памятник в музее дорога жизни
Дорога жизни блокадного Ленинграда
В Петербурге и Ленинградской области есть много памятников, посвященных Великой Отечественной войне, неразрывно связанных с блокадой Ленинграда. Особое значение занимает Дорога Жизни.
С 12 сентября 1941 по март 1943 года Дорога Жизни была аортой, главным сосудом, поддерживающим жизнь Ленинграда. Она давала возможность эвакуировать ленинградцев из осажденного города и доставлять еду и топливо тем, кто в нем остался. Свое название дорога получила в военные годы. В настоящее время это историческая мемориальная трасса, признанная объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Первые памятники вдоль Дороги Жизни появились в 1960-х годах. Они стали составляющей «Зелёного пояса славы Ленинграда». Постепенно их количество увеличивалось.
Сухопутная часть Дороги Жизни — автомобильная региональная трасса 41К-064, бывшая А-128. Ее протяженность составляет около 44 км. Это автодорожный выход из Санкт — Петербурга во Всеволожский район и город Всеволожск. Она начинается с Рябовского шоссе, а заканчивается у Осиновецкого маяка. Километры Дороги Жизни отсчитывают 46 памятных столбов вдоль шоссе. По ним легко ориентироваться.
По какой дороге проходила Дорога жизни
Современная трасса не повторяет дорогу военных дней в точности. Предполагают, что по мере приближения к Ладожскому озеру, основная дорога начинала ответвляться на многочисленные лесные дорожки.
Ниже на карте схематично отображены указанные участки Дороги жизни.
Шоссе Дорога Жизни начинается на пересечении Рябовского шоссе и КАД. Выехать на Дорогу жизни можно с Рябовского шоссе.
По Дороге Жизни на машине. Маршрут самостоятельной экскурсии
В этой статье внимание будет уделено участку Дороги Жизни от границ сегодняшнего Санкт-Петербурга до Осиновецкого маяка.
Для экскурсии по Дороге Жизни лучше всего воспользоваться собственным автомобилем.
После Всеволожска дорога переходит в двухполосное шоссе
0 километр Дороги Жизни находится рядом с КАД.
Памятный знак «Регулировщица»
Первый километр. Памятный знак «Регулировщица» был установлен в 1986 году рядом с железнодорожным переездом Рябовский у первого столба, отмечающего нулевой километр Дороги жизни. При строительстве КАД в 2005 году знак снесли, но позже восстановили на первом километре. На памятном знаке изображена девушка в военной форме с флажком в руке. В военное время водителей ориентировали регулировщики с флажками. В основном это были молодые женщины. Они стойко несли свою службу в любую погоду и не покидали посты даже во время бомбежек.
В памятный комплекс первого километра входит также советская зенитная пушка 52-К калибра 85 мм, разработанная в конструкторском бюро завода имени М.И.Калинина в 1939 году. Мощная и надежная артиллерийская система была взята на вооружение Красной Армии в том же году. Всего за годы войны с помощью 52-к было сбито 4047 вражеских самолетов.
Мемориальный комплекс «Цветок жизни»
Третий километр. Расположенный на нем мемориальный комплекс увековечивает память детей, живших в блокадном Ленинграде. Им выпали тяжелейшие испытания. Они умирали от голода, гибли во время бомбежек. Памятник посвящен и тем ленинградским детям и подросткам, которые работали во время войны на заводах, тушили зажигательные снаряды, совершали маленькие подвиги во имя победы.
Мемориальный комплекс «Цветок жизни»
Открытие 15-метрового памятника «Цветок жизни» состоялось в 1968 году. Каменная ромашка имеет 5 лепестков. Плиты внизу цветка похожи на листья. На четырех — надпись из детской песни «Пусть всегда будет солнце», а на пятом — улыбающийся мальчик-пионер. На плите рядом с памятником надпись — посвящение детям блокадного города: «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда. 1941 – 1944».
Аллея дружбы
От «Цветка жизни» начинается Аллея дружбы, которая ведет к месту скорби — кургану с 8 стелами — трагичными страничками дневника Тани Савичевой с датами смерти всех ее родных. Дневник Тани вошел в историю города и Великой Отечественной войны. Девочку вывезли из блокадного Ленинграда, но она умерла в 1944 году от недугов, развившихся от перенесенного голода.
страницы дневника Тани Савичевой
Комплекс окружает березовая роща. 900 деревьев символизируют 900 дней блокады. В 70-е годы прошлого века возникла традиция повязывать на стволы берез красные галстуки в память о детях блокадного Ленинграда. Она сохранилась и в наши дни.
900 деревьев символизируют 900 дней блокады
В роще установлена памятная плита Александру Даниловичу Левенкову, автору «Цветка жизни» и других мемориалов на Дороге Жизни.
Мемориал «Балтийские крылья»
Памятник «Балтийские крылья» расположен недалеко от столба, отмечающего шестой километр Дороги. В 1941-1943 годах на этом месте был размещен аэродром морских летчиков, служивших на Балтийском флоте. Их самолеты оберегали Дорогу и город. Героический подвиг летчиков олицетворяет памятник в виде самолета, врезавшегося в землю. Поблизости от шестого километрового столба расположен музей — усадьба Приютино, в котором когда-то жило семейство Олениных, а в годы войны размещалось общежитие военных летчиков.
Памятник полуторке
На десятом километре в 2012 году был установлен бронзовый памятник «машине — солдату» — легендарной «полуторке» и военным автомобилистам Дороги Жизни. Почетное звание солдата грузовик «ГАЗ-АА» получил за свою фронтовую блокадную службу — на эти машины легла основная нагрузка по перевозкам людей и грузов по суше и по льду Ладоги. Интересно, что первые автомобили ГАЗ — АА были собраны на Горьковском автозаводе в 1932 году по американским чертежам компании «Ford».
Мемориал «Румболовская гора»
Около города Всеволожска, в месте пересечения десятого километра Дороги с Колтушским шоссе, размещен мемориал «Румболовская гора». Он прославляет стойкость и мужество защитников города. Четыре величественных листа дуба символизируют силу, четыре лавровых — славу. Между ними лежит маленький желудь — олицетворение надежды на возрождение жизни. Строки стихов Ольги Берггольц выгравированы на стеле рядом с памятником.
Исторический участок Дороги жизни
Мемориал «Катюша»
На семнадцатом километре размещен величественный памятник «Катюша». Он посвящен зенитной части, прикрывавшей Дорогу жизни и аэродром. 14-метровые стальные балки символизируют стволы зениток реактивной установки. На каменной стеле выбиты слова: «Мужеством храбрых спасен Ленинград, павшим Героям бессмертная Слава».
Братское кладбище
Памятное место между тридцатым и тридцать первым километрами — Братское кладбище рядом с деревней Ириновка. В нем захоронено около 500 человек, военных и штатских. На кирпичной стене, расположенной у шоссе, размещены таблички с именами захороненных здесь людей. Тела погибших на Дороге жизни людей хоронили в выкопанные здесь ямы. Иногда их обертывали в холст, когда его не было — просто в одежде. Но всегда старались найти у покойных документы, чтобы братская могила не была безымянной.
Братское кладбище
На мемориальной плите рядом со стеной выгравированы стихотворные строки Михаила Исаковского: «Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись».
Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»
Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»
Авторы идеи памятника «Разорванное кольцо» — архитектор В.Г. Филиппов и скульптор К.М. Симун.
Константин Михайлович Симун умер 4 сентября 2019 года. По этой ссылке можно ознакомиться с интервью с выдающимся скульптором
По обе стороны от памятника находится зенитка и мемориальная стела со стихотворными строками Бронислава Кежуна: «Потомок, знай! В суровые года, верны народу, долгу и Отчизне, через торосы ладожского льда, отсюда мы вели Дорогу Жизни, чтоб жизнь не умирала никогда!»
Зенитное орудие
Вечный огонь у «Разорванного кольца» был зажжен 9 мая 2015 года. Его привезли с Пискаревского мемориального кладбища.
Вечный огонь
Музей «Дорога жизни»
Музей находится в поселке Ладожское Озеро, на сорок пятом километре. На прилегающей к нему территории размещены техника и орудия, участвовавшие в перевозке и защите Дороги Жизни: автомобили, катера, корабельные пушки, самолет и многие другие экспонаты.
Музей «Дорога жизни»
Музей «Дорога жизни»
Адрес музея: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, п.ст. Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, №58
Рядом с музеем расположен Осиновецкий маяк высотой 70 метров. Он был построен в начале 20 века, действует до сих пор. Его свет виден на 40 км. Маяк входит в десятку самых высоких маяков мира — занимает девятую строчку.
Осиновецкий маяк
Памятники на станции Ладожское Озеро
На станции Ладожское Озеро, на сорок шестом километре Дороги, есть еще несколько знаковых достопримечательностей:
По какому озеру проходила Дорога жизни
Станция — конечная точка сухопутного исторического маршрута. Здесь сходятся автотранспортное шоссе с железнодорожной ветвью и начинается водная часть Дороги Жизни.
Маршруты Дороги Жизни через Ладожское озеро
Ладога была единственным возможным путем эвакуации ленинградцев и доставки грузов с Большой земли, поскольку его юго-западное и юго-восточное побережья удерживали наши войска. Летом во время навигации на водном отрезке пути использовали баржи Северо-западного речного пароходства, зимой в ледостав их сменяли автомашины.
От Осиновецкого маяка Дорога жизни продолжалась по Ладожскому озеру
Ладогу издавна считали непригодной для судоходства из-за высоких волн, которые достигают двух метров, и частых штормов. Еще при Петре I был вырыт Староладожский канал в обход опасного озера, а еще через сто лет — Новоладожский канал из-за обмеления Староладожского. На берегах самого озера к началу войны не было пристаней и пирсов. Осенью 1941 года были срочно сооружены пирсы, построены склады и вырыты землянки, проведены дноуглубительные работы на 2,5 метра.
Но наступившая зима и установившийся ледостав потребовали других решений. На зимней трассе через озеро начали происходить непонятные аварии: под лед проваливались легкие автомобили, а тяжелые благополучно передвигались даже по тонкому льду. К изучению проблемы были привлечены ученые Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе. Они провели расчеты по износу льда и условиям пролома. Для фиксации колебаний льда ученые создали специальный прибор «прогибограф» для изучения колебаний льда.
50 пробиографов разместили на ледяной трассе и зафиксировали их показания. Оказалось, что проблема была связана с прочностью льда и резонансом скорости легкой машины со скоростью движения волны, которая составляла 35 км. Тяжелые машины ездили с меньшей скоростью, поэтому резонанс не возникал. Было принято решение уменьшить скорость движения легких машин, чтобы исключить подобные ситуации в будущем. В военных условиях на льду Ладоги было проведено сложное научное исследование, которое помогло сохранить жизни людей и технику, а позже развилось в обособленную обширную область знаний.
Длина дороги через Ладогу составляла примерно 30 км. Трассу прокладывали на мелководье, где лед был надежней. Ее часто меняли — по одному следу проезжало не больше 60 автомобилей. На каждом километре стоял регулировщик. Их фонари помогали водителям не сбиться с трассы. За трещинами следили ледовые наблюдатели. Поломанные машины ремонтировали прямо на льду, а людей пересаживали в машины, которые находились недалеко. На Дороге работали тысячи людей, направлявшие колонны самыми безопасными маршрутами. Ежечасно и ежедневно они рисковали своей жизнью.
Для защиты Дороги на льду расположили стрелковую и артиллерийскую линии. Орудия передвигали с места на место, что дезориентировало противника.
Ледяная Дорога Жизни подвергалась постоянному артобстрелу и бомбежкам немецкой авиации. Усложняли транспортировку суровая погода и крутой нрав Ладоги. В этих чудовищно тяжелых условиях водители старались совершать две поездки — они работали круглосуточно, ведь от них зависела жизнь сотен тысяч людей. При движении машин двери у многих из них были открыты, чтобы водитель успел выпрыгнуть, когда машина начнет тонуть.
Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни, составило больше 1 млн. 615 тыс. тонн. За это же время было эвакуировано около 1 млн. 376 тыс. человек.
Доподлинно неизвестно, сколько людей погибло на Дороге Жизни. Грузовики доставали со дна Ладоги еще несколько десятилетий после окончания войны.
Дорога жизни
Дорога жизни — это единственная транспортная магистраль, по которой блокадный Ленинград через Ладожское озеро был связан со страной. Перевозки по дороге жизни выполнялись с 12 сентября 1941 по март 1943 года. В период навигации доставка осуществлялась на буксирах с баржами и кораблях, а зимой машины шли по ледовой дороге.
За этот период в осажденный город по легендарной Дороге жизни, которая официально числилась военно-автомобильной дорогой № 101, в Ленинград было привезено свыше 1600 тысяч тонн грузов, в основном продовольствия, фуража и горюче-смазочных материалов. За 500 дней блокады (до ее прорыва) по трассе эвакуировали более миллиона человек.
Сохранившийся участок Дороги жизни
Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, когда она была полностью снята. Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года.
Если в наши дни лететь на вертолете над Ладогой, то под водой можно разглядеть сотни темных прямоугольников, это остовы грузовиков, ушедшие под лед в первую и вторую блокадные зимы. Вместе с машинами, которые везли муку и снаряды, часто гибли водители и рабочие трассы.
Ольга Берггольц писала о Дороге жизни:
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги.
Дорога жизни — карта
Дорога жизни — как добраться
Большинство памятников находятся вдоль современной трассы А-128, которая так и называется «Дорога Жизни». До всех памятников удобнее всего доехать на автомобиле, останавливаясь у каждого из них.
10-й км, мемориал «Румболовская гора»
Также можно доехать на электричке до станции «Ладожское озеро» (отправление с Финляндского вокзала). В поселке можно посмотреть Музей «Дорога жизни», Осиновецкий маяк и Паровоз Эш-4375 (находится прямо на станции). Кроме того, в поселке есть прекрасный песчаный пляж, поэтому летом экскурсию можно совместить с купанием и загоранием. Учтите, что в Ладожском озере вода чистая, но всегда холодная.
Памятники на Дороге жизни
Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Все сооружения Дороги жизни входят в Зеленый пояс Славы.
Цветок жизни
Памятник «Цветок жизни»
Памятник, расположенный на высоком берегу небольшой речки Лубьи, выполнен в виде белого каменного цветка на 10-метровом стебле, возвышающемся над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце». От мемориала 40-метровая лестница и березовая аллея Дружбы приведут Вас к насыпному холму, где установлены каменные листки дневника Тани Савичевой, ленинградской школьницы-пионерки, потерявшей всех близких, пережившей блокадную зиму 1941–1942.
Каменные листки дневника Тани Савичевой
Таня Савичева умерла в эвакуации в июле 1944 года, находясь в одном из детских домов Нижегородской области.
Разорванное кольцо
Памятник «Разорванное кольцо» на Дороге жизни
Памятник выполнен в виде двух железобетонных арок высотой 7 метров, символизирующих кольцо блокады, разрыв между ними — Дорога жизни. Под арками в бетоне можно увидеть следы протектора машин. Рядом расположены два железобетонных шара, имитирующих прожектора, а также зенитное орудие калибра 45 мм.
Осиновецкий маяк
Тонули корабли, гибли люди, но для спасения Ленинграда у Осиновского маяка приставали баржи, груженые зерном.
Катюша
Мемориал «Катюша» 12-й км Дороги жизни
Мемориал выполнен в виде пяти 14-метровых стальных балок, установленных под углом к горизонту и символизирующих знаменитую реактивную установку. На невысокой гранитной стене — надпись:
1941—1943 Эти грозные годы запомни
Здесь проходила Дорога Жизни
Мужеством храбрых спасен Ленинград
Павшим героям бессмертная слава.
Дорога жизни — это название полностью соответствовало той роли, которую она сыграла: без нее Ленинград бы просто погиб.
История
8 сентября 1941 года немцы захватили Шлиссельбург, перерезали все сухопутные трассы и водный путь по Неве. Началась блокада Ленинграда и Ладога стала единственным путем, связывающим город с Большой землей.
С 12 сентября началась доставка грузов в блокадный город. Продовольствие привозили сначала в Волхов, из него — в Новую Ладогу, а затем на баржах переправляли на западный берег к маяку Осиновец.
Осенью 1941 года лед на Ладоге долго не устанавливался и баржи шли по озеру, обходя ледяные участки. Первый санный обоз пошел 17 ноября, доставивший в город 63 тонны муки, а вскоре началось движение автомашин. Лед был еще очень хрупкий и чтобы не допустить провала транспорта, часть груза размещали на санях, что уменьшало давление на лед и позволяло перевезти больше продуктов.
Памятник ГАЗ-АА «Полуторка»
Вот как писал ленинградский поэт Анатолий Молчанов:
Мемориальный комплекс «Дорога жизни – первый километр», памятный знак «Регулировщица»
Благодаря доставке продовольствия по ледовой трассе, 25 декабря 1941 года люди, стоящие в очередях в булочные, неожиданно узнали, что норма хлеба была увеличена на 75 граммов. Дети и женщины плакали от счастья — казалось бы, такой маленький кусочек хлеба, но он давал им шансы спастись от голодной смерти!
По Дороге жизни проходила эвакуация населения — в первую очередь вывозили женщин и детей, больных и стариков.
В первую блокадную зиму ледовая трасса действовала 152 дня до 24 апреля 1942 года. В апреле во время оттепелей машинам приходилось двигаться по воде.
19 декабря 1942 ледовая трасса вновь начала работать, а уже 18 января 1943 года советские войска освободили Шлиссельбург, прорвав Ленинградскую блокаду. Для доставки грузов по южному побережью Ладожского озера была проложена железная дорога до станции Поляны, названая впоследствии Дорогой Победы.
Но Ладожская трасса продолжала действовать еще почти год, до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.
Железная Дорога жизни
Есть в истории Дороги жизни страничка, о которой не пишут и стараются меньше вспоминать.
На второй год блокады Ленинграда предпринималась попытка построить ледовую железную Дорогу жизни, которая должна была соединить станцию Кобона на восточной стороне Ладоги со станцией Ладожское озеро на западной. На все работы строителям было отведено два месяца.
Одновременно с двух берегов Ладожского озера началось сооружение железнодорожного моста из дерева длиной 35 км, так называемую «свайно-ледовую железнодорожную переправу». Одновременно строились два пути — узкоколейка и расположенный в 100–200 метрах от неё путь обычной колеи.
Строители, в основном женщины, пробивали полыньи и забивали сваи. Укладывался настил, а сверху монтировали железнодорожное полотно. Работы шли в мороз и под обстрелом противника. В январе 1943 года, когда была построена половина пути и по нему стали ходить рабочие поезда, войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда.
Необходимость в трассе отпала и все усилия строителей оказались бессмысленными. Возможно, по этой причине об этой железнодорожном пути предпочли забыть.
Малая Дорога жизни
Малая Дорога жизни начиналась от станции Бронка, расположенной у Ораниенбаума (Ломоносова) и шла по льду через Кронштадт к Лисьему Носу и Горской. Жители Ораниенбаума и защитники города испытывали те же трудности, что и жители Ленинграда. Они также голодали, так же умирали от голода.
В 1941 году норма выдачи хлеба была снижена. Но благодаря действию Малой Дороги жизни в январе 1942 года состоялось небольшое увеличение нормы выдачи хлеба, но несмотря на это, в 1941–1942 годах от голода здесь погибло 5000 человек.
Drunky Horse
Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Фотоотчёт о музее
Музей Великой Отечественной войны в музее «Дорога жизни»
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро — обязательно стоит посетить каждому. Места эти связаны с героической страницей жизни города на Неве. События недавних лет, будут лучше и нагляднее поняты всем, кто неравнодушен к истории нашей Родины. Мой рассказ — о месте, свидетельствующем об истории блокадного Ленинграда. Обязательно приезжайте сюда сами. Берите с собой детей.
О месте, где расположен музей «Дорога жизни» Ладожское озеро
Приезжаю я в эти места достаточно часто. Здесь очень красиво. Песчаный берег Ладожского озера, пляжи, сосны. Тут же находится и один из самых высоких маяков России — Осиновецкий. Но место это известно не только своей природой.
Именно здесь, на этом берегу Ладоги, брала своё начало переправа на Большую Землю из блокадного Ленинграда. Зимой — по льду озера. Летом — по открытой воде. В этих местах находилось руководство Осиновецкой военно-морской базы в годы войны. Не случайно, что именно здесь создан музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Большой комплекс- мемориал, с обширной экспозицией документальных, «живых» свидетельств ушедшей войны.
Здесь проходят мероприятия посвящённые блокадным событиям. Которые мне доводилось снимать.
Несколько кадров с реконструкции «Прибытие поезда Победы». Станция «Ладожское озеро».
Поезд Победы. Музей «Дорога жизни». Ладожское озеро
Реконструкторы в военной форме времён ВОВ
Поезд Победы. Юный реконструктор
Ну, а теперь о самом музее.
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Экспозиция и история музея
История мемориала началась в далёком 1968 году. Открытие его было утверждено приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом. Этот комплекс — филиал Центрального военно-морского музея «Дорога жизни». До этой даты в двух залах Осиновецкой школы размещалась лишь выставка об участниках событий на Дороге жизни.
С 12 сентября 1972 года филиал открыл свои двери для посетителей.
Этот музейный комплекс я посещал только до времени его реконструкции 2015-го года. И помню его совсем другим.
После реконструкции он сильно изменился. Стал более современным. А его площадки пополнились новыми экспонатами.
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро сейчас полностью реконструирован. К Дню Военно-Морского Флота 2016-го года здесь достроили новое здание выставочного павильона. Который выполнен в виде гигантской ледяной глыбы. (Фото на заставке статьи)
Справа от входа в комплекс — небольшая часовня:
Часовня. Музей «Дорога жизни»
Левее часовни — Центральный выставочный павильон. Он двухэтажный. Первый этаж — большие, высокие залы со множеством экспонатов. Осмотр экспозиции я и начал отсюда.
Тут находятся стенды посвящённые истории освоения Ладожского берега. С моделями первых деревянных судов:
Модели деревянных судов Петровской эпохи
Но основная часть музейной экспозиции посвящена блокадным событиям:
Зал экспозиции
За стеклом — Ли-2. Самолёт, экспонат экспозиции под открытым небом
Схематичная карта фронтов времён Блокады Ленинграда:
Посетитель музея у карты боевых действий
Представлены образцы вооружения и техники:
Артиллерийские снаряды
Турельная пулемётная зенитная установка:
Знаменитые пулемёты «Максим»
Во время Блокады Ленинграда по дну Ладожского озера на Большую Землю был проложен электрический кабель и линии связи
Работой по прокладке кабеля и другими вспомогательными работами занимались подразделения водолазов. Образцы водолазной экипировки также представлены в экспозиции:
Манометр водолазной помпы:
Манометр помпы для подачи воздуха
Водолазная экипировка
Схематичная модель-карта Осиновецкого берега:
Осиновецкий берег. Схема
Модели техники тех лет и событий:
Экспозиция музея
Уменьшенная копия легендарной «полуторки». Грузовика «ГАЗ-АА». Самого известного отечественного транспортного средства ВОВ. (Кстати, настоящую «полуторку» можно увидеть в другом зале музея. И даже на ней прокатиться. Но об этом — ниже)
Модель «полуторки»
Второй этаж выставочного павильона
Осматривая экспозицию залов музея я поднялся на второй этаж. Здесь представлены образцы обмундирования Красной Армии. Вооружение и техника воюющих сторон.
Образцы формы бойцов Красной Армии
Дальномер
Стенд — демонстрирующий работу переправы по льду на Дороге жизни.
Музей «Дорога жизни». Ладожское озеро. Фрагмент экспозиции музея
Интерактивная часть экспозиции
Кабина симулятора ГАЗ-АА
В кабине симулятора
С управлением грузовика справится даже не подготовленный водитель-подросток. Передачи рычагом переключать не нужно. Повернул ключ зажигания — машина завелась. Дальше только жмём педаль газа и рулим. Кабину будет трясти по ходу движения. Руля грузовик слушается, но совсем не как современный авто. Педаль газа в пол — едем быстрее. Чуть отпустим — начинаем притормаживать. В общем, впечатления достаточно реалистичные. С учётом того, что пред глазами будут вполне натуральные картины зимней дороги. Одну часть пути проезжаем днём. И две трети — в ночное время. «Опустится» ночь и автоматически включатся фары. (Вот, успел я одновременно с вождением снять картинку. «На ходу». Вид из кабины грузовика):
Едем по Ладожскому льду. Дорога жизни
Экспозиция под открытым небом
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро расположился на живописном берегу Ладожского озера. На набережной — башни артиллерийских батарей. Вдоль них — прогуливаются посетители. Сложно представить себе, какие страшные события разворачивались здесь во время войны. Мирно покоящиеся орудийные стволы батарей — свидетели того времени.
Башни орудий на набережной
Рядом с орудиями — самолёт ЛИ-2. С уважением рассматривал я этот экспонат. Самолёт- трудяга. Он широко применялся во время Великой Отечественной войны. В разных модификациях. Созданный на базе американского Douglas DC-3, этот самолёт конструкции Лисунова выпускался с 1942-го года. И широко применялся в военно-транспортной авиации. Использовался для переброски диверсионных групп в тыл врага. Для доставки грузов на передовую. И многие жизни ЛИ-2 спас в блокадном Ленинграде. Эвакуируя ленинградцев из осаждённого города на Большую Землю.
Ли-2
Ли-2
Между прочим, использовался ЛИ-2 и как бомбардировщик дальней авиации. И широко использовался как ночной бомбардировщик.
Самолёты эти хорошо знали и любили в войсках. Все без исключения модификации называя «Дуглас».
Шасси ЛИ-2
Рядом с самолётом, на вечную сухопутную стоянку встали военные катера и суда. Они несли основную нагрузку жизнеобеспечения Дороги жизни в период навигации.
Экспозиция под открытым небом
Многие гражданские суда несли суровую военную службу. Например, как этот буксирный пароход «Ижорец 8»:
Буксирный пароход «Ижорец 8». Музей «Дорога жизни»
Серп и молот на дымовой трубе парохода
За кормой судов этой сухопутной (уже) флотилии — расположился павильон групногабаритных экспонатов. Я приехал в музей уже под вечер. И достаточно долго уже гулял по экспозиции. Кто-то из персонала меня вежливо спросил:
-А вы были уже в павильоне крупногабаритных экспонатов? Если нет, то поторопитесь. А то мы скоро закрываемся.
Я внял совету и засобирался в указанный павильон. Он как раз находился рядом.
Павильон крупногабаритных экспонатов. Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро
В этом павильоне я осмотрел достоверные экспонаты военной поры. Здесь представлены тщательно отреставрированные экспонаты.
ГАЗ-АА «Полуторка» (обращает на себя внимание открытый тип радиатора и только одна фара. Война. Не до роскоши. «Всё для фронта. Всё для победы»)
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. «Полуторка»
Справа от легендарного грузовика расположился автобус АТУЛ-АЛ-2. Советский городской автобус. Выпускавшийся с 1935-го года. Заводом автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ). В военное время на этом автобусе удлинили раму. Взяв её с 3-х тонного грузовика ЗИС-5. Добавили ещё одну, неведущую ось. А деревянный каркас кузова обшили листовой сталью. В годы войны этими автобусами вывозили детей из блокадного Ленинграда. Пассажировместимость АТУЛ-АЛ-2 — 26 человек.
АТУЛ-АЛ-2
Решётка радиатора автобуса
Салон автобуса
А рядом с автобусом — другой военный грузовик. ЗИС-5. Или как его тогда называли — «трёхтонка». Это второй по массовости грузовой авто 30-40-х гг. Один из самых массовым грузовиков Красной Армии во время ВОВ. Выпускался автомобильным заводом им. Сталина с 1933 по 1948 год. Этот авто настоящий участник военных действий. Входил в состав 5-ой роты 390-го отдельного автотранспортного батальона. 17-ой отдельной автотранспортной бригады. Грузовик использовался на ледовых трассах Дороги жизни в 1941-43 гг. Перевозил грузы и эвакуируемых
ЗИС-5
ЗИС-5
Осмотрев колёсную технику я продолжил свою экскурсию по залу экспозиции. Здесь собраны различные виды вооружения и техники, которые использовались в период военного времени.
Вот два буя петлевого электро-магнитного трала ПЭМТ-4:
Буи ПЭМТ-4
Образцы морских мин, которые этот трал (в том числе) обезвреживал.
Морские мины
В зале представлено множество видов арсенала вооружений и вспомогательной техники.
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Экспозиция групногабаритной техники
Полевая кухня
Осмотрев этот экспозиционный зал, я прогулялся по набережной комплекса и засобирался на выход. Время работы музея подходило к концу. И вежливые сотрудники музея мне об этом напомнили.
«Разорванное кольцо», паровоз «Комсомолец» и станция «Ладожское озеро»
В моих планах было посещение ещё двух объектов, связанных с историей Блокады Ленинграда. Расположенных по соседству с музейным комплексом. И если вы (как и я) приехали в музей «Дорога жизни» Ладожское озеро, то стоит обязательно осмотреть и эти два памятных места.
Мемориал «Разорванное кольцо»
Я путешествую на авто. И отправившись на берег Ладожского озера у Осиновецкого маяка добирался сюда из Санкт-Петербурга по дороге А-128. (Дорога в отличном состоянии).
И попав сюда — не проехать мимо памятника «Разорванное кольцо». Мемориала, входящего в Зелёный Пояс Славы. Именно здесь я сделал свою первую остановку. Перед тем, как отправиться дальше. В музей «Дорога жизни» Ладожское озеро.
Мемориал «Разорванное кольцо»
Памятник представляет собой две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров). Они символизируют кольцо блокады. А разрыв между ними — Дорогу жизни.
Мемориал «Разорванное кольцо»
Мемориал открыт 29 октября 1966 года. Находится на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость Ладожского озера, и куда потом возвращались, преодолев расстояние в 30 километров.
Мемориал «Разорванное кольцо»
На площадке под арками в бетоне — следы протектора машин. Рядом с мемориалом расположены два белых железобетонных шара, имитирующие прожекторные установки, и подлинное 85-мм зенитное орудие.
Приехал сюда я в выходной день. И в момент моего посещения приехала большая группа китайских туристов.
Туристы
Китайские туристы фотографируются у зенитного орудия
У подножия кольца выбиты строки:
Потомок, знай: в суровые года, Верны народу, долгу и Отчизне, Через торосы ладожского льда Отсюда мы вели дорогу Жизни, Чтоб жизнь не умирала никогда. После реконструкции мемориала 9 мая 2015 в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне на площадке под бетонными арками был зажжён Вечный огонь, доставленный сюда с Пискарёвского кладбища. Возле чаши Вечного огня, выполненной в виде пятиконечной звезды — всегда свежие цветы. Паровоз «Комсомолец» и вокзал станции «Ладожское озеро»Если вы приехали сюда на электричке, то первое, что вас встретит — это здание вокзала и восстановленный паровоз. Если же вы путешествуете на автомобиле, то после мемориала «Разорванное кольцо» нужно ехать до самого конца асфальтной дороги. Проехав мимо музея «Дорога жизни». Чуть дальше. И совсем немного. Все три мемориальных объекта находятся в пределах пары километров друг от друга. И легко обойти их даже пешком. Вдоль удивительного по красоте берега Ладожского озера. Здание вокзала представляет собой стилизованную танковую надолбу. Вокзал — действующий. Возведён в 1974-ом году. Архитектор — Э.И. Казарновский. Внутри зала музея есть небольшая экспозиция. Посвящённая труду и доблести работников этого железнодорожного узла в годы войны. А также всех железнодорожников защищавших «Дорогу жизни». Рядом со зданием вокзала — паровоз «Комсомолец» Это настоящий участник событий времён Блокады Ленинграда. Паровоз Эш-4375 за 1941-42 гг. доставил 2312 тяжеловесных состава с 2 млн тонн груза для фронта и в блокадный Ленинград. Грузы с боеприпасами, топливом и продовольствием. Ряжом с «Комсомольцем» установлен поклонный крест, дровоколка, и километровый столб «47» «Дорога жизни». На паровоз можно свободно забраться и даже пройти в кабину машиниста. «Комсомолец» установлен на вечную памятную стоянку 7 мая 1975-го года. А в январе-апреле 2015-го года в честь 70-летия Победы был полностью отреставрирован силами сервисного локомотивного депо «Санкт-Петербург — Сортировочный — Московский». За что, низкий поклон вам, железнодорожники! P.S. Об этой поездкеЕсли вы собрались посетить эти места, то стоит осмотреть не только музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Поездка по-настоящему станет очень поучительной, если вы не знакомы в деталях с историей блокадного Ленинграда. Я специально не стал давать подробных исторических описаний событий тех лет. Это должен знать каждый, уважающий себя, соотечественник. Для того, чтобы лучше представлять себе, что происходило в те трагические и героические дни нашей истории, для того, чтобы более полно представлять всю картину событий — приезжайте в эти места. Почтите память героев, погибших и выживших. Расскажите и покажите эти экспонаты и музейные экспозиции детям. События тех лет — очень важная страница нашей истории. Поездка может быть однодневным выездом выходного дня. Кроме всех памятных объектов, здесь расположен один из самых красивых маяков Ленинградской области. Осиновецкий. О красоте этого берега, инфраструктуре и самом маяке я рассказываю вот в этой своей статье: Россия. Ленинградская область. Станция «Ладожское озеро» Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Время работы, стоимость посещения, как добратьсяСреда-воскресенье, с 10:00 до 18:00. Касса закрывается в 17:15.
|