первые профессиональные актеры на руси
Откуда на Руси появились скоморохи, чем запретным они занимались, и как их уничтожали
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Чем занимались скоморохи
Репертуар и костюмы скоморохов
Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.
Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.
На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.
Артели бродячих актеров и музыкальная мафия
В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.
Появление скоморохов: тайны древней Руси
До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.
Уничтожение скоморошества
Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.
Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.
Византийские взгляды почти полностью были перенесены церковниками в русскую действительность. Досаду у властей и церкви вызывали также сатирические выступления актеров, выставляющие духовную и светскую власти в нелицеприятном виде. Скоморохи со временем превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси и слуги Велеса.
Языческие корни
Точно неизвестно с какого времени скоморохи начали бродить по дорогам Руси. Впервые они упоминаются в источниках XI века и именуются сатанинским отродьем и слугами дьявола. Вероятно, этому послужили две причины:
«Едва укрепившись на Руси, Православная церковь начала их преследование. Главной причиной стало то, что в бродячих артистах «не было ничего святого».
Историки считают, что скоморохи были прямыми потомками жрецов бога Велеса, который свободно менял облик покровителя ведунов и сказателей. В древние времена без Велесовых слуг не обходились ни годовые праздники, ни семейные ритуалы славянских общин.
Со временем древние обряды были вытеснены новыми ритуалами, от которых осталась лишь зрелищная часть, по-прежнему привлекавшая людей. При этом жрецы из служителей богов постепенно превращались в лицедеев, которые противостояли свое искусство церковной христианской культуре.
Однако их всегда сопровождали животные – бык, медведь или коза, которые могли быть живыми или в виде кукол. Сохранились с древности и берестяные маски, которые актеры надевали перед представлением. Во время язычества такие маски означали отказ человека от собственного лица и превращали его в существо, необходимое для обряда (от зверя до одного из богов).
Скоморохи использовали маски для смены ролей, переодев маску, они становились другим персонажем. Часто на их костюмах присутствовала славянская символика: одним из символов было красное солнышко – один из сильнейших символов языческого пантеона.
Вначале они устраивали представления среди знакомой публики в родных городках или деревнях. Затем актеры стали посещать соседние поселения, а потом и вовсе отправились кочевать по всей Руси, иногда забираясь в самые дальние уголки.
Традиции скоморохов
Постепенно скоморохи обзавелись собственными традициями. К началу XV века они обладали богатым запасом разнообразных номеров и могли составлять из них полноценные спектакли.
Такие спектакли прозвали «позорищами» от слова «зреть» — «смотреть».
Как утверждали современники, кроме прочего реквизита бродячие актеры возили с собой музыкальные инструменты на целый оркестр: домры, накры, балалайки, бубны, гудки и свирели.
При этом каждый актер в совершенстве владел хотя бы одним из инструментов, однако и с остальными могли умеючи управляться.
Особую роль у скоморохов имели лицедеи, которые играли на гуслях и рассказывали старинные былины. Далеко не в каждой ватаге скоморохов был такой артист, поэтому их высоко ценили и относились к их мастерству с большим уважением.
Под аккомпанемент разных инструментов исполнялись разнообразные номера потешной программы. Полноценными участниками таких выступлений медведи и козы, которые под руководством бродячих актеров разыгрывали уморительные сценки:
Также Велесовы слуги разыгрывали небольшие кукольные спектакли с проказником и сквернословом Петрушкой, который очень полюбился народу. Популярными были также и срамные песенки, состоявшие из мата, и сатирические сценки из народной жизни:
До наших дней сохранилось содержание сказки о Вавиле-пахаре, где бродячие артисты не пожалели даже царя. В сказке Вавила пахал землю, пока скоморохи не сманили его с собой бродить по Руси, а затем взяли и посадили на царство.
Вообще от Велесовых слуг доставалось всем. Их песни и сатирические диалоги высмеивали жадность и обжорство попов и их ленивых отпрысков, пороки власти. За это их подвергали преследованию, однако полностью извести не могли.
Их выступления были очень живыми и интерактивными: зрителей вовлекали, а иногда и насильно затаскивали внутрь спектакля, заставляя не только глазеть, но и полноценно участвовать – подпевать, танцевать или ассистировать в фокусах. Любовь народа к бродячим артистам была неистребима, поэтому они стали обязательными участниками ярмарок, народных гуляний, игрищ и праздников.
Опасные виды заработка
Со временем и усилением гонений скоморохи открывали для себя все новые виды занятий. Одним из способов заработка стало участие в кулачных боях. Они действовали как живая реклама: перед началом моя бродили в толпе и расхваливали лучших бойцов, побуждая зрителей делать ставки на победу. Особо ловкие бродячие артисты сами принимали участие в таких боях.
Существовали и более опасные виды заработка, чем кулачные бои. Если в ближайшее время таких выступлений не предвиделось, то Велесовы слуги могли превратиться в шайку разбойников и отправиться на большую дорогу грабить и убивать. Они могли сбиваться в банды от 60 до 100 человек и доставляли немало проблем властям. Если же таких бандитов удавалось поймать на воровстве или разбое, то их били батогами и отправляли на каторгу.
Случалось скоморохам и примерять на себя роль шпионов. Судьба их состояла из бесконечных путешествий, часть из которых могла быть и не случайными. Нанятый соглядатаем бродячий артист без труда попадал в любые дома, в том числе самые богатые и знатные. Там, выступая на пирах, он собирал нужную его нанимателям информацию. Вино прекрасно развязывали языки вельможам, и порой они выбалтывали даже больше чем хотели.
Возможно, некоторые бродячие артисты во время своих путешествий зарабатывали не только потешными представлениями, но и добыванием разных тайных сведений.
Гонения и оседлая жизнь
Вести оседлую жизнь скоморохи начали только к началу XVI и примерять на себя ремесло кожевников, гончаров, сукноделов, гончаров и кузнецов. В основном они селились в слободах среди ремесленников, но встречались среди них и состоятельные люди.
Власти старательно пытались поставить лицедейное искусство на службу государству и добились некоторых результатов. В начале XVII века по приказу царя Михаила Федоровича в Москве была возведена специальная Потешная палата, в которую набирали людей для общественного развлечения.
Следуя моде, собственные дружины скоморохов содержали князья Шуйский и Пожарский. Но такие лицедеи были вынуждены петь и рассказывать лишь то, что хотели слышать их хозяева и поэтому быстро превратились в разновидность шутов при своих господах.
Вольные времена бродячих артистов постепенно пошли на убыль:
Во второй половине XVII царь Алексей Михайлович издал приказ, который вовсе запретил такой промысел: веселые разухабистые выступления должны были прекратить свое существование. Нарушивших запрет беспощадно наказывали:
Однако искусство скоморохов не умерло окончательно: оно переродилось в народные театры и цирковые представления, на ярмарках и гуляньях в XX веке можно было встретить повадырей с учеными медведями и кукольников с хулиганистым Петрушкой.
ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АКТЁРЫ-СКОМОРОХИ
Выделялись талантливые люди, которые сначала играли на общественных началах, потом они сделали это своей профессией. Так появились скоморохи. Это веселые люди, обладающие разными способностями. Глумотворцы— импровизаторы текстов- это большая редкость и большой талант. Остальные были плясуны, музыканты, кукольники, жонглеры, канатоходцы.
Петрушка- имя от пяти пальцев на руке. У кукольника верхняя юбка- как ширма.
Представление скоморохов- это концерт. Любимый номер с медведем. (как барыня готовится к балу, как поп обедню служит). Иногда сам скоморох изображал медведя а другой козу. Это популярный дуэт. Это всегда насмешка над барином, хозяином (самобойные кнуты)26.28
Херликин и шляхтич 27.56.
Скоморохи придумывают тексты сами. Дети скоморохов следят за публикой и подсказывают артистам кто идет мимо и присутствует.
Есть бродячие скоморохи, а есть оседлые. Целые поселения. Есть придворные скоморохи. Иван грозный первый завел скоморохов и построил для них помещение- потешный сарай. Там они и жили и играли.
Михаил Федорович построил каменную театральную хоромину в Кремле (она до сих пор существует).
Но настоящее первое театральное здание в России по западным образцам возникнет только при Петре первом.
Скоморохи появлялись в разных местах в разное время и точной даты их появления нет. Но в летописи «Повесть временных лет» указан год 1068. В это время появились изображения на фресках киевского софийского собора (перед входом и вдоль лестницы, поднимающейся на хоры). Изображенные там скоморохи особого типа. Они не похожи на обычных русских скоморохов. Они больше походят на Арлекинов своими костюмами и имеют профессиональные инструменты. Это княжеские скоморохи. В бахрушинском музее есть лубок, изображающий скоморохов (описание-34.15.) Но конечно Скоморохи появились гораздо раньше. Потому что это первая дошедшая до нас летопись. И там скоморохов упоминают с эпитетом- дьявольское отродье, слуги дьявола. Чтоб заслужить такую славу, нужно, чтоб они долго надоедали. Потом это говорит о том, что скоморохи- язычники, то есть появились до принятия христианства. Владимир, крестивший Русь впервые познакомился в Византии с ипподромными гистрионами. Это актеры, музыканты и гимнасты, выступающие на ипподроме. Но это не были глумотворцы. И он захотел иметь таких и у себя.
ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Балаган, пожалуй, самое яркое явление русского национального городского фольклора. Балаганные гуляния были придуманы народом столетия назад для веселья и развлечений. Современные эстрада и цирк ведут свою родословную от передвижных площадных театров, исчезнувших в начале 20 века и возрождаемых теперь усилиями некоторых творческих коллективов. Традиции балагана как формы народного театра обретают в наши дни второе дыхание, и мы в очередной раз убеждаемся, что «новое – это хорошо забытое старое».
Сделаем небольшой экскурс в историю русского национального театра.
Пожалуй, ни одно современное русское празднество не обходится без задорных заводил-ведущих – ряженых и скоморохов. Такие понятные зрителю любого возраста, веселые и открытые, хитрые и смекалистые скоморохи наряду клоунами в последние годы стали душой любого зрелища. А ведь далеко не всем участникам праздника известно, что корни обрядового народного творчества уходят в глубину веков. Ряд ученых-исследователей истории фольклорного русского театра связывают традиции балаганных выступлений именно с отголосками древнего театра скоморохов. Массовый народный праздник всегда питался обрядовыми традициями: здесь и карнавалы с разгулом непристойности и веселья в средневековой пуританской Европе, и традиционные на Руси языческие праздники – они не затерлись даже строгим христианским календарем. И неизменно праздники стихийно руководились народными актерами, воспроизводя в обрядах, играх и сказках опыт поколений – в основном земледельцев и охотников. Искусство скоморохов – бродячих артистов одно из древнейших на Руси, появившееся еще в дохристианские времена. Языческое наследие старательно уничтожалось после принятия христианства, но нетленным оказалось живое театральное искусств. И уже в летописи «Повесть временных лет» можно найти упоминание о юном князе, проводящем пиры со скоморохами под гусельные трели, ана фреске Софийского собора (11 век) в Киеве неизвестный живописец изобразил пляшущих музыкантов, играющих на флейте и длинных трубах.Откуда же ведут свое происхождение эти первые профессиональные артисты? Историками народного театра установлено, что скоморохи являются последователями языческих волхвов – жрецов божества Велеса. С ним и связаны дошедшие до наших дней образы спутников фольклорных сценок – Козы, Медведя и Быка (настоящие животные или куклы-маски, их изображающие), а также постоянный персонаж скоморошьего представления – старик или дед, зазывала, появляющийся на масленичных обрядах, купальских или рождественских гуляниях. Истоки таких обрядовых празднеств кроются в календарных или семейных ритуалах древних славян, живших общинами. С течением времени общины объединялись в ранние подобия княжеств, обряды отмирали или вытеснялись новой религией – христианством, не жалующим языческих божеств и их обряды поклонения природным силам. Жрецы и участники обрядов постепенно объединялись в одно лицо, с течением лет и из-за непрестанных гонений волхвы приобретали черты скоморохов, а сам обряд все больше напоминал игру, где актер должен был оставаться интересным для зрителя. Костюмы персонажей сохранили древние элементы, например обязательным было изображение Солнца – центрального божества языческих славян, основного символа круговорота природы.
Таким образом, после принятия христианства на Руси только скоморохи остаются профессиональными артистами, выступающими на площадях, ярмарках, в домах, на свадьбах и даже на папертях храмов. Они развивают искусство кукольного театра и дрессуры ученых зверей. Уже тогда это удивительное явление русской национальной культуры являлось не только проявлением одной из уникальных форм народного искусства, но и широким социальным явлением. Правда жизни, звучавшая в незамысловатых притчах и сказаниях, выражала чаяния самых многочисленных слоев населения, а простой, доступный язык вызывал негодование правящей элиты и духовенства, тем более что в выступлениях неизменно присутствовали крамольные мотивы. Есть сведения, что скоморохов отлучали от Церкви и не разрешали хоронить на одном кладбище с примерными гражданами. Расцвет русского скоморошества относят к 17 веку, ко времени крестьянских войн под предводительством Ивана Болотникова и Степана Разина. Скоморохи объединялись в своеобразные артистические артели – «ватаги», появилось сословие «оседлых» скоморохов, которые выступали лишь по праздникам, а в остальное время занимались земледелием и промыслами. Но оставались и «походные», странствующие.И каждая ветвь скоморошества дала свое направление русскому национальному театру: оседлые развивали устную народную драму, а походные – кукольную комедию, медвежью потеху, раек и другие. И именно от скоморошества ведет свою родословную балаган, а от него – современные формы фольклора, цирк, эстрада, кукольный театр.
Интересна трактовка значения слова «скоморох» В.И. Далем в «Толковом словаре живого великорусского языка»: « Скоморох» – музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; помышляющий этим и пляскою, песнями, шутками, фокусами, потешник, ломака, гаер, шут; медвежатник, комедиант, актер… Скоморошничанье ныне редко у нас, но есть еще записные скоморохи, этим помышляющие…» Вот такими разнообразными талантами обладали эти первые на Руси профессиональные артисты.
Роковым в истории русского скоморошества стал 1684 год, когда царь Алексей Михайлович издал указ о запрещении скоморошьих представлений. Однако запрещение профессии не привело к исчезновению самих персонажей. В деревнях праздничные обряды исполнялись самими жителями, а в городах по мере распространения народных гуляний стали появляться новые профессиональные артисты из непривилегированных слоев населения, например из отставных солдат. Кукольники и поводыри медведей встречались и в 20 веке, взяв от прежних скоморохов роль «старика», а скоморошьи поговорки, пословицы и песни дошли до наших дней и являются яркими образцами народной сатиры и мудрости. Творчество плясунов и перегудников явилось предтечей русского профессионального театра, промежуточным звеном между фольклором и профессиональным искусством. И нельзя не отметить, что гонения на скоморохов не помешали интересу простого народа к игрищам с ряжеными. «Походные» скоморохи продолжали выступать в дни народных увеселений с медвежьей потехой и театром Петрушки.
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемИнна Фалилеева
Похожие презентации
Презентация на тему: » «Скоморохи – первые профессиональные актеры». Н.Д.» — Транскрипт:
1 «Скоморохи – первые профессиональные актеры». Н.Д.
3 Известны скоморохи с 11 века и особую популярность получили в 15–17 веках. Они подвергались гонениям со стороны церкви и гражданских властей.
5 Время появления скоморохов на Руси неясно. Они упоминаются в первоначальной русской летописи как участники княжеской потехи. Время появления скоморохов на Руси неясно. Они упоминаются в первоначальной русской летописи как участники княжеской потехи.
6 Популярный персонаж русского фольклора, главный герой множества народных поговорок: «У всякого скомороха есть свои погудки», «Скоморохова жена всегда весела» и другие.
7 Скоморохи В средние века при дворах первых германских властителей были потешники, паяцы и разнообразные греко- римские клички, их чаще всего звали «жонглерами».
8 Обычно они являлись участниками пиров, свадебных и погребальных обрядов, различных праздников. Отличительной особенностью скоморохов был бродячий образ жизни.
14 О скоморохах как одаренных певцах, сказочниках сохранилось немало свидетельств в древней письменности.
16 Музыкальные инструменты скоморохов
17 В историческом аспекте скоморохи известны прежде всего в качестве представителей народного музыкального искусства. Они становятся постоянными участниками деревенских праздников, городских ярмарок, В историческом аспекте скоморохи известны прежде всего в качестве представителей народного музыкального искусства. Они становятся постоянными участниками деревенских праздников, городских ярмарок,
21 Далее… Скоморохи упоминаются в различных русских былинах. Византийский историк 7 в. Феофилакт пишет о любви северных славян к музыке, упоминая изобретенные ими гусли. О гуслях как непременной принадлежности скоморохов упоминается в старинных русских песнях и былинах Владимирова цикла. Скоморохи упоминаются в различных русских былинах. Византийский историк 7 в. Феофилакт пишет о любви северных славян к музыке, упоминая изобретенные ими гусли. О гуслях как непременной принадлежности скоморохов упоминается в старинных русских песнях и былинах Владимирова цикла.
29 Сейчас… Скоморох-смехотворец превратился в артиста, но воспоминание о нем уцелело в форме святочных потех и шуток. Скоморох-смехотворец превратился в артиста, но воспоминание о нем уцелело в форме святочных потех и шуток.
Как в России появился театр?
Издавна на Руси существовали обряды: проводы зимы, колядки. Эти игры подхватили первые артисты — скоморохи. Слово «скоморох» произошло, по разным версиям, от славянского «скомати» — «шуметь» или от греческого «скомарх» — «мастер смехотворства». Они путешествовали по городам, веселя людей своими представлениями, танцами. У них не было сценария выступления. Их выступление было импровизацией и не всегда устраивало гражданские власти.
В середине 16 века Стоглавый собор воспретил им петь и плясать перед свадебным поездом, но разрешил развлекать гостей на свадьбе. В 1648 г. царем Алексеем Михайловичем выступление скоморохов было запрещено.
Интерес к постановкам послужил созданию народной драмы, похожей на коллективную игру. Каждый артист вносил что-то свое, но уже появлялись сюжеты и тексты. Другой формой театра был церковный театр. Представления проходили по церковным праздникам, инсценировались сцены из «Библии».
Профессиональный театр появился в 1672 г. В России развивалась культура, образование. В одном из летних царских дворцов был сыгран первый спектакль. У царя Алексея Михайловича возник интерес к этому искусству, и он поручил найти специалистов за границей. Такой человек нашелся в Немецкой слободе, где жили иностранцы, работавшие в России. Иоганн Готфрид Грегори написал пьесу по мотивам библейского сюжета. Так появился придворный театр. Но представления стали играть и в духовных и светских школах.
После смерти Алексея Михайловича придворные спектакли прекратились, но идея продолжала жить. Елизавета Петровна разрешила устраивать театрализованные представления горожанам. Так стали появляться самодеятельные театры. Снималось помещение, выбиралась пьеса, и ставился спектакль. До сих пор Ярославль считается родиной русского театра. Его основал Федор Григорьевич Волков, первый профессиональный актер.
По приказу Елизаветы Петровны Федор Волков и его братья приехали в Петербург для создания общедоступного театра. Директором стал известный драматург и поэт Александр Петрович Сумароков. Становление русского театра сопровождалось трудностями. Люди не привыкли посещать представления. Здание располагалось на Васильевском острове, мостов еще не существовало. Поэтому добираться до него осенью и весной было трудно. Творческие разногласия возникали между Сумароковым и Волковым. Но театр выжил.
Театры стали появляться в губернских городах. В небольших городах труппы существовали как антрепризы. Антрепренер брал в аренду здание, набирал труппу актеров на сезон и ставил спектакли. Стали входить в моду бенефисы, средства от которых поступали в пользу актера; водевили, которые игрались перед началом пьесы.
Проходят столетия. Каждый век вносит что-то новое в театральное искусство, побуждая нас восхищаться игрой актеров или выражать свое недовольство репертуаром. Постановки пробуждают в нас разные чувства: то слезы, то улыбку, но главное — дают надежду на лучшее. За это мы и любим театр.
Литература: «Энциклопедия для детей. Искусство», часть 3. (Музыка. Театр. Кино).