первая жена петра 1 биография
Мемория. Евдокия Лопухина
9 августа 1669 года родилась Евдокия Лопухина, первая жена Петра I
Личное дело
Евдокия Федоровна Лопухина (1669—1731) родилась в селе Серебрено Мещовского уезда, в семье боярина Иллариона Лопухина. В соседнем Мещовске появилась на свет Евдокия Стрешнева, жена царя Михаила Федоровича, деда Петра I. Крещенная Прасковьей, Лопухина, вероятно, в честь Стрешневой позже сменила имя на более благозвучное — Евдокия. Ее отчество Илларионовна при венчании было изменено на Федоровна в честь святыни рода Романовых — Феодоровской иконы. Невесту 16-летнему Петру подбирала мать, царица Наталья Нарышкина. Ей нравилось, что Лопухины были союзниками Нарышкиных, а также то, что их род был многочисленным, популярным у стрельцов и небогатым. Венчание состоялось в январе 1689 года в церкви подмосковного Преображенского дворца. По словам историка Николая Костомарова, «по русским понятиям, женатый человек считался совершеннолетним, и Петр в глазах своего народа получил полное нравственное право избавить себя от опеки сестры», царевны Софьи, то есть стать полноправным правителем.
От брака с Лопухиной у Петра родились двое или трое сыновей: младшие, Александр и, возможно, Павел, умерли во младенчестве. Старший сын, царевич Алексей, появился на свет в 1690 году. После неудачной попытки переворота он скончался в Петропавловской крепости в 1718 году.
Вскоре после женитьбы Петр охладел к Лопухиной и сблизился в Немецкой слободе с рекомендованной Лефортом Анной Монс. После смерти в 1694 году своей матери, Натальи Кирилловны, царь перестал поддерживать с Лопухиной даже переписку. Ее родственники, занимавшие государственные должности, попали в опалу. В 1697 году после раскрытия заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина, отец и два дяди царицы были сосланы подальше от Москвы простыми воеводами. В том же году Петр поручил своим приближенным уговорить Евдокию постричься в монахини, что давало бы ему право на новый брак. Она, однако, отказалась. В следующем году после повторного, уже личного отказа, Лопухину насильно отвезли в монастырь.
В традиционном для ссылки цариц Суздальско-Покровский монастыре ее постригли под именем Елены. Однако уже вскоре она стала жить как мирянка, и в 1709—1710 годах вступила в связь с майором Степаном Глебовым. В 1718 году вместе с любовником была арестована. После долгих допросов и пыток Глебов был казнен. Также были казнены и другие сторонники опальной царицы, включая суздальское духовенство. В июне 1718 года скончался ее сын, царевич Алексей. В декабре того же года был казнен брат Абрам Лопухин. Саму же Лопухину прилюдно выпороли кнутом и перевели в Ладожский Успенский монастырь, где она жила под строгим надзором до кончины Петра. В 1725 году Екатерина I, опасаясь претензий Евдокии на власть, отправила ее в Шлиссельбург, где держала в строго секретном заключении как государственную преступницу под именованием «известной особы».
После смерти Екатерины I и восшествия на престол своего внука Петра II Лопухина была выпущена из заточения и с почетом перевезена в Москву, где жила в Вознесенском и Новодевичьем монастырях. Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства царицы с изъятием всех порочащих её документов. Ей было дано большое содержание и особый двор. Однако, никакой роли при дворе она не играла.
Скончалась в 1731 году, на год пережив Петра II. Новая императрица Анна Иоанновна относилась к Лопухиной уважительно и пришла на ее похороны. Похоронена Евдокия в соборной церкви Новодевичьего монастыря.
Чем знаменита
Воспитанная на «Домострое», Лопухина олицетворяла для противников петровских реформ святую старину. Богомольцы видели в ней истинную государыню, лишь волей судьбы отстраненную от престола. В первом, суздальском, заточении вела распутную жизнь, за что позднее была переведена в другой монастырь. После освобождения в 1727 году жила в Москве, пользуясь царскими почестями.
О чем надо знать
В феврале 1720 года в Суздаль, где была пострижена в монахини Лопухина, приехал капитан-поручик Григорий Скорняков-Писарев. Он застал инокиню в мирском платье, в ее сундуках монашеского одеяния не оказалось. Также выяснилось, что Евдокия Лопухина имела несколько десятков слуг. Жила она исключительно на деньги родственников, местных светских и церковных властей и богомольцев. По подозрению в заговоре было арестовано сорок пять человек. По дороге в Москву постриженная царица написала царю покаянное письмо. Ее любовник, Глебов, «перенес пытку с героическим мужеством, отстаивая до последнего вздоха невиновность царицы Евдокии и защищая ее честь», — писал свидетель тех событий Н. П. Вильбуа в «Рассказах о русском дворе».
Прямая речь:
«И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего все счастие свое потеряла и весь род свой сгубила. Правда, сначала любовь между ими, царем Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. К тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем ее в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которы были уже явны на весь свет», — писал Борис Куракин в «Гистории о царе Петре Алексеевиче». О роде Лопухиных он высказался так: «Люди злые, скупые ябедники, умов самых низких и не знающие нимало в обхождении дворовом… И того к часу все их возненавидели и стали рассуждать, что ежели придут в милость, то всех погубят и государством завладеют. И, коротко сказать, от всех были возненавидимы и все им зла искали или опасность от них имели».
4 факта о Евдокии Лопухиной
Евдокия Лопухина
Биография
Евдокия Лопухина, урожденная Прасковья Илларионовна Лопухина, — первая жена Петра I, родившая наследника престола, царевича Алексея. Она последняя не иностранная русская царица, равная мужу-монарху по происхождению.
Детство и юность
Евдокия Лопухина появилась на свет в селе Серебрено в Мещовском уезде 9 августа (30 июля) 1669 года. Ее семья не была богатой, но мужчины этого рода служили государю и пользовались уважением стрельцов. Отец девочки был окольничим и стрелецким головой. После свадьбы дочери получил статус боярина и монаршего советника, а также новое имя Федор Авраамович.
Всем известно, что Петр I был женат на простолюдинке Марте Скавронской, которая стала императрицей под именем Екатерины.
Девушку воспитывали в смирении и почитании отцовских наказов. В молодости свободные часы она проводила за рукоделием и другими занятиями, присущими женщинам того времени. В 19 лет Лопухину сосватали за Петра Алексеевича Романова, которому на тот момент было 16. Невесту перевезли в Преображенское, где родственники следили за тем, чтобы молодые люди не встречались. До бракосочетания они виделись лишь пару раз.
Личная жизнь
Вся последующая биография Евдокии Лопухиной была связана с царским двором и решениями родственников, находившихся у власти. Невестой будущего царя она стала по воле Натальи Нарышкиной. Мать Петра рассчитывала, что верная престолу семья невестки в случае необходимости встанет на защиту сына.
Поддавшись воле матери, Петр Алексеевич обвенчался с Евдокией в 1689 году в подмосковной церкви Преображенского дворца. Женитьба перевела царевича в новый статус. Теперь он считался совершеннолетним, а значит, мог перенять бразды правления у регентши Софьи Алексеевны.
Демаков Евгений Александрович. Пётр I и Евдокия.
Взгляды молодоженов расходились практически во всем. По свидетельству Бориса Ивановича Куракина, женатого на сестре царицы, первое время между супругами были теплые отношения, но девушке не удалось найти подход к мужу. Воспитанная в традициях домостроя, Евдокия не угождала молодому супругу, вдохновлявшемуся западными диковинками.
Вскоре и Наталья Кирилловна разочаровалась в своем выборе, поняв, что невестка не сумела сдержать амбиции сына. Семья Евдокии оказалась необразованной, чем вызывала немилость и сплетни среди придворных, опасавшихся, что Лопухины могут иметь претензии на престол.
В первые 3 года замужества жена родила Петру троих детей, из них двое сыновей скончались в младенчестве. Первенец Алексей, появившийся на свет в 1690-м, выжил.
1692 год принес в личную жизнь пары новые испытания. Укреплялась романтическая связь между царем и Анной Монс, девушки из немецкой слободы. Они были любовниками. Петр соблюдал приличия и сдерживал эмоции при жизни матери, но после ее кончины в 1694-м перестал даже поддерживать переписку с супругой. Лопухина жила во дворце и воспитывала наследника престола. В остальном с ней не считались.
В 1698 году о связи с Анной Монс говорили во всеуслышание. Вернувшись из Великобритании, Петр поехал к любовнице. Спустя неделю он встретился с законной супругой и вновь потребовал освобождения от брака в виде иночества. Царица отказала. Через несколько недель ее отправили в монастырь под надзором стрельцов.
В 1709 году, живя с монахинями, Евдокия познакомилась с майором Степаном Глебовым. Встречу пары организовал духовник. Между Лопухиной и Глебовым завязался роман, который по воле Петра I имел трагический финал. Когда их отношения раскрылись, Степана пытали на глазах у возлюбленной. 14 часов подряд его истязали кнутом, каленым железом и горящими углями. В конце военнослужащего посадили на кол.
Других возлюбленных у женщины не было. Да и к моменту, когда она вновь оказалась при дворе, ее интересы не были сосредоточены в этой области.
Ссылка в монастырь и возвращение
С 1698 году Евдокия Лопухина жила в Суздальско-Покровском монастыре. После пострига она получила имя Елена. Женщина не имела содержания, поэтому расходы оплачивали родственники. Она обращалась к семье за помощью, объясняя это нищенским положением и отсутствием в монастыре самого необходимого.
Бывшая жена царя не планировала становиться монахиней и вскоре стала поддерживать мирской образ жизни. Среди придворных и церковных деятелей были те, кто сочувствовал супруге Петра Алексеевича и даже предрекал, что пара может сойтись.
В 1718 году царь узнал о любовных связях Лопухиной, ее участии в заговоре против него с целью возведения на престол цесаревича Алексея. Петр отправил доверенное лицо для ареста царицы. Евдокию застали врасплох. Были найдены мирское платье и письма, в которых ее называли великой государыней. Начались допросы и разбирательства, в ходе которых все участники подтвердили непристойное поведение супруги царя. Казнили не только любовника Лопухиной, но и тех, кто ей сочувствовал. Сама она отделалась публичной поркой кнутом. В том же году был убит царевич Алексей.
Женщину перевели в Александровский, а позднее в Ладожский Успенский монастырь. Здесь она провела 7 лет, находясь под беспрестанным надзором до кончины Петра I.
В 1725 году по приказу Екатерины I первую жену Петра Алексеевича переправили в Шлиссельбург. Законность получения трона Екатериной была сомнительной, и при должной поддержке Евдокия могла принять правление страной на себя. Поэтому она содержалась тайно в качестве государственной преступницы, чье имя никому не было известно.
В Москву женщина вернулась только благодаря внуку Петру II. Некоторое время она жила в Вознесенском монастыре, а затем в Новодевичьем. Лопухина была оправдана специальным указом Верховного тайного совета.
Судьба сыграла с Евдокией злую шутку. Она пережила даже внука и после его гибели в 1730-м могла претендовать на трон, но возраст уже не позволял участвовать в придворных интригах. Управлять государством пригласили Анну Иоанновну, которую первая жена Петра I благословила на царствование.
Смерть
Лопухина была похоронена в 1731 году. Женщина скончалась в возрасте 62 лет, который в ту эпоху считался весьма преклонным. Причиной смерти стало плохое состояние здоровья. Могила царицы находится у собора Смоленской иконы Божией Матери.
Биография Евдокии Лопухиной
первой жены Петра I Великого
Что мы знаем из истории о Евдокии Лопухиной? Скорее всего, эти сведения будут весьма скудными: первая жена Петра I, потом монахиня, тихо скончавшаяся где-то в монастырях империи. Но в действительности эта женщина обладала сильным характером, умела бороться и пережила всех своих врагов.
По рождению боярышня
Изменить имя пришлось в статусе царской невесты. При русском дворе была одна Прасковья — супруга Ивана V, соправителя Петра I, Прасковья Салтыкова. По настоянию будущей свекрови Натальи Кириловны Нарышкиной, имя подобрали более благозвучное для русской царицы — Евдокия. Отчество тоже изменили в честь святыни дома Романовых — Феодоровской иконы. (О личных собственных именах у Славяно-руссов Митрополита Евгения, в Трудах Общества истории и древ. росс., ч. III. кн. 1, М. 1826 г.)
Род Лопухиных был далеко не первым в числе дворянских семейств и небогатым, но отличался большим количеством мужчин, которые состояли в государевом войске и пользовались популярностью среди стрелецких отрядов.
Отец Евдокии — Илларион Абрамович Лопухин, полковник, стрелецкий голова, окольничий, также был переименован в Федора Авраамовича. Получил статус боярина, а будучи уже царским тестем, чин ближнего боярина и советника государя.
Евдокия стала последней русской боярышней, вышедшей замуж за русского царя. Она по всем государственным канонам была равной царю, одобренной церковью и народом супругой русского монарха.
Венчание, свадьба Петра Первого и Евдокии Лопухиной
Брак между Петром и Евдокией устраивала мать царя — Наталья Кирилловна. Власть её юного сына необходимо было укреплять. А многочисленный благодарный род Лопухиных, по представлению царицы, должен был плотным кольцом поддерживать царский престол.
Невесту ездила осматривать сама, лично. Убедившись в красоте и отсутствии физических изъянов у девицы, дала согласие на брак. Пётр матушке в 17 лет не перечил, тем более что женатый человек считался на Руси совершеннолетним и способным управлять, а ему очень надоело делить власть с упрямой царевной Софьей и болезненным братом Иваном.
Государева невеста переселилась в Преображенское с роднёй и строго охранялась братьями. Как псы они берегли девицу, боясь порчи и сглаза. Жених видел невесту до свадьбы только один раз.
В столовую палату Преображенского дворца Евдокию привели под руки. Её свадебное платье весило двадцать килограмм. В полуобморочном состоянии от волнения и свадебных приготовлений девушка была не в состоянии тащить на себе такую тяжесть.
Девушки пели, обсыпали молодых хмелем, обмахивали соболями. Старицы надели на невесту фату. Затем, начиналось шествие в храм. Венчание происходило в маленькой деревянной церкви в центре села. После бракосочетания молодые выпили по глотку вина и поцеловались. Теперь Евдокия стала царицей.
На свадебном пире жениху и невесте не полагалось кушать. Они немного побыли с гостями и были торжественно проведены женщинами в опочивальню. Дружка царя, по легенде, Меньшиков, сунул Петру хлеб и курицу, завернутые в скатерть.
Свадебная постель была настолько высокая, что залезть на неё можно было только с помощью специальных скамеек. Это неудивительно, потому что по великокняжескому обряду застилали её необычным убранством: 27 ржаных снопов, на них ковры и перины, сверху шелковая простыня, меховое одеяло и покрывало. В ногах шуба с ковром, в изголовье подушки и шапки.
С утра молодые по обычаю мылись в бане и завтракали одни без гостей. Потом принимали поздравления и приглашали собравшихся на свадебный пир. Торжества продолжались три дня. По царским меркам совсем недолго. В честь венчания Петра и Евдокии, поэт Карион Истомин написал свадебное приветствие «Книга любви знак в честен брак», сохранившееся до наших дней.
Семейная жизнь после свадьбы
Молодая царица хотела размеренной спокойной жизни в Московском царстве. Она была воспитана на женской половине дворянского дома и видела свое счастье в муже, детях. Евдокия совершенно не знала характера семнадцатилетнего Петра. Поначалу помалкивала и проявляла покорность. Мужа постоянно не было дома, зато, слухи о его гулянках и посещениях немецкой слободы заботливые боярыни приносили каждый день. Свекровь, Наталья Кирилловна, винила сноху, за то, что та не могла удержать Петрушу дома. Обвиняла в упрямстве и своеволии.
Борис Иванович Куракин, деверь Евдокии, писавший при жизни Петра жизнеописание царя, характеризовал царицу так:
«И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего всё счастие своё потеряла и весь род свой сгубила… Правда, сначала любовь между ими, царём Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем её в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которы были уже явны на весь свет…». — В. Н. Балязин. «Пётр Великий и его наследники»
Три года молодые прожили в относительном счастье. Несмотря на то что Петра почти никогда не было дома, они поддерживали переписку называя друг друга уменьшительными именами: Петрушкой и Дунькой.
Сохранилось несколько писем Евдокии к Петру, от него не одного. В первый счастливый год она писала ему:
«Здравствуй, свет мой, на множество лет! Просим милости, пожалуй, государь, буди к нам, не замешкав. А я, при милости матушкиной, жива. Женишка твоя Дунька челом бьет…» — В. Н. Балязин. «Пётр Великий и его наследники»
Евдокия во всём винила Анну Монс — немецкую красавицу, завоевавшую сердце юного царя еще до свадьбы. Петр постоянно навещал ее, когда был в Москве, дарил подарки, купил дом. Злые языки регулярно доносили всё молодой царице. Только поделать она ничего не могла, так как вообще не имела никакого влияния на мужа.
Рождение детей не укрепило супружеские отношения. Евдокия произвела на свет троих сыновей, из которых выжил только царевич Алексей.
Ссылка в монастырь на пострижение
Со смертью свекрови, Евдокия надеялась обрести полноту власти, так как она оставалась единственной русской царицей. Но всё оказалось наоборот. Уважение к матери сдерживало Петра от открытого проявления холодности к жене. Теперь же, после 1694 года, он не только не писал, но и полностью избегал встреч в ней.
Евдокия жила несколько лет в Кремле с сыном. Её содержали как царицу, но с мужем она не виделась. Многочисленная родня Лопухиных, занимавшая большинство должностей при дворе, попали в опалу. Они не в ком не вызывали сочувствия. Куракин так характеризует родню царицы:
«… люди злые, скупые ябедники, умов самых низких и не знающие нимало в обхождении дворовом… И того к часу все их возненавидели и стали рассуждать, что ежели придут в милость, то всех погубят и государством завладеют. И, коротко сказать, от всех были возненавидимы и все им зла искали или опасность от них имели».
Далее, последовала ссылка отца царицы, ее двоих братьев. А через год, в 1697, Пётр из Лондона дал приказ уговорить Евдокию постричься в монахини. Она отвергла это предложение, мотивируя тем, что нужна маленькому сыну. Алексею на то время было семь лет. Но Пётр не намерен был отступать и думать о чувствах других. Вернувшись из Великого посольства в конце лета 1698 года, он открыто проигнорировал правила приличия и поехал сразу к Анне Монс.
Через три недели после его возвращения, 23 сентября 1698 года, Евдокию насильно увезли в монастырь. Говорят, Пётр хотел даже казнить её за своеволие и неподчинение, но послушался разумного Лефорта, который объяснил, что это вызовет большое недовольство в народе.
Отправляя жену в монастырь, царь желал, чтобы о ней все забыли. Просто взял и вычеркнул её из жизни собственной волей. Вот так разошлись судьбы двух человек в разные стороны: Пётр Великий, на выстроенном своими руками фрегате, уплыл в новую Российскую империю, Евдокия осталась на скромной лодочке в Московском царстве.
Суздальский Покровский монастырь
В Суздальско-Покровский монастырь ссылали всех неугодных власти великих княгинь. В этом же году по приказу Петра здесь стали монахинями Феодосия и Марфа — единокровные сёстры царя. Их вина состояла в любви к опальной царевне Софье.
1698 год стрелецкого бунта был очень тяжелым для страны. Все, кто открыто не поддержал Петра становились его врагами. Семья при этом не была исключением.
Утро стрелецкой казни. 1881, В. И. Суриков
Архимандрит монастыря отказался насильно постригать Евдокию, за что и поплатился жизнью. Она всё-таки была пострижена и опять переименована в инокиню Елену.
Как еще можно было унизить нежеланную царицу? Её полностью лишили содержания. Евдокия вынуждена была просить помощи у своей родни:
«Здесь ведь ничего нет: всё гнилое. Хоть я вам и прискушна, да что же делать. Покамест жива, пожалуйста, поите, да кормите, да одевайте, нищую» — В. Н. Балязин. «Пётр Великий и его наследники»
«Со всем почтением, которое я к сему великому в монархах и великому в человеках в сердце своем сохраняю… не могу я удержаться, чтобы не охулить развод его с первою его супругой, рожденной Лопухиной, и второй брак по пострижении первой супруги, с пленницею Екатериною Алексеевною; ибо пример сей нарушения таинства супружества, ненарушимого в своем существе, показал, что без наказания можно его нарушать»
Царевич Алексей жалел мать и как предоставлялась возможность навещал её. Но оба хорошо понимали, что Пётр очень недоволен их отношениями, поэтому часто видеться не могли.
Евдокия Лопухина и Степан Глебов
Через полгода после пострига Евдокия приняла решение оставить монашеское поприще. Осуждения за это ей не было, так как все знали, что постриг был навязан насильно и даже проведён тайно не по обычаю в церкви, а в темной и тесной келье.
По неизвестным причинам содержание царицы улучшилось. Она переехала в личные комнаты на территории монастыря. Для нее готовили два повара. На праздники к её ручке припадали городские чиновники и родовитые дворяне. Несли подарки. Евдокия принимала гостей и щедро угощала. В услужении у неё были шесть девушек, старицы, монахини и даже вернулся любимый карла Терентьев.
Она вела жизнь достойную, тихую и питала надежду вернуться к мужу. Ездила по монастырям. Находила сочувствие среди руководителей церкви. Выслушивала пророчества епископа Досифея, что вскоре помирится с мужем и станет «великой государыней». Верила ли этому Евдокия трудно сказать. Но такие разговоры не могли не согревать её сердце.
Со Степаном Глебовым, майором рекрутского набора в Суздале, Евдокию познакомил Федор Пустынный её духовник. Она сначала отвергала их встречу, но приближенные уговорили принять бравого офицера, мотивируя тем, что он родственник уважаемого Евдокией ростовского епископа Досифея. Евдокии на то время был 41 год, Глебову 38. Стоит ли удивляться, что их отношения быстро стали любовными.
В доказательство приводят письмо, якобы найденное в ходе следствия от Евдокии к Глебову, но В. Козляков, историк, в своей книге «Царица Евдокия, или плач по Московскому царству» оспаривает этот факт и утверждает, что такое письмо Евдокия могла писать только Петру:
«Забыл скоро меня. Не умилостивили тебя здесь ничем. Мало, знать лице твое и руки твои и все члены твои и суставы рук и ног твоих, мало слезами моими…. не умели угодное сотворить…. свет мой, батюшка мой, душа моя, радость моя, знать уже злопроклятый час приходит, что мне с тобою разставаться. Лучше бы мне, душа моя с телом разсталась. Ох! свет мой!… Как мне на свете быть без тебя! Как живой быть! И так Бог весть, каково ты мне мил! Уже мне нет тебя милее, ей Богу. Ох, любезный друг мой, за что ты мне таково мил! Носи, сердце мое, мой перстень, меня люби, а я такой же себе сделала…. а тебя до смерти не забуду; никогда ты из разума не выдешь. Ты, мой друг, не забудешь ли меня, а я тебя ни на час не забуду…. Как мне будет твою любовь забыть, так жить без тебя, душа моя! Что ты меня покидаешь, кому меня вручаешь, ох друг, ох свет мой!»
Глебов понимал, что их связь будет открыта и стал удаляться от Евдокии, но было уже поздно. Сердечное увлечение бывшей жены Петру преподнесли как заговор. А ему это было выгодно, чтобы оправдать заточение непослушной и неверной прелюбодейки перед народом. 10 февраля 1718 года по личному указу царя монастырь был окружен солдатами.
«Указ бомбардирской роты капитан-поручику Писареву. Ехать тебе в Суздаль и там в кельях бывшей жены моей и ея фаворитов осмотреть письма, и ежели найдутся подозрительныя, по тем письмам, у кого их вынул, взять за арест и привести с собою купно с письмами, оставя караул у ворот» — Колпакиди А. И. Серяков М. Л. «Щит и меч»
Всех слуг и прислужниц арестовали. Было найдено злополучное любовное письмо, а также записки, где к Евдокии обращались не как к монахине:
«Благочестивейшей великой государыней нашей, царицей и Великой княгиней Евдокией Фёдоровной», и желали ей и царевичу Алексею «благоденственное пребывание и мирное житие, здравие же и спасение и во все благое поспешение ныне и впредь будущие многие и несчётные лета, во благополучном пребывания многая лета здравствовать» — В. Н. Балязин. «Пётр Великий и его наследники»
По делу задержали 150 человек. Все они, вместе с опальной царицей, были доставлены в Москву. В дороге, очевидно под диктовку, Евдокия писала мужу письмо:
«Всемилостивейший государь! В прошлых годех, а в котором, не упомню, при бытности Семена Языкова, по обещанию своему, пострижена я была в Суздальском Покровском монастыре в старицы, и наречено мне было имя Елена. И по пострижении, в иноческом платье, ходила с полгода, и не восхотя быть инокою, оставя монашество, и скинув платье, жила я в том монастыре скрытно, под видом иночества, мирянкою. И то мое скрытие объявилось чрез Григорья Писарева. И ныне я надеюся на человеколюбивыя вашего величества щедроты, припадая к ногам вашего величества, прошу милосердия, того моего преступления о прощении, чтоб мне безгодною смертию не умереть. А я обязуюсь по прежнему быть инокою и пребыть в иночестве до смерти своея и буду Бога молить за тебя государя. Вашего величества нижайшая раба, бывшая жена ваша Авдотья».
Но повинная Петру была не нужна. Всех без исключения допрашивали с пристрастием, секли кнутом, вырывали ноздри, отрезали головы.
Стало известно о переписке Евдокии с её опальным братом Авраамом Лопухиным, который после следствия был казнён. С Марией Алексеевной, сестрой Петра, запертой в крепости Орешек. Свидетель, сын царевны, который якобы слышал от Евдокии такие слова:
Степан Глебов на допросе якобы говорил:
«И сошёлся я с нею в любовь через старицу Каптелину и жил с нею блудно».
Прислужницы ничего не утаивали:
«инокиня Елена пускала к себе днём и ночью, и Степан Глебов с нею обнимался и целовался, а нас или отсылали телогреи кроить к себе в кельи, или выхаживали вон».
Евдокии с Глебовым устроили очную ставку. Их поставили на одну доску во дворе тюрьмы в Преображенском и заставили царицу прилюдно рассказать об их связи. Она приняла на себя всю вину и подписала документы. Глебов же вел себя по-другому. Об этом свидетельствует адъютант Петра, очевидец событий, Вельбоа:
«Среди ужасных пыток, которыя Глебов терпел, по воле и в присутствии самого царя, шесть недель сряду, чтобы исторгнуть у оговореннаго признание, он твердо защищал честь и невинность Евдокии».
Казнь Степана Глебова
Его посадили на кол и заставили Евдокию смотреть, как умирает возлюбленный. Ни отвернуться. ни закрыть глаза ей не было позволено.
Пётр сделал последнюю попытку добиться признания Глебова и подошёл к умирающему с предложением признаться, ведь скоро суд Божий, на что получил холодный ответ:
«Ты сколько жесток, столько и безразсуден; думаешь, что если я не признался среди неслыханных мучений, которыми ты меня истязывал, стану пятнать невинность и честь безпорочной женщины, в то время, когда не надеюсь более жить. Удались, дай умереть спокойно тем, которым ты не даешь спокойно, жить». — Mémoires anecdotiques de la cour de Russie sous le regne de tzar Pierre I, в Revue retrospective, A Paris. 1838
Обвинения против Евдокии Лопухиной обнародовали в мельчайших подробностях. Сама она была прилюдно выпорота кнутом и сослана. Связь царицы с заговорщиками и исполнителями стрелецкого бунта в 1698 году доказана не была, иначе ей не миновать тогда смертной казни.
Результатом расследования мнимого семейного заговора стал манифест «О единонаследии», который лишал царевича Алексея, его мать и потомков надежды на престол.
Этот манифест во многом изменил историю России и повлиял на судьбы людей, которых он затрагивал. Вот что пишет историк Петровской эпохи, Василий Осипович Ключевский:
«Этот злополучный закон вышел из рокового сцепления династических несчастий. По привычному и естественному порядку наследования престол после Петра переходил к его сыну от первого брака царевичу Алексею, грозившему разрушить дело отца. Спасая свое дело, отец во имя его пожертвовал и сыном, и естественным порядком престолонаследия. Сыновья от второго брака Петр и Павел умерли в младенчестве. Оставался малолетний внук, сын погибшего царевича, естественный мститель за отца. При вероятной возможности смерти деда до совершеннолетия внука опеку, значит власть, могла получить которая-либо из двух бабушек: одна — прямая, озлобленная разводка, монахиня, сама себя расстригшая, Евдокия Федоровна, урожденная Лопухина, ненавистница всяких нововведений; другая — боковая, привенчанная, иноземка, простая мужичка темного происхождения, жена сомнительной законности в глазах многих, и, достанься ей власть, она, наверное, отдаст свою волю первому любимцу царя и первому казнокраду в государстве князю Меншикову. Можно представить себе душевное состояние Петра, когда, свалив с плеч шведскую войну, он на досуге стал заглядывать в будущее своей империи».
После смерти Петра I
Вид на Ладожский девичий монастырь
Семь последующих лет царица провела в ужасных условиях холодной и тесной кельи. Никому было не положено в ней разговаривать, кроме иеромонаха, специально приставленного для наблюдений и доклада. Так продолжалось до смерти Петра.
Екатерина I не сняла c Евдокии клеймо преступницы, но предпочла лучше заботиться о столь «известной персоне». Царицу-манашку перевели в Шлиссельбургскую крепость. Там ей предоставили хорошее содержание и пропитание. Было предписано:
«на пищу и содержание известной персоны покупать добрую крупичатую муку и держать наношники, пирожки и прочее кушанье ежедневно хорошее».
Юный правитель реабилитировал посмертно отца и вернул бабушку ко двору в 1727 году. Она снова стала для окружающих царицей, а для внука «государыней бабушкой». Всю свою нерастраченную любовь посвятила взрослым внукам. Баловала их гостинцами и подарками. Отчасти сбылось предсказание Досифея, что она будет еще в почете. У неё был свой двор и многие бывшие враги искали возможности поцеловать ручку царице.
Смерть и погребение
Евдокия присутствовала на её коронации. Анна Иоанновна добро не забыла. Назначила Евдокии царское содержание, но уже шёл последний год ее жизни. Как она сама сказала, он прошёл в молитве и благотворении. 7 сентября 1731 её последними словами были:
«Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного».
Евдокия Лопухина — последняя русская царица, оказалась в центре водоворота исторических и политических событий сама того не желая. Пережила всех своих гонителей. Похоронила всех любимых людей. Трагичной ли была ее жизнь? Сама она, судя по последним её словам так не считала.