первый год по приезду его жизнь складывалась нормально
Первый год по приезду его жизнь складывалась нормально
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
3. Тавтология – повторение близких или совпадающих по значению (однокорневых или неоднокорневых) слов или словосочетаний: рассказать рассказ, жители живут, юный вундеркинд, шесть человек детей. Тавтология обусловлена речевой небрежностью.
ИСТОРИЗМЫ. АРХАИЗМЫ. НЕОЛОГИЗМЫ 29. Прочитайте. Какие слова относятся к активному лексическому запасу, а какие – к пассивному Почтальон, городовой, редуктор, урядник, губерния, стройотряд, дискотека, компьютер, архитектор, токарь, граф, экскурсовод, траулер, ревком, цирюльник, травматолог, длань, вездеход, каменщик, микрокалькулятор, монтажник, автослесарь, аэробус, департамент, кучер, курьер, повытчик, вагоновожатый, боярин, ТАСС, стрелец, департамент, совхоз, губернатор, мотошлем, луноход, арматура, картечь, кольчугаэскалация, вертолет, паровоз, полон, око, фотограф, опера, на, химовец, робототехника, продразверстка, брада, фломастер, элеватор, пшеница, телевизор, стыковка, бионика, аэробика, школа, балкон.
30.Перепишите, подчеркните историзмы.
32. Перепишите. Подчеркните неологизмы.
1)Не можешь вообразить, как трудно! Безденежье, бесхлебье, бессапожье (Гоголь). 2) О стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть (Блок). 3) Перья – облака, закат расканарейте! (Маяк.). 4) Пролетает вечность – бесконечночасый распустила хвост (Маяк.). 5) Пусть дождит, пусть снеговит погода (Ошанин). 6) Прилуненье. Мягкая посадка. Межпланетно вымпелы горят (Смирнов).
ДЛЯ СПРАВОК 1. Активный лексический запас – слова, известные широкому кругу людей и употребляющиеся в современном русском языке. Они обозначают предметы, явления, понятия, связанные с жизнью и деятельностью современного человека: лес, завод, жить, питаться, учиться, синий, длинный и т.п.
2. Пассивный лексический запас – историзмы, архаизмы, неологизмы – слова, не известные или малоизвестные широкому кругу людей и употребляющиеся в современном русском языке в специальных текстах или в произведениях художественной литературы и публицистики.
ИСТОРИЗМЫ – слова, обозначающие предметы, явления и понятия минувших эпох, полностью исчезнувшие к настоящему времени: секира, смерд, кольчуга, продотряд, фриц, “рама” (самолет) и т.п. Историзмы не имеют синонимов в современном языке.
АРХАИЗМЫ – слова, по-старому называющие предметы, явления, понятия, сохранившиеся к настоящему времени и имеющие названия в современном русском языке. Архаизмы, в отличие от историзмов, имеют синонимы: перст – палец, чело – лоб, полон – плен, аэроплан – самолет.
НЕОЛОГИЗМЫ – слова и словосочетания, появившиеся в современном русском языке сравнительно недавно: вертолет-амфибия, государство-наемник, душман, кислотный дождь, партия “зеленых”, СМИ (средства массовой информации).
Нередко неологизмы создаются писателями и поэтами: Разулыбьте сочувственные лица (Маяк.).
КОНСТРУКЦИИ С ПРЕДЛОГАМИ БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ 33. Перепишите, расставляя знаки препинания. Выпишите сначала предложения с деепричастием благодаря, а потом с предлогом благодаря.
1) Больной быстро выздоровел благодаря заботе врачей. 2) В день выписки он крепко пожал врачу руку благодаря за лечение. 3)Благодаря радушную хозяйку за гостеприимство туристы стали собираться в обратный путь. 4) Благодаря радушному приему туристы быстро отдохнули. 5) Благодаря вводу в эксплуатацию мощного ретранслятора жители города могут принимать передачи из Москвы. 6) Горожане пожелали строителям дальнейших успехов благодаря за высокое качество строительства.
34. Прочитайте. В формах каких падежей употреблены существительные и местоимения после предлогов благодаря, согласно, вопреки 1)Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась (Лерм.). 2) В гостиной было прохладно благодаря отворенной двери на балкон (Салт.-Щедр.). 3) Благодаря выпавшему снегу можно было кое-что рассмотреть на земле (Арсень ев). 4) Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну (Каверин). 5) Благодаря тебе я смог овладеть навыками радиомонтажника. 6) Прокурор поступил согласно закону. 7) Благодаря отцу и сестре мы выучили несколько иностранных языков. 8) Вопреки приказу начальника бухгалтерия не успела закончить инвентаризацию. 9) Согласно последним данным медицины, атеросклероз представляет собой болезнь обмена веществ.
35. Перепишите. Числа пишите словами.
1)Библиотека института ежегодно пополнялась 300-500 книгами. 2) К 2010 году количество первоклассников в нашем городе значительно уменьшится. 3) Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг. 4) Высочайшая вершина мира – Джомолунгма (Эверест) возвышается над уровнем моря на 8848 м. 5) Французские альпинисты не дошли до вершины лишь 300 м. 6) Если к 500 центнерам прибавить 67 центнеров, то получится 567 центнеров. 7) Теплоход с экскурсантами отправился в очередной рейс.
36. Исправьте ошибки, вызванные неправильным образованием падежной формы количественного числительного.
1) Во время полета была выполнена широкая программа медико-биологических исследований, включавшая в себя около пятьдесят экспериментов. 2) С семи русских кораблей успели выпустить по неприятелю более восемьсот снарядов. 3) Протяженность столичной подземной дороги достигла сто семьдесят три километра, а автобусных и троллейбусных линий четыре тысячи триста километров. 4) Вместе сновыми тысяча двухсот тремя словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше четыре с половиной тысячи слов.
37. Просклоняйте. Пользуйтесь справочными материалами:
два кондуктора, два вагона, двое мужчин, трое в серых шинелях, три офицера, две девушки, три студентки, оба сына, оба дома, оба озера, обе парты.
38. Исправьте ошибки в предложениях.
1)Он учился в школе хорошо, благодаря своих хороших способностей. 2) Высказывается критика о том, что мы делаем. 3) Первый год по приезду его жизнь складывалась нормально. 4) Об этом мы познакомим вас позже. 5) Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 6) Уверенность каждого за свой завтрашний день. 7) Он выехал из города согласно предписания. 8) На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города. 9) Студенты уделяют внимание на записи во время лекции. 10) Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 11) Представитель фирмы заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок.
ДЛЯ СПРАВОК 1. Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с именами существительными и местоимениями в форме дательного падежа (кому-чему):
багодаря тебе, поддержке; согласно приказу, инструкции; вопреки условиям, рассудку. Употребление этих предлогов с существительными или местоимениями в форме родительного падежа (“благодаря поддержки”, “согласно приказа”, “вопреки условий”) является речевой ошибкой и носит просторечный характер.
2. Количественные числительные в русском языке склоняются, причем изменяются по падежам все части сложных и составных числительных: с двадцатью рублями, до двадцати рублей; с пятьюдесятью рублями, до пятидесяти рублей.
Несклонение сложных и составных числительных или их неполное склонение (что часто наблюдается в устной речи) является речевой ошибкой.
39. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Пользуйтесь справочными материалами.
1)Домик на пригорке был черный и крыт (толь). 2) Надо вымыть голову (шампунь ). 3) Я купила пять метров (тюль). 4) Кофе был_ чуть тепл_. 5) Покупатель попросил показать ему лев_ (туфель, туфля). 6) Избранн_ жюри просмотрел_ всю программу. 7) ООН объявил_ о своих действиях. 8)«Таймс» опубликовал_ интересную статью.
40. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов 1)Об этом мы познакомим вас позже. 2) Уверенность каждого за свой завтрашний день. 3) Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 4) Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 5) Контролировать за ходом лечения. 6) Вчера брат приехал с Москвы. 7) В журнале опубликована рецензия о книге. 8) По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление.
41. Прочтите текст. Ответьте на вопросы.
А. Моисеев НЕЗНАКОМКА Я увидел ее в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала вдруг смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжелых, пыльных люстрах засеребрились, засверкали и вдруг вспыхнули радостно и торжественно.
— Ну, чего вылупился “ЯЗЫКОВОЙ ПАСПОРТ” ГОВОРЯЩЕГО “Языковой паспорт” – это та информация, которую мы получаем о говорящем, когда слышим его речь; это наше общее представление о говорящем по его речи (возраст, пол, культура и др.). “Языковой паспорт” человек скрыть практически не может, и о своем “языковом паспорте” поэтому необходимо особенно заботиться. “Языковой паспорт” – основа культуры речи человека.
(Стернин И.А. Коммуникативные ситуации, с.6-7).
Вопросы и задания 1. Какое впечатление произвела сначала девушка на молодого человека Из чего это видно 2. Почему это впечатление изменилось Изменится ли его поведение по отношению к ней 3. Проанализируйте фразу из трех слов, сказанную девушкой. Она допустила четыре нарушения правил общения. Какие это правила 4. Думает ли девушка о своем «языковом паспорте» Почему 5. Как бы можно было выразить ее мысль по-другому 6. Что было бы лучше ей сказать Предложите свои варианты.
7. Что может сказать юноша девушке в ответ на ее фразу Что лучше ему сказать 42. Произнесите двухминутную речь по выбранному афоризму. Необходимо либо развить идею, либо опровергнуть ее. Требуется повторить афоризм в процессе выступления не менее двух раз и иллюстрировать свое выступление примером из жизни.
43. Произнесите речь на заданную тему в рамках заданного лимита времени (1, 2, 3 мин.) 44. Обработка текста. Предлагается текст со стилистическими нарушениями, его надо подготовить к устному воспроизведению (например, на радио).
45. Напишите: автобиографию, заявление о приеме на работу, доверенность на получение зарплаты, расписку в получении…, справку, объяснительную записку, характеристику.
7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи:
9. Веселов П.В. Аксиомы делового письма. М., 1993. – 78 с.
15. Добрович А.В. Общение: наука и искусство. М.,1978. – 159 с.
35. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. Для работников печати. – М., 1981. – 208 с.
38. Русский язык. Пособие для факультативного курса. Под ред.А.В.Барандеева.
Изд. 2-е, исправ. и доп. – М., 1994. – 431 с.
40. Русский язык. Культура речи. Язык специальности. Программа по русскому языку для студентов факультета гуманитарных наук, экономического и юридического факультетов./ Авт. Барышникова Е.Н., Мартыненко Е.В., Минакова Н.А., Талыбина Е.В.- М., 1999. – 11 с.
45. Страноведение и преподавание русского языка иностранцам. Под ред. Е.М.
Верещагина и В.Г.Костомарова.- М., 1972.. – 213 с.
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Урок-мастерская по русскому языку «Норма»( 10 класс)
развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса; совершенствовать коммуникативные качества речи (правильность, точность, выразительность, логичность, уместность);
развивать умение обобщать и систематизировать свои знания и изучаемый материал; дискутировать, аргументировать свою точку зрения;
воспитывать бережное отношение к литературному языку, собеседнику и самому себе.
Оборудование: раздаточный материал, тексты стихотворений Э.Асадова, А. Лысова, Р. Гамзатова, Л. Скворцова, видеозапись фрагмента кинофильма «Доживем до понедельника».
Социальный долг человека – быть интеллигентным.
Класс делится на 4 группы.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Учитель: Спросили мудреца, какой миг самый прекрасный? Какой человек самый близкий? И что в жизни самое ценное?
Он ответил:
— Нет времени прекраснее, чем настоящее. Потому что прошлого не вернешь, а будущее еще не наступило.
— Нет никого ближе, чем тот, кто сейчас рядом с тобой. Не важно, друг он или враг. И нет ничего важнее и ценнее, чем отдавать. Потому что только это и делает тебя счастливым.
Итак, я надеюсь, что все мы счастливы, так как я буду отдавать свои наработки, а вы будете радоваться нашему общению, сегодняшнему солнечному дню.
1.Вступительное слово мастера. Все чаще приходится слышать, что русский язык пора брать под защиту. Новые словечки, нелепые и неграмотные, так и сыплются из Интернета и телевизора, а «благородная» и чистая речь исчезает совсем. Недавний опрос показал, что граждане отдают себе отчет в собственной неграмотности. 39% респондентов признают, что знают родной язык на «тройку». Что говорить о простых людях, если известный всему педагогическому миру Симон Львович Соловейчик признавался:
«Вот что со мной случилось. Однажды, когда мне было за сорок, женщина, которая мне очень нравилась, мягко сказала мне, что надо говорить не “кух о нное полотенце”, а “к у хонное”. А я всю жизнь говорил “кух о нное”. И нехорошо говорить “играться”. Дети не играются, а играют. И еще, сказала она, надо говорить “бал о ванный” а не “б а лованный” – теперь это слово всегда заставляет меня вспомнить ту историю.
Почему-то замечание сильно задело меня. Не то убило, что я ошибся и меня поправляют, а то, что она сказала это стесняясь. Ей было стыдно за меня, ей было стыдно поправлять человека. Ее стыд передался мне, и так я впервые в жизни почувствовал, что произнести слово с неправильным ударением – это не ошибка, не обмолвка, а нечто крайне унизительное. Это примерно то же, как если бы тебя поймали на мелком воровстве. Круг бесчестных поступков резко расширился – в него вошли ошибки речи. »
2. Индуктор. Отрывок из кинофильма «Доживем до понедельника».
Вопрос перед просмотром: На чьей вы стороне в конфликтной ситуации между двумя учителями?
3. Дискуссия (возможные вопросы для разговора):
Делали ли вам замечания подобного рода?
Что вы чувствовали при этом?
А исправляли сами тех, кто при вас говорил неправильно?
Считаете ли свою речь грамотной, правильной, соответствующей языковой норме?
4. Самоконструкция. Орфоэпическая разминка ( прочитать текст и самостоятельно расставить ударение)- распечатка каждому.
После самостоятельной работы проводится проверка: ученик читает, а учитель (или ученик, у которого другое мнение) исправляет – ударения расставляются правильно.
Каждый сам ставит себе оценку: 1 ошибка – «5», 2 – «4», 3 – «3», более 4 – «2».
В итоге необходимо озвучить текст с правильным произношением.
5. Работа в группе. Задания для групп.
1. Прокомментировать и по возможности продолжить мысли Д.С. Лихачева из его книги «Письма о добром».
2. Определить структуру предложенного предложения, начертить его схему.
1 группа: Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.
3 группа: Язык – это основа национальной памяти, ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
4 группа: Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, как тренируют физические и духовные силы. – РАСПЕЧАТКА ПО ГРУППАМ
Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Распечатать крупно!
7. Языковой тренинг. Распечатки по группам
Морфологические нормы. Морфология изучает слово как часть речи. Поэтому основное внимание уделяет структуре слова, различным его формам (рода, числа, падежных форм и т.д).
Задание. Найти грамматическую ошибку в образовании формы слов, записать это слово правильно:
Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красившее всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.
Контейнеры на погрузке, пять килограммов, много народу, множество грузин, все шоферы, несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах, в полутора часах езды.
2 группа Лексические нормы . Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами, так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.
Задание. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова- паронимы представить— предоставить.
1. Мне предоставили квартиру.
2. Предоставляю вам самим решать такие вопросы.
3. Нужно срочно представить отчет о работе.
4. Представляю вам моего друга.
5. Отца представили к ордену.
6. Все меня представляют чудаком.
7. Фильм был представлен на фестивале.
8. Актер умел представлять пение соловья.
9. Этот дом представляет собой небольшой замок.
Задание. Укажите ошибки, связанные с предложным управлени ем и выбором предлога, исправьте предложения.
1. Приехав с Москвы, он расположился у родствен ников в центре города.
2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.
3 . На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.
4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?
… из всех районов города.
Согласно полицейскому протоколу…
… в первый год по приезде.
Задание. Исправьте ошибки, связанные с управлением .
1.Уделите внимание на здоровье.
2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо при роде.
3. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику «Мир глазами путешественника».
4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
1.Уделить внимание здоровью.
2. Все мероприятия рассчитаны во благо природы.
3. …внимание рубрике…
4. Абитуриенту, желающему…
Задание. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепри частия и деепричастного оборота. Исправьте предло жения.
1. Как приятно осознавать, что, придя домой после шко лы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.
3.Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.
4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.
5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не пре кращался.
6. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.
9. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.
Придя домой после школы, приятно осознавать, что котенок встретит меня радостным мяуканьем.
Прочитав о боях, я сразу представил всю эту картину.
После прочтения этого рассказа, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.
Через год, когда он стал слепым и глухим, его привели к царю.
Дождь не прекращался, и я шел по мокрой тропинке.
Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей.
Я считаю, что, учитывая наши традиции, проблемы настоящего периода, идущие реформы, нам надо вводить президентство.
Фрагмент песни П.Воли
-Как вы относитесь к слову Раша?
Домашнее задание: Напишите небольшое эссе, статью в школьную газету «Как нам сохранить русский язык».
Согласование сказуемого с подлежащим
1. Сказуемое в предложении ставится в той же форме, что и подлежащее (т.е., в том же роде, лице и числе): Детвора весело резвилась на лужайке (но не детвора резвились); Ножницы лежали на столе. Петино пальто стало старым.
2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинствои управляемое существительное в род. падеже(типа большинство студентов, ряд предприятий), сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе. Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы (например: Ряд столов стоял в аудитории), а также если в предложении не подчеркивается активность действующих лиц (Например: Большинство учеников отсутствовало). Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы (Большинство студентов сдали зачет). Множественное число сказуемого в подобных конструкциях указывает на активность действующих лиц.
3. При подлежащем, выраженным количественно-именным сочетанием(типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь формы как единcтвенного, так и множественного числа. В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу п. 2. Ср.: Двадцать человек пришли на экзамен; Прошло пять лет.
4. При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа. Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.
5. При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающиеся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т.д.), сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа. Например: На столе лежат три учебника. Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер. Например: Продано двадцать два костюма. В другой класс будет переведено три или четыре ученика.
Упр. 126. Попытайтесь определить, есть ли смысловая разница между числовыми формами глагола-сказуемого при его согласовании с подлежащим – количественно-именным сочетанием.
Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Известия»)
1. Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемого согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие. Например: Диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.
ЗАПОМНИТЕ: как правило, основное, более широкое по смыслу наименование обычно находится в сочетании на первом месте.
ЗАПОМНИТЕ:Если подлежащее выражено условным наименованием, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу: «Известия» сообщают, Эльбрус покорен и т.д.
3. Если подлежащее выражено заимствованным несклоняемым существительным (или аббревиатурой), то сказуемое согласуется с подлежащим в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре).
Упр. 127.Выберите нужную форму сказуемого и объясните свой выбор.
1. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 2. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ. 3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин. 4. Письмо-квитанция (доставлено, доставлена) адресату. 5. Газета ”Известия” уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 6. Озеро Ильмень (расположено, расположен) недалеко от города. 7. Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию. 8. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.
Важное значениедля построения предложений имеетправильный выбор падежной формысуществительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях.
Наиболее типичны следующие ошибки:
1. Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа.
2. Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность средств для производства вместо потребность в средствах производства.
3. В предложной конструкции используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то
ЗАПОМНИТЕ:
комментарий к чему
характеристика кого/ на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика
заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией
командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией
управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом
апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению
баллотироваться куда/в кого: баллотироваться в депутаты, в парламент
властвовать над кем/чем: властвовать над людьми, над умами
возразить против чего
говорить о ком/чем, про кого/что: говорить о сыне, о победе, про семью, про поездку
голосовать за кого-что
гордиться кем/чем: гордиться сыном
дискутировать о чем
задуматься над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни
неприемлемый для кого – чего: неприемлемый для товарища, для переговоров
непримиримый к кому – чему: непримиримый к противникам, ко лжи
объявить что о чем
отчитаться за что: отчитаться за командировку
приговорить к чему
уверенность в чем: уверенность в победе
уделить внимание чему
указать что / на кого – что: указать методическую литературу, указать на недостатки, промахи
ходатайствовать о ком / о чем: ходатайствовать о помиловании.
4. Неправильное использование предлогов ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно-следственных отношений.
ЗАПОМНИТЕ: Предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения, связанного со значение их корней. Например, неудачным следует считать оборот Благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.
ЗАПОМНИТЕ:
Согласно чему? (дат. п.)
(благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям)
Вследствие чего? (род. п.)
(ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)
В связи с чем? (творит. п.)
(в связи с выборами)
ЗАПОМНИТЕ: в книжной речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже (по приезде из столицы, по окончании спектакля).
5. Неправильное использование конструкций со словами, близкими по значению или однокоренными словами, требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.
ЗАПОМНИТЕ:
Беспокоиться о ком-либо Идентичный чему-либо Надеть что на что | Тревожиться за кого-либо Сходный с чем-либо Одеть кого во что |
Обращать внимание на что-либо | Уделять внимание чему-либо |
Отзыв о чем-либо | Рецензия на что-либо |
Превосходство над чем-либо | Преимущество перед чем-либо |
Предостеречь от чего-либо | Предупредить о чем-либо |
Препятствовать чему-либо | Тормозить что-либо |
Уверенность в чем-либо Уплатить за что-либо | Вера во что-либо Оплатить что-либо |
Упр. 128.Составьте словосочетания, поставив заключенные в скобках слова в нужном падеже.
Беспокоиться (ребенок), вдохнуть (свобода), потребность (знание), мечта (счастье), удивляться (результаты), преклонение (талант), сообщить (приезд), уплатить (квартира), контроль (выполнение), восхищаться (картина), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), тревожиться (брат), поехать (Кавказ, Крым, Белоруссия), выйти (автобус, троллейбус), платить (проезд), пойти (школа, факультет, университет).
Упр. 129.Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.
1. Об этом мы познакомим вас позже. 2. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 3. Высказывается критика о том, что мы делаем. 4. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 5. Магазин, ориентированный специально для школьников. 6. Уверенность каждого за свой завтрашний день. 7. Контролировать за ходом лечения. 8. Озабоченность за безопасность границ. 9. Он учился в школе хорошо, благодаря своих хороших способностей. 10. Девушка очень тосковала по брате. 11. Первый год по приезду его жизнь складывалась нормально. 12. Она тоскует за тобой. 13. Он выехал из города согласно предписания. 14. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества. 15. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован. 16. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.
Деепричастный оборот –этодеепричастие с зависимыми словами. Деепричастный оборот является принадлежностью книжной речи. Например: Подъехав к реке, мы остановились.
ЗАПОМНИТЕ: 1) Обязательным условием употребления деепричастных оборотов является то, что два действия, одно из которых выражено глаголом-сказуемым, а другое деепричастием, должны осуществляться одним и тем же лицом (или относиться к одному лицу). Например: Прочитав рукопись вторично, японял, что она нуждается в серьезной доработке;
2) Допустимым является употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.
Нарушение этих правил воспринимается как грубая речевая ошибка.
Не соответствует норме употребление деепричастного оборота в следующих случаях:
— если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.
Неправильный вариант: Возвращаясь домой, меня застиг дождь.
Исправленный вариант: Когда я возвращался домой, меня застиг дождь. Или: Возвращаясь жлмлй, я был застигнут дождем.
— если в безличном предложении имеется логическое подлежащее (предмет мысли), выраженное косвенным падежом существительного или местоимения, и нет инфинитива.
Неправильный вариант: Подходя к лесу, мне стало холодно.
Исправленный вариант: Когда я подходил к лесу, мне стало холодно.
— если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастиям.
Неправильный вариант: Пролежав два года, документы, наконец, были востребованы.
Исправленный вариант: Пролежавшие два года документы, наконец, были востребованы.
Упр. 130. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастного оборота. Объясните, в чем заключаются ошибки. Исправьте предложения.
1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха. 3. Приняв смену, дежурные водители направляются диспетчером по объектам. 4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 5. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 6. Катание на лодках, находясь с маленькими детьми, категорически воспрещается. 7. Пользуясь газовыми плитами, населению необходимо сначала убедиться в их исправности. 8. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 9. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов. 10. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.
Иногда в устной и письменной речи могут возникать трудности при построении предложений с однородными членами. Чтобы избежать речевых ошибок, следует обратить внимание на некоторые закономерности использования в предложении однородных членов.
ЗАПОМНИТЕ:
1. Нельзя сочетать в качестве однородных членов родовые и видовые понятия: В гастрономическом отделе имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и вин (пирожное – кондитерское изделие);
2. Не следует соединять в качестве однородных членов далекие или несопоставимые понятия. Например: Я люблю шоколад и блондинов. Однако в художественной литературе такие сочетания используются для создания комического эффекта: Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт. (А.П.Чехов);
3. При сочетании однородных членов необходимо учитывать лексическую сочетаемость слов. Например, в сочетании В ходе обсуждения вопроса был внесен ряд предложений и замечаний лексическая сочетаемость второго однородного члена нарушена – замечания нельзя внести, но можно сделать
Упр. 131.Объясните ошибки в сочетаниях однородных членов. Внесите стилистическую правку.
1. ООО «Севастопольский» приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и одиноких рабочих (мужчин и женщин). 2. В работу надо как можно больше включать людей и лошадей, которые управлялись бы с уборкой картофеля. 3. Автобус имеет высокие подножки и низкие динамические показатели. 4. С песнями и весельем молодежь приехала на турбазу. 5. Тысячи новых машин, оборудования, приборов, средств механизации и автоматизации вступили в строй. 6. Граждане пассажиры! При входе на эскалатор не ставьте вещи, чемоданы и сумки на ступени. 7. Магазину требуются продавцы овощей и картофеля. 8. Рабочие завода поддерживают и голосуют за кандидатуры, выдвинутые участниками митинга.
В русском языке есть предложения, которые содержат не одну грамматическую основу, а две и более. Такие предложения называются сложными. Ср.: Налево все небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-то пожар, или же собиралась всходить луна. Сложное предложение позволяет описать несколько событий, выразить отношения между ними. Использование определенных средств связи (союзов и союзных слов) между простыми предложениями в составе сложного позволяет точно определить смысловые отношения (причинные, временные, целевые и т.д.), которые устанавливаются между отдельными частями развернутого высказывания. Сложные предложения широко используются в книжной письменной речи.
Однако нередко конструирование таких предложений вызывает большие трудности, а неправильное построение сложного предложения ведет к нарушению синтаксических норм современного русского языка и вызывает грубые речевые ошибки.
К наиболее частотным ошибкам, допускаемым при построении сложного предложения, относятся:
1. Неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.
Неправильный вариант: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь тогда, если результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.
Исправленный вариант: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь тогда, когда результаты экономической деятельности будут достаточно высокими. Или: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь в том случае, если результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.
2. Использование одинаковых союзов и союзных слов между частями одного сложного предложения.
Неправильный вариант: Дискуссия приняла такой оборот, что можно смело утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.
Исправленный вариант: Развернувшаяся дискуссия позволяет утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.
3. Постановка рядом однозначных союзов
Неправильный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но однако его слова не возымели действия.
Исправленный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но его слова не возымели действия. Или: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, однако его слова не возымели действия.
4. Неправильный порядок слов в предложении с придаточным определительным.
ЗАПОМНИТЕ: между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе.
Неправильный вариант: Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации, которая недавно прилетела в Москву.
Исправленный вариант: Вчера журналист взял интервью у прилетевшей недавно в Москву представительницы делегации.
5. Смешение прямой речи и косвенной.
Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.
Исправленный вариант: Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.
6. Разнотипность частей сложного предложения.
Неправильный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь школе в ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи выпускников школы.
Исправленный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь школе в ремонте классной мебели; 2) организация вечера встречи выпускников школы. Или: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1)как помочь школе в ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи выпускников школы.
Упр. 132.Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях. Внесите стилистическую правку.
1. В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция. 2. Докладчик заострил внимание на вопросе, что нередко поднимается на подобных собраниях. 3. Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение. 4. Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге. 5. Основное, на что следует обратить внимание, – это на нарушение дисциплины. 6. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 7. В сборник вошли частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях, которые бытуют в Смоленской губернии.
Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 140 ; Нарушение авторских прав