павел шклярук биография подвиг
55 лет назад курсант Павел Шклярук ценой жизни спас целый поселок
Последний полет курсанта произошел 6 июня. Будничный вылет не предвещал беды: двигатель запустился в обычном режиме, самолет набрал высоту порядка 300 метров…
— 300 метров. Планировать в Волгу?
У курсанта был шанс на спасение, если бы он удачно посадил самолет в реку. Но в тот момент по Волге прямо по курсу шел большой теплоход. Железнодорожный мост был все ближе, до возможности катапультироваться оставались считанные мгновения. Но Павел принял решение, которое спасло жизнь всего поселка. Он отжал штурвал, миновал теплоход и ушел в Волгу.
Водолазы нашли лишь остатки самолета, тело героя осталось в реке. На следующий день, вспоминают очевидцы, на место катастрофы прибыла мать. Видя безутешную женщину, зовущую своего погибшего сына с берега Волги, плакал весь поселок.
Павла Шклярука посмертно наградили орденом Красной Звезды. В Одессе установили мемориальную доску на доме, где жил курсант. О его подвиге, который длился всего 24 секунды, но в результате которого были спасены сотни жизней, написали многие советские газеты. Сейчас об этой истории вспоминают немногие. Для народа память о курсанте увековечил бард Юрий Визбор:
Забытый подвиг курсанта Павла Шклярука.
6 июня 1966 года во время выполнения курсантом Армавирского высшего военного училища лётчиков Павлом Шкляруком учебного полета с аэродрома Сокол, при наборе высоты, на высоте 300 метров, произошел отказ двигателя. Поскольку самолет находился над жилыми домами поселка Увек (Заводской район Саратова) и нефетбазой, курсант не стал катапультироваться и направил самолет в сторону Волги. В последний момент, уже падая, он увел свой самолет от столкновения с пассажирским судном, резко спикировав в воду. Полет продолжался 24 секунды.
Это произошло 6 июня 1966 года. Именно в этот день состоялся полёт курсанта Павла Шклярука. Всё начиналось как обычно: запуск двигателя, выезд на взлётно-посадочную полосу, взлёт… Неожиданно в воздухе, на высоте трёхсот метров, у самолёта отказывает двигатель.
В этот момент самолёт летел в сторону окраины Заводского района, посёлка Увек. На земле шла будничная жизнь. По железнодорожному мосту шли грузовые составы стратегического значения (в 1966 году мост был главным связующим звеном центральной России и Казахской республики), перевалочная нефтебаза работала в постоянном режиме, по Волге плыли теплоходы
Лётчик в любой момент мог катапультироваться, но он понимал, что там, внизу, кипит жизнь. Дети отдыхали на пляже, взрослые трудились, кто-то спокойно гулял, не подозревая о надвигающейся опасности…
— Высота?
-…отказал двигатель!
-Высота!
-Высота? Высота 300 метров! Планировать в Волгу?!
— Садитесь. Садитесь.
Было лишь одно правильное решение – направить машину на Волгу. В этом случае, Павел Шклярук успевал выбраться. Но, по случайному стечению обстоятельств, именно в этот момент по реке плыл большой многопалубный теплоход. Каким-то чудом курсанту удалось немного набрать высоту и перемахнуть через препятствие. Уже совсем близко был железнодорожный мост и та самая злосчастная нефтебаза. Павел, понимая, что если он катапультируется на малой высоте, то погибнут сотни людей, отжал штурвал от себя, и самолёт скрылся в водной глади. Полёт продолжался 24 секунды… Место, куда упал самолёт, местные жители называют «ковшом»: оно располагается в центре заселённой местности (нефтебаза, железнодорожный мост, пляж, посёлок – всё это находится неподалёку друг от друга) Читая эти «сухие» факты, сложно представить, что стоило 20-ти летнему юноше пожертвовать собой ради жизни сотен людей.
В памяти Тамары Трофимовны Лариной, одной из очевидцев того события, те секунды запечатлены навсегда:
— Я работала тогда в парикмахерской. Вдруг раздался какой-то гул. Низко-низко пролетел самолёт в сторону Волги, вдруг он как будто бы вздыбился и резко пошёл вниз. Кресло с лётчиком оторвалось, и всё скрылось в воде. На следующий день приехала мать. Она целую неделю ходила по берегу и звала сына. Она кричала, а весь посёлок рыдал. Мы знали, что её сын, спасая нас, пожертвовал своей жизнью.
На месте крушения долго работали водолазы. Удалось найти лишь крылья самолёта, тело героя навечно забрала река. Павел Шклярук посмертно награждён орденом Красной Звезды.
На родине героя, в Одессе, есть мемориальная доска на доме, где он жил, был парк его имени ( сейчас это место отдано под строительство очередного отеля), аэроклуб. В Саратове о подвиге курсанта почти забыли. Вспоминают иногда очевидцы, жители Увека, услышав песню Ю. Визбора «24 секунды подвига»
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Я об этом парне ничего не знал, завтра обязательно сыну дам почитать, он у меня, как дед, летчиком хочет стать.
Это произошло 6 июня 1966 года. Именно в этот день состоялся полёт курсанта Павла Шклярука. Всё начиналось как обычно: запуск двигателя, выезд на взлётно-посадочную полосу, взлёт… Неожиданно в воздухе, на высоте трёхсот метров, у самолёта отказывает двигатель.
В этот момент самолёт летел в сторону окраины Заводского района, посёлка Увек. На земле шла будничная жизнь. По железнодорожному мосту шли грузовые составы стратегического значения (в 1966 году мост был главным связующим звеном центральной России и Казахской республики), перевалочная нефтебаза работала в постоянном режиме, по Волге плыли теплоходы
Лётчик в любой момент мог катапультироваться, но он понимал, что там, внизу, кипит жизнь. Дети отдыхали на пляже, взрослые трудились, кто-то спокойно гулял, не подозревая о надвигающейся опасности…
— Высота?
-…отказал двигатель!
-Высота!
-Высота? Высота 300 метров! Планировать в Волгу?!
— Садитесь. Садитесь.
Было лишь одно правильное решение – направить машину на Волгу. В этом случае, Павел Шклярук успевал выбраться. Но, по случайному стечению обстоятельств, именно в этот момент по реке плыл большой многопалубный теплоход. Каким-то чудом курсанту удалось немного набрать высоту и перемахнуть через препятствие. Уже совсем близко был железнодорожный мост и та самая злосчастная нефтебаза. Павел, понимая, что если он катапультируется на малой высоте, то погибнут сотни людей, отжал штурвал от себя, и самолёт скрылся в водной глади. Полёт продолжался 24 секунды… Место, куда упал самолёт, местные жители называют «ковшом»: оно располагается в центре заселённой местности (нефтебаза, железнодорожный мост, пляж, посёлок – всё это находится неподалёку друг от друга) Читая эти «сухие» факты, сложно представить, что стоило 20-ти летнему юноше пожертвовать собой ради жизни сотен людей.
В памяти Тамары Трофимовны Лариной, одной из очевидцев того события, те секунды запечатлены навсегда:
-Я работала тогда в парикмахерской. Вдруг раздался какой-то гул. Низко-низко пролетел самолёт в сторону Волги, вдруг он как будто бы вздыбился и резко пошёл вниз. Кресло с лётчиком оторвалось, и всё скрылось в воде. На следующий день приехала мать. Она целую неделю ходила по берегу и звала сына. Она кричала, а весь посёлок рыдал. Мы знали, что её сын, спасая нас, пожертвовал своей жизнью.
На месте крушения долго работали водолазы. Удалось найти лишь крылья самолёта, тело героя навечно забрала река.Павел Шклярук посмертно награждён орденом Красной Звезды.
О событии долго не было официальной информации. История передавалась по старинке, из уст в уста, поэтому, скорее всего, обросла небылицами и слухами. Случись такое сейчас в нашем информационном обществе, это событие наверняка бы вызвало широкое обсуждения в средствах массовой информации. Но тогда, в 1966, была напечатана лишь одна заметка в газете «Красная звезда». Без упоминания названия города и носившая официальный характер.
Прошло без малого 46 лет. На родине героя, в Одессе, есть мемориальная доска на доме, где он жил, был парк его имени ( сейчас это место отдано под строительство очередного отеля), аэроклуб. В Саратове о подвиге курсанта почти забыли. Вспоминают иногда очевидцы, жители Увека, услышав песню Ю. Визбора «24 секунды подвига». А ведь могли бы в нашем районе и улицу назвать его именем, и в школьном музее отвести место для информации об этом подвиге, а на берегу, где произошла трагедия, поставить памятный знак. Может быть, что-то изменится после ходатайства его однокашника Бараева Владимира Константиновича в администрацию города об установке стелы к пятидесятилетию со дня совершения подвига Павлом Шкляруком. Городская администрация в свою очередь обратилась в Заводской совет ветеранов с просьбой собрать свидетельства очевидцев, сохранившиеся фотоматериалы и т.д.
Давайте все вместе подумаем, как нам сохранить память о молодом курсанте, который подарил жизнь многим сотням наших соотечественников.
24 секунды подвига: как курсант Шклярук спас поселок ценой своей жизни
6 июня курсант Шклярук поднялся в небо. Набрал высоту. И в этот момент у машины отказал двигатель.
— Высота 300 метров! Планировать в Волгу?!
Он, конечно, мог катапультироваться на низкой высоте и спастись. Но самолет летит прямо к поселку. А там идет обычная жизнь. К тому же рядом железнодорожный мост и нефтебаза. Павел, наверное, представлял, какие могут быть варианты и последствия.
И тогда он решил планировать в Волгу. Но там, как назло, теплоход. Курсант преодолел препятствие и отжал от себя штурвал. Этот полет продолжался 24 секунды.
На месте крушения потом работали водолазы. Они смогли найти только крылья самолета. Останки Павла Шклярука забрала река. Как после рассказывала очевидица событий того дня Тамара Трофимовна Ларина, она сначала услышала сильный гул.
Тогда об этом подвиге рассказали в газетах и журналах. Но потом все забылось. Сегодня подвигу курсанта исполняется 53 года.
Забытый подвиг курсанта Павла Шклярука
В Саратове есть улицы, посвящённые героям Великой Отечественной войны, музеи, рассказывающие о великих сражениях. Но ведь героические поступки можно совершать и в мирное время. Об одном из подвигов мне и хочется напомнить. До недавнего времени я ни разу ни в местной печати, ни в школе не слышал о подвиге, который совершил мой ровесник почти полвека тому назад.
«Я падаю взрывчатым телом, а крыши согнулись и ждут. Я, кажется, знаю, что сделать, чтоб эту не сделать беду…»
Это произошло 6 июня 1966 года. Именно в этот день состоялся полёт курсанта Павла Шклярука. Всё начиналось как обычно: запуск двигателя, выезд на взлётно-посадочную полосу, взлёт… Неожиданно в воздухе, на высоте трёхсот метров, у самолёта отказывает двигатель.
— Земля, отказал двигатель!, – сообщил Павел
В этот момент самолёт летел в сторону окраины Заводского района, посёлка Увек. На земле шла будничная жизнь. По железнодорожному мосту шли грузовые составы стратегического значения (в 1966 году мост был главным связующим звеном центральной России и Казахской республики), перевалочная нефтебаза работала в постоянном режиме, по Волге плыли теплоходы.
Жители посёлка уже видели, как со стороны города летел неисправный самолёт. Как вспоминают очевидцы, он, то зависал на одном месте, то снижался, стремительно теряя высоту на подходе к железнодорожному мосту. Всё замерло – если самолёт не изменит траекторию падения – катастрофы не избежать. От взрывной волны, как спичка, могли вспыхнуть огромные нефтехранилища, и от посёлка не осталось бы и следа.
Лётчик в любой момент мог катапультироваться, но он понимал, что там, внизу, кипит жизнь. Дети отдыхали на пляже, взрослые трудились, кто-то спокойно гулял, не подозревая о надвигающейся опасности…
— Высота?
-…отказал двигатель!
-Высота!
-Высота? Высота 300 метров! Планировать в Волгу?!
— Садитесь. Садитесь…
Было лишь одно правильное решение – направить машину на Волгу. В этом случае, Павел Шклярук успевал выбраться. Но, по случайному стечению обстоятельств, именно в этот момент по реке плыл большой многопалубный теплоход. Каким-то чудом курсанту удалось немного набрать высоту и перемахнуть через препятствие. Уже совсем близко был железнодорожный мост и та самая злосчастная нефтебаза.
Павел, понимая, что если он катапультируется на малой высоте, то погибнут сотни людей, отжал штурвал от себя, и самолёт скрылся в водной глади. Полёт продолжался 24 секунды… Место, куда упал самолёт, местные жители называют «ковшом»: оно располагается в центре заселённой местности (нефтебаза, железнодорожный мост, пляж, посёлок – всё это находится неподалёку друг от друга) Читая эти «сухие» факты, сложно представить, что стоило 20-ти летнему юноше пожертвовать собой ради жизни сотен людей.
В памяти Тамары Трофимовны Лариной, одной из очевидцев того события, те секунды запечатлены навсегда:
-Я работала тогда в парикмахерской. Вдруг раздался какой-то гул. Низко-низко пролетел самолёт в сторону Волги, вдруг он как будто бы вздыбился и резко пошёл вниз. Кресло с лётчиком оторвалось, и всё скрылось в воде. На следующий день приехала мать. Она целую неделю ходила по берегу и звала сына. Она кричала, а весь посёлок рыдал. Мы знали, что её сын, спасая нас, пожертвовал своей жизнью.
На месте крушения долго работали водолазы. Удалось найти лишь крылья самолёта, тело героя навечно забрала река. Павел Шклярук посмертно награждён орденом Красной Звезды.
О событии долго не было официальной информации. История передавалась по старинке, из уст в уста, поэтому, скорее всего, обросла небылицами и слухами. Случись такое сейчас в нашем информационном обществе, это событие наверняка бы вызвало широкое обсуждения в средствах массовой информации. Но тогда, в 1966, была напечатана лишь одна заметка в газете «Красная звезда». Без упоминания названия города и носившая официальный характер.
Прошло без малого 46 лет. На родине героя, в Одессе, есть мемориальная доска на доме, где он жил, был парк его имени ( сейчас это место отдано под строительство очередного отеля), аэроклуб. В Саратове о подвиге курсанта почти забыли. Вспоминают иногда очевидцы, жители Увека, услышав песню Ю. Визбора «24 секунды подвига». А ведь могли бы в нашем районе и улицу назвать его именем, и в школьном музее отвести место для информации об этом подвиге, а на берегу, где произошла трагедия, поставить памятный знак.
Может быть, что-то изменится после ходатайства его однокашника Бараева Владимира Константиновича в администрацию города об установке стелы к пятидесятилетию со дня совершения подвига Павлом Шкляруком. Городская администрация в свою очередь обратилась в Заводской совет ветеранов с просьбой собрать свидетельства очевидцев, сохранившиеся фотоматериалы и т.д.