пан атаман грициан таврический актер
Григорий Абрикосов
Биография
Григорий Абрикосов притягивал и очаровывал зрителей мастерской игрой. Этот актер советского театра и кино мог сделать запоминающейся даже эпизодическую роль. За время творческой карьеры он создал на сцене и экране множество разноплановых образов, как комедийных, так и драматических. Больше всего публика запомнила Григория Андреевича по роли Грициана Таврического в музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке».
Детство и юность
Актер родился в Москве 30 августа 1932 года в творческой семье. Отец Андрей Львович на тот момент был известным артистом театра и кино, прославившимся ролью Григория Мелехова в немом черно-белом фильме «Тихий Дон». Картина, снятая в 1930 году, стала отправной точкой в карьере Андрея Абрикосова.
В честь первого сыгранного персонажа исполнитель назвал сына. С ранних лет Григорий был погружен в творческую атмосферу: в дом к отцу часто приходили актеры. Здесь обсуждались театральные постановки, звучали закулисные истории.
Личная жизнь
Григорий Абрикосов унаследовал от отца не только талант, но и яркую, запоминающуюся внешность. Высокий, статный, обаятельный актер привлекал к своей персоне многих поклонниц как из разряда зрительниц, так и среди молодых артисток. Фото эффектного темноволосого красавца расходились большими тиражами. Однако мужчина оказался однолюбом: всю жизнь его сердце принадлежало актрисе Марине Кузнецовой, в которую он был влюблен еще в молодости.
Как и сам Григорий Андреевич, Кузнецова имела успех в кино. Публике запомнились роли исполнительницы в картинах «Свадьба Кречинского» (по пьесе Александра Сухово-Кобылина), «Шведская спичка» (по рассказу Антона Чехова) и других проектах. Параллельно с кино артистка работала на театральной сцене. Абрикосов познакомился с Мариной, когда она была актрисой Московского драматического театра имени А. С. Пушкина.
Личная жизнь артиста сложилась удачно. Брак принес радость обоим супругам. В союзе творческой пары родилась девочка, названная Марией. В дальнейшем дочь актеров не последовала по стопам родителей, отдав предпочтение другой сфере деятельности. Больше в браке детей не было. Внук Григория Андреевича Петр продолжил театральную династию, овладев профессией художника-реквизитора и устроившись работать в театр.
Театр
Еще будучи школьником, будущий артист знал, что свяжет жизнь со сценой. После школы юноша поступил в Щукинское театральное училище. Учась на предпоследнем курсе, Григорий получил приглашение играть в Театре имени Владимира Маяковского. Несмотря на то, что молодой человек, по сути, не имел профессионального опыта работы на сцене, режиссер Николай Павлович Охлопков разглядел в нем потенциал. Он доверил студенту исполнять роли в классических постановках. Зрители оценили игру Абрикосова-младшего в роли Лаэрта в шекспировском «Гамлете», Германа в «Тане» по пьесе Алексея Арбузова и др.
Григорий Абрикосов в молодости (кадр из фильма «Сердце бьётся вновь»)
Несмотря на успех в Театре имени Вл. Маяковского, Григорий предпочел после училища войти в труппу Театра имени Е. Б. Вахтангова, где работал Андрей Львович. В стенах этого театрального заведения актер трудился до 1993 года. Практически сразу после прихода Абрикосова-младшего в театр режиссер Рубен Николаевич Симонов предложил молодому исполнителю сыграть главную роль в постановке «Фома Гордеев» по повести Максима Горького. Образ, исполненный Григорием Андреевичем на сцене, вошел в историю Вахтанговского театра как один из выдающихся и незабываемых.
После дебюта на театральных подмостках в творческой биографии юноши появилось множество оригинальных и ярких ролей. Исполнитель играл в спектаклях «Дион», Великая магия», «Мещанин во дворянстве» и других. Артисту удалось одинаково талантливо вживаться как в комедийные, так и в драматические роли. Харизма, сценическая выразительность, стремление к реалистичности стали отличительными чертами игры Абрикосова-младшего.
Фильмы
Вместе с театральной деятельностью практически одновременно началась работа артиста в кино. Дебютом для молодого человека стала эпизодическая роль в фильме 1956 года «Много шума из ничего», снятом по одноименной комедии Уильяма Шекспира. В картине вместе с Григорием снялись такие актеры, как Юрий Любимов, Людмила Целиковская, Юрий Яковлев и другие. Следом за этой работой в том же году последовали и другие.
Артист начал регулярно сниматься в кино, органично совмещая киносъемки с ролями в театральных постановках. Всенародная популярность пришла к Абрикосову-младшему после выхода комедии «Свадьба в Малиновке». Действие музыкального фильма разворачивается в 1919 году в одной из украинских деревушек. Пастух Андрейка и его возлюбленная Яринка хотят пожениться. Однако планы пары нарушает приход банды Грицко, уроженца этих мест.
Григорий Абрикосов в роли Грициана Таврического (кадр из фильма «Свадьба в Малиновке»)
Григорий Андреевич блистательно исполнил роль Грицко, сына местного богача Балясного. Характер атамана получился на экране колоритным, сочетающим в себе как комические, так и драматические черты. Несмотря на то, что образ атамана Грициана Таврического, как назвал себя Грицко, получился отрицательным, количество поклонниц творчества актера возросло в разы.
Последующие кинороли в карьере исполнителя не принесли ему большей популярности, нежели работа в «Свадьбе в Малиновке», однако пополнили фильмографию Григория Андреевича, позволили постоянно оттачивать актерский талант. Артист снимался в кино до 1986 года, создавая на экране колоритных, фактурных персонажей. В отличие от спектаклей в фильмах Абрикосов-младший практически не играл главных ролей. Но каждый сыгранный артистом герой становился незабываемым для зрителей.
Смерть
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
По брусчатке босиком. По брусчатке босиком на рассвете, только ты, только я – словно дети. Да.
Рамочка «Любовь. » Ваш текст. Ваш текст. Код рамочки без анимации В.
—Метки
—Рубрики
—Приложения
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
ГРИГОРИЙ АБРИКОСОВ. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ГРИЦИАНА ТАВРИЧЕСКОГО.
Григорий Абрикосов. История жизни Грициана Таврического из Свадьбы в Малиновке.
Жизнь Григория Абрикосова неразрывно связанна с Вахтанговским театром. Актером которого он являлся с юности и до самой смерти.
В этом театре играл его отец. Выдающийся советский актер Андрей Абрикосов. Безусловно известный зрителю старшего поколения ролями Степана Разина в фильме «Степан Разин», митрополита Филиппа в «Иване Грозном», князя Владимира в сказке «Илья Муромец» и многим другим.
В послевоенные годы Григорий окончил театральное училище имени Щукина. В студенческие годы набирался опыта играя в театре имени Маяковского. По окончанию обучения был принят в легендарный театр имени Вахтангова в качестве штатного актера.
Известность в театральной среде пришла к нему с роли Фомы Гордеева в постановке знаменитого романа Максима Горького «Фома Гордеев». Далеко не каждый молодой актер способен воплотить этот сильный драматический образ. Григория Абрикосова заметили и начали приглашать в кино.
Первая его роль в кино, командир гусар в кино-водевиле «На подмостках сцены». Затем были запоминающиеся роли водителя автобуса Федора в драме «Человек родился» и прожженного дельца мистера Фиша в биографической драме «Борец и клоун».
Вершиной его кинокарьеры стала роль главаря, объединившихся в годы гражданской войны в банду отбросов, Грициана Таврического. Комедия «Свадьба в Малиновке» стала культовой. Однако осталась для Абрикосова единственной по-настоящему крупной ролью.
По иронии судьбы роль экранного отца атамана, кулака Балясного, исполнил его настоящий отец Андрей Абрикосов.
У него и впоследствии были интересные характерные роли. В таких картинах как «Таланты и поклонники», «Особое подразделение» или «Проделки в старинном духе». Но, популярным киноактером, он так и не стал.
Зато блистал в классическом театре. Играя героев и злодеев, королей и нищих. Он посвятил свою жизнь Вахтанговскому театру. Став одним из его старожилов и символов.
Красавиц актер был однолюбом и прожил долгую и счастливую супружескую жизнь с известной актрисой театра и кино Мариной Кузнецовой.
Скончался актер в 1993, в возрасте 60 лет. Жена пережила любимого супруга только на три года и была похоронена рядом с ним.
Рубрики: | Актёры и судьбы |
Метки: актёры и судьбы
Процитировано 2 раз
Понравилось: 8 пользователям
«И шо мы в них такие влюбленные?»: судьбы актеров «Свадьбы в Малиновке»
Андрейка – «ветеран брачного движения»
Долгие годы, работая в штате киностудии «Ленфильм», он много занимался дубляжом и озвучиванием. Например, голосом Сысоева говорит индийский актер Риши Капур в боевике «Такой лжец» (1979). Кроме того, актер освоил работу с деревом и с гордостью рассказывает, что всю мебель для своей кухни сделал своими руками.
А что касается личной жизни, то близкие друзья в шутку называют Гелия Сысоева «ветераном брачного движения», потому что он был женат пять раз! У актера трое детей – сын Максим и две дочери — Анастасия и Олеся.
Яринка – была готова сниматься даром
Роль бойкой Яринки должна была играть звезда «Гусарской баллады» Лариса Голубкина. Она даже прошла пробы с исполнителем роли Андрейки – Гелием Сысоевым. Однако перед самым началом съемок Голубкина получила предложение, от которого не смогла отказаться. Ей предложили отправиться в заграничную командировку, что было большой редкостью в то время. Поэтому начинающую актрису, 20-летнюю Валю Лысенко утвердили на роль Яринки буквально за три дня и увезли сниматься в Украину.
После выхода «Свадьбы в Малиновке» Валентина, как говорится, проснулась знаменитой. Казалось бы, впереди много интересных ролей, однако ее киносудьба не сложилась. Сначала Валентине предлагали эпизодические роли, а с 1988 года она и вовсе пропала с экранов. Сама она объясняла свои неудачи в кино тем, что слишком много анализировала, а рациональный подход к роли «душит» эмоции. «Как только артист задумывается: а как это надо играть? – он начинает путаться. Поэтому из меня не получилось великой артистки», — рассказывала актриса. «Яринка» нашла свое призвание в другом – она преподает в Щукинском училище. С 2001 года Валентина — профессор кафедры мастерства и студенты ее обожают. Среди самых известных учеников Лысенко – Екатерина Гусева, Елена Захарова, Даниил Страхов, Александр Семчев. Сейчас «Яринке» 75 лет, из которых 45 – она замужем за любовью всей своей жизни – актером и режиссером Георгием Николаенко («Кодекс чести»). У пары есть дочь, внук и внучка.
Солдатка Софья ждала мужа 20 лет
Людмила Алфимова играла Софью, мать Яринки, когда ей самой было всего 32 года. То есть актриса была всего на 9 лет старше своей экранной дочери. До «Свадьбы в Малиновке» в фильмографии Людмилы уже было около 10 киноролей, в том числе и в популярной ленте «За двумя зайцами». Однако славу актрисе принесла именно роль Софьи.
«Свадьба в Малиновке», История создания. Актеры и роли (24 фото + 8 видео)
Михаил Пуговкин о фильме «Свадьба в Малиновке»:
«Это тот случай, когда зрители считают, что это моя лучшая роль в кинофильме «Свадьба в Малиновке». А роль-то небольшая. Всего две сценки. Одна — знаменитая, танец «В ту степь», и еще одна небольшая сценка. Роль эпизодическая, но она стала одной из центральных ролей, может быть, благодаря музыке Александрова.»
История была непростая. Снимала картину киностудия «Ленфильм», но должна была снимать студия имени Довженко, потому что все действие происходит на Украине, между Полтавой и Киевом, в славном местечке Лубны.Графскую усадьбу снимали в селе Хорошки, ветряная мельница и другие сцены в селе Мацковцы. Павильонные съёмки — на Ленфильме. А натуру действительно снимали в селе Малиновка, только по одним данным, это Малиновка Чугуевского района Харьковской области, а по другим, Малиновка в Глобинском районе Полтавской области.
В массовках были задействованы практически все жители Малиновки.
На роль Софии была утверждена одна ленинградская актриса, но она заболела, и режиссёр пригласил Людмилу Алфимову на пробы. Когда на Ленфильме Алфимова вышла из гримерной в образе, режиссёр вскрикнул: «Это настоящая солдатка София!»
Михаил Пуговкин о фильме «Свадьба в Малиновке»:
«Искали артиста на роль Яшки-артиллериста. Организовывая съемочную группу, режиссер Андрей Петрович Тутышкин сообщил, что Яшку будет играть Михаил Пуговкин. И примерно месяц ассистенты меня «искали», хотя на самом деле только делали вид, что искали. Как часто бывает в кино, ассистент по актерам хотела на эту роль предложить какого-то другого актера, поэтому все время говорила Тутышкину, что меня нет в Москве. Дело подходило уже к съемкам, Андрей Петрович рассвирепел и потребовал от ассистента:
— Ну-ка наберите мне номер Пуговкина! Я подошел к телефону.
— Михаил Иванович, — сказал Тутышкин, — вы что, в Москве?
— В Москве, — отвечаю удивленно.
— А вы что, уезжали куда-то?
— Нет, — говорю я, — никуда не уезжал.
— Да что же это такое! — окончательно разозлился Андрей Петрович. — Вы завтра должны быть в Ленинграде. Садитесь срочно на «Стрелу» и приезжайте. Будете играть роль Яшки-артиллериста.
— Спасибо, — поблагодарил я и отправился в Ленинград.
Я даже не пробовался, приехал и начал сниматься. Вот так мы и начали работать. Танец «В ту степь» поставила балетмейстер Галина Александровна Шеховская. Она много лет работала в Театре оперетты, многие танцы поставила. Лучшим исполнителем танца «в ту степь» был знаменитый Владимир Володин.
— После Володина я ставила «в ту степь» несколько раз, в разных городах, — сказала мне Галина Александровна, — Михась, Вы первый, кто дал мне возможность забывать о танце Володина.»
Михаил Пуговкин о фильме «Свадьба в Малиновке»:
«Когда я снимался в первой своей картине «Дело Артамоновых» в далеком 1941 году, Галина Александровна тоже ставила мой танец в этом фильме. И теперь, спустя двадцать пять лет — в фильме «Свадьба в Малиновке».
Почти все съемки проходили под Киевом, мы каждый день ездили в старую усадьбу. В этом фильме снимались и ансамбль «Жок», и Николай Сличенко, и Андрей Львович Абрикосов, и сын его снимался, Григорий. Моей партнершей была Зоя Алесеевна Федорова. Снимались Евгений Лебедев и Тамара Носова, Михаил Водяной и Алексей Смирнов.
У хозяйки была масса разнообразных животных: индюки, куры, гуси. Жена моя вставала рано утром, а индюки, гуси, куры — все собирались вокруг нее. Интересная бала экспедиция. Мы почувствовали запах села. Хоть это и был городок, впечатление было, что это село. Это было хорошее время.»
Источник: www.youtube.comМихаил Пуговкин о фильме «Свадьба в Малиновке»:
«Танец «В ту степь» мы репетировали полтора месяца. Почти каждый день Галина Александровна подходила ко мне и говорила:
— Михась, надо порепетировать!
Танец идет ровно минуту. Галина Александровна постоянно говорила:
— Михась, вы ножку плохо вытягиваете! Танец мы сняли, Тутышкин поехал на студию показывать материал. Тогда директором «Ленфильма» был Киселев. Он посмотрел и сказал:
— Надо на этот танец взять артиста из ансамбля, чтобы исполнял профессиональный танцовщик.
Тутышкин говорит:
— Да вы что? Я же почему Пуговкина пригласил?! Потому что он споет все сам, и станцует сам.
— Лучше будет, если станцует артист из ансамбля.
Тутышкин побледнел и говорит:
— Нет, я менять ничего не буду! Прошло время, картину выпустили на экран, она имела большой зрительский успех. В то время были популярными две картины — «Кавказская пленница» Леонида Гайдая и «Свадьба в Малиновке» Андрея Тутышкина. Эти картины делали колоссальные сборы у зрителей, правда, артистов это не касалось, как всегда. И уже когда картина вышла и имела успех, я появился на «Ленфильме», и тот же директор подошел ко мне, обнял меня и сказал:
— Дорогой мой, любимый мой, ты — молодец. «В ту степь» сделал вот так! — И Киселев показал большой палец.
Три четверти комедии «Свадьба в Малиновке» были отсняты в Лубенском районе на Полтавщине.
Снимали картину в селе Пески. Сама Малиновка была недалеко, километрах в сорока-пятидесяти, но в ней не было необходимой по сюжету усадьбы.
О съемках в селе Пески до сих пор вспоминают как об одном из самых ярких событий в жизни провинциальной глубинки.
Снимали в саду, рядом с сельской школой, которая расположилась в бывшем поместье князя Щербатова. Киношники построили копию фасада этого здания, причем настолько точно, что очевидцы отмечают: отличить бутафорию от оригинала было практически невозможно.
Немало жителей села были задействованы в массовых сценах. За работу актерам «из народа» платили кому 50 копеек, а кому посчастливилось заработать и по несколько рублей. Особым спросом у режиссера пользовались те, кто приходил к площадке с уткой или гусем. Местные женщины и девушки танцевали в кадре не хуже молдавского хореографического ансамбля «Жок».
– А вот девчата из «Жока» огорчались, когда под ноги во время танца попадали камушки, танцевать ведь босиком надо было, а они все городские, не привыкли по земле без обуви ходить, – вспоминает бывшая учительница Мария Шквиря.
Вспоминают местные жители и то, как во время работы над фильмом декораторы из пульверизаторов красили листья на деревьях в желтый цвет: по сценарию должна была быть осень.
Помнят здесь и историю любви: девушка из съемочной группы полюбила местного парня, и тот вслед за ней уехал вскоре в Ленинград. Вот почему тогдашний председатель колхоза Степан Дрягун постоянно гонял селян от съемочной площадки, потому что из-за их чрезмерного любопытства работа в горячую июльско-августовскую пору ну никак не двигалась: все сбегались на артистов посмотреть. Самый большой восторг у местных подростков вызывали Водяной и Смирнов в роли совершенно умопомрачительных бандитов.
Во время съемок Михаил Пуговкин квартировал в Лубнах у семьи частников – Николая и Надежды Корниенко. Шутки актера и его потрясающее чувство юмора пожилые супруги вспоминают до сих пор. Кстати, танец, который Пуговкин так лихо отплясывает с героиней Зои Федоровой, актер разучивал у них дома… со шваброй.
Одним из самых комичных случаев во время пребывания Пуговкина в городке, о котором и сегодня со смехом вспоминает семья Корниенко, стали наши сборы на охоту.
– К охоте по тем временам мы готовились основательно, – говорит Николай Михайлович. – И вот когда складывали «продзапас» в багажник автомобиля, к нам подошел Михаил Иванович, посмотрел на все это и выдал:
– Теперь я знаю, что такое настоящая охота! Это та же пьянка, только на болоте и в сапогах!
Премьера комедии состоялась в 1967 году в московском кинотеатре «Россия». Хотя она могла сорваться: именно в тот день сообщили о трагической гибели летчика-космонавта СССР Владимира Комарова. Однако всесоюзная премьера картины состоялась 29 апреля 1967 года. Затем началось триумфальное шествие картины по Советскому Союзу. За год она собрала на своих сеансах 74,69 млн. зрителей.
Источник: www.youtube.comЗаслуженный артист РСФСР (14.08.1957).
Народный артист РСФСР (17.01.1966).
Народный артист СССР (8.08.1984).
С детства отличался большим темпераментом, завидным упрямством, желанием заниматься интересными вещами. Все планы перепутала война.
Участник Великой Отечественной войны.
Еще до окончания Одесского государственного театрального училища (1948) его приглашают на работу в Одесский театр Советской Армии. Молодого артиста замечают и приглашают стать актёром Одесского русского драматического театра имени А. В. Иванова (1948-1951), потом — актёром Кемеровского областного драматического театра имени А. В. Луначарского (1951-1958), и, наконец — актёром Горьковского областного драматического театра имени Горького (1958-1968).
С 1959 года начал сниматься в кино.
Каждая роль, сыгранная Владимиром Самойловым, становилась значительным событием в театральной жизни столицы. Московский театр имени Гоголя стал последним творческим пристанищем актёра.
Скончался в Москве 8 сентября 1999 года, репетируя роль, о которой мечтал на протяжении последнего десятилетия, — короля Лира в трагедии Шекспира.
Похоронен рядом с женой — актрисой Надеждой Самойловой (1923-1999) в Москве на Ваганьковском кладбище, участок № 24.
Окончила Харьковский театральный институт (1958, мастерская Л. Сердюка и М. Покотыло).
Заслуженная артистка Украины (2003).
Окончила Театральное училище имени Б.В. Щукина (1971 год, курс Юрия Катина-Ярцева). Была однокурсницей Натальи Гундаревой, Натальи Варлей, Владимира Тихонова и Константина Райкина.
Позже получила ещё и режиссёрское образование.
Заслуженный артист РСФСР (1953).
Народный артист РСФСР (1962).
Народный артист СССР (20.02.1968).
Герой Социалистического Труда (1987).
С 1927 года воспитывался у деда в Самаре, учился в средней школе № 13 им. Чапаева, затем в ФЗУ при заводе «Кинап», участвовал в заводской художественной самодеятельности; в 1932 году поступил в самарский ТРАМ.
В 1933 году «поповскому сыну» пришлось покинуть Самару; Евгений Лебедев поселился в Москве, работал в студии при Театре Красной армии. В 1936—1937 годах учился в Центральном техникуме театрального искусства (ЦЕТЕТИС, ныне — ГИТИС), с 1937 года — в училище Камерного театра (после объединения с двумя другими театральными училищами при московских театрах, с 1938 — Московское городское театральное училище), которое окончил в 1940 году (курс В. В. Готовцева).
С 1940 года — актёр Тбилисского ТЮЗа им. Л. М. Кагановича.
Здесь познакомился с Георгием Товстоноговым, с которым будет связана вся дальнейшая его творческая судьба.
В годы Великой Отечественной войны вместе с группой артистов театра выступал с концертами в воинских подразделениях и госпиталях. Преподавал актёрское мастерство в Грузинском театральном институте, в классе Товстоногова.
В 1949 году по личным обстоятельствам покинул Тбилиси и в поисках работы приехал в Москву; недолгое время служил в Театре промкооперации. На актёрской бирже он встретил Товстоногова.
С 1949 года — артист Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
С 1956 года — артист АБДТ имени Горького (с 1992 года — имени Г.А. Товстоногова).
Доцент Ленинградского института театра, музыки и кино (с 1958 года).
Ушёл из жизни 9 июня 1997 года в Санкт-Петербурге. Похоронен актёр на Литераторских мостках Волковского кладбища (Санкт-Петербург).
Был женат на сестре Г.А.Товстоногова — Нателе Александровне. Сын — кинорежиссёр Алексей Лебедев.
В его честь назван театр в городе Балаково — Балаковский драматический театр имени Е.А. Лебедева, а в июне 2001 г. перед зданием театра установлен памятник великому актёру.
Источник: www.youtube.comРусская, Советская киноактриса, Заслуженная артистка РСФСР
Снималась в фильмах «Подруги» (1935), «Музыкальная история» (1940, Государственная премия СССР, 1941), «Фронтовые подруги» (1942, Государственная премия СССР), «Свадьба» (1944), «Пропало лето» (1962), «Свадьба в Малиновке» (1967), «Москва слезам не верит» (1979) и др. В декабре 1946 года была репрессирована (приговорена к 25 годам лишения свободы за шпионаж) и находилась в ссылке до февраля 1955 года. Была убита у себя дома при невыясненных обстоятельствах.
Зоя Фёдорова родилась 21 декабря 1909 года в Петербурге, в семье рабочего и домохозяйки. В 1918 году семья переехала в Москву, где отцу Зои предложили работу начальника паспортной службы Кремля. Ещё в школьные годы занималась в драмкружке и мечтала стать актрисой, однако по настоянию родителей после окончания школы пошла работать счетчицей в Госстрахе.
В 1928 году Зоя Фёдорова поступила в театральное училище, которым руководил Юрий Завадский, а после его закрытия продолжила учёбу в училище при московском Театре Революции, которое и закончила в 1934 году. В этом же году она вышла замуж за кинооператора В. А. Раппопорта, брак с которым продлился до 1939 года. До этого, в студенческие годы, её мужем был Л. С. Вейцлер (1906—1965), позже известный театральный актёр, до конца жизни работавший в Театре Драмы и Комедии на Таганке.
Будучи студенткой, Фёдорова снялась в фильме «Встречный» (1932), однако её роль не вошла в окончательную версию картины. Поэтому официальным дебютом актрисы в кино считается фильм «Гармонь» (1934).
Всесоюзная популярность к Зое Фёдоровой пришла в 1936 году после исполнения одной из главных ролей в фильме «Подруги». Даже арест отца в 1938 году по сфабрикованному обвинению не смог повредить блестящей карьере актрисы: она продолжала играть главные роли в фильмах.
В 1945 году Фёдорова познакомилась с американским дипломатом Джексоном Тейтом, от которого в январе 1946 года родила дочь Викторию (Тейт к тому времени уже покинул СССР). Пытаясь скрыть факт рождения ребенка от иностранца, актриса спешно вышла замуж за композитора Александра Рязанова, с оркестром которого выступала в начале 1940-х годов.
Однако 27 декабря 1946 года Зоя Фёдорова была арестована и, после предварительного заключения на Лубянке и Лефортовской тюрьме, приговорена за «шпионаж» к 25 годам лагерей усиленного режима (с заменой на заключение во Владимирской тюрьме), конфискации имущества и ссылке для всей семьи. По-видимому Зоя Фёдорова была арестована за отказ стать одной из наложниц Л. П. Берия. Сестра Зои Фёдоровой Александра была приговорена к пожизненной ссылке с детьми; сестра Мария — к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с отбыванием срока на кирпичном заводе в Воркуте (умерла до окончания срока в 1952 году). С 1947 года её дочь Виктория Фёдорова жила в ссылке в селе Полудино на севере Казахстана вместе c тётей Александрой и её детьми Ниной и Юрой.
На свободу Зоя Фёдорова вышла только в 1955 году, после начала массовой реабилитации осужденных по политическим статьям. 23 февраля 1955 года Зоя Фёдорова воссоединилась с дочерью Викторией и вскоре вернулась в кино.
В 1960-е и 1970-е годы она продолжала много сниматься, преимущественно в небольших характерных ролях.
В 1976 году актрисе разрешили побывать в США, где она снова встретилась с Джексоном Тейтом. После смерти Тейта в 1978 году ещё дважды приезжала в США к дочери (эмигрировавшей в 1975 году), а затем начала собирать документы для выезда туда на постоянное место жительства.
11 декабря 1981 после 14.00 Зоя Фёдорова была убита выстрелом в затылок в своей трёхкомнатной квартире № 243 дома 4/2 по Кутузовскому проспекту. Убийство до сих пор не раскрыто.
Заслуженный артист РСФСР (26.11.1965).
Народный артист РСФСР (7.01.1977).
Народный артист СССР (20.09.1988).
Семья жила бедно, и будущий артист с ранних лет познал все тяготы крестьянского труда. Актёрский талант проявился на деревенских свадьбах, где он лихо отплясывал цыганочку, барыню и полечку.
В 1938 году семья Пуговкиных переехала в Москву. Михаил устроился на работу на тормозной завод электромонтером, а после смены занимался в Клубе имени Каляева в драматическом кружке. Художественным руководителем клуба был народный артистом РСФСР А.П. Шагов, который распознал в нём природный артистический дар, и поручил главную роль в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Свои люди — сочтёмся». В этой роли Михаила увидел заслуженный деятель искусств РСФСР Ф.Н. Каверин, возглавлявший тогда Московский драматический театр, и пригласил его в «настоящий» театр. Сначала поручались эпизодические роли, но юноша не затерялся среди мастеров, он много и упорно работал.
В 1941 году Михаил Пуговкин получил приглашение на первую роль в кино. Известный режиссёр Г.Л. Рошаль предложил ему сняться в роли Степаши в картине «Дело Артамоновых». На пробах Рошаль спросил, сможет ли он петь, плясать, играть, и на всё был ответ: могу. «Вот молодость! Что ж, будем его снимать», — сказал Рошаль.
Съёмки фильма «Дело Артамоновых» шли в июне 1941 года. Картину не успели озвучить, началась война. Михаил, ушёл вслед за отцом и братьями на фронт. Попал в стрелковый полк разведчиком, в августе 1942 года под Ворошиловградом получил ранение в ногу. В госпитале началась гангрена, Михаила готовили к ампутации. Он попросил главного хирурга полевого госпиталя: «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист!». Хирург пошёл навстречу.
После длительного лечения вернулся в Москву и пришёл в единственный действовавший в то время театр драмы, где главным режиссёром был заслуженный артист РСФСР Н.М. Горчаков (ныне Театр имени Вл. Маяковского). Заведующим музыкальной частью был Константин Симонов, ведущими артистами — Валентина Серова и Ростислав Плятт. В театре репетировали пьесу «Москвичка», Михаил получил в ней роль. Успех у публики был огромный.
В 1943 году поступил в только что открывшуюся Школу-студию В.И. Немировича-Данченко во главе с режиссёром МХАТа В.Г. Сахновским, на курс И.М. Москвина. Пуговкин был потрясен на вступительных экзаменах, когда вызвал неудержимое веселье вполне серьезным чтением пушкинской «Ночи»: «Мой голос для тебя и ласковый и томный. »
Во время учёбы продолжал сниматься в кино. В 1943 году — небольшая роль солдата Феди в фильме Владимира Петрова «Фельдмаршал Кутузов», затем в фильме Исидора Анненского «Свадьба» по А.П. Чехову. Сцена была с танцем, снимали много дублей. Раненая нога болела и кровоточила, но Михаил старался двигаться легко и плавно.
В 1944 году пришлось прервать учёбу из-за призыва на действительную службу в танковое училище в Ветлуге. Начал работать, делать концерты, выступать, защищая честь родного училища.
После окончания войны и демобилизации продолжил занятия в студии МХАТа.
В 1947 году женился на сокурснице — актрисе Надежде Надеждиной. В 1948 году родилась дочь Елена. В 1959 году супруги развелись.
В 1961 году женился на певице Александре Лукьянченко, которая была старше его на 11 лет. Прожил с ней счастливо 32 года (вплоть до её кончины 1 апреля 1991 года).
После окончания Школы-студии МХАТа Михаил Пуговкин едет работать на Север. В Мурманском театре Северного флота (1947-1948) сыграл Олега Кошевого в спектакле «Молодая гвардия». Затем год работы в Вильнюсском русском драматическом театре, а затем снова Москва, театр Ленинского комсомола и съёмки в кино.
После фильма «Адмирал Ушаков» к артисту пришло признание. Его незаурядная внешность говорила сама за себя, поэтому играл комические роли, и в каждой из них он был неповторим. Много позже режиссёры рассмотрят в нём новые, совершенно иные свойства, которые позволят ему играть роли противоположного жанра.
Режиссёр Михаил Ромм в молодом актёре увидел не только нужный типаж, но и талант, редкую для молодых актёров способность совершенно естественно держаться перед камерой. Именно он сказал ему важную фразу: «Думаю, если будете много работать, то годам к 50 полностью оформитесь. Тогда вас будет ещё интереснее снимать». Его слова оказались пророческими. К 50 годам М.И. Пуговкин снялся в 57 фильмах.
С Леонидом Гайдаем Михаил Пуговкин встретился уже в пору творческой зрелости. Их счастливое сотрудничество продолжалось долгие годы.
Он много ездил по стране, встречался со зрителями и снимался в кино. Значительной работой в 1967 году оказалась роль Яшки-артиллериста в фильме Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке». Потом он сыграл у того же режиссёра главную роль в картине «Шельменко-денщик».
После 1982 года Пуговкин снялся в более чем 20 фильмах.
В 1991 году после смерти супруги Михаил Иванович приехал в Ялту для работы над фильмом и остался там. В Ялте он познакомился с сестрой своего друга, актёра Юрия Медведева — Ириной Константиновной.
В 1997 году в честь него названа одна из малых планет.
В городе Харькове на железнодорожном Южном Вокзале поставлен памятник Михаилу Пуговкину в роли отца Фёдора из «12 стульев».
Последней ролью в кино Михаила Пуговкина стала роль дедушки одного из студентов в фильме «Бриллианты для Джульетты».
Михаил Иванович ушёл из жизни днём 25 июля 2008 года от инсульта в своём доме на улице Короленко в Москве.
Похоронен выдающийся актёр 29 июля на Ваганьковском кладбище Москвы, участок № 25.
1 мая 2009 года на Ваганьковском кладбище актёру установлен памятник.
Заслуженный артист РСФСР (10.01.1968).
Народный артист РСФСР (15.05.1975).
Народный артист СССР (13.03.1981).
Вырос в большой цыганской семье, где кроме него было еще четверо детей. После войны семья остановилась в одном из колхозов Воронежской области, где Николай впервые услышал о существовании в Москве цыганского театра «Ромэн».
В 1951 году 16-летнего Николая Сличенко приняли в первый и единственный в мире цыганский театр – «Ромэн», у истоков которого стоял А.В. Луначарский, театр, чьи первые шаги были поддержаны В.И. Качаловым, И.М. Москвиным, Н.П. Хмелевым, А.К. Тарасовой и направлены М.М. Яншиным, руководившим коллективом около 5 лет. Учителями Николая Сличенко и его партнерами по сцене стали выдающиеся актеры старшего поколения: Ляля Черная, М.В. Скворцова, С.И. Андреева, М.И. Черкасова, С.Ф. Шишков, И.И. Ром-Лебедев, В.Ф. Бизев, Н.Г. Нарожный, С.С. Золотарев, И.В. Хрусталев и др. Всего он сыграл свыше 60 ролей в родном театре. Снялся в десятках художественных и телевизионных фильмах.
Закономерным на пути подобного творческого расцвета был переход Николая Сличенко к режиссуре: от первых проб в качестве ассистента режиссера некоторых спектаклей до режиссера-постановщика таких этапных для театра «Ромэн» постановок, как «Грушенька» И. Штока по Н. Лескову, «Мы – цыгане» И. Ром-Лебедева и Н. Сличенко, «Непоклонов» Н. Мирошниченко, «Огненные кони» И. Ром-Лебедева, «Братья» З. Тоболкина, «Четыре жениха» И. Хрусталева, «Живой труп» Л. Толстого, «Верность» Г. Кашубы, «Птицам нужно небо» И. Ром-Лебедева, «Графиня-цыганка» П. Градова и др. Николай Сличенко окончил Высшие режиссерские курсы, где его руководителем был народный артист СССР Андрей Александрович Гончаров.
Николай Сличенко – не только яркий актер, режиссер, исполнитель, но и замечательный педагог. Заботясь о завтрашнем дне цыганского театра, он создал на базе Музыкального училища имени Гнесиных специальную студию для подготовки профессиональных кадров для театра «Ромэн».
Профессор, академик Международной академии театра (2001), Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (2001).
Правнук А.И. Абрикосова, известного кондитера. В юности Андрей много скитался по югу России, в 1925 году Абрикосов перебрался в Москву, где устроился работать слесарем. Приехав в Москву, Андрей Абрикосов поступил в кинематографическую студию А.С. Хохловой, но вскоре оставил её и занимался у З.С. Соколовой, сестры К.С. Станиславского.
В театре Абрикосов начал служить в 1926 году, став сотрудником студии Малого театра. Однако ролей начинающему актёру не давали. В 1929 году актёра Андрея Абрикосова, не сыгравшего ни одной роли в театре, утверждают на роль Григория Мелехова в немом фильме «Тихий Дон». Выход этого фильма в 1931 году на экраны принес актёру широкую известность.
В 1931-1937 годах — актёр Реалистического театра (Москва), сыграл здесь роли Отелло («Отелло» Шекспира), Громова («Аристократы» Погодина) и др.
С 1938 года — актёр в Театре имени Вахтангова, где играл до конца своей жизни и в период с 1953 по 1959 годы был директором театра.
Заслуженный артист РСФСР (1946).
Народный артист РСФСР (1952).
Народный артист СССР (1968).
Ушёл из жизни в Москве 20 октября 1973 года. Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 7).
Заслуженный артист РСФСР (13.09.1968).
Народный артист РСФСР (19.11.1984).
Сын народного артиста СССР Андрея Абрикосова (1906-1973).
Духовная и семейная связь отца и сына Абрикосовых была настолько сильна, что Григорий ни о какой другой профессии и думать не мог. В 1954 году окончив Щукинское театральное училище, он стал ведущим актёром Вахтанговского театра. На этой сцене он играл до конца своих дней. Вместе с отцом Григорий Абрикосов нередко выступал в одних спектаклях и часто подыгрывал ему на концертах.
Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище рядом с родителями (участок № 7). Очень скоро вместе с ним была похоронена его жена.
Выдающийся артист оперетты.
Заслуженный артист Украинской ССР (1957).
Народный артист Украинской ССР (1964).
Народный артист СССР (1976).
Учился на актёрском факультете Ленинградского театрального института (до 1943 года). Актёр Пятигорского (1943-1945), Львовского (1945-1953), Одесского (с 1954 года) театров музыкальной комедии.
В 1979-1983 годах — художественный руководитель и директор Одесского театра музыкальной комедии, который теперь носит его имя.
Ушёл из жизни 11 сентября 1987 года от сердечного приступа в Одессе. Похоронен актёр на 2-м Христианском кладбище Одессы.
Источник: www.youtube.comЗаслуженная артистка РСФСР (10.04.1968).
Народная артистка России (1992).
Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1950, мастерская Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой).
В 1950-1953 и с 1990 года — работала по договорам,
в 1953-1990 годах — актриса Театра-студии киноактёра.
Получила всенародное признание как «королева комедии».
Последняя роль в кино в 1999 году.
Похоронена актриса на Ваганьковском кладбище в Москве, закрытый колумбарий, секция 25, правая стена.
Заслуженный артист РСФСР (31.12.1976).
Окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии (1940).
После её окончания Смирнов некоторое время работал актёром эстрады. Однако начавшаяся вскоре война заставила его забыть о сцене на несколько лет. Смирнов попал в войсковую разведку, неоднократно ходил в тыл врага. Дослужился до должности командира огневого взвода 169 орденоносного минометного полка, старшины (по некоторым данным младшего лейтенанта). За мужество и героизм, проявленные на фронте, он стал кавалером двух орденов Славы. Однако завершить войну в Берлине ему так и не удалось: во время одного из боев Смирнов был сильно контужен взрывом снаряда и после лечения в госпитале комиссован.
Вернувшись в Ленинград, где жила мама, он вскоре предпринял новую попытку вернуться на сцену и в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Сначала играл в массовках, затем получил ряд ролей второго плана. Учитывая внешность актёра, режиссёры обычно доверяли ему роли откровенно комические. Любой выход этого актёра на сцену вызывал у зрителей неописуемый восторг и веселье.
В начале 1950-х годов на счету Смирнова было несколько заметных ролей в репертуаре Театра музкомедии.
Слава об актёре-комике довольно быстро распространялась тогда не только в театральной среде, но и среди кинематографистов. В 1958 году режиссёр Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину «Кочубей». Актёр сыграл в нём буржуйчика — единственного героя в этой серьёзной картине, призванного специально для того, чтобы рассмешить публику. И Смирнову это удалось. Так произошло открытие этого актёра.
В 1961 году на экраны страны вышли сразу два фильма с участием Смирнова, которые имели хороший приём у публики: «Полосатый рейс» (режиссёр Владимир Фетин) и «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Александр Роу).
Однако настоящее открытие Смирнова для всесоюзного кинозрителя произошло через два года благодаря Леониду Гайдаю. В новелле «Вождь краснокожих» из фильма «Деловые люди» он доверил Смирнову роль Билла — добродушного увальня, решившего заработать себе на жизнь с помощью киднеппинга. Фильм имел прекрасный приём. После этого успеха актёр Смирнов начал свое триумфальное шествие по съёмочным площадкам страны.
Между тем в повседневной жизни Смирнов был несколько иным человеком, чем его экранные герои. Он был убеждённый холостяк, и единственной женщиной, которая коротала с ним дни в ленинградской коммуналке, была его мама, которую он безумно любил. Жили они скромно, совсем не так, как принято жить семье актёра, имеющего всесоюзную славу. Хотя иногда артистическую тусовку сотрясали слухи о шумных гулянках Смирнова, которые он устраивал или на съёмочной площадке или в стенах родного театра.
Последние годы жизни Смирнова сложились трагически. Он стал часто выпивать, его одолевали различные болезни. Из-за них он не сумел сняться в фильме Леонида Быкова — «Аты-баты, шли солдаты. «. А в апреле 1979 года Леонид Быков погиб в автомобильной катастрофе. Смирнов в те дни находился в ленинградской больнице и ничего не знал о трагедии. Только накануне выписки, 7 мая, кто-то из врачей сообщил ему об этом. Знай он, что последует после этого, наверняка остерёгся бы даже заикаться об этом. Услышав скорбную весть, Смирнов лёг на кровать, отвернулся к стене и умер. Ему было всего лишь 59 лет.
Похоронен актёр на Южном кладбище в Ленинграде (3-й Рябиновый участок, 21-й ряд, 9-я могила).
Маргарита Васильевна родилась 7 октября 1932 года на Урале в городе Новая Ляля (Свердловская область, РСФСР, СССР).
Народная артистка Украины (1996).
Бабушкин комедийный талант достался в наследство Маргарите. Девочке нравилось копировать взрослых, устраивать весёлые розыгрыши, любила пародировать — учителей, директора. И по окончанию 10-го класса подружки посоветовали: «Ты такая смешная — иди в артистки”. Хотя в детстве Криницына мечтала быть юристом. Как сама она объясняла это желание: «Потому что, когда мы играли с ребятами, они прятались, а я всегда всех находила.» Из Молдовы, куда семья попала после войны вслед за отцом, из города Бельцы Маргарита поехала покорять Москву. Во ВГИКе девушка рассмешила всю приёмную комиссию: петь не умела, но пела, танцевать не умела — танцевала. И это все было очень забавно.
Её талант произвёл неизгладимое впечатление — Криницыну зачислили не только во Всесоюзный институт кинематографии, но и в Вахтанговское училище — одно из наилучших театральных училищ страны. Маргарита предпочла кино. Но всю жизнь в её сердце болью отзывается упоминание о неиспользованной возможности стать театральной актрисой.
Ещё в институте, на четвёртом курсе, она вышла замуж за бывшего фронтовика, талантливого украинского сценариста Евгения Оноприенка («В бой идут одни «старики»). После окончания в 1955 году, получила распределение в Московский театр киноактёра.
С 1959 года постоянно жила в Киеве.
У Криницыной сложились прекрасные отношения с Олегом Борисовым как на съёмочной площадке комедии «За двумя зайцами», так и вне её: впоследствии они долго поддерживали отношения, перезванивались. Борисов даже звал её в Киевский Театр русской драмы имени Леси Украинки, считая, что там нет острохарактерных актрис. Но Криницыну не взяли, сказав: «Мы «вгиковцев» не берём!».
Все дальнейшие роли у Маргариты Криницыной были хоть и запоминающимися, хоть и в очень популярных фильмах, но все как одна эпизодическими — «Свадьба в Малиновке», «Будни уголовного розыска», «Зелёный фургон», «Рождённая революцией», «Одинокая женщина желает познакомиться» и др.
Одной из лучших театральных работ актрисы стал спектакль «Женщина с цветком и окнами на север» в Театре-студии киноактёра в Киеве. Роль Аэлиты имела огромный успех у зрителей, о ней много писали критики. Но даже после этого новых ролей на сцене не последовало, и Маргарита Васильевна ушла из театра.
Лишь в конце 1990-х годов, по достоинству оценив талант неповторимой актрисы, настоящей королевы комедии, на неё посыпались награды, звания, её стали приглашать в телешоу, создавать о её жизни и творчестве фильмы («Ах, не говорите мне про любовь», 2002). Но актриса была уже больным человеком, очень плохо передвигалась.
23 августа 1999 года на Андреевском спуске в Киеве торжественно был открыт памятник, в бронзе увенчавший героев фильма «За двумя зайцами» Проню и Свирида Голохвостого (ск. В. Щур, В. Сивко; арх. В. Скульский, Р. Кухаренко). Герои Маргариты Криницыной и Олега Борисова навсегда застыли на месте событий — напротив Андреевской церкви.
Дочь актрисы Алла Сурина (Криницына), как и отец, стала киносценаристкой («Цветы от победителей», «Спартак и Калашников») и кинорежиссёром («Родина или смерть»), больше двадцати лет живёт и работает в Москве.
Маргарита Криницына ушла из жизни 10 октября 2005 года в Киеве.
Похоронена актриса на Байковом кладбище украинской столицы.
Источник: www.youtube.com