пегги флеминг фигуристка биография
«По волнам моей памяти»: Пегги Флеминг
27 июля свой юбилей отметила американская фигуристка, пятикратная чемпионка США (1964-68 гг.), трехкратная чемпионка мира (1966-68 гг.) и олимпийская чемпионка 1968 г. Пегги Флеминг. Я писала о ней в своем блоге, который желающие прочесть этот материал могут найти в ленте блога от 27.07.2015 г. Сегодня же я хочу еще раз отдать дань уважения этой выдающейся фигуристке и раскрыть перед читателями некоторые стороны ее биографии, не отраженные либо затронутые в недостаточной степени в предыдущем материале.
Банальная истина состоит в том, что в любой области деятельности, где человек может проявить все свои таланты, «свято место пусто не бывает». И в спорте, как и в жизни, всегда кто-то побеждает, а кто-то проигрывает. При этом чемпион чемпиону рознь: о некоторых забываешь почти сразу же, как они покидают спорт, о других же помнишь десятилетиями. Ну кто, кроме историков спорта и самых увлеченных историей ФК болельщиков, вспомнит сейчас, например, катание некогда завоевывавших звание чемпионки Европы Клаудии Кристофич-Биндер (Австрия) или Эвелин Гроссман (ГДР), «калифов на час» мировых первенств американок Элайны Зайяк или Джилл Тренари?
Пегги Флеминг представляет собой пример противоположного рода: она, несомненно, является одной из самых больших величин в истории мирового ФК. И, полагаю, не ошибусь, если скажу, что среди любителей этого вида спорта, подобно мне познакомившихся с ним в середине 1960-х гг., есть очень много тех, кто стал его приверженцем, благодаря волшебному катанию Пегги Флеминг.
Наверное, почти для всех или, по крайней мере, для значительного числа людей, годы детства помнятся впоследствии как счастливейшая пора жизни. Так и для меня 60-е годы XX века окрашены особым очарованием. Я до сих пор больше всего люблю песни и танцы, в большинстве своем черно-белые фильмы того времени, ту моду (стоит только пересмотреть фильм «Как украсть миллион» с участием Одри Хепберн и Питера О’Тула, чтобы ощутить ее прелесть!), прически – «каре» как у героини Натальи Варлей в «Кавказской пленнице» или «бабетту» как у Брижжит Бардо, ставшие на много лет характерной чертой стиля «девушки 60-х».
Для меня Пегги Флеминг как раз и является идеальным олицетворением такой «девушки 60-х», сумевшей создать свой удивительно гармоничный стиль в фигурном катании, который считало эталоном не одно поколение фигуристок, пришедшее на смену Флеминг. Именно поэтому она – вне времени, и как бы далеко ни ушло в своей технической составляющей современное фигурное катание, одухотворенность Пегги, ее проникновение в музыку и эстетика скольжения остаются зачастую недосягаемым образцом для нынешних звезд.
Пегги (в центре) со своими сестрами. Первая половина 1950-х гг.
Отец Пегги, бывший моряк, был ранен осколком японской гранаты во время II Мировой войны и после пережитых страданий страдал склонностью к алкоголизму. Став впоследствии журналистом, он в поисках материалов для своих очерков часто отсутствовал дома. Жила семья совсем небогато и, не имея возможности заиметь свой собственный дом, долго снимала частное жилье.
По современным меркам Пегги встала на коньки весьма поздно – в девятилетнем возрасте. Родители, несмотря на стесненные материальные условия, все же находили возможность оплачивать ей лед и тренеров. А отец нередко сам садился за руль заливочной машины «Замбони», чтобы у дочери был приличный лед.
Ее тренером был молодой амбициозный Билл Кипп. Работая с ним, Флеминг быстро росла в своем мастерстве. Но, к сожалению, успешную тренерскую карьеру Киппа прервала авиакатастрофа Боинга-707 15 февраля 1961 г., унесшая жизни всех пассажиров того злополучного рейса, среди которых находились все члены сборной США, тренеры и несколько арбитров, а также члены семей некоторых фигуристов.
Пегги со своими наставниками Робертом Поулом и Кэти Стил. 1964 год
После Киппа тренерскую опеку над Флеминг приняли Роберт Поул и Кэти Стил. А в 1962 г. Пегги стала серебряным призером чемпионата США среди новисов, уступив другой восходящей «звездочке»- Альбертине Нойес, которая станет впоследствии ее основной соперницей за звание чемпионки США и которой так никогда и не удастся выйти из тени Флеминг.
Год спустя Пегги станет бронзовым призером чемпионата страны среди юниоров. А в 1964 г. она выиграла звание чемпионки США, которое не уступила более никому вплоть до окончания своей любительской карьеры.
Впервые чемпионка США! 1964 год
В том же году она дебютировала на ОИ в Инсбруке, где замкнула шестерку сильнейших фигуристок. Год спустя семья Флеминг переехала в Колорадо-Спрингс, чтобы у Пегги была возможность работать под руководством итальянца Карло Фасси, стремительно набиравшего силу в качестве тренера. Впоследствии журналисты его назовут «тренером чемпионов», ибо в истории ФК мало кто может сравниться с ним по количеству подготовленных чемпионов мира и олимпийских чемпионов. И «золотую плеяду» его учеников открыла именно Пегги Флеминг.
С тренером Карло Фасси после награждения. ЧМ 1965 года
В 1966 г. Флеминг впервые становится чемпионкой мира.
С Габи Зейферт (ГДР) и Петрой Бурка (Канада). ЧМ 1966 года
Чемпионка мира Пегги Флеминг, серебряный призер Габриэле Зейферт и бронзовый призер Хана Машкова. ЧМ 1967 года
Это был, на мой взгляд, лучший женский пьедестал за все годы, поскольку разница представленных стилей создавала в глазах зрителей гармоничное единство, и каждая из красавиц не только не терялась на фоне других, но, наоборот, представала наиболее выгодным образом. Однако первенство при этом все-таки всегда оставалось за Пегги Флеминг.
Вот как анализировал особенности стиля Флеминг в сопоставлении со стилем Зейферт советский тренер Станислав Алексеевич Жук: «И Зейферт, и Флеминг обладали таким ценным качеством, как танцевальность, музыкальность. Если Флеминг занималась в балетной студии, то Зейферт тоже многие годы посещала уроки хореографии Рудольфа Зухи. Другое дело, что по своей конституции Флеминг отличалась от большинства фигуристок, а ее тренеры очень удачно подчеркнули эти черты в рисунке программы, очень строгом, изящном.
Я знаю, что до сих пор у Флеминг есть самые восторженные поклонники, и я их вполне понимаю. Даже в мировом спорте фигуристки, сочетающие в себе так много внешних и внутренних достоинств, появляются очень редко. И в этом смысле ажурный стиль Флеминг вряд ли можно повторить.
Документальный фильм французского ТВ о Пегги Флеминг
Вершиной любительской карьеры Флеминг является ее золотая олимпийская медаль, завоеванная ею в бескомпромиссной борьбе с основными соперницами. Выступления фигуристов на Олимпиаде впервые в истории транслировались в прямом эфире и в цвете, так что поклонники Пегги могли увидеть, что их любимица катается в платье светло-зеленого цвета.
В одном из своих интервью Флеминг вспоминала, что это платье выбрала ей мать из нескольких, сшитых своими руками. Оказывается, Дорис Флеминг откуда-то узнала, что монахи расположенного неподалеку от Гренобля монастыря создали рецепт изготовления ликера Шартрёз, в состав которого входили травы местного региона. Дорис убедила себя, что особый оттенок зеленого цвета, напоминающий цвет ликера, настоянного на травах, будет вызывать в сердцах французских зрителей добрые чувства и заставит их поддерживать ее дочь, что придаст ей сил и уверенности в себе. (The Atlantic, 07.02.2018).
Поздравление от мамы. ОИ 1968 года
Однако, вспоминая о своих ощущениях после победы, она признает, что ее выступление в Гренобле не было безукоризненным, и то, что не дает ей покоя по сей день – это факт, что ей не удалось продемонстрировать на Олимпиаде «прокат жизни» (Клэр Даффи Свифт и Юн Кун Ким, TODAY, 08.02. 2018).
Герои ОИ 1968 года Пегги Флеминг и французский горнолыжник Жан-Клод Килли
А вот что вспоминает о Пегги Флеминг журналистка Людмила Доброва: «Мне пришлось с ней беседовать в Гренобле. Пегги стояла возле узенького коридорчика, огражденного прозрачными плексигласовыми стенами. По этому коридорчику сновали фигуристы. Одни шли в раздевалку после выступления, другие ждали своего выхода на лед и, стоя у стены, разминались. Казалось, что до них можно рукой достать, а нет: тонкая стена была как бы броней, предохранявшей спортсменов от атак любителей автографов и журналистов.
Потом я видела показательные программы Флеминг. Они будили во мне почти такие же чувства, как и программы Белоусовой и Протопопова. Были в них и грусть, и раздумье, и романтика, и еще что-то неуловимое, сугубо ее, Флеминг» (Л. Доброва, Е. Чайковская. «В рамке катка», М., «Советская Россия», 1970).
Под занавес сезона 1968 г. Пегги в третий раз подряд стала чемпионкой мира, разделив пьедестал почета с Габи Зейферт и Ханой Машковой.
В 60-е гг. прошлого века 60% победы одиночников решала «школа», состоящая в вычерчивании шести обязательных фигур. И так же, как ныне «прыгуны» и «катальщики», в те годы противопоставлялись друг другу «геометры», способные наиболее точно трижды покрыть начерченную на льду фигуру, и мастера произвольного катания, покоряющие зрителей в основном прыжками и вращениями, умело вплетенными в канву программы. Отставание в «школе» зачастую нельзя было догнать даже самым блестящим произвольным катанием.
После сезона 1968 года Пегги Флеминг покинула любительский спорт. Вот как прореагировала на это газета «Советский спорт»: «Пегги Флеминг сообщила о своем окончательном решении покинуть любительский спорт. Она добавила, что подписала долгосрочный контракт со спортивным предпринимателем Бобом Баннером и. американской радиовещательной корпорацией. Как обычно, американская фигуристка была очень немногословна, но дотошным репортерам удалось выжать из нее такую фразу: «Я надеюсь, что этот контракт позволит мне добиться таких же результатов в профессиональном ревю, каких я достигла в любительском спорте. К тому же этот контракт позволяет мне иметь свою труппу и выступать с отдельными номерами в других ревю. Французская газета «Экип» пишет о «дожде долларов над Пегги». («Дождь, от которого нет зонта», «Советский спорт», 1968).
Пегги Флеминг в ледовом ревю. Начало 1970-х гг.
В 1973 г. она снялась в телефильме «Пегги Флеминг в Советском Союзе».
Во время съемок телефильма «Пегги Флеминг в Советском Союзе»
Пегги с коллегами-комментаторами Диком Баттоном и Терри Гэнноном. 1996 год
К счастью, Пегги не оправдывает поговорку «Не родись красивой, а родись счастливой», поскольку ее красота до сих пор при ней и она счастлива в семейной жизни. В 1970 г. она вышла замуж за дерматолога Грега Дженкинса.
Пегги Флеминг и Грег Дженкинс. 1970 год
Пегги со старшим сыном Эндрю. 1980 год
В 1998 г. Пегги пришлось пройти через тяжкие испытания: у нее диагностировали рак груди. К счастью, опухоль оказалась операбельной, и лечение принесло успешные результаты. Муж и дети очень поддерживали Пегги в это время. С тех пор часть доходов от своих виноградников, которыми семья Дженкинсов владела до 2011 года, Пегги с мужем перечисляли на исследования этого грозного заболевания.
В течение многих лет они жили в районе бухты Сан-Франциско, но недавно Грег вышел на пенсию и они с Пегги переехали в Колорадо-Спрингс, чтобы быть поближе к своим троим внукам.
Пегги с внуком. 2010-е гг.
Пегги с мужем Грегом Дженкинсом. 2011 год
И, конечно,она всегда остается вовлеченной в фигурное катание, находится в курсе его новостей и сама время от времени выходит на каток. Она высоко оценила выступления российских фигуристок на Олимпиаде в Пхенчхане: «Русские фигуристки были абсолютным совершенством! Они были одновременно и балетны, и атлетичны, у них были в арсенале все элементы. Они находятся совсем в ином пространстве, нежели фигуристки США». Думаю, что эти слова олимпийской чемпионки и «иконы стиля» своего времени должны служить путеводной звездой нашим девочкам в их дальнейшем штурме пьедесталов самых крупных международных соревнований, включая ЧМ и ОИ!
Пегги Флеминг: «гений чистой красоты»
Если на свете существуют высшие силы, покровительствующие фигурному катанию, то, скорее всего, они как-то по-особенному относятся к дате 27 июля. Иначе как объяснить тот факт, что в этот день, с разницей ровно в 10 лет, появились на свет двое представителей этого вида спорта, чье мастерство и магия личности на многие годы вперед определили пути развития фигурного катания – американка Пегги Флеминг и англичанин Кристофер Дин.
27 июля 1948 года в г.Сан-Хосе, штат Калифорния (США), в семье журналиста Альберта Флеминга и его жены Дорис родилась дочь Пегги Гейл.
Пегги (крайняя слева) с сестрами. Начало 1950-х гг.
Свои первые шаги на льду она сделала в 9 лет на катке, который дедушка залил для нее и трех ее сестер рядом с домом. Он же дал внучке первые уроки фигурного катания.
А всерьез она начала им заниматься несколько позже по совету отца, когда семья переехала в Кливленд. Первым ее тренером был талантливейший Уильям Кипп, погибший в авиакатастрофе 15 февраля 1961 г. вместе со всеми членами американской команды, направлявшейся на ЧМ в Прагу.
Тогда опеку над Пегги взял итальянец Карло Фасси, только начинавший в то время свою тренерскую деятельность. Он стал работать с ней на знаменитом катке Broadmoor в Колорадо-Спрингс, недалеко от Денвера.
Сотрудничество Флеминг и Фасси оказалось плодотворным: в 1962 г. Пегги заняла 2-е место на чемпионате США в разряде новисов, а год спустя стала 3-й на национальном чемпионате в юниорском разряде.
Впервые чемпионка США! 1964 год
В 1964 г. Пегги впервые выиграла золотую медаль чемпионки США среди взрослых (это звание она удержит за собой вплоть до 1968 г.) и успешно дебютировала на ОИ в Инсбруке, замкнув шестерку сильнейших.
В олимпийской форме сборной США. 1964 год
«Здесь Флеминг пришлось выдержать трудное испытание в споре с опытнейшими мастерами Европы — Сьокье Дийкстрой (Голландия), Регине Хайтцер (Австрия), Николь Асслер (Франция). Европейские фигуристки были на подъеме, исполняли в то время очень сложные темповые программы и в целом доминировали на олимпийском турнире.
И, тем не менее, произвольная композиция Пегги Флеминг с классическими мелодиями Сибелиуса, Шопена произвела большое впечатление на судей и зрителей. Тонкая хрупкая девочка обнаружила удивительное понимание музыкального образа. В ее программе были порыв и лирика, каждый жест был подобен аккорду.
С 1966 г. началась беспрерывная череда побед Пегги: в течение трех сезонов (1966-68 гг.) ей не было равных в мире, а кроме того, она была чемпионкой Северной Америки 1967 г.
Произвольная программа на чемпионате США 1967 года
Вот как отзывались о Пегги Людмила Белоусова и Олег Протопопов: «На сей раз в фигурном катании первыми станут известны призеры у женщин. Впрочем, мало кто здесь сомневается в победе Пегги Флеминг – нежной, тонкой, очаровательной, неизменно покоряющей всех своим мастерством.
Нам очень нравится Пегги. Она тоже любит идеально чистые линии. Она тоже старается придать осмысленность своим композициям. Она тоже в поисках выразительности идет от музыки, от ее содержания» (Л.Белоусова, О.Протопопов, «Золотые коньки с бриллиантами», М., ФиС, 1971).
Им вторит тренер Флеминг Карло Фасси: «Я приехал в США спустя три месяца после той катастрофы, когда разбились лучшие фигуристы Америки. Пегги пришла ко мне в марте 1965 года. До этого она прошла все пять этапов американских соревнований, и, надо сказать, без особых побед. Поэтому ржавчина успеха ее почти не коснулась.
Отсюда покладистость Пегги, мягкость. Она столь податливый материал, что из него можно лепить любое чудо. И при этом она сама безумно талантлива. Мы вообще работаем без балетмейстера. И все, чего достигли, — от природной одаренности Пегги. У нее есть еще одно удивительное качество — она никогда, или почти никогда, не думает о победе, она просто выступает как можно лучше. К счастью, этого было достаточно здесь, в Гренобле» (А.Голубев, «Скупые розы Гренобля», журнал «Смена», №981, апрель 1968 г.)
Пегги Флеминг исполняет «школу». ОИ 1968 года
Фасси не случайно обмолвился о том, что «этого было достаточно» для победы, поскольку в Гренобле Флеминг выступала без привычного блеска: она несколько облегчила свою программу, заменив коронный двойной аксель, исполняемый при переходе из кораблика в кораблик, одинарным, и допустила несколько мелких погрешностей.
Пегги с золотой медалью чемпионки Олимпиады. 1968 год
Однако судьи были более чем благосклонны к лидеру, да и запас баллов после «школы» у нее был весьма солидный, так что свою ближайшую преследовательницу Габриэле Зейферт она опередила на 88,2 балла и заслуженно праздновала победу.
Произвольная программа на чемпионате США 1968 года
Во-вторых, у нее были крепкие нервы, и ей никогда не изменяло самообладание. О ее выдержке ходили легенды. Вот, например, свидетельство Олега Протопопова: «Я видел, что вся команда американцев ждала Флеминг уже в автобусе, а Пегги в это время сидела в гостинице и сооружала свою прическу.
За ней прибегали трижды, ей кричали хором. Но пока Пегги не закончила свою прическу, она не тронулась с места. Затем она вышла, извинилась, и команда уехала с ней» (А.Шелухин, «Большое чудо маленькой феи», сборник «Звезды ледяной арены», М., «Советская Россия». 1976).
А в-третьих (и это главное!), она была подлинной «иконой стиля», чье лиричное катание, проникнутое высшим духом музыкальности и артистизма, надолго оставалось в памяти благодарных зрителей. Синеглазая брюнетка, Пегги была еще и необыкновенно хороша собой, что также привлекало к ней людские сердца.
Вот что вспоминает о ней Татьяна Анатольевна Тарасова: » Пегги Флеминг. С ней одно время я еще каталась сама. На чемпионате мира в 1965 году я заканчивала выступления, а она только подходила к пику успеха. Но с самого начала появления Пегги в компании сильнейших она обращала на себя внимание.
На катке во время последних тренировок накануне чемпионата обычно катается много девочек, одиночниц всегда больше всех на турнирах, но найти Флеминг в этой толпе никакой сложности не представляло. Я помню, как на льду кружилось человек двенадцать. И среди них Пегги, вся в черном, в углу делала «петли».
Я не любила школы и не знала ее (и никогда не хотела знать, вот почему и не работала в одиночном катании), но то, с какой элегантностью и красотой Флеминг держалась на льду, как выполняла обязательные фигуры в школе, не оставляло сомнения, что фигуристка она выдающаяся.
«Пегги: почему она является звездой льда». 1968 год
У Флеминг не было высоких прыжков, но ее катание могло служить эталоном прекрасного. Флеминг и своей внешностью, и своим мастерством оставила в моем сердце воспоминание, связанное с невообразимой красотой (точеная фигура, шикарные черные волосы, падающие на плечи, огромные глаза).
(. ) Женственность находила логическое воплощение в программах Флеминг. В ее композициях не существовало ни одного элемента ради элемента. Идеальное вращение, технически безупречные прыжки. Во Флеминг совсем не чувствовалось силы, и я никогда не понимала, как такое слабое существо может кататься. Не говоря уже о том, чтобы прыгать. Внешне в ней не было заметно ни спортивности, ни азарта, ни жажды победы, но она умела делать в фигурном катании абсолютно все, и делать лучше всех». (Т.А. Тарасова, «Четыре времени года», М, «Советская Россия». 1985).
Важной частью имиджа фигуристов всегда были их показательные танцы. Вот как характеризует танцы Пегги Анатолий Шелухин: «Показательные танцы Пегги Флеминг стали также большим событием для всех любителей фигурного катания: она танцевала с исключительным чувством меры, внешне чуточку сдержанно, но предельно точно, выразительно и пластично. Ее стиль мог некоторым показаться своего рода слепком с балетных образцов. Но это были не копии. Это был настоящий синтез балета и спорта» (А.Шелухин, «Большое чудо маленькой феи», сборник «Звезды ледяной арены», М., «Советская Россия». 1976).
Пегги Флеминг покинула любительский спорт по окончании сезона 1968 г. непобежденной, на вершине своей карьеры. После этого она в течение нескольких лет была приглашенной звездой в таких известных ледовых ревю, как Ice Follies и Ice Capades.
В телефильме «Пегги Флеминг в Советском Союзе». 1973 год
В 1973 г. Пегги снялась в красочном телевизионном фильме «Пегги Флеминг в Советском Союзе», который представил ее выступления в Московском цирке и на фоне исторических достопримечательностей Москвы и Ленинграда.
Затем она почти 20 лет проработала в качестве телекомментатора на канале ABC Sports.
Пегги в день свадьбы с Грегом Дженкинсом. 1970 год
В июне 1970 г. Пегги вышла замуж за дерматолога Грега Дженкинса, который в юности занимался танцами на льду и в которого она была влюблена еще подростком.
Пегги с сыном Эндрю. 1980 год
В 1998 г. у Пегги Флеминг диагностировали рак груди, к счастью, на ранней стадии, и операционное вмешательство оказалось успешным. После этого она стала активисткой по борьбе за выявление рака на ранних стадиях.
На своем винограднике. 2002 год
Пегги с мужем Грегом Дженкинсом. 2009 год
В 1994 г. журнал Sports Illustrated назвал Пегги Флеминг в числе 40 наиболее значительных персон, оказавших самое сильное влияние на спортивный мир за последние 40 лет. Счастливая жена, мать и бабушка, она до сих пор остается воплощением истинной женственности и красоты.