павел лузин эксперт биография

«У руководства Роскосмоса сегодня есть зеленый свет на перетасовку отрасли»

Военный эксперт Павел Лузин — об объединении «Прогресса», бюрократическом весе РКК «Энергия» и долгах, которые за космос должны отдавать все мы

17 января 2019, 15:40 павел лузин эксперт биография. Смотреть фото павел лузин эксперт биография. Смотреть картинку павел лузин эксперт биография. Картинка про павел лузин эксперт биография. Фото павел лузин эксперт биография1 063

За последний год глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин четырежды — последний раз в интервью РБК 10 января — заговаривал об объединении нескольких предприятий отрасли: РКК «Энергия», ГНКПЦ им. Хруничева и самарского АО «Прогресс». О том, насколько это реально и как может происходить, «Другой город» поговорил с военным экспертом, приглашенным доцентом НИУ ВШЭ Павлом Лузиным.

павел лузин эксперт биография. Смотреть фото павел лузин эксперт биография. Смотреть картинку павел лузин эксперт биография. Картинка про павел лузин эксперт биография. Фото павел лузин эксперт биография

— Как вы думаете, почему вообще периодически возникает идея объединения предприятий аэрокосмической отрасти: РКК «Энергия», ГНКПЦ им. Хруничева и самарского «Прогресса»? Что первично, финансовые проблемы предприятий, желание руководства Роскосмоса избавиться от внутренних дрязг в отрасли или, наоборот, напугать менеджеров предприятий: не будете решать свои проблемы сами, начнем процесс реорганизации?

— Серьезные проблемы есть у большинства предприятий российской космической промышленности. Просто сейчас внимание приковано к большому количеству аварий именно ракет, что указывает на кризис ракетостроения. Вот руководство Роскосмоса и пытается этот кризис разрешить, как умеет. А умеет оно действовать только бюрократическими методами.

Вообще, сложно от государственной корпорации, полностью зависимой от государственного заказа, ожидать каких-то других методов, кроме бюрократических. Более того, вследствие существующих в России политических и экономических институтов только бюрократические методы борьбы с проблемой и возможны.

И центр Хруничева, и «Энергия» переживают тяжелые времена. Надо полагать, что и на «Прогрессе» дела обстоят не очень радужно (правда, последняя опубликованная отчетность — за 2014 год). Соответственно, возникает бюрократическая реакция объединить предприятия по их специализации: двигателестроение, ракетостроение, спутники и так далее. Создать узкоспециализированный холдинг в рамках госкорпорации и жестче контролировать дела заводов. К тому же любая реорганизация позволяет заодно отложить решение застарелых экономических проблем, выпросить у правительства дополнительные субсидии, гарантии по кредитам и так далее. Плюс, конечно, бюрократическая борьба за финансовые потоки: РН «Союз-5», проект разработки сверхтяжелой РН на один триллион рублей.

Так что за идеей объединения ракетных предприятий стоит комплекс причин и предпосылок. Другой вопрос: будет ли эта идея реализована, и если да, то в каком виде? Например, РКЦ «Прогресс» делает не только ракеты, но и спутники. Идея специализированных холдингов предполагает, что предприятие должно быть как-то разделено между этими холдингами. И это тоже отдельный предмет бюрократического торга.

Пока лишь понятно, что космическую промышленность надо как-то оздоравливать. Но так, чтобы при этом ничего не менялось принципиально (потому что мы неизбежно упираемся в проблему неэффективного политического и экономического устройства современной России), но чтобы можно было приобщиться к потоку бюджетных ассигнований.

«Никто не хочет терять прикормленные места»

— Насколько, по-вашему, объединение в принципе возможно? Ведь предприятия фактически конкурируют между собой. Должно ли их объединять что-то, кроме производства сверхтяжелой ракеты? Что именно?

— Я бы не сказал, что Хруничев, «Энергия» и «Прогресс» конкурируют между собой — они же производят разные типы ракет. У Хруничева это «Ангара» с прицелом на тяжелый вариант для замены «Протонов», «Прогресс» занимается легкими и средними ракетами «Союз», а «Энергия» — это «Энергия». Она пытается заниматься всем (в том числе «Союзом-5», хотя это больше похоже на попытку производить в России аналог украинской РН «Зенит»), но главная специализация — это все же космические корабли и аппараты. И понятно, что в случае гипотетического объединения лидерство будет принадлежать именно «Энергии» просто в силу ее большого бюрократического веса. Но в целом, конкуренция между предприятиями происходит не за долю на рынке, а за государственное финансирование. И какое решение здесь будет в итоге достигнуто — не знают даже участники процесса.

А что касается самой процедуры… Были у Хруничева двигательные заводы в Перми и Воронеже, их просто взяли и передали в «Энергомаш» (Рогозин в своем последнем интервью в красках описал процесс того, как проходила эта «спецоперация» по перераспределению активов внутри госкорпорации). Хруничеву оставили только ракеты. Сделать «Прогресс» частью ракетного холдинга не так сложно. Главный вопрос в кадровых перестановках, никто же не хочет терять прикормленные места.

К тому же и для региональной администрации это головная боль, ведь именно на ней лежит ответственность за ситуацию с безработицей, за так называемое «инновационное развитие» и так далее. Если «Прогрессом» будут руководить из Москвы или из Королева, то придется заново выстраивать все это бюрократическое взаимодействие с очень крупным и значимым для области предприятием.

— Можно ли, на ваш взгляд, вообще говорить о конкуренции, если мы говорим о внутриотраслевых взаимоотношениях Центра им. Хруничева, РКК «Энергия» и ЦСКБ «Прогресс»? За какие ресурсы и решения они борются?

— Бюрократическая конкуренция в отличие от рыночной всегда осуществляется за долю в бюджетных ассигнованиях, а не за долю на рынке. И эта конкуренция не про экономическую эффективность, а про то, кто будет обладать полномочиями и контролировать финансовый поток. В российской государственной промышленности, зависящей от бюджета, речь идет именно о бюрократической конкуренции и о бюрократическом торге. Последний происходит в рамках сложной политико-экономической конструкции: предприятие — госкорпорация — региональные власти — правительство. Все части этой конструкции имеют свои цели, задачи и интересы. То, как будет выстроен баланс этих интересов, и является предметом бюрократического торга.

— Есть ли в Роскосмосе какие-то внутренние движения, которые смогут выступить против создания объединенной компании, в пользу идеи только лишь проектного офиса по сверхтяжелой ракете?

— Скорее всего, реорганизация все же будет. Огромная масса предприятий отрасли экономически неэффективна и имеет очень туманные перспективы. Взять хотя бы планы «Прогресса» в 2025 году продавать 30 своих ракет в год. Откуда эта цифра? В 2018 году было запущено 16 РН «Союз», то есть руководство завода мечтает за семь лет в два раза увеличить производство. А что запускать? Больше трети запусков «Союзов» приходится на полеты к МКС, которая не вечная. То есть речь должна идти не о 30 ракетах к 2025 году, а о том, чтобы в 2025 году производить хотя бы те же 16 ракет-носителей. И чтобы они летали без аварий. А поскольку череда аварий в последние годы имеет характер не только технической, но и серьезной политической проблемы для Кремля, то у руководства Роскосмоса сегодня есть зеленый свет на перетасовку отрасли.

«Взамен погашенных долгов будут появляться новые»

— Если процесс создания общей компании все же будет запущен, то какие компетенции объединяемых предприятий пересекутся и где, соответственно, нужно будет ждать оптимизации и сокращений? На какие крупные проекты, кроме сверхтяжелой ракеты, может повлиять объединение — затормозит их, ускорит или отменит?

— Опыт всех подобных преобразований в космической отрасли и в ВПК в целом в России показывает, что власть стремится избегать банкротств заводов и тем более их закрытия. Максимум, на что идут — сокращение персонала. Так что переживать за крупные проекты не стоит — заводы свои заказы получат. Вопрос всегда стоит — кому достанутся самые «жирные» заказы, кто получит «утешительный приз» и кто будет контролировать финансовые потоки.

Принципиально для Самарской области объединение ничего не изменит — ракеты «Союз» в каком-то количестве в обозримой перспективе все равно будут производиться там. Возможно, из «Прогресса» выделят цех по производству спутников и соединят его, например, с Решентневым и/или НПО Лавочкина. И тоже разместят какой-нибудь заказ на пару-тройку спутников. То есть космическое производство в ближайшие годы все равно из Самары никуда не денется.

А что касается перспектив развития этого производства — так их нигде в России нет. Даже эта самая сверхтяжелая ракета — а зачем она нужна? У нас какая-то обширная программа космических исследований, требующая запуска тяжелых межпланетных научных станций или телескопов? Нет. А освоение средств не стоит приравнивать к развитию. Была у нас уже сверхтяжелая ракета — «Энергия». И где она?

— Можно ли на основании данных (небольших) о финансовом положении этих трех предприятий делать какие-то сравнительные выводы о качестве управления ими?

— У Хруничева и «Энергии» — многомиллиардные долги, низкая рентабельность и проблемы с качеством производимой продукции. У «Прогресса» тоже многомиллиардные долги (правда, без доступа к отчетности сложно делать выводы о структуре этих долгов, а значит и о том, насколько предприятие будет справляться с этим бременем в ближайшие годы) и тоже проблемы с качеством (взять хотя бы эпопею со спутниками «Ресурс-П»).

Однако дело не в качестве управления. Дело в самой политической и экономической системе, существующей в России. Если у вас высокие налоги, уничтожение бизнеса, государственная промышленность, неспособная существовать в рыночной системе, сотни тысяч сотрудников с низкими зарплатами, завеса секретности и подавление любой инициативы, то вы не сможете ничем управлять эффективно.

Можно только погашать за счет всех российских граждан долги предприятий и смотреть, как эти предприятия снова будут копить долги, наращивать издержки и осваивать средства на разработке какой-нибудь сверхтяжелой ракеты.

— Теоретически, если объединение произойдет, как это повлияет на процесс реструктуризации долгов предприятий перед бюджетом?

— Все существующие долги — перед государственными банками и обеспечены государственными гарантиями. Долги предприятий Роскосмоса перед банками по сути гасит бюджет, то есть все мы. Проблема в том, что взамен погашенных долгов будут появляться новые долги. Конечно, реструктуризация — она, как война: под это дело многое можно списать. В том смысле, что попросить правительство оплатить счета и предоставить субсидии, организовать еще какие-нибудь федеральные целевые программы и так далее. От этого ничего принципиально не изменится, на Марс мы не высадимся.

Российская власть сейчас решает в космосе несколько задач, которым подчинены все потенциальные реструктуризации.

Первая — сохранить сотрудничество с США почти на любых условиях. Это пилотируемая программа после МКС — тут неважно, чем космонавты занимаются, лишь бы летали вместе с американцами.

Вторая — поддерживать группировку военных спутников, чтобы оставаться формально второй, а в худшем случае третьей военной силой в мире (по способности воевать за пределами своих границ, для чего спутники и нужны) после США и Китая.

Третья — наладить более-менее хорошее качество выпускаемых ракет и аппаратов, потому что аварии разрушают легитимность нынешней российской власти в глазах общества. Полет Гагарина и «Мир» — наши главные мирные достижения за весь предыдущий век. Если власть в космосе будет и дальше демонстрировать неуспехи, в глазах общества она перестанет быть властью.

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook

Источник

Павел лузин эксперт биография

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Навалитика

Долгое время у меня был любимый дурачок в аналитике на военные темы – широко известный в узких кругах Александр Храмчихин. Этот даже не служивший в армии выпускник физфака, работавший коробкой из-под ксерокса в избирательных штабах Ельцина, СПС и прочих светочей, соосновал в 90-х мелкую аналитическую шаражку. От ее лица он задвигал про то, как неукротимые полки НАТО, гремя огнем и сверкая блеском стали, сотрут в пыль наши ржавые консервные банки, отвоюют полагающийся им лебенсраум, и мы наконец-то будем попивать баварское.

Однако, судя по его последним комментариям, – довольно адекватным и в большинстве своем на сайтах ольгинской медиаимперии – этот наймит Госдепа таки перешел на темную сторону. Но, на мое счастье, на небосклоне военной аналитики загорелась новая звездочка.

4 августа в газете «Ведомости» появилась статья «Какие вооруженные силы нужны России?». Чтобы вы не тратили свое время на чтение этого опуса, в начале которого говорится, что отечественные ВС – «плоть от плоти нынешней российской коррумпированной, неофеодальной системы, восходящей к коммунистическим временам. Они – один из тех испорченных институтов, которые делают нынешнюю российскую деспотию возможной», сразу скажу вам ответ на вопрос из заголовка. России нужны хуевые вооруженные силы.

Если чуть подробнее – армию надо сократить втрое, полностью перевести на контракт, позвать побольше баб, солдатам сдавать ЕГЭ при приеме, оставить несколько военных вузов, в которых учить маркетингу и нанотехнологиям, в каждом регионе создать силы территориальной обороны (батальон «Азов», ага), а министром должен быть исключительно гражданский. Вот тогда армейский социальный лифт вознесет Васю из Залуподрищенска до самых небес.

Прежде чем говорить об авторе, сделаю небольшое лирическое отступление. В самом конце значится: статья подготовлена для аналитического проекта «План перемен». Что же это за план такой? «Проект «План перемен» призван инициировать общественную дискуссию об образе будущей России. Мы открыты к сотрудничеству со всеми политическими силами демократической направленности. Координаторы проекта находятся в диалоге с наиболее перспективным на сегодня политиком Алексеем Навальным и его штабом, и мы рассчитываем, что ряд предложений, вырабатываемых нашими экспертами, найдут отражение в его программе».

Теперь вернемся к автору. Это некто Павел Лузин. Про него тут уже нарыли прелестное психоаналитическое:

павел лузин эксперт биография. Смотреть фото павел лузин эксперт биография. Смотреть картинку павел лузин эксперт биография. Картинка про павел лузин эксперт биография. Фото павел лузин эксперт биография

Это, конечно, является вишенкой на торте и роднит его с другим гигантом мысли и отцом русской демократии, но я предпочитаю начинать с профессионального портрета.

Итак, Павел Александрович Лузин. Окончил историко-политологический факультет Пермского госуниверситета, сейчас преподает там. Также преподавал в пермском филиале Высшей школы экономики. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Национальная политика США в космической сфере. 2001–2010 годы». Стажировался и работал на подсосе в ПИР-Центре, который занимается международной безопасностью. Участвовал в десятке летних школ и воркшопов, в том числе при штаб-квартире НАТО. В 2015 году выступил на экономическом форуме в Польше с темой «Ответы на гибридную агрессию». Клепал доклады про сраную рашку для Freedom House.

Немного о его творчестве. Увлекается идеями сепаратизма. Активно пишет для портала intersectionproject.eu, у которого множество прекрасных авторов – из Атлантического Совета, Американского совета по внешней политике, Transparency International, «Радио Свобода», «Фонда Карнеги», общества «Мемориал», фонда «Либеральная миссия», Института евро-атлантического сотрудничества в Киеве и прочих богоспасаемых организаций.

Вот несколько примеров статей Лузина, о которых все ясно уже из заголовков: «Вернется ли Россия к идее свободы?», «Перемирие ради войны», «Проверка боеготовности: подготовка к войне или способ осуществления власти?», «Русский Доктор Стрейнджлав: реальна ли милитаризация Арктики?», «Градус милитаризма», «Гибридная агрессия против Украины». В общем, кремлевские геронтократы держат склеротический палец на спусковом крючке войны.

А закончить этот портрет в интерьере хочется словами преподавателей «вышки», которыми они поздравили своего коллегу после защиты им кандидатской: «Павел Лузин – молодой, амбициозный, талантливый ученый. Желаем ему дальнейших научных свершений, творческих успехов, пытливых студентов и удивительных открытий!».

Источник

Павел Лузин: Мужчины за работой

Автор: Павел Лузин, эксперт по внешней и оборонной политике

Статья подготовлена для аналитического проекта «План перемен»

Разлагающая роль военизированных ведомств

В развитых странах военная служба служит «социальным лифтом», — молодые люди могут происходить из самых бедных сло-ев общества, но обладая военной смекалкой и способностями к армейскому делу, за несколько лет обретают хорошую материальную перспективу и социальный престиж. В России сегодня армейский офицерский корпус фактически исключен из элиты общества после выхода в отставку. В этом смысле офицеры спецслужб оказываются гораздо успешнее. Более того, как будет показано ниже, наличие погон во всех военизированных ведомствах девальвирует сами понятия «офицер» и «военнослужащий».

Помимо социально-философского и ценностного аспектов, крайне важен аспект политический. Множественность силовых и квази-армейских структур (всяческих спецназов) является неотъемлемым атрибутом авторитарных режимов. Абсолютное большинство таких режимов, даже если диктатором являлся военный, к собственным армиям относится с большим недовери-ем. Поэтому создаются разнообразные силовые (военизированные) ведомства, зачастую имеющие собственные вооруженные формирования. Цель таких действий ясна — создать систему «сдержек и противовесов» среди силовиков и тем самым обезо-пасить авторитарную систему власти. Однако политические и экономические издержки такой системы зашкаливают.

Как это влияет на Вооруженные силы? Во-первых, в такой системе армия уже не может эффективно выполнять свои прямые задачи по обороне от внешних угроз, поскольку превращается в часть разветвленного силового механизма удержания власти. Во-вторых, военное командование неизбежно коррумпируется наряду с другими силовыми структурами. Все они имеют пол-номочия по применению силы, а также по контролю и регулированию какой-то сферы жизни граждан. А где контроль, там – соблазн наживы.

Забыв о своих первоочередных задачах, ведомства заняты подковерной борьбой. С одной стороны, им необходимо усилить свои позиции в бюрократической системе, расширить влияние и увеличить финансирование. Тут можем вспомнить еще срав-нительно недавнее желание Следственного комитета обзавестись собственным спецназом или идеи Росгвардии контролиро-вать российский сегмент интернета. С другой стороны, они хотят обеспечить свою автономию от прочих органов власти и быть подотчетными персонально главе государства.

Во всем, что не касается прямых указаний президента, у силовиков развязаны руки. Они могут свободно распоряжаться имеющимися ресурсами финансирования и насилия. При этом верхушка неизбежно окружает себя клиентелой, необходимой для участия в ведомственной конкуренции. В обмен на лояльность и материальную поддержку руководители силовиков пре-доставляют такой клиентеле (приближенным сотрудникам, фаворитам, бизнесменам) часть имеющегося в их распоряжении административного ресурса.

В итоге, коррупция пожирает все уровни раздутой военной корпорации. На среднем и низшем — происходит погоня за личным достатком, на высшем к этому добавляется бюрократическая борьба. Случаи воровства солярки и строительства генеральских дач силами солдат морально устарели. В наше время командиры войсковых соединений начали делать бизнес на строительных подрядах, а передвигаются кортежами с мигалками и полицейским сопровождением.

Проще говоря, разнообразие военизированных ведомств обусловлено самой природой авторитарной власти и неизбежно по-рождает коррупцию. В таком контексте создание эффективной армии попросту невозможно — армейская офицерская среда всегда будет испытывать разлагающее влияние со стороны офицерства спецслужб. Более того, власть, создающая многоголовую военную гидру, волей-неволей выражает недоверие армии, еще больше провоцируя ее неэффективность.

Можно ли этот конгломерат ведомств вообще сделать эффективным? Надо понимать, что сама природа военной силы требует особого статуса для своих носителей. И если эти высшие полномочия распределены между разными службами, неизбежно возникает иерархия, бюрократическая конкуренция и недоверие. При этом самый низкий кпд будет присущ крупнейшим ведомствам — армии и полиции. Ситуацию можно изменить, только отказавшись от ведомственного милитаризма, то есть — от авторитарной системы «сдержек и противовесов» между службами.

Эффективная армия и эффективные спецслужбы

Последовательная демилитаризация силовиков позволит создать и успешный армейский офицерский корпус, который будет основой эффективных Вооруженных сил в демократической России и сможет генерировать элиту общества. Для этого необ-ходимы следующие шаги:

Росгвардию нужно расформировать, ее служащие при наличии соответствующей квалификации переводятся в сухопутные войска Вооруженных сил. Во-первых, неизбежное сокращение нынешней армии создаст запрос на компе-тентных военнослужащих. Его могут восполнить наиболее толковые офицеры, сержанты и рядовые нынешней Росгвардии. Во-вторых, наличие в России особой армии для борьбы с «внутренними врагами» делает невозможной демократизацию стра-ны.

Немногочисленный полицейский спецназ должен являться единственной военизированной структурой, за исклю-чением Вооруженных сил. Задержанием вооруженных преступников должны заниматься исключительно специальные полицейские отряды. При этом силы таких отрядов не должны привлекаться для подавления общественных беспорядков, ина-че полицейский спецназ перестанет различать гражданских протестующих и преступников. В ситуации гражданских беспо-рядков используются обычные полицейские. Если полиция теряет контроль над обстановкой в городе или регионе, губерна-тор может использовать для наведения порядка армейские силы территориальной обороны.

Спасательные службы (МЧС) также должны быть демилитаризованы. Пожарные и спасатели подчиняются ме-стным властям. Для борьбы со сложными чрезвычайными ситуациями региональные власти также могут привлекать армей-ские силы территориальной обороны.

Офицерские звания – также прерогатива Вооруженных сил. Ни в полиции, ни в спецслужбах не может быть ни генералов, ни полковников — эти ведомства должны стать гражданскими, и их чины не могут приравниваться к офицерским званиям. Армейский офицер должен чувствовать свою особость, чтобы соответствовать тем высоким требованиям, которые предъявляются к нему в Вооруженных силах.

Специализированное военное образование — прерогатива исключительно Вооруженных сил. Для подготовки офицеров армии и флота нужно несколько военных университетов и академий, дающих фундаментальное образование по точным наукам и гуманитарным предметам. Конкретную армейскую специальность офицер получает уже в войсках. При этом многочисленные ведомственные институты и академии у силовиков должны быть ликвидированы. Даже сегодня большая часть сотрудников спецслужб заканчивали гражданские университеты.

Таким образом, мы сможем создать систему, в которой армейский офицерский корпус успешно служит интересам демократи-ческой России. Так он будет находиться под контролем гражданских властей и не испытывать провоцирующего коррупцию давления со стороны других военизированных ведомств.

Источник

Эксперт рассказал о военных планах РФ в Белоруссии

павел лузин эксперт биография. Смотреть фото павел лузин эксперт биография. Смотреть картинку павел лузин эксперт биография. Картинка про павел лузин эксперт биография. Фото павел лузин эксперт биография

Российские власти заинтересованы в гуманитарном кризисе в Белоруссии ради укрепления своей военной мощи, считает эксперт Павел Лузин.

По его мнению, два главных рычага давления Москвы на Минск — военно-техническое сотрудничество и экономический аспект, пишет «Белорусский партизан».

Как считает Лузин, Россия хочет конвертировать военное присутствие на территории соседней страны — в виде РЛС «Волга» и узла дальней связи Военно-морского флота в Вилейке — в общевойсковую базу.

«Общевойсковая база дает более гибкое присутствие, потому что она позволяет вмешаться во внутриполитический процесс в случае каких-то эксцессов», — пояснил эксперт, напомнив о роли базы Черноморского флота в крымских событиях 2014 года.

В частности, такая база была бы нужна РФ на случай полноценного конфликта с НАТО, а в мирное время — для влияния на ситуацию в Восточной Европе, чтобы «иметь рычаг давления на европейцев и вбивать клин в трансатлантическое единство».

При обострении в Донбассе военная операция против армии Украины также нуждается в поддержке со стороны Белоруссии, указал обозреватель.

Президент Александр Лукашенко при этом «всеми силами сопротивляется интеграции белорусских вооруженных сил в российские», отмечает издание.

Однако Кремлю «выгоден масштабный гуманитарный кризис» в соседней стране, полагает Лузин.

«Тогда можно будет сказать Западу „вот, мы исполняем свой долг перед союзным государством“, поэтому введены войска», — добавил он.

Ранее Лукашенко пригрозил западным странам, что, если внешний враг задумает напасть на Белоруссию, он будет иметь дело с объединенными силами РФ и Белоруссии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *