питер только по любви актеры и роли
Рецензия на фильм «Петербург. Только по любви»
Слабоватая артхаусная подборка короткометражных историй о Петербурге, снятых российскими женщинами-режиссерами
Французская женщина-режиссер снимает на «Ленфильме» кино об Иосифе Бродском. Сорокалетняя беременная женщина приходит вместе с матерью на консультацию к гинекологу. Молодая девушка заводит роман с настойчивым глухонемым парнем. Страдающая паранойей красавица приезжает в Петербург, чтобы напиться, переспать с незнакомцем и покончить с собой. Иностранный турист во время экскурсии по Аничкову мосту предлагает неожиданную интерпретацию коней Клодта. Крановщица приходит на концерт к своей дочери, которая гримируется под парня и поет соло в хоре мальчиков. Отчаявшись найти достойного мужчину, заядлая собачница обращается за помощью к колдуну-шаману.
Кадр из новеллы «Выгул собак»
Международная волна «географических» киноантологий («Париж, я люблю тебя» и так далее) давно схлынула, но россиянам мировые тренды не указ. Если есть в нашем кино семь женщин-режиссеров, которым хочется в коротком метре признаться в любви к Петербургу и его жителям, то кто их остановит? Уж точно не питерская студия СТБ, которая организовала съемки «Петербурга» – двухчасовой подборки из семи комических и трагикомических новелл, отражающих женский взгляд на Северную столицу.
Кадр из новеллы «Девочки»
К сожалению, артистический КПД у проекта оказался обидно низким. Лишь одна его новелла, вторая по счету, удалась на славу. Это зарисовка Анны Пармас, создательницы хитового клипа «Экспонат». «Девочки» превосходно, с уморительным юмором отражают типичную динамику отношений в российских интеллигентных семьях, где взрослые отцы и дети (или, как в «Девочках», матери и дочери) не могут договориться ни о чем, кроме всепоглощающей любви к малышам. Как и «Экспонат», это отличный образчик едкого, но душевного бытописательства.
Кадр из новеллы «Селфи»
Почти дотягивает до уровня «Девочек» короткометражка Аксиньи Гог «Селфи», четвертая в «Петербурге». Начинается «Селфи» даже сильнее и смешнее, с беспроигрышной для «черных» комедий завязки с молодой девушкой, которая хочет покончить с собой, но мечтает сделать это стильно и артистично, в духе ее любимого Санкт-Петербурга. К сожалению, «Селфи» разваливается, когда к «квесту» героини, в котором изначально участвуют лишь она сама и подцепленный в панк-клубе разбитной ухажер, присоединяется третий персонаж. Даже в откровенно фарсовой истории трудно поверить, что в Питере буквально на каждом шагу можно встретить кого-то, кто готов вам помочь в переселении в мир иной. Это же криминальная столица, а не столица безвозмездной помощи! Так что, хотя «Селфи» остается забавным вплоть до последних секунд, его первые сцены смотрятся куда лучше, чем кульминация и финал.
Кадр из новеллы «Аничков мост»
Все остальные новеллы в той или иной степени разочаровывают. Худшая из них – пятая зарисовка «Аничков мост», в которой Наталья Кудряшова («Пионеры-герои») использует художественное повествование для социально-рекламного призыва вглядываться в хорошо всем знакомые памятники и искать в них новые смыслы. Не согласиться с постановщицей трудно, но разглядеть в ее новелле художественность еще труднее. Куда честнее было бы снять документальную короткометражку о конях Клодта.
Кадр из новеллы «Просто концерт»
Шестая новелла – работа дебютантки Натальи Назаровой «Просто концерт» – вызывает не столько разочарование, сколько недоумение. Женщина одевает свою дочь мальчиком, чтобы та сражала всех своим высоким голосом на выступлениях мальчишеского хора. Понятно, почему она так поступает (она хочет для дочери успеха, которого никогда не было у нее самой), но это просто констатация, а не драматическая история. Конечно, у создателя короткометражного кино есть право просто нарисовать портрет необычных персонажей, не разворачивая полноценное повествование. Но хотелось бы чего-то большего, чего-то более драматичного или комического.
