плиев нодар танцор биография

Вся жизнь на кончиках пальцев. Почему Нодар Плиев не нужен Осетии?

Имя его мне знакомо с детства, как и, наверное, всем осетинам. Скорее всего, каждый хоть раз в жизни видел танцы в его исполнении по телевизору или в Интернете. Это человек, к хореографическому таланту которого все эпитеты блекнут. Когда он на сцене – даже сейчас, в 73 года – мурашки по коже от виртуозности исполнения и артистизма этого мастера. Часто слово «великий» используют в отношении людей, к которым этот термин можно отнести с натяжкой или же очень субъективно. А о Нодаре Плиеве по-другому и не скажешь. Личность его может кому-то нравиться, а кому-то нет, но то, что человек является в своем деле мастером высочайшего класса, конечно, неоспоримо.

плиев нодар танцор биография. Смотреть фото плиев нодар танцор биография. Смотреть картинку плиев нодар танцор биография. Картинка про плиев нодар танцор биография. Фото плиев нодар танцор биография

К чему я все это? В день рождения артиста мне попадались публикации о нем в СМИ. Совершенно случайно наткнулась на его интервью североосетинской телерадиокомпании «Арт», которое он давал несколько лет назад. Материал назывался «Вначале был танец…» Стоит отметить, что лично с Нодаром Плиевым я не знакома. Интервью было большим. Думала, послушаю пару минут, остальное – позже (из-за нехватки времени). Но с первой же минуты его рассказ захватил мое внимание. Интервью прослушала на одном дыхании. Некоторые факты меня, мягко говоря, удивили.

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Карьеру танцора Нодар Артемович начал в далеком 1967 году в Южной Осетии, в ансамбле «Симд». Чуть позже он хотел устроиться в ансамбль «Алан» в Северной Осетии, но его не взяли. После отказа он поехал в Кабардино-Балкарию, где его без просмотра сразу же определили в госансамбль «Кабардинка». Свои не взяли, а в Нальчике приютили. В «Алане» Нодар Плиев, конечно, тоже танцевал, но значительно позже. Отдал он этому ансамблю 19 лет. А до «Алана» в его творческой биографии была и работа в дагестанской «Лезгинке». Был Нодар Плиев и солистом известного грузинского ансамбля Сухишвили-Рамишвили, целых 16 лет… В 90-е работал уже в североосетинском конном театре «Нарты». С выступлениями он объездил весь мир.

Интересный факт. На момент того интервью Нодар Плиев преподавал осетинские танцы в детской студии в Северной Осетии (как и сейчас). Учить детей невероятно сложно, я снимаю шляпу перед педагогами, которые берут на себя этот тяжкий труд. Но, наверно, колоссальный опыт и виртуозное мастерство Нодара Плиева гораздо эффективнее можно было использовать все эти годы в государственном ансамбле «Алан» или «Симд», например, где он делился бы мастерством уже с профессиональными танцорами. Человека приглашали работать другие республики, звала к себе соседняя Грузия. Там его почему-то ценят и ждут. А у нас в Осетии – речь сейчас, в первую очередь, о Северной, так как живет он там – он преподает детям, и на этом все. Можно было бы его и в «Симд» позвать. Вряд ли человек отказался бы от хороших условий, но кто ему их предложил? Кому это надо?

Мне кажется, что если танцор с 50-летним стажем выступает на свадьбах для того, чтобы прокормить свою семью, это позор для Осетии. Людей такого масштаба у нас на обе Осетии не так уж и много. И обеспечить безбедное их существование – долг государства. И это вполне под силу Северной Осетии.

Очень интересная жизнь, полная различных трудностей, была у Нодара. И он смог не просто выстоять, а сделать так, чтобы во всех концах света люди подолгу стояли и аплодировали простому осетинскому парню, сумевшему покорить мир. И сейчас, в 70 с лишним лет, у него есть народная любовь, но, на мой взгляд, нет того почтения и уважения к его труду со стороны государства, к его таланту и к его достижениям, которые должны быть. Да, на словах все говорят «великий танцор», но слова ведь надо подкреплять действиями, которые могли бы обеспечить достойную жизнь. И потом мы удивляемся, почему же молодежь так равнодушна к искусству, почему все хотят стать бизнесменами, ну или, на худой конец, известными футболистами.

Быть может, и Нодар Плиев выбрал бы другой путь, зная, что, разменяв восьмой десяток, ему придется танцевать на свадьбах, чтобы прокормить свою семью. Вряд ли он мог такое предвидеть, блистая на лучших сценах мира и разбивая в кровь свои пальцы.

Источник

Плиев нодар танцор биография

Вся жизнь на кончиках пальцев. Почему Нодар Плиев не нужен Осетии? 19.07.2021 20:49

плиев нодар танцор биография. Смотреть фото плиев нодар танцор биография. Смотреть картинку плиев нодар танцор биография. Картинка про плиев нодар танцор биография. Фото плиев нодар танцор биографияНедавно был день рождения заслуженного артиста РФ, народного артиста Южной и Северной Осетии Нодара Плиева. О заслугах танцора и его деятельности сейчас — читайте в материале колумниста Sputnik Ольги Цховребовой

Имя его мне знакомо с детства, как и, наверное, всем осетинам. Скорее всего, каждый хоть раз в жизни видел танцы в его исполнении по телевизору или в Интернете. Это человек, к хореографическому таланту которого все эпитеты блекнут. Когда он на сцене – даже сейчас, в 73 года – мурашки по коже от виртуозности исполнения и артистизма этого мастера. Часто слово «великий» используют в отношении людей, к которым этот термин можно отнести с натяжкой или же очень субъективно. А о Нодаре Плиеве по-другому и не скажешь. Личность его может кому-то нравиться, а кому-то нет, но то, что человек является в своем деле мастером высочайшего класса, конечно, неоспоримо.

плиев нодар танцор биография. Смотреть фото плиев нодар танцор биография. Смотреть картинку плиев нодар танцор биография. Картинка про плиев нодар танцор биография. Фото плиев нодар танцор биография

Из личного архива Дины Бекоевой Дина Бекоева и Нодар Плиев

К чему я все это? В день рождения артиста мне попадались публикации о нем в СМИ. Совершенно случайно наткнулась на его интервью североосетинской телерадиокомпании «Арт», которое он давал несколько лет назад. Материал назывался «Вначале был танец…» Стоит отметить, что лично с Нодаром Плиевым я не знакома. Интервью было большим. Думала, послушаю пару минут, остальное – позже (из-за нехватки времени). Но с первой же минуты его рассказ захватил мое внимание. Интервью прослушала на одном дыхании. Некоторые факты меня, мягко говоря, удивили.

Хонга на Девичьей горе: кадры с вершины

Карьеру танцора Нодар Артемович начал в далеком 1967 году в Южной Осетии, в ансамбле «Симд». Чуть позже он хотел устроиться в ансамбль «Алан» в Северной Осетии, но его не взяли. После отказа он поехал в Кабардино-Балкарию, где его без просмотра сразу же определили в госансамбль «Кабардинка». Свои не взяли, а в Нальчике приютили. В «Алане» Нодар Плиев, конечно, тоже танцевал, но значительно позже. Отдал он этому ансамблю 19 лет. А до «Алана» в его творческой биографии была и работа в дагестанской «Лезгинке». Был Нодар Плиев и солистом известного грузинского ансамбля Сухишвили-Рамишвили, целых 16 лет… В 90-е работал уже в североосетинском конном театре «Нарты». С выступлениями он объездил весь мир.

Интересный факт. На момент того интервью Нодар Плиев преподавал осетинские танцы в детской студии в Северной Осетии (как и сейчас). Учить детей невероятно сложно, я снимаю шляпу перед педагогами, которые берут на себя этот тяжкий труд. Но, наверно, колоссальный опыт и виртуозное мастерство Нодара Плиева гораздо эффективнее можно было использовать все эти годы в государственном ансамбле «Алан» или «Симд», например, где он делился бы мастерством уже с профессиональными танцорами. Человека приглашали работать другие республики, звала к себе соседняя Грузия. Там его почему-то ценят и ждут. А у нас в Осетии – речь сейчас, в первую очередь, о Северной, так как живет он там – он преподает детям, и на этом все. Можно было бы его и в «Симд» позвать. Вряд ли человек отказался бы от хороших условий, но кто ему их предложил? Кому это надо?

Еще один момент, который меня удивил, вернее, шокировал. Многие здесь не согласятся со мной, скажут: «Что в этом такого? Это нормальная практика во всем мире!» Я о том, что заслуженный артист России, Народный артист Осетии танцевал на момент того интервью, да и сейчас, на свадьбах. Да, с одной стороны, это, может, и неплохо. Мы с вами можем при наличии денег пригласить к себе на торжество легенду танца и насладиться его мастерством, прикоснуться к высокому искусству. Но если бы у этого человека были нормальные зарплата и пенсия, и он не нуждался бы в деньгах, и танцевал бы на свадьбах так, для души – это одно. Но Нодар в своем интервью рассказывал, что вначале, когда он начал так зарабатывать, ему было очень стыдно, что он этим занимается. «Сердце сжималось перед выходом, я выходил, танцевал и быстренько уходил с этой свадьбы… Содержать семью-то надо», — говорил он.

Мне кажется, что если танцор с 50-летним стажем выступает на свадьбах для того, чтобы прокормить свою семью, это позор для Осетии. Людей такого масштаба у нас на обе Осетии не так уж и много. И обеспечить безбедное их существование – долг государства. И это вполне под силу Северной Осетии.

Очень интересная жизнь, полная различных трудностей, была у Нодара. И он смог не просто выстоять, а сделать так, чтобы во всех концах света люди подолгу стояли и аплодировали простому осетинскому парню, сумевшему покорить мир. И сейчас, в 70 с лишним лет, у него есть народная любовь, но, на мой взгляд, нет того почтения и уважения к его труду со стороны государства, к его таланту и к его достижениям, которые должны быть. Да, на словах все говорят «великий танцор», но слова ведь надо подкреплять действиями, которые могли бы обеспечить достойную жизнь. И потом мы удивляемся, почему же молодежь так равнодушна к искусству, почему все хотят стать бизнесменами, ну или, на худой конец, известными футболистами.

Быть может, и Нодар Плиев выбрал бы другой путь, зная, что, разменяв восьмой десяток, ему придется танцевать на свадьбах, чтобы прокормить свою семью. Вряд ли он мог такое предвидеть, блистая на лучших сценах мира и разбивая в кровь свои пальцы.

Источник

«Танцевать без эмоций — да кто тебя поймет?»

плиев нодар танцор биография. Смотреть фото плиев нодар танцор биография. Смотреть картинку плиев нодар танцор биография. Картинка про плиев нодар танцор биография. Фото плиев нодар танцор биография

Фото: Анна Кабисова

Нодар Плиев, заслуженный артист России

— Вы симд танцуете, где ваша осетинская осанка?

Нодар Плиев, пожалуй, самый известный осетинский танцор. Успел потанцевать во всех прославленных кавказских ансамблях: североосетинском «Алане», дагестанской «Лезгинке», «Кабардинке», грузинском «Сахишвили — Рамишвили», югоосетинском «Симде»… Плиеву 71 год, он преподает в школе кавказских танцев своего имени в Беслане, а еще записывает платные видеоуроки — деньги пойдут на создание ансамбля.

— Мы хотим создать в Беслане серьезный коллектив в память о погибших детях, которые хотели танцевать, но больше не станцевали, — объясняет Нодар.

С детьми он экспрессивен и требователен: танцор должен быть не просто исполнителем, а артистом. От него самого летят искры.

— Я им говорю, когда вы танцуете, вы не хороните свою бабушку, вы — танцуете. Зайди утром в ванную и улыбайся своему отражению в зеркале — какой ты красивый. Но когда ты смотришь на меня, как фараон, — это что такое? — возмущается Нодар. — Танцевать без эмоций — да кто тебя поймет? Когда ты выскочишь на сцену, зритель должен сразу понять, чей танец ты танцуешь, ты должен говорить с ним на языке этого народа.

Нодар часто переходит с русского на осетинский, чтобы ярче выразить эмоции, из которых, кажется, он весь и состоит. Его любимая фраза — «С ума можно сойти!» А потом характерное закатывание глаз, жестикуляция — и восхищенный возглас: «Уф-ф-ф!»

У него вся жизнь — под стать темпераменту.

Дикий, как природа

— Я появился на свет в Боржомском районе Грузии. Мама родила меня на высоте 3000 метров над уровнем моря, на сенокосе, возле родника. Рос в окружении невероятно красивой дикой природы, которая давала мне свою силу. Наверное, поэтому я редко болел и вырос крепким. Любил лазить по горам, ловить рыбу руками в горных речках. С пяти лет помогал отцу во всем. Я привык, что вся семья встает в 6 утра и до 11 ночи занимается хозяйством. Летом ходил пастухом, чтобы заработать на покупку тетрадей, книжек, калош, кирзовых сапог к школе. Но бывало, что вместо денег давали барашка. Тяжело было, но мы не голодали. Кроме своего детства, ничего так не вспоминаю. Самое сладкое время было.

Мечты о небе

— Я о танцах не мечтал. Только смотрел. Вот привезешь с мамой в равнинные села Грузии картошку, сыр — и там по телевизору у кого-то увидишь, как танцуют в черкесках… Ты посмотри, какая красота! Мама мне купила черкеску, башлык достала, отдала дедовский кинжал, и я любил так ходить.

Но грезил о небе — хотел быть летчиком. Сказывалось советское воспитание, да и отец был фронтовиком. Я все делал для того, чтобы попасть в летчики. Физически был номер один. Но не получилось: отец не отпустил. Его старший брат боялся, что я могу вернуться инвалидом, как мой отец, или погибнуть.

Зашел в танцевальный зал и остался

плиев нодар танцор биография. Смотреть фото плиев нодар танцор биография. Смотреть картинку плиев нодар танцор биография. Картинка про плиев нодар танцор биография. Фото плиев нодар танцор биография

Фото: Анна Кабисова

В школе кавказских танцев Zaerin (с осетинского — золотой) учится около 80 детей от 7 до 18 лет. Занятия идут в две смены

— После окончания школы я уехал в Цхинвал, там полтора года отучился на историческом факультете пединститута — любил историю. Но как-то раз вечером, гуляя по городу, встретил Хазби Гаглоева, руководителя югоосетинского ансамбля «Симд». Он сказал, что из меня выйдет отличный танцор, и на прощанье добавил: «Жду тебя завтра на репетиции». Всю ночь я провел в раздумьях. На утро дошел до института, но внутрь уже не зашел — отправился на репетицию. Как вошел 10 сентября 1967 года в танцевальный зал, так до сих пор и остался.

Я верю, что человек рождается со своей судьбой. Танец — это моя жизнь. Благодаря профессии я весь мир увидел — от Гренландии до Филиппинских островов. Это же красота!

На Северном флоте

— В 1967 году к нам в Цхинвал приехал с концертами государственный академический ансамбль танца «Алан». Я был в невероятном восторге от их выступления. А от исполнения блистательной солистки Альбины Баевой чуть с ума не сошел. Я тоже ей приглянулся, но Хазби Гаглоев отказался отдавать меня. Тогда она шепнула мне на ухо, что ждет меня во Владикавказе. Другого приглашения мне уже не надо было, и я уехал в Северную Осетию. Но в гремевшем тогда коллективе у меня не сложилось, и я уехал в Нальчик, в ансамбль «Кабардинка».

Там протанцевал год, потом призвали в армию. Ирония судьбы: мечтал о небе, а отправили служить во флот. На Севере, в Заполярье, пробыл 4 года. Дважды чуть не погиб. Один раз мы отравились в трюме краской: красили цистерны подводной лодки и сняли противогазы. Еле нас спасли. А однажды, когда мы стояли на ремонте в Александрии, я не заметил люк и упал в него, 15 метров летел вниз. Чудом упал не на штыри, а между ними. Хватились меня только во время переклички. Звезда у меня там, наверху. Если она не захочет — с тобой и под камнепадом ничего не случится, но если время придет — ассалам алейкум. Но пока не судьба, видимо.

Неудача Игоря Моисеева

плиев нодар танцор биография. Смотреть фото плиев нодар танцор биография. Смотреть картинку плиев нодар танцор биография. Картинка про плиев нодар танцор биография. Фото плиев нодар танцор биография

Фото: Рудольф Дик/ТАСС

Выступление ансамбля осетинского танца «Алан». 1974 год

После танцевал в дагестанской «Лезгинке», учился у известного хореографа Танхо Израилова. А потом все-таки попал в «Алан» и протанцевал там 19 лет. «Алан» занимает особое место в моей жизни. Чего только стоит один танец симд в его исполнении! Это вершина мировой хореографии. На гастролях в Китае обычно сдержанная публика с ума сходила от нашего симда. Когда мы выходили, зрители уже кричали, свистели — в Китае не хлопают. Какая красота была, я даже плакал.

Помню, когда при Альбине Баевой «Алан» репетировал в зале Чайковского, Моисеев (известный балетмейстер Игорь Моисеев. — Ред.) приходил, вставал у главного входа, облокотившись на перила, и смотрел, как мы танцуем. Я всегда знал, что он там стоит. Посмотрит симд, а потом — раз! — и исчезает. Я своими ушами слышал, как он рекомендовал своему коллективу посещать наши репетиции, и те приходили. В итоге Моисеев поставил симд на 24 пары. Протанцевали его всего один раз. Маэстро смотрел за выступлением из зала. На следующий день сказал: «Дорогие друзья, мы больше не будем танцевать этот великолепнейшей танец. Я не хочу смеяться над осетинским народом. Мы не смогли станцевать как следует их танец». Ну вот не смогли они, хотя все танцы мира исполняют лучше этнических жителей.

Забытый в Аргентине

— В грузинском «Сухишвили-Рамишвили» я протанцевал 16 лет. А в 90-е вернулся в Осетию, работал в конном театре «Нарты». Опять умудрился попасть в приключения! Отправили нас на гастроли в Аргентину на военном судне: 94 артиста, 26 лошадей и 30 членов экипажа. До сих пор не знаем, кто и зачем отправил нас без контракта и куда дели деньги, что списали на гастроли.

Когда я, военный моряк, увидел судно, на котором нам предстояло плыть, да ещё и в штормовую погоду, я сразу сказал, что эта ржавчина может затонуть. Но нас все равно загрузили. Месяц и две недели плыли — и еле доплыли. Там находились русские корабли, экипажи смеялись и удивлялись, как мы пересекли океан.

На месте оказалось, что нас никто не ждет. Мы искали варианты, как заработать на кусок хлеба. Но ничего не получалось, в Буэнос-Айрес на заработки ехала вся Латинская Америка. Дали несколько представлений из серии «Подайте бедствующему артисту бывшего Советского Союза, чтобы поесть». Местное население — это невозможные люди, они постоянно хотели нас обмануть. «Маньяна (завтра)», — говорили они. «Нет, не маньяна, а сейчас», — отвечали им мы. Над нами смеялись: «Горбачёв, советюнион, перестройка». Никто из посольства так и не пришел к нам. После того, как иссякли продукты, у нас остался только лук, мы его ели и воняли, пропитались этим запахом, к нам близко никто не подходил. Там стояли грузины, которые возили из Америки в ЮАР спирт, и они нам помогали продуктами. А еще каждый день набегали счета за воду, электричество, за стоянку — все это время мы жили на корабле.

И вот объявился там один осетин, двухметровый мужчина лет 80, в чёрном костюме с бабочкой. Это оказался бывший немецкий разведчик, давно пропавший. Что самое удивительное — его племянник оказался с нами на корабле, и он попросил разрешения позвонить домой и сообщить, что дядя жив, потому что там его поминают. Тот начал привозить нам продукты. Затем появился некий Левчук, эмигрант, он тоже нам помогал, отправил наших замучившихся лошадей на ранчо. Из наших, кто мог, звонили домой родственникам, сообщали, что мы пропадаем. И они устроили демонстрацию. После чего Галазов (первый президент Северной Осетии Ахсарбек Галазов. — Ред.) выделил деньги, оплатил счета.

Честное слово, пока мы не оказались в нейтральных водах, я боялся назад посмотреть — сейчас буксир потащит обратно! Шли больше месяца. На Канарских островах нас почему-то не пустили на берег. Дрейфовали неделю, еда закончилась, мальчики курили чай, благо на корабле была хорошая библиотека для курсантов. И опять мы питались одним луком… В Бискайском заливе вновь попали в шторм. А когда зашли в Северное море, нас там окружили норвежские полицейские, решив, что мы — русская разведка: корабль же военный. Чудом доползли до Петербурга.

Большой экран и память, как у Сталина

— Танец раскрывает человека с разных сторон. Недавно смотрел научную передачу: говорили, что занятия танцами влияют на память. Если это правда, то у меня до конца жизни будет память, как у Сталина. Вот великая Нино Рамишвили, руководитель ансамбля «Сухишвили — Рамишвили», все помнила: кто чихнул, кто моргнул — хотя в коллективе было 300 человек.

Другая сильная сторона танцора — он быстро схватывает восточные единоборства. Взять, к примеру, Брюса Ли, он был танцором, работал в кабаках, чтобы прокормить семью. Меня тоже позвали в кино: в начале 90-х товарищ Борис Кантемиров пригласил сняться в фильме «Человек в зеленом кимоно». Очень трудно работать перед объективом. Я думал это как танец — вышел, станцевал и ушел. Но нет, если ему не понравилось одно движение, взгляд, переснимали 25 раз. Я актерам с тех пор не завидую. Как они все терпят!

Главное — чувство ритма

— У танцора с детства должно быть чувство ритма. Музыкальность придёт, а это природный дар. Знаете, сколько великолепных танцоров, которые не могли одни находиться на сцене — только в середине или с кем-то?

Многое на сцене сейчас огорчает. Сцена не любит корявых, непропорциональных. Танцор должен быть физически хорошо сложен, с приятной внешностью. Он должен быть здоровым, как космонавт, отказаться от курения и выпивки. Но сейчас все кому не лень идут на сцену, выходят на публику в полупьяном виде.

Я парень «с того света»: родился в Советском Союзе. Любил смотреть выступления академических коллективов, их каждую неделю показывали: ансамбль Игоря Моисеева, хореографический ансамбль «Берёзка» имени Надеждиной, ансамбль танца Сибири имени Михаила Годенко. Еще я слушаю музыку 60−70-х годов. Магомаева никто не заменит. Когда он и Зыкина пели — без слез невозможно было слушать. А сейчас что? Если я и пойду на эстрадный концерт, то непременно надену наушники танкиста, чтобы не выйти оттуда с опухшей головой.

Любовь до ужаса

— Я природу страшно люблю. До ужаса. Это моя стихия. Особенно — горы. Часто туда хожу, один, поднимаюсь на ледники. У нас красивее, чем в Швецарии, у нас дикая красота! Если бы я знал, что на том свете такая же природа, как у нас, я бы давно застрелился.

Мне есть, с чем сравнивать — я весь мир почти объездил. Как-то во время гастролей в Индию с «Аланом» поехали в Непал. И вот подняли нас рано утром посмотреть на восход, и что? Как вид на нашу Столовую гору. Лучше бы я поспал. Хотя там тоже красиво и народ дружелюбный. Помню, привез с Эвереста мумие и всем хвастался.

Источник

Плиев нодар танцор биография

В это трудно поверить, но аристократу кавказского танца, блистательному и несравненному Нодару Плиеву исполняется 70 лет. Заслуженный артист РСФСР, народный артист Северной и Южной Осетии, заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР, Республики Абхазия и Чеченской Республики, он неизменно молод, пластичен, горяч, артистичен, его танец по-прежнему завораживает, отличаясь высоким энергетическим накалом, национальным колоритом, достоинством и благородством. Можно сказать, что у артиста свой, неповторимый почерк. Поэтому яркую индивидуальность – Нодара Плиева – не спутаешь ни с кем.

– Все началось очень давно, – так рассказывает он о том, как «заболел» танцем. – 10 сентября 1967 года в моей трудовой книжке появилась первая запись. Я был принят на работу в Государственный ансамбль песни и танца Южной Осетии «Симд». Это случилось благодаря художественному руководителю коллектива, заслуженному артисту Грузинской ССР Хазби Федоровичу Гаглоеву. Это он, увидев, как я танцую на свадьбе, разглядел мой потенциал и пригласил в «Симд». Я был тогда еще очень молод. Год до этого проучился в Юго-Осетинском педагогическом институте на историческом факультете, но вовремя понял, что история – это не мое. Институт бросил, о чем, кстати, дома не знали. И как-то на площади в центре Цхинвала повстречал Хазби Федоровича, который начал меня убеждать, что мое место в искусстве, что из меня получится хороший танцор. «Завтра я жду тебя на репетиции», – сказал он мне тогда на прощанье.
Так я оказался в дружном коллективе ансамбля «Симд», откуда начался мой трудовой и творческий путь.

– И как долго вы танцевали в «Симде»?

– До тех самых пор пока к нам в Цхинвал не приехал с концертами ансамбль «Алан». Когда я увидел его выступление, то просто сошел с ума! От несравненной Альбины Баевой, которая в танце могла сделать буквально все, просто глаз было не оторвать!
Альбина увидела меня во время репетиции в зале и сказала тогда Хазби Гаглоеву: «Этот мальчик мне нужен». На что он ей ответил: «Ни в коем случае. Это моя находка». Но я уже заболел «Аланом», и помня слова Альбины: «Мальчик, жду тебя в Орджоникидзе», уехал в столицу Северной Осетии…
Позже меня призвали в армию. Четыре года служил на флоте, в Заполярье. Это была хотя и тяжелая, но хорошая школа жизни…

– А после армии?

– После армии я танцевал в дагестанской «Лезгинке». Хотелось попробовать себя в разных коллективах. Тем более что ансамблем народного танца Дагестанской АССР «Лезгинка» в ту пору руководил известный советский танцовщик и хореограф, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР Танхо Израилов, который, как Хазби Гаглоев и Альбина Баева, многому меня научил. Но, несмотря на все доброе, что было в том коллективе, меня тянуло домой, в Осетию.

– Где вы прославитесь как исполнитель именно осетинских танцев… Итак, вы вернулись в Осетию…

– Да, меня пригласили в «Алан», я 19 лет танцевал в этом коллективе, был его солистом. До тех пор пока не уехал в Грузию. 16 следующих лет протанцевал в Государственном академическом ансамбле народного танца Грузии Сухишвили и Рамишвили, откуда ушел после развала СССР.
После, будучи уже на пенсии, работал в конном театре «Нарты». В Абхазии довелось поработать постановщиком-балетмейстером Государственного ансамбля танца Конфедерации горских народов Кавказа. При Багапше был даже послом Абхазии в Южной Осетии.
Меня до сих пор приглашают в соседние республики вести мастер-классы. А вообще, тот разнообразный опыт, который я приобрел, работая в разных хореографических коллективах, очень помогает мне сейчас в работе с молодежью.

– Расскажите, пожалуйста, о тех коллективах, где обучаете детей национальным танцам. Знаю, что для них вы – пример для подражания.

– В Беслане с трех дня до девяти вечера занимаюсь с детьми в Школе танцев Нодара Плиева. В селе Октябрьском, в районном Дворце культуры, у меня тоже детский танцевальный коллектив. В ансамбле «Алан» являюсь советником художественного руководителя и постановщиком-балетмейстером.

– Получается, что «Алан», как судьба, не отпускает. Где бы вы ни были, все время возвращаетесь в «Алан». Что вы можете сказать (ведь вам есть с чем сравнить) о состоянии главного хореографического коллектива республики сегодня? Ведь порой люди говорят о том, что «Алан», дескать, сегодня уже не тот, что был прежде.

– У каждого времени свои герои. «Алан» сегодня – очень сильный, молодой по возрасту коллектив, у которого, я уверен, прекрасное будущее. Очень важно, что большое внимание «Алану» уделяется руководством республики. Именно этот коллектив стал одним из первых, который посетил, будучи еще врио Главы Северной Осетии, Вячеслав Битаров. Вячеслав Зелимханович побывал на репетициях, пообщался с художественным руководителем коллектива и попросил составить для него список первоочередных проблем… Многое сегодня делается для возрождения прежней репутации главной визитной карточки республики – ансамбля «Алан». Одна только зарплата артистов увеличилась за последнее время почти на 80 процентов. Без преувеличения скажу: внимание со стороны руководства республики просто окрылило молодых танцоров, придало им сил и желания покорять новые высоты. Весьма вдохновляет и поддержка со стороны члена Совета Федерации Арсена Сулеймановича Фадзаева.
Да и условия, которые созданы сегодня для артистов «Алана», и близко не сравнишь с теми, что были у него в наше время, когда для того, чтобы помыть руки, приходилось выстаивать очередь. Сейчас благодаря заботе руководства республики условия работы отвечают самым современным требованиям.
Скажу вам больше. Мне вообще по душе то бережное и внимательное отношение к культуре, которое имеет место у нас, в Северной Осетии, в настоящее время. Отремонтированы и построены новые дома культуры в районах республики, что буквально вдохнуло в них новую жизнь. Отреставрировано здание филармонии, ставшее теперь украшением нашего Владикавказа, который превращается в настоящий культурный центр Юга России. К нам постоянно приезжают с концертами ведущие коллективы и солисты Мариинского театра, а на гастроли – ведущие театры страны. А какие прошли замечательные совместные концерты ансамбля «Алан» с дагестанской «Лезгинкой», с «Кабардинкой», с чеченским «Вайнахом», с Государственным ансамблем танца Карачаево-Черкесской Республики «Эльбрус»! Отрадно отметить, что на этих совместных концертах «Алан» выглядел очень достойно, и мы можем гордиться тем, что у нас есть такой коллектив. Все это радует. Все это просто здорово! Вот таким и должно быть отношение к культуре, роль которой очень важна. Ведь она формирует миропонимание человека, воспитывает его.

– Скажите, а что для вас танец?

– Танец – это моя жизнь. Если бы заново довелось выбирать профессию, я все равно стал бы танцором. Знаете, в Китае доказали, что ребенок проникается национальной культурой именно через национальный танец, который передает душу народа. Силу танца нельзя недооценивать. Сказал об этом и вспомнились гастроли «Алана» в Китае, где весьма сдержанные по своей природе зрители аплодировали нашим танцорам стоя. Представляете стоящую десятитысячную аудиторию?! Этого я не забуду никогда.

– Я знаю, что к радости ваших многочисленных поклонников вы танцуете по сей день. Скажите, а со сцены уходить не собираетесь?

– Нет, потому что я этим живу. Да, танцую по сей день. Когда в республике проводятся какие-то мероприятия, надеваю свои «доспехи» и выхожу на сцену. Когда в Москве, в Большом театре, проходил концерт мастеров искусств, посвященный юбилею Коста Хетагурова, мне выпала честь солировать в «Симде» с самой Светланой Адырхаевой.
Порой меня приглашают выступить на свадьбах и других мероприятиях, заранее, за три месяца, предупреждают. Я не отказываюсь. Мне нравится дарить радость ближним. А врагов у меня нет. Возможно, есть те, кто за глаза что-то недоброе говорит. Но я об этом не знаю, потому что в глаза никто ничего плохого не сказал. Поэтому и говорю, что врагов у меня нет. Только друзья. «Тот, кто не ищет дружбы с ближним, тот сам себе заклятый враг», – писал Шота Руставели.

– Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями секретами вашей молодости.

– Секретов никаких особых нет. Спорт и танец. Я каждое утро совершаю пробежку. Потом бодрым иду на занятия. Движение – это жизнь.

– С днем рождения, говорят, не поздравляют заранее. Примета плохая. Поэтому все наши поздравления и добрые пожелания вам еще впереди. А сейчас хотелось бы услышать ваши пожелания читателям.

– Мирного неба над головой, здоровья, семейного счастья. Чтобы больше рождалось в Осетии детей и чтобы спорилось у каждого из нас дело, которому служишь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *