php на чем написан
Php на чем написан
PHP, как всем известно, на самом деле преемник продукта под названием PHP/FI. Созданное в 1994 году Расмусом Лердорфом, самое первое воплощение PHP было простым набором CGI-скриптов, написанных на языке программирования Си. Изначально используя их для отслеживания посещений своего веб-резюме, он назвал этот набор скриптов «Personal Homepages Tools» («Инструменты для персональных домашних страниц»), но более часто упоминалось название «PHP Tools». Со временем требовалось все больше улучшений функциональности, и Расмус переписал PHP Tools, создав более крупную и богатую реализацию. Эта новая реализация была способна взаимодействовать с базами данных и многое другое, что создавало фреймворк, с помощью которого пользователи могли создавать простые динамические веб-приложения, такие как гостевые книги. В июне 1995 года Расмус » открыл исходный код PHP Tools общественности, что позволило разработчикам использовать его по своему усмотрению. Это также дало возможность пользователям исправлять ошибки в коде и улучшать его.
В сентябре того же года, Расмус расширил PHP и на короткое время убрал из названия PHP. Теперь в виде инструмента FI (сокращение от «Интерпретатор Форм»), новая реализация включала в себя некоторые основные функциональные возможности того PHP, который мы знаем сегодня. Она имела Perl-подобные переменные, автоматическую интерпретацию форм и встраиваемый в HTML синтаксис. Синтаксис языка был похож на Perl, хотя и был гораздо более ограниченным, простым, и в некоторой степени противоречивым. Для того, чтобы вставлять код в HTML-файл, разработчикам пришлось использовать HTML комментарии. Хотя этот метод был не совсем хорошо принят, FI по-прежнему набирал популярность в качестве CGI-инструмента, но всё-таки не в качестве языка. Однако, перемены начались в следующем месяце, когда в октябре 1995 года Расмус выпустил полностью переписанный код. С вернувшимся именем PHP, но уже сокращённым от «Personal Home Page Construction Kit», это был первый релиз, который мог похвастаться расширенным интерфейсом сценариев. Язык намеренно напоминал Си по структуре, что делал его лёгким для восприятия разработчиками, знакомыми с Си, Perl и подобными языками. Будучи всё ещё ограниченными UNIX и POSIX-совместимыми системами, был изучен вопрос для реализации языка в Windows NT.
Код получил ещё одно существенное преобразование в апреле 1996 года. Объединив названия предыдущих версий, Расмус представил PHP/FI. Реализации второго поколения начали по-настоящему развивать PHP из набора инструментов в самостоятельный язык программирования. PHP включал в себя встроенную поддержку для DBM, mSQL и Postgres95 баз данных, cookies, поддержку определяемых пользователем функций и многое другое. В июне PHP/FI была присвоена версия 2.0. Интересно, однако, что существовала только одна версия PHP 2.0. Когда она, наконец, в ноябре 1997 года преодолела статус бета-версии, парсер языка был уже полностью переписан.
Несмотря на короткую историю разработки, PHP/FI продолжал набирать популярность в молодом мире веб-разработки. В 1997 и 1998, PHP/FI стал культом для нескольких тысяч пользователей по всему миру. Исследования Netcraft в мае 1998 года показали, что почти 60 тысяч доменов передавали заголовки, содержащие «PHP». Это число равнялось примерно 1% от всех доменов в Интернете в то время. Несмотря на эти впечатляющие цифры, развитие PHP/FI было ограничено: несмотря на нескольких второстепенных участников, в целом он по-прежнему разрабатывался одним человеком.
Пример #1 Пример кода на PHP/FI
PHP 3
Одной из сильнейших сторон PHP 3.0 была возможность расширения ядра. Кроме обеспечения пользователей надёжной инфраструктурой из множества различных баз данных, протоколов и API, расширяемость PHP 3.0 привлекла к нему множество сторонних разработчиков, желающих добавить к языку свои модули. Возможно, это и был главный ключ к успеху, но стоит добавить, что немаловажным шагом оказалась поддержка ООП синтаксиса и намного более мощного и последовательного синтаксиса самого языка.
В июне 1998 года, со множеством новых разработчиков со всего мира присоединившихся к проекту, PHP 3.0 был представлен новой командой разработчиков, как официальный преемник PHP/FI. Активное развитие PHP/FI 2.0, фактически прекратившееся в ноябре прошлого года, теперь официально закончилось. Примерно через девять месяцев открытого публичного тестирования, при объявлении официального выпуска PHP 3.0, он уже был установлен на более чем 70000 доменах по всему миру, и уже не ограничивается POSIX-совместимыми операционными системами. Относительно небольшая доля доменов с установленным PHP была размещена на серверах под управлением Windows 95, 98 и NT, а также Macintosh. На пике своего развития, PHP 3.0 был установлен приблизительно на 10% веб-серверов в Интернете.
PHP 4
К зиме 1998 года, практически сразу после официального выхода PHP 3.0, Энди Гутманс и Зив Сураски начали переработку ядра PHP. В задачи входило увеличение производительности сложных приложений и улучшение модульности кодовой базы PHP. PHP 3.0 дал возможность подобным приложениям успешно работать с набором баз данных и поддерживать большое количество различных API и протоколов, но PHP 3.0 не имел качественной поддержки модулей и приложения работали неэффективно.
Новый движок, названный ‘Zend Engine’ (от имён создателей: Zeev и Andi), успешно справлялся с поставленными задачами и впервые был представлен в середине 1999 года. PHP 4.0, основанный на этом движке и принёсший с собой набор дополнительных функций, официально вышел в мае 2000 года, почти через два года после выхода своего предшественника. Кроме значительного улучшения производительности, PHP 4.0 имел ещё несколько ключевых нововведений, таких как поддержка намного большего числа веб-серверов, поддержка HTTP сессий, буферизация вывода, более безопасные способы обработки вводимой пользователем информации и несколько новых языковых конструкций.
PHP 5
После долгой разработки и нескольких пре-релизов в июле 2004 был выпущен PHP 5. В основном он управляется ядром Zend Engine 2.0 с новой объектной моделью и множеством различных других нововведений.
Команда разработчиков PHP включает в себя десятки разработчиков, а также десятки других организаций, работающих над связанными с PHP и его поддержкой проектами, такими как PEAR, PECL и документацией, а также базовую инфраструктуру сети более чем из ста серверов на шести из семи континентах мира. Основываясь на статистике прошлых лет, можно с уверенностью предположить, что PHP теперь установлен на десятки или даже, возможно, сотни миллионов доменов по всему миру.
Язык программирования PHP: от истоков до современности
Ему ежегодно пророчили исчезновение из-за невостребованности. Но спустя годы он по-прежнему в топе. Встречайте самый распространенный язык — PHP.
Что за язык PHP и почему он так популярен
PHP: Hypertext Preprocessor (изначально Personal Home Page Tools, «Инструменты для создания персональных веб-страниц») — один из лидирующих языков современной веб-разработки. Его отцом считается датский программист Расмус Лердорф, который в 1994 году создал набор скриптов на Perl — ту самую «персональную домашнюю страницу», которая легла в основу PHP.
Первое свойство: интерпретируемость
Главная характеристика PHP — интерпретируемость. В отличие от Java, которая компилируется, а затем запускается в работу, PHP создается во время обращения к нему. Человек открывает сайт, на сервер посылается запрос, и в это время компилируется код. Каждый скрипт компилируется в реальном времени, а затем выполняется.
Приводим пример кода:
Благодаря этому свойству PHP — очень гибкий язык. Например, Java-программист вводит название класса один раз — теперь оно неизменно. PHP же компилируется в рантайме и можно подставить любое название класса из переменной.
Однако ради гибкости разработчик жертвует скоростью работы сайта. В случае с Java программу создают, а затем запускают. В случае с PHP приходится занимать время пользователя на процесс компиляции кода.
Второе свойство: динамическая типизация
Языки программирования бывают:
1) со статической типизацией;
2) с динамической типизацией.
В первом случае тип переменной определен жестко и заранее. Если это число, программист напишет тип int. Если строка — string. Во втором случае переменная может быть одновременно числом, строкой, массивом, объектом — чем угодно. Одной переменной можно присвоить число, затем массив, объект — и язык программирования это позволит. PHP относится ко второй группе.
Но есть проблема
Проблема динамической типизации в том, что она приводит к уменьшению скорости работы и потреблению большого количества оперативной памяти. Но динамическая типизация гибкая и удобная, поэтому PHP так популярен.
Команда разработки PHP сейчас трудится над тем, чтобы он занимал меньше памяти при работе, но сохранил гибкость статически нетипизированного языка.
Обзор версий: между первой и седьмой
Версии с первой по третью были «сырыми»: мало возможностей, хотя для создания простых сайтов их хватало. С версии 5.4 PHP стал отлаженной технологией. До этого было слишком много нюансов, и работать с ними было непросто.
Релизы 5.5 и 5.6 — серьезные, проверенные временем вещи. Они отлично себя показали и достаточно защищены от инъекций и возможностей взлома.
Шестую версию пропустили: она должна была поддерживать Unicode на уровне ядра, но релиз не состоялся. «PHP6 был амбициозным, но отстойным. Вот почему мы занялись PHP 7, в процессе пропустив шестую версию», — прокомментировал в своем блоге Vilson Duka, один из разработчиков.
Анимационное видео Питера Кокота о развитии ключевых модулей PHP в течение21 года жизни языка.
Седьмая версия считается революционной в плане скорости. 5.6 медленно работала с массивами и вообще с переменными: обработка статически нетипизированных данных происходила долго. Строка обрабатывалась в 60 раз медленнее, чем на C#. Это не бросается в глаза — речь о долях секунды. Но когда у тебя миллиард пользователей, как на Facebook, скорость критична.
HipHop и прорыв в скорости
Facebook написан на PHP — проблему нужно было решать. Их программисты создали для пятой версии собственный интерпретатор языка. Они компилировали его изначально в промежуточные коды, а затем отправляли в обычный интерпретатор Zend Engine. Программисты Facebook ввели статическую типизацию и ускорили работу языка в два раза. Это стало настоящим прорывом. Транслятор назвали HHVM, или HPHP Compiler — «HipHop для языка PHP».
Но команда разработки PHP плотно занялась массивами. Итогом стала седьмая версия, которая работала быстрее HHVM. При этом статической типизации в PHP7 по-прежнему почти нет. Только в параметрах функции — но это так мало, что можно считать, будто нет.
С версии 7.0 до 7.3, которая сейчас в бета-тестировании, язык ускорялся — разница видна по замерам:
7.3 станет последним релизом: поддерживать и править ошибки будут, но ничего принципиально нового не появится.
Будущее PHP: восьмая версия
Главная задача — сделать PHP быстрым при сохранении гибкости динамического языка. Разработчики понимают, что в дальнейшем нужно приходить к статической типизации. Сейчас рассматривают опциональный вариант, когда ее можно включать в определенных частях скрипта. Это наилучший путь из возможных.
Восьмая версия появится ориентировочно в 2020–2022 годах. На open source-платформах изменения принимаются общим голосованием совета разработчиков. Сейчас идет тестирование нововведений в PHP 8.
В мире PHP ничего не происходит без движения сообщества.
Статическую типизацию планировали ввести в седьмой версии, но она не прошла голосование: нашлись изъяны. Ошибки исправили, и теперь мир разработки ждет возможность ее отключения одной командой в коде.
PHP частично написан на языке С, и в восьмой версии хотят полностью отойти от него. Также реализуют работу с матрицами: она ускорится в пять раз по сравнению с седьмой версией.
Для чего используют PHP
Единственное применение — это веб-разработка. На PHP невозможно сделать десктопные приложения, он не используется в мобильной разработке — только веб. Но сегодня эта область огромна. Даже некоторые десктопные приложения уходят в веб — тот же Microsoft Office имеет облачный сервис. Ранее считалось, что PHP не подходит для больших высоконагруженных проектов, но опыт Facebook доказывает обратное. «Авито» — еще один пример удачной реализации. Подробнее о том, как использовать PHP — в нашей статье Для чего используют PHP и почему его ненавидят.
С чего начать изучение
PHP легко изучить самостоятельно за счет низкого порога входа. Буквально за вечер можно прочитать документацию и написать скрипт, который будет возвращать данные на сайт. Другие языки (C#, Java) имеют более высокий порог вхождения, и одного дня мало, чтобы создать работающий код. Сегодня на российском рынке труда из-за низкого порога входа PHP-кодеров много, и большинство — невысокого уровня.
Хороший разработчик PHP фактически применяет те же паттерны программирования, что и в статически типизированных языках. На PHP даже сложнее программировать, и вот почему. Если в Java или C# допустить алгоритмическую ошибку, например, присвоить переменной не тот тип, — они «дадут по рукам». PHP же это пропустит, и программист сломает голову: что не так? Ведь все работает, но неправильно. Из-за этого на современном рынке хорошим программистам PHP готовы платить чек не ниже, чем другим разработчикам. Но хорошего специалиста сложно найти.
Чтобы учить язык, нужно задать себе вопрос: «Для чего он мне?» Учить ради процесса учебы — бесполезно, ведь без практического применения знания забудутся. Нужно поставить конкретную задачу и искать решение.
Начинайте изучать PHP в интернете: сегодня выпускается много видеоуроков, онлайн-лекций и тренажеров. Рекомендуем наш курс «PHP-разработчик», где вы прокачаете свой уровень с нулевого до профессионального.
Автор в сфере IT, digital, экономики и финансов. Ведет некоммерческий проект для начинающих писателей «ЛитЦех».
Программное обеспечение с открытым исходным кодом.
Среда выполнения компьютерной программы.
«Вживление» чужого вредоносного кода в программу.
Что такое PHP и почему его все ненавидят
Несмотря на то, что 83% сайтов в интернете работают на PHP.
История языка
Изначально PHP расшифровывался как Personal Home Page Tools — инструменты для создания персональных страниц. Дело в том, что раньше, чтобы сделать функциональный сайт, чаще всего использовали C, Perl и CGI-скрипты. Звучит сложно, на деле — тоже сложно. Единственным способом сделать что-то своё и не изучать при этом три тома по программированию был PHP.
Например, можно сделать так:
Привет! А вы знаете, что
В результате на странице получится строчка: «Привет! А вы знаете, что этот код написан на PHP?»
Ещё можно создавать целые PHP-файлы и писать весь код там, а потом просто подключать эти файлы в нужный момент. Получается, что с PHP можно работать в двух режимах: писать код прямо в коде страницы или выносить всё в отдельные файлы.
PHP — это просто
Именно простота этого языка принесла ему дурную славу: слишком много появилось плохого кода, который на первый взгляд работал хорошо. Посмотрите сами: начать писать на PHP действительно просто.
Комментарии и точка с запятой. Комментарии можно ставить в любом месте — достаточно написать два слеша подряд. А точка с запятой ставится после каждой команды — точно так же, как в С, Pascal, JavaScript и ещё в сотнях других языков.
Объявление переменных. Чтобы объявить переменную, нужно просто поставить знак доллара, после него написать название переменной и присвоить ей какое-то значение.
Вывод на экран. В HTML-коде достаточно вставить команду echo, которая помещает текст в то место, откуда вызвали команду. Например, этот код покажет заголовок первого уровня с текстом «Заголовок, собранный на PHP»:
И этот код сделает то же самое:
Ещё в PHP есть классы и объекты, автоматическое приведение типов (хотя мало кто понимает, как оно там работает в сложных примерах) и множество встроенных функций, которые упрощают разработку и помогают быстро писать код. А самое главное — PHP сам заставляет работать любой код, если он хоть как-то написан по правилам языка. Даже если внутри будет полная чушь, но похожая на PHP-код — интерпретатор его старательно выполнит, и, скорее всего, многое из этого будет даже работать.
Для чего нужен PHP
Собирать страницы из модулей. Если помните, PHP-код можно встраивать в HTML-страницы, а можно сохранять как отдельные файлы. В этом случае мы получаем мини-модули, каждый из которых отвечает за что-то одно. Например, в одном мы пишем, как будет выглядеть шапка сайта, в другом — меню, третий файл будет отвечать за подвал, четвёртый — за блок с отзывами о товарах.
Если у нас интернет-магазин и на каждой странице товара нужно показать шапку сайта и подвал, можно каждый раз прописывать это вручную, а можно собрать на PHP. Для этого достаточно в теле страницы написать что-то такое:
PHP возьмёт файл header.php, в котором мы написали, как должна выглядеть шапка сайта, и поставит её в начало страницы. То же самое сделает и с подвалом — файлом footer.php, и так будет на каждой странице товара. Получается, что нам не нужно писать один и тот же код шапки и подвала на каждой странице, достаточно сделать это в одном месте, а потом подключать одной строчкой.
Создавать CMS и движки для сайтов. Такие модульные возможности PHP привели к тому, что большинство современных систем управления контентом на сайтах написаны на PHP. Смотрите сами:
Если вы на бесплатном хостинге используете какой-то инструмент для создания или поддержки сайта, скорее всего, он тоже будет написан на PHP.
Работать с формами и данными на странице. HTML плохо умеет работать с формами и отправлять куда-то данные, которые вы вводите в поля регистрации. PHP справляется с этим гораздо лучше: вы говорите, из какого поля что нужно взять и по какому адресу отправить, а всё остальное интерпретатор делает за вас.
Запоминать пользователей и делать формы авторизации. Если вам нужно быстро написать свою форму регистрации на сайте или запоминать посетителей даже без регистрации, то PHP — самый простой вариант решения этой задачи. Единственное, что нужно знать — как работать с базами данных, где хранятся записи о пользователях, потому что PHP это тоже умеет.
Почему все ненавидят PHP
По старой памяти, когда ужасного кода было много. Простота вхождения в этот язык привела к тому, что невозможно было нормально поддерживать сайт, написанный кем-то на PHP. Этот язык позволял раньше (сейчас меньше, но тоже есть) много вольностей с типами данных, переменными, обращениями к базе данных, поэтому разобраться было почти нереально.
Кроме этого, раньше в PHP было много уязвимостей, через которые можно залезть в базы данных пользователей или что-то поломать на сайте. В новых версиях большинство дыр уже устранили, но тогда это стало реальной проблемой.
Смешанный код. Писать в одном файле на PHP и HTML можно, если у вас всего одна форма обратной связи. Но когда весь сложный код на PHP расползается по всей странице, то это сильно мешает разобраться, что же там происходит на самом деле.
Любые переменные в любом месте. Понадобилась новая переменная? Объявите её на любом участке кода и сразу берите в работу. Это удобно для первоначальной разработки, когда ты просто берёшь новую переменную там, где она понадобилась, и делаешь с ней что хочешь. Но когда проходит время или кто-то другой хочет разобраться в коде, то такой подход сильно затрудняет работу.
Например, можно написать так:
Когда новый программист захочет понять, за что отвечают переменные а и b, он найдёт место, где они объявляются, и посмотрит, какого они типа и для чего использовались вначале. Но разработчик мог в процессе передумать и начать использовать эти переменные для других целей с новыми типами данных. Чтобы это понять, нужно просмотреть весь код и разобраться в логике, а это долго и трудно.
Стоит ли учить PHP?
Зависит от задачи. Дело в том, что не менее 80% сайтов уже сейчас работают на PHP: это значит, что их нужно будет еще какое-то время поддерживать. Ещё лет 5–10 спрос на PHP точно будет.
Однозначно стоит учить PHP, если хотите работать с Вордпрессом, Друпалом, Джумлой и другими известными системами управления сайтами. Они написаны на PHP, и все надстройки и дополнения — тоже. Хороший разработчик WordPress сейчас на вес золота.
Будут ли веб-разработчики массово переходить на другие технологии — вопрос открытый. Сейчас, если вы покупаете виртуальный хостинг, вам сразу включают интерпретатор PHP, потому что все его используют. А другие технологии типа Python или Node.js — не включают, их нужно устанавливать отдельно.
Но ведь и веб — это не навсегда. Ещё лет 20, и понятие веб-сайта может безнадёжно устареть, потому что люди будут в приложениях, соцсетях или ещё где похуже.
Наверное, ответ на вопрос такой: если вам до 20 лет, то уже не надо учить PHP. А если ближе к 40–50 и вы хотите заниматься вебом — то определённо да.
Что дальше
В следующей серии попрактикуемся в PHP — напишем свой код для пользы дела или для развлечений.
Php на чем написан
PHP (англ. PHP: Hypertext Preprocessor — «PHP: препроцессор гипертекста»; первоначально Personal Home Page Tools [3] — «Инструменты для создания персональных веб-страниц») — скриптовый язык [4] программирования общего назначения, интенсивно применяемый для разработки веб-приложений. В настоящее время поддерживается подавляющим большинством хостинг-провайдеров и является одним из лидеров среди языков программирования, применяющихся для создания динамических веб-сайтов. [5]
Язык и его интерпретатор разрабатываются группой энтузиастов в рамках проекта с открытым кодом. [6] Проект распространяется под собственной лицензией, несовместимой с GNU GPL.
Содержание
Область применения
В области программирования для сети Интернет PHP — один из популярных скриптовых языков (наряду с JSP, Perl и языками, используемыми в ASP.NET) благодаря своей простоте, скорости выполнения, богатой функциональности, кроссплатформенности и распространению исходных кодов на основе лицензии PHP.
В настоящее время PHP используется сотнями тысяч разработчиков. Согласно рейтингу корпорации TIOBE, базирующемся на данных поисковых систем, в декабре 2012 года PHP находился на 6 месте среди языков программирования. [5] К крупнейшим сайтам, использующим PHP, относятся Facebook, Wikipedia и др.
Входит в LAMP — распространённый набор программного обеспечения для создания и хостинга веб-сайтов (Linux, Apache, MySQL, PHP).
Создание GUI-приложений
Хотя PHP и не слишком распространён в данном качестве, его можно использовать и для создания GUI-приложений.
Для создания кроссплатформенных приложений служат пакеты PHP-GTK и PHP-Qt, представляющие собой обёртки для соответствующих популярных библиотек виджетов.
Для тех, кого интересует программирование с использованием Windows API, существует две альтернативы. Во-первых, это open source пакет WinBinder home page. Его ядро представляет собой написанное на C расширение php — php_winbinder.dll. В состав WinBinder включён также визуальный редактор форм (см. скриншот), написанный с использованием самого WinBinder. Но, по сути, WinBinder является простой обёрткой к WinAPI, и программирование с его использованием — достаточно низкоуровневое.
Второй альтернативой является интегрированная среда Devel Studio, ориентированная, прежде всего, на начинающих программистов.Visual PHP для Windows, обзор DevelStudio на хабрахабре
История
В 1994 году датский программист Расмус Лердорф создал набор скриптов на Perl/CGI для вывода и учёта посетителей его онлайн-резюме, обрабатывающий шаблоны HTML-документов. Лердорф назвал набор Personal Home Page (Личная Домашняя Страница). Вскоре функциональности и быстроты Perl — интерпретатора скриптов — перестало хватать, и Лердорф разработал с использованием языка C новый интерпретатор шаблонов PHP/FI (англ. Personal Home Page / Forms Interpreter — «Личная Домашняя Страница / Интерпретатор форм»).
В 1997 году после длительного бета-тестирования вышла вторая версия обработчика, написанного на C — PHP/FI 2.0. Её использовали около 1% (приблизительно 50 тысяч) всех интернет-доменов мира. [3]
Версия PHP 3.0 подверглась значительной переработке, определившей современный облик и стиль языка программирования. В 1997 году два израильских программиста, Энди Гутманс и Зеев Сураски, полностью переписали код интерпретатора. PHP 3.0 был официально выпущен в июне 1998 года. [3]
Одной из сильнейших сторон PHP 3.0 была возможность расширения ядра дополнительными модулями. Впоследствии интерфейс написания расширений привлёк к PHP множество сторонних разработчиков, работающих над своими модулями, что дало PHP возможность работать с огромным количеством баз данных, протоколов, поддерживать большое число API. Большое количество разработчиков привело к быстрому развитию языка и стремительному росту его популярности. С этой версии акроним php расшифровывается как «PHP: hypertext Preprocessor», вместо устаревшего «Personal Home Page».
К зиме 1998 года, практически сразу после официального выхода PHP 3.0, Энди Гутманс и Зеев Сураски начали переработку ядра PHP. В задачи входило увеличение производительности сложных приложений и улучшение модульности базиса кода PHP. Новый движок, названный Zend Engine, успешно справлялся с поставленными задачами и впервые был представлен в середине 1999 года. PHP 4.0, основанный на этом движке и принёсший с собой набор дополнительных функций, официально вышел в мае 2000 года. В дополнение к улучшению производительности, PHP 4.0 имел ещё несколько ключевых нововведений, таких как поддержка сессий, буферизация вывода, более безопасные способы обработки вводимой пользователем информации и несколько новых языковых конструкций.
Пятая версия PHP была выпущена разработчиками 13 июля 2004 года. Изменения включают обновление ядра Zend (Zend Engine 2), что существенно увеличило эффективность интерпретатора. Введена поддержка языка разметки XML. Полностью переработаны функции ООП, которые стали во многом схожи с моделью, используемой в Java. В частности, введён деструктор, открытые, закрытые и защищённые члены и методы, окончательные члены и методы, интерфейсы и клонирование объектов. В последующих версиях также были введены пространства имён, замыкания и целый ряд достаточно серьёзных изменений, количественно и качественно сравнимых с теми, которые появились при переходе на PHP 5.0.
Синтаксис
Синтаксис PHP подобен синтаксису языка Си. Некоторые элементы, такие как ассоциативные массивы и цикл foreach, заимствованы из Perl.
Для работы программы не требуется описывать какие-либо переменные, используемые модули и т. п. Любая программа может начинаться непосредственно с оператора PHP.
Простейшая программа Hello world на PHP выглядит следующим образом:
Имена переменных начинаются с символа $, тип переменной объявлять не нужно. Имена переменных, функций и классов чувствительны к регистру. Константы также чувствительны к регистру. Переменные обрабатываются в строках, заключённых в апострофы или двойные кавычки, и heredoc-строках (строках, созданных при помощи оператора Типы данных
PHP является языком программирования с динамической типизацией, не требующим указания типа при объявлении переменных, равно как и самого объявления переменных. Преобразования между скалярными типами зачастую осуществляются неявно без дополнительных усилий (впрочем, PHP предоставляет широкие возможности и для явного преобразования типов).
К скалярным типам данных относятся:
К нескалярным типам относятся:
К псевдотипам [13] относятся:
Диапазон целых чисел (integer) в PHP зависит от платформы (обычно, это диапазон 32-битных знаковых целых чисел, то есть, от −2 147 483 648 до 2 147 483 647). Числа можно задавать в десятичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Диапазон вещественных чисел (double) также зависит от платформы (для 32-битной архитектуры диапазон позволяет оперировать числами от ±1.7×10 −308 до ±1.7×10 +308 ).
PHP предоставляет разработчикам логический тип (boolean), способный принимать только два значения TRUE («истина») и FALSE («ложь»). При преобразовании в логический тип число 0, пустая строка, ноль в строке «0», NULL и пустой массив считаются равными FALSE. Все остальные значения автоматически преобразуются в TRUE.
Специальный тип NULL предназначен для переменных без определённого значения. Единственным значением данного типа является константа NULL. Тип NULL принимают неинициализированные переменные, переменные инициализированные константой NULL, а также переменные, удалённые при помощи конструкции unset().
Ссылки на внешние ресурсы имеют тип «ресурс» (resource). Переменные данного типа, как правило, представляют собой дескриптор, позволяющий управлять внешними объектами, такими как файлы, динамические изображения, результирующие таблицы базы данных и т. п.
Указатель на функцию в PHP может быть представлен замыканием или псевдотипом callback. Замыкание доступно с версии 5.3 и в коде выглядит как простое определение функции, в которую явно можно утянуть значения из контекста, например:
callback тип может быть представлен:
Для проверки является ли значение вызываемым следует использовать is_callable($var)
Обращение к переменным и функциям
Обращение к переменным осуществляется с помощью символа $, за которым следует имя переменной. Данная конструкция может быть применена также для создания динамических переменных и функций. [14] Например:
В PHP echo и print не являются функциями [15] (хотя print имеет возвращаемое значение), а являются синтаксическими единицами. При их использовании можно опустить скобки.
Суперглобальные массивы
Суперглобальными массивами (англ. Superglobal arrays ) в PHP называются предопределённые массивы, имеющие глобальную область видимости без использования директивы global. Большая часть этих массивов содержит входные данные запроса пользователя (параметры GET-запроса, поля форм при посылке методом POST, куки и т. п.).
Все суперглобальные массивы, кроме $GLOBALS и $_REQUEST, имеют устаревшие аналоги с длинными именами, которые доступны вплоть до пятой версии PHP (в шестой версии планируется их исключение). Таким образом, обращения $_GET['year'] и $HTTP_GET_VARS['year'] идентичны (за исключением области видимости: массивы с «длинными» именами не являются суперглобальными).
Объектно-ориентированное программирование
PHP поддерживает широкие объектно-ориентированные возможности, полная поддержка которых была введена в пятой версии языка.
Класс в PHP объявляется с помощью ключевого слова class. Методы и поля класса могут быть общедоступными (public, по умолчанию), защищёнными (protected) и скрытыми (private). PHP поддерживает все три основных механизма ООП — инкапсуляцию, полиморфизм и наследование (родительский класс указывается с помощью ключевого слова extends после имени класса). Поддерживаются интерфейсы (ставятся в соответствие с помощью implements). Разрешается объявление финальных, абстрактных методов и классов. Множественное наследование классов не поддерживается, однако класс может реализовывать несколько интерфейсов. Для обращения к методам родительского класса используется ключевое слово parent.
Начиная с версии 5.4.0 множественное наследование может быть реализовано с помощью механизма особенностей (англ. trait ). Особенности похожи на примеси (англ. mixins ), за исключением того что для них нельзя напрямую создать экземпляр. Повторное использование кода заключено в использовании кода особенности в нескольких классах. Допускается использовать в одном классе несколько особенностей. Механизм особенностей имеет средства разрешения конфликтов имён. При запуске программы код особенности будет «вкомпилирован» в код содержащего его класса.
Классы в PHP имеют ряд специальных методов (англ. magic methods ), начинающихся с двух символов подчёркивания. Особо стоит отметить конструктор (__construct(), в версиях до 5.0 конструктором служил метод, одноимённый с классом) и деструктор (__destruct()), а также методы чтения (__get()) и записи (__set()), свёртывания (__sleep()) и развёртывания (__wake()), клонирования (__clone()) и др. Эти методы являются достаточно гибким инструментом: переопределяя их, можно добиться существенного изменения поведения объекта.
Экземпляры класса создаются с помощью ключевого слова new, обращение к полям и методам объекта производится с использованием оператора ->. Для доступа к членам класса из его методов используется переменная $this.
Начиная с пятой версии PHP, объекты передаются по ссылке:
«Paamayim Nekudotayim» (иврит: פעמיים נקודתיים) или просто «двойное двоеточие». Используя эту лексему, программист может обращаться к константам, статическим или перегруженным свойствам или методам класса. При обращении к этим элементам извне класса, программист должен использовать имя этого класса. «Paamayim Nekudotayim» на первый взгляд может показаться странным словосочетанием для обозначения двойного двоеточия. Однако, во время создания Zend Engine версии 0.5 (который входил в PHP3), Andi и Zeev выбрали [16] именно это обозначение. «Paamayim Nekudotayim» действительно значит «двойное двоеточие» на иврите. Это обозначение не менялось ни разу в течение всего времени разработки PHP. [17]
Особенности интерпретатора
Для увеличения быстродействия приложений возможно использование специального программного обеспечения, так называемых акселераторов. Принцип их работы заключается в кэшировании однажды сгенерированного байт-кода в памяти и/или на диске, таким образом, из процесса работы приложения исключаются этапы 1—3, что в общем случае ведёт к значительному ускорению работы.
Важной особенностью является то, что разработчику нет необходимости заботиться о распределении и освобождении памяти. Ядро PHP реализует средства для автоматического управления памятью; вся выделенная память возвращается системе после завершения работы скрипта. [18]
Расширения
Интерпретатор состоит из ядра и подключаемых модулей, «расширений», представляющих собой динамические библиотеки. Расширения позволяют дополнить базовые возможности языка, предоставляя возможности для работы с базами данных, сокетами, динамической графикой, криптографическими библиотеками, документами формата PDF и тому подобным. Любой желающий может разработать своё собственное расширение и подключить его. Существует огромное количество расширений, как стандартных, так и созданных сторонними компаниями и энтузиастами, однако в стандартную поставку входит лишь несколько десятков хорошо зарекомендовавших себя. Множество расширений доступно в репозитории PECL.
Параметры настройки
Интерпретатор PHP имеет специальный конфигурационный файл — php.ini, содержащий множество настроек, изменение которых влияет на поведение интерпретатора. [19] Имеется возможность отключить использование ряда функций, изменить ограничения на используемую скриптом оперативную память, время выполнения, объём загружаемых файлов, настроить журналирование ошибок, работу с сессиями и почтовыми сервисами, подключить дополнительные расширения, а также многое другое. Во время выполнения скрипта эти параметры могут быть изменены командой ini_set. [20]
Режимы интерпретатора
Существует несколько способов использования интерпретатора PHP:
Пасхальные яйца
PHP имеет несколько пасхальных яиц (шуток). Передача специальных GET-параметров любому php-скрипту приводит к выводу различных изображений.
введя это значение в адресную строку браузера можно увидеть различные изображения, в зависимости от версии интерпретатора:
Следующие два значения позволят увидеть стандартный логотип PHP и ZEND, соответственно: [23]
Эти значения можно получить и непосредственно в PHP-скрипте с помощью функций php_logo_guid и zend_logo_guid для логотипа Zend.
Также имеется специальное значение для отображения списка всех авторов PHP (4,5): [23]
Альтернативные реализации
В силу популярности языка PHP и желания увеличить быстродействие основанных на нём веб-приложений, создано несколько альтернативных компиляторов, близких к PHP языку. Так в феврале 2010 года компания Facebook открыла [24] [25] свой компилятор PHP — HipHop (HPHP, Hyper-PHP) генерирующий код на C++, с последующей компиляцией в машинный код с помощью gcc.
В таблице представлен список существующих на сегодняшний момент альтернативных реализаций.