палладио архитектор краткая биография
Андреа Палладио — непревзойденный гений итальянской архитектуры
Андреа Палладио (Andrea Palladio; 30 ноября 1508 — 19 августа 1580 гг.) — великий зодчий и теоретик архитектуры XVI века, гениальный мастер эпохи Позднего Ренессанса. Андреа Палладио по праву считается основоположником классического стиля в европейской архитектуре, его именем названо знаменитое стилевое течение — палладианство. Биография мастера тесно связана с небольшим городом Виченцей на севере Италии, а его творчество оказало огромное влияние на развитие зодчества в Европе и США.
Андреа Палладио оставил потомкам внушительное наследие, которое включает множество великолепных дворцов, храмов, загородных домов и вилл. Он также является автором фундаментальной работы «Четыре книги об архитектуре», содержащей подробное описание знаний и правил классической архитектуры, основанной на традициях античного зодчества.
Биография Андреа Палладио
Андреа Палладио (настоящее имя — Андреа делла Гондола (Andrea della Gondola)) родился 30 ноября 1508 года в североитальянском городе Падуя в семье мельника. В тринадцатилетнем возрасте он стал учеником каменщика в мастерской Бартоломео Кавацца (Bartolomeo Cavazza), где получил первые навыки работы в архитектурной сфере.
В 1524 году юноша вместе с семьей переехал в соседнюю Виченцу, где его приняли в местную гильдию каменотесов. Здесь Андреа удалось устроиться на работу в мастерскую скульптора Джироламо Питтони (Girolamo Pittoni) и архитектора Джованни да Порлецца (Giovanni da Porlezza). В течение последующих 10 лет юный зодчий трудился подмастерьем, помогая учителям создавать памятники, скульптуры и всевозможный архитектурный декор.
В 1534 году Андреа женился на девушке из простой семьи по имени Аллеградонна. Этот брак был единственным в жизни мастера, в нем родилось пятеро детей — четыре мальчика и девочка. Его сыновья Марк Антонио и Силла впоследствии также выбрали карьеру архитекторов, но не снискали особых успехов на этом поприще.
Между 1535-1538 гг. в жизни Андреа случилось событие, ставшее для него судьбоносным. Он познакомился с выдающимся поэтом-гуманистом Джан Джорджо Триссино (Giangiorgio Trissino dal Vello d’Oro), который на долгие годы стал покровителем художника. Именно Триссино посоветовал ему изменить имя на Палладио в честь знаменитой греческой богини Афины Паллады и привил любовь к античному искусству.
При содействии своего покровителя Андреа принялся активно изучать труды древнеримского зодчего Витрувия (Vitruvius), а также познакомился с творчеством Леона Батисты Альберти (Leon Battista Alberti) и Джулио Романо (Giulio Romano). В течение нескольких лет он вместе с Триссино совершил поездки в Венецию, Рим, Верону и ряд других итальянских городов, чтобы воочию увидеть знаменитые шедевры зодчества времен античности и Высокого Возрождения.
Первые самостоятельные шаги Андреа Палладио в качестве архитектора датируются 1537 годом, когда началось строительство виллы Годи в окрестностях Виченцы. Слух о незаурядном таланте молодого зодчего быстро разлетелся по городу и течение нескольких лет он получил около десяти подобных заказов от местной знати. По легенде, именно на строительстве одной из вилл Андреа и познакомился с Триссино.
В 1545 году власти Виченцы организовали конкурс на лучший вариант перестройки здания ратуши. Победителем стал проект Андреа Палладио, который и сегодня украшает главную площадь древнего итальянского города. Архитектор назвал свое творение базиликой, подчеркивая верность идеям античного зодчества. С этого момента зодчий приобрел славу великого гения и стал самым востребованным мастером в округе.
В течение последующих 25 лет Андреа Палладио создал проекты нескольких десятков прекрасных зданий в стиле раннего классицизма. Многие из них из-за огромной занятости мастер не мог воплотить в жизнь самостоятельно, поручая их строительство другим архитекторам. Одновременно, он всерьез занялся теорией зодчества и в течение многих лет работал над масштабным трактатом «Четыре книги об архитектуре», который впервые был напечатан в 1570 году. Впоследствии эта работа была переведена на все европейские языки и выдержала множество переизданий.
В том же 1570 году Андреа Палладио был назначен на должность главного архитектора Венецианской республики и уехал из Виченцы. Основной его обязанностью на новом месте было проектирование целого ряда церквей и соборов, с чем мастер блестяще справился. Большинство шедевров были достроены уже без непосредственного его участия в конце XVI — начале XVII веков.
Несмотря на громкую славу, к концу жизни великий архитектор не стал богатым человеком. Все свои силы он отдавал любимому делу, а деньги для мастера имели второстепенное значение. Жизненный путь зодчего оборвался внезапно в августе 1580 года. Большинство историков считают, что Андреа Палладио умер 19 августа, но достоверных сведений об этом событии, как и о причине смерти, не сохранилось.
Тело архитектора с большими почестями предали земле в Виченце, в церкви Санта-Корона. А спустя более 260 лет благодарные жители города установили на могиле своего земляка прекрасный погребальный памятник, созданный по проекту архитектора Бартоломео Малакарне (Bartolomeo Malacarne) и скульптора Джузеппе де Фабриса (Giuseppe De Fabris).
Самые известные работы Андреа Палладио
Гениальный итальянский зодчий в течение долгой жизни создал немалое количество блистательных шедевров. Благодаря его творчеству город Виченца и окрестные виллы в 1994 году были включены в престижный список всемирного наследия ЮНЕСКО. И все же, к самым известным работам Андреа Палладио относятся:
Андреа Палладио оставил яркий след в истории мировой архитектуры, а его творения и сегодня являются непревзойденными шедеврами итальянского зодчества.
Андреа Палладио: биография, творчество и место в истории архитектуры
Творчество Андреа Палладио восхищает и захватывает своей красотой, своеобразностью и монументальностью. Он – известный архитектор из солнечной Италии, озаривший позднюю эпоху Возрождения своим необычайным самобытным талантом. Андреа Палладио, архитектура которого до сих пор интересна и внушительна, прожил яркую, незабываемую жизнь. Давайте же узнаем о ней подробнее.
Детство
Родился будущий архитектор Андреа Палладио в 1508 году, поздней осенью, в одном из городов Светлейшей Республики Венеция. Падуя издревле считалась важным политическим местом, а во времена Палладио превратилась в главный образовательный центр республики.
В городе находились красивейшие архитектурные достопримечательности того времени: крупнейший для тех лет университет, а также множество католических капелл, украшенных всевозможными фресками и барельефами. Скорее всего, находясь так близко к великолепной красоте старинных сооружений, каждый день разбирая мельчайшие подробности благолепия и изящества всевозможных конструкций, Андреа Палладио проникнулся любовью к зодческому искусству и захотел творить в этом направлении.
Родился Палладио Андреа в небогатой семье мельника, настоящее имя мальчика, данное при рождении, было – Андреа ди Пьетро делла Гондола.
В младенческом возрасте будущий архитектор пережил военные действия – на его родной город было произведено нападение имперских римских войск. Осада была продолжительной и тяжелой, но победа осталась за горожанами. После битвы стены вокруг Падуи были значительно укреплены из-за вероятности последующих набегов.
Юность
Здесь юный Андреа продолжил заниматься камнерезной деятельностью. Он поступает на работу в известную мастерскую Сан-Бьяджо, владельцы которой являлись знаменитыми скульпторами города.
Молодому человеку очень нравилась архитектурная деятельность. Он упражнялся в отделочных работах: украшал капители, рельефы и фризы. Со временем Андреа Палладио приняли в гильдию каменщиков, где он приобрел полезные навыки, умения и знакомства.
Отношения с Триссино
Благодаря сближению с богатым гуманистом, Андреа Палладио начал серьезно изучать архитектурное искусство и получать гуманитарное образование. Он познакомился с древней мифологией и преданиями, азами географии и истории, увлекся современными литературными творениями.
По совету Триссино, будущий знаменитый архитектор совершает творческие поездки по городам Италии: в Рим, Верону, Венецию. Во время путешествий Палладио серьезно занимался самообразованием. Он изучил достаточное количество специальной литературы и провел измерения множества архитектурных построек (античных и современных), детально разбирая их проектирование, воздвижение и декорирование.
Среди трудов, тщательно исследованных Палладио, были трактаты по архитектуре таких выдающихся мастеров, как Фальконетто, Альберти, Романо, Санмикели.
Также, благодаря подсказке своего покровителя, Андреа берет себе псевдоним, увековечивший его имя, – меняет фамилию Пьетро на Палладио, в честь древнегреческой богини Афины Паллады.
Как видно, гуманист Джан Джорджо Триссино оказывал огромное влияние на становление творчества Палладио. Более того, он был его первым заказчиком и панегиристом.
Начало творчества
Первыми творениями Андреа Палладио, работы которого до сих пор считаются эталоном классического мастерства и художественного оформления, являются вилла Криколи (возведенная в соавторстве с другими проектировщиками) и вилла Годи в Лонедо. Интересно, что непосредственно архитектурной деятельностью Палладио стал заниматься довольно поздно, в возрасте тридцати лет.
Его начинания были изумительны и блистательны. Архитектор смог создать прекрасные сооружения, гармонично вписывающиеся в природный ландшафт и живописные венецианские пейзажи.
Он украсил внешний вид старой ратуши галереями из двухъярусной аркады, что придало зданию необходимую величавость и серьезность.
В Виченце знаменитый архитектор воздвигнул огромное количество прославивших его имя строений. Немного позднее мастер творил в Венеции и других крупных итальянских городах.
Постройки Андреа Палладио в большинстве своем делятся за такими целевыми предназначениями:
Творческий взгляд архитектора формировался под двумя различными влияниями: античного зодчества и архитектуры эпохи Возрождения. Свои проектные наития Палладио черпал, соприкасаясь с историческими памятниками искусства, а также общаясь с выдающимися мастерами Северной и Южной Италии, гармонично объединяя в своем творческом самобытном стиле эти три разных направления.
Давайте остановим свое пристальное внимание на некоторых искусных творениях величественного художника-строителя.
Виллы Андреа Палладио
Великий итальянский архитектор большую часть времени работал над многочисленными проектами вилл, которые строил в пригородах Винчецы и Венеции. Виллы в эпоху Средневековья использовались аристократией для ведения сельского хозяйства и отдыха на лоне природы. Поэтому эти загородные постройки отличаются небывалой художественной простотой и четкой симметрией, сквозившей в гармоничных согласованных соразмерностях между главным входом и подъездом, между парадным садом и садом с противоположной стороны дома, между лоджиями, портиками и аркадами. Проектировка виллы обязательно включала в себя примыкающие вплотную хозяйственные постройки, а также большие центральные комнаты, предназначенные не для официозных приемов, а для гостеприимных званых вечеров и концертов.
Среди загородных домов самое выдающееся творение мастера – вилла Ротонда. Андреа Палладио построил ее в Виченце для вышедшего в отставку ватиканского чиновника. Она примечательна тем, что является первой светско-бытовой постройкой эпохи Возрождения, возведенной в форме античного храма.
Представьте живописный холм, покрытый яркой густой зеленью, на вершине которого возвышается она – вилла Ротонда. Андреа Палладио постарался искусно вписать строение в окружающий ландшафт, чтобы дом и обступающие его пейзажи смотрелись слажено и гармонично. Это противоречило признанным в те времена канонам архитектурного строения, когда сооружения разительно выделялись на фоне обрамляющих их просторов.
Вилла имеет четыре похожих друг на друга фасада с ионическими портиками. Портик – это крытая галерея, или полуоткрытое помещение, крыша которого опирается на колонны.
Зал виллы имеет округлую форму и увенчан куполом, который предназначен для того, чтобы сквозь него распространялся свет на всю комнату. Стены гостиной покрыты искусными фресками, создающими оптическую иллюзию объемности изображения.
Еще одна хорошо сохранившаяся до наших дней работа Палладио – это роскошная вилла в Мазере, построенная для семьи Барбаро. Здание являет собой совмещение архитектуры со скульптурой (статуи, барельефы, камины) и живописью (росписи и фрески). Примечательность загородного дома в его необычном фронтальном строении – двухэтажный корпус вынесен вперед и противопоставлен боковым аркадам, отодвинутым назад. Необыкновенна проектировка и главной залы, крестообразной по форме, которая развертывает композицию от главного входа в двух ракурсах: в глубину помещения и в направлении поперечной анфилады.
В проектировании своих вилл Палладио объединял этажи построек массивными колонами разного размера, накладывал арки и портики на тождественные фасады и старался в каждом построенном доме отразить незабываемую и неповторимую личностную атмосферу обитателей.
Дворцы
Создавая для богатой аристократии дворцовые городские постройки, архитектор основал новый вид роскошного сооружения – палаццо. Стиль Палладио был необычен и восхитителен. Сложная, динамичная композиция строения развивалась не вдоль узких улочек города, а по глубинной оси, словно спирали, и включала в себя два двора – парадный и служебный. Такое архитектурное произведение словно раскрывалось во времени и пространстве. Это достигалось благодаря своевременному чередованию различных помещений: просторных и тесных, тривиальных и декорированных.
Принципы подобного проектирования ясно видны в возведенном палаццо Изеппо да Порто, который характеризуется глубоким планом с двумя дворами, выходящими на разные улицы. В композиции видны четкие разграничения между комнатами для хозяев и гостей.
Другой пример – палаццо Кьерикати, необычность которого проявляется в том, что первый этаж здания был почти весь отдан на общественное использование, что согласовалось с требованиями городских властей тех времен.
Виртуозность мастерства Палладио видна в том, как он искусно придал небольшому дворцу величественный и торжественный вид. Это происходит благодаря оригинальным сдвоенным углам, лоджиям и колоннам, а также вследствие протяжной череды скульптур вдоль широкой лестницы и карнизов. Внутренние помещения дворца в большинстве своем являются парадными комнатами, завершающимися огромной залой на втором этаже.
Почти во всех палаццо присутствует ордерный оштукатуренный фасад, проявленный в разнообразных вариациях, благодаря которому передняя стена постройки выглядит не как нагроможденная масса строительных материалов, а как целостный объект, гармонично сочетающийся с внутренним двором и городской улицей.
Культовые здания
Андреа Палладио оказал небывалое влияние на религиозную архитектуру, когда изобрел новую композицию для церковного фасада. Она заключалась в образном наложении одного портика (узкого и высокого) на другой (более низкий и широкий).
Такой стиль проектирования очень хорошо заметен в архитектурном строении двух церквей – церкви Сан Джорджо Маджоре и церкви Иль Реденторе. Оба культовых сооружения построены на островах. Оба имеют четко выраженную структуру двух органично соединенных портиков (маленького и большого).
Примечательна также внутренняя архитектура богослужебных зданий. Оба храма имеют центральный неф, который продолжается после средокрестия длинным сводчатым хором и отделяется от алтарного пролета оригинальной колоннадой. Стены и своды поражают чистотой белизны и обилием солнечного света. За алтарем создается сквозная, словно театральная кулиса, преграда, что увеличивает церковное пространство в глубину и наделяет все сооружение невозмутимым покоем и уравновешенной отчетливостью. Такие культовые здания создавались не для уединения и отчуждения, а для яркого солнечного света и огромного скопления народа.
Гражданская архитектура
В Венеции общественные постройки занимали важное место в творчестве Палладио, так как градостроительство в этом городе имело первостепенное значение.
Архитектор из Виченцы начинает обустраивать тротуары улиц и переулков, занимается проектированием ратуши и аркады. Зодчество Палладио тяготеет к масштабности форм и триумфальности композиций. Его строения практичны в использовании, гармоничны с окружающей средой, величественны и торжественны.
Среди знаменитых градостроительных сооружений Палладио обязательно следует упомянуть о театре Олимпико, спроектированным в стиле амфитеатра.
Сцена Олимпико претенциозно выступает на фоне полукруглого зрительного зала, рассчитанного на тысячу присутствующих. Интересно глубинное развитие сцены и создание на ней объемных декораций. Это было новаторское изобретение самого архитектора.
Сидения в зрительном зале сделаны в виде каменных скамей-ступеней, кверху обнесены колоннадой и увенчаны скульптурными произведениями.
Зал и сценические подмостки соединены общим плоским потолком. Конструкции театра изнутри выполнены из ценной древесины, а убранство интерьера – из стукка.
Атмосфера Олимпико наполнена грациозностью, великолепием и помпезностью.
До наших дней дошло множество архитектурных построек Андреа Палладио. Достопримечательности Виченцы и Венеции в большинстве своем являются яркими представителями его стиля и мастерства.
Литературное наследие
Помимо архитектурного достояния Палладио, дошедшего до наших времен, имеется также его беллетристическое наследие. Прославленный зодчий является автором знаменитого трактата о проектировочном искусстве своего времени, который переведен на многие языки мира.
Долгое время принципы, изложенные в труде, считались практическим руководством для архитектурного строения. Так возникло палладианство, или подражание стилю и почерку великого мастера Андреа Палладио. “Четыре книги об архитектуре” – самый влиятельный труд итальянского зодчего, изданный в 1570 году. Идеи, переданные Палладио в данном сочинении, стали предвестниками барокко и классицизма, возникших через несколько столетий после смерти автора.
Однако “Четыре книги об архитектуре” – не единственные литературные творения великого мастера. Например, в возрасте сорока шести лет он издал труд “Римские древности”, который является своеобразным путеводителем по античным архитектурным постройкам.
Также Палладио издавал исследовательские трактаты по изучению исторических достопримечательностей своей эпохи, например, фасада Сан-Петронио (Болонье) и многих других.
Как видим, Андреа Палладио, книги которого до сих пор являются интересным и важным источником исследования, оказал огромное, неоценимое влияние на становление современного архитектурного градостроения.
Личная жизнь
В возрасте двадцати шести лет талантливый итальянский архитектор женился на Аллеградонне – дочери простого плотника из Виченцы. Брак был долгим и счастливым. У супругов родилось четверо сыновей и одна дочь. Примечательно, что мальчики пошли по стопам отца и помогали ему в его архитектурной деятельности. Более того, вместе с ними одаренный зодчий подготовил уникальный перевод сочинения Гая Юлия Цезаря “Записки о Галльской войне”, изданный незадолго до смерти Палладио.
Умер самый влиятельный архитектор эпохи позднего Возрождения в возрасте семидесяти двух лет в венецианском поселке Мазер (Венето).