызуна. Рыщет по деревне, тащит к себе огарок свечи, утерянную подкову, забытое ведро, бранится с ключницей из-за четвертинки бумажного листка. В то же время его амбары, сараи, подвалы, кладовые забиты берестяными и деревянными изделиями, холстом, овчинами, зерном, мёдом и много чем ещё. И всё это огромное количество человеческого труда гниёт и превращается в труху, потому что Плюшкин боится потерять то, что уже попало ему в руки. Боится продешевить, прогадать при продаже. Страшно и непонятно, как владелец тысячи душ, накопивший невиданные объёмы богатств, выглядит отвратительнее последнего нищего, доводит себя до крайней степени убожества. Он ест то, что уже заплесневело, засохло, носит халат, давно превратившийся в грязные лохмотья.
Прозвище от автора
Смысл образа
Какая мысль проиллюстрирована образом Плюшкина? Губительность стяжательства? Но он не единственный скопидом в поэме. Есть Собакевич, Коробочка — тоже не самые приятные лица. Идея, заключённая в образе Плюшкина намного масштабнее и так важна Гоголю, что он озвучивает её от своего имени, хочет быть уверенным, что читатель поймёт её правильно: «Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад!» Чтобы сохранить в себе человека, не превратиться в отвратительное, бездушное существо, важно не утратить свежести, искренности, чистоты, сохранить в себе лучшее. «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» Дело не в стяжательстве. Погубить человека в Плюшкине мог и другой порок. Проблема в том, что ради неверно определённой цели жизни Плюшкин отрекается от главного: от любви к семье, от милосердия, от вечного человеческого предназначения — обустраивать, улучшать мир вокруг себя.
Характеристика образа Плюшкина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Плюшкин характеристика героя поэмы «Мертвые души»
Краткая характеристика Плюшкина в произведении «Мертвые души» представляет собой реалистичное описание старого помещика, его характера и образа жизни. Дело в том, что этот персонаж подается автором в необычной для него манере – без юмора.
Степан Плюшкин – один из помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Это один из самых значимых и глубоких персонажей не только упомянутого произведения, но и всей отечественной литературы в целом.
Впервые герой появляется в шестой главе, когда Чичиков приезжает к помещику, чтобы купить у него «мертвые души».
Образ и характеристика Плюшкина в поэме «Мертвые души»
Помещик отличается невероятной скупостью и недоброжелательностью.
Герой символизирует духовный крах сильного человека, потонувшего в пороке безграничной скупости, граничащей с жесткостью: в амбарах помещика хранится огромное количество продуктов, которые никому не позволяется брать, в результате чего крестьяне ходят голодные, а запасы пропадают за ненадобностью.
Плюшкин достаточно богат, на его счету – целая тысяча крепостных. Однако, несмотря на это, старик живет как нищий, питаясь сухарями и одеваясь в лохмотья.
Символичность фамилии
Как и большинство персонажей произведений Гоголя, фамилия Плюшкина носит символический характер. С помощью противопоставления или синонимичности фамилии по отношению к характеру соответствующего персонажа автор раскрывает определенные черты данной личности.
Значение фамилии Плюшкина символизирует необычайно скупого и жадного человека, целью которого является накопление материальных благ без конкретной цели их применения. В результате собранные богатства никуда не тратятся или используются в минимальных количествах.
Примечательно, что имя Плюшкина практически не встречается в тексте произведения. Таким способом автор показывает черствость, отстраненность героя, отсутствие в нем даже намека на человечность.
О том, что помещика зовут Степаном, можно узнать из его слов о дочери, которую он называет по отчеству. К слову сказать, простые мужики из других имений и вовсе не знали такой фамилии, называя помещика кличкой «заплатанной».
Семья Плюшкина
Данный персонаж является единственным из всех помещиков, который имеет достаточно подробную биографию. История жизни героя весьма печальна.
В сюжетном повествовании Плюшкин предстает перед нами совершенно одиноким человеком, ведущим отшельнический образ жизни. Жена, которая вдохновляла его на проявление лучших человеческих качеств и делала его жизнь осмысленной, давно покинула этот мир.
В браке у них родилось трое детей, воспитанием которых отец занимался очень трепетно и с большой любовью. В годы семейного счастья Плюшкин был совсем не похож на себя нынешнего. В то время он часто звал гостей в дом, умел радоваться жизни, имел репутацию открытого и доброжелательного человека.
Безусловно, Плюшкин всегда был очень экономным, однако скупость его всегда имела разумные пределы и не была столь безрассудной. Одежда его, пусть и не блистала новизной, но все же выглядела аккуратной, без единой заплатки.
После смерти жены герой сильно изменился: он стал крайне недоверчивым и очень скупым. Последней каплей, ожесточившей нрав Плюшкина, стали новые проблемы в семье: сын проиграл большую сумму в карты, старшая дочь сбежала из дома, а младшая умерла.
Удивительно, но все же проблески света иногда озаряют темные закоулки омертвевшей души помещика. Продав Чичикову «души» и размышляя над вопросом оформления купчей, Плюшкин вспоминает своего школьного товарища. В этот момент «на деревянном лице» старика возникло слабое отражение чувства.
Это мимолетное проявление жизни, по мнению автора, говорит о возможности возрождения души героя, в которой, будто бы в сумерках, смешались друг с другом темная и светлая стороны.
Описание портрета и первое впечатление о Плюшкине
При встрече с Плюшкиным Чичиков сначала принимает его за ключницу.
После разговора с помещиком, главный герой с ужасом понимает, что ошибался.
По его мнению, старик больше напоминает нищего, нежели богатого хозяина усадьбы.
Весь его внешний вид, как то: закрытый платком длинный подбородок, маленькие, бесцветные, подвижные глазки, грязный, заплатанный халат, говорит о том, что герой полностью оторвался от жизни.
Внешность и состояние костюма
Лицо Плюшкина сильно вытянуто и при этом отличается излишней худобой. Помещик никогда не бреется, и его борода стала похожа на скребницу для коней. Зубов у Плюшкина совсем не осталось.
Одежду героя сложно назвать таковой, она больше похожа на старые лохмотья – настолько одеяние выглядит поношенным и неопрятным. На момент повествования помещику около 60 лет.
Характер, манера поведения и речь помещика
Плюшкин – человек с непростым характером. Вероятно, негативные черты, которые так ярко проявились в нем к старости, имели место и в прежние годы, однако столь яркое их обличие сглаживалось семейным благополучием.
Но после смерти жены и дочери Плюшкин окончательно оторвался от жизни, обеднел духовно, начал ко всем относиться с подозрением и враждебностью. Подобное отношение помещик испытывал не только к чужим людям, но также и к родственникам.
К 60-ти годам Плюшкин стал очень неприятным из-за своего тяжелого характера. Окружающие начали его избегать, друзья все реже его навещали, а затем и вовсе прекратили с ним всякое общение.
Речь Плюшкина отрывистая, лаконичная, язвительная, нагруженная просторечными выражениями, например: «подитка, бают, эхва!, актерка, ужо, подтибрила».
Помещик способен замечать любые мелочи и даже самые незначительные ошибки и недочеты. В связи с этим он часто придирается к людям, выражая свои замечания криком и ругательствами.
Плюшкин не способен на добрые поступки, он стал бесчувственным, недоверчивым и жестоким. Его даже не волнует судьба собственных детей, а попытки дочери наладить с ним отношения старик всячески пресекает. По его мнению, дочь с зятем пытаются сблизиться с ним, чтобы получить от него материальную выгоду.
Примечательно, что Плюшкин абсолютно не понимает истинных последствий своих действий. Он на самом деле мнит себя заботливым помещиком, хотя, по сути, является тираном, невероятным жмотом и скупердяем, грубым и ворчливым стариком, разрушающим судьбы окружающих его людей.
Любимые занятия
Радость в жизни Плюшкина составляют всего две вещи – постоянные скандалы и накопление материальных богатств.
Помещик любит проводить время в полном одиночестве. Он не видит смысла в том, чтобы принимать гостей или выступать в качестве такового. Для него это лишь пустая трата времени, которое можно потратить на более полезные занятия.
Несмотря на крупные финансовые сбережения, помещик ведет аскетический образ жизни, отказывая буквально во всем не только близким, слугам и крестьянам, но и самому себе.
Еще одно любимое занятие Плюшкина – роптать и прибедняться. Он считает, что запасов, которые хранятся у него в амбарах, недостаточно, земли мало и даже сена не хватает. На самом же деле ситуация совершенно обратная – земли предостаточно, а количество запасов столь огромно, что они портятся прямо в хранилищах.
Плюшкин обожает устраивать скандалы по любому поводу, пусть это будет даже незначительная мелочь. Помещик вечно чем-то недоволен и демонстрирует это в самой грубой и неприглядной форме. Придирчивому старику очень сложно угодить.
Отношение к хозяйству
Плюшкин богатый, но очень скупой помещик. Однако, несмотря на огромные запасы, ему кажется, что их недостаточно. В итоге огромное количество неиспользованных продуктов приходит в негодность, не покидая хранилища.
Имея в распоряжении крупное состояние, включая 1000 крепостных крестьян, Плюшкин питается сухарями и носит лохмотья – одним словом, живет как нищий. Помещик уже много лет не следит за тем, что творится у него в хозяйстве, но при этом не забывает контролировать количество наливки в графине.
Жизненные цели Плюшкина
Говоря кратко, помещик не имеет конкретной цели в жизни. Плюшкин полностью поглощен процессом накопления материальных ресурсов без определенной цели их применения.
Дом и интерьер комнат
Имение Плюшкина отражает духовное запустение самого персонажа. Строения в деревни очень старые, ветхие, крыши давно прохудились, окна закупорены тряпьем. Кругом царит разруха и пустота. Даже церкви выглядят безжизненными.
Имение будто разваливается на части, что свидетельствует о выпадении героя из реальной жизни: вместо главных вещей в центре его внимания находятся пустые и бессмысленные задачи. Не зря этот персонаж практически лишен имени, отчества – он словно бы и не существует.
Усадьба Плюшкина поражает своим видом – здание находится в ужасном, полуразрушенном состоянии. С улицы дом выглядит, как заброшенное строение, в котором давно никто не живет. Внутри здания очень неуютно – кругом холод и темнота. Естественное освещение попадает только в одно помещение – комнату хозяина.
Весь дом завален старьем, которого с каждым годом становится все больше – Плюшкин никогда не выбрасывает сломанные или ненужные вещи, так как думает, что они еще могут пригодиться.
Кабинет помещика также находится в полном беспорядке. Вид комнаты воплощает в себе настоящий хаос. Здесь находится стул, который не поддается ремонту, а также часы, которые давно остановились. В углу помещения располагается свалка – в бесформенной куче можно разглядеть старый башмак и сломанную лопату.
Отношение к окружающим
Плюшкин – придирчивый, скандальный человек. Ему достаточно даже самого незначительного повода, чтобы затеять ссору. Свое недовольство герой выказывает самым неприглядным образом, опускаясь до грубости и оскорблений.
Сам же помещик полностью уверен в том, что ведет себя заботливо и по-доброму, но люди просто не замечают и не ценят этого, потому что относятся к нему предвзято.
Вероятно из-за того, что его сын однажды проигрался в карты и не вернулся домой, Плюшкин с предубеждением относится к офицерам, считая их всех мотами и картежниками.
Отношение Плюшкина к крестьянам
С крестьянами Плюшкин обходится жестоко и безответственно. Внешность, одежда и жилища крепостных выглядят почти так же, как у хозяина. Сами они ходят полуголодные, тощие, изможденные. Временами среди крестьян случаются побеги – существование в качестве крепостного Плюшкина выглядит менее привлекательно, чем жизнь в бегах.
О своих крепостных помещик отзывается негативно – по его мнению, все они лодыри и бездельники. На самом деле же крестьяне трудятся честно и старательно. Плюшкину кажется, что крепостные обворовывают его, а работу свою выполняют из рук вон плохо.
Но в реальности дела обстоят иначе: помещик так сильно запугал своих крестьян, что те, несмотря на холод и голод, ни в коем случае не осмеливаются брать что-либо из хозяйского хранилища.
Продал ли Плюшкин «Мертвые души» Чичикову
Главному герою помещик продает около двухсот «душ». Это количество превышает число «крестьян», которых Чичиков приобрел у других продавцов. В этом прослеживается стремление Плюшкина к наживе и накопительству. Вступая в сделку, герой прекрасно понимает, что она собой представляет и какую прибыль он может за нее получить.
Цитатная характеристика Плюшкина
Возраст Плюшкина | седьмой десяток живу! |
Первое впечатление | Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины |
Ой, баба! ой, нет! [] Конечно, баба! (Чичиков о внешности П.)
По висевшим у ней за поясом ключам и по тому, что она бранила мужика довольно поносными словами, Чичиков заключил, что это, верно, ключница
такого он [Чичиков] еще не видывал. Лицо его не представляло ничего особенного, оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать, маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши
Плюшкин что-то пробормотал сквозь губы, ибо зубов не было
если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик
Мошенник [] Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом (Собакевич о П.)
человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине
скрягу Плюшкина [] того, что плохо кормит людей. у него, точно, люди умирают в большом количестве? (Чичиков)
Я вам даже не советую дороги знать к этой собаке! – сказал Собакевич. – Извинительней сходить в какое-нибудь непристойное место, чем к нему
не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картежники и мотишки
С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два
с каждым годом [] мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения
это бес, а не человек (мнение покупателей о П.)
слово «добродетель» и «редкие свойства души» можно с успехом заменить словами «экономия» и «порядок» (Чичиков о П.)
домом, который показался теперь еще печальнее. Зеленая плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах
Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками
кухня у меня низкая, прескверная, и труба-то совсем развалилась: начнешь топить, еще пожару наделаешь
Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе
и усадьба Плюшкина
Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном, балкончики под крышами с перилами [] покосились и почернели даже не живописно
Толпа строений: людских, амбаров, погребов, видимо ветшавших, – наполняла двор, возле них направо и налево видны были ворота в другие дворы. Все говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и все глядело ныне пасмурно. Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома!
Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты (Плюшкин в прошлом)
две миловидные дочки [] сын, разбитной мальчишка
добрая хозяйка умерла (о жене Плюшкина)
На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? во всю жизнь не пришлось бы их употребить даже на два таких имения, какие были у него, – но ему и этого казалось мало
сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. Он уже позабывал сам, сколько у него было чего
Заключение
Образ Плюшкина и характеристика его сущности служит показательным примером тому, насколько человек может опуститься морально и физически. Неслучайно автор называет этого героя «прорехой на человечестве».
Плюшкин не заинтересован в духовном развитии своей личности, ему безразличен собственный внутренний мир. Помещику свойственны мелочность, скупость и полное отсутствие глубоких переживаний. В нем нет ни стыда, ни совести, ни сочувствия.
Имя Плюшкина стало нарицательным. Обозначает оно патологическую жадность, мелочность и скупость. В современном мире так называемый «синдром Плюшкина» встречается довольно часто и характеризует тех людей, которые стремится к бесцельному накоплению материальных ресурсов.
- Что значит преступление совершено впервые
- Фгдс что это такое