Кадр из новеллы «Утро»
Третья новелла «Утро», созданная постановщицей «Питера FM» Оксаной Бычковой, производит впечатление заготовки для полнометражной романтической комедии. Тема любовных связей с глухонемыми людьми явно заслуживает более вдумчивого и серьезного раскрытия, чем короткий анекдотец с неожиданным финалом. Это неплохая работа, но ей тесно в рамках «Петербурга».
Наконец, сумбурная, невнятная и претенциозная новелла Ренаты Литвиновой «Сны Иосифа» запоминается лишь уже привычным актерским мастерством Литвиновой в превращении самых обычных предложений в уморительные реплики, а заключительная новелла Авдотьи Смирновой «Выгул собак» может похвастаться лишь Михаилом Боярским в роли шамана с бубном. Это убойный и неожиданный гэг, но он полностью подминает под себя все остальное, что происходит в «Выгуле», и второстепенный элемент повествования становится единственной значимой составляющей. Так не годится.
Питер ЖЖ: фильм недели — «Петербург. Только по любви»
На этой неделе можно было избрать главным фильмом новую «Великолепную семерку». Но я подумал: изберу — и что? Я не убавлю и не прибавлю зрителей этому фильму. На него придет строго определенная публика.
Раскрою страшную тайну. Я из тех редких, кто не является поклонником старой «Великолепной семерки». Она не только не «Семь самураев» Акиры Куросавы, с которых содрана, но и один из тупиков классического голливудского вестерна наряду с «Золотом Маккены».
Не зря в Голливуде четверть века не снимали вестерны, даже после того, как Клинт Иствуд сделал в 1970-е «Джози Уэлза вне закона», который во многих рейтингах — первейший вестерн всех времен. Но именно Иствуд реабилитировал жанр в начале 1990-х оскароносным «Непрощенным».
Для меня реальный современный вестерн — наследник не «Великолепной семерки», а так называемого спагетти-вестерна, который в 1960-е изобрели итальянцы. Американцы его презирали, считали подделкой. Но итальянцы осознали то, чего, как ни странно, не понимали голливудские родоначальники жанра: что вестерн не имеет отношения к реализму. Это, во-первых, миф сродни древнегреческому эпосу, где герои — безусловные боги, как хорошие, так и плохие. А во-вторых, стиль.
Вестерн — балет. Балет поз. Шляп и пончо. Балет пуль. Подлинным гением вестерна, на которого в половине своих фильмов ориентировался Квентин-«спагетти»-Тарантино, стал Серджо-«спагетти»-Леоне с его трилогией «За пригоршню долларов», «За несколько лишних долларов», «Хороший, плохой, злой», в которой и прославился — тогда еще как актер — Клинт Иствуд. Потом Леоне сделал два совсем уже невероятных вестерна. А поищите наименования сами! Тем более, что название самого гениального из них — про мексиканскую революцию — не только у нас, но и в мире понимают и трактуют настолько по-разному, что даже я теряюсь, как его правильно произносить.
Но перейдем к главному. Выходит первый в СССР и России женский киноальманах: «Петербург. Только по любви». В киномире женщины играют всё большую роль — не только как актрисы и режиссеры, но, например, операторы, хотя прежде считалось, что камерой могут орудовать исключительно мужчины.
В альманахе «Петербург» семь новелл. Три из них сделаны звездами (Рената Литвинова, Авдотья Смирнова, Оксана Бычкова). Но четыре оставшихся — тоже интересными персонами.
Анна Пармас была соавтором сценариев Авдотьи Смирновой «Два дня» и «Кококо» и режиссером клипов группы «Ленинград». Аксинья Гог (самая молодая из участниц проекта, 1990 г. р.) — ученица Дмитрия Крымова, Евгения Каменьковича и — по контрасту — Владимира Меньшова. Наталья Кудряшова — режиссер небанальной картины «Пионеры-герои». Наталья Назарова, помимо прочего, соавтор сценария изумительной «Русалки» Анны Меликян.
Альманах сделан в современной традиции, когда зрителю не объясняют, чью именно новеллу он смотрит. Всё выясняется лишь в финале. Рад, что угадал авторов всех трех новелл, каковых и должен был угадать. Но вам подсказывать не стану.
О чем это
Новелла №1 — «Сны Иосифа»» с Литвиновой в главной роли и шикарной квартирой, в которой живет она, знаменитая актриса, три ее дочери и бабушка.
В нее влюблен вечный второй режиссер «Ленфильма» – его изображает знаменитый кинопереводчик (некогда и остроумный кинокритик) Василий Горчаков. Сюжет — один съемочный день фильма про последнего певца Петербурга Иосифа Бродского, в котором заняты героиня Ренаты и две из ее дочерей: они призваны отразить три возраста музы Бродского. При этом фильм снимает режиссер-француженка, а его суть не реальная история, а сны.
Новелла гламурная, декоративная, тусовочная. Впрочем, все, кто в ней тусуется, для меня симпатичны: помимо Горчакова и Литвиновой это, в частности, замечательный кинокритик Костя Шавловский и хороший актер Максим Виторган — тоже теперь медиафигура. В одной из ролей — честь режиссеру — прекрасная Римма Коростелева, актриса МХТ, которую редко видишь на большом экране.
Другие плюсы: в новелле красиво читают отрывки из стихов Бродского. Забавны сны про него. Особенно сон про попытку освободить Бродского после осуждения в тунеядстве отрядом революционных поэтов во главе с комиссаршей в кожаной тужурке. Цель операции: тайно подменить Бродского на глазах охраны литератором-двойником.
Новелла №2 — «Девочки» со Светланой Камыниной и знаменитой после «Елены» Звягинцева Надеждой Маркиной. Немолодые мать и дочь спорят на заснеженной набережной Невы — виды города для фильма, понятно, важны. Ведь он напоминает про другие недавние альманахи про города и любовь: «Париж, я люблю тебя», «Нью-Йорк, я люблю тебя» — в их ряд безуспешно пытался вписаться и фильм «Москва, я люблю тебя», в котором, кстати, есть хорошие новеллы.
Спорят они о политике. Дочь — либерал, а мать ненавидит либерастов. Дочь против убийцы и тирана Сталина, а мать за.
Но дочь-то, как выясняется, идет на УЗИ. В свои сорок она третий раз беременна. А скотина-муж ушел к молодой бабе. И тут становятся безразличны политические разногласия. Главное, что, судя по УЗИ, родится нормальная девочка. Мать и дочь объединяются в радости: жизнь — продолжается.
В этой новелле много мотивов. Есть и мотив женского шантажа — мужа вернуть все-таки хочется. Но в целом это мини-фильм о том, что современный Питер держится на женщинах.
Новелла №3 — «Утро». Опять городские улицы (автора этой новеллы я тоже с ходу угадал: она всегда анализирует парадоксы взаимоотношений мальчиков и девочек). Как и в других новеллах — тут фирменный знак фильма — на улицах попадаются прохожие-чудики, в данном случае негр в форме моряка Балтфлота. Странноватая девочка сталкивается с глухонемым мальчиком. Девочка не уехала в Италию, где живет ее мама. В отличие от мамы она не считает Петербург серым, сырым и стылым.
Город выглядит красиво, даже когда герои стоят на набережной на фоне сухогрузов.
Новелла называется «Утро», потому что это утро жизни. Удивительный факт: в 15-минутный фильм уложена вполне себе полноценная история первой любви с неожиданной (хотя и в меру предсказуемой) развязкой. Самая оптимистическая часть альманаха.
Новелла №4 — «Селфи». Пожалуй, самая дурацкая часть альманаха. Не хочу обижать режиссера, но ей-богу не понимаю ее смысл. Это стеб? Это трактовка психологии молодых провинциалов?
Хорошенькая девочка приезжает в Питер, чтобы погулять в клубе, осознанно нажраться, переспать с первым встречным. А утром красиво покончить с собой, бросившись в подвенечном платье с крыши напротив Исаакия. В моих черновиках много записей по поводу этой новеллы. Но ограничусь корректно западным no comments.
Новелла №5 — «Аничков мост». Тоже странная часть фильма (как, кстати, и следующая новелла №6), но по крайней мере внятная.
Замечательная Полина Кутепова играет автобусного экскурсовода, работающего с англоязычными группами. Она устала от одиночества, работы, бесперспективности, рутины — и заодно от престарелой мамы, которая всегда некстати по мобильному выносит ей мозги.
Но происходит нечто, когда ее автобус в очередной раз попадает в традиционную пробку на Фонтанке у Аничкова моста. Большинству иностранных туристов давно надоела экскурсия, они дремлют и совсем не интересуются конями Клодта. Сама экскурсовод мечтает побыстрее избавиться от клиентов, сбагрив их на обед. Но в автобусе обнаруживаются знатоки Невского проспекта. Приходится вывести их на Аничков мост. И в итоге простые иностранцы доказывают экскурсоводу, что к городу-то надо относиться как к произведению искусства и живому организму, требующему постоянного осмысления и трактовок. Это вызывает у героини сначала отчаяние (поскольку ее уже все достало — а сейчас ее окончательно достают), но потом, как ни странно, радость жить.
Впрочем, финал оставляет двойственное ощущение. Хотя героиня Кутеповой впервые в новелле улыбается, смотрит-то она в ночную Фонтанку. Пусть и подсвеченную яркими уличными огнями. А глядеть в ночную воду, если верить кинематографу, знак дурной.
Новелла №6 — «Просто концерт». Самая непредсказуемая часть фильма. И первая, где героиня — совсем уж простушка. Чудесная актриса Анна Уколова – см. «Географ глобус пропил» — крановщица. Однако в один из вечеров, одолжив на вечер у подруги из сверхдорогого бутика брендовые шмотки, эта, по всем признакам, лимита (что неправда, она ленинградка) идет в консерваторию на концерт хора мальчиков. Там солистом — один небезразличный ей подросток. Потому что это ее сын.
Дальше выясняется нечто, что рассказать попросту нельзя. Мне эта новелла, как и новелла №4, представляется надуманной.
Зато какой сюрприз для зрителей. Кроме того, новелла укладывается в концепцию фильма: он ведь не про Питер, а про то, как разные типы петербурженок пытаются выжить в этом историческом городе.
Новелла №7 – «Выгул собак». Анна Михалкова играет одинокую женщину средних лет, сотрудницу музея. Продюсеры поступили правильно: обрамили альманах новеллами двух главных звезд нашей новой женской режиссуры.
Что в этом хорошего
У фильма — концептуальное завершение. Все женщины из альманаха несчастны в очень красивом Петербурге, кроме той, у которой пока что утро жизни, еще не столкнувшейся с реальностью. В последней новелле — тоже одинокая женщина без перспектив. Она слушает японскую аудиокнигу об этике поведения мужчины утром после ночи, проведенной с женщиной. У нас бы кто помыслил о подобной этике (читает отрывки из книги, кстати, Рената Литвинова. А книга — японской писательницы конца X – начала XI века Сей Сёнагон «Записки у изголовья», ставшая основой одноименного фильма Питера Гринуэя).
К героине Михалковой шесть лет ходит женатый любовник, которого мы даже не видим. Она встречается с каким-то придурком после посещения сайта знакомств. Выгуливавший добермана — опять же женатый— пьянчуга предлагает ей сбегать за глинтвейном. А заодно говорит: зачем вы слушаете японское? Надо только наше слушать. Она ради возможного будущего семейного счастья посещает, заплатив большие тысячи, какого-то псевдошамана — замечательная, редкостная в последние годы роль Михаила Боярского.
Не мужики — одни уроды.
Ее радость —только ее маленький песик. Но в конце новеллы — и альманаха вообще — возникает внезапный проблеск. Как прокомментировал финал одного из своих фильмов финский мэтр Аки Каурисмяки, я добрый старикан. И не мог не оставить своему герою (в случае с альманахом «Петербург» — героиням) хотя бы небольшую надежду на счастье.
Наш вариант рекламного слогана
Жизнь – это женщина. Всё, что не женщина, не жизнь.
Спроси киноафишу
Обратите внимание, что на сайте «Киноафиша» доступны индивидуальные страницы актеров, где можно найти биографии звезд фильма «Петербург. Только по любви» и их полную фильмографию.
Авторизация по email
Доводили до слез и выгоняли из фильмов: 5 тандемов актера и режиссера, которые не ладили
Раньше было лучше: как сейчас выглядят актеры из фильма «Один дома»
Самые новые турецкие сериалы осени 2021 года
Мамаева предрекла Аршавиной возвращение былой красоты: «Специалист есть»
Впрыгнувшая в шпагат Собчак опозорилась на шоу Ивлеевой
«Гони! Я к сыну тороплюсь»: в сети появились новые подробности ДТП с Собчак
Случайность или злой рок? 10 звезд, погибших в автокатастрофах
Одно лицо: Карпович выбрала Прилучного за схожесть с отцом
Милохин, прикрываясь платьем, опозорился перед девушкой: «Важен не размер»
Тест: какая вы героиня сказки – Золушка или принцесса на горошине?
Униженная Барановская публично приложила Васильева: «Как дам сейчас!»
От Спроуса до Йоханссон: 5 звезд, у которых есть близнецы
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
Петербург. Только по любви, 2016
В Петербурге легко почувствовать себя влюбленным. Здесь запросто решаются на авантюры, вмиг меняют рабочий комбинезон на вечернее платье и готовы доверить свою судьбу шаману. В этом городе иногда кажется, что если прыгнуть с крыши, то можно взлететь, что бронзовые скульптуры вот-вот оживут, а Иосифа Бродского еще можно спасти, если снять про него кино.
Петербург. Только по любви смотреть онлайн
Похожие фильмы онлайн
Киноальманах «Петербург. Только по любви» от прочих подобных сборников отличается тем, что режиссёрами тут выступили исключительно представительницы прекрасного пола. Среди них Рената Литвинова («Последняя сказка Риты»), у которой уже большой опыт в съёмках коротких метров, Авдотья Смирнова («Кококо», «2 дня»), а также Оксана Бычкова («Питер FM», «Плюс один»). А Рената Литвинова даже сыграла в картине, в которой также задействованы такие актёры, как Михаил Боярский, Яна Сексте («Оттепель»), Максим Виторган («Лондонград. Знай наших», «День выборов») и звезда сериала «Интерны» Светлана Камынина.
Фильм «Петербург. Только по любви» представит вам семь удивительных историй, случившихся в одном из самых красивых городов России. В центре сюжета каждой новеллы – новая женщина. Перед вами предстанут: мать-одиночка; экскурсовод; девушка, задумавшая самоубийство; крановщица, которую преследуют неудачи; собачница Вера и другие. Все они утверждают господство женской силы и выносливости и напоминают о том, что каждый достоин счастья, несмотря на все трудности, с которыми героиням придётся столкнуться. Да и сам город будто желает женщинам добра. Ведь приезжают в Петербург только по любви, и он отвечает тем же.
— Для Натальи Кудряшовой работа над фильмом «Петербург. Только по любви» стала дебютом в коротком метре
— Фильм «Петербург. Только по любви» выходит в свет под эгидой кинокомпании «СТВ», студии «Ленфильм», а также компании «Глобус-Фильм»
— Самой молодой постановщице киноальманаха 26 лет. Это Аксинья Гог, снявшая сегмент «Селфи»
— Авдотья Смирнова создала сюжет к своей новелле «Выгул собак» ещё 8 лет назад
— Аксинья Гог написала сценарий к новелле «Селфи» после того, как увидела актрису Анастасию Пронину. Режиссёра так покорило её лицо, что ей захотелось создать историю специально под эту женщину
— «Петербург. Только по любви» стал фильмом открытия фестиваля Кинотавр