парк юрковского периода актеры
Звезды, не попавшие в Юрский период (16 фото)
Знаменитый шотландский «Джеймс Бонд» Шон Коннери широко известен в Голливуде своим умением ловко избегать даже самых перспективных ролей, обычно связано это было с чрезмерной требовательностью актера и его неуживчивостью. Вот и в случае с «Парком Юрского периода» перспективы получить роль Джона Хаммонда у Коннери были очень велики, актер находился в дружеских отношениях с автором книги и сценария Майклом Крайтоном, однако не сложилось. В отличие от «Властелина Колец» или поттерианы, от участия в которых ветеран актерского цеха отказался по творческим соображениям, преградой посещения «Парка» для Коннери стал чрезмерный аппетит. Запрошенный им гонорар оказался неподъемной для студии суммой, и с актером решено было расстаться.
Аналогичная причина стала препятствием для Курта Рассела, которому предлагалась роль доктора Алана Гранта в фильме «Парк Юрского периода». Актер, в конце 80-х – начале 90-х сыгравший в нескольких весьма прибыльных фильмах, посчитал, что именно его участие делает эти проекты конкурентоспособными. Возможно, это не лишено основания, но не в случае конфликта со Спилбергом и студией Universal. Последние упорствовали особенно сильно – никто не был готов платить Расселу такие деньги, какие актер запросил за свою борьбу с динозаврами. В результате «Парк» предпочел услуги менее героически выглядящего Сэма Нила, а Рассел отправился в «Звездные врата», где получил требуемую сумму. Только вот финальные сборы «Парка» и «Врат» сильно отличаются. Но кто же знал?
Сотрудничество Стивена Спилберга и Харрисона Форда нельзя назвать малопродуктивным – франшиза о докторе археологии Индиане Джонсе подарила миру эталон приключенческого героя. Пусть роль Инди и досталась Форду после того, как из проекта выпал Том Селлек, но наряду с Ханом Соло охотник за сокровищами в шляпе и с хлыстом входит в число лучших работ актера в кино. Могла его коллекция пополниться и еще одной большой франшизой, по крайней мере, на каком-то этапе Форд претендовал на роль доктора Гранта. Так утверждает Спилберг, актер же, в свою очередь, затаил обиду на то, что режиссер не нашел для него места на острове динозавров. Как бы то ни было, не срослось – Форд отправился в «Беглеца» и «Прямую и явную угрозу», что тоже, в общем-то, неплохо.
Еще один старый знакомый Спилберга, оказавшийся за бортом рейса, отправившегося на Нублар, – Ричард Дрейфус. Актер имел счастье работать со Спилбергом на «Близких контактах третьего рода» и, в принципе, проявил себя способным изобразить волевого целеустремленного ученого, ровно такого, каким должен быть доктор Алан Грант. Что же случилось? Почему актер оказался за бортом проекта? По словам Лоры Дерн, все дело в том, как расстались Спилберг и Дрейфус после «Контактов». В последний день съемок актер подошел к режиссеру и сказал: «Спасибо вам большое, но это был самый ужасный опыт в моей жизни». Впечатляющие слова, но совершенно не располагающие к последующему сотрудничеству.
Актрис, претендовавших на роль доктора Элли Саттлер, было более десятка, причем многие из них существенно отличались от того образа, что воплотила на экране Лора Дерн. Так, например, до прослушивания добрались Гвинет Пэлтроу, Робин Райт, Элизабет Херли и Джулианна Мур (последняя, видимо, достаточно сильно впечатлила Спилберга, чтобы получить приглашение в сиквел). Несколько необычный состав, не правда ли? Дополним его Сандрой Буллок, которая неоднократно упоминалась в новостях препродакшена – тогда доктор Саттлер представлялась довольно горячей штучкой, а не унылой «библиотекаршей». Увы, в какой-то момент Спилберг решил, что слишком сексапильная ученая будет отвлекать зрителя от динозавров, поэтому Элли стала Дерн, а Буллок отправилась кататься на автобусе с Киану Ривзом.
Еще один аспект проблемы, почему на роль Элли Саттлер не подошли голливудские красотки, кроется в том, что Спилбергу нужна была актриса в «зрелом возрасте». Среди прочих претенденток Саттлер могла стать и Ума Турман, она даже была вызвана режиссером на пробы, но после всех пройденных этапов кастинга Стивен Спилберг выбрал Лору Дерн. Не в последнюю очередь из-за возраста – было бы странно, если бы 22-летняя Турман упрашивала 47-летнего Сэма Нилла остепениться и завести детей. Тут даже флирт между героями выглядел бы несколько удручающе. Пришлось отправить Турман в «Криминальное чтиво» к Тарантино на курсы повышения квалификации. И она блестяще справилась.
У большинства режиссеров в процессе подготовки к съемкам уже существует представление о том, какими должны быть герои их фильма и кто их должен играть. Так вот, в образе доктора Элли Саттлер сам Спилберг видел… Эллен Рипли, пардон, Сигурни Уивер. Описка не случайна, режиссеру изначально нужна была героиня, которая не просто будет бегать от динозавров, но сможет противостоять им. Кто подойдет на эту роль лучше бесстрашной противницы космических монстров? Увы, уговоры Спилберга действия не возымели, Уивер никогда всерьез не рассматривала перспективу погрузиться в еще одну франшизу, кроме «Чужих». А ведь она как нельзя лучше подошла бы Ниллу по возрасту – актрисе тогда было чуть за сорок.
Разумеется, карьера Джима Керри начинается не с «Тупого и еще тупее», не с «Маски» и даже не с «Эйса Вентуры», но только вообразите себе, как могла повернуться жизнь этого актера, получи он роль в «Парке Юрского периода». А такая возможность была – Керри пробовался на роль ироничного и саркастичного доктора Яна Малькольма, которая в итоге досталась Джеффу Голдблюму. Выбор между двумя яркими артистами был сделан в последний момент кастинг-директором Джанет Хиршенон, посчитавшей, что опыт Голдблюма фильму важнее энергетики Керри. Можем ли мы судить ее строго? Ведь, возможно, именно она подарила миру одного из ярчайших кинокомиков современности.
Режиссеры и продюсеры очень любят рассказывать о том, что в поисках нужного ребенка для своих картин они проводят пробы, в которых участвуют тысячи претендентов. Скорее всего, нечто подобное было и на кастинге в «Парк Юрского периода», но на деле претенденток на роль Лекс Мерфи было всего три: Анна Кламски из мелодрамы «Моя девочка», Ариана Ричардс, засветившаяся в «Дрожи земли», и Кристина Риччи, знаменитая участием в «Семейке Аддамс». Последней ее известность сослужила плохую службу, Universal хотела, чтобы в роли Лекс выступила неприметная девочка, не ассоциирующаяся с предыдущими проектами. Спилберг выбрал Ричардс, которая, по иронии судьбы, так и осталась неприметной и с кино очень скоро рассталась.
Несколько противоречивы сведения о том, в каком качестве в «Парк Юрского периода» могла отправиться Кристина Эпплгейт, звезда бесчисленного количества телесериалов конца 80-х – начала 90-х. Для роли Лекс актриса была уже «великовата», если только сценаристы не взялись бы переписать линию девочки, а для образа доктора Саттлер Эпплгейт была еще слишком молода, что шло вразрез с планами Спилберга. Впрочем, что бы там ни предлагалось, Эпплгейт сказала свое твердое «Нет!», пожелав отдохнуть от полнометражных фильмов в увеселительной тени не слишком требовательного к актерам ситкома «Женаты, с детьми».
Верить всему тому, что говорит Том Сайзмор, нельзя, этот человек горазд на выдумку, но слух о том, что актер вполне мог стать частью «Парка», не лишена оснований. К 1993 году Сайзмор еще не обрел полноценный звездный статус, хоть и засветился в «Пассажире 57» и «На гребне волны», потому вряд ли Спилберг видел его в какой-то первостепенной роли. Скорее актер мог стать исполнителем роли охотника Роберта Малдуна или даже Дэнниса Нэдри, но ни тому, ни другому случиться было не суждено. Зато у Сайзмора появилось время на «Настоящую любовь», «Прирожденных убийц» и «Схватку». Поди плохо…
От дел давно минувших дней перейдем к настоящему и вспомним, кто претендовал на то, чтобы стать частью перезагрузки франшизы в новом веке. Нацеленный на новое поколение актеров режиссер Колин Треворроу искал «незаезженные лица», и на одном из ранних этапов подготовки «Мира Юрского периода» на главную роль в фильме рассматривался Гаррет Хедлунд. Очевидно, сыграть он должен был персонажа Криса Прэтта, но задержка с запуском картины в производство, вызванная долгой шлифовкой сценария, разрушила планы актера, и Хедлунд вынужден был сойти с дистанции. Зато Гаррет успел поработать с Анджелиной Джоли в «Несломленном» и поплясать в «Пэне» Джо Райта.
На самых ранних этапах подготовки «Мира Юрского периода» еще в далеком 2003 году сценарий новой картины разрабатывал Уильям Монахан. Его пером в ленту должен был вернуться Сэм Нилл в роли доктора Гранта, а приятным дополнением к привычному актеру должна была стать Кира Найтли, только что громко заявившая о себе в «Играй как Бэкхем». Сама британская актриса рассказывала, что рассматривалась в качестве претендентки сразу на две роли (видимо, это либо повзрослевшая Лекс, либо новый персонаж), но имя Найтли было связано с проектом недолго – сценарий был отправлен на доработку, процесс затянулся, а там Кира уже и свой собственный путь к славе нашла.
Даже когда режиссером уже был назначен Колин Треворроу, «Мир Юрского периода» вполне еще мог стать совершенно иным. Финальную тройку претендентов на роль «заклинателя велоцирапторов» составили Крис Прэтт, Джон Красински из «Офиса» и Джош Бролин. На последнего студия имела особенно далеко идущие планы, планировалось, что герой Бролина будет не столько романтическим интересом, сколько наставником и защитником для персонажа Брайс Даллас Ховард. Увы (а может, и к счастью), Бролин оказался слишком занятым актером, чтобы завязнуть в долгоиграющем проекте, его заменил Прэтт, и картина сразу обрела совсем иное звучание.
Актеры из «Парка Юрского периода»
А что же актеры из оригинального фильма 1993 года? Неужели все они напрочь отказались участвовать в долгожданном продолжении? Все не так однозначно. Первоначально ведущие артисты первой картины выказывали неподдельный энтузиазм относительно возвращения своих героев на экраны. Джефф Голдблюм в 2003 году рассказывал о том, что с ним связывались авторы на предмет участия в «Парке Юрского периода 4». Согласно варианту сценария того времени вместе с героем Сэма Нилла Ян Малькольм должен был отправиться обследовать соседние с Нубларом острова на предмет того, не выжил ли кто-то из динозавров. Позже этот сюжет был отвергнут, зато была приглашена Лора Дерн, объявившая, что рада вернуться к образу Элли. Увы, к 2008 году все контакты были оборваны – фильм так и не получил сценарий, а актеры устали ждать. Дольше других к грядущей перезагрузке интерес проявлял Ричард Аттенборо, даже в свои 90 лет готовый исполнить небольшое камео в новой ленте. Увы, судьба оказалась жестока к актеру, сыгравшему Джона Хаммонда, Аттенборо скончался в августе 2014 года. Данью памяти ему стали скульптуры, установленные в его честь на острове в «Мире Юрского периода». Ну, и пересмотреть «Парк Юрского периода» 1993 года никто не запрещает – природа не терпит преград!
Какими стали мальчик и девочка из «Парка Юрского периода» спустя 28 лет?
Фильм Стивена Спилберга «Парк Юрского периода» (Jurassic Park), вышедший на экраны в 1993 году, до сих пор остаётся одним из эталонов приключенческой фантастики. Как и в подавляющем большинстве картин режиссёра, важное значение в «Парке» имеют персонажи-дети, сыгранные юными актёрами Джозефом Маццелло и Арианой Ричардс. Что стало с ними через 28 лет после громкого триумфа?
Джозеф Маццелло родился в штате Нью-Йорк в 1983 году и начал сниматься в кино в шестилетнем возрасте, причём сразу появившись в серьёзных фильмах: драме о растлении малолетних «Запретные темы» (Unspeakable Acts) и детективном триллере с Харрисоном Фордом «Презумпция невиновности» (Presumed Innocent). В таком же ключе его карьера продолжилась: далее последовали драмы «Планер» (Radio Flyer) и «Страна теней» (Shadowland), а также «Парк Юрского периода», после которого юный актёр приобрёл всемирную известность.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3958762/pub_605b2ffe109e966efdce96f9_605b300021ea944a0633f36c/scale_1200
Джозеф Маццелло в фильме «Парк Юрского периода»
В 90-е Маццелло сыграл ещё в нескольких серьёзных фильмах, включая короткое появление в продолжении картины Спилберга о динозаврах, «Затерянный мир: Парк Юрского периода» (The Lost World: Jurassic Park). А вот в нулевые карьера Джо пошла на спад, и казалось, он повторит судьбу многих детей-актёров, чья слава не пережила их половое созревание. Однако в 2010-м Маццелло снова оседлал фортуну: в этом году на экраны вышел хит Дэвида Финчера «Социальная сеть» (The Social Network), где актёр воплотил сооснователя Facebook Дастина Московица, а также военный сериал «Тихий океан» (The Pacific), в котором ему и вовсе досталась одна из главных ролей.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/4460346/pub_605b2ffe109e966efdce96f9_605b3000c07d7f6f2a2a0cdc/scale_1200
Джозеф Маццелло в сериале «Тихий океан»
После этого Джозеф снимался в основном для телевидения, однако в 2018 году вновь сорвал джекпот, когда свет наконец-то увидела картина о группе Queen «Богемская рапсодия» (Bohemian Rhapsody), где ему довелось вжиться в образ басиста Джона Дикона. На данный момент это последняя работа актёра, но с таким везением можно не сомневаться, что мы о нём ещё услышим.
Посмотреть, как выглядит и чем живёт Маццелло сейчас, можно в его инстаграме. Судя по информации в интернете, Джозеф пока не обзавёлся своей семьей, так что в основном он выкладывает фото с коллегами и родными.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1937051/pub_605b2ffe109e966efdce96f9_605b300021ea944a0633f36d/scale_1200
Джозеф Маццелло и его партнёр по «Богемской рапсодии» Гвилим Ли. Фото: Instagram
Непрерывная череда ролей и привела её в «Парк Юрского периода». А вот после сногсшибательного успеха этого фильма, как ни странно, карьера девушки пошла на спад. В 90-х она снималась преимущественно в телепроектах, а единственной большой картиной с Ричардс стало продолжение «Парка Юрского периода».
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/4460346/pub_605b2ffe109e966efdce96f9_605b3000c07d7f6f2a2a0cdd/scale_1200
Ариана Ричардс в фильме «Парк Юрского периода»
В 2001 году Ариана появилась в третьей части «Дрожи земли» (Tremors 3: Back to Perfection). После этого актриса окончательно посвятила себя другому виду искусства — живописи. Переквалификация прошла успешно: в 2005 году картина Ричардс даже завоевала первое место в национальном художественном конкурсе.
В 2013 году Ариана ещё раз появилась в кино — в телефильме «Боевые псы» (Battledogs), рассказывающем о столкновении человечества с оборотнями. На данный момент это последняя роль актрисы.
В том же 2013 году Ричардс вышла замуж, а через два года родила дочь. Ариана ведёт инстаграм, в котором выкладывает как свои картины, так и фотографии, позволяющие понаблюдать за её жизнью и оценить, сильно ли она изменилась внешне за прошедшие 28 лет.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/4359735/pub_605b2ffe109e966efdce96f9_605b300126784c16b8f11e5f/scale_1200
«Парку Юрского периода» 28 лет! Вот несколько интересных фактов о культовом фильме
Люди и пингвины изображали динозавров, а погода срывала съемки
28 лет назад, 9 июня 1993 года, вышел фильм «Парк Юрского периода». Картина не только собрала множество наград и заслужила любовь зрителей, но и изменила подход к созданию спецэффектов.
Конечно, во время работы над таким сложным фильмом происходили разные забавные и жутковатые истории. Собрали для вас интересные факты о фильме и его создании.
Люди или динозавры?
Чтобы достоверно нарисовать движения галлимимов, художники сначала сами изображали динозавров. А команда мастера спецэффектов Стена Уинстона создала костюм динозавра, который надевал на себя человек.
Ураган меняет сценарий
Настоящая атака динозавров
Иногда на съемках фильмов происходят несчастные случаи, а актеры и каскадеры получают травмы и даже погибают. Трагедия едва не произошла и на съемках «Парка юрского периода», когда Адам Скотт собрался поработать над аниматронным динозавром и забрался внутрь модели. В этот момент в студии выключился свет, из-за чего модель динозавра наклонилась. Внутренние детали чудом не покалечили Адама. А чтобы вызволить его из модели, коллегам пришлось вручную открывать челюсти динозавра.
Аниматронный динозавр вообще регулярно пугал актеров и съемочную группу. Из-за постоянных дождей модель пропитывалась водой и внезапно начинала трястись, заставляя понервничать людей.
Стивен Спилберг смешит актеров
Актеры уже давно привыкли включать во время съемок воображение и представлять перед собой персонажей и декорации, которых в реальности перед ними нет, ведь их добавляют позже мастера по спецэффектам. Но для актеров «Парка юрского периода» это было в новинку.
Модели динозавров на съемках не рычали, а представить их рык помогал актерам режиссер Стивен Спилберг: он изображал звуки хищников. Но актеры его старания не ценили. Сэм Нил, исполнитель роли доктора Алана Гранта, рассказывал, что они с трудом сдерживали смех.
Пингвины озвучивают динозавров
Но раз уж из Стивена Спилберга динозавры получались так себе, как же создателям удалось записать эти жуткие звуки? Рев тираннозавра получился из лая собаки, рычания тигра, аллигатора, слона, моржа и даже пингвина. Для велоцирапторов использовали звуки детенышей тюленей, моржей и дельфинов, а для дилофозавров обезьян, ястребов, гремучих змей и лебедей. Брахиозавров озвучивали киты и ослы.
Все на раскопки!
Благодаря фильму люди по всему миру заинтересовались палеонтологией. Многие молодые люди, посмотрев его, решили строить карьеру в этой сфере. Палеонтолог и автор книги «Подъем и падение динозавров» Стив Бурсетт говорил, что этот фильм стал лучшим, что случалось с палеонтологией: «Они показали динозавров активными, энергичными и разумными животными. Это так отличалось от динозавров, о которых я читал в школе».
Сувениры со съемок
После съемок Стивен Спилберг подарил всем актерам модели динозавров. Ариана Ричардс (сыграла Лекси) рассказывала, что ее дочь полюбила эту игрушку. А вот исполнительнице роли доктора Элли Сэттлер Лоре Дерн пришлось спрятать динозавра, ведь он пугал ее маленького сына.
Важные уроки для родителей
В фильме есть полезные уроки для родителей. Например, он учит не спускать с детей глаз. Как только Лекси и Тимми остаются одни, на них почти сразу нападает динозавр. В первый раз это происходит, когда Дженнаро бросает их в машине. А в гостевом центре им приходится в одиночку прятаться от хищников на кухне.
Как трус превратился в героя
По сценарию доктор Ян Малкольм не был героем. Когда тираннозавр нападал на детей, Малкольм должен был просто сбежать. Но сыгравший его Джефф Голдблюм предложил немного изменить сцену так, чтобы Малкольм помог Алану Гранту спасти детей, отвлекая динозавра и жертвуя собой.
Легендарные 14 минут
Как вы думаете, сколько экранного времени получили динозавры в двухчасовом фильме о динозаврах? Всего 14 минут. Оказывается, не обязательно добавлять их во все сцены, чтобы заставить героев и зрителей испуганно вздрагивать от каждого шороха!
«Парк юрского периода»: 25 лет назад динозавры воскресли
Благодаря ему 1990-е стали новой эпохой динозавров — в это десятилетие они вновь завладели нашей планетой. Игрушки динозавров, документальные фильмы, официальные продолжения и масса низкобюджетных подражаний — это лишь часть гигантского наследия «Парка юрского периода». Сейчас самое подходящее время вспомнить, как создавался один из самых влиятельных фильмов своего десятилетия.
Битва за роман Крайтона
История киноверсии «Парка юрского периода» началась весной 1990 года, когда крупнейшие голливудские студии сошлись в схватке за право экранизировать новый роман Майкла Крайтона. На тот момент книга еще даже не была опубликована. Но ни это, ни запрошенные Крайтоном 1,5-миллионный гонорар и проценты от сборов не смутили продюсеров. Те нутром чуяли, что из сюжета про динозавров, воскрешенных чудесами технологии, выйдет зрелищный и, главное, кассовый блокбастер.
К «Парку юрского периода» присматривалось много известных режиссеров — Ричард Доннер, Джо Данте, Тим Бертон… Но больше всех в бой рвались Джеймс Кэмерон и Стивен Спилберг.
Крайтон и Спилберг были давними знакомыми
Гонку выиграл Стивен: он опередил заявку Кэмерона буквально на несколько часов, заплатив на 500 тысяч долларов больше, чем запрашивал Крайтон. Скорее всего, немалую роль сыграло то, что Спилберг успел поработать с писателем над сериалом «Скорая помощь». Он заранее знал сюжет нового романа, и у него было время обдумать перспективы фильма.
Кэмерон позже рассказал, что его версия «Парка юрского периода» была бы мрачнее и скорее в духе «Чужих». Но Джеймс не жалеет, что упустил фильм, — он признает, что его подход был неверным. Основная аудитория фильмов про динозавров — дети, и Спилберг поступил разумно, сняв семейную картину.
Адаптируя роман
По условиям сделки Крайтон получил право написать первую версию сценария. Она была довольно близка к книге. Так, ее открывал эпизод из романа, где сбежавшие из парка динозавры атаковали девочку на пляже Коста-Рики.
Позже Спилберг использовал похожую сцену в сиквеле
Как и в книге, в раннем сценарии Крайтона был подсюжет с велоцирапторами, пробравшимися на борт грузового корабля. Другое важное отличие было в том, что в парке находилось куда больше людей и хищных динозавров. А будущая главная звезда картины, могучий Ти-Рекс, вообще не появлялся в третьем акте. Он преследовал доктора Гранта и детей по реке, после чего его усыплял транквилизатором смотритель Малдун.
На сайте Jurassic Time можно найти детальные раскадровки неснятых сцен
В финале герои отбивались от стаи велоцирапторов, параллельно пытаясь остановить покинувшее остров судно с незваными пассажирами. Некоторых хищников убивал Малдун, некоторых — Грант, используя отравленные яйца других динозавров. В отличие от фильма, адвокат Дженнеро и Малдун оставались в живых, а доктор Ву и Джон Хаммонд погибали — создатель парка жертвовал жизнью, спасая внуков. Йен Малькольм получал серьезное ранение, но выживал.
Сценарий отдали на доработку Малии Мармо, работавшей со Спилбергом над «Капитаном Крюком». Её версия была близка к роману, но имела и интересные отличия. Так, в ней не было Малькольма, а часть его реплик досталась Дженнеро. Когда выжившие садились в вертолет, его атаковал Ти-Рекс.
Фильм мог закончиться погоней Ти-Рекса за вертолетом.
Хаммонд в версии Малмо напоминал книжного: он походил на злого Уолта Диснея и, по сути, был главным злодеем. В финале Хаммонд отказывался покидать остров, утверждая, что все работает как надо, а во всех бедах виноваты ненадежные сотрудники, не верившие в успех проекта. В финальной сцене Хаммонд падал со склона в пруд, и в символичном финальном кадре на руку умирающего миллиардера садился комар.
Этот вариант не вполне устроил Спилберга, и за доработку взялся Дэвид Кепп. Именно он создал финальную версию, определившую окончательный сюжет фильма. Но и его вариант подвергся изменениям, особенно его финал.
…или убийством рапторов с помощью крана
Оживление динозавров
Все голливудские блокбастеры можно поделить на две категории: одни держатся на харизматичных героях, вторые обязаны успехом визуальному ряду. На счету Спилберга есть ленты обоих типов. «Челюсти» и «Индиану Джонса» можно отнести к первой категории, а вот «Парк» — фильм, который «сделали» спецэффекты.
Роль Гранта предлагали Харрисону Форду, а Хаммонда — Шону Коннери. Если бы актеры согласились, мы бы увидели экранное воссоединение Индианы и его отца
Это не значит, что актеры бездельничали на съемках. Сэм Нил, Лора Дерн, Джефф Голдблюм и Ричард Аттенборо постарались на славу, создав убедительные экранные образы. Но все же основными действующими лицами стали не люди, а динозавры. Даже Спилберг признал это, назвав Ти-Рекса настоящим главным героем картины.
Спецэффекты «Парка юрского периода» сделали его классикой кино. Спилберг нанял лучших мастеров, включая знаменитого Стэна Уинстона, создавшего спецэффекты для «Терминатора» и «Чужих», и мастера покадровой анимации Фила Типпетта. Они проделали колоссальный объем подготовительной работы, заложив фундамент успеха. Всего один факт: пре-продакшн «Парка юрского периода» длился целых 25 месяцев, а съемки уложились в 99 дней.
Эскизы динозавров рисовал художник Крэш Маккрири
Изображая динозавров, Спилберг старался придерживаться науки и нанял для этого нескольких консультантов, включая знаменитого палеонтолога Джека Хорнера. Именно он популяризовал гипотезу, что динозавры были похожи скорее не на гигантских рептилий, а на птиц (диалог об этом даже вошёл в фильм). Хорнер отнёсся к работе ревностно. Например, он зарубил предложение Типпетта, чтобы рапторы высовывали языки, как ящерицы.
Для создания аниматронных фигур команда Уинстона использовала алюминиевые каркасы, на которые натягивали шкуры из гибкого латекса. Пустоты заполняли поролоном, а снаружи конструкцию раскрашивали и покрывали матовым лаком. Мастера по спецэффектам создали фигуры всех основных динозавров — трицератопса, велоцирапторов, дилофозавра и, конечно, тираннозавра.
Последний стал венцом карьеры Уинстона, превзойдя легендарную королеву Чужих. Аниматронная фигура Ти-Рекса достигала 12 метров в длину и весила свыше шести тонн — лишь немногим меньше, чем настоящий динозавр! Уинстон назвал ее «идеальным сочетанием искусства и технологии». Сложно не согласиться с мастером. Даже спустя четверть века его творения выглядят убедительно и могут дать фору чудищам из современных блокбастеров.
Ти-Рекс, почти что настоящий
Но для фильма мало было реалистично выглядящих макетов. Динозавров требовалось заставить бегать. Этого собирались достичь при помощи покадровой анимации миниатюр. Но Спилберг отсмотрел тестовые материалы и понял, что, несмотря на усилия Типпета, анимация динозавров казалась неестественной на фоне остальных эффектов. Аналоговая технология достигла предела развития. Требовалось что-то революционное. Например, компьютерная графика.
Спилберг обратился к студии ILM, принадлежавшей его другу Джорджу Лукасу. В то время его решение считали рискованным — второй «Терминатор» еще не вышел, и многие с недоверием относились к компьютерным эффектам. Специалисты ILM во главе с Деннисом Мареном создали тестовую анимацию с бегущими динозаврами. Увидев работу ILM, Спилберг сказал Типпетту, что тот, похоже, скоро останется без работы. «Ты хотел сказать — вымру?» — ответил Типпетт.
Чтобы убедительнее воссоздать движения динозавров, сотрудники ILM посещали парки дикой природы, изучая повадки крупных животных вроде носорогов, слонов, аллигаторов и жирафов
Впрочем, Типпетт излишне драматизировал. Хоть ни одна из его анимаций не попала в фильм, он сыграл важную роль в успехе картины. Типпетт отлично изучил анатомию динозавров и понимал, как должны двигаться ящеры на экране, чтобы выглядеть правдоподобно. Поэтому он стал консультантом: объяснял художникам ILM, как сделать динозавров живыми и естественными. А его анимационные раскадровки использовали как ориентир, создавая сцены на компьютере.
Много головной боли создателям доставила сцена атаки тираннозавра на автомобили. Чтобы создать иллюзию проливного дождя, аниматронную фигуру Ти-Рекса щедро поливали водой. Но его латексная шкура хорошо впитывала воду, и аниматроника переставала работать как надо. Поэтому в перерывах между дублями команда лихорадочно сушила тираннозавра фенами.
Как ни странно, самым сложным оказался знаменитый кадр с кругами в стакане воды, возникавшими от шагов тираннозавра. Специалисты никак не могли создать нужный Спилбергу эффект. В итоге результата добились с помощью гитарной струны, которую натянули внутри машины и дергали; вибрация вызывала необходимые круги.
Съемки завершились 30 ноября 1992 года — почти на две недели раньше срока. Уже через пару дней была готова черновая версия картины. Отсмотрев ее, Спилберг вздохнул с облегчением и сразу приступил к съемке следующего фильма — принесшего ему долгожданный «Оскар» «Списка Шиндлера».
Премьера «Парка юрского периода» состоялась 9 июня 1993 года. Сразу стало ясно, что фильм будет главным кинособытием года. Творение Спилберга наголову разбило конкурентов, с легкостью возглавило американский прокат, установив новый рекорд по сборам первого уик-энда. Спилберг стал главным триумфатором «Оскара» за 1993 год: «Список Шиндлера» собрал самые почетные награды, а «Парк юрского периода» закономерно победил в технических номинациях.
Стоит помнить, что успех возник не на пустом месте. Студия Universal вложила в маркетинг огромные по тем временам 65 миллионов долларов — больше бюджета самой картины! Детские игрушки, массированная рекламная кампания, игры на приставках — все это сопровождало выход фильма. Кроме того, маркетологи успешно повторили тактику, которую использовали при продвижении «Челюстей». В трейлерах почти не показывали самих динозавров — лишь кадры с реакциями главных героев на них. Чтобы увидеть ящеров, требовалось купить билет.
«Парк» триумфально прошелся по экранам мира. Во многих странах лента установила рекорды по сборам. К концу проката на счету фильма числилось более 900 миллионов долларов — не хватило совсем немного, чтобы стать первым в истории фильмом-миллиардером. Эту символическую отметку «Парк» преодолел в 2013 году после переиздания в 3D.
Позже Спилберг отдал дань уважения конкуренту. В сиквеле «Затерянный мир» на афише кинотеатра можно увидеть постер несуществующей картины «Король Лир» с Шварценеггером в заглавной роли. Для его создания Спилберг даже нанял легендарного художника Дрю Струзан.
Закат и возрождение франшизы
Творение Спилберга оказало огромное влияние на киноиндустрию. По современным меркам в фильме было совсем немного графики — всего лишь шесть минут. Но этих шести минут хватило, чтобы голливудские режиссеры осознали: проекты, которые раньше было физически невозможно снять, теперь осуществимы. Технология CGI дала возможность показать любые миры и любых, самых фантастических существ. Увидев «Парк юрского периода», Джордж Лукас задумался о новой трилогии «Звездных войн», а Питер Джексон понял, что сможет снять масштабное фэнтези…
Самой франшизе закрепить успех не удалось. Сиквел «Парка юрского периода» собрал заметно меньшую кассу и удостоился не самых теплых отзывов критиков. Он напрочь растерял атмосферу оригинала — непередаваемую смесь восторга, удивления и страха. Отсутствие былого энтузиазма чувствовалось с первых же кадров.
Спилберг позже признал, что во время работы над «Затерянным миром» он разочаровался в идее и к концу съемок чувствовал себя полностью выдохшимся
Неудивительно, что Спилберг отказался от съемок третьей части, поручив ее своему протеже Джо Джонстону. «Парк юрского периода 3» вышел в 2001 году и тоже не имел особого успеха. Картина собрала даже меньше, чем вторая часть, и так же не понравилась критикам. Не помогло даже возвращение старой гвардии в лице Сэма Нила и Лоры Дерн.
Казалось, на этом франшиза должна была приказать долго жить. Но в Голливуде считали иначе и не оставляли попыток снять четвертую часть. Было написано несколько сценариев. Многие из них обыгрывали идею генетически модифицированных динозавров, которых используют для военных целей.
В итоге франшизе устроили мягкий ребут и сняли кино, которое игнорировало сиквелы и опиралось исключительно на первый фильм. «Мир юрского периода» вышел в 2015 году и стал одним из главных хитов года, собрав свыше 1,5 миллиарда в мировом прокате. Нельзя сказать, что фильм мог похвастаться выдающимися идеями или новаторским видеорядом, — его главными достоинствами были масса отсылок к Спилбергу и финальная битва динозавров. Но успех «Мира юрского периода» доказал, что ностальгия по светлому прошлому, когда динозавры были зеленее, способна приносить неплохие деньги.
«Мир юрского периода» обыгрывал идею генетически модифицированных динозавров. А его сиквел напрямую использовал идею динозавров как оружия
Новая эра динозавров
Наследие «Парка юрского периода» — это не только сиквелы и техническая революция. Это еще и динозавры. А точнее, огромный интерес к доисторическим ящерам, возникший по всему миру после выхода фильма. Те, чье детство пришлось на 1990-е, наверняка помнят, как это было.
А сколько игр по «Парку» вышло на Sega и Dendy! Помните эту заставку?
Посмотревшие фильм дети мечтали стать палеонтологами, когда вырастут. Магазины были завалены игрушками, изображавшими ящеров. В каждом гастрономе продавались шоколадные яйца Tombola с фигурками динозавриков внутри. По телевизору крутили множество передач, посвященных доисторическим рептилиям, — от детских мультиков вроде «Погонщиков динозавров» до научно-популярных передач, таких как знаменитые «Прогулки с динозаврами». По городам разъезжали выставки аниматронных аттракционов, позволявшие прикоснуться к миру юрского периода. Автор этих строк еще помнит, какие огромные очереди восхищенной детворы выстраивались к ним. А по ТВ и радио гремела реклама: «Это страшно? Страшно интересно…»
Появились подражатели, пытающиеся заработать на популярности ящеров, — от низкобюджетных поделок вроде «Карнозавра» до «Годзиллы» Роланда Эммериха. Динозавры с успехом покорили и игровую индустрию. Dino Crisis, Tomb Raider, Turok — вот лишь некоторые игры того времени, в которых можно встретить оживших ящеров.
В фильме Эммериха сам Годзилла стал подозрительно похож на Ти-Рекса, а его детёныши — на рапторов
Успех фильма спровоцировал и всплеск научного интереса к динозаврам. Благодаря этому за четверть века наши знания о них существенно обогатились. Сейчас нам известно, что настоящие динозавры вряд ли выглядели и вели себя так, как в фильме. Скорее всего, они были покрыты перьями и имели весьма пеструю окраску; за последние десятилетия найдено много свидетельств, что птицы — потомки динозавров.
Впрочем, это не умаляет достоинств фильма. Это даже не сюжетная дыра — нестыковку грамотно объяснил доктор Ву в «Мире юрского периода». По его словам, показанные в фильме особи — это неточные реконструкции. Учёные восстанавливали динозавров, опираясь на свои ошибочные представления об их виде. Да и заказчики требовали «побольше и позубастее».
Возможно ли?
Говоря о «Парке юрского периода», нельзя не порассуждать о том, реально ли создать динозавров показанным в фильме способом. В теории клонирование возможно, но все упирается в генетический материал. И решить эту проблему, скорее всего, не удастся — разве что изобретут машину времени. После смерти организма молекулы ДНК распадаются, и этот процесс неостановим.
Даже если останки покоятся в вечной мерзлоте, «мистер ДНК» исчезает за 6–7 миллионов лет
Показанная в фильме добыча ДНК динозавров из пивших их кровь комаров в реальности неосуществима. Источником генетического материала могли бы стать кости ящеров, но и здесь у нас пока нет хороших новостей. Несколько лет назад СМИ писали, что ученым якобы удалось извлечь белки из останков тираннозавра. Но анализ показал, что они непригодны для клонирования. Увы, с законами природы не поспоришь.
И даже если бы нам удалось заполучить генетический образец, реальные возможности клонирования далеки от показанных в фильме. Напомним, ни один из проектов по клонированию мамонта не завершился успехом — хотя от мамонтов-то сохранилось множество образцов ДНК, и учёные уже расшифровали их геном. Впрочем, может, это и к лучшему. Чтобы играть в Бога, мало одних технологий, нужно еще и четкое понимание последствий. А у человечества с этим часто бывают проблемы.
Воскресшие динозавры нам, скорее всего, не грозят
У динозавров была своя эпоха, которая завершилась 65 миллионов лет назад. Можно долго спорить, было ли их вымирание предопределено. Может, не случись падения астероида, сейчас бы Землю населяли разумные рептилоиды, обсуждающие теории заговора, в которых миром правят гоминиды с Нибиру. Но в прошлое уже не вернуться. Сама наша планета изменилась настолько, что совершенно не похожа на Землю времен динозавров. Так что попытка вернуть их, скорее всего, закончилась бы повторным вымиранием.
Но мы можем утешаться тем, что нам все-таки удалось воскресить динозавров — пускай и в кино. И, судя по кассовым сборам, мы еще не раз увидим их на большом экране.