пианист дэвид хельфготт биография
Пианист дэвид хельфготт биография
Classic Stories запись закреплена
Дэвид Хельфготт — австралийский концертирующий пианист.
Дэвид Хельфготт родился в Мельбурне в польско-еврейской семье. С пяти лет отец обучал его игре на фортепиано, и мальчик проявил способности вундеркинда. В возрасте десяти лет обучался у Фрэнка Арндта (Frank Arndt) из Перта, выиграл несколько местных музыкальных конкурсов (один или в паре со своей сестрой Маргарет).
В 14 лет у Давида появилась возможность уехать на обучение в США, для чего ему помогали собрать деньги (в частности писательница Катарина Причард), однако отец не дал согласия на отъезд сына по причине его инфантильности.
Дэвид продолжал играть, принимал участие в федеральном конкурсе ABC Symphony Australia Young Performers Awards, в котором победил шесть раз. В возрасте 19 лет получил приглашение в Королевский колледж музыки в Лондоне, где в течение трёх лет обучался у пианиста Сирила Смита (Cyril Smith). В колледже выиграл Dannreuther Prize за лучшее концертное исполнение (был исполнен третий концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова). В это же время у Хельфготта явно проявилось шизоаффективное расстройство.
В 1970 вернулся в Перт. В 1971 году женился на Клэр Папп (Clare Papp), пожилой женщине с четырьмя детьми. Работал репетиционным пианистом в Western Australian Opera Company. Брак быстро распался, а Хельфготт был помещён в психиатрическую больницу Перта (Graylands), где в течение 10 лет проходил курс лечения с использованием психотропных препаратов и электросудорожной терапии.
В 1983 году брат Дэвида Лес нашёл его работающим в винном баре Перта Riccardo’s. Там же в 1984 году Хельфготт познакомился с астрологом Джиллиан Мюррей (Gillian Murray), с которой зарегистрировал брак год спустя.
В 1996 году вышел фильм «Блеск» о ранних годах жизни Хельфготта и о его борьбе с психическим заболеванием. Пианиста в фильме сыграли трое актёров разных возрастов: Алекс Рафалович играл ребёнка, Ноа Тэйлор — тинейджера, Джеффри Раш — взрослого. За свою игру Раш получил премию Оскар. Фильм подвергся критике со стороны сестры Хельфготта за ряд неточностей, в частности за изображение отца пианиста тираном и деспотом.
В текущее время Хельфготт преимущественно играет музыку периода романтизма — Мусоргского, Рахманинова, Шопена, Листа, Шумана и Римского-Корсакова. RCA были выпущены две коммерческие записи Хельфготта. Специалисты довольно критично оценили исполнительское искусство пианиста и подвергли критике продюсеров записей.
Дэвид Хельфготт ежегодно проводит концертные туры по Австралии и даёт небольшое количество сольных концертов в других странах. В 1999 году принял участие в записи песни «Emotion Sickness» рок-группы Silverchair (альбом «Neon Ballroom»).
В настоящее время пианист проживает вместе с женой в долине рядом с Беллингеном (Bellingen) в Новом Южном Уэльсе.
Дэвид Хельфготт — главный герой фильма Shine (Блеск)
«Музыку создают не ноты, а паузы между ними.»
Вольфганг Амадей Моцарт
«Петь я не умею, но очень люблю!»
Все так говорят
Посмотрел намедни фильм 1996-го года Shine (Блеск) режиссёра Скотта Хикса. Это, если коротко, художественная интерпретация биографии еврейско-польского австралийского музыканта Дэвида Хельфготта (David Helfgott). Родственники Дэвида утверждают, что факты, показанные в фильме, сильно искажены, но, в общем и целом, фильм смотрится интересно, если не задаваться целью отыскать в нём какие-то несоответствия с реальной жизнью прототипа. Режиссёр Скотт Хикс удостоился за этот фильм Оскара, а исполнитель главной роли Джеффри Раш, получил главную награду Британской академии искусств в номинации «лучшая мужская роль». Короче, фильм вполне себе достойный, но я хочу сказать не о нём.
В фильме настойчиво муссируется тема одержимости главного героя исполнением третьего фортепианного концерта Сергея Рахманинова. Якобы учителя отговаривали Дэвида от исполнения этого произведения со сцены, говорили, что он ещё не готов к нему, а его отец, ярый поклонник творчества Рахманинова, злился на этих учителей и стремился сделать всё возможное, чтобы Дэвиду дали возможность показать себя. По мнению отца нужно было просто найти подходящего учителя, чтобы его сын заблистал на весь мир. Страстной идеей своего отца заразился и сам Дэвид.
Надо сказать, что, когда учителя Дэвида говорили ему, что он не готов к исполнению третьего концерта, они имели в виду вовсе не техническую сторону. В этом плане у музыканта проблем не было. Главной сложностью для Дэвида было умело передать сложные эмоции и чувства, заложенные в произведении.
В итоге Дэвид всё-таки исполнил этот концерт на одном из конкурсов в Лодоне. Но то ли физическое перенапряжение, то ли гены, вызвали у него умственное расстройство, до конца побороть которое он не смог до сих пор.
Так вот, мне стало интересно, на самом ли деле мы потеряли настолько великого музыканта, как его представляют в фильме, или это просто очередная киношная история? Захотелось послушать, как же звучит Рахманинов в исполнении Дэвида Хельфготта. Я полез на ютуб и нашёл то, что искал.
Оказалось, что учителя Хельфготта были правы — сухое исполнение, практически полностью лишённое каких-либо эмоций, хотя технически почти безукоризненное.
Теперь мне стало не понятно другое: если человек готов столько сил вложить в техническое совершенствование своей игры на рояле, как может он настолько бесчувственно исполнять музыку?! На этот вопрос я пока не нашёл ответа.
А что касается действительно классного исполнения третьего концерта Рахманинова, то, на мой взгляд, Ашкенази делает это великолепно. И недалеко от него ушёл Денис Мацуев. Очень советую!
Хельфготт Дэвид (Helfgott David).
|
|