плутарх жизнь знаменитых римлян

Плутарх жизнь знаменитых римлян

ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШКОЛЬНИКА

Греческий историк Плутарх (I в. до н. э.) известен своими «Сравнительными жизнеописаниями» видных греческих и римских государственных и общественных деятелей.

Книга «Знаменитые греки», вышедшая в 1961 г., уже познакомила читателя с биографиями выдающихся людей древней Греции, а «Знаменитые римляне» расскажет о знаменитых деятелях древнего Рима.

Составители излагали биографии римлян, устраняя малоизвестные имена, непонятные исторические термины, наивные объяснения исторических событий и т. п. Так как римские биографии представляли, по сравнению с греческими, для самого Плутарха второстепенный интерес, то в них попало много непроверенных и искаженных событий, характеристик людей. Поэтому составители в ряде случаев дополняли материал жизнеописаний по Плутарху фактами, взятыми у других древних авторов.

В книгу вошли основные биографии знаменитых римлян, которые пересказаны для настоящего издания М. Н. Ботвинником («Тиберий Гракх», «Гай Гракх», «Гай Юлий Цезарь»), Б. М. Коганом («Эмилий Павел», «Квинт Серторий», «Марк Брут»), А. С. Пинскером («Кориолан»), М. Б. Рабиновичем («Ромул», «Нума Помпилий», «Камилл», «Красе»), Б. П. Селецким («Катон Старший», «Марий», «Сулла»), Г. А. Стратановским («Помпеи», «Цицерон», «Антоний»), И. А. Шишовой («Фабий Максим»).

Ботвинник М. Н» Коган Б. М» Селецкий Б. П., Стратановский Г. А. и др.

Столица современной Италии Рим, стоящий на берегу реки Тибр,- очень старый город, и его прошлое теряется в глубине веков. Еще древние римляне ничего не знали о том, как возник их город и почему он называется Рим (по-латински Рома). Римляне хотели знать прошлое родного города, но-история тогда не могла ответить на все интересующие их вопросы. История в то время была больше искусством, чем наукой. Археологии еще вовсе не существовало. Поэтому настоящие сведения подменялись легендами, в которых рассказывалось об основании города Рима. В этих легендах вымысел причудливо переплетается с достоверными историческими событиями далекого прошлого. Вот одно из таких преданий. Давным-давно обитатели берегов Тибра сражались с напавшими на них пришельцами. Враг был многочислен и силен, но защитники оказались стойкими, мужественными и поэтому победили. В честь победы местные жители основали город и назвали его Рома, что означает сила, мощь. Другая легенда рассказывает о том, что Рим основали беглецы из древней Трои: часть жителей пробилась из горящего города к гавани и, сев на корабли, отплыла на запад. Беженцы долго видели зарево пожара, стоявшее над родными местами. Путешествие было долгим и опасным. Однажды буря прибила корабли к незнакомому берегу. Высадившись, усталые скитальцы заснули. Пока мужчины спали, одна из троянских женщин, по имени Рома, осмотрела местность, которая оказалась устьем полноводной реки. Рома сказала подругам: «Много недель ветры носят нас по морю. Мы и наши дети измучены. Лучше этого места мы еще не встречали. Останемся здесь, а чтобы наши мужья не решили снова отправиться в путь, сожжем корабли».

Существует много других легенд, которыми пытаются объяснить происхождение города и его название. Часто бывает, что никто не может объяснить, почему город или местность, река или гора, озеро или море называется так, а не иначе. Вот тогда и появляются на свет различные сказания. Так было и с Римом. Среди множества легенд об этом городе выделилась одна и стала основной. Эта легенда связала возникновение города с именем Ромула. Ее знал каждый школьник в древнем Риме.

Когда погибла великая Троя, часть ее защитников спаслась, увезя с собой сокровища родного города. Во главе троянцев стоял герой Эней. Долго носились корабли беглецов по морю. Наконец ветер пригнал их к берегу. Перед ними была широкая река, впадавшая в море, берега которой густо поросли деревьями и кустарником. Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах реки и прибрежных озер. Это был берег Италии, и местность называлась Лаций. Беглецы решили поселиться здесь и на берегу одного из небольших озер основали город Альба-Лонга. ЦаРем Альба-Лонги стал Эней, а потом трон перешел к его потомкам.

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Плутарх

Книга «Знаменитые римляне»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШКОЛЬНИКА

Греческий историк Плутарх (I в. до н. э.) известен своими «Сравнительными жизнеописаниями» видных греческих и римских государственных и общественных деятелей.

Книга «Знаменитые греки», вышедшая в 1961 г., уже познакомила читателя с биографиями выдающихся людей древней Греции, а «Знаменитые римляне» расскажет о знаменитых деятелях древнего Рима.

Составители излагали биографии римлян, устраняя малоизвестные имена, непонятные исторические термины, наивные объяснения исторических событий и т. п. Так как римские биографии представляли, по сравнению с греческими, для самого Плутарха второстепенный интерес, то в них попало много непроверенных и искаженных событий, характеристик людей. Поэтому составители в ряде случаев дополняли материал жизнеописаний по Плутарху фактами, взятыми у других древних авторов.

В книгу вошли основные биографии знаменитых римлян, которые пересказаны для настоящего издания М. Н. Ботвинником («Тиберий Гракх», «Гай Гракх», «Гай Юлий Цезарь»), Б. М. Коганом («Эмилий Павел», «Квинт Серторий», «Марк Брут»), А. С. Пинскером («Кориолан»), М. Б. Рабиновичем («Ромул», «Нума Помпилий», «Камилл», «Красе»), Б. П. Селецким («Катон Старший», «Марий», «Сулла»), Г. А. Стратановским («Помпеи», «Цицерон», «Антоний»), И. А. Шишовой («Фабий Максим»).

Ботвинник М. Н» Коган Б. М» Селецкий Б. П., Стратановский Г. А. и др.

Столица современной Италии Рим, стоящий на берегу реки Тибр,- очень старый город, и его прошлое теряется в глубине веков. Еще древние римляне ничего не знали о том, как возник их город и почему он называется Рим (по-латински Рома). Римляне хотели знать прошлое родного города, но-история тогда не могла ответить на все интересующие их вопросы. История в то время была больше искусством, чем наукой. Археологии еще вовсе не существовало. Поэтому настоящие сведения подменялись легендами, в которых рассказывалось об основании города Рима. В этих легендах вымысел причудливо переплетается с достоверными историческими событиями далекого прошлого. Вот одно из таких преданий. Давным-давно обитатели берегов Тибра сражались с напавшими на них пришельцами. Враг был многочислен и силен, но защитники оказались стойкими, мужественными и поэтому победили. В честь победы местные жители основали город и назвали его Рома, что означает сила, мощь. Другая легенда рассказывает о том, что Рим основали беглецы из древней Трои: часть жителей пробилась из горящего города к гавани и, сев на корабли, отплыла на запад. Беженцы долго видели зарево пожара, стоявшее над родными местами. Путешествие было долгим и опасным. Однажды буря прибила корабли к незнакомому берегу. Высадившись, усталые скитальцы заснули. Пока мужчины спали, одна из троянских женщин, по имени Рома, осмотрела местность, которая оказалась устьем полноводной реки. Рома сказала подругам: «Много недель ветры носят нас по морю. Мы и наши дети измучены. Лучше этого места мы еще не встречали. Останемся здесь, а чтобы наши мужья не решили снова отправиться в путь, сожжем корабли».

Существует много других легенд, которыми пытаются объяснить происхождение города и его название. Часто бывает, что никто не может объяснить, почему город или местность, река или гора, озеро или море называется так, а не иначе. Вот тогда и появляются на свет различные сказания. Так было и с Римом. Среди множества легенд об этом городе выделилась одна и стала основной. Эта легенда связала возникновение города с именем Ромула. Ее знал каждый школьник в древнем Риме.

Когда погибла великая Троя, часть ее защитников спаслась, увезя с собой сокровища родного города. Во главе троянцев стоял герой Эней. Долго носились корабли беглецов по морю. Наконец ветер пригнал их к берегу. Перед ними была широкая река, впадавшая в море, берега которой густо поросли деревьями и кустарником. Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах реки и прибрежных озер. Это был берег Италии, и местность называлась Лаций. Беглецы решили поселиться здесь и на берегу одного из небольших озер основали город Альба-Лонга. ЦаРем Альба-Лонги стал Эней, а потом трон перешел к его потомкам.

Источник

Знаменитые римляне

Скачать книгу в формате:

Аннотация

ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШКОЛЬНИКА

Греческий историк Плутарх (I в. до н. э.) известен своими «Сравнительными жизнеописаниями» видных греческих и римских государственных и общественных деятелей.

Книга «Знаменитые греки», вышедшая в 1961 г., уже познакомила читателя с биографиями выдающихся людей древней Греции, а «Знаменитые римляне» расскажет о знаменитых деятелях древнего Рима.

Составители излагали биографии римлян, устраняя малоизвестные имена, непонятные исторические термины, наивные объяснения исторических событий и т. п. Так как римские биографии представляли, по сравнению с греческими, для самого Плутарха второстепенный интерес, то в них попало много непроверенных и искаженных событий, характеристик людей. Поэтому составители в ряде случаев дополняли материал жизнеописаний по Плутарху фактами, взятыми у других древних авторов.

В книгу вошли основные биографии знаменитых римлян, которые пересказа.

Отзывы

Популярные книги

плутарх жизнь знаменитых римлян. Смотреть фото плутарх жизнь знаменитых римлян. Смотреть картинку плутарх жизнь знаменитых римлян. Картинка про плутарх жизнь знаменитых римлян. Фото плутарх жизнь знаменитых римлян

Дмитрий Глуховский Метро 2033 Когда-то давно Московское метро замышлялось как гигантское бомбоубе.

Метро 2033

плутарх жизнь знаменитых римлян. Смотреть фото плутарх жизнь знаменитых римлян. Смотреть картинку плутарх жизнь знаменитых римлян. Картинка про плутарх жизнь знаменитых римлян. Фото плутарх жизнь знаменитых римлян

Мягкий порыв ветра принес с собой запах морской соли и йода… уже пора в путь! Но сколько еще осталос.

плутарх жизнь знаменитых римлян. Смотреть фото плутарх жизнь знаменитых римлян. Смотреть картинку плутарх жизнь знаменитых римлян. Картинка про плутарх жизнь знаменитых римлян. Фото плутарх жизнь знаменитых римлян

Январь 1939 года. Германия. Страна, затаившая дыхание. Никогда еще у смерти не было столько работы.

Книжный вор

плутарх жизнь знаменитых римлян. Смотреть фото плутарх жизнь знаменитых римлян. Смотреть картинку плутарх жизнь знаменитых римлян. Картинка про плутарх жизнь знаменитых римлян. Фото плутарх жизнь знаменитых римлян

Дмитрий Глуховский Метро 2035 «Я собираюсь поставить привычный и знакомый многим мир «Метро» с.

Метро 2035

плутарх жизнь знаменитых римлян. Смотреть фото плутарх жизнь знаменитых римлян. Смотреть картинку плутарх жизнь знаменитых римлян. Картинка про плутарх жизнь знаменитых римлян. Фото плутарх жизнь знаменитых римлян

Теперь я второкурсница в лучшей академии магии. Особенность моего дара — я не вижу магические иллю.

Лучшая академия магии, или Попала по собственному желанию. Часть 3. Новые правила

плутарх жизнь знаменитых римлян. Смотреть фото плутарх жизнь знаменитых римлян. Смотреть картинку плутарх жизнь знаменитых римлян. Картинка про плутарх жизнь знаменитых римлян. Фото плутарх жизнь знаменитых римлян

Думала ли Рая, затевая уборку дома, что ударится головой и очнётся в ином мире? А там она, свобо.

Как приручить кентавра, или Дневник моего сна

плутарх жизнь знаменитых римлян. Смотреть фото плутарх жизнь знаменитых римлян. Смотреть картинку плутарх жизнь знаменитых римлян. Картинка про плутарх жизнь знаменитых римлян. Фото плутарх жизнь знаменитых римлян

Новинки

плутарх жизнь знаменитых римлян. Смотреть фото плутарх жизнь знаменитых римлян. Смотреть картинку плутарх жизнь знаменитых римлян. Картинка про плутарх жизнь знаменитых римлян. Фото плутарх жизнь знаменитых римлян

Юная взломщица Альда получила заказ на золотой кубок из сокровищницы графа Отирмира. Еще ни разу о.

Источник

Текст книги «Знаменитые римляне»

Автор книги: Плутарх

История

Текущая страница: 1 (всего у книги 18 страниц)

Автор неизвестен
Знаменитые римляне

ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШКОЛЬНИКА

Греческий историк Плутарх (I в. до н. э.) известен своими «Сравнительными жизнеописаниями» видных греческих и римских государственных и общественных деятелей.

Книга «Знаменитые греки», вышедшая в 1961 г., уже познакомила читателя с биографиями выдающихся людей древней Греции, а «Знаменитые римляне» расскажет о знаменитых деятелях древнего Рима.

Составители излагали биографии римлян, устраняя малоизвестные имена, непонятные исторические термины, наивные объяснения исторических событий и т. п. Так как римские биографии представляли, по сравнению с греческими, для самого Плутарха второстепенный интерес, то в них попало много непроверенных и искаженных событий, характеристик людей. Поэтому составители в ряде случаев дополняли материал жизнеописаний по Плутарху фактами, взятыми у других древних авторов.

В книгу вошли основные биографии знаменитых римлян, которые пересказаны для настоящего издания М. Н. Ботвинником («Тиберий Гракх», «Гай Гракх», «Гай Юлий Цезарь»), Б. М. Коганом («Эмилий Павел», «Квинт Серторий», «Марк Брут»), А. С. Пинскером («Кориолан»), М. Б. Рабиновичем («Ромул», «Нума Помпилий», «Камилл», «Красе»), Б. П. Селецким («Катон Старший», «Марий», «Сулла»), Г. А. Стратановским («Помпеи», «Цицерон», «Антоний»), И. А. Шишовой («Фабий Максим»).

Ботвинник М. Н» Коган Б. М» Селецкий Б. П., Стратановский Г. А. и др.

Столица современной Италии Рим, стоящий на берегу реки Тибр,– очень старый город, и его прошлое теряется в глубине веков. Еще древние римляне ничего не знали о том, как возник их город и почему он называется Рим (по-латински Рома). Римляне хотели знать прошлое родного города, но-история тогда не могла ответить на все интересующие их вопросы. История в то время была больше искусством, чем наукой. Археологии еще вовсе не существовало. Поэтому настоящие сведения подменялись легендами, в которых рассказывалось об основании города Рима. В этих легендах вымысел причудливо переплетается с достоверными историческими событиями далекого прошлого. Вот одно из таких преданий. Давным-давно обитатели берегов Тибра сражались с напавшими на них пришельцами. Враг был многочислен и силен, но защитники оказались стойкими, мужественными и поэтому победили. В честь победы местные жители основали город и назвали его Рома, что означает сила, мощь. Другая легенда рассказывает о том, что Рим основали беглецы из древней Трои: часть жителей пробилась из горящего города к гавани и, сев на корабли, отплыла на запад. Беженцы долго видели зарево пожара, стоявшее над родными местами. Путешествие было долгим и опасным. Однажды буря прибила корабли к незнакомому берегу. Высадившись, усталые скитальцы заснули. Пока мужчины спали, одна из троянских женщин, по имени Рома, осмотрела местность, которая оказалась устьем полноводной реки. Рома сказала подругам: «Много недель ветры носят нас по морю. Мы и наши дети измучены. Лучше этого места мы еще не встречали. Останемся здесь, а чтобы наши мужья не решили снова отправиться в путь, сожжем корабли».

Так женщины и поступили. Мужчины, проснувшись, увидели, что их корабли горят. Волей-неволей пришлось остаться и строить здесь поселение, в дальнейшем выросшее в город. Все сложилось благоприятно: почва была плодородной, соседние народы относились к пришельцам дружественно. В честь троянки, поджегшей корабли, город и назвали ее именем – Рома.

Существует много других легенд, которыми пытаются объяснить происхождение города и его название. Часто бывает, что никто не может объяснить, почему город или местность, река или гора, озеро или море называется так, а не иначе. Вот тогда и появляются на свет различные сказания. Так было и с Римом. Среди множества легенд об этом городе выделилась одна и стала основной. Эта легенда связала возникновение города с именем Ромула. Ее знал каждый школьник в древнем Риме.

Когда погибла великая Троя, часть ее защитников спаслась, увезя с собой сокровища родного города. Во главе троянцев стоял герой Эней. Долго носились корабли беглецов по морю. Наконец ветер пригнал их к берегу. Перед ними была широкая река, впадавшая в море, берега которой густо поросли деревьями и кустарником. Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах реки и прибрежных озер. Это был берег Италии, и местность называлась Лаций. Беглецы решили поселиться здесь и на берегу одного из небольших озер основали город Альба-Лонга. ЦаРем Альба-Лонги стал Эней, а потом трон перешел к его потомкам.

С тех пор прошло много лет. Один из царей Альба-Лонги, умирая, призвал двух своих сыновей – Нумитора и Амулия и сказал им: «Пусть каждый выберет себе, что пожелает. Один пусть возьмет корону и власть, другой – все мои богатства».

Нумитор, выбрав корону, стал /царем Альба-Лонги. Коварный Амулий взял себе золото, решив, что оно поможет ему добиться власти. С помощью заговора Амулий сверг своего брата с трона и стал повелителем города. Как всякий человек, пришедший к власти нечестным путем, Амулий страшился возмездия. У Нумитора была дочь Рея Сильвия. Амулий боялся, что у нее родятся дети, которые смогут отомстить ему за своего деда. Чтобы предупредить это, он назначил Рею Сильвию жрицей богини домашнего очага Весты. Весталки – жрицы этой богини – обязаны были дать обет безбрачия. За нарушение обета им грозило суровое наказание.

Амулий успокоился, зная теперь, что у Нумитора не будет внуков – его законных наследников. Однако вскоре царю донесли, что Рея Сильвия родила двух мальчиков. Рассказывали, что их отцом был сам бог войны – Марс.

Вода в реке быстро прибывала, и вскоре волна подхватила корыто с детьми и унесла. Однако дети не утонули. Течение вынесло их деревянную колыбель на тихое место, где она и застряла в корнях большой дикой смоковницы.

В это время пастух Фаустул, пасший у реки царское стадо, увидел внизу, у воды, корыто с двумя младенцами. Он заметил также волчицу, которая подошла к этому месту. Пастух подумал, что зверь сейчас сожрет детей, и хотел броситься им на помощь, но остановился, пораженный необыкновенным зрелищем. Волчица кормила младенцев своим молоком. Затем прилетел дятел, принесший в клюве пищу. Когда волчица ушла и дятел улетел, Фаустул спустился к реке, взял деревянное корыто с детьми и унес к себе домой. Он назвал одного мальчика Ромулом, другого – Ремом. С тех пор братья жили, росли и воспитывались у пастуха Фаустула и его жены Акки Ларенции.

Ромул и Рем выросли сильными, высокими юношами: они быстро бегали, прекрасно владели мечом и копьем, став смелыми воинами и охотниками. Их уважали и любили за то, что они по* могали бедным людям и защищали слабых от разбойников, которых тогда много бродило в лесах. О Ромуле и Реме разнеслась слава, и к ним стали приходить бедные крестьяне и даже беглые рабы.

Смелость и независимость Ромула и Рема, рост их отрядов обеспокоили царя Амулия, и он приказал схватить братьев.

Однажды, когда Рем шел всего с несколькими товарищами, на него напали царские воины и схватили его. Рема привели к Амулию и сказали: «Вот, царь, один из тех, кого ты велел схватить. Мы взяли его на пастбищах Нумитора, твоего брата».

Амулий приказал было казнить Рема, но потом выдал его для суда Нумитору. Хитрый Амулий решил, что люди станут меньше обвинять его в том, что он отнял все права у брата и унижает его достоинство.

Нумитор взволнованно глядел на высокого, стройного юношу, стоявшего перед ним.

– Кто ты и откуда?-ласковым голосом спросил Нумитор.

– Я ничего от тебя не скрою. Я вижу, что ты более достоин быть царем, чем Амулий. Прежде чем решить судьбу пленника, ты желаешь его выслушать. Амулий расправляется без суда. Я – Рем, брат Ромула. Мы всегда считали себя детьми царских слуг Фаустула и Акки Ларенции. Но говорят, что наше рождение окутано тайной. Поразительные вещи слышал я о нашем детстве. Дикие звери и птицы кормили нас: волчица поила нас своим молоком, дятел носил нам в клюве кусочки пищи, когда мы лежали в корыте на берегу большой реки. Это корыто и теперь цело. На его медных скрепах видны какие-то старые письмена.

Нумитор стал догадываться, что перед ним его внук, один из сыновей Реи Сильвии, которая все еще томилась в темнице. Он продолжал расспрашивать Рема, ища подтверждения своей догадке.

А в это время Фаустул, призвав Ромула, рассказал ему правду о его происхождении. Пастух и прежде намекал о загадочном появлении братьев, но сейчас, когда Рем был схвачен, считал, что больше ничего скрывать не надо.

Фаустул умолял Ромула помочь выручить Рема, а сам поспешил во дворец. Он взял с собой корыто, которое некогда служило колыбелью Ромулу и Рему. У городских ворот стража остановила Фаустула. У пастуха спросили:

«Зачем ты идешь в город? Что несешь с собой?»

Ответы Фаустула показались подозрительными, и его заставили распахнуть плащ. Увидев старое корыто, которое старик так усердно прятал, стража засмеялась и хотела его пропустить. Услышав смех, подошел один из царских слуг, который когда-то по приказу царя Амулия отнес к реке детей Реи Сильвии. Он сразу же узнал корыто, приказал схватить Фаустула и отправить во дворец к Амулию.

– Неужели внуки Нумитора живы?

Фаустула подвергли мучительным пыткам, но всей правды старик так и не раскрыл. Под плетьми палача он сознался, что дети живы, но не сказал, где они находятся.

Похоронив Рема, Ромул принялся за постройку города. Строительство сопровождалось в то время различными обрядами. Прежде всего вырыли большую яму, куда сложили полезные для человека плоды и хлебные злаки. Затем каждый бросил в яму горсть земли, принесенную из тех мест, откуда он родом. Это символически выражало единство всех пришельцев, будущих граждан города. Яма – ее назвали мундус – стала центром города.

Затем Ромул запряг в плуг быка и корову и пропахал глубокую борозду: здесь должна была вырасти городская стена. В тех местах, где пахарь приподнимал плуг, в борозде образовывались разрывы – так намечались будущие ворота. После совершения обряда стена считалась священной. Город был назван именем своего основателя, а Ромул стал его царем.

Одним из первых в городе было построено неприкосновенное убежище для беглецов, посвященное богу Асила. В этом убежище находили приют и защиту беглые рабы, должники. Рим принимал изгнанников и пришельцев, откуда бы они ни прибывали. Их прошлым никто не интересовался. Население Рима и сам город стали быстро разрастаться.

Римские ученые уверяли, что они точно высчитали и определили дату основания города. Это событие, по их словам, произошло 21 апреля 753 г. до н. э. И хотя этот день римляне ежегодно праздновали и называли его днем рождения отечества, конечно, весь рассказ об основании Рима – легенда, да и сами Ромул и Рем мифические личности. Мы знаем, что Рим получил свое название не от Ромула, а что легенда о Ромуле была придумана, чтобы объяснить возникновение и название города (в легенде об основании Рима наряду с вымыслом отразились воспоминания также о подлинных исторических событиях. Город Альба-Лонга действительно существовал. Известно, что его жители сжигали трупы умерших. Такой же обычай существовал и у первых поселенцев Палатинского холма. На этом основании ученые считают, что в отдаленные времена на месте будущего Рима поселились выходцы из Альба-Лонги.).

Такая же легенда-рассказ о дальнейшей жизни, деятельности и смерти Ромула.

Став царем, Ромул разделил всех жителей города, кто мог служить в войске, на отряды. Каждый отряд состоял из трех тысяч пехотинцев и трехсот всадников и назывался легионом. Остальные жители считались простым народом популюс. Сто лучших граждан были отобраны Ромулом и названы патрициями (по-латински pater – отец). Собрание патрициев составляло сенат – совет старейшин (по-латински старец – senex).

Город рос и быстро заполнялся пришельцами, которых охотно принимали. Большинство представляло собой сброд из разных мест, бродяг, нищих и всяких подозрительных людей. Женщин было мало. Ромул направил посольство к соседним племенам с просьбой разрешить их девушкам выходить замуж за римлян. Но соседи отказались от этого, ответив, что не хотят иметь дело с беглецами и разбойниками.

Тогда Ромул решил действовать хитростью. Он распустил слух, будто на территории Рима найден алтарь, выстроенный неизвестному богу. Его назвали Консом – богом совета1. Ромул объявил, что в честь этой находки в Риме будут происходить празднества. К торжествам шли приготовления. Предстоящий праздник привлек много зрителей из разных мест. Особенно много пришло народа из соседнего племени сабинян. Они пришли со своими женами и детьми.

Начался праздник. Ромул, одетый в пурпурный плащ, сидел впереди вместе с лучшими людьми Рима. Когда все зрители увлеклись состязаниями, Ромул поднялся с места, снял с себя плащ, а затем снова накинул на плечи. Это был условный сигнал. Увидев поданный знак, римские юноши обнажили мечи и с громкими криками кинулись в толпу гостей. Каждый из римлян схватил на руки девушку-сабинянку и унес к себе в дом.

Оскорбленные сабиняне стали готовиться к войне с обидчиками. Вначале они направили послов в Рим с предложением вернуть похищенных девушек, а затем начать переговоры об установлении дружеских и родственных отношений между двумя народами. Но Ромул отклонил эти предложения.

Царь города Ценины Акрон первым начал военные действия, двинув своих воинов против Рима. Когда оба войска сблизились, полководцы, по старому обычаю, вызвали друг друга на поединок. Ромул был опытен, осторожен, силен и хладнокровен. Ценинский же царь был горяч и несдержан. Это его и погубило. Ромул воспользовался растерянностью в стане врага, разбил его войско, занял Ценину, а жителей переселил в Рим. Это способствовало росту города.

Ромул захватил и разорил еще несколько сабинских городов, и жителей также переселил в Рим.

Некоторое время спустя большое войско сабинян двинулось против римлян. Их предводителем был Тит Таций. Сабиняне близко подошли к Риму, но дальнейшее продвижение им преградил Капитолий – высокий холм, с трех сторон обрывавшийся

Отсюда и слова: консул – советник, консилиум – совет. отвесными скалами. Только с восточной стороны подступы к Капитолию казались более доступными, хотя путь и проходил по заболоченной, топкой долине. На вершине холма были возведены прочные стены, за которыми укрывались защитники. Тит Таций понял, что штурмом ему эту цитадель не взять. Но здесь сабинянам помогло предательство: дочь начальника римского гарнизона Тарпея тайно явилась к врагу и предложила Титу Тацию впустить его воинов в крепость.

– За это каждый воин пусть отдаст мне то, что носит на своей левой руке,– сказала Тарпея, указав на тяжелые золотые браслеты.

Тит Таций с презрением выслушал ее корыстную речь, но, взглянув на неприступные вершины Капитолия, согласился.

Ночью Тарпея отворила одни из ворот крепости врагу. Так, благодаря измене, сабиняне овладели Капитолием.

Предательница потребовала платы. Хотя Тит Таций и вынужден был воспользоваться изменой, но он презирал изменников. Помня об уговоре, он сказал:

– Выполните обещание, воины! Отдайте все, что вы носите на левой руке. Не скупитесь. Все отдайте, как это делаю я.– С этими словами Тит Таций снял золотой браслет и щит с левой руки и бросил их в Тарпею. Все воины последовали его примеру: в предательницу полетели золотые запястья, щиты, и она погибла под их тяжестью.

Высокую скалу на Капитолии, у которой погибла изменница Тарпея, впоследствии стали называть Тарпейской скалой (с нее римляне сбрасывали приговоренных к смерти преступников).

Потеряв капитолийские укрепления, римляне надеялись победить врага в открытом сражении. Оно началось в узкой долине, расположенной между Капитолийским и Палатинским холмами. Первыми двинулись вперед сабиняне. Их конница неслась на римлян. Впереди скакал отважный, смелый воин Курций. Неожиданно ноги его лошади погрузились в густую, вязкую трясину. Напрасно всадник ударами и криками старался повернуть коня: топь все больше и больше засасывала его. Тогда Курций встал на круп лошади и прыжком достиг твердой почвы, а бедное животное погрузилось в топкое болото, которое образовалось после недавних дождей. Трясина была незаметна, и только гибель коня Курция предупредила сабинян о подстерегавшей их опасности. Это место долго потом называлось «озером Курция».

Четыре года Ромул и Таций правили вместе. На пятом году случилось несчастье – родичи Тация убили ларентских послов, что считалось тягчайшим преступлением. Ромул потребовал сурово наказать убийц. Однако Таций задерживал исполнение смертного приговора. Не дождавшись свершения казни, родственники приговоренных напали на Тация и убили, считая его виновником того, что их родные остались неотомщенными. Ромул весьма спокойно отнесся к этому событию и даже не пытался расследовать обстоятельства гибели Тация. Ромул устроил своему соправителю торжественные похороны и стал в дальнейшем править один.

Ромул вел непрерывные войны с соседними народами, подчиняя их власти Рима. Опасаясь, что могущество Рима станет непреоборимым, против него выступили этруски богатого и сильного города Вей. Войско этрусков вначале одержало победу, но затем было разбито Ромулом. По мирному договору город Вей уступил Риму семь подвластных областей, выдал заложников.

Это была последняя война Ромула, и теперь его силу уже никто не осмеливался оспаривать. Но, как часто бывает со многими правителями, власть которых укрепили постоянные удачи, Ромул возгордился. Он отказался от прежней близости к народу. Он окружил себя приближенными и телохранителями ликторами. Они всегда шли впереди царя, держа в руках связки прутьев фасции, в которые воткнут был топор. (Ликторы исполняли приговоры у древних римлян.) Ромул стал носить пышную одежду – красный хитон и плащ с широкой пурпурной каймой. Править он стал единолично и, сидя в кресле, разбирал дела, вершил суд, не спрашивая совета у старейшин, чем унижал и оскорблял их. Недовольство царем росло, но против могущественного Ромула боялись выступить открыто: внешне все были покорны. Созданный Ромулом законодательный орган власти – сенат собирался, молча выслушивал приказы царя и расходился.

Наступил тридцать восьмой год царствования Ромула. В один из жарких июльских дней он приказал народу собраться за городской стеной, возле места, которое называлось Козьим болотом. В это время поднялся сильный ветер и разразилась гроза: оглушительно гремел гром, сверкали молнии. Стало темно как ночью. Испуганные люди бросились в разные стороны. Вскоре гроза прекратилась, небо прояснилось и все возвратились к Козьему болоту. Но Ромула не было. Его нигде не могли найти. Царь исчез.

Сенаторы объяснили народу, что Ромул, при блеске молний, вознесся на небо и отныне будет для римлян богом, как раньше был добрым царем.

Не все поверили этому. Прошел слух, что отцы-сенаторы убили Ромула во время грозы, чтобы избавиться от его все возрастающей власти и вернуть себе прежнее влияние.

Несколько дней спустя один из патрициев пришел на площадь и стал клясться перед народом, что ему на дороге явился Ромул в ослепительно белом вооружении.

– По воле богов,– сказал Ромул,– я вернулся на небо, где жил прежде. Я исполнил то, что было мне предначертано. Я основал город, с которым никакой другой не сравнится славой и силой. Рим достигнет вершины человеческого могущества, а я, Ромул, буду отныне милостивым для вас, римлян, богом Квирином.

Многие поверили этой басне, а те, кто сомневался, из страха молчали. В Риме был установлен культ бога Квирина-Ромула, в честь которого на одном из холмов построили храм. Холм после этого стал называться Квиринальским. Нума Помпилий

Вскоpe после смерти Ромула в Риме возникли разногласия: спор шел о том, из какого племени должен быть избран новый царь – из римлян или сабинян. Те, кто пришел с Ромулом, считали несправедливым, что получившие позднее римское гражданство сабиняне хотят властвовать над основателями Рима. В свою очередь сабиняне напоминали, что они не были покорены римлянами, а слились с ними на равных правах: Ромул и Тит Таций обладали одинаковой властью. После смерти Тация римлянин Ромул правил один, сабиняне не возражали. Теперь же справедливость требует, чтобы царем стал сабинянин.

Не придя к единому мнению, сенаторы решили сами управлять государством. Каждый сенатор, по очереди, надевал платье властителя Рима, брал в руки знаки царского достоинства, приносил жертву богам как главный жрец и становился царем, власть которого продолжалась в течение суток. Сенаторов обоих племен этот порядок вполне устраивал, так как никому невозможно было возвыситься над другим: в течение одного дня и одной ночи человек из царя вновь становился простым гражданином.

Так правили сенаторы некоторое время. В истории Рима этот период называли междуцарствием. Простой люд был недоволен, ибо он видел, что знатные захватили власть и заботятся только лишь о себе. В народе говорили: сейчас у нас вместо одного царя стало сто.

Народ требовал, чтобы власть снова была вручена одному достойному человеку, избранному всеми гражданами Рима. В конце концов и сенаторы решили выбрать правителя, боясь, что народ сделает это сам.

После долгих пререканий сенаторы пришли к единому решению, объявив на народном собрании, что наиболее достойным кандидатом признан Нума Помпилий, сабинянин по происхождению. Народ приветствовал это решение, так как это имя пользовалось хорошей славой.

Нума жил в сабинском городе Кур, который был родиной соправителя Ромула Тита Тация. В этот город и направилось посольство из наиболее именитых граждан Рима, чтобы предложить Нуме царскую власть.

Нума был известен далеко за пределами своего города, прославившись своей скромностью, простотой, глубоким умом и любовью к миру. Он давно мог занять высокое положение – ведь он был женат на дочери царя Тита Тация.

Но государственным почестям Нума предпочитал честную и спокойную частную жизнь. Из своего дома он изгнал расточительство и роскошь. Нума любил уединение, бродил по окрестным рощам и лесам, лугам и долинам, наслаждаясь красотой природы и предаваясь размышлениям. Римляне тогда обожествляли природу, населяя ее множеством богов – больших и малых. По верованиям древних римлян, каждая роща, каждое дерево, каждая река или источник имели свое божество. В лесах бродили сильваны (древнеримский бог лесов, хлебопашества и скотоводства), в рощах прекрасные нифмы-камены (древнеримские божества природы). Прошел слух, что Нума потому подолгу бывает в священных рощах, что он близок богам и что его супругой стала нифма-камена Эгерия. Оттого он после смерти жены и не сочетался новым браком со смертной женщиной. Мудрость и предусмотрительность Нумы объясняли тем, что Эгерия раскрывала ему божественные предначертания. Все свои законы Нума проводил, якобы пользуясь советами Эгерии.

Послы Рима прибыли в Кур. Они склонились перед Нумой и предложили ему царствовать в Риме. Послы были уверены, что Нума обрадуется выпавшему на его долю счастью. Но Нума не хотел менять свой спокойный образ жизни на царский престол воинственного Рима и ответил послам:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *