павел чухрай воробьиное поле актеры
Павел Чухрай отмечает 75-летие
Он снимает фильм «Воробьиное поле» по сценарию, написанному десять лет назад
14 октября кинорежиссер Павел Чухрай отмечает 75-летие. Из Москвы он решил на время уехать, чтобы тихо и спокойно встретить юбилей в кругу родных и близких. А потом продолжит работу над новым фильмом «Воробьиное поле» по своему сценарию, написанному десять лет назад. У него есть эпиграф: «Бог ушел и больше не вернется». Съемки начались в апреле на «Мосфильме».
Павел Чухрай (справа) и Владимир Климов на съемках «Воробьиного поля». Фото: Пресс-служба «Мосфильма»
Пока все окутано тайной. Продюсер Александр Роднянский не любит заранее погружать в детали находящегося в работе проекта. Но сценарий опубликован в 2010 году, и его первые строки о многом говорят. 1949 год. Раннее зимнее утро, почти ночь. Во внутреннем дворе Лубянки в закамуфлированный под хлебный фургон «воронок» конвоиры заталкивают заключенных.
А ведь три года назад Павел Чухрай рассказал «МК» о том, что работает над проектом о Тегеранской конференции 1943 года, где встретились руководители трех стран антигитлеровской коалиции — Сталин, президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль нашли возможность договориться и остановить страшную машину нацизма, нашли компромисс ради спасения человечества.
— Бывает так, что напишешь сценарий, а денег на него не найти. А потом уже появляются другие идеи. У меня много непоставленных сценариев, но ко многим я бы уже не стал возвращаться, потому что и думаю по-другому, и написал бы их по-другому. Сценарий, по которому я сейчас снимаю, написан десять лет назад, и только теперь появилась возможность его снять. Я его модернизировал. Фильм будет называться «Воробьиное поле». Мои фильмы часто рассказывают о времени моего детства и молодости, поскольку эмоционально именно с этим периодом жизни больше всего связано. В зрелом возрасте живешь опытом, представлениями, которые сложились у тебя раньше.
У нас были утверждены актеры, и не только российские, но немецкие, английские, прибалтийские. Мы должны были сначала снимать в Прибалтике, потом в Европе, но грянула пандемия. Продюсеры не знали, что делать, как подписывать контракты и договариваться с актерами. Прибалтика никого уже к себе не пускала, Европа тоже. Все остановилось. А процесс идет, группа набрана. Пришлось искать выход из ситуации, сильно изменить проект, сюжетные линии. Мы все снимали в Москве и Подмосковье, никуда не выезжали. События происходят в 1949–1957 годы. Но я без согласия продюсеров не могу подробно об этом говорить. Скажу только, что герои влюбляются, переживают драмы, но финал будет хороший. Одну из финальных сцен мы снимем на Воробьевых горах, где я еще ребенком часто гулял с друзьями и смотрел оттуда на Москву.
Декорации построили в 4-м павильоне «Мосфильма». Оператором стал Владимир Климов, снимавший с Чухраем фильм «Вор». Художник-постановщик — Павел Новиков, известный по картинам «Метро», «Салют-7», работавший недавно на «Сердце Пармы». В картине снимаются: Сергей Маковецкий, Ангелина Стречина, Илья Малаков.
Свою предыдущую картину «Холодное танго» по мотивам повести Эфраима Севелы «Продай твою мать», связанную с темой войны, Павел Чухрай снял в 2017 году. Главную женскую роль сыграла Юлия Пересильд. И это была история о том, как политическая система разъединяет людей, манипулирует ими, но надо всегда оставаться человеком. Кто-то расценил картину как пасквиль на литовскую историю. Фильм затребовала на экспертизу группа депутатов Госдумы.
Мировую известность Павлу Чухраю принесла в 1997 году картина «Вор», награжденная на Венецианском кинофестивале, номинировавшаяся на премии «Оскар», «Золотой глобус» и «Гойя». Чухрай говорит, что ему легче всего работалось в 90-е, когда о многих вещах можно было говорить свободно.
— Сейчас это сложнее. История человечества развивается не по лучшему сценарию, в ней было столько глупостей, ошибок и трагедий, которых, казалось, легко избежать. Многие вещи можно объяснить сумасшедшими изменениями, происходящими в мире. Роль мужчины в обществе меняется колоссально. Он теряет свои мужские качества. Агрессия в ответ на оскорбления естественна, но надо научиться с ней справляться. В обществе происходят вещи, меняющие роли мужчины и женщины. Любой мафиозо за своих детей разорвет, хотя он — негодяй и убийца. А какая-нибудь девушка легко бросает только что рожденного ребенка. Когда это происходит массово, мы начинаем задумываться над тем, что же происходит с нами. Ответы не так просты, как кажется.
Павел Чухрай — по духу сын своего отца, фронтовика, режиссера «Баллады о солдате» Григория Чухрая, который всегда имел свое мнение. Достаточно вспомнить знаменитую историю о том, как в 1960-е на него давило начальство на Московском кинофестивале, чтобы он отдал главную награду советской производственной драме, а не фильму «Восемь с половиной» Феллини. Но Чухрай-старший поступил так, как считал должным.
— Для меня кино началось с шести лет, когда отца направили ассистентом на Киевскую киностудию, и мы жили на ее территории, — вспоминает Павел Чухрай. — Я смотрел, как снимаются картины. Потом работал на «Мосфильме» в звукоцехе, осветителем.
В 1969 году он окончил операторский факультет ВГИКа, где учился в мастерской Бориса Волчека, а в 1974-м — режиссерский факультет, где его мастером был Игорь Таланкин, а сокурсниками стали Карен Шахназаров и Родион Нахапетов. А еще до этого, в 16-летнем возрасте, снялся у Марка Донского в фильме «Здравствуйте, дети!». В режиссуре дебютировал в 30 лет фильмом «Ты иногда вспоминай», экранизировав повести Владимира Кунина. Главную роль у него сыграл Николай Крючков. Потом были «Люди в океане», ставшие рекордсменом проката, «Клетка для канареек», «Вор» с Владимиром Машковым, который попал в прокат США. После мирового триумфа и скромного проката в России Чухрай только спустя семь лет представит свой новый фильм «Водитель для Веры», который снимался долго, с остановками, поскольку нормального финансирования не было. Павел Чухрай участвовал в проекте Стивена Спилберга «Прерванное молчание», посвященном Второй мировой войне и теме холокоста, где были задействованы такие выдающиеся кинематографисты, как Анджей Вайда, Янош Сас, Марцель Лозинский, и снял новеллу «Дети из бездны».
75 лет Павлу Чухраю — режиссеру, фильмы которого знает не одно поколение
Режиссер Павел Чухрай отмечает юбилей — 75 лет. В его фильмографии не так много лент, но каждая врезается в сердце зрителя, как локомотив на полном ходу. Увидишь и будешь помнить. Он вкладывает в работы свою душу, свои воспоминания, свою любовь, свою искренность и свою правду. И потому результат ошеломительный. И номинация на «Оскар». «Вор», «Водитель для Веры», «Холодное танго». На вопрос, что для него счастье, такой простой и такой сложный ответ — остаться человеком и сохранить себя.
Помогала в карьере или мешала ваша фамилия, Павла Чухрая спрашивали сотни, если не тысячи раз. Но однозначно ответить сын великого Григория Чухрая не может. В его дебютной картине играл легендарный Николай Крючков — он снимался в «Балладе о солдате», но не позволил себе сравнивать сына с отцом.
«Единственное, что он мне говорил на съемочной площадке: Паша, актеру надо снимать глаза! Глаза надо снимать актеру», — рассказывает Павел Чухрай.
У отца хватало мощи все делать спокойно и не повышать голос на площадке, говорит Павел Чухрай, чего про себя сказать не может. Но в главном, как режиссеры, они все-таки похожи. Чухрай-младший всегда следовал завету отца: тот, кто хотел сказать правду в кино, делал это.
«Сказать правду не всегда удается художнику, будем откровенны. Но, не врать, не лгать — это очень важная вещь», — отмечает Павел Чухрай.
Атмосферу родины своего детства, когда родители скитались по съемным углам, Павел Чухрай точно передал в картине «Вор».
«Угол на Сретенке в подвале. Почему у меня в «Воре» окно и человеческие ноги ходят? Потому что я там в первый раз это увидел. Я приехал к родителям из украинского села, они жили в этой комнатке», — вспоминает Павел Чухрай.
«Вор» — один из самых кассовых фильмов 90-х и номинант на «Оскар». Но это не просто криминальная драма. Чухрай выразил в нем свою боль, свои мысли о стране.
«Эта женщина — это Россия. Этот мальчик — это мы все. А человек — вор, который надевает военную форму и манипулирует словами и демагогией, мальчику говорит: ты не сделаешь — значит, ты враг», — говорит Павел Чухрай.
В финале «Водителя для Веры» герой Андрея Панина, нарушая приказ, не совершает очередную подлость. Павел Чухрай уверен: это и оставляет зрителям надежду.
«Нормальные люди есть везде. А если даже они не нормальные, то им хочется быть нормальными», — отмечает режиссер.
В доперестроечном фильме Чухрая «Зина-Зинуля» героиня идет против всех. Против халтуры и приписок на заводе объявляет забастовку. И впервые в советском кино — тема карательной психиатрии.
«Мы стали понимать в какой-то момент, может быть, поздно, что коллектив не всегда прав, большинство не всегда право», — говорит Павел Чухрай.
Но главным поступком своей жизни Чухрай считает не художественное кино, а документальное. Снятые по предложению Спилберга разрывающие сердце детские воспоминания жертв Холокоста.
«Удивительно, как в людях в обычной жизни нормальных вдруг вырастает ужасная подлость и бесчувствие. Не немцы расстреливают, а полицаи расстреливают и детей, и взрослых», — отмечает Павел Чухрай.
Фильм «Холодное танго» словно вырастает из тех страшных рассказов, как вчерашние соседи превращались в безжалостных чудовищ, сами не понимая, в чем же они виноваты.
«Как человеку остаться человеком? Счастье, если человеку удается сохранить себя и остаться человеком», — отмечает режиссер.
Накануне дня рождения мы застали Павла Чухрая за монтажом новой картины, «Воробьиное поле» — о секретных экспериментах в любимые режиссером послевоенные годы.
«Финал будет хороший. Они полюбили друг друга и прожили долгую жизнь», — говорит Павел Чухрай.
О чем на самом деле фильм «Вор» и как сложились судьбы актеров: к 75-летию Павла Чухрая
Григорий Чухрай снял «Балладу о солдате» – один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне. Его сын Павел Чухрай продолжил режиссерскую династию, то и дело возвращаясь в своем творчестве к советскому прошлому – обычно к худшим его сторонам. Первым его заметным фильмом стала уже «перестроечная» по духу «Клетка для канареек» – кстати, дебют Евгении Добровольской. А спустя 14 лет на международных кинофестивалях прогремел «Вор» – тяжелая история о том, как в послевоенном СССР преступник в военной форме знакомится с молодой вдовой и ее сыном, чтобы использовать их в качестве прикрытия для грабежа. Главные роли исполнили молодые и красивые Владимир Машков и Екатерина Редникова. Картина удостоилась двух наград национальной премии «Ника», «За лучший игровой фильм» и «За лучшую режиссуру», приза ЮНИСЕФ на Международном кинофестивале в Венеции, номинаций на «Оскар» и «Золотой глобус».
Смотрите фильм «Вор» (Россия, Франция, 1997) в пятницу, 15 октября, в 23:45 на телеканале «МИР». Режиссер: Павел Чухрай. В ролях: Владимир Машков, Екатерина Редникова, Михаил Филипчук, Дима Чигареви и др.
Выбранная эпоха неслучайна – сам Павел Григорьевич родился в 1946 году. Герой фильма Санька (Михаил Филипчук) – практически его ровесник. Правда, говорит Чухрай, в этом персонаже он видит не столько себя, сколько тех, кто был вокруг в те непростые времена тотального сиротства и неустроенности.
«Конечно, мое детство было более счастливым, чем у героя Миши, – заявил Чухрай в одном из интервью, – но я рос среди таких же людей. Не просто во дворах, а в коммунальных квартирах – до 15 лет, – а до восьми лет у нас даже комнаты не было: жил у бабушки, потом по знакомым. Мне надо было в школу идти, а меня не брали, потому что прописки не было (семья Григория Наумовича переехала в Москву из Киева – прим. ред.). Отец начинал снимать «Сорок первый» и оставался на ночь в своем кабинете на студии, мы с мамой жили у приятелей. До последнего времени люди ютились в шести метрах по пять человек, спали в туалете. Я помню, как зимой приходили милиционеры и выселяли нас с матерью от знакомых».
Много позже, в 1960-х, ему довелось услышать историю о некоем воре, который под видом бывшего фронтовика с женщиной и ребенком устраивался в коммунальных квартирах. Он выглядел так убедительно, что документы даже не спрашивали. А потом вор обчищал соседей и отправлялся за уловом дальше. Правда, главным героем своего фильма Чухрай называет не вора, а мальчика, потерявшего на войне отца, но остро нуждающегося в нем. Примером для подражания для ребенка становится преступник и подлец Толян – человек, который не гнушается поднять руку на женщину, учить малыша своему воровскому ремеслу и называет его «фраерком». «Докажи, что ты советский пацан!» – говорит он Саньке, заставляя лезть в чужую форточку.
Замысел фильма, по признанию Павла Григорьевича, гораздо глубже, чем просто история о случайной встрече, которая разбивает несколько жизней. На ее примере режиссер задумал проследить трагедию поколения «детей войны», выросших без отцов и оказавшихся у власти в 1990-е, продемонстрировать наследственность насилия. Отец погибает на войне, сын находит себе ложный авторитет и, как можно видеть в финале, сам становится частью мира насилия и войны – такова позиция, не раз озвученная автором.
«Мне хотелось рассказать и понять, может быть, самому, что представляют из себя люди, которые сегодня руководят нашей страной, люди, которым под 50, – говорил Чухрай после того, как картину номинировали на «Оскар». – Те, кто у власти, те, кто у военной машины, те, кто в политике, бизнесмены – кто эти люди, откуда, из какого детства они пришли, из какой страны, что их сформировало, почему у них такие ошибки, а не иные, почему они так себя ведут в обществе, в политике, в чем их слабость и в чем их сила – вот мне хотелось это понять. Потому что, поняв это, я бы, наверное, понял, почему наша страна идет сегодня таким путем, а не иным».
Тем не менее, по мнению режиссера, герой Машкова, вор Толян, «в сто раз лучше, чем любой политик»: «В нем цинизма нет. А хуже цинизма я ничего не знаю. Он как раз широкий человек. Где-то украдет, а кому-то подарит. Артистизма в нем много. Обаяния. Он все-таки их любит – и маму, и мальчика».
«. этот треугольник: женщина – мальчик – и мужчина, вошедший в их дом, все эти ревности, страхи ребенка перед ним, обожание – весь комплекс чувств, которые испытывает мальчик к взрослому нашему герою, у меня было такое ощущение, что это наш народ, мое поколение, которое испытывало все те же чувства к вождю, к тирану. И все, что происходит в конкретной этой драматической истории, в общем, в какой-то зашифрованной форме это то же самое, что происходило между нами и этим Вождем. Точно так же мы его обожали и боялись, точно так же мы его растоптали. В фильме мальчик убивает этого своего бывшего кумира, а мы его растоптали на ХХ съезде», – раскрыл один из «слоев» своей картины Павел Чухрай.
Важнейшую роль в успехе фильма, конечно же, сыграл актерский состав. Поиск артиста на роль Толяна был непростым, сценарий не писался под конкретного актера, как это порой случается. Определяющим моментом стал поход Павла Чухрая в театр на спектакль «Матросская тишина», в котором Машков играл старого еврея Абрама Шварца:
«. Но для меня был определяющий момент, когда я пошел в театр и посмотрел его в спектакле «Матросская тишина», где он грандиозно совершенно играет возрастную роль, он играет старого провинциального еврея так, как я никогда в своей жизни не видел, чтобы играли. Может быть, люди, которые рассказывают о Михоэлсе, поскольку я никогда не видел, как играет Михоэлс, может быть, было что-то в этом. Это мое самое сильное театральное впечатление за многие годы. И, в общем, я понял, что я не должен сомневаться в данном случае».
Мальчика шести-восьми лет на роль Санька искали в школах и детских садах. Артистичного сероглазого мальчугана Михаила Филипчука нашли в Подмосковье. Чтобы проверить, насколько ребенок готов включиться в предполагаемые обстоятельства, режиссер предложил ему следующие условия: «Миша, давай представим, что я твой папа, я очень сильно болен и, может быть, даже умру». Глаза ребенка тут же наполнились слезами. Чухрай продолжил: «Сынок, вот я не смогу, наверное, дальше тебя растить, ты будешь жить с мамой, а скажи, ты будешь о ней заботиться?» Тогда мальчик расплакался и проговорил: «Да, буду. И я соберу денежки и тебя похороню». Устоять было невозможно – Мишу утвердили на роль. Характер у маленького актера оказался веселым, взрослых коллег он развлекал школьными анекдотами.
Исполнительница роли Кати Екатерина Редникова родила своего сына намного позже, а в момент съемок «Вора» больше всего боялась, что отношения с ребенком на съемочной площадке не заладятся. Для актрисы это был первый подобный опыт. Но сложилось все как нельзя лучше: за два дня между киношными мамой и сыном сформировались хорошие отношения, и работать было легко.
Екатерина Редникова в 90-х уехала в США и вышла замуж за продюсера и писателя Сергея Конова. В 2012 году она родила сына Лавра. Сегодня 48-летняя актриса продолжает сниматься в кино, в ее актерском багаже уже 57 картин. Среди них – «Барышня-крестьянка» Алексея Сахарова, сериал «Убойная сила», мини-сериал «Диверсант». Помимо прочего, известно, что Редникова является близкой подругой Миллы Йовович, после приезда в Голливуд она жила у матери Милы Галины Логиновой. А вот отношения с Сергеем Коновым, судя по светской хронике, распались.
«Интересных сценариев, к сожалению, сейчас мало… – сетует актриса. – Я долго считала, что мне не везет. Редко, мол, попадаются сценарии, от которых душа трепещет. Но поговорила с некоторыми большими актерами, а они: «Катя, у нас вообще ничего такого в жизни не было». Сейчас думаю: «Господи, а ты-то что жалуешься? За 13 лет три прекрасных фильма – «Вор», «Подарок Сталину», «Дом». Совсем неплохо».
Так удачно стартовавший в кино Михаил Филипчук решил не связывать жизнь с искусством. В 1997 году вышел еще один фильм с участием Миши – «Сирота казанская», это была картина Владимира Машкова. Но, выбирая между активным продолжением съемок и образованием, семья выбрала последнее. После школы Миша поступил на факультет общей и прикладной физики в МФТИ и занялся квантовой радиофизикой, работал сначала в Москве, а затем эмигрировал в США. Сегодня Михаилу Филипчуку 33 года, он живет в Лос-Анджелесе.
Ну а сам Павел Чухрай главной картиной своей жизни называет «Детей из бездны» – документальный проект о Холокосте, в который режиссера пригласил Стивен Спилберг. Чухрай снял одну из частей, за что был награжден премией «Человек года» Федерации еврейских общин России.
Народный артист РФ Павел Чухрай отмечает 75-летие
Почти все время он посвящает работе, в которой задает вопросы: как оставаться человеком, поступать по совести и главное — не лгать. Павел Чухрай сегодня принимает поздравления с 75-летием. В фильмографии выдающегося режиссера и сценариста не так много картин, но каждая наполнена глубоким пониманием жизни, стремлением напомнить о вечных ценностях.
Помогала в карьере или мешала ваша фамилия, Павла Чухрая спрашивали сотни, если не тысячи раз. Но однозначно ответить сын великого Григория Чухрая не может. В его дебютной картине играл легендарный Николай Крючков, он снимался в «Балладе о солдате», но не позволил себе сравнивать сына с отцом.
«Единственное, что он мне говорил на съемочной площадке: «Паша! Актеру надо снимать глаза! Глаза надо снимать актеру!» — рассказывает Павел Чухрай.
У отца хватало мощи все делать спокойно и не повышать голос на площадке, говорит Павел Чухрай. Чего про себя сказать не может.
Но в главном как режиссеры они все-таки похожи. Чухрай-младший всегда следовал завету отца: тот, кто хотел сказать правду в кино, делал это.
«Сказать правду не всегда удается художнику, будем откровенны. Но, не врать, не лгать — это очень важная вещь! Меня мелодрама сама по себе не интересует, это может быть частью формы. Но, конечно, меня всегда интересуют более серьезные вещи, чем просто мелодрама», — отмечает Павел Чухрай.
Атмосферу Родины своего детства, когда родители скитались по съемным углам, Павел Чухрай точно передал в картине «Вор». «Вор» — один из самых кассовых фильмов 90-х и номинант на «Оскар». Но это не просто криминальная драма. Чухрай выразил в нем свою боль, свои мысли о стране.
«Эта женщина — это Россия! Этот мальчик — это мы все! А человек-вор, который надевает военную форму и манипулирует словами и демагогией, мальчику говорит: «Ах, ты не сделаешь? Значит, ты враг!» — говорит Павел Чухрай.
В финале «Водителя для Веры» герой Андрея Панина, нарушая приказ, не совершает очередную подлость. Павел Чухрай уверен: это и оставляет зрителям надежду.
«Нормальные люди есть везде! А если даже они не нормальные, то им хочется быть нормальными!» — отмечает режиссер.
В доперестроечном фильме Чухрая «Зина-Зинуля» героиня идет против всех. Против халтуры и приписок на заводе объявляет забастовку. И впервые в советском кино — тема карательной психиатрии.
«Мы стали понимать в какой-то момент, может быть, поздно, что коллектив — не всегда прав! Большинство не всегда право!» — говорит Павел Чухрай.
Но, главным поступком своей жизни Чухрай считает не художественное кино, а документальное. Снятые по предложению Спилберга, разрывающие сердце детские воспоминания жертв Холокоста.
«Удивительно, как в людях в обычной жизни нормальных вдруг вырастает ужасная подлость и бесчувствие. Не немцы расстреливают, а полицаи расстреливают и детей и взрослых», — отмечает Павел Чухрай.
Фильм «Холодное танго» словно вырастает из тех страшных рассказов, как вчерашние соседи превращались в безжалостных чудовищ, сами не понимая, в чем же они виноваты.
«Как человеку остаться человеком? Счастье, если человеку удается сохранить себя и остаться человеком!» — отмечает режиссер.
Накануне дня рождения мы застали Павла Чухрая за монтажом новой картины «Воробьиное поле». О секретных экспериментах в любимые режиссером послевоенные годы.
«Финал будет хороший! Они полюбили друг друга и прожили долгую жизнь!» — говорит Павел Чухрай.
Павел Чухрай: «Если «Вызов» поможет летать ракетам, то почему бы и нет»
Послевоенное время – любимая эпоха режиссёра, и это, несомненно, связано с работами его отца, великого Григория Чухрая.
14 октября кинорежиссёр, народный артист России отмечает 75-летие
Номинант на премии «Оскар», «Золотой глобус», «Феликс» и «Гойя» снял почти два десятка фильмов, многие из которых стали классикой отечественного кинематографа. Широкую известность режиссёру принёс фильм «Вор», вошедший в тройку самых кассовых фильмов в России, имевший успех в США и в странах Европы, завоевавший множество зарубежных и отечественных призов. Драма «Водитель для Веры» получила несколько призов на «Кинотавре», в том числе главный приз «Золотая роза». «Русская игра» стала лидером на «Окне в Европу» и на фестивале в Гатчине. «Холодному танго» присудили премию «ТЭФИ — Летопись Победы».
Тайны «Воробьиного поля»
Послевоенное время – любимая эпоха режиссёра, и это, несомненно, связано какими-то тайными нитями с «Балладой о солдате» и «Чистым небом» его отца, знаменитого кинорежиссера Григория Чухрая. Сейчас Павел Чухрай работает над картиной «Воробьиное поле» — о секретных экспериментах в конце 50-х – начале 60-х. Из подробностей сообщает минимум: герои влюбляются, переживают немало драм, но их ждёт хороший финал.
Слово отца
Журналистов всегда интересовало, какую школу воспитания преподал сыну Григорий Чухрай, вот и этот разговор о творчестве начался с цитаты из книги воспоминаний Чухрая-старшего «Моя война»: «Человек не волен выбирать, в какой стране и в какую эпоху ему родиться, он рождается, и всё, что его окружает, воспринимает как данность. Он учится жить в этом данном ему мире, и, взрослея, стремится занять в нем не последнее место». А надо ли воспринимать «как данность» — подспудно вопрос звучал так. Но Павел Чухрай сказал, что с мыслью отца согласен, из этой книги он узнал, как воевал отец, кто выжил из его друзей, и все эти вещи, связанные с войной, многое значили в его взрослении. Единственное, кивнув на то, что каждый из нас слышал не раз, — «Все хают Сталина, а мне вот в начале 50-х было 18 лет, и мы были веселые, да, слышали о каких-то репрессиях, но мы жили…», сказал, что «всегда надо идти вперёд, у каждого поколения свои задачи».
Кто будет спорить — человеку интересней живется в молодости, самые яркие воспоминания всегда оттуда.
«Это время лучше чувствуешь, поэтому мои фильмы часто из того времени. В зрелом возрасте от многого отрываешься, живёшь опытом отношений, сложившихся раньше».
Павел Чухрай, кинорежиссёр
Вхождение в профессию для Чухрая совпало со временем идеологических и цензурных препон, когда невозможно было свободно снимать кино. На безобидной картине «Клетка для канареек», снятой в 80-е, режиссёр получил 21 поправку, проще было снять другую картину…
«Но это не значило, — говорит он, — что ты должен был врать, я не сделал ничего неискреннего в фильмах того времени. А легче всего работалось в 90-е».
Касаясь нашего времени, говорит о бедственном положении киноиндустрии, как, собственно, и всей нашей экономики. Замечает, что хорошо, когда государство даёт деньги, но это «ненормально», потому что, имея возможность влиять на художников, оно будет требовать картин, рассказывающих о том, «как хорошо работают начальники и замечательно живут люди, благодаря их усилиям». Поэтому и выходит много конъюктурных фильмов.
«Картины, повествующие о психологических драмах собирают меньше зрителей, чем экшн фильмы или о мощных событиях, и путь к успеху в этой области для нас будет долгим, зритель давно привык к западному кинематографу. Любое индустриальное и общество настолько дифференцировано, что ему нужно разное искусство, у всех фильмов есть свой зритель».
О ремейках и о пути в кино
Павла Чухрая чрезвычайно удивил вопрос, не было ли у него идеи сделать ремейк по «Вору» или «Водителю для Веры». Если о фильме, рассказывающем о том, как сложились дальнейшие судьбы оставшихся в живых героях «Водителя для Веры», ему было интересно какое-то время думать, то о чистых ремейках никогда.
«Вообще-то я все время работаю, — говорит Чухрай, — когда не снимаю, пишу сценарии, и бывает, напишешь, а деньги на съёмки не найдёшь, и года через два он становится тебе не интересен. Пишешь другой, и таких не поставленных сценариев у меня много».
Чухрай не раздаёт рецептов, на вполне конкретный вопрос, какой путь «восхождения в режиссуру» считает правильным, даёт обтекаемый ответ.
«Всё индивидуально, — говорит он, — для меня кино началось с детства, когда отцу дали назначение на Киевскую студию, мы жили в общежитии на её территории, и я смотрел, как снимают кино. Прошёл все ступени становления, работал на «Мосфильме» радиомонтажником и осветителем, и это помогло мне. А есть огромное количество талантливых людей, которые оканчивают архитектурный или технический вуз, а потом приходят в кино и становятся великими. Так что никаких рецептов нет».
Название нового фильма – «Воробьиное поле» уже назвали некоммерческим.
И тут уж юбиляру было не отвертеться: что он думает по поводу съёмок «Вызова» в космосе. Он доброжелательно отозвался о «космонавтах» Климе и Юле, но сказал: «Отношение к полёту у меня двоякое: рад за коллег, возможно, для их картины это было, действительно, важно, но более впечатляюще снять космос можно было в павильоне «Мосфильма» за три копейки. Эта пиар-компания важна, скорее, для космической отрасли, которая находится в глубоком кризисе. Если это поможет летать ракетам, почему бы и нет. »
«Восемь с половиной» против «Балуева»
Кадр из фильма «Русская игра»
К новым гендерным тенденциям западного шоу-бизнеса Павел Чухрай относится, как к погоде: «К сожалению, история человечества развивается не по лучшему сценарию, сколько сказано о том, как хорошо было бы жить без войн, тем не менее, человек влезает в них. А все эти однополые браки — следствие сумасшедших изменений в мире, в экономике и биологии, когда где-то вымирает население, а где-то перенаселяет пространство. А как изменилась роль мужчины в обществе, чтобы не потерять мужские качества, сегодня ему надо становиться бандитом, иначе суд и срок, если он попытается наказать негодяя, подравшись с ним. А молодые женщины, уже массово бросающие только что рождённых детей, что это?! Причём, поколение наше не стало хуже, просто со всеми нами что-то происходит на биологическом уровне, и ответы на все эти вопросы не так просты, как кажется».
По поводу ситуации, когда в Голливуде белому дали премию, а цветному нет, задает простой вопрос: «Думаете лучше, когда моего отца, председателя жюри на третьем Московском международном кинофестивале, в 1963 году заставляли повлиять на коллег, чтобы Большой приз дали не Феллини за «Восемь с половиной», а тупой производственной картине «Знакомьтесь, Балуев!», грозя потерей партбилета? Нет, хуже. Давайте о своих брёвнах в глазу будем думать».
Чему учит история
«Образования никогда не бывает много, в моё время абитуриенты много знали о кинематографе и истории своей страны, были знакомы с мировой литературой. Я не преподаю, но коллеги говорят: то, что происходит сейчас — за гранью. Образование падает, в истории огромное количество мифов, внедряемых властными структурами. Неправда, что история ничему не учит: если общество не будет знать, что происходило вчера, позавчера, три века назад, если для него Иван Грозный, Сталин и Малюта Скуратов всего лишь замечательные «менеджеры», оно будет наступать на те же грабли».
О воспитании
«Общество живет по своим законам, а если начать «регулировать», как это было во времена моей молодости, ничего хорошего не выйдет. Фильмы для молодых снимают молодые режиссёры, которые чувствуют жизнь одинаково со своими зрителями. Фильмы эти часто не нравятся руководителям, которые критикуют их за «неправильный» показ, но, боюсь, что как «правильно», не знает никто. Если людям не лгать, они не вырастут циничными, и сами разберутся, как себя вести в этой жизни. Меня часто спрашивают, что мой папа говорил мне про воспитание, да ничего не говорил, я просто смотрел, что он ценит и презирает в людях, как понимает человеческое достоинство, правду и ложь, вот и всё. А если руководитель, ворующий вагонами, будет говорить сыну, как важно быть честным и справедливым, тот посмотрит и подумает – «Может, и важно, но как у тебя лучше получается», и что бы ты ему не говорил, либо он сам по себе вырастет честным человеком, либо примет образ жизни отца. Это и есть воспитание и ничто другое».
Взгляд с Воробьёвых гор
«Любимое место в Москве, пожалуй, Воробьёвы горы, потому что связаны с моим детством. Мы жили на Мосфильмовской улице, и ходили туда с мальчишками кататься на санках с гор. Помню, когда мне было лет 10-11, глядя на Москву, которая горела огнями, я подумал: «А какой она будет в 70 году? Почему-то она представлялась мне чем-то космическим… Между прочим, первый эпизод «Водителя для Веры» я снимал на Ленинских горах, а в «Воробьином поле» на Университетской площадке» будет снят финал.»
Автор: Нина Катаева
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов