павел рыбарев актер судьба
Что стало с актёрами фильма «Меня зовут Арлекино»
Картина Валерия Рыбарева «Меня зовут Арлекино» вышла в прокат 3 марта 1988 года.
Фильм рассказывает историю парня по прозвищу Арлекино и его приятелей, которые встали на путь насилия, чтобы установить в обществе собственный «справедливый порядок». Teleprogramma.pro узнала, как сложилась судьба некоторых артистов, которые сыграли в нашумевшей картине времён перестройки главные роли.
Олег Фомин (Андрей Савичев/Арлекино)
Олег Борисович Фомин родился в Тамбове, учился в Москве. После окончания театрального училища уехал в Ригу, где устроился на работу в местный ТЮЗ. Роль в картине «Меня зовут Арлекино» стала первой серьёзной работой Фомина в большом кино. Популярность фильма была просто невероятной — на киностудию «Беларусьфильм» после премьеры каждый день приходили сотни писем, адресованных Фомину. Но сам артист после съёмок снова уехал в Ригу и письма от поклонников ему просто не передавали. В 90-х Фомин снова приехал в Москву. В столице он стал работать в качестве режиссёра полнометражного кино и телевизионных сериалов. Кроме того, Олег Борисович известен как театральный режиссёр.
Светлана Копылова (Лена)
Актриса Копылова исполнила в фильме «Меня зовут Арлекино» роль возлюбленной главного героя. В кино Светлана начала сниматься будучи студенткой второго курса Театрального института имени Бориса Щукина. Её кинодебют — роль в ранней картине режиссёра Рыбарева «Свидетель». После работы в картине «Меня зовут Арлекино» к Копыловой пришла всесоюзная известность. Актриса известна своей музыкальной деятельностью — после премьеры «Арлекино» она много ездила по стране и выступала с песнями собственного сочинения. Позже её талант оценили некоторые знаменитые композиторы и эстрадные звёзды — Светлана начала писать тексты для популярных отечественных исполнителей.
Игорь Кечаев (Интер)
После фильма «Меня зовут Арлекино» Кечаев снялся ещё в трёх полнометражных лентах. Игорь Викторович какое-то время играл в театре на Таганке. Он также известен, как режиссёр — Игорь Кечаев снял около десятка сериалов, в числе которых «Дублёрша», «Товарищи полицейские», «Переезд» и другие известные телевизионные проекты.
Игорь Сорокин (Чиж)
Лента «Меня зовут Арлекино» стала последней в кинокарьере Сорокина. До этого фильма он снялся в картинах «Про Красную Шапочку», «Фантазии Веснухина», «Камила» и «Дело за тобой!». Чем занимается актёр сейчас неизвестно.
Виктор Хозяинов (Панцирь)
Работа в картине Рыбарева стала для Хозяинова пропуском в мир большого кино. После успеха «Арлекино» Виктор Владимирович снялся в двух десятках фильмов и сериалов. Он принимал участие в создании таких громких проектов, как «Утомлённые солнцем 2: Цитатдель», «Чекист» и других. В списке сериалов, в которых снялся актёр, значатся «Улицы Разбитых фонарей», «Империя под ударом», «Бандитский Петербург», «Беглецы» и ещё несколько успешных телефильмов.
Павел Прибыток (Мошка)
Всего Прибыток снялся в трёх фильмах. Он известен как театральный актёр. Долгое время Павел играл в Рязанском театре для детей и молодёжи. Самым впечатляющим проектом, в котором принимал участие Прибыток, стал моноспектакль «Пугачёв», в литературную и сюжетную основу которого легла поэзия Сергея Есенина.
Василий Домрачев (Упырь)
До фильма «Меня зовут Арлекино» Домрачев снимался в картине Элема Климова «Иди и смотри». Позже артист работал с такими режиссёрами, как Александр Рогожкин и Алексей Герман. Василий Валерианович известный театральный актёр — долгие годы он служил в театрах Республики Марий Эл.
Виктор Бегунов (Костыль)
Артист Бегунов не имеет профессионального образования. В его фильмографии всего три картины. С 1983 года актёр служит в Архангельском молодёжном театре.
О судьбе других молодых артистов, которые снимались в культовой ленте Рыбарева, информации нет. Отметим, что одного из дружков Арлекино сыграл сын режиссёра — Павел.
Режиссер Валерий Рыбарев — о вышедшем 30 лет назад фильме «Меня зовут Арлекино» и новых проектах
Перестройка ускорялась, гласность зашкаливала, неформалы бузили, либералы чудили, в общем, жизнь в стране бурлила вовсю. Именно в то беспокойное время, ровно 30 лет назад, в мае 1988-го на экраны вышел фильм Валерия Рыбарева, ставший самым кассовым за всю историю белорусского кинематографа. С кинорежиссером побеседовал корреспондент агентства «Минск-Новости».
Трудно поверить, но за год с небольшим суперхит «Меня зовут Арлекино» успели посмотреть около 42 (!) млн зрителей. И это не было случайным или удачным попаданием в яблочко.
Соавтор Щекочихин, режиссер Фомин, бард Копылова
— В фильме многое сошлось, — говорит кинорежиссер. — Излом времени, нерв которого удалось, видимо, ухватить, противостояние молодежных группировок, герой, кулаками пытающийся восстановить социальную справедливость и при всей своей агрессивности вызывающий симпатию… Правда, это уже история.
— Ваш суперхит был снят по пьесе известного журналиста, специализировавшегося на криминальной тематике, депутата Верховного Совета СССР Юрия Щекочихина «Ловушка № 46, рост второй»…
— У Щекочихина в пьесе нет социальных столкновений, да и конфликта практически нет, сюжет строился на выяснении отношений футбольных фанатов. В фильме же парни, живущие на маленькой железнодорожной станции, которым в жизни мало что светило, во главе с Арлекино совершают вылазки в город, пытаясь по-своему разобраться с мальчиками-мажорами, стилягами, панками, «фашистами», металлистами и прочими неформалами, и все это на фоне драматичной любовной линии. Так что у нас совсем другая история. Я вырос в районе тракторного завода, и у меня были такие же, как в фильме, друзья. Мне хорошо знакома эта среда.
Юра, посмотрев картину, был удивлен. Правда, его предупреждали, что если Рыбарев взялся за материал, то может переделать его до неузнаваемости (смеется).
— Вы с ним встречались?
— Пару раз до съемок. К тому времени я был уже довольно известный режиссер, снял «Чужую вотчину» и «Свидетеля». Юра не возражал, чтобы считаться соавтором «Арлекино». На премьере Щекочихина все поздравляли с успехом, и он успокоился.
— Судьба публициста, много и смело писавшего об организованной преступности, оказалась трагичной: в 50 с небольшим он ушел из жизни при странных обстоятельствах. А вот сыгравший у вас главного героя Олег Фомин сегодня востребованный российский актер и успешный режиссер, поставивший в том числе нашумевший «День выборов».
— Олега Фомина я нашел в рижском ТЮЗе. Мне очень хотелось, чтобы в картине не было примелькавшихся лиц, особенно московских актеров. Олег произвел на меня хорошее впечатление, в нем чувствовались харизма, мужской стержень. После выхода картины на экраны адресованные ему письма пачками приходили на «Беларусьфильм», а он, как мне кажется, и не знал об этом. Олег давно уехал из Латвии, живет в Москве, снимает картины и ставит спектакли. За его творчеством я, правда, не очень слежу. Мы встречались в Минске на «Лiстападзе», посидели, поговорили. Столько лет прошло…
— А творчество героини Светланы Копыловой, ставшей известным бардом, автором и исполнительницей проникновенных баллад, в том числе православных, вы знаете?
— Да, знаю, у нее большая дискография. Года три назад Света приезжала в Минск и давала концерт в ДК тракторного завода, приглашала. Я на концерт не попал, не получилось, но она передала мне диски. Хорошие песни.
«Уитмен» Стась, Поречье Фолкнера, барин Герман
— В «Арлекино» снялся еще один интересный и необычный человек, — продолжает режиссер. — Мы искали натуру к фильму. Однажды утром через окно летнего кафе я увидел на улице здорового мужика, за которым, как собачка, бежала его корова… Он оказался очень фактурным. Познакомились. Это был Станислав Пшевлоцкий, грузчик и самобытный поэт. Я сравниваю стихи Стася с поэзией Уолта Уитмена, а документальный фильм о нем снял для телевидения. До сих пор храню его стихи, написанные на бересте.
Основные эпизоды «Арлекино» снимали в Гродно и полюбившемся мне Поречье. Этот городок с железнодорожным полустанком не единожды был фоном моих фильмов. Он стал для меня своего рода «округом Йокнапатофа в штате Миссисипи», выдуманным Уильямом Фолкнером и обжитым персонажами великого американского писателя, пространством, которого больше нет нигде.
— У вас оно обживалось в «Живом срезе», «Чужой вотчине» и «Свидетеле»…
— Да. Особенно в «Свидетеле». Площадь, вымощенная булыжником, маленькие еврейские домики, здание, где проходил суд, — все это снимали в Поречье.
— После выхода на экраны упомянутых фильмов, вошедших в золотой фонд белорусского кино, вас стали сравнивать с Алексеем Германом, с его фирменным гиперреализмом, скрупулезным вниманием к документальным реалиям времени и к незначительным на первый взгляд деталям.
— У нас с ним немало общего, по крайней мере, в творчестве. Я учился в Ленинграде, окончил режиссерское отделение института театра, музыки и кинематографии. Нас кто-то познакомил, а жена и соавтор Германа известный киносценарист Светлана Кармалита пригласила меня в гости. Прихожу, попадаю в хорошо обставленную квартиру, принадлежавшую его отцу — знаменитому писателю. Сын же оказался настоящим барином! Вижу, лежит, развалившись на диване с подушками, словно Илья Ильич Обломов, и вставать, похоже, не собирается.
Светлана говорит мне: мол, присаживайтесь. Я отвечаю: «А чего присаживаться, может, Леша поспать прилег, я лучше завтра-послезавтра зайду. Если получится». И направляюсь к дверям. «Эй-эй-эй, Валера!» — Алексей сразу вскочил. Ну и всё, мы сели, долго беседовали. Нам было о чем поговорить: у Германа тогда «Проверку на дорогах» сняли с полки, у меня уже вышли «Свидетель» и «Арлекино».
«Прикованный» Гостюхин, заповедный Несвиж
— После 14-летнего перерыва вы в 2002 году сняли на «Ленфильме» драму «Прикованный» с Владимиром Гостюхиным в главной роли…
— Когда я рассказываю, в каких условиях снимали фильм, мне не верят. Бюджет — остаток от какой-то ленинградской картины, сроки ограничены. Снять ее надо было чуть ли не за неделю. Вряд ли нашелся бы другой режиссер, который взялся бы за этот проект. Но после долгого простоя мне надо было работать. Пришлось переписывать сценарий.
Изначально в истории Владимира Валуцкого героиня вспоминает о детской влюбленности в мальчика, с которым познакомилась в «Артеке». Но съемки в бывшем главном пионерлагере Союза в то время уже были утопией, и действие мы перенесли в Прибалтику.
У меня два дня на раздумья… Созваниваюсь с Володей Гостюхиным и предлагаю выручать. Уговариваю Аллу Клюку. Мы селимся в поселке под Питером и принимаемся за работу. Сюжет сочиняю на ходу, сцену за сценой, день за днем, не зная, что будет завтра. Главным героем становится офицер-«афганец», не вписавшийся в «капитализм с человеческим лицом», и так далее. Картину мы сняли в рекордно короткие сроки.
— Ее прохладно приняла критика, зато приветствовали на кинофестивалях, а Алла Клюка, сыгравшая скрипачку, удостоилась приза за лучшую женскую роль. Будущая звездочка комедий Аллы Суриковой и американских сериалов и вправду родилась в семье глухих родителей?
— Да, причем Алла в совершенстве владеет языком жестов, очень пластичная и музыкальная. Она прекрасная актриса и много снимается, по-моему, по сей день.
— Валерий Павлович, несколько неудачных попыток воплотить свои замыслы, продолжительные периоды творческого простоя не разочаровали вас в профессии?
— Нет, в профессии я, конечно, не разочаровался. Просто у меня очень нетипичная творческая судьба. Много раз приносил на студию проекты, некоторые запускали в производство, а потом по разным причинам процесс останавливался. Так вышло с фильмом «Нечистые» про узниц концлагеря «Равенсбрюк». Меня торопили приниматься за него еще до выезда на место событий. Но когда я побывал в лагере, который занимает огромную территорию и является музеем, стало ясно, что там снимать нельзя, а построить похожий невозможно. Руководство «Беларусьфильма» закрыло картину.
Подобная история случилась с гулаговским лагерем на Колыме. Чтобы не превратить сценарий Эдуарда Володарского по мотивам рассказов Варлама Шаламова в фарс, требовалось снимать в Сибири или вложить большие деньги и построить масштабные декорации где-то поближе. Денег у студии не нашлось ни на то, ни на другое, в результате «Последний бой майора Пугачева» был снят под Минском другим режиссером. Я же не признаю похожести в реалистическом кинематографе.
— Но ведь и не сдаетесь?
— На «Беларусьфильме» у меня принят сценарий «Осень в Несвиже» по повести Трапезникова, в плане снять фильм по повести Быкова «Карьер». Оба проекта понравились новому руководству студии, но история повторяется — денег нет.
Там не о трудовых успехах и великих стройках, юная поросль об этом не помышляет. Она занята бесцельным шатанием, мордобоем, и мягко говоря, эти люди на экране мало симпатичны. Но всё же постараемся их понять и углядеть, хоть что-то смысловое в их нелепом поведении.
Да и житуха у самих невесёлая. Вон у лидера Арлекино грязная коммуналка, за окном поезда гремят, затурканная нескладной судьбой мать, потом элементарная материальная бедность. Не весело! Может поэтому его тянет срывать зло на других, на него не похожих? По недомыслию, по глупости, наконец? Но не только.
И нельзя говорить взрослым, что это только вина молодых. Ведь это идеология предыдущего общества даёт свои отравленные плоды. Долгие годы сталкивания «стенка на стенку» не прошли даром. Постоянное деление общества на правых и левых, похожих на нас и не похожих в восьмидесятые годы обернулось волчьим оскалом юных лиц. Я помню, как в школе уничтожали морально и добивали «не своих» ребят, чем-то отличающихся от остальных, какими-то своими личными правилами и обликом. «Ветерки» воевали с «широкоштаными», «металлисты» ненавидели «волнистых», «рокеры» дрались с «брейкерами» и т.д. В восьмидесятые годы общество встряхнули, как грушу и вся муть поднялась наверх, в первую очередь затронула души самых неопытных и молодых своей грязной изнанкой. У нас в посёлке Дружба Мытищинского района в начале 90-х годов «ветерки» страшно враждовали с цыганской диаспорой, доходило до трагедий. В одной из таких разборок погибший мальчишка был, правда, сам виноват. А произошло следующее: на окраине городка жила в частном доме многодетная цыганская семья. Парнишка их, лет десяти от роду, взял в привычку отбирать щенков у бездомных собак, проживающих рядом в гаражах, а потом разводил костёр и кидал туда этих маленьких собачьих детёнышей живьём, смотрел, как они мучились и горели. Местные ребята об этом прознали, поймали этого мальчишку, продержали до ночи в гаражах, а потом разожгли костёр и его перемотанного проволокой, тоже живым опустили в это кострище. Утром дворник обнаружил на пепелище обугленный труп. Милиция ходила по домам, опрашивала ребят, кого-то забирали, но все показания были отрицательными. Никто, никого не выдал. Цыгане после этого съехали оттуда, а вражда осталась и на долгие годы. Ну а фильм тот оставался востребованным недолго, современность 80-х была такова, что очень быстро менялись приоритеты и сенсации, в том числе в рамках режиссуры и творческих замыслов. Я бы сказала, что такой фильм про «чистильщиков» общества уже был в виде «Плюмбума». Но, думаю что, тот как раз оказался сильнее по воздействию на зрителя. Правда там о компаниях речи не идёт, просто один правильный мальчик возомнил себя героем нашего времени и даже привлёк к ответственности родного отца, но в конце расплатился за свой детский грех очень страшно. А вот подобных Арлекинов-то много было, что ж и фильм типичный для конца восьмидесятых. Теперь свои проблемы, свои доморощенные Арлекины на экране. Но будущее кинематографа из прошлого слагается. Так что, есть и частичка этой картины во вкладе сегодняшних киношных реалий.
Тем, кто будет его смотреть сейчас немного добавит стёртых впечатлений задрипанный колорит тех смутных лет. Но деление общества на «низших» и «высших» уже тогда явственно проглядывало, возможно оно и определило сюжет этого молодёжного фильма, но с этим определится сам зритель.
В фильме снимались: Олег Фомин, Светлана Копылова, Василий Домрачев, Павел Рыбарев, Станислав Пшевлоцкий.
КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Свидетель»
О том, как создавался фильм «Свидетель», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Этот фильм о событиях, не укладывающихся в представления о добре и зле. О том, что в истреблении людей в оккупированной Белоруссии участвовали не только фашистские захватчики.
О чем фильм
В ленте две сюжетные линии — годы войны и 1950-е. В детском доме готовятся к выпускному вечеру. 17-летний Коля Летечка влюблен в одноклассницу Лену Лозу. В его жизни есть то, что происходит со многими подростками: недопонимания с педагогами, стычки с ровесниками.
Парень не знает своей настоящей фамилии, не помнит родных. В детдом он попал искалеченным. По ночам ему снятся кошмары, не дает покоя неясная хворь.
Неожиданно в детский дом приезжает следователь прокуратуры, просит рассказать Колю о том, что он помнит о войне. Но его память будто блокирует что-то страшное. В городе проводится суд над карателями-соотечественниками. Летечке приходит на ум: визит следователя был не случайным. Парень начинает ходить на заседания суда, где один из полицаев признает: они отбирали детей у матерей, которых тут же убивали, а малышей немцы увозили в неизвестном направлении. Отрывками к Коле начинают возвращаться воспоминания о концлагере, где фашисты брали у него и других детей кровь, некоторым вводили инъекции в порядке эксперимента на выживаемость. Восстановить в памяти весь этот ужас подростку сложно. Выйдя из зала суда, он теряет сознание. Его история любви к Лене, подростковые споры с одноклассниками и директором детдома оказываются единственными счастливыми моментами в жизни.
Только из финальных титров зрители узнают: Коля умер осенью того же года, вскоре после суда.
Символ перестройки
К середине 1970-х 35-летний Валерий Рыбарев — успешный белорусский режиссер-докуметалист. В 1988 году вышла в кинопрокат его художественная лента «Меня зовут Арлекино», ставшая одним из символов перестройки и самой кассовой в истории белорусского кино.
Павел Финн
Но между двумя ипостасями — автора знаковой документалистики и режиссера народного фильма — в жизни Валерия Рыбарева было 10 лет необычных, по сей день недооцененных картин. Лента «Свидетель», главная в этом творческом периоде режиссера, сделана в эстетике гиперреализма, где события оставляют ощущение полной достоверности происходящего. Как, например, в сцене суда, где создается впечатление, что говорят не актеры, а настоящие кающиеся полицаи-убийцы.
Виктор Казько
Фильм снят по мотивам повести Виктора Казько «Судный день». В годы войны он ребенком прошел концлагерь Озаричи, видел зверства зондеркоманд, после попал в детский дом в Хойниках. Повесть переработал сценарист Павел Финн, а Валерий Рыбарев, используя опыт в документалистике, дописывал монологи, доводя реплики до абсолютной подлинности.
Валерий Рыбарев
— У меня было много материала, фотодокументов о действиях зондеркоманд, — вспоминал Валерий Рыбарев. — Это очень тяжелая правда о войне, невыносимая. Спас Паша Финн. Он придумал две линии в сценарии — войны и послевоенного детского дома, где герой любит и борется за место под солнцем.
Открыли звезду
Актера на роль Коли искали долго. Отсмотрели сотни мальчишек. Герой должен был уметь краснеть от застенчивости и в то же время обладать силой характера. Невозможно объявить поиск по таким признакам.
— Время съемок близилось, а у нас нет Летечки, — вспоминал Валерий Рыбарев. — Однажды в кабинет вошла ассистент по актерам Жанна Семеняко и попросила меня посмотреть парня. Я был настроен скептически: очередной проходной кандидат. Но дверь открылась, вошел Миша Гилевич. И сразу стало ясно, что пробы не нужны: он — словно персонаж сценария.
Нина Усатова
Фильм открыл для многих режиссеров и зрителей будущую звезду Нину Усатову, сыгравшую директора детского дома. Ей тогда было едва за 30. Начиная именно с ленты «Свидетель», она исполняет роли женщин-матерей.
Светлана Копылова
Возлюбленную Летечки — Лену — воплотила на экране студентка 2-го курса Театрального училища им. Щукина Светлана Копылова. Это ее дебют в кино.
Свидетели и обвиняемые в сценах суда — пережившие оккупацию местные жители городков, где шли съемки.
Как в жизни
Картину снимали в Поречье Гродненской области и в городке Дисна Витебской области. Последний строился по плану немецкого архитектора Хедеманна. Улицы практически сохранили оригинальную планировку, дома из красного обожженного кирпича, брусчатые мостовые XVI века. В историческом центре — здание бывшего уездного отделения «Общества попечительства о трезвости», впоследствии кинотеатр. В нем снимали сцены суда.
— Мы приехали с художником в Дисну, и я понял, что место в точности, как я себе представлял, — рассказывал Валерий Рыбарев. — Но чего-то не хватало. И тогда прямо при мне на ватмане среди этой ветхой немецкой архитектуры художник-постановщик Женя Игнатьев стал рисовать приметы советской провинции: памятник Ленину, деревянный автовокзал, деревянные заборы… И вскоре передо мной предстали 1950-е, которые он создал в декорациях.
В 1980-е еще не было микрофонов-петличек. На съемочных площадках тогда писалась черновая фонограмма, а потом фильм целиком озвучивали актеры в студии по артикуляции, слушая черновой звук в наушниках. В ленте «Свидетель» нет переозвучивания после съемок: это придает ей еще большую реалистичность. Со всеми оговорками, дефектами речи, фоновыми шумами, живая фонограмма вставлена в окончательный вариант, поэтому сцены признаний в суде имеют эффект подлинной кинохроники.
Время правды
За 40 лет после войны история Великой Отечественной обросла мифами, но не была раскрыта во всей ее правде. В 1985-м эта правда, пусть не вся, хлынула со страниц газет и с экрана. Одновременно со «Свидетелем» вышел фильм «Иди и смотри», где натуралистично показаны преступления нацистов. Старшеклассников водили на показы. Считали: тяжелая тема, но после плакатных советских лент пора просветить новое поколение. Однако «Свидетель» — не об армии врага, а о зверствах соотечественников, принявших его сторону. Когда ленту доставили в Москву на Центральное телевидение СССР для показа, встал вопрос о запрете картины.
— Был такой человек — Сергей Кононыхин, — вспоминал сценарист Павел Финн. — Комментировал фигурное катание на ТВ. И вдруг стал главным редактором Главной редакции кинопрограмм Центрального телевидения. Ни в какую не хотел пропускать фильм в эфир. И только к 9 мая 1986 года, когда горбачевская перестройка набрала обороты, «Свидетель» дошел до телеэфира.
В творчестве Валерия Рыбарева после 1989-го наступил тяжелый период: режиссеру предоставили возможность выпустить в свет только одну ленту — «Прикованный» (2002) — о человеке, не принявшем постсоветский уклад.
Этим летом создатель знаменитых картин «Меня зовут Арлекино» и «Свидетель» Валерий Рыбарев отметил свое 80-летие
Не чужая вотчина
Этим летом талантливый белорусский кинорежиссер, сценарист, заслуженный деятель искусств Беларуси Валерий Рыбарев, создатель своего собственного уникального языка, автор картин «Живой срез», «Чужая вотчина», «Свидетель», «Меня зовут Арлекино», «Прикованный», отметил 80-летие. В последние годы Валерий Павлович по разным причинам фильмы не снимает, но тот вклад, который он сделал в белорусский кинематограф, в полной мере позволяет его назвать живым классиком.
Он привнес в наше кино свое ощущение правды. Никому не старался подражать, никогда не следовал моде. И стоял несколько в стороне от признанных мэтров белорусского кино — Турова, Пташука, Добролюбова. Он был из другого поколения, застал войну совсем ребенком, но ему тоже хотелось сказать о ней свою правду. Может быть, поэтому герой его картины «Свидетель», снятой по мотивам повести белорусского писателя Виктора Козько, — воспитанник детдома, только вступающий в пору зрелости…
Фильм Рыбарева оценили сразу, его неоднократно показывали по телевидению. Он не был похож на снятые ранее картины на эту тему. Помню первые впечатления от просмотра «Свидетеля»: ощущение полного погружения в послевоенное время и атмосферу, подробная камера оператора Феликса Кучара. Предельно реалистическая манера игры актрисы Нины Усатовой на какой-то последней степени обнажения актерского нерва.
Вездесущая Википедия рассыпается Рыбареву в комплиментах: «Такие художественные фильмы, как «Живой срез», «Чужая вотчина», «Свидетель», стали классикой не только белорусского кинематографа. На равных с фильмами Алексея Германа и Альгимантаса Пуйпы они обозначили целое направление в советском киноискусстве. Это направление называли сверхреализмом или гиперреализмом. Оно характеризовалось особым вниманием к реалиям времени, возведением в ранг художественной значимости самых, казалось бы, маловажных деталей».
Валерию Рыбареву как большому художнику есть что вспомнить, о чем погрустить, чему усмехнуться… Его художественная правда тяжело пробивала себе дорогу, потому что планка и требовательность к себе были очень высоки. Что-то подсказывает мне, что Валерий Павлович из благородной и редкой нынче породы «самоедов» и перфекционистов, которые не будут довольствоваться в творчестве неудобоваримым средним результатом или компромиссом. В одном интервью он признавался: «Заявку на мой дебют, например, не принимали 6 раз, и в итоге меня спас Андрон Кончаловский, который был моим худруком». В пику всем редакторам Кончаловский поверил в талантливого дебютанта, в результате его «Живой срез» стал лучшим кинодебютом СССР того времени.
Валерию Рыбареву действительно есть чем гордиться: именно его фильм «Меня зовут Арлекино» стал самым кассовым белорусским фильмом за всю историю белорусского кино. За первые 15 месяцев проката ленты в кинотеатрах СССР ее посмотрели 41,9 миллиона человек.
Фильм был снят по пьесе известного журналиста и драматурга, депутата Верховного Совета СССР Юрия Щекочихина «Ловушка № 46, рост второй» и несколько отличался от литературного первоисточника. Главную роль в криминальной драме исполнил артист рижского ТЮЗа Олег Фомин, который и сегодня является крайне востребованным актером, режиссером и продюсером. Фильм попал в нерв времени. Он говорил что-то такое непременно нужное и необходимое о духовном вакууме некоторой части провинциальной, еще советской молодежи…
«Меня зовут Арлекино».
За гиперреалистическую манеру и сверхточное внимание к деталям режиссера Рыбарева неслучайно сравнивали с режиссером Алексеем Германом. У них было много общего. Оба учились в Ленинграде, окончили режиссерское отделение института театра, музыки и кинематографии. Оба снимали, как считали нужным. Им удалось пообщаться и поговорить о творчестве у Германа дома, куда Рыбарева пригласила жена Алексея Юрьевича Светлана Кармалита. Жаль, этот разговор не снят на пленку…
«Свидетель».
Фильм «Прикованный» о бывшем афганце, не вписавшемся в новые реалии, вышел в 2002 году после 14-летнего перерыва. Главные роли в нем исполнили Владимир Гостюхин и Алла Клюка. С тех пор Рыбарев по разным причинам, чаще всего из-за недостатка финансирования, не снимал. Как признался Валерий Павлович в одном из интервью, в профессии режиссера он не разочаровался, но много раз производственный процесс уже запущенных проектов останавливался. Словно какой-то злой рок не давал ему довести начатое до конца, претворить в жизнь свои идеи. Так произошло с проектом «Нечистые» про узниц концлагеря «Равенсбрюк». Еще один проект по сценарию известного советского автора Эдуарда Володарского по произведениям Варлама Шаламова Рыбарев мечтал снимать в условиях настоящей Сибири или возвести соответствующие декорации. Однако денег не нашлось, и «Последний бой майора Пугачева» снял другой режиссер под Минском. Было и еще несколько нереализованных проектов. Теперь на «Беларусьфильме» принят его сценарий «Осень в Несвиже» по повести Александра Трапезникова. Есть идея картины по повести Василя Быкова «Карьер». Хочется надеяться, что руководство киностудии сочтет нужным дать жизнь этим проектам…
Конечно, Валерий Рыбарев никогда не снимал «продюсерское кино», ему сложно вписаться в стилистику современных блокбастеров или романтических комедий, начать говорить на попкорновом уровне подростковой аудитории, которая сегодня, по мнению многих режиссеров, и заполняет кинотеатры. По какой-то неведомой причине «важнейшее из искусств» сегодня двинулось в сторону упрощения, иллюстрации, громыхания и спецэффектов, отказывая себе в некогда присвоенном праве создавать отдельные миры, как это делали Тарковский, Герман, Климов. Переставая быть исповедальным разговором. Валерий Рыбарев — режиссер из той системы координат, мастер большого стиля, прежнего масштаба и волнующей поэтики. Он всегда был требователен к себе и не разменивался на мелкотемье. Его зоркий режиссерский глаз и творческая оптика сегодня нам очень нужны.
В 2018 году Валерий Рыбарев получил награду республиканского конкурса «Национальная кинопремия Беларуси» — «За выдающийся вклад в белорусский кинематограф».