павел андреевич федотов краткая биография
Краткая биография Павла Федотова
Федотов Павел Андреевич (1815—1852), живописец и график.
Родился 4 июля 1815 г. в Москве в семье мелкого чиновника, бывшего военного.
В 1826 г., согласно воле отца, был отдан в 1-й Московский кадетский корпус.
В 1833 г. с отличием окончил его и в звании прапорщика получил направление в лейб-гвардии Финляндский полк, расквартированный в Петербурге. Тяга к рисованию проявилась у Федотова с юных лет. Служа в полку, он постоянно делал портретные наброски своих друзей.
В 1835 г. Федотов начал посещать вечерние классы Академии художеств. Уже в первых его произведениях обнаружился интерес к бытовым сюжетам с элементами сатиры: акварели «Прогулка (Автопортрет с семьёй)», «Уличная сцена во время дождя».
В 1844 г. Павел Андреевич вышел в отставку. Отказавшись от первоначального намерения посвятить себя батальному жанру, Федотов сосредоточил внимание на эпизодах и деталях обыкновенной жизни.
В 1846 г. появилось полотно «Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик)». Эта картина находится у истоков бытового жанра. В течение следующих двух лет были созданы картины «Разборчивая невеста» (1847 г.) и «Сватовство майора» (1848 г.), которые экспонировались в 1849 г. на выставке в Академии художеств. Достоверность, тонкий юмор, яркая выразительность привлекли внимание посетителей, и автор сразу прославился.
В те же годы Федотов подрабатывал иллюстратором в журнале «Современник» (сатирические зарисовки «Начальник и подчинённые», «Квартальный и извозчик», «Озябшие и продрогшие»).
После поездки в Москву в 1850 г. в творчестве художника наступил кризис, спровоцированный постоянными денежными неурядицами и участившимися нападками цензуры.
В его последних произведениях «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор!» и «Игроки» (все 1850—1852 гг.) можно почувствовать душевный надлом.
В апреле 1852 г. Федотова поразила тяжёлая психическая болезнь, от которой он так и не сумел оправиться.
Павел Федотов — гениальный автор «Сватовства майора», который умер молодым от неизлечимого психического расстройства
Павел Федотов (Pavel Fedotov; 22 июня 1815 — 14 ноября 1852 гг.) — известный русский художник середины XIX века, выдающийся мастер бытового жанра. Павел Федотов по праву считается основоположником критического реализма в отечественном изобразительном искусстве, а лучшие шедевры его творчества в наши дни хранятся в Третьяковской галерее. Картины живописца привлекают зрителей обилием социальной критики и национального колорита, а его биография представляет собой уникальное сочетание трагических событий и знаменательных достижений.
Павел Федотов прожил очень короткую жизнь, но успел создать немало прекрасных произведений живописи и графики. Помимо изобразительного искусства он на протяжении многих лет увлекался поэзией, писал стихи и басни, а также сочинял романсы и музыку к ним.
Биография Павла Федотова
Павел Андреевич Федотов появился на свет 22 июня 1815 года в Москве в семье отставного офицера. Его отец служил чиновником в городской канцелярии, а мать занималась воспитанием единственного сына и двух дочерей. С раннего детства Павел любил рисовать, но, несмотря на это, родители избрали для него карьеру военного. В одиннадцатилетнем возрасте мальчик был зачислен в кадетский корпус, где готовили кадровых офицеров для императорской армии. Шесть лет будущий художник провел в стенах престижного учебного заведения, окончив его с отличием в 1832 году. Тем не менее во время обучения Федотов всегда находил время для своего увлечения и с удовольствием рисовал карикатуры на товарищей и преподавателей.
По окончании кадетского корпуса молодой офицер полтора года отслужил в Москве, а затем получил назначение в элитный гвардейский полк в Санкт-Петербурге. В северной столице находилась единственная в Российской империи Академия художеств, где Павел наконец получил возможность профессионально обучиться основам живописи. В свободное время он начал посещать уроки рисования, а затем взялся за написание картин батального жанра акварелью и маслом.
Постепенно искусство полностью увлекло Федотова и ему стало очень трудно совмещать воинскую службу с творчеством. Поэтому Павел в январе 1844 года написал прошение об отставке и уволился из рядов императорской армии. К тому времени он был малоизвестным начинающим художником, но твердо верил в свои силы и намеревался сделать блестящую карьеру живописца.
Три года Павел Федотов упорно шел к исполнению своей мечты. Он снял крохотную комнатку вдали от центра, питался в общественной столовой за 15 копеек в день и неистово продолжал создавать произведения батального жанра. К счастью, несколько его работ попали в руки баснописца Крылова, который посоветовал художнику переключиться на жанровую живопись.
Воодушевленный вниманием знаменитого литератора, Павел Федотов решил прислушаться к его рекомендациям и в 1846 году написал картину «Свежий кавалер», а следом за ней и другое замечательное произведение — «Разборчивая невеста». Набравшись смелости, художник показал свои работы Карлу Брюллову, которому они безумно понравились.
Наступил момент, кардинально изменивший дальнейшую профессиональную карьеру Федотова. По рекомендации Брюллова он стал членом Академии художеств и моментально приобрел широкую известность в Петербурге. Работы мастера вовсю хвалили критики, а на выставках они пользовались огромным успехом у публики. Тем не менее многие картины автора были запрещены царской цензурой из-за чересчур острой сатирической направленности.
В начале 1850 года живописец ненадолго уехал в Москву, чтобы помочь родителям, которые в ту пору испытывали острую нехватку денег. А вернувшись, Павел с воодушевлением вновь взялся за кисть и продолжил творить.
Но вскоре у художника обнаружились серьезные проблемы со здоровьем. Из-за многочасовой ежедневной работы при плохом освещении катастрофически ухудшилось зрение, а от постоянного морального напряжения появились сильные головные боли. Его характер кардинально изменился, мастер постарел и выглядел намного старше своих лет. А в марте 1852 года к этому прибавилось и острое психическое расстройство, которое стремительно прогрессировало.
Уже к началу осени живописец стал абсолютно невменяемым человеком и его положили в клинику для душевнобольных. А 14 ноября 1852 года Павел Федотов умер в окружении врачей и санитаров на больничной койке. На тот момент ему было всего 37 лет.
Самые известные картины Павла Федотова
Признанный мастер бытового жанра оставил потомкам немало прекрасных работ. И все же самыми известными картинами Павла Федотова считаются:
Павел Федотов принадлежит к числу лучших русских художников своей эпохи, а его картины до сих пор пользуются огромной популярностью у ценителей искусства. Поэтому он навсегда останется в памяти потомков непревзойденным мастером жанровой живописи XIX столетия.
Трагически сложилась судьба у этого великого художника, увы.
Зато картинами Федотова можно любоваться бесконечно.
Павел Андреевич Федотов, картины и биография
Биография:
Художник Павел Андреевич Федотов всю свою жизнь посвятил искусству. Талантливый живописец и график, основатель критического реализма, Павел Федотов был замечательным человеком, преданным своему делу. Его мастерство не знало границ! В душе живописца горел яркий факел вдохновения, озаряя жизнь и творчество светом любви к прекрасному.
Вырос Павел в семье военнослужащего. Отец при выходе в отставку получил чин поручика и стал дворянином. Он работал титулярным советником. Мать занималась домашним хозяйством и воспитывала детей. Семья жила бедно. Павел рос активным мальчиком, любил подвижные игры, разные затеи, весело играл с соседскими ребятами. Он был заводилой в любой кампании. Крещён в церкви.
В 11 лет отец, желая определить дальнейшую судьбу сына, отдал его в Московское кадетское учебное заведение. Павел учился в кадетском корпусе отлично, блистательно проявляя знания по всем предметам и военным дисциплинам. Больше всего ему нравились математика и химия. Свободное время он посвящал рисованию.
В 1883 году Павел Федотов получил первое звание офицера. В 1834 году – прапорщик лейб-гвардейского Финляндского полка в городе Санкт-Петербурге, где отслужил 10 лет. Вечерами он занимался в Академии Художеств, учился рисовать с натуры. В полку на досуге юноша писал стихи, оды, басни, романсы, пьесы, элегии. Поэтическое творчество Павел перекладывал на музыку, которую сам сочинял. Его солдатские песни были превосходны!
Он рисовал портреты товарищей по службе, сюжеты полковой жизни, карикатуры. В работе художник использовал карандаши и акварель. С большим вдохновением он написал стихотворение к своей картине «Сватовство майора». Князь повысил ему денежную дотацию, как почётному художнику. Федотов нарисовал портрет князя Михаила Павловича. В феврале 1837 году молодой офицер участвовал в походе по окрестностям Петербурга и получил благодарность от командования.
Под впечатлением встречи великого князя с гвардейцами он создал полотно «Встреча великого князя», за что получил от Его Величества в подарок бриллиантовый перстень. Следующую свою работу, посвящённую освящению боевых знамён в Зимнем дворце, обновлённому после пожара, Федотов вновь показал Михаилу Павловичу. Мудрый князь высоко оценил его заслуги. Он велел одарённому офицеру оставить службу в армии и полностью посвятить себя искусству живописи. Князь обещал платить художнику денежное вознаграждение по 100 ассигнаций в месяц.
Военную службу пришлось оставить и усердно работать, рисуя картины. Федотов вдохновенно взялся за дело, обеспечивая себя и помогая материально семье. Он нанимал натурщиков и приобретал материалы для работы. Мастер кисти создавал отличные полотна на военные темы. Батальный жанр нёс почёт и хорошую оплату труда. Художник снимал комнату на Васильевском острове. Дружил с Карлом Брюлловым. Писал портреты и этюды с натуры. Жанровая, сатирическая живопись принесла ему особый успех и общественное признание.
Совет Академии Художеств присвоил ему звание Академика с выдачей денежного пособия. Благодаря материальной поддержке Павел Андреевич сумел продолжить картину «Сватовство майора». Портретная живопись занимала в его творчестве особое место, сочетаясь со светлой лирикой.
В 1840 году цензура запретила некоторые работы. Покровители перестали обращать внимание на гениального художника. Всё это привело к ухудшению состояния здоровья и нервному расстройству талантливого человека. У него появились сильные головные боли, бессонница, депрессия, стало ухудшаться зрение. Весной 1852 года мастер кисти заболел душевной болезнью и был помещён в психиатрическую клинику. Там он продолжал работать и писать портреты, несмотря на тяжёлую болезнь. Но слабое и подорванное здоровье живописца очень подвело.
Павел Федотов ушёл из жизни в ноябре 1852 года, в 37-летнем возрасте. Он был похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, позднее прах перезахоронили в некрополь деятелей искусства Александро-Невской Лавры, с установлением памятника.
Павел Федотов: жизнь и творчество художника
Павел Андреевич Федотов (22 июня [4 июля] 1815, Москва — 14 [26] ноября 1852, Санкт-Петербург) — русский живописец и график, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи.
Содержание
Биография Павла Федотова
Родился в Москве 22 июня (4 июля) 1815 в семье титулярного советника. Учился в Первом московском кадетском корпусе (1826–1833); был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку.
В 1835–1845 посещал рисовальные классы петербургской Академии художеств; его наставниками были баталист А.И.Зауэрвейд и К.П.Брюллов. Выйдя в отставку (1844), отчасти по совету баснописца И.А.Крылова, думал заняться батальной живописью, но затем всецело отдался (по его собственным словам) «страсти к нравственно-критическим сценам из обыденной жизни».
Испытал большое влияние У.Хогарта и голландского бытового жанра 17 в.
Творчество Федотова
Павел Андреевич Федотов является родоначальником критического реализма в русской живописи. В его творчестве преобладают два направления.
В первом направлении преобладают рисунки и эскизные наброски, созданные под сильным влиянием Хогарта.
Ещё плохо владея рисунком, Федотов добивается не столько точного воспроизведения действительности, сколько рельефно выставляет напоказ общечеловеческие слабости и недостатки, осмеивает пошлые или тёмные стороны современных ему русских нравов.
Сюжет этих произведений отличается сложностью и запутанностью. Их основная идея подчёркивается добавлением к выражающей её главной сцене побочных эпизодов. Художник не скупится на аксессуары, способные усилить раскрытие сюжета и иногда совершенно загромождает ими свою композицию. Движение человеческих фигур хотя и характерно, но угловато и утрированно.
То же самое надо сказать и о лицах, тип и экспрессия которых переходят в гримасу. Преобладающий элемент этих работ — карикатура.
По мере того, как Федотов совершенствовался, характер его произведений менялся, становясь менее изысканным. При этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц не только не ослабевали, но и возрастали вследствие того, что художник всё чаще работал с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям.
Нагромождённость композиции, разъяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью. Самая идея, ложившаяся в основу композиции, становилась всё более серьёзной и близкой к жизни.
Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостаточного владения техникой, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. Но результаты были бы ещё более поразительны, если бы судьба дала ему лучшие условия и жизнь его не прервалась бы столь жестоко и преждевременно.
Тем не менее, и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось навеки одним из самых славных имён в истории русского искусства.
Он открыл новую, ещё никем до него не тронутую в русской живописи жилу национальности и сатиры, первый из всех художников показал пример удачной её разработки и оставил её в наследство возникшим после него талантам.
Интересные факты из жизни художника
Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума, рук и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное воздействие на здоровье Павла Андреевича.
У художника ухудшилось зрение, он стал страдать приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила всё более заметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью.
В 1852 году у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб.
Несмотря на это, болезнь прогрессировала, и осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Его поэма «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора», изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
Биография художника Федотова П. А. его картины – окно в XIX век
Павел Андреевич Федотов – русский художник, первым обративший внимание на бытовой жанр с точки зрения сатиры, таким образом ставший основоположником жанра критического реализма в русском изобразительном искусстве.
Происхождение и детство
Павел Федотов родился в Москве 4 июля 1815 года в семье отставного поручика, получившего по окончании службы от Екатерины II дворянский титул. Родители, Андрей Илларионович и Наталья Алексеевна, имели шестерых детей, которыми особо не занимались. Отец, титулярный советник, все силы отдавал службе, где слыл честным и строгим, мать занималась хозяйством. Семья жила близ Красных Ворот, тогда патриархальном захолустье, и детвора была вольна развлекаться и развиваться самостоятельно, что и делала в играх, беготне по улицам и драках.
Учёба
В 11 лет Павла Федотова отдали в Кадетский корпус – отец, прошедший службу и Русско-турецкую войну, военную карьеру прочил и сыну, что соответствовало времени и атмосфере в стране – позже эти годы в истории Российской империи получат название «николаевской военщины».
Никакого домашнего образования Павел не видел, поэтому поначалу ему было очень трудно. Он оказался упорным и усидчивым учеником – через несколько месяцев его успехи стали очевидными и Федотов опередил остальных воспитанников. У него оказались прекрасные способности. Живое воображение и хорошая память помогали усваивать самый сложный материал. Особенно увлекали история, литература, география, химия. Фантазия разыгрывалась над скучными для других страницами и делала учёбу занимательной для подростка. Он мог часами просиживать над описанием битв, любил переводить немецкие оды и складывать их в стройные стихотворения. С удовольствием ходил на хор, на занятия по игре на фортепиано и гитаре.
В 1830 году отличная учёба стала основанием для присвоения ему чина унтер-офицера.
Первый опыт рисования
Здесь, в стенах Московского кадетского корпуса, зародился Федотов-художник. Он начал рисовать – первыми результатами стали портреты педагогов и одноклассников, нередко карикатурные. Затем добавилось то, что окружало – военная тема.
Академическому искусству здесь никто не обучал, поэтому рисунки выходили естественными и оригинальными, с изюминкой индивидуальности самого рисовальщика. Все поля тетрадок были заполнены карикатурами, которые были очень похожи на свои оригиналы и при этом совсем незлые, не обидные. Друзья и учителя любили этого доброго и интересного парня. Работы того периода – это графика, в том числе сепия, и акварель.
В 1833 году – окончание кадетского корпуса. В актовом зале на мраморной табличке с именами лучших выпускников появилось имя Павла Федотова.
Во время службы
В чине прапорщика будущий художник отправился в Петербург – он получил распределение в лейб-гвардии Финляндский полк. Поначалу вёл подобающий образ жизни: посещал светские вечера, балы, офицерские посиделки с шампанским и картами. При себе всегда были карандаш и бумага: рисовал виды из окон, прохожих, товарищей по одному и группами. Все отмечали схожесть и остро подмеченные особенности.
Жизнь на одно жалование вскоре стала в тягость, пришлось оставить развлечения. И это к счастью – Федотов стал серьёзней относиться к службе и, главное, к занятиям рисованием. Начал с копирования известных картин признанных мастеров. Часто исследовал Петербург на предмет интересных планов, заходя в разные закоулки – выискивал любопытное, особенно его интересовало всё, что касается жизни простых людей.
1834 год – важная биографическая страница художника Федотова. Он поступил на курсы рисования при Императорской Академии художеств, сразу во второй класс, этап изучения студентами анатомии. Вечерние занятия имели свободное посещение, но Павел занятий никогда не пропускал. Всё свободное время он также посвящал искусству: рисовал портреты сослуживцев, сцены из полковой жизни, а также изучал творчество фламандских и голландских художников. Ван Остаде, Брауэр, Тенирс-мл. в своё время стали мастерами жанровых сцен, пронизанных иронией, что было близко и Федотову.
Содействие императорской семьи
В 1837 году в расположение полка прибыл великий князь Михаил Павлович. После смотра войск было вольное общение с гвардейцами, что впечатлило Федотова и стало темой первой его большой картины. Она была по совету командира представлена великому князю. Тот остался очень доволен и в знак признания отправил художника в отпуск и подарил перстень с бриллиантом, чем вселил в его творческую душу «артистическое самолюбие». Август-декабрь 1837 года Павел Федотов жил в Москве со своей семьёй. Продолжал упражняться в рисовании, писал себя и родных.
По возвращении в Петербург художник продолжил совмещать службу, уроки в Академии художеств и самостоятельные занятия. Так прошло два года. В 1839-м открыли Зимний дворец, отремонтированный после пожара 1837 года. Федотова событие взволновало, он начал акварель на эту тему. Но времени, как и денег на краски и бумагу, катастрофически не хватало. В одно из посещений полка великим князем Михаилом Павловичем художник набрался смелости, показав ему начатую картину и посетовав на нехватку средств. Князь выделил материальную помощь и заверил, что расскажет о даровании царского прапорщика Николаю I.
Вскоре пришла весть: император предложил «рисующему офицеру» уйти со службы и «посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц».
Трудный выбор
Размышления Павла Андреевича затянулись – пенсия обещалась весьма скудная, к тому же мучили вопросы, его ли это путь и есть ли талант на самом деле. Обратившись за консультацией к Карлу Брюллову, Федотов услышал о несовершенстве своей техники и преждевременности оставления службы. Поэтому ещё несколько лет события шли устоявшимся порядком: служба и в свободное время рисование. В 1843 году он стал командиром роты, времени на любимое занятие совсем не осталось. В конце года Федотов решился, и в начале января 1844-го он, получив чин капитана, был уволен.
Теперь только творчество
Художнику пришлось переехать на окраину Васильевского острова, снять маленькую квартирку и экономить на всём, чтобы иметь возможность рисовать и посещать Академию художеств (уроки баталиста профессора Зауервейда). Темой картин Федотова по-прежнему оставались знакомые ему ближе всего сцены из походных будней военных, офицерские празднования.
Параллельно художник занимался комическими рисунками – они-то и были проявлением сатирического склада ума. Увидев их, баснописец Иван Крылов, дал художнику ценнейший совет: сделать темой работ обычную жизнь, которая изобилует интереснейшим, острым и забавным, материалом.
Подчинившись «собственному влечению», Федотов оставил занятия по батальным темам. Его наблюдательность, память и фантазия позволили родиться новым темам и сложным эскизам, которые он «нянчил» месяцами. Сюжеты подсказывала сама жизнь – только будь внимателен и хваток на курьёзные ситуации, часто смешные и нелепые.
Первые картины и перспектива
Герой первого такого полотна, ради которого художник освоил технику маслом, чиновник-хвастун («Свежий кавалер», 1847). В начале следующего года появилась «Разборчивая невеста». Живописец чрезвычайно внимателен к деталям – на картинах каждый предмет выразителен, выбор оттенков обоснован, любая мелочь значительна. Показав эти работы Карлу Брюллову, теперь Федотов услышал похвалу, а также предложение участвовать в выставке Академии художеств.
Препятствием стали лишь материальные трудности – было только начато «Сватовство майора», а денег не было. Брюллов выхлопотал пособие живописцу от Академии, а также зачисление того в кандидаты – если новую картину примут, то Федотов станет академиком.
С этого дня все помыслы и энергия живописца подчинены одной цели – он целенаправленно бродит по Петербургу, заходит в трактиры, бывает в купеческих домах, и везде цепким взглядом выискивает кричащие и просящиеся на холст детали. Так же скрупулёзно подбирает типажи действующих лиц. В результате к концу 1848 года картина была готова и восторженно принята (вместе с первыми двумя).
Признание и препоны
Совет Академии присвоил Федотову звание академика. Сам художник стал очень популярным в обществе, его имя буквально «гремело по городу», а к картинам на выставке невозможно было пробиться – такая всегда собиралась толпа. Симпатию публики усиливал тот факт, что художник сочинил стихотворение-объяснение картины «Сватовство майора», которое не печаталось, а распространялось как рукописное.
Незначительно улучшилось материальное положение художника (на 300 рублей в год). Оборотной стороной медали стало внимание цензуры – было запрещено делать литографии с работы «Свежий кавалер». Тогда эту картину вместе со «Сватовством майора» живописец решил продать. Покупатель, меценат Прянишников, вместо оговорённых двух тысяч заплатил лишь половину. Нужда заставила художника довольствоваться и этим. Попытки сотрудничать с изданиями тоже не увенчались успехом – иллюстраций собственных басен и рассказов Достоевского широкая публика не увидела – издания не были допущены к выпуску цензурой.
Московский период: художник выручает семью
Несмотря на то, что у самого не всё ладилось, Павел Федотов сумел помочь своей семье. В начале 1849 года он вынужден уехать в Москву – тяжело заболел отец, а сестра, беременная вторым ребёнком, овдовела, над семьёй нависли долги. Надо было взять на себя все хлопоты и раздобыть денег. Помогла выставка, успех которой окрылил художника и вселил в него новые надежды. Живописец полюбился московской публике, которая в свою очередь была рада помочь семье художника. «В участи моего отца и сестры-вдовушки первые лица в городе приняли участие», – вспоминал успокоенный за родных Федотов.
Вместе с тем появились и свежие настроения – на смену высмеивания пошлых глупостей пришло стремление уделить внимание светлому и радостному. Так, начали появляться портреты, наполненные лиризмом.
Трагический финал жизни
В 1850 году Павел Андреевич вернулся в Петербург. На подъёме успеха очень много работает, отягощают его жизнь только постоянные мысли о добыче средств. Возникший диссонанс между творческим подъёмом и почти нищетой сказался на здоровье, на самой слабой его стороне – психике. Развитие болезни усугубила несчастливая любовь, одиночество и всё-таки бедственное положение семьи в Москве, несмотря на старания художника.
Психические отклонения оказались серьёзными, они находили отражение в творчестве Федотова, картины которого потемнели и теперь имели грустные и религиозные сюжеты. Жизнерадостный художник замкнулся и стал молчалив. Друзья весной 1852 года устроили его в частную лечебницу для душевнобольных, император самолично назначил ему 500 рублей в год на содержание, но живописцу становилось всё хуже. Затем его перевели в больницу Всех Скорбящих Радости. Расстройство прогрессировало.
26 ноября 1852 года 37-летний художник умер, по словам критика Владимира Стасова, «произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура».
Самые знаменитые картины Павла Федотова
Картины художника Федотова – не только бесспорные произведения искусства, но и полноценный источник для изучения истории России XIX столетия. Они могут быть самодостаточными иллюстрациями произведений многих столпов русской классики: Гоголя и Чехова, Салтыкова-Щедрина и Достоевского.
Наиболее известны картины Федотова под названиями:
Портреты сослуживцев, родных, знакомых, автопортреты дают понять глубину потенциала художника как портретиста – он был метким мастером, умеющим безошибочно найти незаметное и красноречивое.
Основные хранители работ художника – это Третьяковская галерея и музеи: Русский, Государственный исторический и Ивановский областной.
«Сватовство майора» Федотова – увлекательная живопись
«Свежий кавалер» Федотова – занимательная живопись