павел ковшаров биография замания
Павел ковшаров биография замания
Павел Ковшаров: детские парки Zамания
О том, как пришла идея бизнеса
Я долгое время работал в корпоративной сфере: Yota, «МегаФон», перед открытием своей компании был заместителем директора по закупкам в Tele2. Решение уйти из корпоративного бизнеса я принимал долго — шёл к этому около полугода. В какой-то момент поехал проветрить голову на Камчатку. И через 2 дня после своего возвращения в Москву написал заявление.
Идей для своего бизнеса пересмотрел много. За полтора года до старта проекта я начал заниматься венчуром, и поэтому в первую очередь смотрел в сторону проектов, в которые я инвестировал. Но та самая идея пришла совсем с другого фронта.
В тот период, когда я начал думать над собственным проектом, я стал молодым папой. Конечно, я стал активно интересоваться тем, где с ребёнком можно погулять, поиграть, как его развивать. Для меня это была совершенно новая область. И в процессе изучения индустрии для детей я понял, что этот рынок очень перспективный.
Выяснилось, что в Москве нет полноценного детского комплекса для активного отдыха. Да, есть батутные центры, скалодромы, «тропы приключений», канатные парки, игровые комнаты — всё есть по отдельности, но места, где всё это объединялось бы под одной крышей, нет.
Так и родилась идея Zамании. Тут сложилась и экономическая привлекательность и, скажем так, фэн-шуйная.
О продукте
В чем отличие парков Zамания от того, что представлено на рынке? До нас не было ни одного детского пространства для активного отдыха, где было бы всё и сразу. К тому же, в таком масштабе.
Во-первых, на большой территории наших парков (от 1500 до 2500 кв м) мы собрали всё, что нужно для активного отдыха детей, которые обожают лазить, бегать и прыгать. Десятки видов горок, батуты, верёвочные тропы, многоэтажные длинные лабиринты, поролоновые ямы, скалодромы, тарзанки, машинки, тюбинги, карусели, и даже настоящие «подземелья» — всего просто не перечислишь. Есть и специальные комнаты для тихих игр, где можно пособирать замки из конструкторов или поиграть в настольные игры. Это настоящая страна для детей. Тут есть всё, и тут можно всё.
Во-вторых, у нас регулярно проходят развлекательные и образовательные мероприятия. После шоу Фиксиков и разучивания танцев с аниматорами можно пойти на мастер-класс по росписи венецианских масок, созданию летающих тарелок или приготовлению итальянской пиццы.. Во всех парках мы проводим тематические квесты — дети ищут затерянные сокровища в стиле Индианы Джонса, чинят машину времени для гостей, прилетевших к нам из 3025 года. Здесь можно посмотреть список наших мероприятий.
В-третьих, у нас есть отдельные комнаты для проведения праздников. Здесь можно провести очень весёлый день рождения с угощением. При этом за бронирование комнаты не надо платить. Оплата происходит только за билеты, опционально — украшение комнаты и аниматор. Стоимость еды из нашего семейного кафе невелика, точно меньше чем в ресторанах или кафе за пределами парка и ненамного больше стоимости, которые вы бы потратили, проведя ДР дома.
В-четвертых, родители могут сами выбрать — принять ли участие в играх, или отдохнуть в нашем кафе. Причем взрослые приходят в парк абсолютно бесплатно. На празднование дней рождения в том числе.
Ну а главное — в наших парках вы не найдете ни одного игрового автомата с играми виртуальной реальности. Без них ведь гораздо веселее, правда?
Сейчас мы открыли уже 5 проектов в Москве и Московской области. Каждый наш парк имеет свой дизайн и легенду. Парк в Новокосино создан в стиле затерянных цивилизаций. Для ТК «Новомосковский» мы выбрали тематику рыцарских сказок с замками и драконами. В ТЦ «Город» на Рязанке построили подводное царство. В «Золотом Вавилоне» в Ростокино у нас такой стим-панк для детей. А в ТЦ «Хорошо» на Хорошевском шоссе мы открыли ни много ни мало KidzRock Cafe 🙂
Павел ковшаров биография замания
Обо мне
Павел Ковшаров
Предприниматель, который хочет изменить экосистему услуг, создать проект, востребованный не только в России и странах СНГ, создать команду, в которой хочется работать каждый день и получать от этого позитив, создать новый рынок, построить действительно большую и успешную компанию, показать на своем опыте как можно создавать новые компании и рынки, показать ошибки и наши ноу хау. Отец, который обожает своих сыновей и Муж, который любит свою жену. Семья — очень важный элемент моей жизни — моя энергия, мой воздух и мой пинковый механизм, когда мне хреновато. Основатель и генеральный директор компании Zамания, который каждый день вместе с командой фигачит, чтобы создать лучшую в России компанию в сфере детских и семейных развлечений. Экс сотрудник Yota, которая всех нас (сотрудников компании Yota) заразила особым отношением к делу, к коллегам, к результату.
Для кого я пишу?
Блог это мои мысли, то чем я живу и живет моя компания Zамания. По большей части, я буду рассказывать здесь о развитии компании и какие то личные мысли с этим связанные. Блог — для тех кому интересно, что из себя представляет компания Zамания изнутри, то чем живет его команда и ее основатель,
Блог для гостей, которые хотят понимать как и что мы создаем, как мы подходим к созданию сервиса, как мы относимся к нашим гостям, Блог для тех, кому может быть интересно инвестирование в наш проект, Блог для тех, кто хочет создать свою Zаманию в любом городе России и за ее пределами (мы предлагаем франшизу), Блог для наших партнеров, которые хотят понять с кем они будут работать, Блог для наших сотрудников, которых я очень люблю и уважаю и для потенциальных сотрудников, которые выбирают себе команду, в которой они будут работать, Блог для предпринимателей, которые хотят понять как построить большую компанию в сфере услуг с «0».
Если вам интересно то, что мы делаем, то что я пишу и вы хотите помочь, принять участие в создании компании и быть в нашей команде, просто наблюдать и давать советы, то читайте и присылайте свои мысли и идеи.
Для инвесторов
которым может быть интересно инвестирование в наш проект
Павел Ковшаров («Zамания»): «Детям нигде не объясняют, что делать при пожаре, куда бежать»
Сеть активити-парков «Zамания» состоит из 11 площадок в Москве и Подмосковье. Её история началась в 2015 году, когда Павел Ковшаров, топ-менеджер Yota, решил заняться собственным бизнесом и выбрал детские уголки в торговых центрах. Сейчас в компании работают 650 сотрудников, парки принимают 250 000 гостей каждый месяц. В 2016 году выручка составила 74 млн рублей, в 2017-м — более 700 млн рублей. В 2018 году Ковшаров нашёл инвесторов и запустил франшизу, но планы на бурный рост пришлось скорректировать. В том числе из-за трагедии в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня».
«Секрет» поговорил с Ковшаровым о бизнесе и о безопасности детей.
«Я своих детей вижу по утрам и в выходные»
— Вы около десяти лет занимали высокие должности в крупнейших телекоммуникационных компаниях: Yota, «Мегафоне», Tele2. Почему ушли?
— С первого класса я точно знал, что буду бизнесменом — обещал маме, что она перестанет работать на складе шиферного завода. Свой первый бизнес я открыл в 16 лет в Белгороде, это было летнее кафе. Шатёр, столы, пиво, фисташки, гамбургеры (точнее, булки с котлетами). После этого был отдел женского белья, магазин масел и автохимии.
Работая в «Мегафоне» и Tele2, я стал бизнес-ангелом, но скоро понял, что не готов быть инвестором, мне важно самому контролировать бизнес и заниматься операционным управлением. Однажды я поехал с другом в Петропавловск-Камчатский, мы доплыли до острова Беринга. Там мне хорошо проветрило голову, и я принял решение уйти из корпоративного мира и начать свой бизнес.
Я не могу сказать, что посвятил свою жизнь детям. Если честно, я своим детям уделяю очень мало времени и вижу их только по утрам, отводя в садик и на выходных (и то не всегда).
— Зачем тогда вы занялись детскими парками развлечений?
— Мне эмоционально близко всё, что связано с детьми. Мы с женой много лет ждали первенца, и, когда он родился, эмоции зашкаливали. Я звонил в крупнейшие торговые центры и спрашивал про детские площадки. И ничего не мог найти. Рациональная составляющая в том, что бизнес, который касается детей, меньше подвержен экономическому спаду. К 2014 году, когда мы начинали, батутные центры и скалодромы существовали только для подростков и взрослых. Автоматов и каруселей уже было мало — обанкротились из-за неудачной бизнес-модели. Сегодня, кроме «Zамании», есть ещё игрок — Joki Joya. Классные одиночные парки и локальные игроки в других городах тоже есть. Они почти полностью скопировали наш проект.
— Как вы привлекли инвестиции под такой проект?
— Изначально у нас были не инвестиции, а кредиты от людей из моей записной книжки. Я брал кредиты под 24% и личное поручительство. Вместе с моими личными сбережениями получилось 55 млн рублей, на них первый парк и открыли. После этого я привлёк ещё кредитов на общую сумму около 350 млн рублей. Позже я познакомился с нынешними инвесторами, группой «Основа» (группа создана бывшими собственниками девелоперской компании «Мортон», ей принадлежат 30% ООО «Замания». — Прим. «Секрета»). Они обеспечили бридж-финансирование ещё примерно на 150 млн рублей. Полгода шли переговоры, а в декабре 2017 года, в мой день рождения, мы заключили сделку. После чего продолжили развитие и закрыли все дорогие кредиты.
Первый парк мы строили четыре месяца — абсолютно самостоятельно. Но открылись в самое несезонное время для ТЦ — в конце мая. Всё лето выручка была очень маленькая. Зато мы отработали все процессы и исправили недостатки. Спустя три года работы мы пришли к выручке в 1 млрд рублей.
— Как вы искали людей?
— Первым человеком, которого я нанял, была HR-директор Арина Фомина, моя коллега по Yota. В Yota была очень профессиональная атмосфера с точки зрения отношений между сотрудниками, отношения сотрудников к бизнесу, стремления к саморазвитию. Всех сотрудников офиса я собеседую лично. При увольнении — тоже: когда человеку нечего терять, узнать о компании можно гораздо больше. Средний возраст наших аниматоров — 21 год. Они обучаются по разработанной нами системе. Сначала в нашем тренинг-центре, потом — в парках. Там многие понимают, что работать с детьми очень непросто. И уходят.
— У вас есть сотрудник, который называется директор по искреннему сервису. Чем он занимается?
— Это человек, который следит, чтобы общение с клиентами во всех парках, по телефону и в офисе было на одинаково высоком уровне. После его появления мы ввели рейтинг парков, систему оценки индекса лояльности клиента NPS и запустили «Мамконтроль». Мы просим активных мам тайно проверить наши парки и предоставить нам отчёты о посещении. Иногда приглашаем мам, которые оставили о нас негативный отзыв. Они указывают на ошибки, мы их исправляем. Это очень хорошо работает.
— Вы придирчивый начальник?
— Я часто влезаю в работу сотрудников, за что бью себя по рукам. Вот возьмём эту визитку (показывает). Дизайнер переделывал её пять раз, пока не сделал так, как мне нужно.
— То есть сейчас она вас полностью устраивает?
— Да, потому что она с тем текстом, который нужен, и выглядит, как я хотел. (Смотрит на неё 10 секунд). Ну я бы ещё шрифт сделал в два раза тоньше.
«Скоро трагедия забудется, и ТЦ перестанут проверять»
— В блоге вы пишете о принципах «бирюзовой организации», когда вместо KPI — цели и ценности, и говорите, что ваши ценности — безопасность, доступность, открытость и искренний сервис. Расскажите про открытость.
— Я веду блог и открыто пишу в соцсетях о работе компании, мы открыто говорим о реальных проблемах, заработке, сколько теряем на ошибках. Это также принцип отношений внутри компании. Иногда открытость работала в минус: сотрудники использовали информацию для воровства и даже взяточничества. Но чаще помогала найти партнёров, инвесторов, кредиторов, поставщиков и просто неравнодушных людей, готовых помочь. Таких оказалось много.
Арина предлагала написать миссию и ценности сразу. Я сказал: «Я не готов», и мы запускались без миссии и без сформулированных ценностей. «Миссия» для меня до сих пор просто пафосное непонятное слово. В 90% случаев пишут миссию, вешают на сайт, а она не работает. Мне такое не нужно. Я считаю, что, пока не пропустил через себя, сам не поверил, — никто не поверит.
С ценностями была определённая трансформация. Всегда была на первом месте безопасность, сервис стал «искренним», «экономика» превратилась в «доступность». То есть мы развернули все принципы в сторону гостя.
— Вы сами часто отдыхаете в ТЦ?
— У меня времени нет. Я туда захожу, чтобы одежду быстро купить и убежать. Меня начинает нервировать, если я долго там нахожусь.
— В этом году случилась трагедия в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», где погибли 64 человека, в том числе 41 ребёнок. Помните, как узнали о пожаре?
— Кто-то из сотрудников написал о случившемся в чате Telegram. Я в тот день отдыхал в Греции с семьёй. Мы очень долго плакали с женой. Это было больно.
Когда у тебя маленький ребёнок, он при тебе ударился, ему больно— хочется всю его боль забрать себе. А если представить, что человека не стало. (Пауза.) Мне надо походить… (Ходит по кабинету 20 секунд.)
Владельцам торговых центров иногда просто насрать. Я уверен, что скоро этот случай позабудется и ТЦ опять не будут проводить плановых эвакуаций, проверок, эксплуатации систем.
После трагедии я сразу понял, что скоро начнутся проверки для галочки, и на следующий же день мы начали собственную. Несмотря на то что за три месяца до этого мы наняли компанию, которая нас аудировала по пожарной безопасности и мы много исправляли по итогам полученного отчёта, в процессе повторных проверок мы выявили огрехи, которых не заметили ранее. Самые распространённые — неработающая система оповещения ТЦ.
Кстати, дети совершенно не знают, что делать при пожаре, куда бежать. Им нигде не объясняют: ни в садике, ни в школе, ни дома. Поэтому мы выпустили листовки об эвакуации из парков, сняли обучающие ролики и, самое главное, ввели мастер-классы для детей, в которых они сами принимают участие в виде игры и понимают, что нужно делать в чрезвычайных ситуациях.
— А до случившегося в Кемерове вы устраивали внутренние проверки?
— Если помните, за 2017 год было проведено около 600 эвакуаций по всей России. «Zамания» тогда эвакуировалась больше 80 раз. Более того, за два дня до открытия нашего парка в ТЦ «Рио» в июле 2017 года торговый центр загорелся. С тех пор в каждом парке только на пожарную безопасность мы тратим от 2 до 5 млн рублей. Это очень много.
В России некоторых ТЦ официально нет на бумаге, но при этом они работают уже десять лет. Или это не одно юридическое лицо, а 30–40 ИП. Как с них собирать налоги, которые должны пойти на безопасность? О чём мы говорим, если даже единых правил эвакуации не существует? Министерства не могут создать единый свод нормативных актов. Они слабо работают между собой. Я бы очень хотел, чтобы к нам прислушивались и приглашали нас для создания совместной нормативной базы. Мы очень хотим, чтобы были единые правила, даже если они будут строгими. Они должны быть понятными, справедливыми и выполнимыми. Они должны обеспечивать безопасность, но при этом не убивать бизнес.
Очевидно, что, когда мы говорим про безопасность, надо начинать с себя. У вас, например, есть огнетушитель дома?
— Нет.
— Ну вот. А если случится на кухне пожар, водой заливать будете или тряпками тушить? А если тряпка синтетическая, ещё хуже сделаете. В квартире у меня стоит огнетушитель, а в доме — порошковая система пожаротушения, она стоит всего 7500 рублей за комплект. Это несложно, правда?
Надо начинать с себя, потому что проверки иногда делают ради самого факта. «У вас светоотражающая наклейка висит на 20 см ниже, чем положено» — об этом проверяющие говорят, а о неработающих много лет системах пожаротушения ТЦ — нет.
— Как проверки отразились на «Zамании»?
— Ни один наш парк, к счастью, не закрыли. Но до трагедии у нас было более активное развитие. Трафик упал на 40% и только к сентябрю восстановился. Мы планировали открыть 15 парков в этом году, а откроем только шесть. Важно, чтобы развивался средний бизнес, такой как наш. Мы инвестируем много денег в безопасность, качество и сервис. К сожалению, единичные проекты себе такого позволить не могут, они вынуждены на чём-то экономить. Потом это может сказаться на всей отрасли. В данном случае я поддерживаю консолидацию бизнеса и работу трёх-четырёх сетей по всей стране, которые смогут обеспечить необходимый уровень качества и безопасности.
Основатель сети детских активити–парков «Zамания» Павел Ковшаров рассказал MarketMedia о том, приносят ли развлечения для детей быстрые деньги, сколько на самом деле стоила проданная инвестору доля в бизнесе, как живет компания в период «давай-давай» и какой новый формат может потрясти рынок развлечений и ретейла.
До того как открыть первый активити-парк, Павел Ковшаров долгое время работал в корпоративной сфере: Yota, «МегаФон», Tele2. «Решение уйти из корпоративного бизнеса я принимал долго — шел к этому около полугода, — рассказывает он. — В какой-то момент поехал проветрить голову на Камчатку. И через 2 дня после своего возвращения в Москву написал заявление». Павел говорит, что идей, чем заняться, было много. За полтора года до решения о детском парке он занимался венчурным инвестированием как бизнес-ангел и поэтому в качестве варианта рассматривал проекты, в которые и инвестировал. «Но та самая идея пришла совсем с другого фронта, — добавляет Павел Ковшаров. — В тот период, когда я начал думать над собственным проектом, я стал молодым папой. Конечно, начал активно интересоваться тем, где с ребенком можно погулять, поиграть, как его развивать. Для меня это была совершенно новая область. И в процессе изучения индустрии для детей я понял, что этот рынок очень перспективный. Выяснилось, что в Москве нет полноценного детского комплекса для активного отдыха. Да, есть батутные центры, скалодромы, небольшие игровые комнаты — все есть по отдельности, но места, где все это объединялось бы под одной крышей, нет. Так и родилась идея «Zамании».
Справка
Сеть детских активити-парков «Zамания» насчитывает 11 площадок в Москве и Подмосковье. Компания создана в 2015 году Павлом Ковшаровым и Александром Марковым.
В 2018 году 30% компании выкупила кипрская Irhet Ltd, аффилированная с группой «Основа». Из 70% бизнеса Павлу Ковшарову принадлежит 95%.
Ежегодно парки принимают около 3 млн гостей. В 2018 году выручка, по оценке самой компании, составит 1 млрд рублей.
Павел, пока ждала вас в ТЦ «Авиапарк», прошлась по этажу, где вместе с «Zаманией» представлены как минимум еще десяток развлекательных зон для детей. С кем сегодня конкурирует ваш проект?
— Есть косвенная и прямая конкуренция. Первая — это борьба за время и кошелек. За время мы «конкурируем» с хорошей погодой, за время и кошелек — с любой другой существующей зоной развлечений. Это может быть и кинотеатр, и батутный центр, и т.п. Среди прямых конкурентов — компании, которые предлагают развлекательный контент. Это города профессий (например, «Кидбург») и те компании, которые делают такой же продукт, как у нас, по крайней мере внешне похожий (например, JOKI JOYA).
Конкуренция острая или еще есть место для новых игроков?
— В целом если говорить о России, то место есть. Но если брать Москву и Петербург, то вся емкость рынка уже выбрана. Поэтому мы и не идем в Петербург. А кроме того, там JOKI JOYA сами себя каннибализировали. Это произошло за счет того, что было построено чрезмерное количество площадок и ценообразование очень плохо отрегулировано, так как там практически без остановки работает купонный сервис, который позволяет купить билет со скидкой 50%. И по сути, этим был разрушен рынок, так что в Петербурге делать нечего. А в Москве мы достраиваем сейчас два объекта (в ТЦ «Парк Хаус Братеево» и в ТЦ «Европарк») и считаем, что емкость рынка выбрана полностью.
Может, странный вопрос, но кто ваши клиенты: дети или родители? Что вы о них знаете?
— Полноценная CRM-система у нас еще не работает, так что сейчас мы не все знаем о своих гостях. А то, что знаем, — это информация, полученная в ходе опросов наших клиентов, которые отмечали у нас дни рождения, это несколько десятков тысяч человек. Могу сказать, что среди тех, кто бронирует проведение семейных праздников в наших кафе на территории парков, 75% — это мамы. А вообще 65% приводящих детей — мамы, 35% — папы. Платят, безусловно, родители, и решение принимают они, но на них серьезно влияют дети и их безудержное желание прийти к нам в парки. Что нужно детям? Бегать, прыгать, кричать, и чтобы их за это не ругали. Родителям — чтобы ребенок был в безопасности, комфорте, уюте и ощущать себя хорошими родителями. Но при этом взрослые могут здесь и в ресторане посидеть. Плюс родителям должно быть комфортно с точки зрения денег. Если они привели детей, например, в парк развлечений, где за каждый игровой автомат нужно платить, поиграли 5 минут — и опять доставай кошелек, это напрягает. Почему всем нравится отдыхать в Турции в отелях по системе все включено? Потому что, несмотря на то что вы уже за все заплатили, возникает ощущение экономии.
Психологически человеку комфортнее заплатить за все один раз и отдыхать, не считая каждый раз, хватит тебе денег еще на что-то или нет. Мы создаем комфортную и доступную среду для родителей с точки зрения принятия ими решения об отдыхе в нашем парке. Это тоже важно.
Каково соотношение детских праздников и входных билетов в парке в общем объеме выручки?
— На банкетинг приходится около 30%. Вообще у нас три основные статьи: входные билеты, кафе и банкетинг. Сейчас активно занимаемся развитием дополнительных услуг. Это анимация, которая должна быть рассчитана на разные кошельки — и 2,5 тыс. рублей, и 250 тыс. Кстати, у нас был случай, когда мы проводили день рождения с бюджетом более 1 млн рублей. И мы можем сделать это очень качественно, это касается и видов развлечений, и дополнительных услуг, и кухни, и организации. Опять же, к слову, мы не отдаем кухню на аутсорсинг, мы полностью управляем ею сами и считаем это важным элементом нашей бизнес-концепции.
Ваши коллеги говорят, что рынок детских развлечений уже не приносит легких и быстрых денег, как это было несколько лет назад. Согласны с этим тезисом?
— Вообще бизнес, если им действительно заниматься, а не делать вид, не приносит легких денег.
Что вы имеете в виду?
— Смотрите, сегодня уже редко взрослые ходят, например, в магазин игрушек с детьми. Причины понятны: доходы падают, а прийти в такой магазин с ребенком — значит, оставить там все деньги. Поэтому ходят без детей. Большие детские магазины уже не так востребованы, тем более что покупки переходят все больше в онлайн. Площади детских магазинов сокращаются, ретейлеры создают зоны самовывоза при заказе в интернет-магазине. Но взрослые и дети ходят в парки развлечений. И если открыть при таком парке хороший магазин, то это даст потрясающий синергетический эффект и те эмоции, которые ищут гости. Это не только увеличит продажи, но и повлияет на эмоциональную привязанность к бренду магазина детских товаров. Это может быть и отдельный бренд производителя детских товаров. Такой, например, как Mattel или Hasbro.
Многие сегодня отмечают, что на пике популярности находятся гастрономические впечатления. Многие торговые центры модернизируют зону фастфуда. Вы смотрите дальше и говорите, что не за горами следующий этап эволюции, когда гастроконцепции станут лишь приложением к новым форматам семейного отдыха. Говоря о новых форматах, вы имеете в виду в том числе и упомянутую концепцию?
— Конечно. Торговля переходит от просто продажи вещей к продаже впечатлений и эмоций. Люди будут приходить в магазины именно за этим, потому что купить почти все, и даже продукты питания, можно уже и в Интернете. Моя жена последний год больше половины продуктов закупает в «Утконосе». Еда — это часть пазла под названием эмоции и впечатления, еще одна его часть — развлечения. Одно без другого, я уверен, не работает. Нельзя сделать только ресторанную часть в торговом комплексе и забыть про развлечения, как и наоборот — поставить парк развлечений и считать, что все будет в шоколаде. Вы наверняка слышали, например, что в торговом комплексе в Торонто вскоре откроется Cirque du Soleil. Девелоперы делают это вынужденно, потому что им надо спасать свои объекты, которые испытывают трудности из-за все большего проникновения в жизнь электронной торговли, из-за банкротства традиционных ретейлеров и пр. Старые форматы ТЦ скоро вымрут или вынуждены будут перестроиться. И если кто-то думает, что России еще далеко до этого, то это не так. Мы уже видим с вами, что лучшие ТЦ меняются, делают комплексные изменения в сфере досуга и развлечений. Хороший пример — «МЕГА», которая планово меняет все зоны фуд-кортов и развлечений. Рано или поздно эти инвестиции нужно будет сделать всем ТЦ. И лучше сделать это в числе первых.
Сегодня многие компании оптимизируют бизнес, в том числе уменьшая площади. Вы тоже запускаете малый формат парков развлечений (900-1200 м2). Мини-парки в городах с населением от 200 тыс. человек. Это временная мера, чтобы быстрее окупить вложения (3-4 года) или все-таки тренд? И как же ваша мечта создать огромный парк развлечений?
— Нет, не временная мера. Просто есть города, где экономически нецелесообразно ставить большой парк на 2,5 тыс. м2, хотя при этом детских развлечений нет. Поэтому мы предлагаем формат, который будет там востребован. Делать малый формат в Москве или Петербурге — неправильно, тем более, я уже говорил, что мы задрали планку в плане качества и сервиса. Мини-формат разработан для городов с населением от 100 тыс. человек. Мы сейчас ведем переговоры о таких парках, и думаю, до конца года сможем подписать с партнерами как минимум два таких проекта. А что касается появления малых парков и мечты создать огромный парк развлечений, так ведь и у Х5 есть «Пятерочки», а есть «Карусели», и она прекрасно этими разными форматами управляет. В нашем случае речь тоже идет о разных форматах, только и всего.
Кстати, вы говорили, что порог входа на рынок высокий. Каков он сегодня?
— Инвестиции в один проект большого парка составляют примерно 55 млн рублей. Много факторов, которые влияют на стоимость. Важно понимать, где находится площадка, как она подготовлена в плане инженерии и отделки. Возможно, нужно будет делать все с нуля. Речь может идти о площади 1,5 тыс. м2, а может — о 3 тыс. м2 и т.д. Может отличаться и высота потолков. Эти и другие факторы влияют на итоговую сумму.