павел павлович радчинский биография
Павел Фитин. Его мало кто знал в лицо
2020-ый – год 75-летия Победы и 100-летия СВР России. В честь этих исторических событий безымянная гора высотой в 4 тыс.м. в Сев. Осетии названа по распоряжению правительства РФ именем руководителя внешней разведки в военные годы Павла Михайловича Фитина.
Биография Павла Михайловича рассекречена совсем недавно. Хотя с той войны прошло 75 лет. Наверное, на это было свои веские основания. Он возглавлял внешнюю разведку в сложное время для Советского Союза – с марта 1939 по июнь 1946 г. и много чего видел, решал, пережил, обдумал. Много работал, рисковал, не искал легких путей, блестящими результатами доказывал – он на своем месте, оправдывая свой служебный псевдоним – «Виктор»-«Победитель».
Родился Павел 28 декабря 1907 г. в деревне Ожогино, тогда еще в Тобольской губернии, в бедной крестьянской семье. Революционные преобразования затронули и эту далекую, забытую богом, провинцию. Отец Павла Михаил Илларионович – активист из бедняцкой среды. В 1920 г. организовал один из первых колхозов в губернии. Позже воевал против кулацких банд. Как-то попал к ним в плен, но чудом спасся. Неудивительно, что Павел пошел по стопам отца. В пятнадцать лет – он комсомолец. В 20 – член райкома комсомола.
Павел поступил в Сельхозакадемию им.Тимирязева. по специальности инженер-конструктор. Окончив ВУЗ, прошел срочную армейскую службу в танковой бригаде под Калугой. В 1932 г. Павла направляют на работу в центральное сельхозиздательство «Сельхозгиз». Хороший организатор, грамотный специалист, Павел на хорошем счету. Становится секретарем парткома издательства. Далее работает замглавного редактора.
В 1938 г. Павел слушатель Центральной школы (ЦШ) НКВД. Советская разведка остро нуждается в сотрудниках. Фитин парторг курса, имеет опыт руководящей работы и потому его направляют сразу на должность оперуполномоченного Пятого разведотдела ГУГБ НКВД. В начале 1939 г. – Фитин замначальника Пятого отдела – майор ГБ (соответствует званию полковника в структуре Наркомата обороны). В мае 1939 г. – он начальник Пятого отдела. Это было верное решение руководства НКВД. Фитин нестандартно мыслил, мог находить общий язык и с начальствующим составом, и с подчиненными в интересах общего дела. Был строг, требователен, но справедлив. Одной из важнейших задач было качественное улучшение работы разведки в зарубежных странах. В первую очередь решались вопросы подбора руководящих кадров резидентур. В 1939-1940 г. 40 резидентур были полностью укомплектованы достойными кадрами. Туда было направлено более 250 разведчиков. Хорошие результаты не заставили долго ждать.
П.Фитина за очевидные успехи награждают орденом Красного Знамени. Награды получают многие коллеги майора госбезопасности, в том числе опытнейший разведчик Павел Судоплатов известный проведением образцовых тайных операций. В мае 1940 г. он становится заместителем Фитина.
В это же время советские резидентуры ряда стран Европы с конца 1940 г. передают информацию о подготовке Германии к нападению на СССР.
Резидентуры работают денно и нощно, не покладая рук. В мире все явственнее пахнет порохом. Советские разведчики восстанавливают отношения с нашим агентом в гестапо В.Леманом, также – с советником министерства экономики фашистской Германии Арвидом Харнаком. От них регулярно поступала информация об агрессивных намерениях немцев в отношении СССР. Обстановка в Европе накаляется, работать становится все сложнее и сложнее. Советской разведке в этот предвоенный период как никогда нужна полная, проверенная, из разных источников, информация о планах Гитлера и стран – сателлитов Германии. Сознавая жизненную важность их участка работы, необходимость повышения ее эффективности, Фитин, товарищи по работе добиваются того, что в феврале 1941 г. Пятый разведотдел ГУГБ укрупняется как структурная единица и становится автономным Первым управлением НКГБ СССР. Его пополняют новыми кадрами и спецтехникой.
В апреле 1941 г. П.Фитин направляет руководству НКГБ документ о главных задачах Первого управления в связи с вступлением СССР в предстоящую войну.
Весной 1941 г. по инициативе П.Фитина, а это диктует жизнь, обстоятельства и положение дел, создается внештатная информационно-аналитическая группа, ее члены – руководитель германского отдела П.Журавлев и Зоя Рыбкина (в будущем известная писательница Зоя Воскресенская). Внимательно проанализировав все сообщения закордонных резидентур, аналитики пришли к печальному выводу, что Германия развяжет войну с СССР. Все мероприятия гитлеровцев, военного характера, закончены. Войска ждут приказа.
17 июня 1941 г. начальник Первого управления НКГБ Павел Фитин ознакомил И.Сталина с этим аналитическим документом, подчеркнув, что Германия нападет на Советский Союз вот-вот. Счет идет на дни. Глава СССР принял этот доклад к сведению.
Фитин всецело доверял своим разведчикам – нелегалам. Ни в одном из них он не ошибся. Ранним утром в воскресенье, 22 июня 1941 г. ему позвонили со службы и кратко сообщили: «Война…».
В разные концы света летят – шифровки, задания всем резидентурам согласно требованиям военного времени. Уже тогда руководил Первым управлением НКГБ ГКО СССР – высшая структура управления страной в период войны. На стол Фитина лег документ определяющий основные направления деятельности Первого управления – это выявление всех планов Германии и их союзников, формировании разведывательно-диверсионных отрядов и отправка их в тыл, организация и руководство партизанскими отрядами, выявление планов стран антигитлеровской коалиции, научно-техническая разведка, и др. Внешняя разведка блестяще выполняла поставленные задачи, порой ценой жизни своих сотрудников. Не было ни одного случая проявления трусости, малодушия, дезертирства, предательства.
В 1943 г. Павел Михайлович направляет в Гос.Комитет Обороны документы об операции немцев на восточном фронте. В документе подробно изложены общие планы, направления главных ударов, виды применяемой вражеской техники. Ценность этого документа невозможно переоценить и это сыграло свою положительную роль.
15 июня 1946 г. Павел Михайлович Фитин ушел с высокой должности. В 1947–1951 г.г. Павел Михайлович жил на Урале, был зам.нач. УМГБ по Свердловской области. В 1951г. Фитин уезжает в Казахскую ССР и возглавляет МГБ.
Летом 1953 г. П.Фитина освобождают от работы. Но весной 1954 г. приглашают на должность главного контролера в Министерство госконтроля.
Официальные государственные структуры потеряли всякий интерес к Павлу Михайловичу. Он с блеском сделал свое дело и стал попросту не нужен. Как это нам знакомо. Но ветераны советской разведки не забывали этого самоотверженного и яркого человека. В 60-х годах Павла Фитина часто навещает Вильям Фишер, он же Рудольф Абель, известный советский разведчик-нелегал, раскрытый в США, побывавший там в тюряге и обмененный на американского летчика-шпиона Пауэрса сбитого 1 мая 1960 г. под Свердловском. Приходят и другие его коллеги, ставшие полковниками, генералами и им было, что вспомнить и о чем поговорить.
Павел Михайлович покинул этот бренный мир в Москве 24 декабря 1971 г. Но справедливость восторжествовала. Очень жаль, что не при его жизни. Рассекретили его биографию. Теперь мы знаем, как много он сделал для своей страны, каким мужественным, честным и самоотверженным человеком он был. О нем снято много документальных фильмов. Памятник генералу госбезопасности установлен в здании СВР на Остоженке, его именем названа улица в Ясенево недалеко от штаб-квартиры СВР РФ. Запоздалыми почести и память не бывают.
Борис ЛЯШКО.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Сын умершего от ковида ветерана вскрыл пакет с телом отца, вдова усопшего сняла это на видео
На видеозаписи, обнародовать которую мы не можем по причине ее шокирующего содержания, видно: родственники умершего от коронавируса 95-летнего ветерана Великой Отечественной войны Виктора Ногина вскрыли пакет и сняли на телефон обнаженного усопшего крупным планом.
Сын ветерана: «Я едва не потерял разум»
Как пояснил сын ветерана Василий Ногин, пока везли тело отца из Кирова, у него возникло непреодолимое желание в последний раз увидеть родителя и проститься с ним. Даже несмотря на строгий запрет вскрывать домовину, заколоченную по бокам четырьмя гвоздями.
На записи, от просмотра которой содрогнется даже человек с крепкими нервами, слышно как негодует жена ветерана. Женщина снимает и комментирует внешний вид умершего: кровоподтеки, синяки на животе и руках, сползающая кожа. Следов вскрытия родственники не обнаружили.
В региональном минздраве пояснили: представленные на записи изменения на теле в виде синяков и кровоподтеков свидетельствуют об интенсивности проводимой терапии, в том числе антикоагулянтами. Они являются естественными посмертными изменениями. Отметим, что, по словам сына, он забрал из морга на улице Тихая,1 в Кирове тело отца через два дня после кончины.
В ходе лечения пациенту Ногину-старшему была проведена комплексная противовирусная, антибактериальная терапия, гормонотерапия, проводилось лечение препаратами генной инженерии, проведен сеанс ультрагемодиафильтрации. Несмотря на усилия врачей, пациент скончался. По факту отсутствия следов вскрытия на теле умершего пожилого человека проводится проверка.
Как отметили в инфекционной больнице, родственник действительно обращался с просьбой ухаживать за отцом. Учитывая тяжелое состояние пациента, данная возможность сыну была предоставлена, однако, тот отказался.
Кого накажут?
Как сообщили Newsler.ru в СУ СКР по Кировской области, по обстоятельствам, изложенным в материале, следователи СК уже проводят процессуальную проверку по результатам которой будет дана юридическая оценка действиям должностных лиц медицинского учреждения и принято процессуальное решение в соответствии с требованиями закона.
Статус вдовы ветерана дает женщине все те льготы и привилегии, что и самому участнику Великой отечественной войны, но не избавляет от ответственности за вскрытие гроба с умершим от особо опасной инфекции. К тому же, несмотря на шокирующую ситуацию, вряд ли ветеран Великой Отечественной войны хотел бы даже после своей смерти предстать таким образом.
Как нам пояснили, для погибших от коронавируса существуют специальные правила захоронения. Тела всех умерших от COVID-19 или имеющих подтверждённый диагноз на коронавирус помещаются в пластиковые пакеты, дезинфицируют снаружи и выдают в закрытом гробу без церемонии прощания. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, открывать гроб запрещается под личную ответственность получившего.
Рассекречено первое в СССР дело педофила-героя войны
В 1955 году в Забайкалье произошла история, которая потрясла не только обычных людей, но даже следователей и судей
Отец-педофил. Фото: Ева Меркачева
Разве может орденоносный защитник Родины быть домашним тираном и насильником родной дочери? Да и даже если так — то какой грандиозный скандал может подняться «на самом верху»!
Советский суд продемонстрировал в этой истории принципиальность и аполитичность. Родитель-педофил получил 20 лет тюрьмы. Само заседание было выездным, проходило за закрытыми дверьми. Причем всем участникам процесса настоятельно рекомендовали навсегда забыть о том, что там творилось.
В распоряжении «МК» материалы, возможно, первого в СССР дела против отца-педофила и домашнего насилия.
Как герой стал убийцей и насильником
Фото: Ева Меркачева
Это полный текст заявления школьницы, кстати, круглой отличницы. Милиционеры, которые его прочитали, сказали: «Девочка, так не шутят».
Но Ольга не шутила, и это было понятно по ее глазам и дрожащим коленкам. Усадив шестиклассницу в кабинете, стали подробно расспрашивать. Оказалось, что Ольга попала в больницу из-за беременности, там и написала заявление. А как только выписали, сразу отправилась в милицию.
В конце своего рассказа Ольга посмотрела в глаза каждому из внимательно слушавших ее милиционеров и твердо сказала: «Я из больницы домой не пойду, пока он там. Он меня убьет за то, что у вас была». В тот день Ольга ночевала у знакомых, а отца скоро задержали.
Изучаю материалы дела, где есть небольшая биографическая справка о герое-злодее.
Иван Попов (все имена и фамилии изменены, потому что того требует закон в отношении дел против половой неприкосновенности несовершеннолетних и «сроков давности» тут нет) родился в Алтайском крае в 1916 году.
В 1932-м завербовался на строительство дороги Чита-Романовка, где работал два года. Потом перебивался случайными заработками в различных подсобных хозяйствах, тогда же и женился. Когда началась Великая Отечественная война, пошёл на фронт. И вот тут, не особо примечательный в обычной жизни, он стал настоящим героем на поле боя. С остервенением бил фашистов, не щадил себя, вызываясь идти впереди других во время атаки. И вражеская пуля мимо него каждый раз пролетала как заговоренная.
В деле есть фотографии наград, копии указов президиума Верховного совета СССР.
Документы о наградах отца. Фото: Ева Меркачева
Резюмируя: Иван, судя по этим документам, совершил не один подвиг.
Но после возвращения из тюрьмы Иван сильно изменился.
«Особенно издевался над старшей»
Из показаний жены: «С тех пор, как муж прибыл из заключения, мы хорошего не видели. Прибыл он внезапно, потому мы его не встретили. Он на это обиделся, стал говорить, что мы его не ждали с первых дней. Возненавидел. Стал нас периодически бить и выгонять из дома. Особенно он издевался над старшей дочерью».
Почему она мирилась с таким положением дел в семье, думаю, и без того понятно. Ей в поселке все завидовали: мужик с войны вернулся с орденами-медалями, руки-ноги при нём, ну а что в тюрьму попал, пьет и бьет — то не беда. Какой-никакой, да свой.
В материалах дела есть схема дома, нарисованная прокурором на месте преступления. В доме две комнаты, в одной спала жена с тремя сыновьями, в другой муж с двумя дочерьми – Ольгой и маленькой Машей (она спала на отдельной кровати).
Из показаний жены: «Я говорила мужу, зачем спишь с дочерью, она уже взрослая. Он отвечал: «Дура, ты что ревнуешь с родной дочери? Даже не думай про такое, голову отрублю». Я и не думала такие глупости. А потом однажды увидела, что он спит с ней на кровати без кальсон».
Но и тогда плохие мысли отринула. Ольгина мать не хотела самой себе признаться, что муж насилует собственную дочь.
Из показаний Ольги: «Мать всегда спала отдельно в другой комнате. Она что-то подозревала и пыталась спрашивать меня, но я боялась признаться. Отец часто употреблял спиртное и держал нас в большом страхе. Он частенько поил меня настоянным на перце спиртом. Если я не пила, то бил меня по бокам и угрожал зарезать».
Заплакала и ничего не ответила
Чтобы Ольга не могла никому ничего рассказать, отец запрещал ей общаться со сверстниками, жестоко наказывал за участие в комсомольских собраниях (однажды заставил всю ночь простоять в углу на коленях с поленом в руках). За Ольгу вроде бы пыталась заступиться ее классная руководительница. Она по крайне мере как-то спросила у родителей: почему девочка приходит в синяках, почему не появляется на собраниях? Отец отличницы отвечал, что та плохо себя ведет и потому бывает наказана. Ему поверили. Возможно, благодаря его героическому прошлому… Не может же герой войны врать?
Из показания материли: «Дочь от себя он никуда не отпускал, говорил, что она якобы к кому-то бегает и чем-то занимается (имелось в виду развратом – прим. автора). Однажды дочь сбежала и спряталась в нежилом доме, а он тогда боялся, чтобы она не удушилась».
Фото: Ева Меркачева
С чего бы ему бояться такого? Причина могла быть только одной. В какой-то момент мать Ольги, не выдержала и, взяв обещание молчать, поделилась своими сомнениями с учительницей начальных классов, что вот, мол, муж никуда не отпускает старшую дочь и даже спит с ней в одной кровати. Та потрясенно спросила: «Что значит спит?» На что мать Ольги ответила, что всё же сомневается, что он спит с ней как мужчина: «Правда дочь за последнее время стала часто болеть, кушать стала плохо, конфеты не ест. Мой муж взял спирту, намешал туда перца и заставил выпить это дочь, говоря, что это поможет ей от желудка. Но до этого он говорил, что когда был в заключении, ему врач подсказал, что это может помочь избавиться от нежелательной беременности».
Читая это дело, невольно сравниваешь его с историей сестер Хачатурян, которые убили своего отца-тирана. Также никто – ни соседи, ни близкие – не обратились к правоохранителям. Также люди предпочитали верить отцу (напомним, Хачатурян имел обширные связи в правоохранительных органах, всем знакомым представал в виде православного заботливого отца). Ольге так же, как и трем сестрам, пришлось принимать решение самой. Выходит, больше чем за полвека мало что изменилось?
Афиша фильма, которая дала мужество школьнице прийти в милицию. Она стала одним из вещественных доказательств. Отрывки из заявления девочки.
Все отрицал
Когда Попова взяли под стражу, но он всё отрицал: «С детьми я живу хорошо. Ругаюсь только с женой из-за порванной одежды, которую она не чинит, и если завтрак не готовит». В тот вечер, когда Попова поместили в КПЗ, в камеру по соседству, которая использовалась как вытрезвитель, привезли его приятеля. Иван умолял подгулявшего знакомого, как только тот придет в себя и его выпустят, сходить к ним домой и упросить дочь изменить показания. Тот сходил, но Ольга менять показания отказалась.
Судебное заседание Читинского областного суда было выездным. Оно состоялось 13 июня 1955 года. То есть с момента как Оля пришла в милицию и до суда прошло всего полтора месяца! К рассмотрению дела сестре Хачатурян, совершивших свое преступления в июне 2018 года, еще даже не приступали.
Сейчас гораздо медленнее стало вестись производство по всем делам. Почему? Потому что изменилось законодательство, и в значительной мере снизился уровень профессионализма следователей и судей. Люди также стали чаще игнорировать повестки в суды, срывают процессы. Но это все от недостаточного уважения.
Судебное заседание по делу об отце-насильнике было всего одно. Оно началось в 10 утра и закрылось в 15 часов. В зале только подсудимый, государственный адвокат, прокурор и семь свидетелей.
Суд начался с допроса обвиняемого. У него спросили про обстоятельства дела.
Ответ: Когда после отбытия наказания приехал домой, семья меня встретила плохо и не радостно… Я жену из дома выгонял, но она не ушла и не заявила. С женой я три месяца совместно не проживал и не трогал. Спал я в основном с двумя дочерями – Ольгой и семилетней Марией, но я ее не трогал.
Жена меня не любила и настроила дочь на это.
Вопрос: Почему ваша дочь показывает, что вы ее насиловали, и это началось пока жена была в больнице?
Ответ: Я не могу пояснить, почему она так показывает.
Вопрос: Почему суду не поясняете правду?
Ответ: Я поясняю правду, но знаю, от наказания я не уйду и по заслугам получу.
Потом допросили Ольгу. Она снова пересказала все, что пережила.
Вопрос суда: Ольга, вы недавно из больницы, что вы там делали?
Ответ: Мне сделали аборт. Я была беременна от отца.
К слову, в деле есть медицинская справка.
Фото: Ева Меркачева
После опроса свидетелей суд удалился в совещательную комнату и вынес решение.
Суд лишил Попова не только родительских прав, но и свободы на 20 лет.
И все же не слишком ли поторопился суд с выводами? Не было ли места судебной ошибке?
Комментарии психолога Натальи Комиссаровой:
«Вероятнее всего, этот человек изначально был с пограничным состоянием психики, которое на фронте (где много сильно травмирующих ситуации) могло перерасти в патологическое. Он видел ужасы войны, дальше его дорога была предопределена еще и тюрьмой. Придя домой, он уже не мог жить как человек обычный и делал то, что делал.
В деле нет заключения от психиатра. Но в советские годы, особенно сразу после войны, психиатрия не была настолько развита, чтобы это диагностировать, и к экспертизе привлекались редко. К тому же что тогда, что сейчас с юридическое точки зрения не все психическое отклонения освобождают от ответственности за уголовные деяния».
Эта история была эксцессом в масштабах всего СССР. И потому никто не знал о ней целых 66 лет. Как сложилась судьба героев – выяснить не удалось. Из оставшихся вещественных доказательств – фото отца, киноафиша и план места преступления. Все это публикуем как доказательство существования первого дела о домашнем насилии в СССР.
Увы, истории повторяются спустя много лет и дело сестер Хачатурян тому живое подтверждение. Закон о домашнем насилии в России так и не увидел свет. Впрочем, поскольку сам термин «домашнее насилие» недавно прозвучал из уст президента, есть все шансы, что он будет принят.
Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-службу Забайкальского краевого суда
Павел Чухрай отмечает 75-летие
Он снимает фильм «Воробьиное поле» по сценарию, написанному десять лет назад
14 октября кинорежиссер Павел Чухрай отмечает 75-летие. Из Москвы он решил на время уехать, чтобы тихо и спокойно встретить юбилей в кругу родных и близких. А потом продолжит работу над новым фильмом «Воробьиное поле» по своему сценарию, написанному десять лет назад. У него есть эпиграф: «Бог ушел и больше не вернется». Съемки начались в апреле на «Мосфильме».
Павел Чухрай (справа) и Владимир Климов на съемках «Воробьиного поля». Фото: Пресс-служба «Мосфильма»
Пока все окутано тайной. Продюсер Александр Роднянский не любит заранее погружать в детали находящегося в работе проекта. Но сценарий опубликован в 2010 году, и его первые строки о многом говорят. 1949 год. Раннее зимнее утро, почти ночь. Во внутреннем дворе Лубянки в закамуфлированный под хлебный фургон «воронок» конвоиры заталкивают заключенных.
А ведь три года назад Павел Чухрай рассказал «МК» о том, что работает над проектом о Тегеранской конференции 1943 года, где встретились руководители трех стран антигитлеровской коалиции — Сталин, президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль нашли возможность договориться и остановить страшную машину нацизма, нашли компромисс ради спасения человечества.
— Бывает так, что напишешь сценарий, а денег на него не найти. А потом уже появляются другие идеи. У меня много непоставленных сценариев, но ко многим я бы уже не стал возвращаться, потому что и думаю по-другому, и написал бы их по-другому. Сценарий, по которому я сейчас снимаю, написан десять лет назад, и только теперь появилась возможность его снять. Я его модернизировал. Фильм будет называться «Воробьиное поле». Мои фильмы часто рассказывают о времени моего детства и молодости, поскольку эмоционально именно с этим периодом жизни больше всего связано. В зрелом возрасте живешь опытом, представлениями, которые сложились у тебя раньше.
У нас были утверждены актеры, и не только российские, но немецкие, английские, прибалтийские. Мы должны были сначала снимать в Прибалтике, потом в Европе, но грянула пандемия. Продюсеры не знали, что делать, как подписывать контракты и договариваться с актерами. Прибалтика никого уже к себе не пускала, Европа тоже. Все остановилось. А процесс идет, группа набрана. Пришлось искать выход из ситуации, сильно изменить проект, сюжетные линии. Мы все снимали в Москве и Подмосковье, никуда не выезжали. События происходят в 1949–1957 годы. Но я без согласия продюсеров не могу подробно об этом говорить. Скажу только, что герои влюбляются, переживают драмы, но финал будет хороший. Одну из финальных сцен мы снимем на Воробьевых горах, где я еще ребенком часто гулял с друзьями и смотрел оттуда на Москву.
Декорации построили в 4-м павильоне «Мосфильма». Оператором стал Владимир Климов, снимавший с Чухраем фильм «Вор». Художник-постановщик — Павел Новиков, известный по картинам «Метро», «Салют-7», работавший недавно на «Сердце Пармы». В картине снимаются: Сергей Маковецкий, Ангелина Стречина, Илья Малаков.
Свою предыдущую картину «Холодное танго» по мотивам повести Эфраима Севелы «Продай твою мать», связанную с темой войны, Павел Чухрай снял в 2017 году. Главную женскую роль сыграла Юлия Пересильд. И это была история о том, как политическая система разъединяет людей, манипулирует ими, но надо всегда оставаться человеком. Кто-то расценил картину как пасквиль на литовскую историю. Фильм затребовала на экспертизу группа депутатов Госдумы.
Мировую известность Павлу Чухраю принесла в 1997 году картина «Вор», награжденная на Венецианском кинофестивале, номинировавшаяся на премии «Оскар», «Золотой глобус» и «Гойя». Чухрай говорит, что ему легче всего работалось в 90-е, когда о многих вещах можно было говорить свободно.
— Сейчас это сложнее. История человечества развивается не по лучшему сценарию, в ней было столько глупостей, ошибок и трагедий, которых, казалось, легко избежать. Многие вещи можно объяснить сумасшедшими изменениями, происходящими в мире. Роль мужчины в обществе меняется колоссально. Он теряет свои мужские качества. Агрессия в ответ на оскорбления естественна, но надо научиться с ней справляться. В обществе происходят вещи, меняющие роли мужчины и женщины. Любой мафиозо за своих детей разорвет, хотя он — негодяй и убийца. А какая-нибудь девушка легко бросает только что рожденного ребенка. Когда это происходит массово, мы начинаем задумываться над тем, что же происходит с нами. Ответы не так просты, как кажется.
Павел Чухрай — по духу сын своего отца, фронтовика, режиссера «Баллады о солдате» Григория Чухрая, который всегда имел свое мнение. Достаточно вспомнить знаменитую историю о том, как в 1960-е на него давило начальство на Московском кинофестивале, чтобы он отдал главную награду советской производственной драме, а не фильму «Восемь с половиной» Феллини. Но Чухрай-старший поступил так, как считал должным.
— Для меня кино началось с шести лет, когда отца направили ассистентом на Киевскую киностудию, и мы жили на ее территории, — вспоминает Павел Чухрай. — Я смотрел, как снимаются картины. Потом работал на «Мосфильме» в звукоцехе, осветителем.
В 1969 году он окончил операторский факультет ВГИКа, где учился в мастерской Бориса Волчека, а в 1974-м — режиссерский факультет, где его мастером был Игорь Таланкин, а сокурсниками стали Карен Шахназаров и Родион Нахапетов. А еще до этого, в 16-летнем возрасте, снялся у Марка Донского в фильме «Здравствуйте, дети!». В режиссуре дебютировал в 30 лет фильмом «Ты иногда вспоминай», экранизировав повести Владимира Кунина. Главную роль у него сыграл Николай Крючков. Потом были «Люди в океане», ставшие рекордсменом проката, «Клетка для канареек», «Вор» с Владимиром Машковым, который попал в прокат США. После мирового триумфа и скромного проката в России Чухрай только спустя семь лет представит свой новый фильм «Водитель для Веры», который снимался долго, с остановками, поскольку нормального финансирования не было. Павел Чухрай участвовал в проекте Стивена Спилберга «Прерванное молчание», посвященном Второй мировой войне и теме холокоста, где были задействованы такие выдающиеся кинематографисты, как Анджей Вайда, Янош Сас, Марцель Лозинский, и снял новеллу «Дети из бездны».