pentile что это такое
Что такое PenTile и кто его видит?
Как говорится, есть люди, которые не могут разглядеть PenTile, а есть те, кто считает, будто его видит. PenTile — это особый порядок расположения субпикселей на OLED-экране, когда к классической схеме добавляются еще точки. Но действительно ли он виден глазу рядового пользователя?
В экране, изготовленном обычным способом, пиксель формируется из трех субпикселей. В стандарте RGB это красный, зеленый и синий субпиксели — при регулировке оттенков каждого из них формируется окончательный цвет пикселя.
В PenTile к субпикселям добавляются дополнительные точки и все субпиксели расположены в шахматном порядке, чтобы у дисплея в конечном итоге цвета были более красочными и насыщенными, а изображение выглядело однороднее. При этом экраны с PenTile энергоэффективнее обычных, потому что при повышенной яркости и красочности картинки энергопотребление у них не меняется.
Сейчас существует две схемы PenTile, отличающиеся яркостью: PenTile RGBW с дополнительным белым субпикселем для повышенной яркости экрана (в смартфонах практически не используется) и PenTile RGBG, запатентованная Samsung для экранов AMOLED, Super AMOLED и т. п. с двумя зелеными субпикселями. При этом синие и зеленые точки чередуются, а зеленые сделаны более узкими и расположены между ними. Такое расположение позволяет увеличить разрешение дисплея из-за снижения числа синих пикселей. Кроме того, с точки зрения физиологии, именно зеленый цвет лучше всего воспринимается человеческим глазом, поэтому схема экономит примерно 1/3 субпикселей.
Про плюсы PenTile уже сказали, а что же с недостатками? Существенный только один — сниженная четкость картинки. Но и то это было заметно на старых смартфонах с низким разрешением экрана, а с появлением дисплеев с QHD отдельные точки попросту невозможно увидеть невооруженным глазом. Засветы и «ореолы», которые теоретически можно наблюдать возле резких краев, например, вокруг шрифтов, могут быть видны на дисплеях с низким разрешением. Но, опять же, чтобы это увидеть, нужно очень долго всматриваться в экран на расстоянии буквально пары сантиметров от глаз, и круги перед глазами уже могут поплыть хотя бы от этого, а не от вдруг замеченного PenTile.
Проводилось много экспериментов, доказывающих, что PenTile-матрица, в том числе сетка и зубцы из пикселей не видны человеческому глазу в обычных условиях.
Да, в теории после привычного RGB-дисплея текст на экране с PenTile может выглядеть непривычно, но это не означает, что вы «видите PenTile».
пентайл
Заметка носит упрощенный и неполный характер. Поскольку семейство пентайл-технологий увязано с пониманием биологии глаза, здесь нет «идеала» и постоянно ведутся работы по поиску наилучшей структуры матрицы, которая бы обеспечивала достаточно хорошую передачу изображения, его яркости, насыщенности, естественности цветов, резкости и контрастности. При одновременном снижении энергопотребления, себестоимости производства, повышении времени работы до отказа и т.п. Более менее этот текст актуален на середину 2011 года. Если необходимы правки, пишите их в форуме под статьей или свяжитесь с автором через социальные сети.
Пентайл от итальянского PenTile
Классическое расположение пикселов в пентайл-матрицы. Источник картинки
То есть в пентайл-матрице два красных и два зеленых субпиксела треугольной формы и квадратный субпиксел синего цвета в центре каждого пиксела. В теории это соответствует строению человеческой сетчатки, где примерно поровну колбочек L и M типа и заметно больше колбочек S-типа, ответственных за восприятие синего цвета. Считается, что снижение числа синих субпикселов не влияет на качество восприятия картинки.
Компанию, которая разработала пентайл матрицу приобрела компания Samsung и теперь компания Nouvoyance Imc. продолжает исследования в области данной технологии.
Появилось две технологии, которые нашли практическое применение в дисплеях, в том числе в дисплеях мобильных устройств: Пентайл RGBW и Пентайл RGBG.
В RGBW в матрицу добавлен белый субпиксел, что делает дисплей более ярким, при этом сокращая его энергопотребление.
Сравним Pentile RGBW и традиционынй RGB Stipe (три в ряд).
Потребление PenTile RGBW на 50% ниже обычного RGB LCD. То же разрешение обеспечивается при использовании на 33% меньшего числа сабпикселов. Данные приведены для дисплеев из LTPS (низкотемпературного полисиликона). Технология также нашла применение в OLED-дисплеях, где она позволяет повысить их долговечность и яркость. Поскольку подсветка LCD-дисплея весьма энергоемкая, выигрыш заметно продлевает время работы смартфона без подзарядки. Примеры телефонов с PenTile RGBW: Motorola es400, Motorola Atrix 4G.
Здесь в матрице чередуются два сравнительно крупных сабпиксела красного и синего цвета, разделяемые зелеными, более узкими субпикселами. Человеческий глаз более восприимчив к зеленому, поэтому такая схема позволяет экономить треть сабпикселов по сравнению с RGB-RGB схемой при равной измеряемой яркости.
Такая схема используется в экранах AMOLED. Super AMOLED и Super AMOLED HD. (В Super AMOLED Plus не используется). Пентайл RGBG есть в Samsung i9000 Galaxy S, в Samsung Galaxy Nexus.
По сравнению с дисплеями, где используются комбинации субпикселов вида RGB-RGB-. пентайл-дисплеи RGBG могут выглядеть более зернистым, неровным, с размытыми шрифтами (особенно мелкими). Это особенно заметно на насыщенных цветном фоне. В дисплеях RGBW это происходит из-за того, что приходится выключать W-сабпикселы, чтобы добиться насыщенного цвета. В матрицах RGBG эффект проявляется, когда нужно показать насыщенную красным картинку.
В дисплеях Super AMOLED Plus пентайл не используется.
Mobcompany.info
Сайт о смартфонах и их производителях
Все что нужно знать о PenTile матрице в дисплеях смартфонов: плюсы и минусы
PenTile матрица – это одна из разновидностей жидкокристаллического экрана, или дисплея, построенного по технологии AMOLED. Права на это наименование принадлежат компании Samsung, являющейся держателем патента на технологию. Слово образовано от греческого «пента» (что значит «пять») и английского «tile» (плитка). Данным термином обозначают технологию устройства экранов, в которых за формирование пикселя ответственны сразу пять субпикселей.
Традиционная технология изготовления экранов подразумевает задействование трех активных точек для формирования цвета каждого пикселя на матрице. Стандарт RGB предусматривает использование комбинации из красной, зеленой и синей точки, за счет регулировки каждой из которых достигается конечный оттенок активного элемента. В PenTile данное число расширено до пяти. Таким образом производители стараются сделать экран однороднее, ярче, красочнее и экономичнее.
Схема PenTile предусматривает расположение в шахматном порядке точек, ответственных за формирование пикселя. На данный момент существует две схемы, по которым создаются такие экраны. Отличаются они количеством и расположением субпикселей.
Согласно официальной информации, разработка стандарта PenTile была предпринята для улучшения качества экранов без увеличения энергопотребления. Все упрощения сделаны с учетом физиологических особенностей глаз человека (которые не все цвета воспринимают одинаково). Но, несмотря на благие намерения, не лишена технология и минусов. Каких именно – рассмотрим ниже.
PenTile RGBW
Перед тем, как перейти к описанию наиболее распространенной реализации PenTile (внедряемой Samsung), следует рассмотреть альтернативную ее реализацию. RGBW расшифровывается как «красный-зеленый-синий-белый». То есть, к трем стандартным элементам добавлен еще один, белого цвета. Такой подход позволяет увеличить яркость экрана, не повышая потребления энергии, сделать картинку более однородной и бесшовной.
Белые субпиксели в матрице PenTile RGBW
Учитывая особенности, можно сказать, что у такого типа матрицы минусов практически нет. Но подобная технология как-то не прижилась среди смартфонов, так как обходятся подобные дисплеи дороже, а таких уж явных преимуществ (заметных невооруженным глазом «с ходу») для пользователей они не несут.
PenTile RGBG
Наиболее распространенной и актуальной версией реализации PenTile является компоновка RGBG (Red-Green-Blue-Green). То есть, в довесок к красному и синему цвету – прилагается не один, а два зеленых субпикселя. Согласно исследованиям физиологов, именно зеленый цвет лучше всего воспринимается человеческим глазом, поэтому решение удвоить количество таких элементов выглядит научно обоснованным.
PenTile RGBG матрица
Плюсы PenTile-матриц
Но уже при прочтении этих преимуществ закрадываются подозрения о том, что недостатков технология PenTile тоже не лишена. И минусы у нее действительно есть.
Недостатки PenTile-матриц
При использовании матриц PenTile RGBG логично предположить, что разрешение вычисляется по принципу суммирования квартетов субпикселей (красный, синий и два зеленых). Но в Samsung решили иначе: рассчитывать разрешение по зеленым точкам. Таким образом, в расчет принималось, что в составе пикселя находится два субпикселя: зеленый и синий или красный. Благодаря такой маркетинговой уловке разрешение увеличивается вдвое.
Фактически соседние двухточечные пиксели связанны между собой попарно, и раздельно не могут функционировать. С учетом, что синие и красные точки ярче зеленых – визуальный эффект не столь выражен, но на ранних версиях матриц PenTile был заметен. К примеру, дисплей Galaxy S2 с разрешением 800х480 на вид был менее четким, чем экраны конкурентов. С внедрением сверхвысоких резолюций 2560х1440 разница стала незаметной невооруженным глазом, но фактически подобный экран находится на уровне IPS экрана с FullHD.
Сниженная четкость – это единственный существенный недостаток PenTile. Но с появлением матриц 2560х1440 его можно считать неактуальным, так как при традиционном использовании смартфонов даже при 300 PPI, невооруженный глаз не в силах отличить отдельные точки. Проблема может быть актуальной при использовании бюджетных технологий виртуальной реальности, вроде Google CardBoard. В подобных условиях только анонсированный HTC 10, матрица которого построена по технологии IPS, может выигрывать у Samsung S6 или S7 с AMOLED по четкости картинки.
AMOLED и PenTile — это боль
Я не являюсь фанатом продукции Samsung, однако довольно уважительно отношусь к данному бренду. У Samsung отличные SSD, компания выпустила в своё время отличный и довольно прорывной Galaxy S8. Но не флагманы Samsung всё еще оставляют желать лучшего.
Скажу честно, в руках до недавнего времени Galaxy A6, A6+ и A8 я не держал — да и особо желания не было. После некоторого времени использования понял одну вещь — PenTile в купе с AMOLED губят зрение. Перейдя с iPhone 6, который имеет сбалансированный IPS-дисплей, на Galaxy A6, я был в ужасе от того, что вижу. Картинка плывёт полностью, все шрифты смазаны, глаза сразу ощутили дискомфорт, я действительно не представляю, как можно использовать Galaxy A6 в повседневной жизни. Он попросту непригоден для использования. Даже экран Galaxy S первого поколения не вызывал столь неприятных эмоций. Да, сама цветопередача отличная, цвета сочные и насыщенные, но мысли об этом уходят на второй план, когда глаза начинают испытывать дискомфорт.
Всё бы ничего, но A6+ несильно лучше. Да, там FHD-разрешение, но для 6 дюймов его попросту не хватает. PenTile бросается в глаза, а из-за широтно-импульсной модуляции они сразу начинают испытывать дискомфорт. Ладно, вы скажете, что лучше будет взглянуть на более дорогой Galaxy A8, но и здесь вы ошибётесь. Аппарат довольно компактный и имеет диагональ в 5,6-дюймов, поэтому здесь PenTile ощущается не так сильно, но всё равно глаза испытывают некий дискомфорт уже спустя 10-15 секунд использования.
Можно подумать, что это вина AMOLED, но это не так, потому что от экрана Galaxy S9 никакого дискомфорта не возникает. Складывается впечатление, что в бюджетках до 30 тысяч рублей Samsung использует крайне дешевые и неприятные в использовании дисплеи. Выйдя из магазина Samsung и взглянув в очередной раз на старенький iPhone 6 с HD-разрешением, я возмущенно осознал то, насколько дисплеи смартфонов A-серии от Samsung уступают дисплею старенького iPhone.
Что такое PenTile и кто его видит?
Как говорится, есть люди, которые не могут разглядеть PenTile, а есть те, кто считает, будто его видит. PenTile — это особый порядок расположения субпикселей на OLED-экране, когда к классической схеме добавляются еще точки. Но действительно ли он виден глазу рядового пользователя?
В экране, изготовленном обычным способом, пиксель формируется из трех субпикселей. В стандарте RGB это красный, зеленый и синий субпиксели — при регулировке оттенков каждого из них формируется окончательный цвет пикселя.
В PenTile к субпикселям добавляются дополнительные точки и все субпиксели расположены в шахматном порядке, чтобы у дисплея в конечном итоге цвета были более красочными и насыщенными, а изображение выглядело однороднее. При этом экраны с PenTile энергоэффективнее обычных, потому что при повышенной яркости и красочности картинки энергопотребление у них не меняется.
Сейчас существует две схемы PenTile, отличающиеся яркостью: PenTile RGBW с дополнительным белым субпикселем для повышенной яркости экрана (в смартфонах практически не используется) и PenTile RGBG, запатентованная Samsung для экранов AMOLED, Super AMOLED и т. п. с двумя зелеными субпикселями. При этом синие и зеленые точки чередуются, а зеленые сделаны более узкими и расположены между ними. Такое расположение позволяет увеличить разрешение дисплея из-за снижения числа синих пикселей. Кроме того, с точки зрения физиологии, именно зеленый цвет лучше всего воспринимается человеческим глазом, поэтому схема экономит примерно 1/3 субпикселей.
Про плюсы PenTile уже сказали, а что же с недостатками? Существенный только один — сниженная четкость картинки. Но и то это было заметно на старых смартфонах с низким разрешением экрана, а с появлением дисплеев с QHD отдельные точки попросту невозможно увидеть невооруженным глазом. Засветы и «ореолы», которые теоретически можно наблюдать возле резких краев, например, вокруг шрифтов, могут быть видны на дисплеях с низким разрешением. Но, опять же, чтобы это увидеть, нужно очень долго всматриваться в экран на расстоянии буквально пары сантиметров от глаз, и круги перед глазами уже могут поплыть хотя бы от этого, а не от вдруг замеченного PenTile.
Проводилось много экспериментов, доказывающих, что PenTile-матрица, в том числе сетка и зубцы из пикселей не видны человеческому глазу в обычных условиях.
Да, в теории после привычного RGB-дисплея текст на экране с PenTile может выглядеть непривычно, но это не означает, что вы «видите PenTile».