паустовский биография интересные факты
Очаровал Марлен Дитрих и спас театр: 5 фактов о Константине Паустовском
Рассказываем о судьбе знаменитого писателя
Писатель, журналист и педагог Константин Паустовский когда-то был одним из самых читаемых авторов страны. Его произведения до сих пор популярны, а вот биографию мастера вспоминают редко. Мы выбрали самые интересные факты о нем.
Происходил из польско-русско-турецкой семьи
В учебниках Паустовский позиционируется как истинно русский писатель, восхищенный и вдохновленный природой своей родины. Проза автора действительно не оставляет сомнений в глубокой привязанности к земле, на которой он жил. Однако, москвич по рождению и киевлянин в душе (более двадцати лет Паустовский прожил в столице Украины), он происходил из многонациональной семьи. Одна его бабушка — турчанка, привезенная в Россию во время русско-турецких войн. А вторая, по матери, была полячкой-патриоткой:
«Викентия Ивановна всегда ходила в трауре и черной наколке. Впервые она надела траур после разгрома польского восстания в 1863 году и с тех пор ни разу его не снимала. Мы были уверены, что во время восстания у бабушки убили жениха — какого-нибудь гордого польского мятеж-пика, совсем не похожего на угрюмого бабушкиного мужа, а моего деда — бывшего нотариуса в городе Черкассах».
Константин Паустовский, «Повесть о жизни»
Ярая католичка, Викентия Ивановна пыталась «воцерковить» и младшего внука Костю, чем приводила в ярость своего зятя — революционно настроенного атеиста.
«Самое крупное столкновение между бабушкой и отцом произошло, когда бабушка воспользовалась тем, что отец уехал в Вену на конгресс статистиков, и взяла меня с собой в одно из религиозных путешествий. Я был счастлив этим и не понимал негодования отца. Мне было тогда восемь лет.
Религиозность удивительно уживалась в ней с передовыми идеями. Она увлекалась Герценом и одновременно Генрихом Сенкевичем. Портреты Пушкина и Мицкевича всегда висели в ее комнате рядом с иконой Ченстоховской божьей матери. В революцию 1905 года она прятала у себя революционеров-студентов и евреев во время погромов».
Константин Паустовский, «Повесть о жизни»
Это желание спасти ближнего, даже если он не совпадает с тобой во взглядах, передалось и Константину Паустовскому.
Начал публиковаться в семнадцать лет
В 1908-м родители Паустовского разошлись, и сам он некоторое время жил у родственников в разных городах. Годом позже юноша восстановился в киевской Александровской гимназии и устроился на работу. К этому же времени относятся и первые публикации юного писателя в местных журналах. Скорее всего, талант рассказчика Паустовский унаследовал от дядюшки по материнской линии:
«Дядя Юзя любил рассказывать, как одним своим чихом он убивал на месте шакалов. На бивуаках в пустыне дядя ложился, подкладывал под голову сумку с продуктами и притворялся спящим. Шакалы подползали, поджав хвосты. Когда самый наглый из них начинал осторожно вытаскивать зубами сумку из-под дядиной головы, дядя оглушительно чихал, и трусливый шакал, даже не взвизгнув, тут же на месте умирал от разрыва сердца.
Рассказы дяди Юзи были для нас интереснее похождений барона Мюнхгаузена. Мюнхгаузена надо было себе представлять, а дядя Юзя был рядом — живой, тонущий в облаках табачного дыма, сотрясающий своим хохотом диван».
Константин Паустовский, «Повесть о жизни»
Но, по мнению Паустовского, уметь рассказывать истории было недостаточно, важно — набить руку. Поэтому после первого успеха в Киеве у писателя наступил период затишья. Окончив гимназию, он поступил в университет, но бросил учебу ради работы. Долго служил санитаром и в этом качестве попал на Первую мировую. Во время Гражданской войны оказался в Одессе, где устроился корреспондентом в газету:
«В Одессе я впервые попал в среду молодых писателей. Среди сотрудников „Моряка“ были Катаев, Ильф, Багрицкий, Шенгели, Лев Славин, Бабель, Андрей Соболь, Семен Кирсанов и даже престарелый писатель Юшкевич. В Одессе я жил у самого моря и много писал, но еще не печатался, считая, что еще не добился умения овладевать любым материалом и жанром. Вскоре мною снова овладела „муза дальних странствий“. Я уехал из Одессы, жил в Сухуме, в Батуми, в Тбилиси, был в Эривани, Баку и Джульфе, пока, наконец, не вернулся в Москву».
Константин Паустовский, «Повесть о жизни»
Покорил сердце Марлен Дитрих
В столице писатель несколько лет работал редактором РОСТА, публиковался в «Правде», журналах «30 дней» и «Наши достижения», много путешествовал по стране, печатал очерки и рассказы. Параллельно Паустовский преподавал писательское мастерство в Литературном институте им. Горького, в годы Великой Отечественной войны служил корреспондентом на Южном фронте.
Его талант и внешняя лояльность власти привели к тому, что писателя переводили во многих странах. Мировую известность Паустовский получил в 50-х годах. Одной из его горячих поклонниц была актриса Марлен Дитрих:
«. Однажды я прочитала рассказ „Телеграмма“ Паустовского. (Это была книга, где рядом с русским текстом шёл его английский перевод.) Он произвел на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть. Мне не удавалось разыскать другие книги этого удивительного писателя. Когда я приехала на гастроли в Россию, то в московском аэропорту спросила о Паустовском.
Когда мы подъезжали к моему отелю, я уже всё знала о Паустовском. Он в то время был болен, лежал в больнице. Позже я прочитала оба тома „Повести о жизни“ и была опьянена его прозой. Мы выступали для писателей, художников, артистов, часто бывало даже по четыре представления в день. И вот в один из таких дней, готовясь к выступлению, Берт Бакарак и я находились за кулисами. К нам пришла моя очаровательная переводчица Нора и сказала, что Паустовский в зале. Но этого не могло быть, мне ведь известно, что он в больнице с сердечным приступом, так мне сказали в аэропорту в тот день, когда я прилетела. Я возразила: „Это невозможно!“ Нора уверяла: „Да, он здесь вместе со своей женой“. Представление прошло хорошо. Но никогда нельзя этого предвидеть, — когда особенно стараешься, чаще всего не достигаешь желаемого. По окончании шоу меня попросили остаться на сцене. И вдруг по ступенькам поднялся Паустовский. Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему свое восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени».
Марлен Дитрих, «Размышления»
Трижды был номинантом на Нобелевскую премию
Талант Паустовского оценили не только обычные читатели, но и члены Шведской академии. С 1965 года писателя трижды номинировали на Нобелевскую премию. Первый раз награду присудили Михаилу Шолохову, вероятно, по политическим причинам:
«В начале 1960-х гг. проводился социологический опрос о самом читаемом писателе. Паустовский оказался первым, значительно опередив Михаила Шолохова. За эту неподконтрольную популярность Паустовский был отомщен. В 1965 г. в результате довольно сложных дипломатических интриг Советскому Союзу удалось повлиять на решение Нобелевского комитета о присуждении премии Константину Паустовскому. Премия была вручена Шолохову. А в Италии и Швеции уже были изданы в „нобелевской“ серии однотомники Паустовского».
Из воспоминаний Валерия Дружбинского, секретаря Паустовского
В 1967 году кандидатуру Паустовского повторно выдвинул шведский писатель и будущий лауреат премии Эйвинд Юнсон. Тогда получить награду помешало резюме литературного критика Эрика Мастертона:
«В современной русской литературе Паустовский, бесспорно, занимает выдающееся место. Но он не является большим писателем, насколько я понимаю. Паустовский — писатель с большими заслугами, но также и с большими недостатками. Я не нахожу, что его заслуги могут перевесить недостатки настолько, чтобы можно было мотивировать присуждение ему Нобелевской премии».
Впрочем, эта рецензия не помешала членам Академии через год выдвинуть писателя на премию в третий раз. Однако до момента выбора лауреата Паустовский не дожил.
Спас церкви в Карелии и Театр на Таганке
Бесконфликтность Константина Паустовского, о которой было сказано ранее, — вещь удивительная. Секретарь Валерий Дружбинский писал:
«Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времен и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и поэтому остался самим собой. Конечно, Константин Георгиевич считал тогдашние наши порядки неестественными, временными, не принимал их. Но, увы, не в его силах было отделить их от родной земли».
Паустовский не ссорился с властью, но отстаивал то, что считал дорогим и важным. Вместе с Корнеем Чуковским он спас от сноса 116 деревянных церквей в Карелии. В 1965 году он был одним из тех, кто хлопотал за реабилитацию Александра Солженицына и предоставление ему жилья. Также вместе с Чуковским открыто выступил в поддержку писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля.
Незадолго до смерти Константин Паустовский предотвратил увольнение Юрия Любимова, художественного руководителя Театра на Таганке. Режиссер вспоминал о разговоре писателя с Алексеем Косыгиным:
«С вами говорит умирающий Паустовский. Я умоляю вас не губить культурные ценности нашей страны. Если вы снимете Любимова, распадётся театр, погибнет большое дело».
Из воспоминаний Юрия Любимова
Константин Паустовский был не только талантливым писателем, но и честным, смелым человеком, который даже в болезни не забывал о других. Автора не стало 14 июля 1968 года.
Паустовский биография интересные факты
1.Константин. Георгиевич Паустовский стал классиком русской литературы ещё при жизни.
Творивший во времена СССР, Константин Паустовский прославился своими рассказами и повестями, которые были переведены на множество языков. Только во Франции было издано больше десятка произведений писателя.
2. Сейчас некоторые произведения Паустовского входят в обязательную школьную программу по литературе как образцы пейзажной прозы.
3. В истории русской литературы хватает мастеров пейзажа, однако, для многих из них пейзаж — лишь средство для создания у читателя нужное настроение. Пейзажи же Паустовского самостоятельны, в них природа живёт собственной жизнью.
4.Писатель за свою жизнь стал очевидцем двух революций и трех войн. Все эти исторические события нашли отражение в его творчестве.
5. В автобиографической «Повести о жизни» писатель как бы вскользь и даже с какой-то меланхолией пишет о расстрелах, голоде и бытовых лишениях.
6. Он и попытке своего расстрела в Киеве уделил едва две страницы. Уж в таких условиях, казалось бы, не до лирики и природных красот. Однако Паустовский видел и ценил красоту природы с детства. А уж познакомившись со Средней полосой России, он прикипел к ней душой.
К. Г. ПАУСТОВСКИЙ В ЮНОСТИ (КРАЙНИЙ СЛЕВА)
7. Отец писателя Константина Паустовского был железнодорожным статистиком, имевший украинское, турецкое и польское происхождение.
8. Бабушка Паустовского была турчанкой, и до принятия христианства ее звали Фатимой.
9. Константин Паустовский родился в Москве. У Паустовского были двое братье и сестра. Когда мальчику было 6 лет, семья переехала в Киев.
10.Потом уже самостоятельно Паустовский объездил почти весь юг тогдашней России: Одессу, Батуми, Брянск, Таганрог, Юзовку, Сухуми, Тбилиси, Ереван, Баку и даже побывал в Персии.
11. В гимназии любимым предметом Паустовского была география.
12. В 1906 году семья Паустовских распалась. Отец поссорился с начальством, наделал долгов и сбежал. Семья жила тем, что распродавала вещи, но потом иссяк и этот источник дохода — имущество описали за долги.
13. Первым напечатанным произведением Паустовского был рассказ, опубликованный в Киевском журнале «Рыцарь».
14.Когда Костя Паустовский учился в выпускном классе Киевской гимназии, ей как раз исполнялось 100 лет. По этому случаю гимназию посетил Николай II. Он пожал Константину, стоявшему на левом фланге строя, руку, и спросил его фамилию.
15.Присутствовал Паустовский и в театре в тот вечер, когда там на глазах Николая убили Столыпина.
16. Самостоятельные заработки Паустовского начались с уроков, которые он давал, будучи гимназистом.
17.Учебу будущего литератора в Московском университете прервало начало первой из мировых войн. Он оставил занятия и устроился на работу.
18.В 1923 году Паустовский окончательно осел в Москве. Рувим Фраерман, с которым они познакомились в Батуми, устроился работать редактором в РОСТА (Российское Телеграфное Агентство, предшественник ТАСС), и замолвил словечко за друга.
19.Написанная во время работы редактором одноактная юмористическая пьеса «День в Росте» была, скорее всего, дебютом Паустовского в драматургии.
20. Паустовский рассказывал, что огромное влияние на его творчество оказали произведения Александра Грина.
21. Первым литературным наставником и советником Паустовского был Исаак Бабель. Бабель сразу писал короткими, будто топором вырубленными фразами, а затем долго мучился, убирая лишнее. Исаака Бабеля за пристрастие к краткости называли скупым рыцарем литературы.
22.Именно у него Паустовский научился безжалостно «отжимать» из текста лишние слова. Паустовскому, с его поэтичностью, сокращать тексты было легче.
23.Первый сборник рассказов писателя «Встречные корабли» вышел в 1928 году.
24.Первый роман «Блистающие облака» — в 1929 году.
25.Всего из-под пера К. Г. Паустовского вышли десятки произведений. Полное собрание сочинений опубликовано в 9 томах.
26. В первый год Великой Отечественной войны Константин Паустовский полтора месяца служил на юге военным корреспондентом. Затем его с семьей эвакуировали в Алма-Ату для написания новой пьесы для столичного театра.
27. Оба брата Константина Паустовского погибли в один день на разных военных фронтах.
28. Сам Константин Паустовский также побывал на фронте — он служил санитаром, но после гибели братьев был демобилизован.
29. После возвращения с полей сражений писатель успел поработать на нескольких металлургических заводах в Днепропетровске и Новороссийске, а также в рыболовецкой артели на Азовском море.
30. Паустовский был страстным любителем рыбалки и большим знатоком рыбной ловли и всего, что с ней связано. Он считался первым рыбаком среди писателей, а рыболовы признавали его вторым после Сергея Аксакова писателем среди рыболовов.
31.Однажды Константин Георгиевич долго слонялся с удочкой по Мещёре — не клевало нигде, даже там, где по всем приметам рыба была. Неожиданно писатель обнаружил, что вокруг одного из небольших озёр сидят десятки рыбаков. Паустовский не любил вмешиваться в процесс, но тут не выдержал и сказал, что рыбы в этом озерце быть не может. Его подняли на смех, они ему сказали о том, что здесь рыба должна быть, ведь об этом писал сам Паустовский.
32. Писал К. Г. Паустовский только от руки. Причём делал он это не по старой привычке, а потому, что считал творчество делом интимным, а машинка для него была как бы свидетелем или посредником. Перепечатывали рукописи секретари.
33.При этом писал Паустовский очень быстро — солидного объёма повести «Колхида» была написана всего за месяц. Когда в редакции спросили, как долго писатель работал над произведением, этот срок показался ему несолидным, и он ответил, что работал пять месяцев.
34. Писатель не хранил свои рукописи, особенно ранние. Когда кто-то из поклонников в связи с намечавшимся изданием очередного сборника раздобыл рукопись одного из гимназических рассказов, Паустовский внимательно перечитал своё произведение и отказался включать его в сборник. Рассказ показался ему слишком слабым.
35. Всемирное признание пришло к писателю в 1950-х годах, когда он получил возможность выезжать за границу и объездил всю Европу. По результатам соцопроса, проведенного в 1960-е годы, Паустовский был самым популярным писателем в СССР.
36. Паустовский был трижды женат – его первой супругой стала фронтовая медсестра и родственница знаменитого археолога, за ней последовала сестра известного польского художника, а последней стала актриса театра имени Мейерхольда.
37. С первой, Екатериной, он встретился в санитарном поезде. Обвенчались они в 1916 году, расстались в 1936, когда Паустовский встретил Валерию, ставшую его второй супругой.
38.Сын Паустовского от первого брака Вадим посвятил всю жизнь сбору и хранению материалов об отце, которые впоследствии передал в Музей-центр К. Г. Паустовского.
39.Брак с Валерией, длившийся 14 лет, был бездетным.
40.Третьей женой Константина Георгиевича стала известная актриса Татьяна Арбузова, которая ухаживала за писателем до самой смерти.
41.Сын от этого брака Сергей прожил всего 26 лет, а дочь Арбузовой Галина работает хранительницей Дома-музея писателя в Тарусе.
42. В Литературном институте сразу после войны шли семинары Паустовского — он набрал группу из вчерашних фронтовиков или побывавших в оккупации. Из этой группы вышла целая плеяда известных писателей: Юрий Трифонов, Владимир Тендряков, Юрий Бондарев, Григорий Бакланов и другие.
43.По воспоминаниям студентов, Константин Георгиевич был идеальным модератором. Когда молодёжь начинала яростно обсуждать произведения своих товарищей, он не прерывал дискуссию, даже если критика становилась чересчур острой. Но стоило автору или критикующим его коллегам перейти на личности, как дискуссия безжалостно прерывалась, а нарушитель вполне мог покинуть аудиторию.
44. Паустовский был прекрасным рассказчиком. Многие из знакомых, слушавших его рассказы, впоследствии жалели, что не записывали их. Они ожидали, что Константин Георгиевич скоро издаст их в печатном виде.
45.Часть из таких рассказов-баек (Паустовский никогда не делал акцент на их правдивости) действительно появилась в произведениях писателя. Однако большая часть устного творчества Константина Георгиевича потеряна безвозвратно.
46. Паустовский входил в список 25 писателей, поставивших подпись под письмом к генсеку Леониду Брежневу против реабилитации Иосифа Сталина. Он также поддержал прошение о выделении жилья Александру Солженицыну.
47. Имя Константина Паустовского носит малая планета под номером 5269, которая была открыта советским ученым в 1978 году.
48. В 1965 году Паустовский едва не стал нобелевским лауреатом, однако в итоге награду получил Михаил Шолохов. По неподтвержденным данным, власти СССР угрожали Швеции экономическими санкциями, поэтому награждать Паустовского передумали.
За свою работу Паустовский награжден тремя орденами, тремя медалями и почетной польской наградой.
50.В последние годы жизни Паустовский перебрался из столицы в Тарусу на Оке, где начал выпуск собственной газеты. На ее страницах были собраны материалы о писателях, неугодных советскому руководству, а также не прошедшие цензуру творения молодых авторов – например, Окуджавы. Когда «Тарусские страницы» заметили местные чиновники, они изъяли весь не раскупленный тираж газеты и уничтожили его.
51. Паустовский не был партийным функционером, не входил ни в один политический совет и не поддержал ни одного воззвания, где за антисоветские настроения клеймили его коллег-литераторов.
52. Писателя весьма охотно издавали, он был награждён орденом Ленина, но ни Ленинской, ни Сталинской, ни Государственной премий Паустовский удостоен не был. Объяснить это идеологическими гонениями сложно — рядом жили писатели, вынужденные заниматься переводами, чтобы хоть на кусок хлеба заработать. Талант и популярность Паустовского признавали все. Возможно, дело в чрезвычайной порядочности писателя. Нужно было интриговать, вступать в какие-то группы, кого-то подсидеть, кому-то льстить, что для Константина Георгиевича было неприемлемо.
53. Незадолго до смерти Паустовский заступился за Юрия Любимова — он горячо просил не оставлять Театр на Таганке без главного режиссера. Приказ об увольнении Любимова так и остался не подписанным.
54. Писатель, страдавший от астмы и перенесший несколько инфарктов, был похоронен на кладбище в Тарусе. Он является почетным гражданином этого города.
55. Кочевая жизнь К. Г. Паустовского наложила отпечаток и на увековечение его памяти. Дома-музеи писателя действуют в Москве, Киеве, Крыму, Тарусе, Одессе и посёлке Солотча Рязанской области, где также жил Паустовский. В Одессе и Тарусе установлены памятники писателю.За свою работу Паустовский награжден тремя орденами, тремя медалями и почетной польской наградой.
ПАМЯТНИК ПИСАТЕЛЮ В ТАРУСЕ
Длинное письмо одной женщине: загадка Константина Паустовского
«Жизнь представляется теперь, когда удалось кое-как вспомнить ее, цепью грубых и утомительных ошибок. В них виноват один только я. Я не умел жить, любить, даже работать. Я растратил свой талант на бесплодных выдумках, пытался втиснуть их в жизнь, но из этого ничего не получилось, кроме мучений и обмана. Этим я оттолкнул от себя прекрасных людей, которые могли бы дать мне много счастья.
Сознание вины перед другими легло на меня всей своей страшной тяжестью. На примере моей жизни можно проверить тот простой закон, что выходить из границ реального опасно и нелепо», — писал Константин Паустовский в своей «Последней главе».
Хатидже
Когда началась первая мировая война, Константин Паустовский, как младший сын в семье, был освобожден от призыва. Но сидеть на университетских лекциях было ему невыносимо, и только в Москве стали формировать тыловые санитарные поезда, Паустовский поступил в один из них санитаром. Так он встретил свою первую жену, сестру милосердия Екатерину Загорскую, Хатидже. Имя Хатидже ей дали крымские татарки, когда она однажды летом жила в татарском селе на берегу моря. Так переводится на татарский русское имя Екатерина.
В 1916 году они обвенчались в рязанской церкви, где когда-то был священником отец невесты. Паустовский уже тогда понимал, что он писатель. В молодости судьба изрядно его помотала: после войны он занимался в Москве репортерской работой, несколько раз слышал, как выступает Ленин. Уехал в Киев, был последовательно мобилизован в петлюровскую, а затем Красную Армию, оказался в Одесе, где в те годы жили и работали Ильф, Катаев, Бабель, Багрицкий и другие прекрасные молодые писатели, вернулся в Москву. Все это время жизнь Паустовского и его Хатидже была подчинена одной цели – все должны узнать, как он талантлив, его книги должны выйти. Екатерина была музой писателя, его товарищем, матерью его сына Вадима.
К тому же, откровенно говоря, отец не был таким уж хорошим семьянином, несмотря на внешнюю покладистость. Многое накопилось, и многое обоим приходилось подавлять. Словом, если супруги, ценящие друг друга, все же расстаются, – для этого всегда есть веские причины», — написал Вадим много лет спустя.
Валерия
В 1936 году Паустовский и Екатерина развелись. За два года до этого в их отношениях появилась нервность и напряженность, когда быть врозь еще невозможно, а вместе – уже невыносимо. Вадима отослали из этого безумия в отличную лесную школу. Среду прочего он, левша, должен был по правилам того времени переучиться там на правшу. В школе Вадим подружился с сыном известного ботаника Сережей Навашиным. Однажды на какой-то праздник к мальчикам одновременно приехали их родители. Все друг друга узнали: мамой Сережи оказалась женщина, которой Паустовский был остро увлечен в 1923 году в Тифлисе. То чувство обрушилось на него, женатого человека, как ураган, но быстро прошло, и он писал жене в деревню, что он «освободился полностью», «все исчерпано», потому что «пережито литературно».
И вот – удивительная новая встреча.
Навашины тоже переживали кризис – ученый собирался уходить из семьи к другой женщине. Паустовский, со свой свойственной ему рефлексией два года колебался и мучился. «То у него на волоске висел старый брак, то новый», — вспоминал Вадим. Но тут уже сама Хатидже потребовала от писателя решительных действий. И он ушел к Валерии Валишевской.
Со второй женой у писателя тоже была большая любовь. «Звэра, Звэра — ты очень любимая пискунья, — ты даже не знаешь, как тебя любят — очень-очень». «Целую крепко, обнимаю, в Москве — не шуруй, будь осторожна, не волнуйся из-за дур». «Звэрунья, лапчатый зверь, твое рязанское письмо до сих пор не пришло», — писал он ей в письмах.
Сильная любовь к Валерии не была долгой. В 1939 году он познакомился с Татьяной, женой драматурга Арбузова, актрисой театра Мейерхольда. Паустовский пришел – строгий пробор в прическе, застегнут на все пуговицы. Татьяне он сразу не понравился, а Татьяна ему – очень. Писатель стал присылать ей букеты, по одному в день.
Потом судьба пересекла их в эвакуации, во время второй мировой войны. Паустовский приехал с фронта в Чистополь к своей жене Валерии и ее сыну Сереже, чтобы увезти их в Алма-Ату. По совпадению Татьяна с ее дочерью оказалась там, их он взял в Алма-Ату тоже.
Валишевская три года не давала писателю развод, и в обмен на свободу он оставил ей квартиру и писательскую дачу в Переделкине. Долгое время он жил со своей новой семьей в 14-метровой комнате: он, Татьяна, дочь Татьяны и ее общий с Паустовским сын Алеша. Теснота и неустроенность не печалили Константина Георгиевича, он снова переживал огромную, безумную любовь, какой еще не видел свет.
«Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было еще на свете. Не было и не будет, вся остальная любовь – чепуха и бред. Пусть спокойно и счастливо бьется твое сердце, мое сердце! Мы все будем счастливы, все! Я знаю и верю», – писал он Татьяне.
Марлен Дитрих
И когда он, больной и почти совсем слепой, все-таки пришел на один из ее концертов и поднялся на сцену, Марлен опустилась перед ним на колени. «Я не уверена, что он известен в Америке, но однажды его «откроют». В своих описаниях он напоминает Гамсуна. Он — лучший из тех русских писателей, кого я знаю. Я встретила его слишком поздно», — говорила актриса.
Бесконечное письмо
Когда Константин Паустовский умер, его сыну Вадиму попали в руки письма к одной женщине, последней возлюбленной писателя — он набрасывал их, работая над своей последней книгой. И они ужасно напоминали те письма, которые в своей далекой юности он писал невесте Кате, Хатидже. Те же слова, те же обороты, те же интонации.
«Именно тогда мне и пришло в голову, что, по существу, он был однолюбом, что все браки и увлечения только дополняли и развивали друг друга, что состояние влюбленности было необходимым условием успешной творческой работы. Он им очень дорожил и, может быть, даже провоцировал его», — вспоминал Вадим.
Ведь не зря герои книг Паустовского писали своим возлюбленным точно такие письма, как автор — своим. Константин Георгиевич писал жизнь и жил в книгах, он «выходил из границ реального», о чем потом жалел. Но для него, гениального романтика, другого пути, видимо, просто не было.
Один исследователь жизни и творчества Константина Паустовского как-то признался Вадиму, что он очень боится: в собрании сочинений писателя будут опубликованы письма ко всем его женам и возлюбленным: «Ведь это будет как письма к одной женщине».
«Не вижу в этом ничего страшного, — ответил Вадим. — Именно потому что это — как письма к одной женщине. ».
Фото: ТАСС/Лесс Александр; Legion-Media