павел лебешев кинооператор биография
Оператор Павел Лебешев. Четыре глаза, влюбленные в жизнь
Александр Абдулов утверждал, что Лебешев был не просто поцелован, а зацелован Богом
Если вам запала в душу слепящая и в то же время беспросветная пустыня в «Кин-дза-дза!», заснеженная Ялта в «Ассе», бьющий по листьям дождь в «Обломове», широкая Масленица в «Сибирском цирюльнике», если у вас перехватывало горло от финальных объятий героев фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», если вы до сих пор помните глаза Нонны Мордюковой в «Родне», значит, вы влюблены в творчество Лебешева так же, как и миллионы зрителей. 15 февраля одному из немногих кинооператоров, удостоенных звания «Народный артист России», исполнилось бы 80 лет.
Повар с дипломом ВГИКа
Лебешев, сын известного оператора Тимофея Лебешева, снявшего, например, «Девчата» и «Щит и меч», и мамы-режиссера документалиста, вообще не собирался связываться с кинематографом. Отец вечно в экспедициях. Мама, когда могла, брала детей с собой, но они там скучали, так как женщина снимала «науч-поп». Кроме того, она часто болела, и Паша выучился готовить. С тех пор еда и ее приготовление стали лебешевскими талантами, не уступающими операторскому.
Павел хотел профессию, связанную с математикой, но в старших классах увлекся фотографией. Видя такое дело, отец стал привлекать его к съемкам и посоветовал потупить во ВГИК. Лебешев поступал года три, а учился 10. Диплом он получил, уже сняв знаменитый «Белорусский вокзал». Его педагог, Анатолий Головня, наставил Лебешеву фальшивых пятерок за несколько лет, чтобы талантливый парень получил диплом. Хотя сам оператор свою работу в «Белорусском вокзале» не любил.
У него были свои мерки и методы, которые до сих пор являются непостижимыми. Например, знаменитого советского оператора Сергея Урусевского («Летят журавли») Лебешев считал, скорее, великим художником, потому что Урусевский мог дожидаться красивой натуры часами и даже днями. О том, как снимал Лебешев, ходят истории, больше похожие на байки, но они правдивы.
…Когда Данелия делал «Кин-дза-дза!», группа работала в настоящей пустыне. Многие актеры были не только очень заслуженными, но и не молодыми людьми. Так вот, пока Данелия строил кадр, Лебешев спокойно играл в автобусе в шахматы. Георгий Николаевич неоднократно пытался вызвать оператора на площадку, на что многократно слышал «Сейчас!». Когда терпение режиссера по градусу приближалось к пустынному воздуху, Павел Тимофеевич выбегал, быстро смотрел, просил что-то переставить, снимал…Через пять минут он уже сидел за шахматами, а Данелия, не успевший остыть, отсматривал материал и поражался, насколько великолепным был кадр. При этом Лебешев всегда носил очки с толстенными стеклами.
С первых работ Лебешев таскал с собой специальный чемодан, отнюдь не для операторских прибамбасов. Там лежала плитка с духовкой и кухонная утварь. Он всегда готовил в экспедициях. Мог одним глазом смотреть в камеру, другим – как в сторонке по его поручению варят рис и жарят шашлыки. На качестве съемки это отражалось только в лучшую сторону.
По доллару за слово
Актриса Татьяна Друбич говорила, что Лебешев, в отличие от большинства людей, жил в полной гармонии со своими инстинктами. Он не хотел худеть, сидеть на диете, бросать курить, заниматься спортом и т.д. Еще он виртуозно матерился.
Его ближайшим другом и родственником был Александр Адабашьян, женатый первым браком на сестре Павла Тимофеевича Марине. В 1975 году, когда оба мужчины работали с Михалковым на съемках «Рабы любви» в Одессе, случилось страшное: Марина умерла от заражения крови после обычного укола. Адабашьян женился второй раз, у него родились две дочки. Они оставались с Лебешевым такими же родными людьми, Павел Тимофеевич девочек обожал. Однажды он хотел купить им мороженое и решил выспросить, какое именно. Адабашьян утверждал, что слово «мороженое» было там одним из немногих цензурных. Но дети прощали дяде Паше всё, так же, как и все остальные.
Мы выбираем – нас выбирают
Лысый, толстенький, обожавший «пожрать», он выглядел простачком. Но это была чисто русская манера – прикинуться хуже и глупее. Одни утверждали, что Лебешев никогда не читал, другие – что он прекрасно разбирался в литературе, живописи, часами пропадал в Эрмитаже, бывая в Питере.
Лебешев всегда говорил: главный в кино – режиссер. Оператора он считал «любовницей», которую могут позвать, а могут и послать. Наверняка в глубине души он не верил, что его кто-то пошлет.
Самая золотая пора была тогда, когда они работали втроем – Михалков, Лебешев и Адабашьян. Это началось на фильме «Свой среди чужих…». Говорят, что пронзительный финал с объятиями главных героев и соединением разных временных отрезков придумал именно Лебешев. Сам он это отрицал, но то, что вестерн о Гражданской войне был снят как эпическое полотно, конечно, огромная заслуга Павла Тимофеевича.
У этого трио были находки, которыми одни восхищались, другие завидовали. Например, сумасшедший во всех смыслах трамвай в финале «Рабы любви». Или ужин при свечах в «Неоконченной пьесе для механического пианино». Кстати, опять же финальные сцены этого фильма, когда Платонов идет топиться, Лебешев снимал после бурной ночи – отмечали день рождения великого Павла Кадочникова. Павел Тимофеевич был уверен, что напортачил. Когда пересмотрели – оказалось, опять шедевр.
В 1983 году Михалков снимал «Без свидетелей», камерный фильм, где играли только Михаил Ульянов и Ирина Купченко. Лебешеву не понравилось кино. И дружба не то чтобы прекратилась, но как-то притихла. Оператор нигде не сказал худого слова о Никите Сергеевиче и терпеливо ждал его звонка Он случился через 15 лет, на «Сибирском цирюльнике», хотя начинал снимать другой. И теперь все мы помним бескрайнюю тайгу и крохотного воробушка, скачущего между присягающими юнкерами.
Паша-мобиль
Лебешев не «романил» с актрисами, но у него были с ними особые операторские отношения. Например, Елена Соловей впервые появилась на «Рабе любви». Лебешев сделал предварительные портреты, и актриса пожаловалась гримерам, что у нее совершенно не видны глаза. Лебешева больше всего огорчило, что пожаловалась не ему, не сказала в лицо. И на следующий день он специально запустил в глаза актрисе узкий луч, который буквально слепил женщину. Потом они помирились и стали очень добрыми друзьями, а в фильмах Лебешева Елена Соловей всегда оставалась неземной красавицей.
Многие актрисы были уверены, что Павел Тимофеевич снимает их «особым» объективом, чуть ли не подписанным «для такой-то». Он и не разуверял. Хотя у него действительно было очень много специальных приспособлений и изобретений, он делал чудеса с советской пленкой, заставлял ее то светиться, то темнеть. Вспомните хотя бы «Пять вечеров», стилизованные под 50-е годы и расцветающие только в финале. А на «Цирюльнике» Лебешев смастерил тележку, позволившую ему снять дуэль Меньшикова и Башарова сразу со всех ракурсов, и это изобретение прозвали «паша-мобиль».
Это солнце было богом
При совершенно непостижимом образе жизни у Павла Тимофеевича было очень неважное здоровье. В возрасте под 60 ему потребовалось шунтирование, которое выполнил знаменитый кардиохирург Ренат Акчурин. При этом в палате, где лежал Лебешев, по выражению Александра Абдулова, не было только цыган, для полной картины праздника.
Примерно в эти годы Лебешев пережил страшную трагедию – погиб его старший сын. Как обычно, спасала только работа. Последним фильмом стала картина польского режиссера Ежи Гофмана «Древнее предание. Когда солнце было богом». У Павла Тимофеевича было плохо с ногами, но Гофман предоставил ему специальную инвалидную коляску, он был согласен на всё, лишь бы получить Лебешева в свою картину.
В феврале 2003 года Лебешев отметил 63-летие и через несколько дней собирался отметить 23 февраля. По телевизору шли военные фильмы, и один из его любимых, «Два бойца». Внезапно Павел Тимофеевич сказал жене: «Мне плохо…», уронил голову на руки. И всё. Видимо, Боженьке захотелось смотреть на Землю четырьмя глазами своего любимца. А на похоронах, не стесняясь, рыдали знаменитые мужчины.
Лебешев, Павел Тимофеевич
Павел Лебешев | ||
Церемония вручения Государственных премий в области литературы и искусства за 1999 год. | ||
Имя при рождении: |
---|
ЛЕБЕШЕВ Павел Тимофеевич — (15 февраля 1940, Москва 23 февраля 2003, там же), российский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980), лауреат Государственных премий России (1997, «Кавказский пленник»; 1999, «Сибирский цирюльник»). Сын Тимофея Лебешева (см.… … Энциклопедия кино
ЛЕБЕШЕВ Павел Тимофеевич — (р. 1940) российский кинооператор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1980). Оператор постановщик многих фильмов Н. С. Михалкова: Свой среди чужих, чужой среди своих (1974), Раба любви (1976), Неоконченная пьеса для механического… … Большой Энциклопедический словарь
Лебешев Павел Тимофеевич — (р. 1940), кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). В кино с 1957. Фильмы: «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Раба любви» (1976), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Спасатель» (1980), «Наследница… … Энциклопедический словарь
Лебешев Павел Тимофеевич — Павел Лебешев Имя при рождении: Павел Тимофеевич Лебешев Дата рождения: 20 февраля 1940 Место рождения: Москва … Википедия
Лебешев, Павел Тимофеевич — Кинооператор; родился в 1940 г. в г. Москве; окончил операторский факультет ВГИКа в 1972 г.; с 1957 г. работал на киностудии «Мосфильм» в качестве помощника и ассистента оператора; снял более 50 кинофильмов, среди которых… … Большая биографическая энциклопедия
Павел Тимофеевич Лебешев — Павел Лебешев Имя при рождении: Павел Тимофеевич Лебешев Дата рождения: 20 февраля 1940 Место рождения: Москва … Википедия
Лебешев, Павел — Павел Лебешев Имя при рождении: Павел Тимофеевич Лебешев Дата рождения: 20 февраля 1940 Место рождения: Москва … Википедия
Лебешев — фамилия. Известные носители: Лебешев, Павел Тимофеевич Лебешев, Тимофей Павлович … Википедия
Павел Лебешев. Эпикуреец с камерой
Наши представления о мире в значительной степени изменили создатели квантовой физики — когда переосмыслили функцию наблюдения. По мнению Нильса Бора, окружающая среда представляет собой всего-навсего вероятностную форму, и лишь с приходом «смотрящего», «наблюдателя» образуется конкретная, данная нам в ощущениях, реальность. Запутанная, неочевидная для обывательского сознания теория проясняется в общих чертах, если применить к ней художественный метод Павла Лебешева.
Он придумал и осуществил в своих лучших картинах такую систему съемки, которая присутствию человека с киноаппаратом придает совершенно особый, поистине демиургический статус. Оператор при этом остается вне поля нашего зрения, не отражается в каком-нибудь зеркале или стекле, однако его манера «быть здесь и сейчас», наблюдать актеров в сопутствующем им антураже настолько активна, изобретательна и продуктивна, что оказывает сильнейшее влияние на саму суть картины.
КАЗАЛОСЬ бы, любой мастеровитый кинооператор целенаправленно обслуживает сценарную и режиссерскую идеи, укрупняя значимые детали и не беря во внимание те, что на фабуле, настроении эпизода никак не сказываются. Но в том-то и дело, что Лебешев не «обслуживал»: топографически и ритмически выверенная слежка за действующими лицами продумывалась — в тесной компании с режиссером и художником — так же тщательно, как и сценарные ходы с мизансценами.
У его камеры со сверхширокоугольным объективом всегда было много работы, что позволяло проецировать на экран невероятно сложные, порой причудливые, но в то же время четко сбалансированные амплитудные движения. Налицо парадокс: постоянно ощущаемое присутствие оператора-наблюдателя, с одной стороны, обнажает условность игрового сюжета, а с другой, обеспечивает едва ли не хроникальный характер съемки. Созданное большим художником напряжение дополняет весьма эффектная, сугубо эстетская двойственность.
В биографии мастера были картины, где авторам, причем весьма талантливым, создать понятную для зрителей систему координат почему-то не удалось. Тогда Павел Тимофеевич ставил перед собой задачу прикрывать смысловые прорехи, и теперь, по прошествии многих лет, бывает, совершенно не помнишь ни проблематики, ни коллизий, ни героев, зато изобразительное пиршество имени Лебешева по-прежнему явлено внутреннему взору и все так же волнует. Он и в Южной Америке, при ином свете солнца, в другой воздушной среде и совершенно чужой социальной обстановке делал привычную работу: показывал человеческую вселенную как предельно осязаемую данность, хотя и со сновидческими обертонами.
В знаменитой работе теоретика кино Зигфрида Кракауэра вынесено в заглавие ключевое понятие — «Реабилитация физической реальности». Метод Лебешева характеризуется этим термином очень точно. Первой полностью самостоятельной работой стала для него короткометражка Андрея Смирнова «Ангел». Режиссера на тот момент завораживало аномально достоверное черно-белое оформление бергмановских картин, и он стал искать для экранизации рассказа Юрия Олеши профессионала, который был бы готов снимать «на натуре, только без света». Имелись в виду источники искусственного освещения, без коих даже на природе лица людей обычно не снимают. Все подряд операторы от такого эксперимента отказывались, и только молодой Павел Лебешев согласился, даже не поморщился: «Да хоть без пленки!»
В дальнейшем он доведет свое умение до совершенства. Сергей Соловьев, удачно сотрудничавший с ним во время работы над «Спасателем», «Наследницей по прямой» и «Ассой», отмечает: «Его световые решения исходили из крайне низких величин освещенности, поскольку он стремился сохранить всю красоту и прелесть естественного освещения, всю красоту и прелесть того, как живет свет вместе с нами в этом своем пространстве».
Гипертрофированное внимание Лебешева к естественному порядку вещей позволяет отнести его к романтикам (в строго искусствоведческом смысле слова), ведь романтизмом утверждается культ натуры, чувств, природного начала в человеке. Манера этого кинохудожника всегда узнаваема именно потому, что твердость характера обеспечивала незыблемость его мировоззренческих установок даже при взаимодействии с режиссерами средней руки, не особо интересовавшимися тонкими материями. Эдуард Гимпель, много лет сотрудничавший с ним как второй оператор, специалист по обработке пленки, припоминает: «Звонил и спрашивал: «Ты материал видел?» — «Да». — «Ну как, это «наше» изображение?!»
То есть в точности по Бору — Гейзенбергу: тонкий, зоркий, изобретательный «наблюдатель» добивался совершенно определенной картины мира!
В профессию его привел отец, Тимофей Павлович, большой, известный в нашем кинематографе специалист. На съемках «Тишины» Владимира Басова Павел был ассистентом Лебешева-старшего, а в команде, трудившейся над лентой «Щит и меч», уже вторым оператором. Самостоятельно прославился всего через пару лет, сделав с Андреем Смирновым легендарный «Белорусский вокзал». Впрочем, фирменный стиль там еще не проявился.
Настоящий прорыв был осуществлен в фильмах Никиты Михалкова: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Родня» — шесть огромных творческих удач всего за семь лет. Оператор там не только решил все поставленные режиссером художественные задачи, но и придумал гениальный, по-советски хитрый способ: предварительно засвечивая дешевую отечественную «Тасму», подтянул ее до уровня дефицитного «Кодака». Более того, снялся в нескольких потешных эпизодах и, наконец, выдал блистательный набор глубоко новаторских приемов.
На какое-то время расставшись с Михалковым, был нарасхват у таких мастеров, как Георгий Данелия («Кин-дза-дза», «Настя»), Роман Балаян («Леди Макбет Мценского уезда») и Сергей Бодров-старший («Кавказский пленник»). Воссоединился с Никитой Сергеевичем в дни съемок «Сибирского цирюльника», при этом уверенно освоил новую для себя аппаратуру, сохранив в полной мере легкое дыхание и уникальное зрение, удивив в очередной раз и постановщика, и просто понимающих толк в киноискусстве людей.
«Дар Божий — он был им переполнен. И он не профессионал в холодном смысле слова. Эпикуреец, который, однако, на площадке умел полностью сконцентрироваться на пластике, на образе картины», — эта емкая характеристика отнюдь не выглядит дифирамбом.
Родион Нахапетов говорил, что на съемочной площадке фильма «Раба любви» он вообще не замечал оператора. Ясное дело, ведь Лебешев с легким сердцем тушил агрессивно бьющий по глазам луч осветительного прибора — лишь бы артистам было удобно. В его лексиконе не было стандартных операторских фразочек наподобие «Туда не вставай!», «Там не останавливайся!».
Самый невероятный трюк заключался в том, чтобы расставить как положено аппаратуру, аккуратно и надежно все вокруг подсветить, но буквально за полсекунды до команды «Мотор!» дать решительную отмашку ассистентам: «Гасите!» Те в тревожном недоумении выполняли, а Павел Лебешев снимал дальше на честном слове, интуиции, импровизации, согласуясь во всем с новой, вдруг возникшей атмосферой, которую он внезапно ощутил, глянув в глазок кинокамеры. Если бы подобную штуку выдал кто-нибудь другой, про него, вероятно, сказали бы: «Самонадеянный фанфарон и бракодел».
После проявки материала результат, к изумлению съемочной группы, всегда получался потрясающе выразительным. Посему окружающие, как правило, ограничивались банальным словечком «гений».
Материал опубликован в журнале «CВОЙ» Никиты Михалкова. Февраль, 2020
ЛЕБЕШЕВ ПАВЕЛ
ЛЕБЕШЕВ ПАВЕЛ (кинооператор: «Белорусский вокзал» (1971), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Восхождение» (с В. Чухновым), «Раба любви» (оба – 1976), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Пять вечеров», «Кентавры» (оба – 1979), «Спасатель», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (оба – 1980), «Родня», «Наследница по прямой» (оба – 1982), «Избранные» (1983), «Кин-дза-дза» (1987), «Асса» (1988), «Кавказский пленник» (1996), «Сибирский цирюльник» (2000), «Азазель» (2002) и др.; скончался 23 февраля 2003 года на 64-м году жизни).
Легендарный советский кинооператор скончался от острой сердечной недостаточности. По словам его жены Натальи Лебешевой, это произошло внезапно: «Мы позавтракали, Паша сел смотреть свой любимый фильм „Два бойца“. Он повернулся, и я услышала: „Мне плохо“. Я к нему – он положил голову на руки и уже не дышал. Врачи потом сказали: „Остановилось сердце“. А он просто закрыл глаза…»
Отпевание покойного прошло 26 февраля 2003 года в храме на Воробьевых горах, куда приехали лишь родные и самые близкие друзья Лебешева, в том числе Никита Михалков – режиссер, с которым покойный снял свои самые лучшие фильмы. Затем гроб с телом Лебешева был доставлен в Дом кино, где прошла гражданская панихида. Вот как описывал происходящее журналист газеты «Жизнь» А. Лебедев:
«Одним из первых проститься с Лебешевым пришел Олег Меньшиков с букетом алых роз. Перекрестившись, актер долго стоял у гроба, с трудом сдерживая слезы, потом тихо произнес слова прощания и отошел, уступив место другим…
Проститься со своим коллегой пришла практически вся творческая группа «Сибирского цирюльника». За время съемок «дядя Паша» стал всем почти родным…
Евгений Миронов, одетый во все черное, возложил к гробу белые гвоздики, медленно провел рукой по гробу, как бы прощаясь с великим кинематографистом.
Александр Панкратов-Черный, едва подойдя к гробу, зарыдал и закрыл лицо руками. Немного придя в себя, актер подошел к вдове Лебешева Наталье и как мог попытался утешить ее…
Артем Михалков возложил к гробу венок от имени отца. Самого Никиты Сергеевича на церемонии не было: после отпевания он из храма сразу уехал на кладбище, чтобы проконтролировать последние приготовления к похоронам…
Гора цветов росла с каждой минутой. Прислал венок Александр Абдулов – он не смог прийти лично из-за гастролей в Америке.
Александр Домогаров с супругой всю панихиду простояли возле гроба.
Владимир Машков, возложив букет алых роз, перекрестил покойного и тихо помолился.
Леонид Ярмольник с Борисом Хмельницким долго стояли возле изголовья, изредка смахивая слезы…
Похоронили великого кинооператора на Кунцевском кладбище рядом с могилой его старшего сына Дмитрия, который трагически погиб три года назад».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
9. ПАВЕЛ
9. ПАВЕЛ О, вдохновенных снов живые были! Их воплотил венчанный командор. Века провидит солнечный твой взор. Вселенские в нем замыслы застыли: Снести очаг республиканской гнили И подписать масонам приговор. Заслыша звон твоих суровых шпор, Враги в плащах кинжалы
ПАША ЛЕБЕШЕВ
ПАША ЛЕБЕШЕВ Паша Лебешев не знал слов — «нельзя снимать». Он снимал при любом освещении. Даже при свете свечи. Натуру «Кин-дза-дзы» он снимал вообще без света.Паша для меня — оператор-загадка.Снимаем в пустыне. Паша сидит в автобусе, играет в шахматы. Перерыв кончился — он
ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВ
ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВ Павла Васильева[52] я видел близко один-единственный раз в 1933 году в Москве. На литературных вечерах слышал много раз — тогда он читал «Одну ночь». Стихи в честь Натальи. Читал хорошо. Всякий поэт читает всегда свои стихи лучше, вернее, чем кто-нибудь другой,
Павел БУРЕ
Павел I
Павел I Император Павел I родился в Петербурге в 1754 г. в семье Великого князя Петра Федоровича, будущего Петра III, и Екатерины Алексеевны, будущей Екатерины II. Сразу после рождения взят от родителей императрицей Елизаветой для воспитания в качестве будущего наследника.
ЛЕБЕШЕВ Павел
ЛЕБЕШЕВ Павел ЛЕБЕШЕВ Павел (кинооператор: «Белорусский вокзал» (1971), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Восхождение» (с В. Чухновым), «Раба любви» (оба – 1976), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Пять вечеров», «Кентавры» (оба – 1979), «Спасатель»,
(ПАВЕЛ I)
(ПАВЕЛ I) Предисловие Те исторические события, которые по каким-то причинам долгое время не были в должной мере раскрыты и всесторонне освещены, имеют склонность мало-помалу превращаться в легенду. Суеверия, связанные с такой легендой, едва ли не навсегда укореняются в
О времени и обстоятельствах работы Ходасевича над жизнеописанием Павла см. вступ. статью.Начало XX века — время резкого подъема интереса исследователей, писателей и издателей к павловской теме, стимулированного снятием цензурных запретов с публикаций о
Павел I
Павел I Павел I. Худ. В. Боровиковский, 1800 г.Порой шутом на троне представляют императора Павла I (1754–1801). Сохранилось немало анекдотов о его нелепых распоряжениях. Хотя шутовства он не терпел, был вспыльчивым и взбалмошным – большим чудаком и оригиналом.В отличие от
САДЫРИН Павел
САДЫРИН Павел САДЫРИН Павел (тренер футбольного клуба ЦСКА (1990–2001) сборной России по футболу (1994); скончался 1 декабря 2001 года на 60-м году жизни). У Садырина был рак, о котором он знал давно, но ничего не предпринимал, потому что на первом месте для него была команда – ЦСКА.
2 мая – Павел КАДОЧНИКОВ
2 мая – Павел КАДОЧНИКОВ Этот актер относился к плеяде звезд советского кинематографа, слава которых взошла в сталинские годы. Обладая прекрасной внешностью, он играл исключительно положительных героев – сильных и смелых советских людей, с честью преодолевающих любые
ПАВЕЛ I
ПАВЕЛ I (род. в 1754 г. – ум. в 1801 г.) Российский император, самодержец, царствование которого отличалось тиранией и произволом, «военно-полицейской диктатурой».В Петербурге, отделенный от города лугом и рвами, усилиями архитекторов Баженова и Бренна, работавших под личным
Павел
Павел Читатель, очевидно, помнит, что я уже обозначил дату рождения старшего сына Сергея Яковлевича и Ольги Евгеньевны Павла: 1894 год. Их первенец родился в Тифлисе, старший Аллилуев работал тогда в железнодорожных мастерских, с головой окунувшись в революционную
- с днем рождения любимая доченька анимация картинка
- Фиброзирование тканей что это