палата 23 маркиз биография
Мария Бутина: биография, личная жизнь и карьера «американской пленницы»
Мария Бутина — российская журналистка, общественный деятель, отбывшая тюремное заключение в США по обвинению в работе в качестве иностранного агента. Anews рассказывает о её биографии, карьере и личной жизни.
Мария Бутина – ранняя биография, детство
Мария Бутина родилась 10 ноября 1988 года в Барнауле. Ее отец — предприниматель в сфере мебельного производства, мать — главный инженер в энергетическом предприятии. Также у Марии есть младшая сестра Марина.
Девочка с ранних лет обнаружила склонность к общественной деятельности. В 2002–2005 годах Мария была лектором и директором музея своей школы — гимназии №22 с углублённым изучением английского языка.
Окончив школу с серебряной медалью, Мария поступила в Алтайский государственный университет. В те же годы девушка стала работать в алтайском отделении всероссийского молодёжного движения «Победа» от партии «Справедливая Россия».
Вуз Мария окончила в 2011 году с красным дипломом по специальностям «Политология» и «Педагогика». С 2011 года училась в университетской аспирантуре по специальности «Политические процессы, институты и технологии», но кандидатской не защищала.
По ходу обучения продолжала работать в общественных организациях: была координатором местной «Школы реальной политики», в 2007–2009 годах была исполнительным директором барнаульского отделения международного благотворительного движения Rotary International.
В 2008 году Мария получила должность советника члена Общественной палаты Алтайского края, в этом качестве курировала программы развития здорового образа жизни и повышения политической культуры. В том же году была избрана членом Общественной палаты Алтайского края и занимала пост до 2010 года.
Кроме того, с 2006 года Бутина занималась журналистикой, писала публицистические материалы для краевого издания «Газета №1».
Одновременно Мария руководила пресс-службой Общественной палаты. Именно в эти годы она обратила внимание на журналистику.
Карьера Марии Бутиной, тюремное заключение в США
Данная работа Марии встретила горячую поддержку со стороны крупного политика — члена Совета Федерации Александра Торшина.
Его содействие позволило Бутиной выйти на новый уровень публичности. В 2012 году в США, в журнале New Republic был опубликован репортаж о стрельбах, устроенных активистами «Права на оружие». В период 2012–2016 годов Мария установила контакты и принимала в России делегации Национальной стрелковой ассоциации США (НСА), и сама неоднократно выезжала в Штаты.
Кроме того, в качестве помощника Торшина она приняла участие во встречах с высокопоставленными представителями Федеральной резервной системы и Министерства финансов США.
В июле 2015 года Мария приняла участие в предвыборном митинге Дональда Трампа, задав ему вопрос о его политических намерениях в отношении России. Я знаю Путина, — ответил тогда будущий президент, — и вот что я вам скажу: мы с Путиным поладим.
В том же году, ещё до выдвижения Трампа, Бутина опубликовала статью Bear and elephant (Медведь и слон) в американском журнале The National Interest, согласно которой для улучшения отношений между Вашингтоном и Москвой на выборах в США должен победить кандидат-республиканец.
К тому времени деятельность женщины начала привлекать к ней внимание местных спецслужб, её подозревали даже в попытках организовать тайную встречу Трампа и президента России Владимира Путина.
В апреле 2018 года в съёмной квартире Бутиной в Вашингтоне состоялся обыск, к лету Мария, испытывая проблемы с трудоустройством, стала готовиться к возвращению в Россию, но 15 июля 2018 года, накануне встречи Трампа и Путина в Хельсинки, женщина была арестована по обвинению в сговоре с целью работы иностранным агентом без уведомления властей США, в «инфильтрации (проникновении) в организации, имеющие влияние на американскую политику, с целью продвижения интересов Российской Федерации».
Среди прочего, Марии Бутиной вменяли даже предложение секса американским чиновникам за политическую помощь, но потом эти обвинения были сняты самой прокуратурой.
Главным образом, женщине вменяли деятельность по лоббированию интересов Российской Федерации в связке с политиком Торшиным — то есть в работе «иностранным агентом» без необходимой в таком случае регистрации.
В итоге Бутина признала эти обвинения и согласилась на процесс без участия присяжных. В последнем слове на суде Мария сказала, что приехала в США для налаживания отношений между Россией и США. При этом Бутина отметила, что не знала о необходимости регистрироваться в США в качестве иностранного агента, а также принесла извинения за свои поступки, которые были квалифицированы в США как нарушение законодательства.
В итоге Мария провела в заключении 15 месяцев и 10 дней, после чего 25 октября 2019 года была освобождена и на следующие сутки улетела в Россию.
Несколько недель спустя Бутина вошла в экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в РФ, а также стала членом Общественной палаты, где обозначала свою специализацию как защиту прав и интересов граждан России за рубежом и в российской тюремной системе.
В 2020 году издала книгу «Тюремный дневник», в которой описала историю своего тюремного заключения в США.
Кроме общественной деятельности, Мария Бутина продолжает заниматься и журналистикой. Она устроилась на работу в RT, где, в частности, сняла резонансный сюжет о встрече с пребывающим в колонии оппозиционером Алексеем Навальным, из-за которой была раскритикована студентами Новосибирского государственного университета, с которыми проводила встречу.
Личная жизнь Марии Бутиной
Мария не выносит подробности личных отношений на публику, поэтому они часто становятся предметом слухов. Так, в прессе утверждалось, что женщина была замужем за активистом-нацболом, имеет ребенка. Эти сведения опровергла сама Бутина: «Тайна секретного ребенка Марии Бутиной раскрыта. Им оказался её крестный сын Володя Евдокимов, проживающий в Новосибирске со своими мамой Таней и папой Олегом, моим школьным другом».
Кроме того, в документах Минюста США указывается, что 29-летняя Бутина состояла в отношениях с 56-летним американцем, которого идентифицировали как политолога-республиканца Пола Эриксона. Эти факты подтвердила сестра Марии, Марина Бутина:
«Я хочу сказать, что это исключительно честный, порядочный и положительный человек. Они были вместе около четырёх лет. Хотелось бы добавить, что наверняка всем известно: не бывает идеальных отношений. У всех людей могут быть разногласия».
При этом Марина указала, что её сестра никогда не была нацелена на построение семьи: «По её карьере ясно, что она не стремилась выйти замуж и завести ребенка. Она хотела чего-то добиться в жизни. Всё-таки для неё это было первостепенным».
Сама Мария Бутина отмечала, что против неё давал показания человек, с которым у них были личные взаимоотношения и глубокая духовная связь. Но она прощает его за то, что он сделал. Конкретного имени Мария не называла.
Также в августе 2019 года стало известно об отставке основателя онлайн-ретейлера Overstock Патрика Бирна. Он покинул пост исполнительного директора после того, как в США была обнародована информация о его общении и затем вступлении в романтические отношения с Бутиной.
По данным New York Times, знакомство Бутиной и Бирна состоялось в июле 2015 года на либертарианской конференции в Лас-Вегасе. На допросе в Федеральном бюро расследований Бирн сообщил, что когда между ними возникла связь, то на романтических свиданиях Бутина «все чаще затрагивала тему возможности встретиться с кандидатами в президенты США, в частности, с Хиллари Клинтон, Дональдом Трампом, сенаторами Тедом Крузом и Марко Рубио».
Безумный маркиз. Как известный аристократ опозорил свой род, прославился причудами и стал кумиром европейской богемы?
За свою короткую, но яркую жизнь Генри Сирил Пэджет, 5-й маркиз графства Англси, прославился как невероятный мот, фанатичный театрал и актер, а также самый непристойный лорд в истории Великобритании. В рамках цикла о знаменитых эксцентриках, самозванцах и аферистах, «Лента.ру» решила разобраться в легендах, окружающих самого эксцентричного представителя английской аристократии рубежа XIX-XX веков.
Сын двух берегов
Генри Сирил Пэджет, 5-й маркиз Англси, родился 16 июня 1875 года в Париже. Его матерью была Бланш Мэри Бойд — вторая жена британского пэра Генри Пэджета, 4-го маркиза Англси. Правда, позже ходили упорные слухи, что безумный «танцующий маркиз» никак не мог быть родным сыном столь благородного британского аристократа, а настоящий его отец — французский актер Бенуа-Констан Коклен.
Жизнь будущего 5-го маркиза Англси началась с трагедии. Мать умерла, когда ему было всего два года, и мальчик поступил на воспитание той самой Эдит Бойд и ее родне.
Позже многие ревнители британского величия будут писать, что Генри Сирил превратился в паршивую овцу благородного семейства Пэджетов именно из-за того, что в раннем детстве получил не строгое английское воспитание на родине, а рос во Франции с «подозрительными» родственниками — не секрет, что британцы всегда с особой «нежностью» относились к соседям с другого берега Ла-Манша.
Маленький Робинзон
В восемь лет маленький Генри впервые приехал в Великобританию, в родовое поместье Plas Newydd на валлийском острове Англси. Отец женился повторно, но и он, и мачеха не очень интересовались воспитанием мальчика. Кроме того, Пэджет-старший, как рассказывают, отличался непростым характером и родительской любви к старшему сыну не проявлял.
Топпи, как позже называли его друзья, не знал в детстве бесценного прикосновения материнской любви. Пожилая набожная шотландская нянька была его единственным компаньоном, когда он гулял или ехал куда-то в коляске
Мальчик рос в поместье Пэджетов в окружении роскошных интерьеров, прислуги и множества домашних животных, которые стали его единственными друзьями. Общаться со сверстниками Генри практически не позволяли. Видимо, в этот странный и почти неизвестный исследователям период и сложилась личность будущего маркиза, который потом поразит всю Европу.
Позже Генри отправили учиться в знаменитый Итонский колледж, и он даже стал лейтенантом во 2-м добровольческом батальоне Королевских валлийских фузилеров, где его отец числился почетным полковником.
В общем, из Генри Сирила всеми силами пытались сделать достойного представителя рода Пэджетов, и до 23 лет он, по крайней мере внешне, соответствовал этому образу. Впрочем, рассказывают, что уже служа в армии Генри носил кольца на каждом пальце и пользовался белилами, потому что находил свою кожу слишком темной.
Неправильный наследник
Главные странности начались в 1898 году. В январе Генри женился на своей двоюродной сестре Лиллиан Флорес Четуинд. Свадьба эта тоже была частью обязательной аристократической процедуры — прежде чем стать главой фамилии, мужчина из высшего общества должен был жениться на достойной женщине. Генри действительно нравилась красавица Лиллиан, которую описывали, как «девушку, как будто сошедшую с картин прерафаэлитов», но только в очень необычном смысле.
Вечером в номере гостиницы Генри полностью раздел Лиллиан, уложил ее на кровать, усыпал обнаженную девушку золотом и бриллиантами и… на этом брачная ночь завершилась. Пэджет искренне восхищался красотой жены, но сексуальной близости у них не было.
13 октября того же 1898 года умер Генри Пэджет-старший, и Генри Сирил стал полноправным наследником состояния Пэджетов. С этого момента и начинаются те чудачества, которые принесут 5-му маркизу Англси короткую всемирную славу и едва не разорят фамилию.
Представление начинается
Как только Генри вступил во владение наследством, его любовь к роскоши превратилась в одержимость. Пэджеты обладали крупным состоянием и ежегодным доходом в 110 тысяч фунтов стерлингов (около 14 миллионов по современному курсу), однако очень быстро этот бюджет начал трещать по швам.
Маркиз устраивал немыслимо дорогие вечеринки, на которых представал перед изумленной публикой в невероятных нарядах, стоивших безумных денег. Лондонская публика была поражена появлением в обществе такого персонажа. 5-й маркиз Англси гулял по району Мэйфер разодетым в пух и прах, накрашенным, надушенным и с белым пуделем под мышкой. Ошейник собаки обязательно украшался розовыми лентами.
Генри Сирил был еще и большим любителем последних достижений технического прогресса. Он владел пятью автомобилями, которые изготавливались в начале XX века только на заказ и стоили огромных денег. Причем его машины отделывали самыми дорогими материалами, а их выхлопные системы были устроены таким образом, чтобы распылять парфюм.
Маркиз одним махом посрамил всех молодых представителей аристократии, которые смели называть себя эксцентричными. С его появлением в столице остался только один настоящий денди. Можно сказать, что Генри потряс сами основы этого понятия.
Все это вызвало восторг у творческой публики и прогрессивного крыла высшего света, однако аристократия старой закалки, в том числе родственники, иначе как паршивой овцой его не называли. И это еще самый мягкий эпитет. Впрочем, мнение высшего света не заботило Генри вовсе.
Лишенный детства одинокий мальчик, выросший в роскошной золотой клетке поместья Plas Newydd, каждым своим действием, каждой новой расточительной вечеринкой или покупкой мстил высшему обществу. Он как будто бы делал все, чтобы довести свою жизнь до абсурда в глазах возмущенных аристократов.
Театр Радости
Следующей жертвой вырвавшегося на свободу маркиза стало его родовое гнездо. Plas Newydd был переименован в «Замок Англси», а поместная часовня переделана в настоящий театр на 150 посадочных мест, названный хозяином Gaiety Theatre (Театр Радости). Все это снова стоило чудовищных денег, так как помимо дорогой отделки и прочих работ, Генри провел в свой театр электричество и освещал зал диковинными и довольно дорогими в те времена лампами Эдисона.
В 1899 году Генри начинает ставить на своей сцене спектакли, на которые приглашает как знакомых из Лондона, так и жителей округи, для которых вход на представления всегда был бесплатным.
Люди, видевшие представления в «Театре Радости», утверждали, что они были совершенно невероятны хотя бы по роскошеству костюмов и декораций. Впрочем, бывавшие на спектаклях Генри специалисты говорили, что он сам был талантливым актером и играл на сцене ничуть не хуже столичных профессионалов.
В антрактах Генри часто оставался на сцене, чтобы развлечь публику и исполнить для нее свой коронный сольный номер — «Танец бабочки», который он почерпнул из репертуара американской танцовщицы Лои Фуллер, восхищавшей его всю жизнь. Именно благодаря этим представлениям его и прозвали «танцующим маркизом» — то ли иронично, то ли всерьез.
Фотографии и сплетни
Помимо всего прочего, Генри был страстным фанатом фотографии, и на каждом его спектакле работали несколько фотографов. Они снимали все происходящее на сцене, а позже маркиз лично выбирал лучшие снимки, делал из них открытки и рассылал друзьям.
Особую страсть Генри Пэджет питал к постановочным снимкам. Он обожал позировать перед камерой в своих невероятно дорогих сценических костюмах, которые лучшие кутюрье Европы шили для него и украшали только настоящими драгоценными камнями. Рассказывают, что на костюмы и декорации первой постановки в театре на Англси ушло более 45 миллионов фунтов в современном эквиваленте.
Он не имел понятия о концепции бижутерии. Если в пьесе было написано «платье, украшенное драгоценными камнями», — в ход шли настоящие бриллианты
Вероятно, самую скандальную славу получили снимки Генри в образе королевы Алиеоноры Аквитанской, который он очень любил. Маркиз вообще без стеснения появлялся на публике в женских платьях, чем множил самые непристойные слухи по поводу своей ориентации. Складывая любовь к платьям и полное равнодушие к сексу с женщинами, недоброжелатели мгновенно делали вывод, что Генри Сирил Пэджет — гей.
Он был классическим нарциссом. Единственным, кого он мог любить и с кем мог бы заниматься сексом, был он сам
Смертельные гастроли
Красавица Лиллиан ничего не могла поделать с образом жизни мужа и подала на развод в ноябре 1900 года. Лишившись единственного человека, который хоть как-то сдерживал эксцентричные порывы его души, Генри пустился во все тяжкие. Вместе с труппой своего театра он начал гастролировать по всей Европе.
В странствующий театр Генри Пэджета входила полная труппа актеров, обслуживающий персонал и оркестр. Кроме того, он возил с собой и декорации. Рассказывают, что автомобильный поезд Генри насчитывал шесть грузовиков, не считая пяти легковых машин маркиза.
В течение трех лет Генри с труппой колесил по Европе, играя спектакли в столицах и все больше увеличивая невероятные долги, которые давно перекрыли его наследство и фамильные доходы. В итоге долг 5-го маркиза Англси достиг суммы, которая сегодня будет равняться примерно 250 миллионам фунтов стерлингов.
Тут-то родственники наконец нашли управу на расточительного главу семейства. Сговорившись с кредиторами, они запустили тяжбу, пытаясь хотя бы расплатиться с долгами. Имущество герцога Англси арестовали в 1904 году и назначили аукцион. С молотка пошло все, что было куплено за шесть лет безумств Генри.
Занавес
Родственникам удалось расплатиться почти со всеми долгами Генри и отстранить его от управления финансами. Опальному маркизу назначили ежегодную выплату в размере трех тысяч фунтов. Оставшись без состояния, он отправился жить в Европу, где путешествовал, правда уже без прежнего размаха, и раздавал интервью прессе.
Впрочем, эта кочевая жизнь продлилась совсем недолго. В 1905 году Генри Сирил Пэджет, 5-й маркиз Англси, подхватил туберкулез и умер 14 марта в Монте-Карло в возрасте 29 лет на руках бывшей жены Лиллиан и тетушки Эдит.
После смерти «танцующего маркиза» семейство Пэджетов сделало все, чтобы поскорее стереть память о своем нерадивом родственнике. Они, подобно древним египтянам или римлянам, пытались полностью уничтожить все упоминания о неугодном представителе рода. Были сожжены все бумаги и сотни фотографий Генри. «Театр Радости» переоборудовали обратно в часовню.
Впрочем, Генри Сирил Пэджет был слишком ярким человеком, чтобы его смогли так просто забыть. Сегодня в бывшем «Замке Англси», переименованном обратно в Plas Newydd, есть даже небольшая экспозиция, посвященная маркизу, где представлены несколько сохранившихся оригинальных фотографий Генри.
Кстати, и безумные костюмы Генри никуда не делись — они до сих пор появляются на аукционах, где продаются и покупаются за безумные суммы частными коллекционерами, каждый раз вызывая новую волну интереса к этому очень странному, но несомненно выдающемуся человеку.
Маркиз де Сад
Донасьен Альфонс Франсуа де Сад (фр. Donatien Alphonse François de Sade). Более известен как Маркиз де Сад (фр. marquis de Sade). Родился 2 июня 1740 года в Париже — умер 2 декабря 1814 года в психбольнице Шарантон в Валь-де-Марн. Французский аристократ, политик, писатель и философ.
Маркиз де Сад родился 2 июня 1740 года в замке Конде в Париже.
Предки де Сада носили графский титул (comte). Дед Донасьена был первым из этой фамилии, кто получил титул маркиза и стал именоваться «маркиз де Сад», хотя в официальных документах он чаще упоминается как маркиз де Мазан (marquis de Mazan).
Отец писателя титуловался «граф де Сад», к графскому роду де Садов по браку принадлежала муза Петрарки Лаура.
Известно, что род де Садов относится к «дворянству шпаги» (noblesse d’épée), что позволяло передавать титул отца сыну по наследству. Несмотря на этот факт, передача титула маркиза к отцу де Сада и ему самому не была никак зафиксирована, что ставит его титул именно маркиза, а не графа, под вопрос.
Споры о том, был ли Донасьен именно маркизом, не утихают до сих пор. В некоторых прижизненных документах он называется маркизом де Садом, в том числе в приговоре парламента 1772 года и ряде писем. В некоторых документах его именуют графом, например в акте о кончине.
Мать де Сада надеялась на то, что у её сына и юного наследника принца де Конде завяжутся тесные дружеские отношения, которые помогут Донасьену устроиться в жизни. Находясь при дворе, Мари-Элеонор смогла добиться разрешения принцессы играть её сыну с принцем. Но маленький де Сад не проявлял абсолютно никакого интереса к своему другу, а однажды даже подрался с ним, после чего был выслан из дворца и отправился жить к своим родственникам в Прованс.
В 1745 году де Сада отправили жить к его дяде, аббату де Сад (аббат д’Эбрей), который должен был заниматься его воспитанием. Донасьен поселился в старинном замке, огражденном массивными каменными стенами. В нём находился большой подвал, в котором Донасьен любил оставаться на долгое время один. Память об этом месте де Сад сохранил на всю жизнь.
Аббат де Сад помог мальчику познакомиться с мадам де Сен-Жермен, которая стала для последнего второй матерью, а также с Жаком-Франсуа Абле, который помогал Донасьену в учёбе, а впоследствии стал управляющим в его доме.
В 1750 году де Сад вместе со своим учителем, Жаком Абле, вернулся в Париж, чтобы продолжить обучение в знаменитом Иезуитском корпусе (колледже д’Аркур). Донасьену приходилось жить в апартаментах Абле из-за того, что к моменту его возвращения в столицу мать де Сада развелась с отцом, переехав в принадлежавшую ей резиденцию Кармелит, где и умерла в одиночестве в 1777 году.
В 1754 году Донасьен поступил в кавалерийское училище в надежде сделать военную карьеру. В 1755 году он получил звание младшего лейтенанта королевского пехотного полка. В это время в Европе разгорелась Семилетняя война, в которой маркиз де Сад принял активное участие. За заслуги в боях 14 января 1757 года он получил звание корнета карабинеров, а 21 апреля 1759 года — звание капитана кавалерии Бургонского полка.
В 1763 году де Сад ушёл в отставку в звании капитана кавалерии.
Маркиз де Сад
Рост Маркиза де Сада: 157 сантиметров.
Личная жизнь Маркиза де Сада:
По возвращении со службы в Париж Донасьен начал вести активную светскую жизнь.
Он стал ухаживать за младшей дочерью господина де Монтрей, президента налоговой палаты Франции. Но господин Монтрей был против этой свадьбы, зато он смог организовать свадьбу де Сада со своей старшей дочерью Рене-Пелажи Кордье де Монтрей. 17 мая 1763 года с благословения короля Людовика XV и королевы они поженились.
Однако, имея буйный характер, де Сад не мог сидеть в новом доме и поэтому посещал разные увеселительные заведения. 29 октября он был заключён в башню Венсенского замока за скандальное поведение в доме свиданий, откуда был выпущен 13 ноября и сослан в Нормандию, в поместье Эшофур, принадлежащее родителям жены.
11 сентября 1764 года получает разрешение вернуться в Париж.
В 1764 году Донасьен де Сад занял пост своего отца, став королевским генеральным наместником в провинциях Брессе, Бюже, Вальроме и Же. В 1767 году 24 января умер граф де Сад. Донасьен Альфонс Франсуа унаследовал сеньориальные права в Лакосте, Мазане, Сомане и земли Ма-де-Кабак поблизости от Арля.
27 апреля в Париже родился Луи-Мари, первый сын маркиза.
Предполагаемой ветвью потомков Маркиза де Сада считается семья Ле Топальезе (Le Topalese), мигрировашая в восточную Европу во второй половине XIX века. Но действительно подтвержденных данных о потомках маркиза нет.
Скандалы Маркиза де Сада
16 октября 1767 года в донесении бургундского инспектора Марэ появилась запись: «Вскоре мы снова услышим об ужасных поступках де Сада, который ныне старается уговорить девицу Ривьер из Оперы стать его любовницей, предлагая ей за это по двадцать пять луидоров в месяц. В свободные от спектаклей дни девица обязана будет проводить время с де Садом на вилле д’Арней. Девица, тем не менее, ответила отказом».
В 1768 году де Сад был привлечён к суду и заключён в замок Сомюр за изнасилование француженки Розы Келлер.
Некоторое время де Сад находился в замке под стражей. Затем инспектор бургундский Марэ, выполняя постановление суда Ла Турнель, забрал де Сада из замка Сомюр с заданием поместить задержанного в крепость Пьерре-Ансиз, недалеко от Лиона. 2 июня его перевели в тюрьму Консьержери в Париж, а через неделю по решению Людовика XV преследование было прекращено и де Сада обязали выплатить штраф в размере 100 луидоров.
23 августа 1770 года маркиз де Сад вновь поступил на военную службу в чине майора, а 13 марта 1771 года он получил звание полковника кавалерии.
5 января 1772 года маркиз де Сад пригласил знакомых дворян на премьеру комедии собственного сочинения, которую он поставил своими силами в родовом поместье Лакост.
В 9 часов утра 6 января де Сад навестил Маргариту Кост. По документам, маркиз предложил девушке заняться содомией, от чего та отказалась. Затем маркиз угостил Маргариту теми же самыми конфетами. Через несколько дней, с жалобами на боль в желудке, все девушки подали в полицию жалобу на маркиза.
4 июля французский суд вынес указ об аресте де Сада и его пажа. В замке Лакост был проведен обыск, но ничего запрещённого не было найдено.
11 сентября того же года Прованский парламент постановил привести в исполнение решение суда от 3 сентября. На следующий день 12 сентября на одной из центральных площадей Эксе сожгли чучела де Сада и его лакея. Но настоящая казнь так и не состоялась.
Несколько дней спустя Де Саду и Латуру удалось сбежать из крепости, и они отправились в Италию, в Шамбери. После побега и ещё до отъезда Донасьен уговорил сестру своей жены поехать. Последняя согласилась и отправилась вместе с ним в Италию, где у них завязался бурный роман. Узнав об этом, тёща де Сада мадам де Монтрей добилась у французского короля так называемого Lettre de cachet — королевское разрешение на арест и заточение под стражу любого лица без объяснения причин. 8 декабря по приказу короля Сардинии де Сада вместе со слугой арестовали в Шамбери и поместили в крепость Миолан, где они провели около пяти месяцев.
В 1773 году в ночь с 30 апреля на 1 мая де Сад, Латур и барон Алле де Сонжи совершили побег из этой крепости. В осуществлении этого им помогла мадам де Сад. После этого Донасьен перебрался в своё родовое имение в Лакосте, где безвылазно жил весь 1774 год, опасаясь очередного ареста, угроза которого постоянно висела над ним. В момент пребывания маркиза в замке его жена, мадам де Сад, собрала группу недовольных сексуальными извращениями своего хозяина и тайно покинула вместе с ними имение.
В феврале 1775 года де Сад, устав от затворнической жизни, похитил трёх местных девушек с целью изнасилования.
История о пропаже девушек быстро обошла всю местность, и расследование этого дела быстро завершилось. Де Сада обвинили в похищении девушек с целью совращения. Очередной скандал ещё более усугубил и без того незавидное положение Донасьена.
Не желая больше находиться в пустом замке и ожидать ареста, он в июле—декабре того же года под именем графа де Мазан побывал в Италии, где занимался изучением оккультных наук, а также записал ряд своих мировоззрений о науке и искусстве.
В 1776 году де Сад вернулся в Лакост. В октябре того же года Донасьен нанял в свой дом несколько молодых служанок, которые вскоре бежали, за исключением одной девушки — Катерины Триле (Catherine Trillet), которую Донасьен любил называть Жюстиной.
В начале 1777 года из Парижа пришла весть о том, что умирает мать де Сада Мари-Элеонор де Майе-Брезе де Карман. Несмотря на то, что он всегда относился к ней весьма равнодушно, де Сад отправился в Париж. В то же время 17 января отец Катерины Триле, узнав чем может заниматься его дочь в замке маркиза, публично потребовал де Сада отпустить его дочь домой. Маркиз отказался, после чего разгневанный отец пробрался в Лакост и выстрелил в де Сада, но промахнулся и был схвачен стражей.
30 января Донасьен вместе с женой прибыл в Париж, чтобы повидать свою больную маму. Вскоре он получил известие о её смерти 14 января. 13 февраля инспектор Марэ арестовал де Сада, исполняя предписания lettre de cachet. Донасьен был заключен в Венсенский замок. 31 декабря дядя де Сада, аббат де Сад, скончался в своём замке.
27 мая 1778 года французский король выдал разрешение де Саду обжаловать постановление от 11 сентября 1772 года. 14 июня Донасьен в сопровождении инспектора Марэ прибыл в Экс. 30 июня прованский парламент отменил решение марсельского суда, но приговорил маркиза к заточению в Венсенском замке.
16 июля по пути в замок де Саду удалось бежать из рук эскорта, и он укрылся в замке Лакост, но вскоре госпожа де Монтрей сообщила в полицию о местонахождении Донасьена, и инспектор арестовал его вновь. В тюрьме с ним обходились жестоко, и он часто писал своей жене письма с просьбами помочь ему с едой, одеждой и особенно с книгами. Тогда же де Сад начал писать свои первые пьесы, рассказы и новеллы.
В январе 1779 года были упрощены условия заключения. Ему предоставили перо и чернила, а также разрешили изредка ходить на прогулки. 13 июля 1781 года мадам де Сад впервые получила разрешение на встречи с мужем, но из-за приступов агрессии и ревности, которые одолевали Донасьена каждый раз при виде жены, посещения прекратились, а мадам постриглась в монахини.
В 1782 году де Сад закончил работу над своим первым сборником литературных произведений. Самое известное произведение этого сборника — «Диалог между священником и умирающим» — будет неоднократно переиздан и станет первым знаменитым творением Маркиза.
29 февраля 1782 года де Сада перевели в Бастилию, а Венсенский замок закрыли по экономическим причинам.
22 октября 1785 года Донасьен начал работу над романом «120 дней Содома». Через 37 дней де Сад закончил работу над манускриптом, который был написан на рулоне бумаги длиной около 12-20 метров. Маркиз попытался спрятать его у себя в камере, но в 1789 году, когда Донасьена уже не было в Бастилии, охранник нашёл эту рукопись и вынес её ещё до штурма крепости.
8 июля 1787 года Донасьен закончил работу над повестью «Несчастья добродетели». 7 марта 1788 года де Сад завершил свою очередную работу — один из шедевров французской новеллистики — «Евгению де Франваль».
Философия Маркиза де Сада:
1. Отрицание традиционного для его времени деления общества на дворянство, духовенство и третье сословие. У де Сада существуют лишь сословие властителей и сословие рабов;
2. Идея о том, что убийство является благом для общества, иначе народы погибнут целиком и полностью от перенаселения и нехватки ресурсов. Аналогичные идеи были у Томаса Мальтуса;
3. Интерес к поведению человека, с которого сняты все ограничения, начиная от социальных и заканчивая религиозными;
4. Отрицание самого существования Бога, а также всех моральных норм и правил, как предписанных церковными канонами, так и общечеловеческих принципов поведения в семье и обществе. В качестве доказательства можно привести многочисленные описания сцен инцеста, сопровождающегося особой жестокостью и заканчивающихся убийством жертвы, подвергаемой насилию;
5. Либертинаж (нигилистическая философия, отрицающая принятые в обществе нормы, прежде всего моральные);
6. В «Жюстине» де Сада сформулирован революционный для его времени принцип относительности морали.
27 апреля 1789 года вспыхнули народные беспорядки. Руководство тюрьмы решило усилить охрану. 2 июля де Сад прокричал из окна своей камеры, что в Бастилии избивают арестантов, и призвал народ прийти и освободить их. 4 июля за скандальную выходку Донасьена перевели в лечебницу Шарантон, запретив ему забрать книги и рукописи, среди которых находилась рукопись «120 дней Содома».
14 июля Бастилию заняли народные толпы, началась Великая французская революция. При взятии Бастилии камера де Сада была разграблена и многие рукописи были сожжены.
Маркиз де Сад и Великая французская революция
В 1792 году де Сад продолжал писать пьесы и успешно показывать их во французских театрах. 5 марта группа якобинцев, так называемая «Якобинская клика», освистала комедию маркиза «Соблазнитель», которая была поставлена в Театре итальянской комедии.
10 августа во Франции произошло свержение монархии и установление «Первой республики». В этот же день французскими властями был убит друг и соратник де Сада Станислас де Клермон-Тоннер.
17 октября Донасьена назначили комиссаром по формированию кавалерии, впредь он был обязан посещать все заседания его комитета, писать политические заметки и памфлеты. В этот же день группа неизвестных бунтовщиков ворвалась в родовой замок де Сада Лакост и полностью разграбила его. 30 октября де Сад был назначен комиссаром государственного Совета по здравоохранению. Его коллегами стали комиссары Карре и Дезормо.
1793 год начался с казни короля Людовика XVI, которому 21 января отрубили голову с помощью гильотины.
13 января маркиза назначили присяжным революционного трибунала.
12 мая де Сад стал председателем революционной секции «Пик», но вскоре отказался от должности, передав её своему заместителю.
Благодаря своему положению 23 мая Донасьен смог добиться, чтобы все имена его родственников были внесены в список невиновных лиц (к тому времени на семью де Сада и семью его жены начались гонения).
9 октября на церемонии, посвящённой памяти «мучеников свободы», де Сад публично зачитывает своё «Воззвание к душам Марата и Лепелетье». 15 ноября в Конвенте зачитал свой памфлет «Прошение секции Пик, адресованное представителям французского народа», в котором члены секции отрекаются от всех культов, кроме культа Разума.
8 декабря по приказу полицейского департамента Парижа де Сада арестовали в его собственном доме и отправили в тюрьму Мадлонетт. В январе 1794 года его переводят в тюрьму монастыря кармелитов, затем в Сен-Лазар, а 27 марта в Пикпюс. 27 июля (8 термидора) революционный трибунал приговорил его к смертной казни. Но на другой день произошёл переворот 9 термидора и приговор не был приведён в исполнение. 15 октября освобождён.
Смерть Маркиза де Сада
В последние годы де Сад влачил жалкое существование в нищете и болезнях и работал в версальском театре за 40 су в день. Декрет от 28 июня 1799 года, причислил его имя к списку аристократов, подлежащих изгнанию.
К началу 1800 года он всё же получил право гражданства, но вскоре оказался в версальской больнице, «умирающий от голода и холода», под угрозой нового тюремного заключения за долги.
6 марта 1801 года арестован как автор порнографических сочинений и заключен в тюрьму Сент-Пелажи. 14 марта 1803 года, по обвинению в развращении заключённых, переведён в тюрьму Бисетр, а 27 апреля — в лечебницу для душевнобольных Шарантон, куда за ним едет мадам Мари Констанс Кене (в девичестве Ренель) — единственная привязанность его последних лет. Там он снова смог полностью посвятить себя написанию комедий и даже ставит их на сцене для обитателей приюта.
Маркиз де Сад умер в Шарантоне 2 декабря 1814 года от астматического приступа. Его предсмертная воля была нарушена: тело Донасьена было вскрыто. Ленорман, по всей видимости местный священник, не был предупреждён, и де Сада по христианскому обычаю похоронили на кладбище в Сен-Морис.
Погребение состоялось 4 или 5 декабря 1814 года. По другой версии, его похоронили в глухом углу его собственного поместья.
Экранизации Маркиза де Сада:
кадры из фильма «Музей восковых фигур»
кадры из фильма «Перо Маркиза де Сада»
Библиография Маркиза де Сада:
120 дней Содома, или Школа разврата (Les 120 journées de Sodome, ou l’École du libertinage, роман, 1785);
Жюстина, или Злоключения добродетели (Les Infortunes de la vertu, роман, первая редакция «Жюстины», 1787);
Жюстина, или Несчастная судьба добродетели (Justine ou les Malheurs de la vertu, роман, 1791);
Алин и Валькур, или Философский роман (Aline et Valcour, ou le Roman philosophique, роман, 1795);
Дорси, или Насмешка судьбы (Dorci, ou la Bizarrerie du sort, новелла, 1788);
Сказки, басни и фаблио (Historiettes, Contes et Fabliaux, 1788) Змей (Le Serpent);
Гасконское остроумие (La Saillie Gasconne);
Удачное притворство (L’Heureuse Feinte);
Наказанный сводник (Le M. puni);
Застрявший епископ (L’Évêque embourbé);
Привидение (Le Revenant);
Провансальские ораторы (Les Harangueurs Provençaux);
Пусть меня всегда так надувают (Attrapez-moi toujours de même);
Угодливый супруг (L’Époux complaisant);
Непонятное событие, засвидетельствованное всей провинцией (Aventure incompréhensible);
Цветок каштана (La Fleur de châtaignier);
Учитель-философ (L’Instituteur philosophe);
Недотрога, или нежданная встреча (La Prude, ou la Rencontre imprévue);
Эмилия де Турвиль, или жестокосердие братьев (Émilie de Tourville, ou la Cruauté fraternelle);
Огюстина де Вильбланш, или любовная уловка (Augustine de Villeblanche, ou le Stratagème de l’amour);
Будет сделано, как потребовано (Soit fait ainsi qu’il est requis);
Одураченный президент (Le Président mystifié);
Маркиз де Телем, или последствия либертинажа (La Marquise de Thélème, ou les Effets du libertinage);
Возмездие (Le Talion);
Сам себе наставивший рога, или непредвиденное примирение (Le Cocu de lui-même, ou le Raccommodement imprévu);
Хватит места для обоих (Il y a place pour deux);
Исправившийся супруг (L’Époux corrigé);
Муж-священник (Le Mari prêtre);
Сеньора де Лонжевиль, или отмщенная женщина (La Châtelaine de Longeville, ou la Femme vengée);
Плуты (Les Filous);
Философия в будуаре (La Philosophie dans le boudoir, роман в диалогах, 1795);
Новая Жюстина, или Несчастная судьба добродетели (La Nouvelle Justine, ou les Malheurs de la vertu, роман, третья редакция, 1799);
Преступления любви, героические и трагические новеллы (Les Crimes de l’amour, Nouvelles héroïques et tragiques, 1800) Мысли о романе (Une Idée sur les romans);
«Жюльетта и Роне, или заговор в Амбуазе» (Juliette et Raunai, ou la Conspiration d’Amboise);
Двойное испытание (La Double Épreuve);
«Мисс Генриетта Штральзон, или последствия отчаяния» (Miss Henriette Stralson, ou les Effets du désespoir);
‘«Факселанж, или заблуждения честолюбия» (‘Faxelange, ou les Torts de l’ambition);
Флорвиль и Курваль, или Неотвратимость судьбы (Florville et Courval, ou le Fatalisme);
Родриго, или заколдованная башня (Rodrigue, ou la Tour enchantée);
Лауренция и Антонио (Laurence et Antonio);
Эрнестина (Ernestine);
«Доржевиль, или преступная добродетель» (Dorgeville, ou le Criminel par vertu);
«Графиня де Сансерр, или соперница собственной дочери» (La Comtesse de Sancerre, ou la Rivalle de sa fille);
Эжени де Франваль (Eugénie de Franval);
История Жюльетты, или Успехи порока (Histoire de Juliette, ou les Prospérités du vice, роман, продолжение «Новой Жюстины», 1801);
«Дни в замке Флорбель, или разоблачённая природа» (Les Journees de Florbelle, ou la Nature devoilee, suivies des Memoires de l’abbe de Modose et des Adventures d’Emilie de Volnange servant de preuves aux assertions, роман, 1806, утерян);
Маркиза де Ганж (La Marquise de Gange, исторический роман, 1807—1812);
Аделаида Брауншвейгская, принцесса Саксонская (Adélaïde de Brunswick, princesse de Saxe, исторический роман, 1812);
Тайная история Изабеллы Баварской, королевы Франции, содержащая редкие, прежде неизвестные, а также давно забытые факты, тщательно собранные автором на основании подлинных рукописей на языках немецком, английском и латинском (Histoire secrète d’Isabelle de Bavière, reine de France, dans laquelle se trouvent des faits rares, inconnus ou restés dans l’oubli jusqu’à ce jour, et soigneusement étayés de manuscrits authentiques allemands, anglais et latins, исторический роман, 1814)
La Liste du Suisse (утеряна);
La Messe trop chere (утеряна);
L’Honnete Ivrogne (утеряна);
N’y allez jamais sans lumiere (утеряна);
La justice venitienne (утеряна);
Adelaide de Miramas, ou le Fanatisme protestan (утеряна)
Idee sur les romans, introductory text to Les Crimes de l’Amour;
L’Auteur de «Les Crimes de l’Amour» a Villeterque, folliculaire
Диалог между священником и умирающим (Dialogue entre un pretre et un moribond);
Философия в будуаре (La Philosophie dans le boudoir);
Окстьерн, или несчастья либертинажа (Le Comte Oxtiern ou les Effets du Libertinage);
Les Jumelles ou le /choix difficile;
Le Prevaricateur ou le Magistrat du temps passe;
Jeanne Laisne, ou le Siege de Beauvais;
L’Ecole des jaloux ou la Folle Epreuve;
Le Misanthrope par amour ou Sophie et Desfrancs;
Le Capricieux, ou l’Homme inegal;
Les Antiquaires;
Henriette et Saint-Clair, ou la Force du Sang (утеряна);
Franchise et Trahison;
Fanny, ou les Effets du desespoir;
La Tour mysterieuse;
L’Union des arts ou les Ruses de l’amour;
Les Fetes de l’amitie;
L’Egarement de l’infortune (утеряна);
Tancrede (утеряна)
Adresse d’un citoyen de Paris, au roi des Français (1791);
Section des Piques. Observations presentées à l’Assemblee administrative des hopitaux (28 octobre 1792);
Section des Piques. Idée sur le mode de la sanction des Lois; par un citoyen de cette Section (2 novembre 1792);
Pétition des Sections de Paris à la Convention nationale (1793);
Section des Piques. Extraits des Registres des déliberations de l’Assemblée générale et permanente de la Section des Piques (1793);
La Section des Piques à ses Frères et Amis de la Société de la Liberté et de l’Égalite, à Saintes, departement de la Charente-Inferieure (1793);
Section des Piques. Discours prononcé par la Section des Piques, aux manes de Marat et de Le Pelletier, par Sade, citoyen de cette section et membre de la Société populaire (1793);
Petition de la Section des Piques, aux representants de peuple français (1793);
Les Caprices, ou un peu de tout (утеряна)