пистимея тени исчезают в полдень актриса
Александра Завьялова
Биография
Яркие роли сильных героинь мгновенно снискали для Александры Завьяловой славу «звезды» советского кино. Вершиной ее творчества стала роль монахини Пистимеи в эпопее «Тени исчезают в полдень», а затем актриса исчезла с экранов. Негласный бойкот, объявленный режиссерами и студиями, продолжался десятилетия.Трагическая судьба артистки, так и не сумевшей оправиться от творческой изоляции, оборвалась не менее печально.
Детство и юность
Родилась Александра Семеновна Завьялова в 1936 году в семье крестьян села Титовки в Тамбовской области. Дата рождения – 4 февраля. Училась девочка средне, могла пропустить урок или не выполнить домашнее задание. Как вспоминают земляки будущей артистки в документальном фильме «Александра Завьялова. Затворница» (ТВЦ), Саша была «боевой, с наглинкой».
Уже в школьные годы с удовольствием участвовала в постановках, концертах, выступлениях, читала стихи и, рассказывая истории, показывала их в лицах. Девочка нравилась многим одноклассникам, но мальчики подойти к ней боялись.
Окончив школу, девушка перебралась в Ленинград и поступила в театральный институт (позднее переименован в ЛГИТМиК). Учась здесь, она не мыслила себя актрисой кино – ее привелкала работа на театральных подмостках. И когда по распределению ей досталась служба в Драмтеатре Бреста, Завьялова была довольна поворотом судьбы.
Фильмы
Играя в театре, актриса отвергала предложения сняться в кино. Но режиссеру Александру Зархи удалось уговорить артистку: в независимой Александре кинематографист увидел своенравную Лену, героиню его предстоящего фильма «Люди на мосту». И точно: прилетевшая на съемки в Красноярск Завьялова столь удачно попала в образ, что следом за ней в Сибирь прибыл увидевший отснятый материал сценарист Сергей Антонов. Позднее он вспоминал, что воплощенная Завьяловой героиня оказалась живее и объемнее, чем созданный им образ.
В 1960 году биография артистки пополнилась сразу тремя фильмами, самым заметным из которых стала «Алешкина любовь». Мелодраму, снятую двумя режиссерами под руководством Михаила Ромма, посмотрели 24 миллиона зрителей. Александра Завьялова, снявшаяся в картине со знаменитым Леонидом Быковым, превратилась в звезду советского кинематографа.
Ее лицо не сходило с обложек журналов и первых полос газет. Актрису снимал фотограф американского «Лайфа», работавший только с главами государств и голливудскими артистами. Фотосессия проводилась в одном из номеров гостиницы «Националь». Во время кинофестиваля в Москве ее пригасили на званый ужин в посольстве США.
Любимой ролью актрисы стала Фро – главная героиня одноименного фильма Резо Эсадзе. Основа сценария – рассказ Андрея Платонова. В отличие от предыдущих работ, когда Завьяловой доставались своенравные, сложные персонажи, в мелодраме Эсадзе она сыграла нежную, любящую героиню. Ради этой роли Александра даже согласилась стать блондинкой.
Роман с режиссером картины привел к тому, что в 1967 году Завьялова появилась в другой его ленте – фильме «Четыре страницы одной молодой жизни». Но пиком карьеры стала многосерийная картина «Тени исчезают в полдень», показывающая жизнь народа в первой половине 20-го столетия.
Игра Завьяловой, которую приглашают на роль Серафимы Клычковой, впечатлила не только создателей фильма, но и коллег актрисы по съемочной площадке. В интервью для фильма «Затворница» артисты рассказывали, что Александра Семеновна не играла, а действительно проживала перед камерой каждый эпизод.
При этом ей удавалось передать нюансы возраста: в первых сериях Серафима предстала 17-летней наследницей владельца сибирских приисков, а по ходу фильма превратилась в злобную, отталкивающую старуху-монахиню.
В том же году Александра Семеновна появилась в одной сцене фильма «Вий». Оказалась, что роль Панночки изначально была ее, но потом исполнительница мистической героини была заменена на Наталью Варлей. Тем не менее один эпизод с участием Завьяловой попал в монтаж.
После громкого успеха обрушилась тишина: Завьялова вдруг оказалась в негласной изоляции. Ей больше не предлагали ролей, не приглашали на светские мероприятия. Артистка переживала сильнейший кризис. Пытаясь выбраться из него, несколькими годами позже Завьялова посещала киностудии, но никто не давал ясного ответа о причине молчаливого бойкота.
Только 30 лет спустя, когда артистку пригласили на встречу с поклонниками кино, ее заметил режиссер Леонид Белозорович. Кинематографист включил Завьялову в актерский состав предстоящей ленты «Белые одежды» с Валерием Гаркалиным и Жанной Эппле в главных ролях. Увы, это возвращение на экран в 1992 году оказалась для актрисы последним. Больше Александра Семеновна не снималась.
Личная жизнь
Еще в годы учебы в институте Александра познакомилась с будущим супругом Дмитрием Бучкиным. Молодой человек учился в художественном училище имени В. И. Мухиной, куда студентки ЛГИТМиКа приходили на культурно-массовые мероприятия. В 1963 году пара поженилась, хотя родители Дмитрия выступали против его выбора, предвидя будущие трудности.
В том же году на свет появилась дочь Таня. Заботясь о ней, Александра сделала паузу в карьере. Но уже в следующем году у нее разгорелся роман с Резо Эсадзе. Завьялова призналась в этих чувствах супругу, и, несмотря на маленькую дочь, пара развелась спустя два года после регистрации брака.
В детстве маленькая Саша была упряма и своенравна. Откуда в простой девчонке из тамбовской глубинки такая спесь, было непонятно. Родители – люди простые, отец лесничий, но дочка получилась – словно голубых кровей. К тому же симпатичная невероятно – но тут было в кого. Отец – смуглолицый, кареглазый красавец, мама – нежная, утонченная, словно дворянка. Была в ней капля и нездешней крови – Александра Семеновна любила рассказывать, что яркой запоминающейся внешностью во многом обязана бабушке-гречанке.
Будущая актриса без труда поступила в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского, который окончила в 1958-м. По распределению должна была ехать в барнаульский театр, но Алтай казался девушке таким далеким краем, что она написала слезное письмо руководству театра, чтобы от нее отказались. Каким-то образом ее просьба попала в «Комсомолку», и газета разразилась саркастической статьей о молодой артистке, испугавшейся трудностей. Это было очень обидно. Но в итоге Барнаул Александру так и не дождался – на работу ее взял Брестский драматический театр, где она проработала около года.
Начало
А потом в ее жизни появился кинематограф. Режиссер Александр Зархи пригласил Завьялову на роль в фильме «Люди на мосту». Потом была лирическая комедия «Алешкина любовь», где она снялась вместе с Леонидом Быковым, мелодрамы «Ждите писем» и «Хлеб и розы», молодежная киноповесть «Будни и праздники». Режиссеры словно нащупали золотую жилу и наперебой приглашали молодую актрису, украшавшую любую картину.
В 1964-м Александра даже согласилась стать блондинкой, чтобы поработать с режиссером Резо Эсадзе в фильме «Фро». Закрутился служебный роман. Но вскоре отношения сошли на нет – горячий Резо ревновал возлюбленную к каждому столбу.
Пистимея
Звездным часом Александры Завьяловой стала работа в фильме «Тени исчезают в полдень». Зрители в гневных письмах на телевидение на полном серьезе осыпали проклятиями религиозную фанатичку Пистимею… Но после триумфа актриса перестала сниматься, крайне редко появлялась в артистических компаниях. Ходили слухи, будто Завьялова не выдержала колоссального душевного напряжения, с которым сыграла неистовую Пистимею. Что она долго лечилась, а потом уединенно, замкнуто жила в своей санкт-петербургской квартире.
Более 20 лет назад, в 1999-м, «Экспресс газета» стала первой, с кем актриса согласилась пообщаться после 30-летнего молчания. Перед этим мы обзвонили известных актеров и режиссеров, в разное время работавших с ней. Владимир Мотыль, Галина Польских, Лариса Лужина, Нина Русланова – все как один тепло отзывались об Александре Семеновне. Но о ее судьбе ничего сообщить не могли.
Я спросила, почему после сериала «Тени исчезают в полдень» Александру Семеновну почти не снимали. И она произнесла слова – их потом многие перепечатали, но я услышала боль, с которой они прозвучали.
Уже тогда Александра Семеновна говорила о Пете, которому в то время было 24, с тревогой и отчаянием. Поздний ребенок – его Завьялова родила в 39 от человека, имя которого никогда не называла, получил специальность повара, но с работой у него не складывалось. Выпивал.
Отелло
А потом она рассказала историю о своем Отелло – тогда она показалась мне совершенно фантастической, но это была правда. Или – почти правда.
Она знала, что в США его ждет жена, но он уверял, что любит только ее – свою русскую красавицу. По рассказу Завьяловой, Черезолли был адмиралом военно-морских сил США, владельцем пароходной фирмы, поставлявшей пшеницу в одесский порт. Ему было 54, но она без раздумий вышла бы за него замуж. Однако сказка быстро закончилась. Оказалось, все время, пока длился их роман, за ними следили, все разговоры записывали, представили кучу фото, где они вместе.
— Кому понадобилось вас разлучать? – спросила я Александру Семеновну.
— Откуда я знаю? Когда мы расставались, оба рыдали. Отелло сразу же объявили персоной нон-грата, и он уехал в Нью-Йорк. А я от мужа ничего скрывать не стала. Сказала честно, что полюбила другого. Он воспринял это на удивление спокойно. И мы развелись.
Завьялова никогда не пыталась разыскать своего Отелло, но у нее был его адрес. Конечно, она мечтала поехать в США и с ним встретиться. Или ходить к нему на могилу, если он умер. Призналась, что любит его до сих пор.
Теперь уже трудно сказать, что в этой истории было правдой, а что вымыслом. В середине 1990-х Александра Семеновна два года провела в психиатрической клинике. Об этом она тоже без слез не могла вспоминать.
— Что я там вытерпела, страшно вспомнить. Мне не давали спать. Делали укол со снотворным, а потом будили. Детей ко мне не пускали. Я кричала, просила, но они закрывали двери…
Мне пора уже было уходить – Александра Семеновна сказала, что очень устала. На прощание она прочитала стихотворение, которое посвятила своему Отелло. Странные, немного напыщенные строки, но женщина так чувствовала и так любила.
Подари мне лунный океан,
Созвездие Водолея,
Там небо розовое,
И речка вечная, как жизнь.
От зноя ты меня сберечь сумей,
Приди ко мне сквозь вечность мирозданья,
Мне розы принеси цветок,
Возьми с собой мою земную нежность…
Петр
Александра Завьялова
Александра Завьялова родилась 4 февраля 1936 года в селе Титовка, Сосновский район, Тамбовская область.
В 1958 году окончила Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского, после чего её по распределению направили в Брестский драматический театр. В этом театре Александра работала около года, отказываясь от приглашений на киносъёмки: она считала себя театральной актрисой. Но однажды ей передали личное приглашение режиссёра Александра Зархи на роль в фильме «Люди на мосту». Отказать она не смогла.
Обратно в Брест Александра Завьялова уже не вернулась. В лирической комедии «Алёшкина любовь» актриса сыграла стрелочницу Зинку, в которую влюблён робкий парень, геолог-буровик Алёшка (Леонид Быков).
Об Александре Завьяловой заговорили, появилились приглашения от режиссёров. Один за другим вышли фильмы с её участием: мелодрама «Ждите писем», социальная мелодрама «Хлеб и розы», молодёжная киноповесть «Будни и праздники».
В 1961 году фотография Александры Завьяловой попала на страницы американского журнала «Лайф». Фотограф Филипп Халсман решил снять самых знаменитых людей Советского Союза, и среди тех, на кого пал его выбор, оказалась восходящая звезда кино Александра Завьялова.
В 1963 году Александра Завьялова вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина. Вскоре у супругов родилась дочь Татьяна, и Александра перестала сниматься в кино. Пришлось ей уйти и из Малого театра, где она работала в последнее время.
Спустя год актриса получила приглашение на Московский международный фестиваль. В один из вечеров Александру Завьялову пригласили на званый дипломатический ужин. Из советских актрис на прием была приглашена только Завьялова.
Красивая, темноволосая, с миндалевидным разрезом глаз, похожая на модный тогдашний итальянский кинотипаж, она произвела настоящий фурор среди дипкорпуса. А американский посол после целого часа беседы официально предложил ей посетить США. После этого успеха руководство кинофестиваля поручает актрисе достойно, на высшем уровне встретить в Ленинграде звезд итальянского кино, среди которых была Джульетта Мазина. И Александра Завьялова не ударила в грязь лицом.
В 1966 году Александра Завьялова изначально была утверждена на роль Панночки в фильме «Вий». Однако сразу после начала съемок актриса тяжело заболела.
Александра Завьялова в фильме «Вий»
В 1969 году режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский приступили к экранизации романа Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень». Александру Завьялову они пригласили на роль Серафимы Клычковой (Пистимеи Морозовой). Съёмки продолжались три года. Завьялова начинала играть 17-летнюю девушку, а в последней серии по сценарию ей было уже 70 лет.
Александра Завьялова в фильме «Тени исчезают в полдень»
Фильм, вышедший на экраны в 1971 году, оказался последним для Александры Завьяловой во времена СССР. После этой картины актрису не снимали более 20 лет. Полное забвение в кино вылилось у неё в глубокую депрессию. В следующий раз она встретилась со зрителями в 1992 году на сцене Московского Дома кино. Тогда же снялась в фильме «Белые одежды». Это была ее последняя роль.
Александру Завьялову, оторвав от детей, поместили в психиатрическую больницу. Спустя два месяца Завьялова вернулась из больницы. За это время дочь Татьяну забрал к себе её отец, а маленького сына определили в детский дом. Долгое время Завьяловой не хотели возвращать сына, а спустя год её снова увезли в лечебницу, теперь уже вместе с ребёнком. Дмитрий Петрович Бучкин усыновил Петра, сына Александры Семёновны Завьяловой.
Александра Завьялова незадолго до смерти
Убийство Александры Завьяловой
Трагически ушла из жизни 3 февраля 2016 года, найдена в своей квартире 4 февраля.
Похоронена на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
10 апреля 2017 года Выборгский районный суд Санкт-Петербурга признал его виновным в убийстве и приговорил к восьми годам колонии строгого режима.
Александра Завьялова
Личная жизнь Александры Завьяловой:
В 1963 году вступила в брак с художником Дмитрием Бучкиным. В 1963 году Александра родила дочь Татьяну. Заботясь о ней, Александра делает паузу в карьере.
Дочь Татьяна стала художником-дизайнером.
В 1965 году у Завьяловой разгорается роман с Резо Эсадзе. Она признается в этих чувствах супругу, и, несмотря на маленькую дочь, пара решает развестись спустя два года после брака. Отношения с Эсадзе оказались такими же недолговечными.
Далее у актрисы был роман с бизнесмен из США, который провёл с ней две недели в Одессе. После того как иностранец возвращается на родину, Завьялову вызывают на допрос в КГБ, а после устанавливают слежку. Случайно или нет, поток предложений по съемкам иссякает после допроса в правоохранительных органах.
В 1976 году у Александры рождается сын Петр (став взрослым, он работал в сфере строительства).
Александра Завьялова и сын Петр в детстве
Дети Александры Завьяловой
Фильмография Александры Завьяловой:
Жизненная драма Александры Завьяловой: Роман с иностранцем, «желтый дом» и страшная гибель
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первая любовь
Родители Александры Завьяловой были против того, чтобы она становилась актрисой. А девочка ещё со школьных лет привыкла к сцене. Она пела в хоре и танцевала, ездила выступать в райцентр и в Тамбов. После получения аттестата, благодаря старшей сестре, смогла поехать в Ленинград, поступила в ЛГИТМиК.
Со своим будущим супругом Александра познакомилась ещё в студенческие годы. Дмитрий Бучкин, талантливый художник, учился в художественно-промышленном училище имени Мухиной, куда прибегали будущие артистки на танцы. Живописцы ходили на творческие вечера и танцы в ЛГИТМиК. Правда, в то время никаких отношений, кроме приятельских, между молодыми людьми не возникло.
После окончания института Александра уехала по распределению в Брест, работала в драмтеатре и отвечала неизменным отказом на все предложения о съемках. Она искренне считала себя театральной актрисой. Когда же её пригласил в свой фильм «Люди на мосту» сам Александр Зархи, актриса отказаться не смогла. В Брест она тоже больше не вернулась, согласившись сняться в главной роли в картине «Алёшкина любовь».
Александра Завьялова вернулась в Ленинград и случайно на улице встретила Дмитрия Бучкина. Завязался роман, и вскоре жених уже знакомил родителей со своей избранницей. Свекровь посчитала невестку неподходящей партией для своего сына. Красавица-актриса часто отсутствовала дома из-за гастролей, съёмок и концертов. После рождения дочери Татьяны Александра Завьялова очень быстро вернулась к работе, а дома накапливались проблемы и претензии.
Жили супруги вместе с родителями мужа, и Дмитрию Бучкову приходилось всё чаще выслушивать обоюдные претензии самых дорогих женщин. Негласное их противостояние в конце концов и привело Александру и Дмитрия к разводу. Дочери к тому моменту не исполнилось и трёх лет.
Позже будут муссироваться слухи о том, что развелись Завьялова и Бучков из-за романа актрисы с американским бизнесменом, однако дочь Татьяна категорически это отрицает: семья распалась просто по причине того, что её родители не совпадали во взглядах на семью. Но они смогли сохранить дружеские отношения до самого конца.
Роман с иностранцем
С американским бизнесменом Отелло Черезолли Александра Завьялова познакомилась в гостинице. Иностранец принял её за немку и был очень удивлён узнав, что его новая знакомая русская. Впрочем, они до этого встретились в самолёте: когда актрисе стало плохо, Черезолли отпаивал её водой.
Владелец пароходной компании влюбился в советскую актрису, однако очень быстро их роман просто прервали. Американца выслали из страны, а у Александры Завьяловой начались неприятности. В то время за связь с иностранцем тюрьма уже не грозила, но на «Ленфильме» ей поставили на вид недостойное поведение, к актрисе стали относиться очень настороженно, на роли не утверждали, а коллеги замолкали при одном её появлении.
Резо Эсадзе
Актриса после развода жила вдвоём с дочерью, но в её жизни появился режиссёр Резо Эсадзе. Сначала он снял Александру Завьялову в своей дипломной картине по рассказу Платонова «Фро», после стал ухаживать за актрисой, пытался наладить отношения с Татьяной. Таня относилась к мужчине с некоей опаской, ревнуя его к маме.
Впрочем, актриса и не настаивала на их сближении. Она позволяла Резо Эсадзе заходить к ним в гости, но при этом жить вместе не собиралась, как никогда не устраивала свиданий в своём доме.
Режиссёр хотел снимать любимую женщину и талантливую актрису во всех своих фильмах, однако коллеги Завьяловой по «Ленфильму» были категорически против. Отказывались работать с ней абсолютно все. В результате режиссёр тоже сдался, перестал бороться за утверждение на роли именно Завьяловой, а после и вовсе уехал.
Актрису ждало новое испытание. Она уже снялась в большей части фильма «Вий» в роли Панночки, как её с роли сняли, утвердив Наталью Варлей из-за смены концепции картины.
Слава и забвение
Она ещё дважды поймает за хвост свою жар-птицу. В первый раз, когда американский фотограф Филипп Халсман снимет Александру Завьялову в своей легендарной серии «Прыжок» и во второй, когда актриса сыграет роль Серафимы-Пистимеи в картине «Тени исчезают в полдень». Дальше наступят годы забвения.
Актриса страдала от невостребованности, а после решилась на рождение второго ребёнка. Она безумно любила своего позднего сына Петю, отдавала ему все свои силы. Однако после его появления на свет у Александры Завьяловой развилась послеродовая депрессия, она стала очень замкнутой, отказывалась делать мальчику прививки и вообще показывать его посторонним людям. Сердобольные соседи вызвали психиатрическую скорую помощь, актрису забрали в клинику.
Маленького Петю определили в Дом малютки, где его навещала старшая сестра. Позже отец Татьяны Дмитрий Бучкин усыновил Петра, чтоб у брата и сестры была одна фамилия. Но в воспитании ребёнка участия не принимал. После выписки из клиники врачи предложили актрисе оформить временную инвалидность, не предупредив о том, что эта справка навсегда лишит Александру Завьялову возможности вернуться в профессию. Сразу после оформления инвалидности актрису уволили с «Ленфильма». О ней просто забыли. Больше не было актрисы Александры Завьяловой.
Она же сначала погрузилась в глухую депрессию, а потом будто создала свой мир, где она могла жить только прошлым. Александра Семёновна всю себя стала отдавать сыну. Дочь помогала маме по хозяйству и следила за Петей, однако вскоре вышла замуж, родила своих детей. А Петя катился по наклонной. Он стал выпивать ещё в подростковом возрасте и даже служба в армии не смогла исцелить юношу от пагубной привычки.
Слепая любовь
Александра Завьялова любила сына до такой степени, что попросту не замечала его недостатков. Она винила в его пьянстве дурную компанию, а сына считала самым лучшим и талантливым на свете. Татьяна пыталась воздействовать на брата, несколько раз лечила его от алкоголизма, но он снова и снова возвращался к привычному образу жизни.
Александра Завьялова всего один день не дожила до своего 80-летия. И лишь после смерти о ней все вспомнили. Снова заговорили о талантливой, но забытой на долгие годы актрисе. Только вот Александра Семёновна так и не услышала всех этих хороших слов о себе.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как неосмотрительный поступок звезды фильма «Тени исчезают в полдень» едва не разрушил её карьеру: Александра Завьялова
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Девочка с характером
Она появилась на свет в Тамбовской области, в небольшом селе под названием Титовка. Ещё школьницей она стала называть себя артисткой и никогда не сомневалась в своём призвании. Маленькая Шурочка точно знала: пройдёт время, и она обязательно станет сниматься в кино, играть на экране красивых и блистательных дам или отважных разведчиц.
Кажется, именно в то время она и начала готовиться к исполнению своей мечты. Девочка была неизменным участником художественной самодеятельности, как в родной Титовке, так и в райцентре Сосновка, а позже и в Тамбове. Она научилась танцевать лучше всех в школе, а прекрасный слух позволил ей петь в хоре. Всё это могло очень пригодиться Шурочке в будущем.
Её родители были простыми людьми, правда, папа происходил из купеческой семьи, имел хорошее образование, любил читать. Мама родила дочь уже в сорок лет и всегда верила в исключительную судьбу своей девочки. И Шурочка старалась не разочаровать маму, была первой по учёбе и при этом ничуть не высокомерной. Она росла очень послушной, никогда не пренебрегала домашней работой, трудилась в огороде, старательно помогая родителям.
Отец и мать нарадоваться не могли дочери, но вот её решение стать актрисой понимания у них не нашло. Они всячески отговаривали Александру от поступления в театральный, предлагали идти в сельскохозяйственный или педагогический, но девочка стояла на своём. Лишь старшая сестра Клавдия поддержала Шурочку и купила ей билет в Ленинград, куда и отправилась будущая актриса.
Риск себя оправдал, Александра Завьялова с лёгкостью поступила в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского, правда, все её трудности на пути к мечте только начинались. Она училась старательно и готова была пройти через любые испытания ради высокой цели стать актрисой. Она готова была заниматься едва ли не круглые сутки, спокойно переносила недоедание, но, по утверждению дочери актрисы, отчаянно страдала от нелюбви своих соучеников, завидовавших тому, что мастер курса выделял её.
В 1958 году Александра Завьялова получила диплом и едва не разрушила собственную карьеру всего одним необдуманным поступком.
Скандал в прессе
Как известно, в советское время выпускники вузов должны были отработать три года по распределению в том месте, куда направлял институт. Студенты решали этот вопрос по-разному: вступали в брак с жителями того города, где хотели остаться, подключали друзей и связи. Александра Завьялова хотела остаться в Ленинграде, но не стала искать возможность заключать фиктивный союз, а написала письмо в администрацию Алтайского краевого драматического театра. Вряд ли она могла себе представить, какими неприятностями обернётся её поступок.
Девушка писала о том, что мечтает остаться в Ленинграде, где, по её мнению, смогла бы наилучшим образом реализовать свой талант. Тем более, что её соглашались взять сразу два театра в городе на Неве и даже Московская студия киноактёра. Она не страшилась периферии, но страстно желала впитать в себя наследие прославленных актрис. И просила руководство театра отказаться от неё, прислав письменный ответ.
Ответ от начальника Алтайского краевого управления культуры К. Владимирского она получила 2 августа 1958 года через газету «Комсомольская правда». Чиновник с горечью писал о нехватке кадров, но вместе с тем и о нежелании принимать в театр такого человека, как Завьялова. Начальник управления культуры просил редакцию газеты растолковать начинающей актрисе суть настоящего искусства, независящего от места расположения. Сами же деятели культуры не хотели вести диалог с Александрой Завьяловой, ибо крепко на неё обиделись.
«Комсомолка», в свою очередь, попросила прокомментировать ситуацию главного режиссера Астраханского драматического театра. Он дал очень развёрнутый ответ, суть которого сводилась к тому, что выпускница театрального института мыслит узко и примитивно, не стремится познать всю ширь своей родной страны и упускает возможность войти в свой первый театр через парадную дверь.
Александра Завьялова, по мнению заслуженного деятеля искусств РСФСР, должна была повиниться перед своими коллегами из Алтайского драмтеатра, попросить у них прощения и отправляться на работу по распределению. Но молодая актриса совету не вняла, а потому была удостоена ещё одной публикации в «Комсомолке», которая в этот раз описывала приезд Завьяловой в Барнаул. Только вот прибыла она не с покаянием, а с просьбой дать ей справку об отказе в приёме в штат.
И ей выдали такую справку, ибо сезон уже начался, актёры давно приступили к работе. Предварялась эта статья отзывами возмущенных актёров со всех уголков бескрайней страны. Никто не поддерживал вчерашнюю выпускницу. Актрису обвиняли в трусости, малодушии и высокомерии.
Вожделенного места в Ленинграде или Москве Александра Завьялова тоже не получила. Ибо после такого скандала ни один режиссёр не захотел видеть её в своей труппе. Слишком велик был риск оказаться в опале вместе с талантливой актрисой, чьё имя прогремело на всю страну отнюдь не в позитивном ключе. Согласно новому распределению, Завьялова отправилась с Брест.
Взлёт и падение
Татьяна Бучкина, дочь актрисы, писала впоследствии о том, как хорошо всё складывалось у мамы в Бресте. Ей очень нравился город, а в театре она играла главные роли в классическом репертуаре. Конечно, она по-прежнему мечтала о столичных подмостках. Можно найти информацию о том, что Александра Завьялова не снималась в то время в кино, полностью посвятив себя театру.
На самом же деле она посылала свои фотографии на «Мосфильм», где на них обратила внимание ассистентка Александра Зархи по фильму «Люди на мосту». Кстати, на главную роль в этой картине претендовали сразу две молодые актрисы – Татьяна Доронина и Александра Завьялова. Александр Зархи предпочёл последнюю.
После выхода фильма на экраны предложения от других режиссёров посыпались на молодую актрису, как из рога изобилия. Уже в 1960-м она сыграла одну из самых ярких своих ролей – Зинку из картины «Алёшкина любовь». Популярность Александры Завьяловой в то время была просто феноменальной. Казалось, её ждала долгая и счастливая кинокарьера.
Но всё сложилось совсем не так, как ей когда-то мечталось. После стремительного взлёта импульсивная и увлекающаяся Александра Завьялова влюбилась в иностранца, что для советской актрисы было совершенно недопустимо. Впереди её ждало множество испытаний, в том числе психиатрическая больница, забвение и гибель от руки собственного сына всего за день до 80-летия.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: