план рассказа тэффи жизнь и воротник

План рассказа Жизнь и воротник Тэффи

Краткое содержание

Оля Розова – главная героиня, честная и преданная женщина, живет в окружении таких же честных людей на протяжении трех лет. Но, когда она пришла за покупками в Гостиный двор, она увидела воротник. Он ей очень понравился, и она купила его. Дома Олечка примерила его еще раз, но оказалось, что он совершенно не подходит к ее гардеробу, поэтому она на следующий день пошла и купила к нему кофточку. Но потратила она на нее деньги, что выдал ей муж на ведение хозяйства.

Воротничок требовал все больше и больше новых вещей. Сначала Олечка заложила свои украшения и часы, потом начала обманывать и брать в долг у своих знакомых. Изредка, когда воротник был далеко от нее, она рыдала и раскаивалась. Оля даже призналась в этом своему мужу, но тот подумал, что это всего лишь шутка.

Оля уже не могла сопротивляться, и начала вести какую-то не свою, «воротничковую» жизнь. Вскоре ее пригласили на вечер. Придя туда, Оля вела себя крайне развязно и уехала оттуда вместе с каким-то студентом. Они вместе пили ликер и целовались.

Под утро Оля вернулась домой, где ее встретил муж. Они поругались, и ее муж уехал от нее в другой город. Воротничок пропал на следующий же день. Спустя некоторое время Оля вернулась к своей обычной спокойной жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Жизнь и воротник Тэффи

Популярные сегодня темы

Вере отведена одна из второстепенных ролей в рассказе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Еще недавно царь был весел и здоров, увлеченный гуляниями, а сейчас кричит от боли и умирает. Он умирал в разгаре строительства Петербурга и не знал на кого оставить свои неоконченные труды

В каждом человеке есть изъяны. Никто из нас несовершенен. И все мы имеем кучу отрицательных качеств. Но есть люди, которые называются лицемерами. Кто же это такие и чем они могут нам навредить?

Источник

План-конспект урока по рассказу Тэффи «Жизнь и воротник» 8 класс

План-конспект урока по рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

Знакомство с новым автором Н.А.Тэффи и её рассказом «Жизнь и воротник»; повторение литературоведческих терминов (олицетворение, сатира, юмор);

Выявление проблематики рассказа «Жизнь и воротник»;

Развивать устную речь учащихся;

Воспитывать способность противостоять власти вещей над разумом человека.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование представлений о сатирическом произведении;

Метопредметные: развитие умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, обобщать, обогащение словарного запаса;

Предметные: умение анализировать образ героя, выявлять проблематику произведения, умение анализировать творческую личность Тэффи, умение находить отличительные черты и жанровые особенности сатирического произведения Тэффи;

Решаемая учебная проблема:

Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей?

Согласны ли вы, что в рассказе «Жизнь и воротник» есть духовно-нравственная проблематика?

Как вы думаете, почему сатирическая тематика была близка Тэффи?

Беседа по рассказу

Учитель задает вопросы и помогает ученикам отвечать

Ответы на вопросы по рассказу (по одному и группами)

Выводы. Обобщение. Оценка работы учеников. Запись домашнего задания.

Учитель помогает ученикам сформулировать выводы и обобщение. Оценивает работу учеников. Диктует домашнее задание.

Пытаются сформулировать выводы. Оценивают собственную работу. Запись домашнего задания в дневник.

3. Сведения о Тэффи.

Н.А. Тэффи не любила рассказывать о себе и на настойчивые расспросы всегда отвечала шуткой. А шутить Тэффи умела, хлесткие, «не в бровь, а в глаз», остроты ее гуляли по всему Петербургу. Популярность этой женщины была столь велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи».

В ее семье хорошо знали и любили литературу. Отец Тэффи, известный адвокат А.В. Лохвицкий, был прекрасным оратором. Именно от него унаследовала Надежда Александровна любовь к острому словцу, которое подхватывали затем все окружающие.

В литературу Тэффи вступила тоже со стихами, которые часто пела под гитару (позже А. Вертинский некоторые из них включил в свой репертуар), но известность ей принесли фельетоны и юмористические рассказы.

Разносторонне талантливая, Тэффи печатается в ведущих сатирических журналах. Вскоре молодого автора приглашают сотрудничать в популярный еженедельник «Сатирикон». Своеобразным девизом Тэффи в те годы были слова Спинозы «Смех есть радость, а посему сам по себе — благо», которые она взяла эпиграфом к своей первой книге «Юмористические рассказы» (1910). Ее считали «самой занимательной и смешной» писательницей. И в длинную дорогу непременно брали томик ее рассказов. Но самые чуткие читатели почувствовали в ее рассказах и грустную ноту. Поэт Саша Черный писал: «…Аполлон сжалился и послал нам Тэффи. Не «женщину-писательницу», а писателя большого, глубокого и своеобразного».

4. Чтение рассказа с остановками. Поскольку рассказ написан в начале 20-го века, некоторые слова могут быть вам непонятны, походу будем с ними знакомиться.

5. Беседа по рассказу.

1. Понравился ли рассказ?

2. Обратимся к теме урока.

— Нравственность, как вы понимаете это слово? Составьте словосочетание с этим словом или с однородными словами. Давайте обсудим, какие качества личности относятся к нравственным, какие считаются безнравственными.

Доброта, тактичность, деликатность,

милосердие, умение сочувствовать,

забота о тех, кто в этом нуждается,

трудолюбие, честность, порядочность,

ответственное отношение к любому делу, способность критически оценивать свои недостатки, проступки, верность долгу, патриотизм, способность на самопожертвование, если это оправдано ситуацией.

Жадность, эгоизм, пошлость, цинизм

паразитический образ жизни, лживость, хамство, грубость, жестокость, безответственность, предательство в любой форме

3. Давайте ответим на некоторые простые вопросы по содержанию рассказа:

1) Кто герои рассказа? А кто главный герой?

2) Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают?

3) Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником? Много ли у нее было дел?

(Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было; судя по тому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно).

Работа в группах. А теперь прошу поработать в группах или в парах, как вам удобно. Пожалуйста, ответьте на вопросы, которые я сейчас дам. При подготовке ответа можно использовать учебник с текстом. (Раздаются отпечатанные вопросы и задания с местом для записей).

Задание №1. Проследить перемены в Олечке после покупки воротника.

(Примерный ответ: Олечка купив красивый воротник, стала приобретать другие вещи, которые,, «требовалось» к воротнику: юбку с глубокими складками, новые башмаки, шляпу, пояс и перчатки… ради приобретения, она начинает врать, изворачиваться. Она стала вести странную жизнь. Не свою…Постригла волосы, стала курить, громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность и наконец, изменила мужу).

№ 2. Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются?

(Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного).

№ 3. Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать.

(Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета. Этот прием называется олицетворение. Воротник который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца).

№ 4. Что символизирует воротник в рассказе? ( Роскошную жизнь, вседозволенность, пренебрежение нормами поведения )

№ 5. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?

№ 6. Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни? (Дела, занятости)

№ 7. Есть ли в рассказе сатира и юмор? Повторение терминологии.

Заслушивание сообщений по предложенным вопросам.

6. Выводы. Обобщение. Оценка работы учеников. Запись домашнего задания.

Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира?

Что показалось вам смешным? В чем актуальность рассказа?

Над чем рассказ заставляет задуматься?

Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей?

Как вы думаете, почему сатирическая тематика была близка Тэффи?

1. В рассказе есть и юмор, и сатира.

2. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов.

3. Люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя.

5. Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными.

6. Можно считать сатирическую направленность ведущей, так как большинство произведений Тэффи, написаны в этом ключе (фельетоны, рассказы, остроты, работа в сатирическом журнале «Сатирикон»)

7. Уделяя внимание комической стороне, писательница хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования.

Домашнее задание : читать рассказ М. Зощенко «История болезни».

Источник

Урок литературы по рассказу Тэффи «Жизнь и воротник» (8 класс)

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

№ 1. Назовите героев рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

Герои рассказа Тэффи «Жизнь и воротник»:

— муж Олечки Розовой,

— бабушка Олечки Розовой,

№ 2. По какой детали можно определить, в каком городе происходит действие рассказа?

— Действие рассказа происходит в Москве, так как упоминается Гостиный двор – а это торговые ряды в Москве.

№ 3. Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником?

— До истории с воротником Олечка Розова вела скромное домашнее хозяйство, детей не было. Олечка с мужем жили бедно: это видно по тому, что свободных денег хватило лишь на покупку воротничка и кофточки.

№ 4. Права ли была Тэффи, когда утверждала, что «иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону»?

— Думается, писательница была права, когда утверждала, что «иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону». Справедливость этой фразы мы видим на примере жизни Олечки Розовой, которая однажды купила воротничок, и это приобретение изменило всю ее жизнь до неузнаваемости.

№ 5. Опишите внутренне состояние Олечки, когда она стремится выполнить желания воротника.

— Жизнь Олечки превратилась в мучение: она думала только о том, где бы добыть деньги на покупку вещей, которые «требовал воротник».

— Душевное состояние Олечки характеризуют следующие фразы: стр. 127: «Олечка мучилась всю ночь»; «на душе у нее было беспокойно и жутко»; «она легла в постель и проплакала весь вечер»; «бледная и смущенная», Олечка «заикаясь» просит денег у своей бабушки; «следующие дни были еще тяжелее»; «она стала вести странную жизнь. Не свою. Воротничковую жизнь». Олечка, угождая воротничку, совсем сбилась с толку.

№ 6. Какие вещи пришлось купить Олечке, чтобы угодить воротнику?

— Чтобы угодить воротнику, Олечке пришлось купить следующие вещи: новую кофточку, круглую юбку с глубокими складками, башмаки, шляпу, пояс, перчатки, безобразный полосатый диван.

№ 7. Почему Олечка не смогла противостоять дурному влиянию воротничка? Почему она не решилась просто выкинуть воротник?

Стр. 128: «Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению, которым ловко управлял подлый воротник».

— Олечке не хватало силы воли выкинуть воротник: стр. 128: «Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми. И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие ни за что на свете».

№ 8. Какие новые манеры появились у Олечки в связи с приобретением воротника?

— После приобретения воротника Олечка обстригла волосы, стала курить и громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность. Кроме того, однажды она даже поехала на вечер, чего раньше никогда не делала, и провела всю ночь с незнакомым студентом.

№ 9. Понимала ли героиня причину тех нежелательных изменений, которые происходили с ней?

— В глубине души Олечка понимала, что во всем виноват воротник, и иногда по ночам или даже днем, когда воротничок стирался, она рыдала и молилась, но не находила выхода.

№ 10. Что в поведении Олечки Розовой вызвало резкое осуждение мужа и его уход от нее?

— Муж был шокирован тем, что Олечка закладывала вещи, истратила много денег, он очень удивлен ее новыми манерами и тем, что она изменила ему. Именно поэтому он ее бросил.

№ 11. Что случилось с воротником? Как после этого изменяется Олечка? Почему?

— Воротник потерялся в стирке. Олечка после этого снова становится тихой и кроткой, служит в банке. Стр. 129: «Она так скромна, что краснеет даже при слове «омнибус», потому что оно похоже на «обнимусь».

— Олечка изменяется, потому что, оказывается, ей не хватало в жизни занятости – работы.

№ 12. Как вы думаете, юмор или сатиру мы наблюдаем в рассказе?

Сатира – острое, беспощадное обличение и высмеивание человеческих пороков, негативных явлений общественной жизни.

Юмор – изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.

— В рассказе Тэффи мы видим сатиру на вещизм – зависимость людей от каких-либо вещей.

№ 13. Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обоснуйте свое мнение цитатами из текста.

Основной художественный прием – олицетворение. Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета, который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца.

№ 14. Символом чего выступает воротник в рассказе?

— Воротник выступает в рассказе символом вседозволенности, роскоши, пренебрежения нормами поведения.

№ 15. Составьте план рассказа «Жизнь и воротник».

План рассказа «Жизнь и воротник»:

1. Олечка – честная жена.

2. Встреча с роковым воротничком.

3. Покупки воротничка:

в) шляпа, пояс и перчатки;

4. Власть воротничка усиливается.

5. Олечка и воротничок на вечере.

6. Выяснение отношений с мужем.

7. Олечка без воротничка.

№ 16. Реалистичная ли ситуация в рассказе? Может ли в действительности человек зависеть от какой-либо вещи?

— Ситуация, описанная в рассказе, довольно реалистична. Современный человек зависим от компьютера, интернета, телефона и не представляет свою жизнь без них.

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Вопросы к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Источник

Конспект урока на тему «Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы».

Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы.

На уроке вы познакомитесь с биографией Тэффи (Н.А.Лохвицкой), изучите рассказ «Жизнь и воротник».

план рассказа тэффи жизнь и воротник. Смотреть фото план рассказа тэффи жизнь и воротник. Смотреть картинку план рассказа тэффи жизнь и воротник. Картинка про план рассказа тэффи жизнь и воротник. Фото план рассказа тэффи жизнь и воротник

Надежда Александровна Лохвицкая родилась 21 мая 1872 года в семье адвоката. Место рождения доподлинно не известно. Училась в гимназии на Литейном проспекте в Петербурге. Некоторое время вместе с мужем, Владиславом Бучинским, жила в его родовом именье в Могилёве, затем, после рождения третьего ребёнка, семья снова вернулась

в Петербург, где и началась активная творческая деятельность писательницы. Творчество её представлено большим спектром жанров: сатирические и лирические стихи, сатирические и философские рассказы, романы, пьесы, публицистика, биографические очерки и прочее.

Свои произведения Надежда Александровна Лохвицкая издавала под псевдонимом Тэффи. Прочитайте версии происхождения этого подставного имени.

Существует несколько вариантов происхождения псевдонима Тэффи.

Первая версия изложена самой писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы: «Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Но — что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые». Ей «вспомнился один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло, значит, самой судьбой за идеального дурака признанный. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался)», писательница «решила подписать пьеску свою «Тэффи»». После успешной премьеры этой пьесы в интервью журналисту на вопрос о псевдониме Тэффи ответила, что «это… имя одного дур…, то есть такая фамилия». Журналист заметил, что ему «сказали, что это из Киплинга». Тэффи, вспомнившая песенку Киплинга «Taffy was a walshman / Taffy was a thief…» (рус. «Тэффи был из Уэльса, Тэффи был вором»), согласилась с этой версией. Эту же версию озвучивают исследовательница творчества Тэффи Э. Нитраур, указывая имя знакомого писательницы как Стефан и уточняя название пьесы — «Женский вопрос», и группа авторов под общим руководством А. И. Смирновой, приписывающих имя Степан слуге в доме Лохвицких. Также существует версия, что свой псевдоним Тэффи взяла потому, что под её настоящей фамилией печаталась её сестра — поэтесса Мирра Лохвицкая, которую называли «русской Сафо».

план рассказа тэффи жизнь и воротник. Смотреть фото план рассказа тэффи жизнь и воротник. Смотреть картинку план рассказа тэффи жизнь и воротник. Картинка про план рассказа тэффи жизнь и воротник. Фото план рассказа тэффи жизнь и воротник

В своих сатирических рассказах Тэффи жёстко и метко критикует повседневность, бездуховность, суетность, погоню за модой и стилем своих современников.

план рассказа тэффи жизнь и воротник. Смотреть фото план рассказа тэффи жизнь и воротник. Смотреть картинку план рассказа тэффи жизнь и воротник. Картинка про план рассказа тэффи жизнь и воротник. Фото план рассказа тэффи жизнь и воротник

Рассказ «Жизнь и воротник».

Прочитайте в учебнике рассказ Тэффи «Жизнь и воротник».

В качестве приёма сатирического изображения среди писателей-сатириков очень популярен приём контраста (столкновение противоположностей).Рассмотрите, как проявляется этот приём в рассказе Тэффи и заполните таблицу, выписав в соответствующие колонки характеристики главной героини.

Мода — это внешний вид и манера поведения, принятая большинством в качестве образца. Быть модным — значит подражать людям-образцам во внешних проявлениях. Обладание модной вещью позволяет почувствовать себя на ступеньку выше по социальной лестнице. Но это только попытка выдать себя за того, кем не являешься. По сути — обман. А вдруг ты-настоящий лучше?

В вашей компании принято (модно) жевать жвачку во время беседы, плеваться и называть друг друга прозвищами, но это неприятно, грубо — неужели обязательно надевать на себя маску хама? Подруги размалёвывают лица и начёсывают «вавилоны» на голове, носят вульгарную одежду в погоне за звёздами — зачем? Ведь для создания семьи мужчины выбирают заботливую, а не самовлюблённую; нежную, а не вульгарную.

Руководствуясь содержанием рассказа Тэффи и личным опытом, напишите сочинение-рассуждение на тему: «Всегда ли хорошо следовать за модой?»

Источник

Урок литературы в 8 классе по теме: РАССКАЗ ТЭФФИ «ЖИЗНЬ И ВОРОТНИК»

Урок литературы в 8 классе по теме:

РАССКАЗ ТЭФФИ «ЖИЗНЬ И ВОРОТНИК»

Цели: Развивать умение понимать юмор и сатиру в художественном произведении; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, анализа текста.

Методические приёмы: пересказ текста, комментарии учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста.

Технические средства обучения, наглядность: компьютерная презентация.

1. прочитать рассказ;

2. подготовить индивидуальные задания:

Эссе «Тэффи в моём восприятии».

На экране 1 кадр презентации (титульный).

Имя Тэффи мы уже слышали и знакомились с её интерпретацией Древней истории, подготовленной для публикации в журнале «Сатирикон», следили за тем, как создаётся юмор Тэффи. Сегодня второе наше обращение к личности и творчеству этой писательницы.

Запись темы в тетрадь.

Готовясь к уроку, я натолкнулась в Интернете на несколько сайтов, авторы которых проводят дискуссии (форумы) на разные темы. Здесь и любимые произведения (писатели), и отношение к реалиям жизни (деньги, магазины, ремонт и др.), и вопросы философско-этического плана (н-р, почему человек не отказывается от того, что мешает жить?). Интересно, что в аргументах участников этих форумов очень много ссылок на Тэффи, её произведения, да и просто признаний в любви. Вот некоторые из них:

Кадр 3 (высказывания наших современников).

Как вы видите, наши современники знают, любят и ценят творчество Тэффи, размышляют над её произведениями, становятся чище и взрослее под их воздействием. Послушаем эссе вашей одноклассницы «Тэффи в моём восприятии».

Чтение ЭССЕ (сообщение 1), подготовленное ученицей.

А вот отзывы её современников:

Кадры 5-8 (отзывы о Тэффи).

— Что показалось вам необычным в этих высказываниях? (смешная и невесёлая одновременно)

Смех и грусть, трагедия и безудержное веселье – всё это уживается в жизни и произведениях писательницы.

Кадр 9 (высказывание).

Прежде всего откроем тайну псевдонима Тэффи. (Сообщение 2).

Родовая фамилия писательницы Тэффи – Лохвицкая Надежда Александровна. Лохвицкой она не подписывалась потому, что ее сестра была известная в то время поэтесса Мирра Лохвицкая. Надежда Лохвицкая вообще считала, что больше литераторов в семье и не нужно. И публиковаться сначала не хотела:
Взяли мое стихотворение и отнесли его в иллюстрированный журнал, не говоря мне об этом ни слова. А потом принесли номер журнала, где стихотворение напечатано, что очень меня рассердило. Я тогда печататься не хотела, потому что одна из моих старших сестер, Мирра Лохвицкая, уже давно и с успехом печатала свои стихи. Мне казалось чем-то смешным, если все мы полезем в литературу. Между прочим, так оно и вышло. Итак – я была недовольна. Но когда мне прислали из редакции гонорар – это произвело на меня самое отрадное впечатление.

В рассказе «Псевдоним» Тэффи признавалась, что, написав пьесу «Женский вопрос», споткнулась о проблему – каким именем её подписать: «К дамам принято относиться с лёгкой усмешечкой и даже недоверием… Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо». И она стала подыскивать имя, которое принесло бы удачу: «Лучше всего имя какого-нибудь дурака – дураки всегда счастливы». И такого счастливца она знала – некий Степан, которого домашние звали Стэффи. Из деликатности она отбросила первую букву, и получилось Тэффи.

А ещё она рассказывала, что у нее был некогда безумный роман с одним иностранцем по фамилии Тэффи. Они даже, дескать, заключили тайный брак: заключить явный было невозможно, потому что тогда иностранец не получил бы баснословное наследство от дядюшки-магараджи… Ну да, он был, кажется, наполовину индиец… Но господин Тэффи внезапно умер от сиамской лихорадки в своих ямайских джунглях (видимо, он был наполовину сиамец, а может, и ямаец), осчастливив дядюшку-магараджу, который немедля промотал свое баснословное состояние с молоденькими красотками в парижских кабаре…

Но чаще всего объясняла, что «родоначальником» ее псевдонима был любимый писатель Киплинг. У него-де в сказке «Как было написано первое письмо» есть героиня – маленькая девочка Тэффи, и это имя «в переводе с доисторического языка» означает: «Девочка-которую-нужно-хорошенько– отшлепать-за-то-что-такая-шалунья».

Рассказы и сценки, появлявшиеся за этой подписью, были настолько популярны в дореволюционной России, что даже существовали духи и конфеты «Тэффи».

Интуиция её не обманула – имя действительно стало счастливым. Послушаем короткую историю долгой жизни Надежды Александровны Лохвицкой – широко известной писательницы Тэффи. Биографические сведения, которые она сообщала о себе, в том числе дата рождения, были не лишены элементов художественного вымысла. Незадолго до смерти в «Автобиографической исповеди» она призналась: «Не знаю, что именно интересно в моем «жизнеописании». День рождения? Браки и разводы? Думаю, что интересно только литературное».

Кадр 10 (фотография).

Как постоянный автор журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» (Тэффи печаталась в них с первого номера, вышедшего в апреле 1908, до запрещения этого издания в августе 1918) и как автор двухтомного собрания «Юмористических рассказов» (1910), за которым последовало еще несколько сборников («Карусель», «Дым без огня», оба 1914, «Неживой зверь», 1916), Тэффи снискала репутацию писателя остроумного, наблюдательного и беззлобного. Считалось,что ее отличает тонкое понимание человеческих слабостей, мягкосердечие и сострадание к своим незадачливым персонажам.

Краткий период революционных настроений, которые в 1905 побудили начинающую Тэффи сотрудничать в большевистской газете «Новая жизнь», не оставил заметного следа в ее творчестве. Не принесли весомых творческих результатов и попытки писать социальные фельетоны со злободневной проблематикой, которых ожидала от Тэффи редакция газеты «Русское слово», где она публиковалась начиная с 1910. Возглавлявший газету «король фельетонов» В.Дорошевич, считаясь со своеобразием дарования Тэффи, заметил, что «нельзя на арабском коне воду возить».

В конце 1918 вместе с популярным писателем-сатириконовцем А.Аверченко Тэффи уехала в Киев, где предполагались их публичные выступления, и после продолжавшихся полтора года скитаний по югу России (Одесса, Новороссийск, Екатеринодар) добралась через Константинополь до Парижа. В книге Воспоминания (1931), которая представляет собой не мемуары, а скорее автобиографическую повесть, Тэффи воссоздает маршрут своих странствий и пишет, что ее не оставляла надежда на скорое возвращение в Москву, хотя свое отношение к Октябрьской революции она определила с самого начала событий: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла».

Тональность рассказа Тэффи все чаще соединяет в себе жесткие и примиренные ноты. В представлении писательницы, тяжелое время, которое переживает ее поколение, все-таки не изменило вечного закона, говорящего, что «сама жизнь. столько же смеется, сколько плачет«: порою невозможно отличить мимолетные радости от печалей, сделавшихся привычными.

Вторую мировую войну и оккупацию Тэффи пережила, не покинув Париж из-за болезни. Она видела, как в город вошли немцы: «Ничего торжественного не было. Ехали вереницей солдаты. Но так как солдаты были враги, немцы, то и грохот казался особенно громко-гремучим грохотом». Время от времени она соглашалась выступить с чтением своих произведений перед эмигрантской публикой, которой становилось все меньше с каждым годом.

В последние годы жизни Тэффи одиноко жила на тихой улочке Парижа рю Буассьер. Старшая дочь Валентина работала в Лондоне, младшая, Елена Владиславовна, драматическая актриса, жила в Варшаве.

«Все такая же остроумная, изящная, светская, она старалась изо всех сил сопротивляться болезням, изредка бывала на эмигрантских вечерах и вернисажах… Она продолжала писать книгу воспоминаний о своих современниках …, печаталась в «Новом русском слове» и «Русских новостях», но чувствовала себя все хуже.
30 сентября в Париже Тэффи отпраздновала именины. Через неделю она скончалась. За несколько часов до смерти она попросила принести ей зеркальце и пудру».

Умерла Тэффи 6 октября 1952.

Похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

«Анекдоты смешны, когда их рассказывают. А когда их переживают, это трагедия. И моя жизнь – это сплошной анекдот, т.е. трагедия». Так пишет Тэффи о своей жизни.

Но итоги литературной жизни Тэффи таковы: она опубликовала огромное количество рассказов и фельетонов, её перу принадлежат стихи, песни, либретто, пьесы, рецензии. За свою жизнь она выпустила свыше 30 книг.

В её творчестве как-то причудливо переплетаются трагедия и комедия, смех сквозь слёзы, что часто случается в жизни, но мало кому удаётся в искусстве, поэтому она не позволяла, чтобы её называли юмористкой.

Лирическая сатира – так мы определим жанровую принадлежность её рассказов.

Лирическая сатира – явление, возникшее в литературе на рубеже первого десятилетия ХХ века. В нём соединяются сатирическое и лирическое начала. С одной стороны ощущается стремление высмеять, а с другой – проникновенные интонации, субъективность и умение выразить в слове малейшее движение души героя. Сатира – шарж, почти карикатура на современность, и вместе с тем элегия, интимнейшая жалоба сердца, словно слова дневника.

Не только и не столько рассмешить публику стремилась Тэффи, сколько показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования.

Убедимся в этом, обратившись к рассказу «Жизнь и воротник».

IV. Рассказ «Жизнь и воротник».

Рассказ был впервые опубликован в сборнике «Тонкая психология», куда вошли произведения 1904 – 1911 г.г. Он характерен для дореволюционного периода творчества писательницы, когда её неприятие обывательщины, пошлости и мещанства выражалось вполне определённо.

— Понравился ли рассказ? О чём он? Перескажите кратко, в 2 – 3 предложениях сюжет рассказа.

Классика жанра на тему победы вещей над здравым смыслом.

О том, как «жёлтый бантик на воротнике… превратил порядочную женщину в легкомысленную расточительницу и бессовестную обманщицу».

рассказ о желтом воротничке, который испортил всю жизнь милой скромной женщине и ее мужу, незаметному советскому служащему. Наглый воротник, надежно угнездившийся в гардеробе, потребовал сначала соответствующей приличной блузки, потом – туфель, сумочки, поездок на извозчике, вранья мужу, займа денег… В результате бюджет семьи и самая семья прекратили свое существование.

Маленькая скромная женщина неожиданно для себя купила модный воротничок – и вся её жизнь пошла кувырком. Воротник потребовал другой одежды, обстановки, поведения.

Как и многие произведения Тэффи сюжет построен на сравнении, что следует уже из заглавия. Часто сравнение в названиях ее рассказов как бы заранее предопределяет направление развития сюжета («Легенда и жизнь», «Свои и чужие», «Причины и следствия» и др.). В данном случае сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь.

— Почему нельзя сопоставлять эти начала?

— Прочитайте начало рассказа. О чём рассуждает автор?

А далее автор рассказывает историю о том, как купленный героиней «крахмальный дамский воротник с продернутой в него желтой ленточкой» стал управлять ее жизнью, пока окончательно не разрушил ее.

— Каков основной художественный приём в рассказе?

Основной художественный приём в рассказе – олицетворение. Рассказ построен на одушевлении неодушевлённого предмета, который не только действует

самостоятельно, но и управляет жизнью своего владельца.
Итак, по мере развития сюжета вещь обретает все больше черт живого существа и подчиняет себе волю героини. Это проявляется в обилии глаголов, выражающих волеизъявление.

— Найдите в тексте глаголы, выражающие волю воротничка. Обратите внимание, с какими словами они сочетаются.

В начале рассказа явно преобладает слово «требовал», повторяющееся четыре раза. И каждый раз «требования» воротника становятся все настойчивее: героиня подбирает к нему вещи, включая не только одежду, но и мебель. («Потребовал новую кофточку. Из старых ни одна к нему не подходила»; «ясно и определённо требовал круглую юбку с глубокими складками»; «потребовал новых башмаков», «Купила безобразный полосатый диван… которого уже несколько дней настойчиво требовал воротничок»).

— Проследите по тексту, нравятся ли Оленьке вещи, приобретённые по настоятельным требованиям воротника?

Кофточка понравилась («было хорошо»), мнение Оленьки о башмаках, юбке, шляпе, поясе, перчатках неясно; отношение к дивану более чем негативное: от него «тошнило и её, и честного мужа, и старую вороватую кухарку».

Вещи не нравятся, но Оленька не в силах сопротивляться. И автор предлагает нам названия новой жизни Оленьки Розовой. «Странная», «не своя», «воротничковая».
Особую важность обретает выражение «воротничковая жизнь»

— Что обозначает, по-вашему, это выражение?

Оно обозначает полное подчинение человека вещи.

— Перечитайте отрывок со слов: «Однажды её пригласили на вечер…» до «Вернулась Олечка домой уже утром». Какие глаголы, описывающие действия воротника, используются здесь?

Если до сих пор воротник «требовал», то теперь он подменяет собой героиню («напялился на её шею и поехал в гости», «вёл себя развязно до неприличия и вертел её головой направо и налево», «пошло захихикал», отвечает за нее, не обращает на нее «никакого внимания»). Уже не человек управляет вещью, а наоборот.

— К какому итогу приводит «воротничковая жизнь» Оленьку?

Она теряет всё. «Честный муж бросил её и перевёлся в другой город. Но что горше всего, так это то, что на другой же день после его отъезда воротник потерялся в стирке».
Сюжет развивается по нарастающей. Сначала действия Олечки Розовой вызывают смех, но по мере того, как воротник «укреплялся и властвовал», все больше чувствуется страх перед ним. Человек, его жизнь отходят на второй план, а вперед выдвигается ничтожная вещь, обретающая смысл символа.

— Символом чего является ВОРОТНИК? Как вы думаете, почему именно ВОРОТНИК, именно этот предмет использует Тэффи в своём рассказе?

— В чём символика жёлтого цвета банта на воротнике? Почему ЖЁЛТЫЙ? Какие значения жёлтого цвета вы знаете? Какое именно здесь? Почему вы так считаете?

Кроме позитивной энергетики жёлтый цвет имеет ещё массу значений, в том числе и

негативных: грех (жёлтый билет), предательство(по Евангелию, Иуда был одет в жёлтый плащ), продажность (жёлтая пресса), безумие, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь.

В рассказе пример негативного влияния жёлтого цвета на судьбу человека. Жёлтый бант на воротнике превратил порядочную женщину в легкомысленную расточительницу и обманщицу.
— Вернёмся к финалу рассказа.
Финал рассказа возвращает все в привычное русло: вещь в конце концов обращается к роли, которая отведена ей изначально (воротник потерялся).

— Кому принадлежит заключительная фраза: «Эх, жизнь!»?

Заключительная фраза («Эх, жизнь!») принадлежит автору. Таким образом, авторский голос начинает повествование и заканчивает его, придавая незамысловатой истории более обобщенный характер.
Но так ли незамысловата эта история, какой кажется на первый взгляд?

Дело в том, что Тэффи была мастером психологического анализа. Не случайно всемирно известный режиссер Н. Н. Евреинов, в 30-е годы поставивший несколько пьес художницы в Русском театре Парижа, писал о ней в своих воспоминаниях, что «никто, как Н. А. Тэффи», не мог «одной фразой вынести приговор своему герою, буквально пригвоздить его точной, емкой и смешной характеристикой, которую персонаж давал себе сам».

— Найдите такую фразу Оленьки в рассказе, фразу, вернее, слово, которое раскрывает суть того, что произошло со всеми ценностями её жизни.

— Докажите, что Оленька понимала, что то, что происходит с ней, плохо.

Об этом говорит внутренний монолог Оленьки: «Если ты английский и требуешь, чтоб я ела сою, то зачем же на тебе жёлтый бант? Зачем это распутство, которого я не могу понять и которое толкает меня по наклонной плоскости?». Об этом говорят и страдания Оленьки при покупке ею очередной вещи: «мучилась всю ночь», «на душе у неё было беспокойно и жутко», «проплакала весь вечер», «Где-то в глубине души ещё теплилось в ней сознание всего ужаса её положения, и иногда …, когда воротничок стирался, она рыдала и молилась, но не находила выхода».

— Почему же «скромная, честная жена честного мужа», как называет её Тэффи в начале рассказа, «катится по наклонной плоскости», прекрасно понимая, что то, что с ней происходит, плохо? Как объясняет это автор?

«Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению…», «Она не могла. Это не странно. Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми. И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие ни за что на свете».

Найти в себе силы бороться со злом Олечка Розова не смогла. Или не захотела найти?

— Какой мы видим Олечку в конце рассказа?

Перед нами ничтожное существо, «кроткая Олечка», которая «так скромна, что краснеет даже при слове «омнибус», потому что оно похоже на «обнимусь».

— Какое чувство вызывает она теперь у читателя?

— Как, по-вашему, рассказ юмористический или сатирический?

В рассказе есть и юмор, и сатира. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в её лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых,

пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов. Такие люди

«страдают», сами себе кажутся несчастными и несправедливо обиженными. Причём

люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя. В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевлённый предмет – «подлый воротник».

Какие литературные ассоциации возникают у вас после прочтения рассказа Тэффи?

Есть сходство с повестью Н. В. Гоголя «Нос». Оно основано на использовании фантастики, и смысл произведений исходит из того, что человек утрачивает власть над своей жизнью. Но, в отличие от классики, Тэффи не стремится к социальным обобщениям, а сводит все к глупости и ограниченности героини, которую вполне определенно называет «существом слабым и бесхарактерным»

Это важная черта не только творчества писательницы, вся «лирическая сатира» избегала социальности и искала причины несовершенства современников в них самих.

— Реалистична ли ситуация в рассказе? Может ли такое произойти с вами? Нет ли в нашей жизни вещей, которые управляли бы нами, требуя всё новых и новых жертв?

Дома вы напишете небольшое сочинение-размышление об актуальности рассказа «Жизнь и воротник» для вас. Отправными словами, с которых вы начнёте своё рассуждение, будет первый абзац рассказа: «Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами…»

Кадр 16 (домашнее задание)

Запишите задание, и я завершу урок. Сегодня мы получили возможность обратить внимание на талантливого мастера слова и мудрого человека.

Тэффи – тонкий художник, познавший человеческую натуру, умеющий в небольшом по объёму произведении так представить героя, что мы его уже ни с кем не спутаем. Глупенькая Олечка Розова затрагивает нашу душу, не оставляет равнодушными, заставляет сопереживать и, в итоге, задуматься о себе.

Ну, и в конце ещё одно высказывание нашей современницы об уже знакомой нам Тэффи.

Кадр 17 (высказывание).

Подумайте, нет ли в вашей жизни какого-либо «воротника с жёлтым бантом», нет ли чего-то такого, что руководит вашей жизнью, вашими поступками? Какие шаги предпринять, чтобы избавиться от зависимости?

Напишите рассуждение на тему «Моя жизнь и «воротник».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *