печорин биография герой нашего времени
Печорин («Герой нашего времени»)
Образ Печорина, главного героя романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» — это собирательный образ молодого русского дворянина, которому скучно и нелегко жить в эпоху 1830-х годов, который не знает, куда ему следует применить свои силы и какова цель его жизни. Характеристика образа Печорина показывает не только типичность, но и уникальность личности этого героя.
Происхождение, род занятий, описание внешности
Григорий Александрович Печорин — молодой дворянин. Служит он офицером в действующей армии на Кавказе. Точный возраст Печорина не называется, понятно только, что ему ещё нет тридцати лет. По своему мировоззрению и психологическому развитию, этот герой значительно опережает физический возраст.
Печорин среднего роста, крепкого сложения (широкие плечи, тонкий стан), у него вьющиеся белокурые волосы и нежная кожа. Взгляд его тяжёлый, проницательный, глаза «не смеялись, когда он смеялся». Походка ленивая, руками он не размахивает, что является признаком скрытности характера.
Психологический портрет Печорина
Этот персонаж Лермонтова сплошь соткан из противоречий. С одной стороны, он холоден и всегда предпочитает действовать по воле здравого рассудка, с другой — эмоции и чувства нередко берут над ним контроль, что иногда даже его пугает. Противоречивость личности героя видна в том, что в непогоду он мог целый день охотиться, а в комнате, если пахнёт ветер, мог простудиться; один на один не боялся идти на кабана, но вздрагивал от стука ставни. Иногда Печорин молчал целый день, а иногда становился разговорчив.
Интересно, как он сам поясняет свой выбор закрыться от других людей и вечно прятать своё истинное лицо: когда-то он пытался быть искренним с другими, но окружающие не смогли постичь всей глубины его души. Тяжело переживая разрыв с обществом, Печорин начинает презирать людей, можно сказать, срабатывает его защитный механизм.
Герой находится не только в состоянии конфликта с другими, но и с самим собой: он постоянно, но тщётно ищет цель и смысл своей жизни. Из дневника Печорина видно, что этот человек склонен к самоанализу.
Воспитанный в богатой дворянской семье, он быстро разочаровался в светской жизни, ему стало скучно проводить время в различных увеселениях. Он хотел, чтобы его жизнь была деятельной, но занимается не полезными, а какими-то мелочными делами. Участие в Кавказской войне не приносит покоя его мятежной душе. Чувство собственной ненужности в конце романа вынуждает его совершить ряд абсурдных поступков. Поэтому можно утверждать, что Печорин — «лишний человек» в жизни русского общества.
Отношение Печорина к любви, дружбе, обществу
Печорин прекрасно разбирается в женской психологии: ему достаточно пары слов, чтобы понять, какая девушка находится перед ним. Он с лёгкостью заводит романы, но, опять-таки, движимый не любовью, а просто из-за скуки. Один раз в жизни Григорий Александрович всё-таки влюбился по-настоящему, но счастье с избранницей было невозможно: Вера — замужняя женщина.
Других девушек герой Лермонтова уже не может полюбить, относится к ним как к лёгкому развлечению. Считая их скучными и пустыми, он ещё больше уверяется в бессмысленности бытия и человеческого общения.
Отношение Печорина к дружбе скептическое, так как он полагает, что один из друзей всегда бывает рабом другого. Поэтому герой предпочитает поддерживать с некоторыми людьми (например, с Грушницким и Вернером) не дружеские, а приятельские отношения.
Общество (например «водяное общество» в главе «Княжна Мери») Печорин не уважает. Он считает окружающих неумными, ограниченными людьми, и с его мнением можно согласиться, если вспомнить, как вела себя на балу в Пятигорске компания драгунского капитана (глава «Княжна Мери»).
Характер
Печорин — сложная, многогранная личность. Ему свойственны такие черты характера как хладнокровие, сильная воля, решительность, смелость. Это проявилось, например, в том, что он смог обезвредить пьяного казака, зарубившего Вулича (глава «Фаталист»).
Эгоизм Печорина проявляется в том, что он любит манипулировать людьми, преследуя свои цели. Например, стараясь получить Бэлу, дочь черкесского князя, Печорин коварно играл на чувствах Азамата, её младшего брата, который страстно желал, чтобы конь Казбича стал его конём. В итоге Азамат помог Печорину выкрасть Бэлу, а тот помог ему украсть коня.
Герой иногда эгоистично играет на чувствах других людей (например, княжны Мери, Грушницкого) просто потому, что ему скучно и захотелось развлечься.
У Печорина тонкая натура: он чувствует и природу, и психологическое состояние человека. О первом свидетельствует запись в его дневнике в начале главы «Княжна Мери», а о втором — то, что он прочёл на лице Вулича какую-то печать его близкой смерти (глава «Фаталист»).
Заключение
Есть мнение, что образ Печорина — это литературный аналог самого Лермонтова, хотя автор никак не комментировал вопросы достоверности романа. Печорин не простой персонаж, он крайне противоречив. Стремясь найти своё место в мире, он тратит много времени на рассуждения и философствования, совершает ряд опрометчивых поступков. Печорин — пример того, как человек, потерявший жизненные ориентиры и подвергшийся унынию, уже не может самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Характеристика Печорина показывает расхождение между богатым внутренним миром этого героя и его реальной жизнью.
По мнению некоторых литературных критиков, образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является типичным для русских людей 30-х годов 19 века. Тогда в обществе иногда проявлялось разочарование в самодержавии, и многие люди не могли найти смысл своей жизни, поэтому считали себя «лишними людьми».
Григорий Печорин
История персонажа
Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» читается на одном дыхании. Жизнь офицера царской армии Григория Печорина увлекает событиями, приправленными душевными терзаниями персонажа. Автор создал образ «лишнего человека» в обществе, который не знает, в какое русло направить энергию и жизненные силы.
История создания
Необычность романа «Герой нашего времени» заключается в том, что он открыл список психологических произведений в русской литературе. Михаил Лермонтов потратил на произведение три года – история о представителе нового поколения рождалась с 1838 по 1940 годы.
Михаил Лермонтов
Идея возникла у писателя в кавказской ссылке. Царило время николаевской реакции, когда после подавленного декабристского восстания интеллигентная молодежь потерялась в поисках смысла жизни, предназначения, способов применения своих способностей на благо Отечеству. Отсюда и название романа. Плюс ко всему, Лермонтов был офицером русской армии, прошел военными тропами Кавказа и успел близко познакомиться с бытом и нравами местного населения. Неприкаянный характер Григория Печорина раскрылся вдали от Родины, в окружении чеченцев, осетин и черкесов.
Произведение отправилось к читателю в виде отдельных глав в журнале «Отечественные записки». Видя популярность своего литературного труда, Михаил Юрьевич решил объединить части в целый роман, который напечатали в двух томах в 1840 году.
Григорий Печорин и Евгений Онегин
Пять повестей с собственными названиями составляют композицию, где нарушен хронологический порядок. Сначала Печорина презентует читателям офицер царской армии, близкий приятель и начальник Максим Максимыч, и только потом появляется возможность «лично» познакомиться с душевными переживаниями главного героя через его дневники.
По словам литераторов, Лермонтов при создании образа персонажа опирался на знаменитого героя своего кумира Александра Пушкина – Евгения Онегина. Фамилию великий поэт позаимствовал у спокойной реки Онеги, а Михаил Юрьевич назвал героя в честь бурной горной Печоры. Да и в целом считается, что Печорин – «расширенный» вариант Онегина. В поиске прототипов литераторы наткнулись и на описку в рукописи Лермонтова – в одном месте автор по ошибке назвал свой персонаж Евгением.
Биография и сюжет
Родился и вырос Григорий Печорин в Санкт-Петербурге. В молодости быстро забросил нудное обучение наукам и ударился в светскую жизнь с кутежами и женщинами. Впрочем, и это быстро наскучило. Тогда герой решил отдать долг Отечеству, отправившись служить в армию. За участие в дуэли молодого человека наказали настоящей службой, заслав на Кавказ в действующие войска, – это отправная точка повествования произведения.
Офицер Григорий Печорин
В первой главе под названием «Бэла» Максим Максимыч рассказывает неизвестному слушателю историю, приключившуюся с Печориным и открывшую в нем натуру эгоиста. Молодой офицер умудрился даже на войне заскучать – к свисту пуль привык, а глухая деревня в горах наводила тоску. С помощью черкесского княжича, корыстолюбивого и неуравновешенного Азамата, он украл сначала коня, а затем и дочь местного князя Бэлу. Чувства к юной особе быстро остыли, уступив место равнодушию. Бездумные действия русского офицера повлекли за собой череду драматических событий, в том числе убийство девушки и ее отца.
Глава «Тамань» переносит читателя в доармейские события, когда Печорин встречается с группировкой контрабандистов, ложно приняв ее членов за людей, действующих во имя чего-то великого и ценного. Но героя ждало разочарование. Кроме того, Григорий приходит к выводу, что приносит окружению одни несчастья, и отправляется в Пятигорск к лечебным водам.
Григорий Печорин и княжна Мери
Здесь Печорин пересекается с прошлой возлюбленной Верой, до сих пор питающей к нему нежные чувства, приятелем юнкером Грушницким и княжной Мери Лиговской. Спокойная жизнь вновь не задалась: Григорий покорил сердце княжны, но отказал девушке, а затем из-за ссоры сразился на дуэли с Грушницким. За убийство юнкера молодой человек снова оказался в ссылке, но теперь уже его ставят служить в крепость, где и случилось знакомство с Максимом Максимычем.
Образ
Герой своего времени не в состоянии отыскать сферу применения безбрежной молодой энергии. Силы тратятся на незначительные мелочи и сердечные драмы, ни от того, ни от другого общество не получает пользы. Трагедия личности, которая обречена на инертность и одиночество, – вот идейное ядро романа Лермонтова. Автор поясняет:
«…точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Григорий с юности существует «любопытства ради» и признается: «Я давно уже живу не сердцем, а головой». «Холодный ум» толкает персонажа на поступки, от которых всем только плохо. Он вмешивается в дела контрабандистов, играет чувствами Бэлы и Веры, мстит. Все это приносит сплошные разочарования и душевное опустошение. Он презирает высшее общество, в котором родился и вырос, однако именно его кумиром становится после победы в дуэли над Грушевским. И такой поворот событий еще больше удручает Григория.
Григорий Печорин
Характеристика внешности Печорина передает его внутренние качества. Михаил Юрьевич нарисовал аристократа с бледной кожей и тонкими пальцами. При ходьбе герой не размахивает руками, что говорит о замкнутой натуре, а во время смеха глаза лишены веселой искры – этим автор попытался передать характер, склонный к анализу и драматизму. Причем даже возраст Григория Александровича не понятен: выглядит он на 26, а на самом деле герой отпраздновал свой 30-ый день рождения.
Экранизации
Звезда «Героя нашего времени» зажглась в кинематографе в 1927 году – режиссер Владимир Барский снял трилогию черно-белых немых фильмов, где в роли Печорина выступил актер Николай Прозоровский.
Николай Прозоровский и Анатолий Вербицкий в роли Печорина
В очередной раз вспомнили произведение Лермонтова в 1955 году: Исидор Анненский представил зрителям киноленту «Княжна Мэри», в которой вжился в образ мятущегося молодого человека Анатолий Вербицкий.
Владимир Ивашов в роли Печорина
Спустя 10 лет в образе Печорина предстал Владимир Ивашов. Все эти картины не получили признания у критиков, посчитавших, что постановщики недостаточно раскрыли характер лермонтовского персонажа.
Олег Даль в роли Печорина
А следующие экранизации получились удачными. Это телеспектакль 1975 года «Страница журнала Печорина» (в главной роли Олег Даль) и сериал 2006 года выпуска «Герой нашего времени» (Игорь Петренко).
Интересные факты
Григорий Печорин фигурирует также в незавершенном романе Лермонтова «Княгиня Лиговская», но здесь герой не петербуржец, а москвич.
Игорь Петренко в роли Печорина
Сценарий для сериала, вышедшего на телеэкраны в 2006 году, написал Ираклий Квирикадзе. Работа близка к хрестоматийному первоисточнику, но главное отличие – соблюдена хронология действий. То есть, главы переставлены местами. Картина начинается с событий, описанных классиком литературы в части «Тамань», вслед идет глава «Княжна Мэри».
Цитаты
«Женщины любят только тех, которых не знают».
«Что началось необыкновенным образом, то должно так же и кончиться».
«Надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной».
«Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость».
«Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом».
«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил».
«Завтра она захочет вознаградить меня. Я все это уж знаю наизусть — вот что скучно!»
Григорий Печорин
Печорин. Актер И. Петренко. Сериал «Печорин. Герой нашего времени». 2006
Григорий Печорин – центральный персонаж романа «Герой нашего времени», авторство которого принадлежит М.Ю. Лермонтову. Печорин – тип лишнего человека, его предшественником можно назвать пушкинского Евгения Онегина. Большинство критиков считает образ Печорина одним из интереснейших в русской литературе. Герой не является чистым носителем сплошь отрицательных или положительных черт, его можно отнести к классу нейтральных персонажей. Тем не менее, он вызывает к себе любые чувства, кроме равнодушия и является центральным образом, вокруг которого раскручивается сюжет всего произведения. У Печорина существуют литературный и реальный прототипы, о которых будет рассказано в соответствующем разделе.
Описание героя
Внешность Печорина
Печорин – необыкновенно привлекательный молодой человек в возрасте приблизительно двадцати трех лет. Обращает на себя внимание стройность его фигуры, подтянутость и ухоженность. Особенность его внешности – темно-карие глаза и черные брови и усы при белокуром цвете волос. Это придает ему особенный шарм и неповторимость, а также указывает на «признак породы в человеке». Известно, что такой типаж пользуется необычайной популярностью у светских дам. Походка его несколько ленива и чуть небрежна. Двигается молодой человек изящно и грациозно, не размахивая руками – «верный признак некоторой скрытности характера», оставляя после себя шлейф дорогого парфюма.
В целом герой производит положительное впечатление, но его образ не будет полным, если не привести слова Максима Максимыча и рассказчика, которому довелось самому познакомиться с Печориным. По словам Максима Максимыча, Печорин был «такой тоненький, беленький, на нем мундир такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно». Рассказчик же более подробно описывает героя: «мужчина среднего роста, крепкого телосложения с тонким станом при широких плечах. Руки его были аристократические, с худыми бледными пальцами. Кожа была по-женски нежная. Волосы Печорина были белокурыми, вьющимися и живописно обрисовывали бледный, благородный лоб. Нос был немного вздернут, зубы были ослепительно белые. Глаза его не смеялись, когда он смеялся! Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти, его взгляд был непродолжительный, но проницательный и тяжелый». Одевался Печорин дорого, несмотря на то, что сюртук его был покрыт пылью, под ним присутствовало «ослепительно чистое белье».
Характер и образ жизни героя
Григорий Печорин. Актер В. Ивашов. Х/ф «Герой нашего времени. Бэла». 1965
Образ жизни Печорина как нельзя лучше характеризует его как лишнего человека, не нашедшего своего места и предназначения в этом мире. Само общество, в котором он вращается, не предполагает ни теплых отношений, ни любви, ни бескорыстной дружбы. Несмотря на положение и богатство, на успех у женщин, жизнь не приносит ему удовольствия. Если и существует внутри него какая-то нерастраченная энергия, он не знает, где ее применить, но понимает, что это, скорее всего, никому не нужно. В первую очередь, это не нужно ему самому. Вечная спутница Печорина – неизбывная, непроходящая скука. Избавление от нее он находит в своеобразном развлечении – жонглировании судьбами людей. Печорина можно назвать духовным инвалидом, олицетворяющим собой не самую лучшую часть молодого поколения дворян.
По отношению к окружающим людям Печорин ведет себя жестоко и эгоистично. Ему неведомы сострадание и сочувствие, в его характере на первое место выходят властность и самовлюбленность. Ему доставляет удовольствие унижать других, издеваться над их слабостями и неспособностью противостоять его бесцеремонности. Устав от назойливого женского внимания, он решает, во что бы то ни стало добиться любви восточной красавицы, девушки-горянки. Но через некоторое время охладевает и к ней, что во многом становится причиной ее гибели.
Ведомый той же скукой, он разрушает счастье своего приятеля Грушницкого и в итоге убивает его на дуэли. От скуки он добивается расположения княжны Мери и, пресытившись ее любовью, оставляет ее в полном разочаровании. Если говорить о глубоком чувстве, то единственная женщина, к которой он испытывает его – это Вера. Эта связь длится неопределенно долго, и то, скорее потому, что Вера, в отличие от других женщин, никак не претендует на роль его жены. Но даже она страдает в отношениях с Печориным, ее так же не обходит стороной участь тех, кому довелось оказаться в плену его внешнего обаяния.
С дружбой у Печорина также не складывается. Друзей, как таковых, у него нет, не считая приятелей – Вернера и Грушницкого. У героя есть своя философия, согласно которой, он считает дружбу чем-то вроде рабства, где один всегда находится в подчинении другого. По отношению к обществу у него проявляется завышенное самомнение – окружающих он считает гораздо ниже и глупее себя. Единственным человеком, с кем он позволяет вести себя на равных – это доктор Вернер.
Печорин и Максим Максимыч
Максим Максимыч нес службу на Кавказе в должности штабс-капитана и в скором времени собирался выйти в отставку. В это время он и познакомился с прибывшим в эти места Григорием Александровичем Печориным. Симпатия Максима Максимыча к Печорину была больше похожа на отцовское чувство. У него сразу возникло желание оберегать и опекать этого молодого офицера, оказавшегося вдали от родных мест. Максим Максимыч, как старший по возрасту предложил Печорину отбросить формальности и называть друг друга по имени, но его новый знакомый продолжал подчеркнуто вежливо и официально обращаться к штабс-капитану. Такое уважительное отношение взамен дружеского он сохранил до конца своей службы с Максимом Максимычем. Это еще раз подчеркивает закрытость Григория и нежелание пускать кого-либо в свой внутренний мир.
Григорий Печорин. Актер И. Петренко. Х/ф «Герой нашего времени». 2006
Но по прошествии нескольких лет именно Максиму Максимычу исповедуется Печорин, рассказывая о том, почему он стал таким, каков есть. Всю вину он возлагает на светское общество, под влиянием которого раскрылись самые ужасные черты его характера. Но Максим Максимыч уже и сам видит, что ошибался относительно Печорина. Подтверждением этому служит холодность Григория во время их встречи, и эта холодность оставляет горький осадок в душе Максима Максимыча. Старый штабс-капитан – единственный из всех героев романа, который проявляет к Печорину самые теплые, дружеские чувства и заботу. Возможно, сам Печорин также понимает это, и если бы он смог изменить свой характер, то между двумя героями была бы возможна крепкая, настоящая дружба.
Любовь в жизни героя
Печорин никогда не считал любовь важной частью своей жизни. Он легко сходился с женщинами и так же легко расставался с ними. Причиной расставания была все та же скука, которую он начинал испытывать через некоторое время отношений. На примере трех любовных историй, описанных в романе, автор показывает эту сторону жизни героя и его взаимоотношения с женщинами.
Первой девушкой была черкешенка Бэла – дочь князя, красавица, которую Печорин увидел на свадьбе ее старшей сестры. Но о Бэле давно мечтал разбойник Казбич, а Азамат, брат девушки, в свою очередь, мечтал о коне Казбича – гордом и выносливом красавце-жеребце Карагёзе. Печорин, с первого взгляда влюбившийся в Бэлу, пообещал Азамату добыть коня взамен на то, что Азамат украдет Бэлу из отцовского дома и привезет в крепость к Печорину.
Печорин и Бэла. Актер В. Ивашов. Х/ф «Герой нашего времени. Бэла». 1965
Вначале Печорин не мог налюбоваться на Бэлу, говорил ей нежные слова, признавался в любви, осыпал подарками. В итоге девушка, поначалу дичившаяся Григория, открылась ему и всем сердцем полюбила молодого красивого офицера. Она была счастлива и думала, что так будет всегда. Но Печорину, постоянно стремившемуся к острым ощущениям, вскоре наскучила любовь и преданность Бэлы. Он стал часто оставлять ее одну, проводя целые дни на охоте. Она чувствовала его охлаждение и безмерно страдала.
Бэла погибла от руки Казбича, который украл ее из крепости, чтобы отомстить Печорину за коня. Когда он увидел, что Печорин, бросившийся в погоню, уже приближается и вот-вот нагонит его, он ударил девушку кинжалом. Прожив еще два дня, Бэла умерла. Печорин по-своему любил черноглазую красавицу-дикарку. Пока Бэла не принадлежала ему, она оставалась ему интересна, но когда жизнь вошла в обыденное русло, он начал изнывать от тоски, восполняя отсутствие страсти и азарта охотой. Бэла, молодая и наивная девушка, не смогла рассмотреть непостоянную натуру возлюбленного. Ее любовь к Печорину до конца ее недолгой жизни оставалась чистой и искренней.
В истории с княжной Мери Печорин действовал из спортивного интереса. Ради развлечения он решил покорить сердце юной, надменной красавицы княжны. Ему была невыносима сама мысль о том, что на него кто-то может смотреть свысока, даже если этот «кто-то» – молодая прелестная девушка. Другой причиной была злость на Грушницкого, который считал княжну своей возлюбленной, хотя с ее стороны не было для этого никаких поводов. Третьей причиной стала встреча Печорина в Пятигорске с его давней привязанностью Верой. Женщина попросила его стать вхожим в дом Лиговских, чтобы там они могли чаще встречаться. Это стало еще одним поводом влюбить в себя молодую княжну.
Нужно отдать должное Печорину, что он предупреждал Грушницкого не сближаться с Мери во избежание неприятных последствий. Но Грушницкий, будучи уверенным в собственной неотразимости, пропустил просьбу Печорина мимо ушей. Будучи искусным манипулятором, Печорин изображал по отношению к Мери полнейшее равнодушие. Он знал, что красавица, привыкшая к всеобщему обожанию, не сможет устоять и начнет предпринимать любые попытки, чтобы очаровать его. Так и случилось: Мери попала в сети, расставленные Печориным, что закончилось для нее невероятными страданиями. Грушницкий пал на дуэли от руки все того же Печорина. Спокойная, размеренная жизнь Веры также оказалась на грани разрушения.
Связь Печорина с Верой длилась долгие годы, но она была замужем и всегда оставалась для Григория недоступной. Несмотря на это, она всячески препятствовала сближению Печорина с другими женщинами, безумно ревновала его к Мери, умоляя его не делать предложение юной княжне. Вместе с тем, Вера никогда не предъявляла к Печорину требований жениться на ней. Возможно, эта недоступность и разжигала в Печорине ту страсть, которая не давала погаснуть пламени этих длительных отношений.
Во всех трех историях Печорин предстает как истинный манипулятор женскими судьбами. Все его действия и поступки обусловлены исключительно тщеславием и самолюбием и приносят только страдания. Его сердце закрыто для настоящего, благородного, всепоглощающего чувства любви.
Роль героя в произведении
В произведениях русских писателей можно встретить немало образов, подобных Печорину. Все эти герои схожи двойственностью своих характеров, в которых соседствуют врожденные и приобретенные черты. Вероятно, это и старался показать М.Ю. Лермонтов, описывая Печорина. Героя можно рассматривать с разных позиций. Кому-то он неприятен, а есть и те, кто восхищается Печориным. Это во многом происходит из-за того, что автор, описывая этот образ, большое внимание уделял его внутренним противоречиям. Если бы Печорин смог направить свою энергию в правильное русло, он мог бы остаться в истории, как вершитель множества добрых дел.
В тридцатых годах девятнадцатого столетия, во времена разгула николаевской тирании молодежь не могла сполна использовать свой потенциал и найти место в этом мире. Целое поколение образованных молодых людей того времени было разочаровано жизнью, не видело впереди никаких целей, не знало, к чему приложить свои силы и таланты.
В этом смысле очень показательны слова самого Лермонтова, своеобразное обращение к читателям, написанное в предисловии к роману: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Развитие героя по мере сюжета
На протяжении романа личность Печорина не претерпевает каких-либо существенных изменений. От главы к главе читатель видит все того же эгоистичного и самовлюбленного, холодного молодого человека, лишь изредка позволяющего себе проявление человеческих эмоций. В повести «Бэла» автор показывает Печорина как пылкого и страстного влюбленного, идущего на риск с одной целью – завладеть покорившей его девушкой. Сначала герой и сам верит в то, что, наконец, нашел утешение в любви, которая навсегда избавит его от беспросветной скуки. Но после того как он достигает своей цели, ему снова становится нестерпимо скучно. Несмотря на то, что Бэла становится ему неинтересна, он из сострадания продолжает притворяться влюбленным. Однако девушка все понимает и осознает, что уже нелюбима. После ее смерти Печорин некоторое время искренне страдает, но затем снова становится самим собой.
В главе «Тамань» Печорин предстает в образе мечтателя, которого влечет все новое и неизведанное. На этой волне происходит его знакомство с очаровательной Ундиной – девушкой-контрабандисткой. Необычная красавица влечет к себе Печорина, она кажется ему пришелицей из другого мира, желанной и недосягаемой. Но жестокая реальность, когда он чуть не лишается жизни, возвращает его в обычное состояние скуки и разочарования.
В «Княжне Мери» Печорин предстает перед читателем в двух ипостасях. С одной стороны – это разумный человек, осознающий все последствия, которые может принести его поведение. С другой – олицетворение зла в облике человека, которым управляет вселившийся демон. Его нечестная игра по отношению к юной девушке становится для него еще одним приключением, а близкая цель еще больше раззадоривает его. Когда он добивается того, что Мери уже не мыслит без него своей жизни – он тихо удаляется со сцены.
Отношение автора к герою
В ходе повествования отношение автора к герою никак не озвучивается. По-видимому, Лермонтов делает это намеренно, предоставляя читателю самому выбрать позицию по отношению к Печорину и оставляя за собой право быть сторонним наблюдателем. Об этом свидетельствует его следующее высказывание: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? – Мой ответ – заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» – скажут они. – Не знаю…»
Прототипы
По свидетельству современников, Лермонтов служил в Нижегородском полку со своим родственником по линии матери – Алексеем Аркадьевичем Столыпиным. Некоторые исследователи творчества поэта сходятся во мнении, что именно черты этого человека нашли свое отражение в образе Печорина. Как основание этих предположений приводится некоторое сходство между Столыпиным и героем романа М.Ю. Лермонтова: «Алексей Аркадьевич принадлежал к высшему петербургскому обществу, был совершеннейшим красавцем-мужчиной. Он был одинаково хорош и в лихом ментике, и под барашковым кивером нижегородского драгуна, и в одеянии современного льва, каким был вполне, в самом лучшем значении этого слова».
Еще одним реальным прототипом мог стать Владимир Сергеевич Печерин – философ и поэт, последователь теории утопического социализма. Этот человек не нашел для себя места в русском обществе и в 1836 году был вынужден эмигрировать за границу.
Из литературных персонажей, ставших прообразом Печорина, первенство принадлежит Евгению Онегину. Сходство уже прослеживается, начиная с фамилий героев, которые даны им по названиям северных рек Онеги и Печоры. Они оба, хотя и по разным причинам, разочарованы в обществе с его вышесветскими нравами, и в жизни в целом. Оба покидают столицу: один из них едет в деревню, другой – на Кавказ. Кроме этого, их также сближает отношение к женщинам и любви, где они в итоге оказываются несостоятельными неудачниками.
Экранизации героя
В 1927 году на экраны вышел фильм-трилогия режиссера Владимира Барского «Княжна Мери», «Бэла», «Максим Максимыч». Роль Печорина досталась очень популярному в 20-30-е годы актеру Николаю Прозоровскому. В 1955 году режиссер Исидор Анненский представил на суд зрителей свое киновоплощение произведения М.Ю. Лермонтова «Княжна Мери». На роль Печорина был приглашен очень красивый советский актер Анатолий Вербицкий. Созданный им образ до сих пор считается хрестоматийным.
Григорий Печорин. Актер А. Вербицкий. Х/ф «Княжна Мери». 1955
В 1967 году была закончена работа над третьей экранизацией знаменитого романа. Она стала очередным успехом известного режиссера Станислава Ростоцкого. Фильм носил одноименное название с романом и состоял из двух частей. На главную роль Ростоцкий пригласил молодого талантливого актера Владимира Ивашова, которого зрители уже знали и успели полюбить за роль Алеши в фильме «Баллада о солдате». Фильм получился предельно приближенным к сюжету романа. Печорин в исполнении Ивашова предстал перед зрителем в образе романтического красавца, холодного и отстраненного. Именно Ивашову удалось наиболее полно прочувствовать своего героя и воплотить этот образ так, как его преподносит гениальный М.Ю. Лермонтов.
Очередная экранизация под названием «Страницы журнала Печорина» появилась в 1975 году. Этот фильм рассказывает об истории отношений Печорина и княжны Мери. Режиссер Анатолий Эфрос при выборе актера на главную роль отдал предпочтение популярному актеру Олегу Далю, который довольно неплохо справился с ролью, представив Печорина в виде некоего «монстрика». Хотя портретно актер совершенно не был похож на своего героя, этот образ ему вполне удался, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы.
Наконец, в 2006 году состоялась премьера сериала «Печорин. Герой нашего времени», восьмисерийной работы режиссера Александра Котта. Роль Григория Александровича Печорина досталась известному актеру Игорю Петренко. По отношению к этой версии Печорина до сих пор ведутся неумолкающие споры и зрителей, и кинокритиков. И те, и другие разделились на два лагеря. Сторонники актера считают созданный им образ лучшим за всю историю экранизаций романа. Противники придерживаются ровно противоположного мнения. Так или иначе, каждый остается при своем, ведь в спорах, вопреки цитате, не всегда рождается истина.