паганини биография личная жизнь
Никколо Паганини: биография, личная жизнь, творчество, интересные факты
Никколо Паганини был известным итальянским композитором и скрипачом 19-го века. Гений, нонконформист, эксцентричный, неуправляемый странник, он оставил заметный след в музыке.
Изучая исполнителей-виртуозов, нельзя не прочесть о музыканте, чье имя навсегда осталось в истории. Никколо Паганини был скрипачом, гитаристом и композитором и одним из самых выдающихся исполнителей своего времени. Мастерство и креативность музыканта ярко проявились в его композициях, которые сделали его одним из столпов современной скрипичной техники.
Несмотря на то, что Никколо Паганини страдал от болезней, которые преследовали его с рождения, и на его экстравагантный образ жизни, он оставался источником вдохновения и мотивации для многих композиторов и музыкантов, включая Иоганнеса Брамса, Фредерика Шопена, Ференца Листа и Роберта Шумана. Способность превращать свои минусы в плюсы иллюстрируется диапазоном в три октавы, в котором он играл на четырех струнах, используя свои длинные пальцы. Все это способствовало тому, что он получил постоянное место в истории музыки 19-го века.
Ранняя биография
Паганини родился 27 октября 1782 года в Генуе, которая в то время являлась столицей одноименной республики. Его отец Антонио Паганини был не очень успешным брокером, который занимался судоходным бизнесом. Его матерью была Тереза Боккардо. Они оба были музыкантами-любителями.
Никколо, родившийся третьим из шести детей, был крещен 28 октября в Кьеза-ди-Сан-Сальваторе, на площади Сарцано. Среди его выживших братьев и сестер были Бьяджо и Карло Паганини и Тереза Бонати. О других детях ничего не известно.
Антонио Паганини играл на мандолине в местном оркестре. Он быстро осознал потенциал Никколо и начал учить его этому инструменту, как только последнему исполнилось 5 с половиной лет. Его мать, хотя и была неграмотной, взращивала талант сына, как могла.
Когда Никколо исполнилось семь лет, его отец начал учить его игре на скрипке. Так как он играл на мандолине, у него не было ничего, чтобы предложить гению. Поэтому для дальнейших уроков он отправил его к скрипачу в местном оркестре, Джованни Серветто.
Учеба у Джакомо Косты
В 1793 году в течение шести месяцев он дал Никколо тридцать уроков. Довольный прогрессом своего ученика, Коста пригласил его играть в нескольких церквях в Генуе. Первое зарегистрированное публичное выступление Никколо Паганини состоялось в церкви Сан-Филиппо Нери 26 мая 1794 года.
Во второй раз он выступил 1 декабря 1794 года в соборной церкви Ностра Синьора делле Винье по случаю Дня святого Элигия. За это он был впервые упомянут в рукописном журнале Avviso.
Продолжая выступать публично, в мае 1795 года Паганини снова появился в церкви Сан-Филиппо Нери, и вновь был упомянут в выпуске Avviso от 30 мая 1795 года. В нем говорилось, что «гармоничный концерт в исполнении приятного 12-летнего мальчика, г-на Никколо Паганини, ученика профессора г-на Джакомо Косты, завершился всеобщим восхищением и одобрением».
Учеба в Парме
К началу 1795 года Никколо Паганини в своем родном городе зарекомендовал себя как известный музыкант, обычно играя на концертах свои собственные композиции. Местным музыкантам больше нечему было его научить. Поняв это, отец решил отвезти его в Парму к Алессандро Ролла.
Чтобы поехать и остаться в Парме, нужны были деньги, а у семьи их не было. Поэтому отец заставил его практиковаться еще больше, чтобы он мог собрать достаточно денег на благотворительном концерте, который состоялся в Театре Св. Агостино в июле 1795 года. Выступление прошло успешно, что позволило Антонио и Никколо Паганини уехать в Парму в 1796 году.
Добравшись до дома Ролла, они обнаружили, что хозяин болен и лежит в постели. Пока они ожидали его, мальчик заметил музыкальный инструмент и композицию, лежавшую рядом. Взяв скрипку, Никколо Паганини начал играть. Ролла, хотя и был очень болен, был поражен его игрой и сказал подростку, что ему нечего предложить. Однако он в течение нескольких месяцев давал ему уроки, а затем предложил изучать композицию у Фердинандо Паэра и контрапункт у Гаспаро Гиретти.
Никколо учился полгода. Под руководством Паэра написал 24 фигуры для четырех рук, а обучаясь у Гиретти, он написал огромное количество инструментальной музыки. Никколо также дал ряд концертов, как в Парме, так и в Колорно, зарабатывая себе славу и деньги.
Начало карьеры
Паганини вернулись в Геную в конце 1796 года. К тому времени город находился под французским контролем, и семья переехала в Ромэйрон. Паганини был вынужден вести тихую жизнь, сочиняя музыку и исполняя ее в местных церквях. Она была такой сложной, что только он мог ее исполнить.
Это был также период в биографии Паганини, когда он начал практиковаться игре на гитаре, предпочитая играть на инструменте в небольших помещениях, а не публично. В 1797 г. музыкант отправился в свой первый тур и дал около десяти концертов в Милане, Богоне, Флоренции, Пизе и Ливорно.
Несмотря на успех, отец продолжал контролировать его жизнь железной рукой, заставляя его практиковать свои сочинения часто по 10 часов в день. Очень скоро Паганини захотелось стать свободным. И он получил такой шанс, когда в 1801 г. посетил город Лукку, на этот раз со своим старшим братом Карло.
Первая скрипка
В Лукке он успешно играл на фестивале Санта-Кроче, который состоялся 14 сентября 1801 года. Он поселился там и в следующем году был назначен первой скрипкой Республики Лукка. Одновременно он продолжал посещать концерты, зарабатывая на них достаточное количество средств.
Паганини продолжал сочинять музыку, начав работу над «24 капризами для сольной скрипки» приблизительно в 1802 году. Но, несмотря на родительский контроль, у него развилось множество пороков – музыкант проводил свободное время за азартными играми, выпивкой и с женщинами. Считается, что в этот период произошел первый в биографии Паганини алкогольный срыв, потребовавший медицинской помощи.
В 1805 году княгиней Луккской стала сестра Наполеона Мария Анна Элиза Бонапарт Бачокки Левой. В том же году она назначила Никколо Паганини скрипачом Второго двора, а также наставником по игре на скрипке своего мужа Феличе Паскуале Бачокки Левоя.
Под покровительством княгини Луккской он сочинил много камерной музыки. Наиболее заметными среди его произведений были сонаты, особенно соната «Наполеон». Кроме того, он сочинил кварталы для струнных и гитары. Еще одной важной работой этого периода было произведение Duetto Amoroso.
В 1807 году, когда Мария Анна стала Великой княгиней Тосканской, она перенесла свой двор во Флоренцию. Паганини тоже переехал в город, где прожил как придворный скрипач около двух лет.
Международная слава
К концу 1809 года, после того как отношения с Великой княгиней осложнились, Никколо Паганини покинул Флоренцию, чтобы начать карьеру свободного музыканта. Теперь он путешествовал по Генуе и Парме и был признан местным зрителем виртуозом. Однако за их пределами он оставался неизвестным.
Первый большой прорыв в биографии Паганини произошел, когда 29 октября 1813 года он дал свой первый концерт в миланском театре «Ла Скала». Выступление было чрезвычайно успешным и привлекло внимание выдающихся музыкантов Европы. В течение десяти недель он выступал там же еще 6 раз.
Вскоре Паганини стали считать главным скрипачом в Европе. Он дал более ста концертов в разных городах Италии, таких как Генуя, Парма, Флоренция, Турин, Неаполь, Болонья, Венеция и Рим. Это был также период, когда из-за своего невоздержанного образа жизни он много болел.
Тур по Европе
В 1828 г. Паганини впервые отправился в тур по Европе. Начав с 14 концертов в Вене, он останавливался в каждом большом городе Германии, Польши и Богемии и в конце концов обосновался в Страсбурге, где оставался до 1831 года. Его успех привел к формированию культа подражания ему во всем.
В 1832 году он посетил Великобританию и совершил поездку по Англии и Шотландии, заработав огромное количество денег. В 1833 г. музыкант поселился в Париже, оставаясь там до сентября 1834 года. В этот период он снова начал страдать от различных недугов, что приводило к частым отменам его концертов и мешало его карьере.
Возвращение на родину
Паганини оставался в Генуе до 1836 года, после чего переехал в Париж, чтобы основать казино. Он потерпел неудачу, которая заставила его продать с аукциона его музыкальные инструменты. В декабре 1838 г. он покинул Париж, чтобы провести свои последние годы в Ницце.
Главные достижения
Композитора Никколо Паганини больше всего помнят за его «24 каприса для скрипки соло», которые он написал между 1802 и 1817 годами. Они представлены в виде этюдов, в каждом из которых исследуется один аспект скрипичной техники. Работа была впервые опубликована в 1982 году по заказу города Генуи по случаю двухсотлетия Паганини.
Награды
В 1827 году за свое творчество Никколо Паганини был награжден папой Львом XII орденом Золотой шпоры.
В 1828 году, находясь в Вене, он был удостоен императором почетного звания камерного виртуоза. Также был награжден медалью Святого Сальватора.
Интересные факты
Никколо Паганини страдал от генетических нарушений, таких как синдром Марфана или Элерса-Данлоса. Его внешность наряду с музыкальным опытом породила слух, что он был связан с дьяволом и мог играть так хорошо только потому, что у него был договор с Сатаной.
Хотя Паганини никогда не женился, у него было много романов. Среди них отношения с Анжелой Каванной, которая родила мертвую дочь. По слухам, в мае 1815 года он был арестован за соблазнение Каванны и был заключен в Торре Гримальдина в Генуе, пока не было достигнуто соглашение. Он всегда отрицал данное обвинение.
У Паганини также были длительные отношения с танцовщицей Антонией Бьянки. Они встретились в Милане в 1813 году и жили вместе, пока в 1828 году он не отправился в европейское турне.
Единственный ребенок Паганини и Бьянки, сын по имени Ахиллес Сайрус Александр, родился вне брака 23 июля 1825 года в Палермо. Виртуоз имел близкие отношения со своим сыном, брал его в европейские туры и сделал его своим главным наследником. О других детях Никколо Паганини ничего не известно.
Музыкант с детства страдал хроническим заболеванием, которое усугубилось из-за интенсивных упражнений, частых концертов и неумеренного образа жизни. Уже в 1822 году он заразился сифилисом. В 1834 году он заболел туберкулезом и потерял голос в 1838 году.
Смерть и захоронение
Последние годы жизни Никколо Паганини провел в Ницце, куда он переехал в 1838 году. Там его состояние еще больше ухудшилось. 20 мая 1840 года епископ Ниццы отправил местного приходского священника совершить причастие. Веря, что он будет жить, Паганини отказался. Но он внезапно умер от внутреннего кровотечения 27 мая 1840 года, не совершив последние обряды.
После его смерти церковь отказала его телу в католическом погребении из-за отказа принять причастие и предполагаемой связи с дьяволом. После неоднократных запросов сына четыре года спустя останки Никколо Паганини были перевезены в Геную, но не были захоронены.
Только в 1876 году его тело было погребено в Парме. В 1896 г. Паганини был перезахоронен на кладбище Ла Виллетта, также в Парме. Позже там был установлен памятник.
Никколо Паганини
Биография
Мистический скрипач, руками которого руководил сам Сатана, до сих пор собственными произведениями будоражит людские сердца и заставляет задуматься о сокровенном, хотя со дня смерти гения минуло немало лет.
Поздней осенью 1782 года в небогатой генуэзской семье родился второй ребенок, которого назвали Никколо. Родители сильно переживали за кроху, так как младенец появился на свет раньше срока и был болезненным и тщедушным. Отчий дом Никколо стоял в узком проулке под названием Черная кошка. Антонио Паганини (папа) в молодости работал грузчиком в порту, но чуть позднее открыл собственную лавочку. Тереза Боччардо (мама) вела домашнее хозяйство.
Портрет Никколо Паганини
Однажды Терезе приснился ангел, который предрек второму ребенку блестящее музыкальное будущее. Когда женщина рассказала о сне супругу, тот невероятно обрадовался, ведь и сам обожал музыку. Антонио постоянно музицировал на мандолине, чем сильно раздражал соседей и супругу. Мужчина прививал любовь к музыкальным инструментам старшему ребенку, но успеха не возымел.
Никколо Паганини в детстве и молодости
Но на церемонии прощания произошло чудо – Никколо очнулся и сел в гробу. Как только малыш поправился, Антонио вновь вручил ему любимую игрушку-мучительницу – скрипку. Теперь мужчина прекратил самостоятельные уроки с сыном и пригласил учителя, которым стал генуэзский скрипач Франческе Ньекко. Паганини рано начал создавать первые композиции собственного сочинения. Таким образом, уже в 8 лет он порадовал родственников скрипичной сонатой.
Городок облетели слухи о том, что в бедной семье лавочника Паганини растет талантливый музыкант. Не прошли эти новости и мимо ушей главного скрипача капеллы собора Сан-Лоренцо, который решил лично убедиться в гениальности мальчика. После прослушивания Джакомо Коста предложил собственные услуги в развитии юного дарования. Коста шесть месяцев обучал Никколо, передавая ему навыки и секреты искусства.
Музыка
После занятий с Джакомо жизнь ребенка изменилась до неузнаваемости, теперь его биография полна встреч с творческими людьми. Перед юношей открылась дорога к концертной деятельности. В 1794 году в Генуе выступал польский виртуоз Август Дурановский, который так воодушевил юного скрипача, что тот решился дать собственный концерт. После этого мальчиком заинтересовался маркиз Джанкарло ди Негро, который слыл известным меломаном. Узнав, что одаренный ребенок растет в бедной семье, маркиз берет на себя обязанности по воспитанию и содержанию Никколо.
Скрипач Никколо Паганини
Джанкарло ди Негро оплачивает услуги нового учителя для мальчика. Им становится популярный виолончелист Гаспаро Гиретти, научивший Пагагини композиторской технике и развивший в нем способность сочинять музыку без инструмента. Под таким руководством юноша сочинил два концерта для скрипки и 24 фуги для фортепиано в четыре руки.
В 1800 Паганини начинает серьёзную работу и дает 2 концерта в Парме. После этого его приглашают ко двору герцога Фердинанда Бурбонского, где юноша уверенно выступает. В этот момент Антонио Паганини понимает, что пора зарабатывать деньги на таланте сына. Став импресарио, организует гастроли по Северной Италии.
Скрипка Никколо Паганини
Талантливый юноша концертирует в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно. В городах собираются огромные залы, люди хотят посмотреть на юного скрипача. Но несмотря на тяжелые гастроли, отец настаивает на постоянном музицировании Никколо, который уже создает шедевральные каприччо. Эти 24 каприса совершили революцию в мире скрипичной музыки. Рука гения прикоснулась к сухим формулам Локателли, и произведения заиграли свежими искрящимися образами и картинами. Более ни одному скрипачу такое было не подвластно. Каждая миниатюра из 24 звучит бесподобно, вызывая у слушателя и смех, и слезы, и дикий ужас одновременно.
Устав от авторитарного и жестокого отца, повзрослевший юноша решил жить самостоятельно. В этот момент ему предложили место первого скрипача в Лукке, и, чтобы избавиться от родительской опеки, Никколо соглашается. Этот момент описывается в дневниках, где он делится впечатлениями о чувстве опьяняющей свободы и ощущения крыльев за спиной. Это отразилось и на концертах, которые зазвучали пылко и страстно. Теперь жизнь гения превратилась в череду поездок, картежных игр и сексуальных приключений.
Никколо Паганини возвращается в Геную в 1804 году. Пробыв на Родине непродолжительное время, он успел создать 12 скрипичных и гитарных сонат. После этого вновь отправляется в герцогство Феличе Бачокки, где работает дирижером оркестра и камерным пианистом. В 1808 году переезжает вслед за остальными придворными во Флоренцию. Семь лет провел музыкант при дворе, прерывая службу только на время гастролей. Эта зависимость так нервировала молодого человека, что он решился на отчаянный поступок, чтобы избавиться от дворянских пут.
Никколо Паганини называли «скрипачом дьявола»
Явившись на концерт в мундире капитана и наотрез отказавшись переодеться, был изгнан сестрой Наполеона из дворца. В тот момент французского полководца разгромили русские войска, и поступок скрипача так взбудоражил общество, что он чудом избежал ареста. Далее творческий путь продолжается уже в Милане. В театре «Ла Скала» настолько очаровался увиденным танцем ведьм из балета «Свадьба Беневенто», что за один вечер написал вариации для оркестровой скрипки на эту тему.
В 1821 Паганини прерывает концертную деятельность из-за затяжной изматывающей болезни. Дела обстоят настолько плохо, что мужчина просит приехать мать, чтобы успеть попрощаться. Матушка прикладывает усилия для спасения сына и перевозит его в Павию. Здесь скрипача лечит Сиро Борда, который делает больному кровопускания, втирает ртутную мазь и пишет персональную диету.
Но Никколо терзают сразу несколько болезней: лихорадка, кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы. Справится с недугом не может даже именитый лекарь. Даже во время болезни талантливый музыкант не оставляет творчество и слабыми руками перебирает гитарные струны, обдумывая композиции. Моления матушки не проходят даром, и мужчина поправляется, правда надрывный кашель остается на года.
Окрепнув, Паганини дает 5 концертов в Павии и сочиняет 20 новых произведений. Последующие годы мужчина путешествует, выступая Германии, Риме, Вестфалии, Франции. Теперь билеты на Паганини стоят огромных денег, талантливый скрипач зарабатывает состояние и даже покупает себе титул барона.
Личная жизнь
Несмотря на непрезентабельную внешность, Никколо Паганини не испытывал недостатка в любовницах. Глядя на фото, современники удивляются, как это ему удавалось. Желтоватое лицо, острый нос, угольно-черные глаза и спутанные темные волосы – это портрет великого музыканта. Едва юноше исполнилось 20 лет, как у него появилась дама, которая увозила скрипача вечерами в собственное поместье, чтобы отдохнуть после концертов.
Никколо Паганини в 20 лет
Следующей музой мужчины становится Элиза Бонапарт Бачокки, которая приблизила любимого ко двору и всячески поддерживала. Отношения завязались непростые, но настолько страстные, что в этот период скрипач пишет 24 каприса на одном дыхании. В этюдах раскрывается все, что испытывал юноша к красавице-принцессе: боль, страх, любовь, ненависть и восторг. Это произведение до сих пор не дает покоя слушателям, многие из которых считают, что в тот момент рукой композитора управлял сам дьявол.
Никколо Паганини в молодости
Музыкант отправляет подругу в Геную к родственникам, где ее находит отец. Портной обвинил Паганини в развращении дочери и подал в суд. За время судебных разбирательств Анджелина родила, но дитя погибло. Скрипач выплатил денежную компенсацию семье Каванно.
Спустя 3 месяца влюбчивый скрипач завязал отношения с певицей Антонией Бьянки, которая выступала на сцене «ЛаСкала». Пара жила настолько странно, что неоднократно привлекала внимание окружающих. Антония любила Никколо, но постоянно изменяла. Девушка объясняла это тем, что мужчина часто болел,а ей не хватало внимания. Собственные измены певица не скрывала. Любимый тоже в долгу не оставался и заводил интрижки с кем попало.
Никколо Паганини и Антония Бьянки
В 1825 году у пары рождается сын, которого назвали Ахилл. Скрипач, мечтающий о детях, безумно обрадовался этому факту. Чтобы создать ребенку условия и обеспечить дальнейшую жизнь, молодой отец погрузился в творчество и зарабатывание капитала. Не забывая при этом уделять внимание горячо любимому Ахиллу. Супруги разошлись, когда ребенку исполнилось 3 года. Никколо добился единоличной опеки над малышом.
Несмотря на любовные похождения, привязан он только к одной женщине – Элеоноре дэ Лука. С юности и до зрелости мужчина навещал возлюбленную, которая безропотно принимала блудного друга.
Смерть
Осенью 1839 года Паганини приехал навестить Геную, но поездка далась нелегко. Великого виртуоза подкосил туберкулез, из-за которого мужчину мучил изнуряющий кашель и отечность ног. Последние месяцы перед смертью он даже не выходил из дома. В 1840 болезнь поглотила Никколо, который на смертном одре пальцами перебирал струны любимой скрипки, не в силах поднять смычок. В этом же году великий музыкант скончался.
Могила Никколо Паганини
По одной из версий, церковнослужители запретили предавать тело земле из-за того, что перед смертью мужчина не исповедовался. Паганини кремировали, а прах хранила Элеонора дэ Лука. Из другого источника следует, что Никколо похоронили в Валь-Польчевере, и спустя 19 лет Ахилл добился захоронения останков отца на Пармском кладбище.
Интересные факты
Никколо Паганини
Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в Генуе.
Никколо Паганини был третьим ребенком в семье из шестерых детей.
В раннем детстве он написал несколько произведений для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял. Произведения эти не сохранились.
Отец отправил его на обучение скрипачу Джованни Черветто (Giovanni Cervetto).
С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. В то время в Генуе и Лигурии сложилась традиция исполнять в церквях не только духовную, но и светскую музыку. Однажды его услышал композитор Франческо Ньекко (Francesco Gnecco), который взялся консультировать юного музыканта. В том же году он прошёл обучение у Джакомо Коста, пригласившего Никколо играть в соборе Сан Лоренцо, капельмейстером которого он был.
О его учебе в школе данных нет. В его письмах, написанных в зрелом возрасте, встречаются орфографические ошибки, однако он обладал некоторыми познаниями в литературе, истории, мифологии.
Концерт, данный Никколо во флорентийском театре, позволил собрать недостающие средства для поездки в Парму. В тот день, когда отец и сын Паганини посетили Ролла, последний был болен и не собирался никого принимать. В комнате рядом со спальней больного на столе лежали ноты концерта, написанного Ролла, и скрипка. Никколо взял инструмент и сыграл с листа произведение, созданное накануне. Удивлённый Ролла вышел к гостям и, увидев, что его концерт играет мальчик, заявил, что уже не может ничему научить его. По словам композитора, Паганини следовало обратиться за консультациями к Фердинандо Паэру (Ferdinando Paer).
Паэр, занятый постановками опер не только в Парме, но и во Флоренции и Венеции, не имея времени для уроков, рекомендовал юного скрипача виолончелисту Гаспаре Гиретти. Гиретти давал Паганини уроки гармонии и контрапункта, в пору этих занятий Никколо под руководством учителя сочинил, используя лишь перо и чернила, «24 четырёхголосные фуги». Осенью 1796 года Никколо возвратился в Геную. Здесь, в доме маркиза Ди Негро, Паганини исполнил по просьбе находившегося в концертном турне Родольфа Крейцера с листа сложнейшие пьесы. Знаменитый скрипач был поражён и предсказал юноше необычайную славу.
В начале 1797 года Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие, в их маршрут были включены Милан, Болонья, Флоренция, Пиза, Ливорно. В Ливорно Никколо дал не много концертов, остальное время он посвятил совершенствованию своей техники и занимался самостоятельно без преподавателей. По его словам, в этом городе он написал музыку для фагота по просьбе шведского музыканта-дилетанта, жаловавшегося на отсутствие трудных произведений для этого инструмента.
Из-за военных действий гастроли пришлось прервать, Паганини вернулся в Геную, а вскоре, вместе со всей семьёй, уехал в принадлежавший отцу дом в долине Польчевера. Здесь он занялся совершенствованием исполнительского и композиторского мастерства. Паганини придумал для себя и выполнял сложные упражнения, подобные упражнениям скрипача XVII века Вальтера. Взяв на вооружение приёмы мастеров прошлого, Паганини неустанно совершенствовался в исполнении переходов, стаккато, пиццикато (в том числе в гаммах, простых и двойных трелях и флажолетах), необычных аккордов, диссонансов, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости. Он выполнял упражнения много часов в день до полного изнеможения.
Слава и успех
В 1801 году опека отца над Паганини была прекращена. Свою концертную деятельность он возобновил ещё в декабре 1800 года в Модене. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно.
Осенью 1801 года он приехал в Лукку. Два выступления Паганини в луккском соборе были с восторгом приняты публикой. В местном рукописном журнале «Луккская литературная смесь» Паганини, названному «генуэзским якобинцем», воздавалось должное как мастеру, однако автор сообщения с неодобрением указывал, что в соборе не место имитации птичьего пения, звука флейты, рожка, трубы, так поразившей собравшихся, восхищенных мастерством и свободным владением инструментом.
В декабре 1801 года Паганини получил должность первой скрипки Луккской республики. В этом городе он провёл несколько лет. По словам сына композитора Доменико Куиличи, Бартоломео, Паганини в Лукке занимался также преподавательской деятельностью и работал с музыкантами оркестра.
Ненадолго Паганини покинул Лукку и вернулся в Геную. Обратно в Тоскану его пригласила Элиза Бонапарт. Паганини получил титул «придворного виртуоза» и одновременно был назначен капитаном личной гвардии княгини. Он исполнял обязанности личного музыканта княгини, дирижировал спектаклями, регулярно устраивал концерты и давал уроки игры на скрипке князю.
В 1808 году Паганини получил длительный отпуск и отправился с концертами по Италии. Постепенно у него сформировалась своя собственная, отличная от других скрипачей, исполнительская манера. Известность ему принесли его необычный вид и поведение во время концертов.
Залы на его выступлениях заполняли не только ценители высокого искусства, но и публика, привлечённая внешними эффектами и невероятными приёмами игры, которые демонстрировал Паганини. Он держал себя подчёркнуто загадочно и вначале не пресекал распространение о себе самых фантастических слухов. Перед одним из концертов в Ливорно он поранил ногу и, прихрамывая, вышел на сцену. В зале раздались смешки, а когда с пюпитра упали свечи, они переросли в дружный хохот. Паганини, сохраняя невозмутимый вид, заиграл, однако неожиданно на скрипке лопнула струна, не останавливаясь он продолжал концерт и сорвал бурные аплодисменты. Для него не было в новинку играть не только на трёх, но и на двух, и даже на одной струне.
Во второй половине 1808 года Паганини по приглашению Элизы Бонапарт приехал во Флоренцию. Луиджи Пиккьянти (Luigi Picchianti) рассказал первому биографу Паганини Конестабиле о произошедшем в пору пребывания музыканта во Флоренции случае, в полной мере демонстрирующем его исключительное мастерство. Паганини должен был исполнить в доме одного из придворных под аккомпанемент на рояле «Сонату» Гайдна. Музыкант сильно задержался, а, когда пришёл, не заставляя более ждать слушателей, начал играть, не проверив строй скрипки. Он играл великолепно, вводя по собственному усмотрению импровизированные фиоритуры. После первой части произведения Паганини обнаружил, что «ля» на скрипке отличается от «ля» на рояле на целый тон. Прекрасно разбиравшийся в музыке Пиккьянти, по собственному признанию, был поражён: Паганини для верного исполнения «Сонаты» при таком произвольном настрое скрипки должен был мгновенно переделать всю аппликатуру, слушатели же ничего не заметили.
В конце 1812 года он оставил тяготившую его придворную службу и покинул Флоренцию.
Премьера произведения состоялась на его сольном концерте в «Ла Скала» 29 октября 1813 года. Миланский корреспондент лейпцигской музыкальной газеты сообщил, что публика была глубоко потрясена: вариации на четвёртой струне настолько изумили всех, что музыкант повторил их по настоятельному требованию публики. Вслед за тем Паганини в течение шести недель дал одиннадцать концертов в «Ла Скала» и в театре «Каркано», и вариации под названием «Ведьмы» имели неизменно особый успех.
Слава Паганини возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. Музыкант везде пользовался огромной популярностью. В Германии он купил титул барона, который передавался по наследству.
27 декабря 1808 года в масонской ложе Великого востока Паганини исполнил масонский гимн, написанный им на слова Ланчетти. В протоколах ложи подтверждено масонство Паганини.
Много работая, Паганини давал концерты один за другим. Желая обеспечить сыну достойное будущее, он запрашивал себе огромные гонорары, так что после смерти его наследство составило несколько миллионов франков.
Постоянные гастроли и частые выступления подорвали здоровье музыканта. В сентябре 1834 года Паганини решил закончить свою концертную карьеру и вернулся в Геную. Он постоянно болел, однако в конце декабря 1836 года выступил в Ницце с тремя концертами.
На протяжении всей жизни у Паганини было множество хронических заболеваний. Хотя никаких определенных медицинских доказательств не существует, есть мнение, что у него был синдром Марфана. Несмотря на то, что скрипач прибегал к помощи именитых врачей, он не мог избавиться от недугов. В октябре 1839 года больной и в чрезвычайно нервном состоянии, Паганини в последний раз приехал в родную Геную.
Последние месяцы своей жизни он не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а болезни уже не поддавались лечению. Истощение было столь сильным, что он не мог взять в руку смычок, его сил хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки.
Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года.
Несколько раз останки хоронили и выкапывали вновь. Наконец, в 1876 году папа римский дал разрешение на похороны со всеми положенными обрядами, но этот процесс затянулся на многие годы. Прах великого скрипача окончательно был захоронен в 1896 году на кладбище Пармы (Италия).
Непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им.
Скрипка, на которой играл великий мастер, после его смерти получила имя «Вдова Паганини».
Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.
Личная жизнь Никколо Паганини:
В 1801 году в Лукке у него было, по его признанию, самое серьезное любовное увлечение Паганини. Знатная дама, имя которой музыкант скрывал всю жизнь, уединилась вместе с ним в своём тосканском поместье. Паганини прожил там три года, занимаясь сельским хозяйством. В годы затворничества он пристрастился к игре на гитаре и написал 12 сонат для этого инструмента и скрипки (Op. 2 и 3).
По воспоминаниям самого Паганини, первое время самостоятельной жизни кроме страсти к женщинам, им владела любовь к карточной игре. Часто он проигрывал всё, и «только моё собственное искусство могло спасти меня», но он сумел отказаться от азартных игр и более никогда не прикасался к картам.
Позже его позвала в Тоскану Элиза Бонапарт, ставшая, благодаря своему брату, княгиней Пьомбино, Лукки, Массы, Каррары и Гарньяфо. Паганини получил титул «придворного виртуоза» и одновременно был назначен капитаном личной гвардии княгини. За небольшое жалованье он исполнял обязанности личного музыканта княгини, дирижировал спектаклями, регулярно устраивал концерты и давал уроки игры на скрипке князю. По признанию самого Паганини, у него в то время был роман с Элизой.
Полина Боргезе стала для Паганини настоящей музой, которой великий музыкант посвятил несколько лучших своих произведений.
Среди его любовниц были Элиза Бачокки, баронесса Елена Добенек, англичанка Карлотта Уотсон.
В возрасте 34 лет Паганини увлёкся 22-летней певицей Антонией Бьянки, которой он помогал с подготовкой сольного выступления. В 1825 у Никколо и Антонии родился сын Ахилл. В 1828 году музыкант расстался с Антонией, добившись единоличной опеки над сыном.
Произведения Никколо Паганини:
24 каприса для скрипки соло, Op.1, 1802-1817 гг.
№ 1, ми мажор
№ 2, си минор
№ 3, ми минор
№ 4, до минор
№ 5, ля минор
№ 6, соль минор
№ 7, ля минор
№ 8, ми-бемоль мажор
№ 9, ми мажор
№ 10, соль минор
№ 11, до мажор
№ 12, ля-бемоль мажор
№ 13, си-бемоль мажор
№ 14, ми-бемоль мажор
№ 15, ми минор
№ 16, соль минор
№ 17, ми-бемоль мажор
№ 18, до мажор
№ 19, ми-бемоль мажор
№ 20, ре мажор
№ 21, ля мажор
№ 22, фа мажор
№ 23, ми-бемоль мажор
№ 24, ля минор
6 сонат для скрипки и гитары, Op. 2
№ 1, ре ми мажор
№ 2, до мажор
№ 3, ре минор
№ 4, ля мажор
№ 5, ре мажор
№ 6, ля минор
6 сонат для скрипки и гитары Op. 3
№ 1, ля мажор
№ 2, соль мажор
№ 3, ре мажор
№ 4, ля минор
№ 5, ля мажор
№ 6, ми минор
15 квартетов для скрипки, гитары, альта и виолончели, Op. 4
№ 1, ля минор
№ 2, до мажор
№ 3, ля мажор
№ 4, ре мажор
№ 5, до мажор
№ 6, ре мажор
№ 7, ми мажор
№ 8, ля мажор
№ 9, ре мажор
№ 10, ля мажор
№ 11, си мажор
№ 13, фа минор
№ 14, ля мажор
№ 15, ля минор
Концерт для скрипки с оркестром № 1, ми бемоль мажор (партия скрипки написана в ре мажоре, но её струны настраиваются на полтона выше), Op.6 (1817 г.)
Концерт для скрипки с оркестром № 2, си минор, «La campanella», Op.7 (1826 г.)
Концерт для скрипки с оркестром № 3, ми мажор (1830 г.)
Концерт для скрипки с оркестром № 4, ре минор (1830 г.)
Концерт для скрипки с оркестром № 5, ля минор (1830 г.)
Концерт для скрипки с оркестром № 6, ми минор (1815 г.), неоконченный
Концерт для гитары с оркестром ля мажор
Ведьмы (Вариации на тему из балета Франца Зюсмайера «Орех Беневенто»), Op. 8
Интродукция с вариациями на тему «Бог хранит короля», Op.9
Венецианский карнавал (вариации), Op. 10
Концертное аллегро Moto Perpetuo, соль мажор, Op. 11
Вариации на тему Non più Mesta, Op.12
Вариации на тему Di tanti Palpiti, Op.13
60 вариаций во всех строях на генуэзскую народную песню Barucaba, Op. 14 (1835 г.)
Кантабиле, ре мажор, Op. 17
Moto Perpetuo (Вечное движение) до мажор
Кантабиле и вальс, Op. 19 (1824 г.)
Соната для большого альта (вероятно, 1834)
Вариации на струне G на тему из оперы Дж. Россини «Моисей»
Образ Никколо Паганини в кино:
Владимир Мсрян в роли Никколо Паганини
Клаус Кински в роли Никколо Паганини
последнее обновление информации: 23.11.2020