pcm spdif что выбрать
Pcm звук на телевизоре
Руководство по HD-звуку. Часть I
Введение
Когда речь идёт об аудио высокой чёткости (high definition), проигрываемого с плеера Blu-ray на компьютере, многие склонны думать, что наличие интерфейса HDMI на материнской плате или видеокарте автоматически позволяет воспроизводить на телевизоре и домашнем кинотеатре такие форматы аудио высокой чёткости, как Dolby Digital Plus, DTS-HD High Resolution, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Однако за исключением нескольких интересных возможностей, в большинстве случаев это совершенно не так. Даже относительно новые, оснащённые интерфейсом HDMI high-end материнские платы, видеокарты и звуковые карты могут не справиться с такими немалыми потоками звуковых данных самостоятельно. Всё, в конце концов, сводится к тому, какого типа входящий сигнал они могут принять и какой сигнал выдать.
В данном обзоре мы рассмотрим все форматы HD-аудио, их битрейт (поток) и требования по доставке на средство воспроизведения. Во второй части мы продолжим исследовать, как цифровые аудиопотоки могут (или не могут) обрабатываться в типичных компонентах ПК. После прочтения обеих статей, вы должны будете придти к глубокому пониманию того, почему так много пользователей систем домашних кинотеатров используют множество аналоговых кабелей (три для 5.1-канального звука и четыре для 7.1-канального звука) вместо HDMI для передачи многоканального звука туда, куда нужно. Мы расскажем также о некоторых альтернативных решениях, связанных с преобразованием цифрового сигнала в аналоговый в компьютере, а не в ресивере или предусилителе, часто такая опция является наиболее доступной для получения HD-звука оптимального качества. И, наконец, возможно, вы поймёте, почему стоит ещё немного подождать с покупкой плеера Blu-ray для системы домашнего кинотеатра; это позволит вам воспользоваться некоторыми новыми преимуществами, которые должны появиться до конца 2008 года, но пока ещё не совсем готовы (по крайней мере, не были готовы на момент написания данной статьи).
В первой части мы рассмотрим следующие пункты.
Во второй части мы рассмотрим программные кодеки ПК, чтобы узнать, с какими форматами они работают, а также типы интерфейсов, которые могут поддерживать оснащённые HDMI материнские платы, видеокарты и звуковые карты. А поскольку недавно стали доступны новые чипсеты и интерфейсы (или будут доступны относительно скоро), мы также объясним, как новое и грядущее аппаратное обеспечение может предоставить более простые решения для аудио высокой чёткости для ПК, которое на данный момент находится в плачевном состоянии.
Форматы аудио высокой чёткости (HD-аудио)
На диски Blu-ray могут быть записаны звуковые дорожки к фильмам в одном из следующих форматов.
Прежде чем мы перейдём к детальному рассмотрению вышеперечисленных форматов, заметим, что технологии Dolby возникли в компании Dolby Laboratories известного поставщика профессиональных, полупрофессиональных и потребительских технологий шумоподавления и многоканального пространственного звучания. Формат DTS (называемый также Digital Theater Systems) в свою очередь произошёл от DTS, Inc. — тоже хорошо известного поставщика технологий цифрового звука, конкурирующего с технологиями Dolby Labs.
PCM (Linear PCM или LPCM)
PCM расшифровывается как импульсно-кодовая модуляция (pulse code modulation) и обеспечивает цифровое представление аналогового сигнала, который дискретизируется (оцифровывается) через равные промежутки времени (с заданной в герцах частотой) и представляется в двоичном виде (с заданной точностью — разрядностью в битах). Помимо использования PCM для цифрового звука в компьютере и на аудио компакт-дисках, данный формат применяется также в некоторых цифровых телефонных системах и в ряде форматов цифрового видео. В формате PCM значения амплитуды звука представлены с помощью разного числа битов (разрядности); звуковая дорожка, как правило, оцифровывается с разрядностью от 12 до 24 бит, но чаще всего при студийном кодировании PCM-аудио для записи на диски Blu-ray используются 16 бит.
Звуковая дорожка в формате PCM может быть точной копией студийного оригинала, закодированного на диск без сжатия, если её битовая глубина такая же, как у оригинала. Если битовая глубина уменьшена (как часто случается в целях экономии пространства, выделенного под хранение звукового сопровождения на диске), то это может привести к понижающей дискретизации: например, использовании 16 бит вместо 24 бит. С технической точки зрения, понижающая дискретизация (downsampling) — это не то же самое, что сжатие, хотя точность полученного при этом звука снижается.
Руководство по HD-звуку. Часть I
Введение
Когда речь идёт об аудио высокой чёткости (high definition), проигрываемого с плеера Blu-ray на компьютере, многие склонны думать, что наличие интерфейса HDMI на материнской плате или видеокарте автоматически позволяет воспроизводить на телевизоре и домашнем кинотеатре такие форматы аудио высокой чёткости, как Dolby Digital Plus, DTS-HD High Resolution, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Однако за исключением нескольких интересных возможностей, в большинстве случаев это совершенно не так. Даже относительно новые, оснащённые интерфейсом HDMI high-end материнские платы, видеокарты и звуковые карты могут не справиться с такими немалыми потоками звуковых данных самостоятельно. Всё, в конце концов, сводится к тому, какого типа входящий сигнал они могут принять и какой сигнал выдать.
В данном обзоре мы рассмотрим все форматы HD-аудио, их битрейт (поток) и требования по доставке на средство воспроизведения. Во второй части мы продолжим исследовать, как цифровые аудиопотоки могут (или не могут) обрабатываться в типичных компонентах ПК. После прочтения обеих статей, вы должны будете придти к глубокому пониманию того, почему так много пользователей систем домашних кинотеатров используют множество аналоговых кабелей (три для 5.1-канального звука и четыре для 7.1-канального звука) вместо HDMI для передачи многоканального звука туда, куда нужно. Мы расскажем также о некоторых альтернативных решениях, связанных с преобразованием цифрового сигнала в аналоговый в компьютере, а не в ресивере или предусилителе, часто такая опция является наиболее доступной для получения HD-звука оптимального качества. И, наконец, возможно, вы поймёте, почему стоит ещё немного подождать с покупкой плеера Blu-ray для системы домашнего кинотеатра; это позволит вам воспользоваться некоторыми новыми преимуществами, которые должны появиться до конца 2008 года, но пока ещё не совсем готовы (по крайней мере, не были готовы на момент написания данной статьи).
В первой части мы рассмотрим следующие пункты.
Во второй части мы рассмотрим программные кодеки ПК, чтобы узнать, с какими форматами они работают, а также типы интерфейсов, которые могут поддерживать оснащённые HDMI материнские платы, видеокарты и звуковые карты. А поскольку недавно стали доступны новые чипсеты и интерфейсы (или будут доступны относительно скоро), мы также объясним, как новое и грядущее аппаратное обеспечение может предоставить более простые решения для аудио высокой чёткости для ПК, которое на данный момент находится в плачевном состоянии.
Форматы аудио высокой чёткости (HD-аудио)
На диски Blu-ray могут быть записаны звуковые дорожки к фильмам в одном из следующих форматов.
Прежде чем мы перейдём к детальному рассмотрению вышеперечисленных форматов, заметим, что технологии Dolby возникли в компании Dolby Laboratories известного поставщика профессиональных, полупрофессиональных и потребительских технологий шумоподавления и многоканального пространственного звучания. Формат DTS (называемый также Digital Theater Systems) в свою очередь произошёл от DTS, Inc. — тоже хорошо известного поставщика технологий цифрового звука, конкурирующего с технологиями Dolby Labs.
PCM (Linear PCM или LPCM)
PCM расшифровывается как импульсно-кодовая модуляция (pulse code modulation) и обеспечивает цифровое представление аналогового сигнала, который дискретизируется (оцифровывается) через равные промежутки времени (с заданной в герцах частотой) и представляется в двоичном виде (с заданной точностью — разрядностью в битах). Помимо использования PCM для цифрового звука в компьютере и на аудио компакт-дисках, данный формат применяется также в некоторых цифровых телефонных системах и в ряде форматов цифрового видео. В формате PCM значения амплитуды звука представлены с помощью разного числа битов (разрядности); звуковая дорожка, как правило, оцифровывается с разрядностью от 12 до 24 бит, но чаще всего при студийном кодировании PCM-аудио для записи на диски Blu-ray используются 16 бит.
Звуковая дорожка в формате PCM может быть точной копией студийного оригинала, закодированного на диск без сжатия, если её битовая глубина такая же, как у оригинала. Если битовая глубина уменьшена (как часто случается в целях экономии пространства, выделенного под хранение звукового сопровождения на диске), то это может привести к понижающей дискретизации: например, использовании 16 бит вместо 24 бит. С технической точки зрения, понижающая дискретизация (downsampling) — это не то же самое, что сжатие, хотя точность полученного при этом звука снижается.
Делитесь своим опытом!
Присоединяйтесь и станьте частью нашего Сообщества!
Помогите с выводом звука с ТВ на аудио систему
Ситуация такая имеется ТВ(KDL-65s995a) блю-рей плеер(BDP-S470) и аудио система(CMT-DH70SWR)
+ два HDMI кабеля и оптический. Не выводится звук с тв на аудио-систему. При просмотре блюрей плеера звук выходит на аудио и все хорошо, а вот при просмотре тв, он видит систему, но звук не выводит. Помогите пожалуйста, как подключить, как настроить.
. Ситуация такая имеется ТВ(KDL-65s995a) блю-рей плеер(BDP-S470) и аудио система(CMT-DH70SWR)
Добро пожаловать на форум,
. а перечень всех входов ограничен следующим:
— TV/VIDEO AUDIO IN,
— AUDIO IN,
— MIC.
Успехов :smileygood_luck:, и рассказывайте.
«Правильная постановка задачи важнее даже, чем её решение. » (Альберт Эйнштейн)
Ydochkin написано:
Подключал тв к hi-fi с помощью hdmi + оптика. Звук не выводился
. повторюсь, конечно, но Вы попутали входы с выходами у CMT-DH70SWR
Поясняющие детали те же, что и в посте выше:
Для Ваших задач надо использовать разъемы CMT-DH70SWR :
— TV/VIDEO AUDIO IN,
— AUDIO IN.
«Правильная постановка задачи важнее даже, чем её решение. » (Альберт Эйнштейн)
Вы вначале написали, что при просмотре DB подключенного к ТВ через HDMI, звук с оптического аудиовыхода ТВ выходит на микросистему. а при просмотре ТВ звука через аудиовыход на микросистеме нет.
Сначала проверьте следующие установки ( ТВ аналогичный Вашему):
и в конце уточните ТВ смотрите аналоговое или цифровое?
Ydochkin написано:
Подключаю через audio in
Но звука по прежнему нету
Все получится :smileyhappy:, при соединении ТВ ( AUDIO OUT / ) > ( AUDIO IN ) AC :
1. просто выберите нужный источник для аудиосистемы (АС) путем многократного нажатия:
кн. FUNCTION > (TUNER FM/AM) > (AUDIO IN) > (TV/VIDEO AUDIO IN)
2. для ТВ BRAVIA оперативно переключитесь:
кн. OPTIONS > Динамик > Динамик ТВ / Аудиосистема
Успехов :smileygood_luck:, и рассказывайте.
В Вашей модели ТВ разъем ( AUDIO OUT / ) используется для подключения аудиокабеля (или наушников), чтобы звук с телевизора можно было слушать через стереосистему (или наушники).
Чтобы установить вывод звука через наушники или внешнюю аудиосистему (АС), нажмите кнопку HOME и выберите [ Установки ] → [ Звук ] → [ Наушники/Линейный выход звука ].
При установке значения [ Линейный выход звука ] в разделе [ Наушники/Линейный выход звука ] выберите [ Постоянный ] или [ Регулируемый ], нажмите HOME и выберите [ Установки ] → [ Звук ] → [ Линейный выход звука ].
— кн. HOME > Установки > Звук > Связь наушников с динам. > Вкл. / Выкл.
— кн. HOME > Установки > Звук > Наушники / Линейный выход звука.
«Правильная постановка задачи важнее даже, чем её решение. » (Альберт Эйнштейн)
Цифровые аудиоинтерфейсы S/PDIF: что это такое, как работает и зачем нужно
Содержание
Содержание
Аудиозапись на компакт-дисках и сам компакт-диск в начале 80-х представили Philips и Sony. Они же разработали и запатентовали цифровой интерфейс для передачи данных: Sony-Philips Digital Interconnection Format — S/PDIF. В этом материале разбираемся, что это такое и зачем это нужно.
Первоначально S/PDIF был создан для передачи с компакт-диска двухканального звука в цифровом формате. Интерфейс разрабатывали как упрощенный вариант более продвинутого профессионального стандарта AES/EBU. Нужно было заменить массивные XLR-разъемы более привычными, бюджетными и понятными потребителю бытовыми коннекторами, и при этом дать возможность получать с компакт-диска «сырой» цифровой сигнал, без дополнительных преобразований.
Что и как передается по S/PDIF?
Чтобы гарантировать правильную передачу стереозвука с компакт-диска, достаточно было обеспечить скорость 150 Кбайт/с, но разработчики подстраховались и заложили запас по пропускной способности. S/PDIF может передавать не только несжатый стереосигнал с компакт-диска, но и многоканальный звук в формате 5.1 или 7.1 с использованием сжатия. А также некоторое количество дополнительной служебной информации вроде номера дорожки, флага о допустимости копирования, о наличии сжатия, о количестве каналов. Общий поток информации может теоретически достигать 1,536 Мбит/с. Всего-то полтора мегабита в секунду — по современным меркам это смешная цифра.
Еще забавнее изучить протокол изнутри: передача стереозвука была реализована импульсно-кодовой модуляцией PCM. Данные передавались пакетами по 32 бита в каждом, из которых 24 передавали данные, а 8 — служебную информацию. Если данных было меньше (некоторые компакты были записаны в 16 бит), то остаток пакета забивался нулями. Не очень рационально, зато эффективно — транслируемый сигнал тактировался через служебные биты, поэтому мог иметь самую разную частоту дискретизации. И хотя протокол аппаратно поддерживал только передачу стереопотока PCM с конкретными значениями частот дискретизации (32, 44.1 или 48 кГц), в него умудрились впихнуть многоканальность.
DVD-носители аудио и видео используют многоканальный звук формата 5.1 или 7.1, который вполне успешно сжимается по стандарту Dolby и DTS, и передается сквозь изначально стереофонический S/PDIF. Да настолько хорошо сжимается, что битность получается даже ниже, чем 16 бит. Недостающие биты опять же забиваются нулями.
Аппаратная реализация SPDIF-подключения
Наибольшую популярность SPDIF получил в форме электрического кабельного подключения через разъем RCA. Он же «тюльпанчик» или «колокольчик». Если дальность передачи не превышает полуметра, то для подключения можно использовать самый обычный и первый попавшийся кабель RCA-RCA —точно такой же, каким подключалось большинство видеомагнитофонов к телевизору. Но гораздо правильнее подключать SPDIF специальным кабелем с сопротивлением 75 Ом. Его часто называют коаксиальным, вероятно, чтобы подчеркнуть специализированное назначение.
На самом деле, все аудио-видео кабели RCA являются коаксиальными, то есть соосными. В них по центру идет сигнальный провод в изоляции, обернутый в экранный провод. Специальные кабели для подключения SPDIF, те самые на 75 Ом, устроены также. Телевизионный антенный или спутниковый кабель тоже коаксиальный. И разъемы все эти, по большому счету, тоже соосные. Но именно разъем SPDIF почему-то часто маркируют как «coaxial» или «coax».
Если дистанция передачи меньше полуметра, то SPDIF можно коммутировать хоть телефонной «лапшой» — будет работать. Да и в пределах 1.5-2 метров можно обойтись обычным, но качественным RCA-кабелем. А вот дальше потребуется тот самый волшебный коаксиальный кабель на 75 Ом.
Вторая популярная реализация SPDIF —подключение оптоволоконным кабелем и передача сигнала лазерным лучом. Выходы обычно маркируются как OpticalOut или TOSLINK—сокращение от ToshibaLink. Разъемы имеют квадратную форму и закрыты либо вставными заглушками, либо откидными шторками. В портативной электронике встречается модификация MiniTOSLINK в форм-факторе миниджека: в такой разъем можно подключать как обычные наушники, так и оптический кабель.
Кабель (волновод, если точнее) для оптического подключения SPDIF очень легко переломить. Поэтому их часто выпускают с дополнительной защитой, которая ограничивает изгиб, но увеличивает толщину кабеля. Прямой разницы в качестве и дальности передачи звука между толстым и тонким оптическим кабелем нет — первый просто лучше защищен от физического воздействия извне.
Еще бывает S/PDIF в формате Pin header — самая непопулярная реализация для «внутреннего» использования. Это штыревой разъем на материнских платах, аудиокартах, CD-приводах. Нужен для внутреннего подключения или вывода с материнской платы разъема RCA на заднюю панель компьютера. Дальность действия — сантиметров 30, не больше. Разъем обычно двухконтактный для коаксиального подключения и трехконтактный для комбинированного оптического. Лучше свериться с документацией и использовать любой подходящий кабель небольшой длины.
Какой SPDIF лучше: коаксиальный или оптический
Информация передается одинаковая, при любом типе подключения. С этой точки зрения нет никакой разницы, как именно передавать S/PDIF — по электрике или по оптике. Электрическое соединение доступнее: найти лишний кабель RCA-RCA в бытовых запасах обычно проще, чем оптоволокно. С другой стороны, оптическое подключение TOSLINK меньше подвержено помехам и электрическим наводкам, поэтому может использоваться совместно с кучей прочей электрики, например, в автомобиле.
Оптоволокно более хрупкое, при укладке резкими углами и поворотами уместнее проложить коаксиальный кабель. Сматывать и хранить оптоволокно нужно широкой петлей, без перегибов.
По дальности действия победителя тоже нет — максимальная дистанция передачи заявлена в 10 метров для обоих вариантов подключения, а «оверклокеров», которые бы решили побить этот рекорд, не очень много. Хотя на дистанции от пяти метров выигрывает оптика — лазерный луч, в отличие от электросигнала, не затухает.
Эпохи массового применения SPDIF
Первый пик популярности цифрового интерфейса многие пользователи могли и не заметить – это был специальный двухконтактный разъем на задней панели компьютерного CD-привода, через который он подключался к звуковой карте. Звук можно было выводить и через четырехконтактный аналоговый разъем, но в те времена цифро-аналоговый преобразователь в звуковой карте обычно был качественнее, чем в приводе.
Популярность первого пришествия интерфейса S/PDIF сошла на нет в ходе естественного развития компьютерной техники. Когда компьютеры стали достаточно быстры, чтобы обрабатывать цифровой поток аудио в реальном времени, необходимость в отдельном кабельном подключении исчезла — вся информация передавалась по штатному шлейфу IDE. Цифровой выход убрали с задней панели CD-приводов одновременно с кнопкой переключения дорожек, миниджеком и регулировкой громкости на лицевой панели дисковода. Это был конец 90-х.
Второй пик популярности пришелся на первые домашние кинотеатры с многоканальным звуком, еще до появления HDMI. Бытовые DVD-проигрыватели обычно предлагали два варианта вывода звука: либо стереозвук двумя «тюльпанами», либо многоканальный одним разъемом – оптическим или коаксиальным. Разумеется, для подключения был нужен AV-ресивер, который не только умел принимать многоканальный звук по S/PDIF, но и выступал в качестве усилителя. Он же был центром подключений всех источников видео и аудио.
Третий пик мы можем наблюдать сегодня, когда центральным устройством воспроизведения и ядром всей медиасистемы все чаще становится телевизор. Подключить в него можно что угодно, а вот звуковые способности тонкого корпуса невелики, да и для вывода звука предусмотрен только коаксиальный (реже оптический) S/P-DIF. И чтобы подключить к телевизору акустику помощнее, потребуется цифро-аналоговый преобразователь, который сделает из коаксиальной или оптической «цифры» парочку аналоговых «тюльпанов».
И в такой схеме, когда от телевизора до ЦАПа всего несколько сантиметров, нужен не специализированный коаксиальный кабель с точным сопротивлением, а самый обычный бытовой «тюльпан-тюльпан».
Будущее S/PDIF
Несмотря на долгую и непростую историю интерфейса, перспектив у него практически нет: с невысокой скоростью и дальностью передачи данных он вчистую проигрывает современным комбинированным способам передачи звука и видео, пропускная способность которых выражается в десятках гигабит в секунду — HDMI и DisplayPort.
Разъем SPDIF сегодня чаще используется для совместимости с предыдущими поколениями техники, чтобы подключать DVD-проигрыватель, видеомагнитофон, аналоговую акустическую систему и т. д. Вот несколько ключевых особенностей, которые нужно помнить при использовании SPDIF:
Руководство по HD-звуку
Руководство по HD-звуку. Часть I
Введение
Когда речь идёт об аудио высокой чёткости (high definition), проигрываемого с плеера Blu-ray на компьютере, многие склонны думать, что наличие интерфейса HDMI на материнской плате или видеокарте автоматически позволяет воспроизводить на телевизоре и домашнем кинотеатре такие форматы аудио высокой чёткости, как Dolby Digital Plus, DTS-HD High Resolution, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Однако за исключением нескольких интересных возможностей, в большинстве случаев это совершенно не так. Даже относительно новые, оснащённые интерфейсом HDMI high-end материнские платы, видеокарты и звуковые карты могут не справиться с такими немалыми потоками звуковых данных самостоятельно. Всё, в конце концов, сводится к тому, какого типа входящий сигнал они могут принять и какой сигнал выдать.
В данном обзоре мы рассмотрим все форматы HD-аудио, их битрейт (поток) и требования по доставке на средство воспроизведения. Во второй части мы продолжим исследовать, как цифровые аудиопотоки могут (или не могут) обрабатываться в типичных компонентах ПК. После прочтения обеих статей, вы должны будете придти к глубокому пониманию того, почему так много пользователей систем домашних кинотеатров используют множество аналоговых кабелей (три для 5.1-канального звука и четыре для 7.1-канального звука) вместо HDMI для передачи многоканального звука туда, куда нужно. Мы расскажем также о некоторых альтернативных решениях, связанных с преобразованием цифрового сигнала в аналоговый в компьютере, а не в ресивере или предусилителе, часто такая опция является наиболее доступной для получения HD-звука оптимального качества. И, наконец, возможно, вы поймёте, почему стоит ещё немного подождать с покупкой плеера Blu-ray для системы домашнего кинотеатра; это позволит вам воспользоваться некоторыми новыми преимуществами, которые должны появиться до конца 2008 года, но пока ещё не совсем готовы (по крайней мере, не были готовы на момент написания данной статьи).
В первой части мы рассмотрим следующие пункты.
Во второй части мы рассмотрим программные кодеки ПК, чтобы узнать, с какими форматами они работают, а также типы интерфейсов, которые могут поддерживать оснащённые HDMI материнские платы, видеокарты и звуковые карты. А поскольку недавно стали доступны новые чипсеты и интерфейсы (или будут доступны относительно скоро), мы также объясним, как новое и грядущее аппаратное обеспечение может предоставить более простые решения для аудио высокой чёткости для ПК, которое на данный момент находится в плачевном состоянии.
Форматы аудио высокой чёткости (HD-аудио)
На диски Blu-ray могут быть записаны звуковые дорожки к фильмам в одном из следующих форматов.
PCM (Linear PCM или LPCM)
В таблице в конце нашей статьи представлена информация по аудио-форматам Blu-ray: звуковые схемы (количество каналов), поддержка SPDIF и HDMI для формата PCM. Хорошая новость по поводу формата PCM заключается в том, что если ваш компьютер может вывести эти данные через HDMI на ваш ресивер, а последний поддерживает потоки данных в формате PCM, то, вероятно, вы сможете декодировать звук HD-аудио 5.1 или 7.1 на компьютере и вывести его на домашний кинотеатр в PCM без потери качества. Для PCM или LPCM подойдёт любой тип HDMI-интерфейса: от HDMI 1.0 вплоть до HDMI 1.3a.
Dolby Digital
Все плееры Blu-ray должны поддерживать передачу Dolby Digital на внешний декодер (bitstream). Когда плееры не могут выдать звуковую дорожку Dolby с высоким потоком, они всегда скатываются к звуку, который называется Dolby Digital core. Дело в том, что в данной версии 5.1 Dolby Digital более высокий поток представлен в виде так называемых расширений, которые ресивер может как правильно декодировать, так и нет. Если расширения будут декодированы некорректно, вы всё ещё получите сжатое аудио (bitstream) в формате Dolby Digital 5.1 с максимальным потоком 640 кбит/с.
Характеристика дорожки Dolby Digital для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.
В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата Dolby Digital.
В изначальной спецификации DVD 1997 года не было упоминаний о DTS, поэтому старые DVD-плееры не распознают звуковые дорожки в формате DTS. Все современные DVD-плееры могут внутренне декодировать поток DTS или выводить его на внешний декодер по какому-либо цифровому каналу, однако поток при этом часто снижается до 768 кбит/с. Как и в случае с Dolby Digital, варианты DTS с более высоким потоком построены на DTS core с максимальным потоком 1,5 Мбит/с, так что если расширения декодировать не получится, то базовый звук в формате DTS всё равно будет доступным для обработки или передачи. Если на диске Blu-ray присутствует любая звуковая дорожка DTS, вы можете рассчитывать на базовый уровень звука DTS от плеера Blu-ray.
Характеристика дорожки DTS для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.
В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DTS.
Dolby Digital Plus
Только на очень немногих фильмах Blu-ray указано наличие звуковой дорожки DD+, и PowerSquid не даёт такого списка. На самом деле, среди фильмов с заявленной поддержкой DD+ нам удалось найти только несколько, записанных на HD-DVD: A View From Space With Heavenly Music, «Сорвавшийся с цепи/Unleashed» и т.д. Характеристика дорожки DD+ для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.
В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DD+.
DTS-HD High Resolution
Являясь альтернативой DD+, формат DTS-HD High Resolution (часто называемый просто DTS-HD HR) представляет собой модернизацию простого DTS (как DD+ по отношению к Dolby Digital), обладая более высоким потоком и улучшенными характеристиками сжатия. Как и в случае с Dolby Digital и DD+, DTS-HD HR кодируется в виде расширений к данным DTS core. Точно так же формат DTS-HD HR опционален для плееров Blu-ray, поэтому многие плееры извлекают только поток DTS на 1,5 Мбит/с и игнорируют расширения. Как и в случае с DD+, изучение HD-треков на коммерческих дисках Blu-ray показало, что студии отказались от обоих этих форматов в пользу оригинального core-формата плюс несжатых версий с высоким потоком: Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Очевидно, что они руководствуются поддержкой максимально возможной чёткости на встроенной дорожке 5.1, чтобы оборудование, которое поддерживает несжатый звук, принимало эти потоки, а для другого оборудования предлагать сжатые core-форматы (Dolby Digital и DTS).
Опять же, нам не удалось найти диски Blu-ray с кодированием DTS-HD HR. Хотя некоторые иностранные фильмы HD-DVD от Warner Brothers указывают поддержку данного формата, в обзорах этих дисков говорится, что версии Blu-ray, поддерживающие Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio, обеспечивают гораздо более превосходное качество звука по сравнению с аналогами HD-DVD (например, Ghost Rider). Характеристика дорожки DTS-HD HR в фильмах выглядит следующим образом.
В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DTS-HD High Resolution. Интересно, что несмотря на полное отсутствие фильмов в формате DTS-HD на дисках Blu-ray, многие плееры (включая модели от Panasonic, Onkyo и Samsung) поддерживают DTS-HD, хотя мы не нашли упоминаний о поддержке этого формата Sony, кроме как через обновление прошивки для PS3.
Dolby TrueHD
Dolby TrueHD является одним из первых двух форматов несжатого звука (сжатого без потерь), доступных только для оптических HD-плееров. Несмотря на то, что кодек Dolby TrueHD является опциональным, данный формат широко поддерживается плеерами и дисками Blu-ray (гораздо больше, чем DD+, который часто отсутствует на дисках Blu-ray). Dolby TrueHD использует алгоритм сжатия без потерь Meridian Lossless Packing (MLP). Цифровой поток Dolby TrueHD может вмещать до 14 отдельных звуковых каналов, но на практике работает с 6 (5.1) или 8 (7.1) каналами. Стандарт Dolby TrueHD поддерживает разрядность до 24 бит и частоту дискретизации до 192 кГц (для максимального несжатого потока 63 Мбит/с!), но для Blu-ray на текущий момент доступно максимум 8 каналов с 24 бит и 96 кГц (или, в качестве альтернативы, 6 каналов с 24 бит и 192 кГц) для максимального сжатого потока 18 Мбит/с. Поиск доступных фильмов в формате Dolby TrueHD на дисках Blu-ray показал, что на сегодняшний день можно получить только половину: 6 каналов с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бит (что соответствует несжатому потоку 13,5 Мбит/с и сжатому 9 Мбит/с, например, на дисках с концертами группы Dave Matthews and Tim Reynolds, получивших отличные баллы за качество на сайте Cinema Squid).
В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата Dolby TrueHD.
DTS-HD Master Audio
В соответствии с самой спецификацией DTS-HD, данный формат может включать произвольное количество каналов. Хотя если посмотреть на информацию примерно 700 доступных на данный момент дисков Blu-ray с сопровождением в формате DTS-HD MA, то вы увидите, что большинство обладает 6 (5.1) каналами с частотой дискретизации 48 кГц и разрядностью 24 бит. Вы также найдёте достаточное количество 7.1-канальных дорожек и несколько дисков Blu-ray с 6.1 (и даже 5.0) каналами, где максимальная частота дискретизации составляет 96 кГц для многоканального звука. Максимальный поток для доступных дисков Blu-ray составляет 13,5 Мбит/с (например, фильм «Я легенда/I Am Legend», получивший отличные баллы за качество звука от Blu-ray.com, DVDTown.com и Hi-Def Digest).
Характеристика дорожки DTS-HT Master Audio для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.
В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DTS-HD Master Audio.
Сводная таблица звуковых схем для Blu-ray
Таблица, приведённая ниже, является сводной по форматам PCM/LPCM, Dolby Digital, DTS, Dolby Digital Plus, DTS-HD High Resolution, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. В ней также представлена информация о том, может ли SPDIF-кабель обеспечить тот поток, который требуется после декодирования (при максимальных и обычных значениях), а также версии HDMI, которые необходимы передачи для того или иного формата без декодирования (bitstream).
Хорошая новость заключается в том, что если вам удастся каким-то образом сконфигурировать свой ПК так, чтобы вы могли делать следующее, то вы сможете слушать многоканальный объёмный звук высокого разрешения со своего развлекательного центра, даже если ваш ПК (и другие компоненты) не поддерживают HDMI 1.3a.
Передача многоканального звука на аудио-ресивер
Если у компьютера есть соответствующий программный кодек, он может преобразовывать любой (почти все) из упомянутых форматов Dolby и DTS в сигнал PCM и передавать его в этом формате. Это означает, что ресивер (или предусилитель/препроцессор, который более серьёзные аудиофилы подключают к усилителям) должен выполнить цифро-аналоговое преобразование, а затем усилить сигналы для вывода на колонки. Для этого могут понадобиться от двух колонок для обычного стерео до восьми и более колонок для 7.1-канальных систем. Типичная 7.1-канальная система состоит из центральной колонки, LFE-колонки (канал низкочастотных эффектов, который обеспечивает один или более сабвуферов и добавляет «.1» к обозначениям 5.1 и 7.1), плюс из правой и левой передних и тыловых колонок (5.1), а также правой и левой боковых колонок объёмного звучания (7.1).
Если для вывода аудио с ПК на ресивер используются аналоговые разъёмы, ПК должен сначала декодировать данные в формате Dolby или DTS, а затем преобразовать их из цифрового в аналоговый сигнал, который затем передаётся по трём (5.1) или четырём (7.1) кабелям на ресивер для усиления и вывода на колонки. Эти кабели, как правило, организованы как центральный плюс LFE (два канала), правый и левый передний, правый и левый тыловой, а также правый и левый для объёмного звучания (только для 7.1).
Заключение: если LPCM не будет работать, то мы останемся с Dolby Digital и DTS
Во второй части статьи мы рассмотрим аппаратные и программные компоненты ПК, которые вовлечены в работу со звуковыми потоками высокой чёткости на дисках Blu-ray. Если только у вас нет в распоряжении самого новейшего «железа», то вы, вероятно, не сможете воспользоваться HDMI 1.3a для передачи этих форматов напрямую (bitstream) для внешнего декодирования. Но если ваш ПК может преобразовать один из этих форматов в LPCM, или на диске Blu-ray есть звуковая дорожка в формате LPCM, и вы сможете вывести этот LPCM-поток через HDMI на свой ресивер или предусилитель/препроцессор, то всё у вас будет в порядке. В противном случае, единственным способом вывести многоканальный HD-звук (5.1 и выше) с компьютера на ресивер будет декодирование цифрового аудио в его аналоговый эквивалент в самом компьютере, а затем потребуется использовать три (5.1) или четыре (7.1) аналоговых кабеля, чтобы направить этот звуковой сигнал на ресивер или предусилитель/препроцессор. Подробности читайте в следующей части нашей статьи!
Руководство по HD-звуку. Часть II
Введение
Для воспроизведения диска Blu-ray на компьютере требуется несколько компонентов. Кроме того, когда дело доходит до передачи потока звуковых данных с компьютера на другое устройство воспроизведения, такое как high-end ресивер или предусилитель, могут возникнуть интересные проблемы. В этой части нашей статьи мы сначала рассмотрим компоненты, вовлечённые в процесс воспроизведения диска Blu-ray на ПК, а затем обратим внимание на то, как звуковой поток может выйти из компьютера, и какие при этом могут проявиться потенциальные проблемы.
Воспроизведение дисков в формате Blu-ray
Прежде всего, компьютер должен быть оснащён внутренним приводом Blu-ray. Мы не берём в расчёт различные методы подключения игровой приставки Sony PlayStation 3 с плеером Blu-ray в основном потому, что она может обеспечить более надёжную передачу аудио высокой чёткости прямо на ресивер без соединения с компьютером. Обратите внимание, что плееры Blu-ray, подключаемые через USB 2.0, тоже допустимы, поскольку пропускная способность этого интерфейса составляет 480 Мбит/с и может справиться с типичной пропускной способностью дисков Blu-ray, доступной на сегодняшний день (это максимум 45 Мбайт/с или 360 Мбит/с, хотя на сайте Blu-ray.com в пункте 1.7 раздела часто задаваемых вопросов указана максимально возможная для данной технологии скорость передачи в 400 Мбит/с).
Компьютерные приводы и декодеры Blu-ray
Таблица 1: приводы Blu-ray | |||
Производитель | Модель | Цена | Характеристики |
Asus | BC-1205PT | $167 | Интерфейс SATA, лоток, поддержка DVD и CD, 5x Blu-ray |
LG | GGC-H20L | $164 | Интерфейс SATA, лоток, поддержка DVD, CD и HD DVD, 6x Blu-ray |
LG | GGW-H20L | $300 | Интерфейс SATA, лоток, поддержка DVD, CD и HD DVD, 6x Blu-ray, пишущий Blu-ray |
LITE-ON | DH-401S-08 | $140 | Интерфейс SATA, лоток, поддержка CD и DVD, 4x Blu-ray |
LITE-ON | DH-401S-11 | $130 | Интерфейс SATA, лоток, поддержка CD и DVD, 1x Blu-ray |
LITE-ON | DX-401S-06 | $200 | External Drive, USB 2.0, поддержка CD и DVD, 4x Blu-ray |
Pioneer | BDC-2202B | $188 | Интерфейс SATA, лоток, поддержка CD и DVD, 5x Blu-ray |
Sony | BD-UX10S | $190 | Интерфейс SATA, лоток, поддержка CD и DVD, 2x Blu-ray |
Sony NEC | BC-5500A | $350 | Тонкая модель E-IDE/ATAPI для ноутбуков, поддержка CD и DVD, 2x Blu-ray |
Sony NEC | BC-5500A-01 | $339 | Тонкая модель E-IDE/ATAPI для ноутбуков, поддержка CD и DVD, 2x Blu-ray |
Sony NEC | BWU200S | $591 | Интерфейс SATA, лоток, поддержка CD и DVD, 4x Blu-ray, пишущий Blu-ray |
Примечание: в таблице указаны цены для международного рынка. Цены в России проверяйте по price.ru, например.
На момент написания данной статьи нам удалось найти три основных коммерческих продукта, способных работать с дисками Blu-ray, декодируя их аудио- и видеоконтент (см. таблицу 2). У нас не было возможности подробно сравнить эти программные плееры, поэтому сосредоточимся только на том, что любой из них позволяет воспроизводить диски Blu-ray и декодировать любой содержащийся на них формат аудио высокого разрешения, хотя конечный результат будет также зависеть от дальнейшего пути следования звукового потока.
Производители программных плееров отличаются своими возможностями в этом плане, и несколько игроков не вошли в наш список из-за того, что их продукты вышли позднее или загадочным образом оказались недоступны (особенно это касается Nero и Roxio). Из всех указанных в нашем списке программных плееров наилучший результат мы получили с относительно новым ArcSoft Total Media Theatre, который лучше всех выполнил свою работу по предоставлению нужных форматов на выходе.
Коммерческие плееры/декодеры дисков Blu-Ray и версии HDMI
Таблица 2: программные плееры/декодеры для дисков Blu-ray | |||
Производитель | Модель | Цена | Примечания |
Arcsoft | Total Media Theatre | $90 | Сертифицирована для DTS и Dolby, работает со всеми форматами HD-звука |
Corel | WinDVD 9 Plus Blu-ray | $100 | Работает со всеми форматами HD-звука |
CyberLink | PowerDVD 8 Ultra | $100 | Работает со всеми форматами HD-звука |
В первой части нашей статьи мы говорили о том, что единственным способом передачи закодированного HD-потока Dolby и DTS напрямую (bitstream) с компьютера на ресивер или предусилитель/препроцессор является соединение HDMI 1.3. Чтобы эта схема работала, ваш компьютер должен уметь передавать звуковой поток через интерфейс HDMI 1.3, и устройство (то есть ресивер или предусилитель/препроцессор), на которое поступает этот сигнал, должно поддерживать такую же версию HDMI.
Защищённые пути прохождения аудио и видео с плеера на дисплей
При прохождении зашифрованного аудио и видео высокого разрешения от плеера до дисплея, все участки на пути прохождения сигнала между источником (плеер Blu-ray) и пунктом назначения (по всей видимости, какой-то телевизор 1080p HDTV или его эквивалент, например, HD-проектор) должны быть защищены. Чтобы в какой-то степени помочь этому процессу со стороны аудио-данных, компания Microsoft разработала спецификацию для драйверов Protected Audio Path (PAP) вовлечённых в эту цепочку компонентов: плееров, материнских плат, видеокарт, звуковых карт и т.д.
Представляем вам схему этого процесса, взятую из опубликованного 16 февраля 2007 года блога Мэтта Райта (Matt Wright) с сайта MissingRemote.com. Идём по пунктам, отвечая на вопрос: «Как плеер Blu-ray подключен к дисплею?».
Вспомним, что такое HDMI
Ниже приведена краткая информация о версиях HDMI.
Есть также версии HDMI 1.2a и 1.3a, однако они не добавили ничего существенного, поэтому мы их здесь не рассматриваем. Запланированная на будущее двухканальная версия HDMI (ещё не разработана) должна будет увеличить общую пропускную способность более чем до 20 Гбайт. Это объясняет, почему в спецификациях есть поддержка более высокого разрешения (больше текущего максимума 1920 x 1080), а также до 16 каналов звука на 192 кГц каждый.
High-Bandwidth Digital Copy Protection (HDCP)
HDCP расшифровывается как High-bandwidth Digital Content Protection и представляет собой технологию защиты цифрового медиаконтента от несанкционированного копирования. Защита HDCP была разработана компанией Intel, а лицензированием занимается её дочернее подразделение Digital Content Protection LLC. Данная технология специально разработана для защиты зашифрованных данных при их прохождении от плеера до дисплея. Форматы Blu-ray и HD DVD требуют наличия защищённого соединения при использовании интерфейсов DVI и HDMI, которые должны поддерживать защиту HDCP на протяжении всей цепочки передачи сигнала.
Основной целью HDCP является предотвращение несанкционированного доступа к цифровому медиаконтенту во время его прохождения от плеера до дисплея. Эту технологию поддерживает большинство крупных киностудий и другие создатели видеоматериалов высокого разрешения. Если какой-либо компонент в цепочке обработки сигнала не поддерживает HDCP, то связи по HDCP между конечными устройствами не произойдёт, и вы не сможете воспроизвести защищённое содержимое, в том числе и диски Blu-ray, которые вы, возможно, хотели посмотреть.
В настоящее время большинство производителей, чьё оборудование может работать с контентом высокого разрешения (телевизионные приставки для кабельного и спутникового телевидения, DVD-плееры, HD-телевизоры (HDTV) и т.д.), предпочитают пользоваться лицензированием HDCP и, как правило, выбирают передачу сигнала через интерфейс HDMI. По этой причине сейчас на рынке можно наблюдать растущее число видеокарт и материнских плат с поддержкой HDMI и HDCP. Кроме того, это объясняет, почему у вас должна быть «правильная» версия HDMI, чтобы вывести HD-звук через ПК: только она обеспечивает нужную комбинацию защиты от копирования и пропускной способности, которая может удовлетворить требованиям HDMI/HDCP.
Сейчас киностудии могут выбирать, использовать флаг ICT или нет, и пока они решили отложить его применение исключительно из практических соображений. Проблема форматов звука высокой чёткости, таких как Dolby Digital Plus, Dolby True HD, DTS-HD High Resolution и DTS-HD Master Audio заключается в том, что только HDMI 1.3 способен распознавать и передавать эти форматы с плеера на следующее звено в цепочке обработки звука без изменений (bitstream). Более старые версии HDMI будут отлично работать с LPCM даже при высоком битрейте, поэтому можно использовать этот вариант в качестве альтернативы: все вышеназванные аудиоформаты декодируются в несжатый звук формата LPCM (по существу, это «чистый» цифровой звук), а затем этот поток выходит из компьютера через HDMI или DVI-I.
Далее по цепочке обработки звука!
После того как сигнал покинул привод Blu-ray, в процесс обработки аудио и видео вступает программный плеер (декодер) Blu-ray от таких компаний, как Arcsoft, Cyberlink или Core (см. Таблицу 2). Если вы решили вывести из компьютера многоканальный звук в аналоговой форме, то ваша звуковая карта станет частью цифро-аналогового преобразования (или D2A), вовлечённого в процесс преобразования одного из HD-форматов Dolby или DTS (Dolby Digital Plus, Dolby TrueHD, DTS-HD High Resolution, DTS-HD Master Audio) или несжатого потока LPCM в аналоговый сигнал.
В противном случае, придётся передавать цифровой поток от материнской платы, из компьютера, на цифровой ресивер или предусилитель/препроцессор. Существует два интерфейса, по которым цифровой звук может выходить прямо из ПК: HDMI и Sony/Philips Digital Interconnect Format (сокращённо S/PDIF или SPDIF).
Проблемы с интерфейсом SPDIF
В первой части статьи мы касались этой проблемы, однако стоит повторить, что ни один из форматов аудио высокой чёткости Dolby или DTS, как и формат LPCM с высоким закодированным потоком, нельзя благополучно передать по соединению SPDIF (будь то коаксиальная или оптическая реализация). И дело здесь не в самом кабеле, а в том, что максимальный поток SPDIF составляет чуть больше 1,5 Мбит/с, необходимые для передачи звука в простом формате DTS 5.1. И даже технологии, которые могут самостоятельно определять пропускную способность, будут передавать форматы высокого разрешения, если они не превышают пороговое значение, но снизятся до обычного Dolby Digital или DTS, если потребовалась большая пропускная способность. Вот чем объясняется странный феномен, когда звуковое оборудование периодически сообщает о рабочем соединении Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio через интерфейс SPDIF, но в другой раз показывает только Dolby Digital или DTS через тот же самый интерфейс.
Где же компьютеры с интерфейсом HDMI?
Если вы начнёте искать компоненты ПК с интерфейсом HDMI (или его цифровым эквивалентом, таким как DVI-I с поддержкой HDCP, который можно подключить к кабелю HDMI через HDMI-адаптер), то вы найдёте только два типа компонентов: материнские платы и видеокарты.
Для материнских плат, не оснащённых интерфейсом HDMI, как правило, есть два варианта звуковых выходов: аналоговый выход или оптический/коаксиальный SPDIF-разъём. Аналоговый выход может обеспечить 3 двухканальных разъёма mini-RCA для 6-канальных звуковых схем (5.1) или 4 двухканальных разъёма mini-RCA для 8-канальных звуковых схем (7.1).
Сейчас вы понимаете, что аналоговое преобразование на компьютере означает, что вы должны принять то качество звука, которое получилось после обработки декодером; аналоговый сигнал будет просто передан на ресивер или предусилитель/препроцессор для усиления и вывода на колонки. Кроме того, вы должны осознать, что при использовании соединения SPDIF между ПК и ресивером (предусилителем/препроцессором), вы будете ограничены, в лучшем случае, форматом Dolby Digital или традиционным DTS при передаче «родных» цифровых аудиопотоков через этот интерфейс, то есть вы будете лишены возможности передавать с компьютера большие потоки Dolby Digital, DTS или LPCM.
Это внушает надежду, что владельцы компьютеров с соответствующим аппаратным и программным обеспечением и ресиверов (предусилителей/препроцессоров) с необходимым набором функций, смогут наслаждаться звуком высокой чёткости на своих 5.1- или 7.1-канальных системах. Как правило, добиться нужного результата можно только путём экспериментирования, поскольку когда звуковая карта, которая работает с программными кодеками, не может преобразовать многоканальную звуковую дорожку высокой чёткости в её LPCM-эквивалент, то обычно происходит понижающая дискретизация (downsampling) до LPCM 2.0. При попытке воспроизвести HD-аудио вы должны следить за индикаторами на ресивере (предусилителе/препроцессоре) и внимательно слушать исходящий звук.
HDMI через видеокарты и звуковые карты
Иногда порты HDMI (и DVI-I с поддержкой HDCP) можно найти на high-end видеокартах, выпущенных с 2005 года: nVidia 8500, 8600 и более новые чипсеты 8800, а также AMD/ATI 24xx и новее. Если эти видеокарты и позволяют принимать на себя звук для «настоящего» выхода HDMI (то есть видео плюс аудио), то звуковой вход представлен в виде 4-контактного гнезда SPDIF или какого-то другого разъёма SPDIF: RCA для коаксиального, TOSLINK для оптического. Опять же, это ставит современные видеокарты в то же самое невыгодное положение в отношении обработки звука высокого разрешения (чёткости), в котором находятся другие технологии, использующие SPDIF: его пропускной способности просто недостаточно для передачи таких форматов звука, как Dolby Digital Plus, Dolby TrueHD, DTS-HD High Resolution, DTS-HD Master Audio и LPCM с большим потоком данных.
Каково же место звуковых карт?
Сегодня многие производители говорят о выводе аудиопотока через интерфейс HDMI и о поддержке звука высокой чёткости, однако никто из них не продаёт звуковых карт, способных выводить звук в той форме, которая смогла бы подаваться на HDMI-выход. Компания Asus объявила о выпуске летом 2008 года звуковой карты Xonar HDAV1.3 (модель была продемонстрирована 4 июня на выставке Computex на Тайване; пресс-релиз с интересной информацией о продукте смотрите здесь ), а компания Auzentech обещает выпустить звуковую карту с поддержкой HDMI с конца 2006 года. Однако эти компании и другие крупные игроки на рынке звука, такие как Creative, M-Audio и HT Omega, борются с отсутствием стандартного интерфейса для передачи HD-аудио внутри компьютера. Им также приходится как-то сочетать большие звуковые потоки и видео высокого разрешения в едином окружении, отвечающем требованиям защиты HDCP на всех звеньях цепочки обработки сигнала, как того чётко требует спецификация.
Таким образом, звуковая карта Asus Xonar HDAV1.3 обнадёживает поклонников HD-аудио на ПК, желающих выводить звук в формате Dolby TrueHD или DTS Master Audio с плеера Blu-ray компьютера на соответствующим образом оснащённый ресивер, чтобы извлечь максимум преимуществ от 6-8-канального объёмного звука. Звуковая карта Xonar HDAV будет фактически принимать видео через HDMI-вход (предположительно, с видеокарты, оснащённой интерфейсом HDMI), а затем добавлять к потоку HDMI звук высокой чёткости, прежде чем вывести этот поток, объединяющий HD-аудио и видео, через свой HDMI-выход на другое устройство цепи. Интересно, что Asus собирается включить в комплект поставки плеер ArcSoft Total Media Theatre (это стало известно с выставки Computex, и та же самая информация содержится в вышеупомянутом пресс-релизе).
Звуковая карта Xonar HDAV1.3.
Звуковая карта Xonar HDAV1.3 (вместе с платой расширения) установлена в два слота PCI-e x1 материнской платы.
Даже самые высокоточные компьютерные звуковые карты, доступные на сегодняшний день, предоставляют два набора звуковых выходов: 6 или 8 аналоговых каналов или оптический и/или коаксиальный SPDIF. В том и другом случае исключена прямая цифровая передача (bitstream) форматов Dolby и DTS с высоким потоком, так же как и больших потоков LPCM.
В чём истинная проблема?
Мы обсудили все проблемы с разработчиками кодеков (особая благодарность Майклу Даунсу (Michael Downs) из компании Arcsoft за помощь в обсуждении), с производителями чипсетов (мы разговаривали с представителями компаний nVidia, AMD и FreeScale, а также пытались связаться с сотрудниками Realtek и Intel) и с производителями материнских плат и звуковых карт.
В процессе обсуждения мы начали понимать, что существует три потенциальных решения проблем, связанных с объединением аудио и видео. Однако, несмотря на то, что эти подходы могут удовлетворить требования защиты от копирования, ни один из них не был полностью стандартизирован и не предлагался в качестве законченной технологии, пригодной для коммерческого внедрения на рынок. Разумеется, это относится и к технологии для драйверов Protected Audio Path (PAP) («защищённый путь прохождения аудио») от компании Microsoft, включая процессы сертификации драйверов и программ, которые пока не отработаны.
Ниже мы приведём три упомянутых возможных решения проблем.
Некоторые из наших читателей могут возразить, что такие продукты, как чипсеты GeForce 8200 и 780G (которые содержат интегрированную звуковую карту помимо графического процессора и должны выводить 7.1-канальный звук формата LPCM и видео с материнской платы через тот же самый HDMI-порт) и видеокарты серий nVidia 84xx, 86xx и 96xx или Radeon HD 2×00 и 3×00, представляют собой первый шаг в этом направлении, и они будут правы. Однако на данный момент, они работают только с двухканальным LPCM и не могут напрямую передавать кодированный большой поток Dolby и DTS (bitstream). О возможностях недавно вышедшей линейки Radeon 4×00 мы поговорим чуть позже.
Майкл Даунс, вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса компании ArcSoft (разработчик Total Media Theatre, одного из трёх программных плееров/декодеров для дисков Blu-ray) также поделился своим мнением о Microsoft API под названием «Protected Audio Path», или сокращённо PAP (подробнее см. Output Content Protection and Windows Vista ). «Защита звукового потока в аппаратной/программной системе обеспечивается с помощью спецификации для драйверов MS Protected Audio Path (PAP). Без стандартных программных интерфейсов Microsoft всем компаниям-производителям аппаратного и программного обеспечения пришлось бы работать со многими разными, собственными интерфейсами драйверов. Например, что касается видео в XP, то нам пришлось работать с API третьих сторон для AACP и HDCP. Для Windows XP вообще непонятно, как можно реализовать поддержку звука высокой чёткости. Для WinVista в будущем планируется использовать MS PAP. Но пока с сертификацией драйверов MS ничего не понятно.»
На вышеупомянутом сайте Microsoft сказано, что «Protected Audio Path (PAP) представляет собой будущую инициативу по предоставлению возможности шифрования звукового потока через шины, доступные пользователям». Таким образом, по словам Даунса, «спецификации PAP на данной стадии разработки драйверов и ПО можно интерпретировать по-разному». Другими словами, даже точка зрения компании Microsoft по поводу того, как обращаться с HD-звуком, остаётся до конца не ясной.
Спасительная соломинка
Несмотря на все надежды на возможные решения, в ближайшем будущем никаких подвижек не предвидится. Учитывая сроки для обсуждаемых и для уже обещанных к выпуску продуктов, таких как Asus Xonar AV или плата расширения Auzentech HDMI 1.3, по всей видимости, никакие решения по прямой передаче высокопотокового HD-звука с компьютера мы не увидим до осени 2008 года (если не позднее).
Тем временем, для тех, кто пытается заставить работать технологии HDMI и HDCP, ситуация остаётся сложной, запутанной и неопределённой. К сожалению, экспериментирование с имеющимся оборудованием является единственным способом проверить, может ли на самом деле формат LPCM придти на помощь и передать большой поток аудио высокой чёткости с какого-то конкретного ПК на какой-то определённый ресивер или предусилитель/препроцессор. Что касается ситуации в ближайшем будущем, всё будет в большой степени зависеть от компонентов внутри компьютера, результаты будут меняться соответствующим образом, разброс будет тоже высок.
Мы будем тщательно следить за этим интересным, но чаще всего запутанным положением дел и за тем, как будет формироваться какое-то технологическое решение. Если вы заметили, что мы что-то упустили из виду в анализе текущей ситуации, пишите в наш Клуб экспертов по ссылке ниже. Ведь если и есть что-то, требующее доработки, то это плачевное и запутанное состояние звука высокого разрешения в современных компьютерах!