павел пушкин космокурс биография

Курс на космос

В 2021 году первых туристов в космос собирается отправить резидент «Сколково» – российская компания «Космокурс», в создании которой могли участвовать совладельцы УГМК.

Основатель «Космокурса» Павел Пушкин устроился на работу в Центр им. Хруничева, еще будучи студентом аэрокосмического факультета МАИ. За 10 лет работы он вырос до замруководителя проектно-исследовательского центра. Занимался модернизацией сверхтяжелой ракеты «Ангара», а после того, как этот проект был завершен, работы в центре поубавилось, и Пушкин начал искать способы применить ракетостроительные навыки в бизнесе. В конце 2013 г. на него вышел увлеченный космосом российский миллиардер из списка Forbes (его имя предприниматель не называет), мечтающий создать в России «многоразовую» ракету. При встрече Пушкин предложил ему отправлять туристов в 15-минутные космические полеты на ракете с отделяемой капсулой. «[Инвестор] мне сразу сказал, мол, я верю в этот рынок, я бы полетел, и мои знакомые бы полетели», – говорит предприниматель.

Частный космос

В 2014 г. «Космокурс» стал резидентом «Сколково» – по словам Пушкина, они пришли в инкубатор стартапов самостоятельно, в первую очередь из-за налоговых льгот и административной поддержки. Кроме того, именно знакомые из «Сколково» в свое время познакомили Пушкина с инвестором. Но заявок на гранты от «Сколково» «Космокурс» пока не подавал и не планирует – для космической индустрии суммы слишком малы, говорит он.

Как Гагарин

Для отправки туристов в космос «Космокурс» конструирует стандартную одноступенчатую ракету, наверху которой будет установлена капсула на шесть или семь кресел – для туристов и инструктора. Полет будет полностью автоматическим, поэтому инструктор будет скорее в роли стюарда и экскурсовода, рассказывает Пушкин. Успешный запуск такой «возвратной» ракеты с отделяемой капсулой, но пока без людей совершила 5 октября этого года компания Blue Origins основателя Amazon Джеффа Безоса.

Прежде чем полететь в космос, туристы должны будут пройти медицинское обследование. Чтобы получить разрешение на полет, не обязательно иметь здоровье космонавта, говорит Пушкин, туристы проведут в невесомости всего 5,5 минуты и испытают небольшие перегрузки. «За три дня до пуска они прилетят на космодром, где пройдут окончательное обследование и получат инструктаж, примерят скафандры, выберут кресла, познакомятся с экипажем», – описывает Пушкин. После двух дней предполетной подготовки туристы сядут в кресла, пристегнутся, произойдет запуск двигателя ракеты, и она полетит вертикально вверх. Капсула отсоединяется на высоте 40–60 км за пределами атмосферы, объясняет Пушкин: «Там уже невесомость – люди могут отстегнуться от кресел, полетать по салону в скафандрах, сфотографировать Землю из иллюминаторов».

В апогее капсула достигнет высоты полета Юрия Гагарина – 200 км, после чего начнет опускаться вниз (для сравнения: высота орбиты Международной космической станции (МКС) – около 400 км). При входе в плотные слои атмосферы капсула затормозится двигателями, а ближе к Земле раскроет парашюты и приземлится на расстоянии не более 10 км от места взлета. «Мы мягко садимся, люди выходят, фотографируются, их встречают родственники. Мы поставим экраны и камеры наблюдения в капсулы, чтобы родственники могли все видеть в прямом эфире, это будет шоу!» – говорит Пушкин.

В это время ракета тоже включает двигатели при входе в атмосферу, раскрывает посадочные опоры и садится в заданную точку на ножки. Каждая ракета рассчитана максимум на 10 таких полетов.

«Космокурс» в цифрах

$250 000 будет стоить 15-минутный полет в космос на ракете с отстегивающейся капсулой
$150 млн инвестиций требует проект
700 туристов в год планирует запускать «Космокурс»
5,5 минуты проведут туристы в невесомости на максимальной высоте 200 км
В 2021 г. планируется первый запуск
$1 млрд достигнет объем рынка космического туризма к 2022 г.
$330 млрд – объем мирового космического рынка в 2014 г., 76% которого занимает коммерческая деятельность
Источники: данные компании, Федеральное управление гражданской авиации США, Space Foundation

По словам Пушкина, эта схема полета полностью безопасна: капсула с туристами приземлится в полной сохранности, даже если откажет двигатель или не раскроется один или два парашюта из трех. Даже если ракета взорвется в полете, капсулу успеет отбросить на безопасное расстояние, уверяет основатель.

2 марта «Космокурс» получил одобрение «Роскосмоса» на разработку аванпроекта и сейчас ждет лицензию на доступ к секретной документации, в которой содержатся требования к ракетно-космической технике. Параллельно Центр подготовки космонавтов по заказу «Космокурса» должен разработать требования к туристам. Компания уже нашла 30 «смежников» для производства различных систем для ракеты и присматривает космодром. У стартапа есть договоренность с полигоном Капустин Яр, но из-за большой загрузки военных, возможно, проект переедет на Байконур либо вовсе построит площадку для запуска с нуля в поле под Волгоградом или Астраханью, говорит Пушкин.

Свободный рынок

«Космокурс» создает технологии, которые позволят России занять долю на бурно развивающемся рынке, считает генеральный директор компании по производству спутников Sputnix Андрей Потапов. Однако привлекать инвестиции для частных космических проектов в России по-прежнему тяжело, говорит он: «Такого бума в космонавтике, как на Западе, в России не просматривается – есть скорее отдельные проекты и люди, которые хотят, чтобы эти проекты сложились».

«Космокурс» намеревается отправить первую партию туристов в космос уже в 2021 г. Многие считают, что это невыполнимый план, признается Пушкин. «Но когда я спрашиваю контрактников: «А лично вы успеете сделать свою систему для нашей ракеты к этому времени?», они говорят: «Да». Поэтому я надеюсь уложиться в срок», – говорит предприниматель.&

Источник

«У них уже летает, а мы сосны пересаживаем»: О российской частной космонавтике, которой нет

Полёты туристов на орбиту Гагарина и запуски микроспутников могут приносить миллионы долларов и поднимать экономику целых регионов. В России есть люди, готовые в это вложиться, и люди, знающие, как это сделать технически. Российские Илоны Маски умеют строить космодромы, многоразовые корабли и суперактуальные в последнее время сверхлёгкие ракеты. И всё это оказалось не так сложно, как разговаривать с некоторыми чиновниками.

Коллаж © LIFE. Фото © LIFE, © Blue Origin

Эта штука невероятно тяжёлая, автору данной статьи так и не удалось даже приподнять её над столом.

павел пушкин космокурс биография. Смотреть фото павел пушкин космокурс биография. Смотреть картинку павел пушкин космокурс биография. Картинка про павел пушкин космокурс биография. Фото павел пушкин космокурс биография

Это бронекорпус, а рядом форсунки — запчасти системы зажигания ракетного двигателя, которую в декабре 2020-го испытали в подмосковном цехе компании «Космокурс». Испытали успешно, запальное устройство сработало в расчётное время.

А вот смесительная головка, через неё в двигатель поступает топливо и окислитель. В данном случае это спирт и кислород. Тоже собственная разработка предприятия. Деталь отпечатана на 3D-принтере.

павел пушкин космокурс биография. Смотреть фото павел пушкин космокурс биография. Смотреть картинку павел пушкин космокурс биография. Картинка про павел пушкин космокурс биография. Фото павел пушкин космокурс биография

— В нарушение всех норм и правил, которые приняты в отрасли, мы перешли к железу реальному — испытанию, изготовлению. Не согласовав аванпроект и не утвердив его в «Роскосмосе». Хулиганим потихоньку. Но нам никто не запрещает это делать, — рассказал Лайфу генеральный директор компании «Космокурс» Павел Пушкин.

Это будет двигатель для многоразового суборбитального комплекса. Схема полёта примерно следующая: ракета с космическим кораблём поднимается на высоту полёта Гагарина — 200 километров. На борту шесть космических туристов и инструктор. Их ждёт Земля в иллюминаторе и пять-шесть незабываемых минут в невесомости. Ракета, то есть первая ступень, приземляется на платформу в нескольких километрах от космодрома вертикально, на двигателях. Корабль опускается на парашютах чуть дальше. Весь полёт длится 15 минут.

Кадр из видео YouTube / CosmoCourse

Цена вопроса — 200–250 тысяч долларов с человека. Надо сказать, это одно из самых доступных предложений в мире. По планам компании, технически можно будет отправлять в космос до 700 человек в год. Это значит, от 140 до 175 миллионов долларов ежегодного дохода. То есть в теории можно за год отбить всю стоимость проекта — 150 миллионов долларов.

Земля в иллюминаторе за квартиру в Москве. Почём нынче билеты в космос?

Уже практически выбрано подходящее место для первого в России частного космодрома. Вполне возможно, что он будет построен здесь.

Это Нижегородская область. «Космокурс» рассматривал там в общей сложности 17 участков. Этот импонирует больше всего.

— В принципе, получается 10 километров от значимых населённых пунктов. Там есть несколько деревень, которые попадают в зону, которая вроде как и безопасна, но нехорошо, чтобы там люди жили, над людьми издеваться нельзя, поэтому надо 20–30 человек переселить просто, — поясняет глава «Космокурса».

Космодром на мысе Канаверал находится примерно на том же расстоянии от одноимённого городка, напомнил Павел Пушкин, притом оттуда запускают тяжёлые ракеты, а не «нашу пукалку», как выразился он.

И тут начинается самое интересное. Чтобы построить космодром, разумеется, нужно получить одобрение местных жителей, а значит, устроить общественные слушания. Для этого нужно провести оценку воздействия на окружающую среду и опубликовать эти данные в открытых источниках. И в «Космокурсе» вот уже полгода как готовы это сделать — но не могут. Дело в том, что по просьбе властей региона компания согласилась дополнительно согласовать с Роспотребнадзором санитарно-защитные зоны. Павел Пушкин подчеркнул, что по закону «Космокурс» не обязан был это делать, но пошёл навстречу пожеланиям. И горько об этом пожалел. По словам гендиректора, компания превратилась в футбольный мяч для федеральных ведомств.

Сейчас стоит задача провести экспертизу санитарно-защитных зон, но пока ведомства не могут даже определиться с тем, кто именно её должен делать.

— Мы заключаем договор с институтом, который должен проводить экспертизу, они отказываются, потому что они звонили в местный Роспотребнадзор, и он им рекомендовал с нами не связываться и ничего не согласовывать, — сетует руководитель «Космокурса».

На данный момент организации не выдвинули ни одного конкретного технического замечания, подчеркнул он, все формулировки до крайности расплывчатые.

— Есть желание губернатора, есть желание первого зампредседателя правительства, есть желание некоторых министров, есть люди, которые это всё толкают. Но есть люди, которые, извините, одно место прикрывают и не хотят ничего делать, — не удержался генеральный директор.

павел пушкин космокурс биография. Смотреть фото павел пушкин космокурс биография. Смотреть картинку павел пушкин космокурс биография. Картинка про павел пушкин космокурс биография. Фото павел пушкин космокурс биография

Генеральный директор компании «Космокурс» Павел Пушкин. Фото © LIFE

Ещё одна проблема в том, что, согласно законодательству, космическая инфраструктура должна располагаться на федеральных землях.

— Мы приходим в «Роскосмос» и говорим: «Вы молодцы, прописали, сделали, чтобы земли были в вашем ведомстве. А наш космодром кто возьмёт? Берите! Нижегородская область готова, они готовы собрать документы и передать федералам, скажите кому. Или вычёркивайте из законодательства», — рассказал Павел Пушкин.

А самое интересное, что в «Космокурс», по словам руководителя, регулярно приходят восторженные письма от нижегородцев.

— Пишут, мол, ребята, приходите обязательно, нам там работать негде, нам работа нужна, нам нужен туризм. Пишут прямо из того района, [который выбран для будущего космодрома], — поделился Пушкин.

Этот регион «Космокурс» выбрал именно из-за его высокого туристического потенциала — Нижний Новгород находится сравнительно недалеко от Москвы. Это значит, что и космическим, и просто туристам будет несложно туда добраться, а заодно по достоинству оценить красоту русской природы и местный колорит. Стоит отметить, что своими главными будущими клиентами компания считает иностранцев.

— Я не нефть еду туда выкачивать и расплёскивать. Я еду пускать ракеты, и основной плюс будет для Нижегородской области — к ним поедут туристы смотреть на эти пуски. В Нижегородскую область можно доехать за четыре часа и посмотреть, как испытывают двигатели и как летает ракета. Круто, да? И туристы туда поломятся в таком количестве, что там поднять весь район можно на гостиницах и всём остальном. И я не прошу мне за это отстёгивать. Мы просто хотим летать, — заявил глава компании.

Вот практически полный аналог проекта «Космокурса» — многоразовый космический корабль New Shepard от Blue Origin, основанной Джеффом Безосом. Такая же схема взлёта и посадки, тоже суборбитальный полёт, только высота в два раза меньше, чем у «Космокурса», — всего 100 с небольшим километров. Это видео успешных испытаний пустого корабля, проведённых 14 января 2021 года. А ведь российские частники начали работать над этим, когда New Shepard ещё и в проекте не было.

— В этом году у Blue Origin Джеффа Безоса полетят первые туристы. У них уже летает, а мы тут в Нижегородской области сосны пересаживаем. А когда у Безоса полетят первые туристы, я вас уверяю, сразу начнётся: «А что это «Космокурс» просрал все деньги?» Будет пресса писать, что «Космокурс» освоил деньги, фуфлёжники, ничего не делают, — уверен Павел Пушкин.

На этом фоне недавняя громкая новость о планах построить ещё один частный космодром — в Дагестане — представляется чем-то совершенно невообразимым. Напомним, ещё одна российская частная космическая компания — Success Rockets — сообщила, что заключила соглашение с компанией «Корпорация развития Дагестана» о строительстве в Ногайском районе республики стартовых площадок и всей необходимой инфраструктуры для пусков сверхлёгких ракет.

— Они на нас посмотрели, их руководитель со мной связывался, и сказали: «Вы заявили — и мы заявим». Мы не заявили, у нас всё проработано и всё просчитано, вся баллистика. У нас просчитано вплоть до того, что болт упадёт на голову человеку. А они просто ляпнули — и всё. Хайпануть решили. Мы спрашиваем: «А вы проработали вопрос-то?» — «А они нам землю дадут». — «А как это они землю дадут?» А я просто знаю, что они ничего не считали. Они не считали, что такое космодром, — заверил гендиректор «Космокурса».

Вскоре после этого — уже не так громко, а лишь в местных СМИ — было упомянуто, что глава «Корпорации развития Дагестана» Артур Алибеков покинул свой пост, а руководитель республиканского Агентства по предпринимательству и инвестициям Камил Магомедов «на карандаше»: правительству поручено проверить его «на соответствие занимаемой должности». А кроме того, Прокуратура Дагестана проведёт проверку агентства на предмет нарушений законодательства. При этом организация поспешила извиниться и откреститься от Success Rockets.

— Целесообразность реализации проекта на территории республики не подтверждена. Не были проведены экологические и технические исследования и экспертизы, не изучены иные потенциальные риски. Приносим извинения дагестанцам в связи с возникшим недопониманием, — говорится в публикации агентства.

Лайфу удалось связаться с главой Success Rockets Олегом Мансуровым, и он заверил, что планы компании в Дагестане остаются в силе, а кадровые перестановки в республике произошли по не зависящим от предприятия причинам.

— Я, честно говоря, не в курсе, только из прессы знаю, там какая-то проверка проводилась, но вы же знаете, что там произошла смена руководства, и, наверное, это как-то повлияло. Работы продолжаются, идёт проектная стадия, формируется ряд вопросов со стороны руководства республики, мы на них сейчас готовим ответы и готовим концепцию самого объекта. Насколько я понимаю, руководство Республики Дагестан готово нас поддерживать, — сказал предприниматель.

По его словам, соглашение с Дагестаном предусматривает строительство стартовых площадок, вспомогательной инфраструктуры, жилых корпусов, туристических объектов, а также научного и испытательного центров. Варианты участков для космодрома компания выбрала ещё осенью 2020 года. До общественных слушаний в Success Rockets планируют дойти за ближайшие полгода или год.

— Всё там минимально удалено на 20 километров, а в основном всё дальше, — пояснил Олег Мансуров.

При этом Дагестан — это лишь один из регионов, с территории которых компания планирует запускать ракеты. Сейчас идут переговоры ещё с несколькими регионами на юге России.

— Речь о создании космодрома в Дагестане шла ещё в советское время, когда планировался первый космодром, которым стал в итоге Байконур. Его изначально планировали располагать в Дагестане, просто тогда средства радиолокационной связи не были настолько развиты, были технические проблемы. Сейчас их нет, поэтому мы вполне можем разместить в Дагестане то, что нам необходимо, — заявил Мансуров.

павел пушкин космокурс биография. Смотреть фото павел пушкин космокурс биография. Смотреть картинку павел пушкин космокурс биография. Картинка про павел пушкин космокурс биография. Фото павел пушкин космокурс биография

По расчётам компании, стартовая площадка понадобится ей примерно через три года. А за это время Success Rockets намерена построить ракету сверхлёгкого класса.

— Сейчас проходят стендовые испытания ракетных двигателей. В случае их успешного проведения мы весной перейдём уже к лётным испытаниям, — сказал глава Success Rockets.

павел пушкин космокурс биография. Смотреть фото павел пушкин космокурс биография. Смотреть картинку павел пушкин космокурс биография. Картинка про павел пушкин космокурс биография. Фото павел пушкин космокурс биография

Фото © Success Rockets

Это образец твердотопливного двигателя на основе нитрата аммония и алюминия. В Success Rockets заверили, что он будет самым мощным у российских частников.

— Это собственное инновационное топливо, которое значительно дешевле существующих аналогов. Технология создания ракетного двигателя также является нашей собственной разработкой, и за счёт использования композитных материалов значительно снижается стоимость готового изделия, — рассказал Олег Мансуров.

Компания работает над проектами суборбитальной ракеты Nebo для метеоспутников и других научных аппаратов и орбитальной Stalker для вывода в космос спутниковых группировок. Кроме того, у Success Rockets есть проект космических буксиров, которые смогут перемещать спутники на другие орбиты и даже участвовать в межпланетных миссиях.

— Мы для себя рассматриваем два сценария. Первый — когда мы становимся оператором космических данных и предоставляем их другим компаниям. Второй — мы под заказ другой компании создаём необходимую для неё космическую инфраструктуру, — говорит руководитель компании.

павел пушкин космокурс биография. Смотреть фото павел пушкин космокурс биография. Смотреть картинку павел пушкин космокурс биография. Картинка про павел пушкин космокурс биография. Фото павел пушкин космокурс биография

Не менее амбициозные планы у «Лин индастриал» и «Национальной космической компании», которые с недавних пор объединились и сосредоточились на том, чтобы в ближайшие годы представить свою сверхлёгкую ракету «Сибирь» — «такси» для микро- и наноспутников. На видео ниже — огневые испытания ракетного двигателя на пропане и кислороде в декабре 2019 года. Он, кстати, полностью отпечатан на 3D-принтере.

Огневые испытания жидкостного ракетного двигателя, разработанного «Национальной космической компанией». Видео предоставлено «Национальной космической компанией»

павел пушкин космокурс биография. Смотреть фото павел пушкин космокурс биография. Смотреть картинку павел пушкин космокурс биография. Картинка про павел пушкин космокурс биография. Фото павел пушкин космокурс биография

Отпечатанный на 3D-принтере жидкостный ракетный двигатель, разработка «Национальной космической компании». Фото © «Национальная космическая компания»

— Ракета будет, по нашим расчётам, поднимать на орбиту примерно тонну. Наши предполагаемые перспективные клиенты — это операторы связи, компании по нефте-, газодобыче, другие добывающие компании, чтобы геологоразведку проводить сверху с помощью оборудования для дистанционного зондирования Земли, — рассказал Лайфу глава «Национальной космической компании» Максим Куликов.

НКК — красноярская компания, там расположен и офис, и сборочный цех. Максим Куликов основал её в 2019 году на деньги инвесторов — по его словам, состоятельных россиян из списка Forbes. К слову, предприниматель оценивает общий объём необходимых компании вложений в 100 миллионов долларов и рассчитывает освоить эту сумму к 2024 году.

— Они относятся к этому с неким ироничным интересом: а что из этого получится? А может быть, у нас в России тоже это будет? — поделился бизнесмен.

Он также признался, что его вдохновила история SpaceX. С момента основания компании Илона Маска до старта первой ракеты Falcon прошло целых восемь лет, подчеркнул предприниматель.

— Я просто почитал про эту компанию, и оказывается, когда Маск её открыл, он был примерно на год меня старше. Я подумал: блин, охота чего-то такого глобального, полезного, — вспоминает предприниматель.

Теперь помимо «Сибири» у «Лин» и НКК есть проекты ещё более лёгкой ракеты — «Таймыр» — с полезной нагрузкой 147 кг, многоразовой ракеты «Адлер» (поднимает 700 кг) и ещё целого ассортимента носителей поменьше. Именно такие ракеты сейчас нужнее всего отечественному космосу, уверены частники: наступает эра маленьких спутников типа Starlink, а в России их запускать пока нечем.

— Сейчас заказчики подстраиваются под нашего российского оператора «Роскосмос», у которого есть свои планы по запускам, куда они отправляют свои спутники приоритетные, например для оборонных задач. Приходится уже заказчикам использовать какие-то технологии, чтобы не было удорожания, чтобы этот спутник оказался в нужной точке расчёта, — отметил предприниматель.

Интересно, что в «Космокурсе» тоже подумывают переключиться на сверхлёгкую ракету — возможно, она станет спасательным кругом для компании, которая пока не видит никакого света в конце чиновничьего тоннеля. Но даже этот вариант приходится оценивать максимально трезво: за рубежом уже много своих ракет, а российские потенциальные заказчики пока не проявляют предметного интереса — привыкли рассчитывать на старые добрые «Союзы».

Самое интересное из мира науки и технологий — в телеграм-канале автора.

Источник

Первый в России «частник» в госконкурсе на строительство ракет: что известно о «КосмоКурсе» Статьи редакции

Основатель Павел Пушкин хочет проводить для туристов экскурсии на высоте 200 км и ориентируется на Blue Origin Джеффа Безоса.

Госкорпорация «Роскосмос» впервые допустила частную компанию к конкурсу по созданию ракеты-носителя. «КосмоКурс» претендовал на разработку эскизного проекта метановой ракеты «Амур-СПГ», на который «Роскосмос» планирует потратить 407 млн рублей.

И хотя «КосмоКурс» проиграл, основатель компании Павел Пушкин положительно оценил возможность поучаствовать. Конкурс выиграл государственный ракетно-космический центр «Прогресс», которые производит ракеты-носители «Союз».

«Мы приняли участие, нас допустили до первого и до второго этапа. Это была задача-минимум, просто проверить самих себя», — заявил Пушкин Business FM.

«КосмоКурс» в 2014 году основал Павел Пушкин, до этого он около десяти лет работал в государственном центре имени Хруничева, который производит ракеты-носители «Протон» и «Ангара». Пушкин занимался в том числе модернизацией «Ангары».

Компания хочет проводить экскурсии на высоте полёта Юрия Гагарина (180–220 км). «КосмоКурс» работает над комплексом из многоразовой ракеты-носителя и многоразового космического корабля на семь мест — для туристов и инструктора.

У системы пока нет собственного имени, рабочее название — «Многоразовый суборбитальный космический комплекс».

Компания планирует запускать в космос около 700 туристов в год, проводя не меньше 115 пусков. Каждая ракета и корабль рассчитаны максимум на десять полётов. Пушкин во многом ориентируется на Blue Origin основателя Amazon Джеффа Безоса, писала «Медуза».

Основатель «КосмоКурса» описывал полёт в космос так:

Схема полностью безопасна: капсула с туристами приземлится в полной сохранности, даже если откажет двигатель или не раскроется один или два парашюта из трёх, уверяет Пушкин.

Инвестор один, и проект профинансирован. Много инвесторов — это плохо, потому что каждый будет тянуть одеяло на себя. Наш инвестор не компания, а частное лицо, бизнесмен, крупный машиностроитель, который хочет этим заниматься. Это его мечта и желание заниматься космосом.

Инвестора назвать не могу, поскольку он не хочет, чтобы его называли. Почему? Этого я не знаю, возможно, он просто скромный человек.

С инвестором Пушкин познакомился в середине 2013 года, когда ещё работал в центре Хруничева. Инженер рассказывал «Медузе», что ему позвонили из фонда «Сколково» и предложили встретиться с российским миллиардером из списка Forbes, который увлекается космосом и хочет инвестировать в проекты в этой сфере.

Пушкин встретился с ним и предложил идею туристических полётов в космос на многоразовых ракетах. Инвестору идея понравилась, и они договорились о работе над космическим кораблём для суборбитального туризма.

Павлу Пушкину принадлежит 30% ООО «Космокурс», ещё 70% владеет бывший член совета директоров Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Александр Тукацинский.

Один из партнёров Махмудова объяснял Forbes, что для предпринимателя проект с «Роскосмосом» — своего рода форпост, «чтобы быть в тусовке и следить, что происходит в отрасли».

Рано или поздно Россия придёт к тому же, что США, — передаче производства и запуска космической техники в частные руки. Пока это в самом начале, но тем не менее. Вот мы и ждём. Может, будем и частные полеты в космос организовывать, отрасль интересная, почему нет?

Махмудов и его представители не комментировали возможные инвестиции в «КосмоКурс».

«Мы активно занимаемся вопросами подготовки производства и экспериментальной базы. Первые агрегаты уже сейчас находятся в изготовлении для проведения испытаний», — признавался Пушкин журналу «Русский космос» (издание «Роскосмоса») весной 2019 года.

«КосмоКурс» не делает все детали самостоятельно, а выступает как конструкторское бюро: компания нашла 30 предприятий-смежников для производства различных элементов ракеты.

К примеру, в 2018 году «КосмоКурс» подписал соглашение с НПО автоматики (входит в «Роскосмос») о разработке бортовой системы управления для ракет-носителей.

Прежде чем приступить к производству, необходимо получить одобрение «Роскосмоса» на создание аванпроекта суборбитального космического корабля.

«Чтобы сделать всё качественно, нужно согласовать требования по безопасности, надёжности, правилам создания с «Роскосмосом». По этому техническому заданию мы сможем сделать так, что всё пройдет успешно», — объяснял Пушкин.

«КосмоКурс» получил разрешение в марте 2016 года, в августе 2017 года «Роскосмос» выдал лицензию на космическую деятельность, которая в том числе даёт доступ к документации с требованиями к ракетно-космической технике.

Испытания «КосмоКурс» проводит на площадке в Московской области. В 2019 году компания подписала с правительством Нижегородской области соглашение о строительстве частного космодрома. «КосмоКурс» собирается провести первые лётные испытания на космодроме в 2023 году.

Там должен быть построен стартовый комплекс — стартовый стол, сооружения для заправки ракеты и техническо-сборочный комплекс. Это завод, где ракета окончательно собирается, где она готовится к пуску.

Так как ракета и аппарат многоразовые, там же будет проводиться межполётное обслуживание. Естественно, ещё небольшие посадочные площадки и площадка под аппарат: это просто чистое поле должно быть, чтобы можно было аккуратно сесть. Никаких особых сооружений нет, так что некоторые аэропорты выглядят масштабнее.

Комплекс в Нижегородской области может стать первым частным космодромом в России. Но проект должен согласовать «Роскосмос». В июне 2020 года на странице в Facebook Пушкин рассказал о бюрократических сложностях с оформлением документов.

Мы завязли в разработке обоснований для прохождения различных процедур. Какая тут роль Нижегородской области и их правительства? А практически никакая. Мы всё делаем в соответствии с законодательством. Многие вопросы вообще федерального уровня, и область получит только заключения на руки. Разбираться в хитросплетениях взаимодействия ведомств тоже приходится самим. Хотя область и старается в меру сил, за что ей большое спасибо.

Значит тут велика роль «Роскосмоса»? Да её вообще нет. Нормативку они нам выдать не могут. Часть нормативки им не принадлежит, остальной, как оказалось, не существует. По вопросам согласования космодрома они нам сказали, что сам умеют только работать в рамках постановления президента или премьер-министра. И вообще, они нам всячески сочувствуют, но помочь ничем не могут. Зато есть замечательные советы вроде «бросить это дело и не париться».

Короче, обосновываем мы выхлоп каждого дизель-генератора на космодроме, канализацию и прочие штуки. Сами планы космодрома давно готовы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *