п я гальперин биография

Петр Гальперин

Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988) – советский психолог, профессор и заслуженный деятель науки РСФСР. Доктор педагогических наук.

В биографии Гальперина есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Петра Гальперина.

п я гальперин биография. Смотреть фото п я гальперин биография. Смотреть картинку п я гальперин биография. Картинка про п я гальперин биография. Фото п я гальперин биография

Биография Гальперина

Петр Гальперин появился на свет 2 октября 1902 года в Тамбове. Он рос и воспитывался в семье нейрохирурга и отоларинголога Якова Гальперина. У него был брат Теодор и сестра Полина.

Детство и юность

В результате, глава семейства повторно вступил в брак. К счастью, мачехе удалось найти подход как к Петру, так и другим детям мужа. Гальперин хорошо учился в гимназии, уделяя много времени чтению книг.

п я гальперин биография. Смотреть фото п я гальперин биография. Смотреть картинку п я гальперин биография. Картинка про п я гальперин биография. Фото п я гальперин биография

Уже тогда юноша начал проявлять интерес к философии, в связи с чем стал посещать соответствующий кружок. Стоит отметить, что отец побуждал его серьезно заняться медициной и пойти по его стопам.

Это привело к тому, что после получения аттестата Гальперин успешно сдал экзамены в Харьковский медицинский институт. Он глубоко исследовал психоневрологию и изучал влияние гипноза на колебания пищеварительного лейкоцитоза, чему позже посвятил свой труд.

Став дипломированным специалистом Петр Гальперин начал трудиться в центре для наркоманов. Именно тогда он пришел к заключению, что в основе зависимостей лежит нарушение обмена веществ.

В возрасте 26 лет молодому ученому предложили работать в лаборатории при Украинском психоневрологическом институте, где он познакомился с психологом и философом Алексеем Леонтьевым.

Психология

Петр Гальперин был активным участником Харьковской психологической группы, руководителем которой являлся Леонтьев. В это время биографии он исследовал отличие орудий человека от вспомогательных средств животных, чему посвятил кандидатскую диссертацию в 1937 г.

В начале Великой Отечественной войны (1941-1945) Гальперина вместе с коллегами эвакуировали в Тюмень, где он пробыл около 2-х лет. После этого он по приглашению все того же Леонтьева переехал в Свердловскую область.

Здесь Петр Яковлевич трудился в центре по восстановлению после пулевых ранений. Ему удалось обосновать теорию о том, что двигательные функции у больного возобновляются быстрее, если обуславливаются осмысленной деятельностью.

К примеру, пациенту будет проще отвести в сторону руку для взятия какого-либо предмета, нежели сделать это бесцельно. Как следствие, наработки Гальперина нашли свое отражение в лечебной физкультуре. К тому моменту, он стал автором труда «Об установке в мышлении» (1941).

Позднее мужчина обосновался с Москве, где работал в знаменитом МГУ. Он числился на философском факультете и был доцентом при кафедре психологии. Здесь он с 1947 г. занимался преподавательской деятельностью.

Именно в столице Петр Гальперин начал разрабатывать теорию поэтапного формирования умственных действий, принесшей ему большую известность и признание. Смысл теории сводится к тому, что человеческое мышление развивается в ходе взаимодействия с предметами.

Ученый отметил несколько этапов необходимых, чтобы внешнее действие усвоилось и стало внутренним – было доведено до автоматизма и исполнялось бессознательно.

п я гальперин биография. Смотреть фото п я гальперин биография. Смотреть картинку п я гальперин биография. Картинка про п я гальперин биография. Фото п я гальперин биография

И хотя идеи Гальперина вызвали неоднозначную реакцию среди его коллег, они нашли практическое применение при совершенствовании образовательного процесса. Интересен факт, что на основании положений данной теории, его последователи смогли выполнить массу прикладных проектов по совершенствованию содержания и процесса обучения.

Аспекты своей теории Петр Гальперин подробно описал в труде «Введение в психологию», который стал признанным вкладом в психологию. В последующие годы биографии он продолжал трудиться в МГУ.

В 1965 г. психолог стал доктором педагогических наук, а спустя пару лет удостоился степени профессора. В 1978 г. он издал книгу «Актуальные проблемы возрастной психологии». Через 2 года мужчина уже был заслуженным деятелем науки РСФСР.

Один из последних трудов Гальперина, опубликованный при его жизни, был посвящен детям и назывался – «Методы обучения и умственное развитие ребенка».

Личная жизнь

Женой Петра Гальперина была Тамара Меерзон, которую он знал еще со школьной скамьи. Супруги прожили вместе долгую и счастливую жизнь. В этом браке у них родилась девочка София. Любопытно, что именно Тамаре муж посвятил книгу «Введение в психологию».

Смерть

Петр Гальперин умер 25 марта 1988 года в возрасте 85 лет. Причиной его смерти стало ослабленное здоровье.

Источник

Гальперин Петр Яковлевич

Российский психолог. Заслуженный деятель науки России. Доктор педагогических наук. Профессор. Один из ведущих ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии. Один из создателей теории планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности.

Петр Гальперин родился 2 октября 1902 года в городе Тамбов. После школы, окончил Харьковский медицинский институт. С 1926 года на протяжении пятнадцати лет работал в Харьковской Психоневрологической академии, вел педагогическую работу в Харькове и Донецке. В первые годы Великой Отечественной войны являлся начальником лечебной части эвакуационного госпиталя в Свердловской области. С 1943 года работал в Московском государственном университета имени Ломоносова занимая должности доцента, профессора, заведующего кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ, профессора-консультанта.

Гальпернин являлся одним из ведущих ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известных теорий и подходов. Им выдвинуто оригинальное понимание предмета психологического исследования и специфики психического развития человека. Развивая мировоззренческие традиции отечественной психологии, аргументировано выдвинул и развил положение о преимуществе целенаправленного формирования как базового метода психологического исследования. Всемирную известность завоевала выдвинутая им теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека.

Его подходы и теории не раз становились предметом специальных симпозиумов и круглых столов международных и национальных конгрессов и конференций.

Петр Яковлевич Гальперин скончался 25 марта 1988 года в Москве. Похоронен Доктор педагогических наук, профессор на Востряковском кладбище столицы.

Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного. Кандидатская диссертация.- Харьков, 1937.

Экспериментальное исследование внимания. М., 1974 (в соавт.);

Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978;

Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985;

Психология как объективная наука. М., 1995.

Источник

Гальперин Петр Яковлевич | Биография

Родина: Тамбов (Российская Империя)

Петр Яковлевич Гальперин родился 2 октября 1902 г. в Тамбове. Его отец, Яков Абрамович, был в то время уездным врачом, а впоследствии стал известным профессором, нейрохирургом и отоларингологом. Именно он привил сыну любовь к знаниям и интерес к психологии. Мать Петра Яковлевича погибла в автокатастрофе в 1917 г. Вместе со своей будущей женой, Тамарой Мерзон, Петр Гальперин учился на лечебном факультете медицинского института в Харькове.

После окончания института он работал в Центральном Украинском психоневрологическом институте, в качестве сначала врача-психоневролога, а затем — психолога.

В 1936 г. П.Я. Гальперин защитил кандидатскую диссертацию «О психологическом различии между орудиями человека и вспомогательными средствами животных». Эта работа была уже полноценным научным трудом, отражающим сложившиеся взгляды ученого. В ней Гальперин выразил идею о неравномерности развития различных форм мышления, а также высказал положение о качественном различии соотношения мышления и практической деятельности на различных стадиях онтогенеза (индивидуального развития).

Приводя в качестве примера различия между поведением человека и животного, П.Я. Гальперин показал в этой работе свои взгляды на предмет и основную задачу психологии. По его мнению, в жизни человека, в отличие от животного, преобладают ситуации изменчивые и неотложные, деятельность в которых не может осуществляться посредством стереотипно заложенных форм поведения. В этих условиях главной жизненной задачей становится адекватная ориентировка значимых элементов поля действия и их существенных взаимосвязей. На основании этого Гальперин сделал вывод о том, что психическая деятельность по своей сути есть деятельность ориентировочная. Тогда основной задачей психологии является необходимость изучения законов, строения и условий ориентировочной деятельности, особенностей ее формирования и изменения на различных этапах развития человечества. Такое понимание предмета общей психологии меняет представление о психических процессах — восприятии, мышлении, памяти, которые рассматриваются как особые формы ориентировочной деятельности. Гальперин выделяет 2 основных плана, являющиеся полем для развертывания психических, «идеальных» действий: план внешнего и внутреннего состояния субъекта. Таким образом, изменению подвергается понимание не только внешних, но и внутренних процессов.

Психология человека в Исламе

Так, эмоции рассматриваются П.Я Гальпериным как ориентировка в ситуациях, личностно или жизненно значимых для человека и требующих внеинтеллектуальных способов решения. Воля также рассматривается с позиций ориентировочной деятельности. По мнению Гальперина, это ориентировка в специфических проблемных ситуациях, когда сталкиваются, с одной стороны, рациональная и эмоциональная оценка ситуации, а с другой — общественная оценка и производные от нее социально одобряемые формы поведения. В 1943 г. Петр Яковлевич по приглашению известного психолога Рубинштейна переехал в Москву, где стал работать доцентом на кафедре Московского государственного университета. В это время у него начала складываться собственная теория, которая окончательно оформилась к началу 1950-х гг Она возникла как попытка теоретического решения практических задач, возникающих у всех педагогов. Они заключаются в том, чтобы научить учеников быстрее и проще разрешать логические, математические и прочие задания. Знаменательным в этом плане событием стало состоявшееся в 1953 г. в Москве совещание по психологии, на котором Гальперин выступил с докладом о формировании умственных действий В своем выступлении он высказал мысль о том, что умственные действия — это результат преобразования внешних материальных действий во внутренние, результат переноса внешнего действия в план восприятий, представлений и понятий.

С течением времени представления Гальперина о механизмах формирования умственных действий и понятий и их основных характеристиках изменялись, теория развивалась. Первый период — период становления основных понятий — длился до 70-х гг. XX столетия. В это время Гальперин выделил 4 первичных параметра действия: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически выполняемых операций и мера освоения. Уровень выполнения действия подразумевает особенности его формирования. Оно начинается во внешней материальной форме, а через внешнеречевой уровень и уровень «речи про себя» переходит во внутренний план. Обобщение действия — это выделение из многообразных свойств его объекта именно тех, которые нужны для выполнения действия. Полнота выполняемых операций состоит в развертывании или сокращении действия. Развернуть действие — значит показать все его операции в их взаимосвязи. По мере выполнения действия операции сворачиваются сознательно или стихийно. При стихийном сокращении ученик не понимает, почему можно пропустить ту или иную операцию, а сознательное сворачивание применяется с целью упрощения. Уровень освоения действия является очень важным и значимым параметром, без достаточного освоения более ранней формы действия нельзя переходить к следующей, с другой стороны, слишком длительная остановка на более ранней форме значительно затрудняет постижение следующей формы.

Уровень усвоения понятий учащимися старших классов коррекционной школы

Все вышеуказанные свойства психического действия определяют его качество, которое тем выше, чем выше уровень обобщения, сокращения и освоения каждого действия. На базе основных, первичных параметров образуются вторичные, как результат их сочетания: разумность и сознательность. Разумность психического действия в теории Гальперина предполагает ориентацию действия на существенные свойства, подразумевает его развернутость и гибкость. Сознательность предполагает умение ученика давать полное и правильное речевое выражение действиям процессе его выполнения. Озвучивание учеником действия является очень важной характеристикой, т.к. служит признаком произвольности действия. К концу 1960-х гг. схема образования умственных действий, представленная в докладе 1953 г., превратилась в развернутую теорию происхождения конкретных психических процессов и явлений. Она получила подтверждение в многочисленных экспериментах, выполненных под руководством Петра Яковлевича. В 1965 г. он защитил докторскую диссертацию «Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий», в которой были представлены наиболее общие положения теории. Такое подробное рассмотрение проблем, являющихся по сути основными проблемами психологии обучения, не могло не отразиться на карьере Петра Яковлевича Гальперина. В 1971 г. он стал заведовать кафедрой возрастной психологии, а в 1983 г. — профессором-консультантом этой кафедры.

В 1970-1980-х гг. происходит более подробное рассмотрение данной теории. В это время появляются новые параметры психических действий: обобщенность и критичность. Степень обобщенности характеризует тот диапазон вариантов условий, в которых действие может успешно осуществиться. Критичность же — это оценка соответствия предпосылок действия объективной действительности. В этот же период появляется ряд работ, демонстрирующих применение теории происхождения психических процессов к решению некоторых проблем современной психологии. В 1976 г. выходит в свет статья Гальперина «К вопросу об инстинктах у человека». В ней он раскрыл специфику психической деятельности животных в сравнении с человеком, ее принципиальные особенности. Особое внимание он уделил сущностному разделению категорий «биологическое» и «органическое». П.Я. Гальперин показал, что важнейшая характеристика человека как биологического вида — это отсутствие биологической предопределенности в способах и формах удовлетворения его потребностей. Чем в большей степени происходит эволюционное ослабление инстинктивного отношения к миру, тем большие требования предъявляются к содержанию и характеру ориентировочной деятельности.

Основной труд — «Введение в психологию», ставший итогом его научной деятельности, вышел в 1976 г. Известно, что он готовил следующее издание этой книги, но не успел закончить его Он умер 25 марта 1988 г Имя Петра Яковлевича Гальперина известно прежде всего в связи с созданной им теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий. Но его творчество не ограничивается только лишь рамками этой теории. Он занимался также разработкой теории внимания и учения о языковом сознании, изучал проблемы инстинктов у человека, проблемы соотношения психики и мозга Ученый применил совершенно новый подход к классической проблеме соотношения обучения и умственного развития и к вопросу о формировании творческого мышления.

Теория поколений Различия поколений: рецепты взаимодействия

В. Яровицкий. 100 великих психологов, 2004 г.

Примеры похожих учебных работ

Психология политической деятельности

Специальности: 030301.65 — Психология служебной деятельности

Тема: Психология познавательной деятельности

Психология правоохранительной деятельности

Психологическое сопровождение деятельности человека

Источник

Петр Гальперин

Биография

Петр Гальперин с детства интересовался наукой о человеческой психике, что повлияло на выбор жизненного пути. Советский психолог оставил память о себе в виде многочисленных трудов, цитат и фото.

Детство и юность

Петр Гальперин появился на свет 2 октября 1902 года в российском городе Тамбове. Отец был нейрохирургом и отоларингологом, мать вела домашнее хозяйство. Мальчик рос вместе с братом Теодором и сестрой Полиной.

Когда будущий психолог был подростком, его мать погибла под колесами машины. Это стало тяжелым ударом для Гальперина, который чувствовал к ней сильную привязанность. Вскоре в доме появилась новая жена отца, которая сумела найти общий язык с детьми и стать частью семьи.

В детстве Петр был способным учеником, любил читать. Он учился в гимназии, в которой практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек, и уже тогда посещал философский кружок. Но отец не одобрял увлечений сына, посоветовав пойти по его стопам и получить медицинское образование.

Пётр Яковлевич Гальперин (2 октября 1902, Тамбов — 25 марта 1988, Москва) — советский психолог, заслуженный деятель.

В итоге Гальперин стал студентом Харьковского медицинского института. Он изучал психоневрологию и интересовался влиянием гипноза на колебания пищеварительного лейкоцитоза, чему посвятил первый научный труд. После получения диплома парень устроился на работу в центр для наркоманов, где сформулировал идею о том, что в основе зависимостей лежит нарушение обмена веществ.

В 1928 году молодой человек получил приглашение в лабораторию при Украинском психоневрологическом институте. Там произошло знакомство с Алексеем Леонтьевым, с которым его объединяло восхищение трудами Льва Выготского.

Некоторое время мужчина числился доцентом при Харьковском педагогическом институте, а после сокращения был вынужден перейти в психиатрическую клинику. Следующие несколько лет он занимался преимущественно психиатрией и читал лекции для студентов.

Личная жизнь

Личная жизнь ученого сложилась удачно, со своей женой Тамарой Меерзон он познакомился еще в школьные годы. Избранница была другом и соратницей мужчины, ей автор посвятил книгу «Введение в психологию». Они прожили много лет душа в душу и воспитали дочь Софью.

Психология

Гальперин был активным участником Харьковской психологической группы, которая действовала под руководством Леонтьева. В этот период Петр изучал отличия орудий, используемых человеком, от вспомогательных средств животных, чему позже посвятил кандидатскую диссертацию. Ученая степень была присвоена ему только спустя 2 года после защиты, в 1938-м.

Результаты исследований нашли применение в период Второй мировой войны. В то время психоневрологический институт был преобразован в госпиталь и эвакуирован в Тюмень. Петр Яковлевич служил там около двух лет, а затем по приглашению Леонтьева переехал в Свердловскую область, чтобы начать работу в центре по восстановлению после пулевых ранений.

Психолог доказал, что двигательные функции возобновляются быстрее, если сопровождаются осмысленной деятельностью. Например, больному проще поднять руку, чтобы взять предмет, чем бесцельно. Исследования Гальперина нашли применение в лечебной физкультуре.

Вопрос о том, возможна ли марксистская психология и был ли Л.С.Выготский марксистом заслуживает самого развернутого.

Следующий этап в карьере ученого начался после переезда в Москву, где он работал в МГУ. Петр Яковлевич числился на философском факультете и был доцентом при кафедре психологии, где с 1947 года занимался преподаванием.

Именно в Москве возникла теория поэтапного формирования умственных действий, сделавшая мужчину знаменитостью. В ее основе лежит предположение о том, что человеческое мышление развивается в процессе взаимодействия с предметами. Психолог выделил несколько этапов, которые необходимы, чтобы внешнее действие усвоилось и стало внутренним — было доведено до автоматизма и осуществлялось неосознанно.

Несмотря на то, что исследования Гальперина были подвергнуты критике, они нашли практическое применение при совершенствовании образовательного процесса. Аспекты теории изложены в книге «Введение в психологию», которая стала признанным вкладом в психологию.

В последующие годы биографии Петр Яковлевич продолжал работать в МГУ. Он получил ученую степень профессора только в 1966 году, а спустя 5 лет возглавил кафедру возрастной психологии. Даже в преклонном возрасте ученый не прекращал трудиться и числился консультантом при вузе.

Смерть

Гальперин умер 25 марта 1988 года, причиной смерти стало ослабленное здоровье. Он похоронен на Востряковском кладбище, рядом расположена могила жены.

Источник

П я гальперин биография

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: «На старости дожили до радости?» Психология красивого старения

Прикладные аспекты телесной терапии: системный подход

ВЕБИНАР: Основы сексологии для практикующих психологов и психотерапевтов

Скоро

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

п я гальперин биография. Смотреть фото п я гальперин биография. Смотреть картинку п я гальперин биография. Картинка про п я гальперин биография. Фото п я гальперин биография

Доктор педагогических наук (по психологии), профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР.

Профессор-консультант факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1926 г. окончил лечебный факультет Харьковского медицинского института.

В 1926-1941 гг. работал в Украинской психоневрологической академии (Харьков) в качестве сначала врача-психоневролога, а затем — психолога. Вел педагогическую работу в Харькове и Донецке.

В 1941-1943 гг. — начальник лечебной части Кауровского восстановительного госпиталя (Свердловская область).

С 1943 г. работал в МГУ им. М.В. Ломоносова: доцент, профессор (с 1966 г.), заведующий кафедрой (с 1971 г.) возрастной психологии факультета психологии, профессор-консультант (с 1983 г.).

Читал лекции по общей психологии, детской психологии, истории психологии.

Ввёл в деятельностную психологию систематическую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий, и деятельную теорию усвоения.

В 1920-1930-х гг. активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, П.И. Зинченко, В.И. Аснин и др.).

В кандидатской диссертации П.Я. Гальперин выразил идею о неравномерности развития различных форм мышления, а также высказал положение о качественном различии соотношения мышления и практической деятельности на различных стадиях онтогенеза (индивидуального развития).

П.Я. Гальперин разграничил две части осваемого предметного действия: его понимание (ориентировочная часть) и умение его выполнять (исполнительная часть), придавал особое значение ориентировочной части, считая ее «управляющей инстанцией». По мнению П.Я. Гальперина, в жизни человека, в отличие от животного, преобладают ситуации изменчивые и неотложные, деятельность в которых не может осуществляться посредством стереотипно заложенных форм поведения. В этих условиях главной жизненной задачей становится адекватная ориентировка значимых элементов поля действия и их существенных взаимосвязей. На основании этого Гальперин сделал вывод о том, что психическая деятельность по своей сути есть деятельность ориентировочная.

Тогда основной задачей психологии является необходимость изучения законов, строения и условий ориентировочной деятельности, особенностей ее формирования и изменения на различных этапах развития человечества. Такое понимание предмета общей психологии меняет представление о психических процессах: восприятии, мышлении, памяти, — которые рассматриваются как особые формы ориентировочной деятельности. Гальперин выделяет два основных плана, являющиехся полем для развертывания психических, «идеальных» действий: план внешнего и внутреннего состояния субъекта. Таким образом, изменению подвергается понимание не только внешних, но и внутренних процессов.

Эмоции рассматриваются П.Я Гальпериным как ориентировка в ситуациях, личностно или жизненно значимых для человека и требующих внеинтеллектуальных способов решения. Воля также рассматривается с позиций ориентировочной деятельности. По мнению Гальперина, это ориентировка в специфических проблемных ситуациях, когда сталкиваются, с одной стороны, рациональная и эмоциональная оценка ситуации, а с другой — общественная оценка и производные от нее социально одобряемые формы поведения.

В 1953 г. на совещании по психологии в Москве Гальперин выступил с докладом о формировании умственных действий, высказав идею, что умственные действия — это результат преобразования внешних материальных действий во внутренние, результат переноса внешнего действия в план восприятий, представлений и понятий.

С течением времени представления Гальперина о механизмах формирования умственных действий и понятий и их основных характеристиках изменялись, теория развивалась.

В рамках первого периода — периода становления основных понятий — Гальперин выделил 4 первичных параметра действия: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически выполняемых операций и мера освоения.

Уровень выполнения действия подразумевает особенности его формирования. Оно начинается во внешней материальной форме, а через внешнеречевой уровень и уровень «речи про себя» переходит во внутренний план. Обобщение действия — это выделение из многообразных свойств его объекта именно тех, которые нужны для выполнения действия. Полнота выполняемых операций состоит в развертывании или сокращении действия. Развернуть действие — значит показать все его операции в их взаимосвязи. По мере выполнения действия операции сворачиваются сознательно или стихийно. При стихийном сокращении ученик не понимает, почему можно пропустить ту или иную операцию, а сознательное сворачивание применяется с целью упрощения. Уровень освоения действия является очень важным и значимым параметром, без достаточного освоения более ранней формы действия нельзя переходить к следующей, с другой стороны, слишком длительная остановка на более ранней форме значительно затрудняет постижение следующей формы. Все вышеуказанные свойства психического действия определяют его качество, которое тем выше, чем выше уровень обобщения, сокращения и освоения каждого действия.

На базе основных, первичных параметров образуются вторичные, как результат их сочетания: разумность и сознательность. Разумность психического действия в теории Гальперина предполагает ориентацию действия на существенные свойства, подразумевает его развернутость и гибкость. Сознательность предполагает умение ученика давать полное и правильное речевое выражение действиям процессе его выполнения. Озвучивание учеником действия является очень важной характеристикой, так как служит признаком произвольности действия.

К концу 1960-х гг. схема образования умственных действий, представленная в докладе 1953 г., превратилась в развернутую теорию происхождения конкретных психических процессов и явлений. Она получила подтверждение в многочисленных экспериментах: Гальперин создал новый метод исследования психических процессов — метод их планомерного поэтапного формирования. Наиболее общие положения теории были представлены на защите докторской диссертации в 1965 г.

В 1970-1980-х гг. происходит более подробное рассмотрение данной теории, выделяются новые параметры психических действий: обобщенность и критичность. Степень обобщенности характеризует тот диапазон вариантов условий, в которых действие может успешно осуществиться. Критичность — это оценка соответствия предпосылок действия объективной действительности.

П.Я. Гальперин занимался также разработкой теории внимания и учения о языковом сознании, изучал проблемы инстинктов у человека, проблемы соотношения психики и мозга, применил совершенно новый подход к классической проблеме соотношения обучения и умственного развития и к вопросу о формировании творческого мышления.

Основные публикации:

Награды:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *