п и юргенсон биография

Юргенсон, Пётр Иванович

20 декабря 1903 (2 января 1904) ( 1904-01-02 ) (67 лет)

Пётр Ива́нович Юргенсо́н (5 [17] июля 1836, Ревель — 20 декабря 1903 [2 января 1904], Москва) — русский музыкальный издатель.

Пётр (Peter) Иванович родился 3-го июля 1836 г. в г. Ревеле (ныне Таллин), в очень бедной семье. Его отец, Юхан Кирс (Johan Kirs) (принявший позднее девичью фамилию своей жены — Юргенсон), эстонец, шкипер рыбачьего судна, и мать его Аэта — оба тяжёлым трудом зарабатывали хлеб семье, состоявшей из двух дочерей и трёх сыновей. Детские годы П. И. Юргенсона протекали в обстановке непрерывной борьбы за существование, осложнённой ранней смертью его отца.

Получив образование в Ревеле, в 1850 был послан в Санкт-Петербург, где начал работать в нотопечатне Ф. Т. Стелловского. В 1859 получил место в издательстве Шильдбаха в Москве, а через два года при финансовой поддержке Н. Г. Рубинштейна смог открыть собственное дело, начавшее быстро развиваться. Вскоре Юргенсон смог купить некоторые мелкие издательства и объединить их со своей компанией, и к концу XIX века она стала крупнейшей фирмой подобного типа в России. В 1897 открылся филиал в Лейпциге, затем в других европейских городах.

Получая прибыль за счёт продажи популярной музыки, Юргенсон издавал малоприбыльные полные собрания классиков и менее известных талантов. Юргенсон был первым издателем большинства произведений П. И. Чайковского, под редакцией Чайковского же было выпущено в печать полное собрание духовных сочинений Д. С. Бортнянского. В издательстве Юргенсона также печатались произведения русских авторов того времени и фортепианные сочинения Бетховена, Мендельсона, Шопена, Шумана, оперы Вагнера.

С 1862 Юргенсон тесно сотрудничал с московским отделением Русского музыкального общества, и в 1875 году возглавил его. После смерти Юргенсона дело получили в наследство его сыновья — Борис (фактический глава фирмы, после смерти отца) [2] и Григорий. В 1918, после декрета о национализации, фирма была преобразована в Государственное музыкальное издательство (Госмузиздат).

Источник

И Николай Григорьевич сильно опечалился. Помимо того, что он был выдающимся пианистом-виртуозом и дирижёром, главная страсть его жизни была в преподавании музыки, поиске и развитии новых талантов. А тут такая подстава. Может быть, именно поэтому на этой открытке начала XX века он изображён с грустным видом.

Что ж, задача понятна и цель ясна. Юргенсон набрал молодёжь, выписал из Германии мастеров-гравёров для обучения работников, заказал там же мощные современные станки и стал постепенно обживать новый дом. Печатные машины и гравёров разместили на втором этаже главного корпуса, а внизу был склад готовых изделий и гравированных досок. В южном углу здания, в одноэтажном угловом скруглении поставили мощную паровую машину. Сам же Пётр Иваныч с семьёй зажил во втором корпусе, в бывших «трактатных палатах» Архива.

(примерно вторая половина 1870-х, увеличение по клику)

По другой версии для этой цели был выстроен отдельный флигель со входом во двор. Но ни то, ни другое жильё до нашего времени не сохранилось.

Новый типографский корпус, построенный архитектором Иваном Александровичем Клименко в 1895 году, соединил древние палаты и Канцелярский флигель Архива. Огромный, трёхэтажный, он был выполнен в модном «кирпичном стиле». В него въехали новые типографские машины, там же были обустроены новые рабочие места для гравёров. После запуска новых мощностей Юргенсон смог открыть новый музыкальный магазин на Неглинной улице.
Это только кажется, что в здании, закрывающем линию Хохловского переулка, четыре этажа. Там ещё цокольный этаж внизу, который превращается в подвал по мере повышения уровня земли.

После смерти Петра Ивановича в 1903 году все строения и дело, которое уже называлось «Торговый дом П.Юргенсона», перешло к старшему сыну Борису. Остальные наследники построили рядом в Колпачном переулке свои отдельные дома.
Фирма продолжала наращивать обороты, и равных ей в России не было. Помимо подавляющего большинства нотных изданий, которые она продавала, через неё шли и музыкальные инструменты, например, все рояли «Стенвея» и «Беккера».

Рисунок 1910 года изображает «Торговый дом» с высоты птичьего полёта.

Источник

«Чайковский прятался у нас от поклонников»

Кирилл Журенков побеседовал с праправнучкой Петра Юргенсона, великого издателя великих русских композиторов

100 лет назад было национализировано главное нотное издательство Российской империи — издательство «П. Юргенсон». О том, что значила и до сих пор значит эта фамилия для русской музыки,— в интервью праправнучки Петра Юргенсона, Анастасии

п и юргенсон биография. Смотреть фото п и юргенсон биография. Смотреть картинку п и юргенсон биография. Картинка про п и юргенсон биография. Фото п и юргенсон биография

Об атмосфере дореволюционного времени в «Гостиной Юргенсон» напоминает каждая деталь

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ / купить фото

Историкам, да и просто любителям музыки, не надо объяснять, кто такой Петр Иванович Юргенсон. Владелец легендарного нотного издательства, издававший всех русских музыкальных классиков, ближайший друг и продюсер Чайковского, почетный гражданин Москвы… Юргенсон основал дело, которое пережило даже советские времена: на основе его издательства, национализированного большевиками, возникло другое — «Музыка» (ведущий производитель нотной и книжной музыкальной продукции в Советском Союзе). А уже в наше время возобновлено и издательство под брендом «П. Юргенсон».

п и юргенсон биография. Смотреть фото п и юргенсон биография. Смотреть картинку п и юргенсон биография. Картинка про п и юргенсон биография. Фото п и юргенсон биография

Праправнучка Льва Толстого Фекла о роли писателя в современной жизни

Интересно, что сегодня действует и гостиная в доме, где жил Петр Юргенсон: там, как и более века назад, проходят музыкальные вечера. Сам дом тоже примечателен: еще до Юргенсона с Чайковским здесь бывал Пушкин и целая череда великих людей.

О невероятных переплетениях разных времен в истории одной уникальной семьи «Огоньку» рассказала Анастасия Юргенсон — глава «Фонда П. Юргенсона» и праправнучка знаменитого издателя

— Как получилось, что ваш прапрадед, мальчик из бедной ревельской семьи, стал главным нотопечатником Российской империи? Секретом успеха не поделитесь?

— Это сочетание многих факторов. Тогда профессиональное музыкальное образование в России только начиналось, еще не было ни консерваторий, ни училищ. Первопроходцем стало Русское музыкальное общество (РМО) (с 1869 года — Императорское русское музыкальное общество.— « О »): его целью было распространение и популяризация русской музыки. Основатель РМО, пианист и композитор Антон Рубинштейн, открыл в Петербурге Консерваторию, а его брат, Николай, стоял у истоков второй Консерватории в Москве. Это был эпицентр музыкальной жизни страны, и Петр Юргенсон оказался именно там.

— А его личные качества пригодились? История Юргенсона напоминает классическую историю успеха: с самых низов — к вершинам богатства…

— Он действительно происходил из бедной семьи, отец — шкипер рыбацкого судна, мать — «пуританка по религиозным убеждениям». Юргенсон с детства любил читать, но делать это приходилось тайком и за свои деньги: тогда книги «брали напрокат».

Самообразование пригодилось: в 14 лет Юргенсон отправился в Петербург на заработки. Правда, в столице уже был его старший брат, он помог обустроиться, найти работу. Юргенсон работал у разных издателей — в качестве наборщика, корректора, гравера, стал правой рукой самого маститого из них, Федора Стелловского. Для Российской империи это, кстати, было вполне нормально. То есть роль сыграла и его невероятная воля, и любимое дело, и, конечно, возможности, созданные государством. Не знаю, возможно ли это в наше время…

— Как ему пришла идея основать собственное издательство? Надоело «работать на дядю»?

— Юргенсону действительно нравилось у Стелловского далеко не все. Была одна показательная история, связанная с Михаилом Глинкой. Как-то раз к Стелловскому пришла сестра Глинки, Людмила Шестакова, она предложила издать музыку брата. Так вот Стелловский провернул все так, что и произведения получил, и в плюсе остался — Людмила Ивановна оказалась должна ему около 1000 рублей. Для Юргенсона это было потрясением. Мне кажется, именно тогда он и решил, что его будущее издательство никогда не будет просто заработком, но станет чем-то вроде служения музыки.

п и юргенсон биография. Смотреть фото п и юргенсон биография. Смотреть картинку п и юргенсон биография. Картинка про п и юргенсон биография. Фото п и юргенсон биография

Более полувека спустя Юргенсоны вновь вернулись в свой знаменитый дом в Хохловском переулке: на фото — Анастасия Юргенсон, праправнучка Петра Ивановича, в «Гостиной Юргенсон»

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Интересно, что десять лет спустя, уже став известным издателем, Петр Иванович выкупил у Стелловского все права на Глинку и выплатил 1500 рублей Людмиле Ивановне.

Что же касается своего издательства, то идея открыть его пришла уже в Москве. Туда Юргенсон переехал возглавить нотный отдел в магазине Константина Шильдбаха, имевшего обширную торговлю в Москве.

— Не похоже на повышение: возглавить нотный отдел…

— Вы не учитываете важный нюанс: тогда магазины и издательства становились своего рода клубами для общения. Туда приходили писатели, музыканты, композиторы, поклонники музыки, среди которых были, например, великие князья. Так, для великого князя Константина Константиновича, КаЭра, готовили особые именные экземпляры партитур…

И вот сначала в Петербурге, а затем в Москве Юргенсон вошел в круг этого музыкального общества. С кем только он не познакомился. Это был, к примеру, основатель московской Консерватории, пианист и дирижер Николай Рубинштейн (настолько популярный в Москве, что городовые отдавали честь, когда он проезжал в карете). Или князь Владимир Одоевский (один из первых российских музыковедов.— « О »)… Шильдбах вскоре разорился, и Юргенсон решил попробовать свои силы в издательском бизнесе, а Рубинштейн его поддержал: ему нужны были энергичные люди, которые жаждали нести музыкальное просвещение в массы.

Впрочем, наладить дело было непросто…

— Петру Ивановичу многое пришлось делать первым. В России, допустим, не было нотопечати и специалистов в этой области — пришлось отправлять работников учиться в Германию и организовать школу здесь, в Москве. В его школе, кстати, обучались как мужчины, так и женщины, что было очень продвинуто по тем временам.

Был и период во время экономического кризиса 1880-х, когда бизнес начал трещать по швам, и Петр Иванович даже задумался о создании товарищества. Лишь в последний момент Юргенсон рискнул и пошел на парадоксальный шаг: купил самые современные на тот момент станки в Германии. Рискнул и — выиграл: новые машины стали печатать не только качественнее, но и быстрее старых, да к тому же в больших объемах. Конкурирующие фирмы просто не смогли выдержать соревнования по качеству и цене. И тут я бы хотела через ваш журнал обратиться к специалистам по деловой истории России. У нас уже второй год проходят «Юргенсоновские чтения», посвященные всему, что связано с Петром Ивановичем, его временем и его окружением… Так вот мне кажется, что анализ предпринимательского опыта Юргенсона был бы интересен и полезен для многих.

— Говорят, одна из деловых удач Юргенсона — это приобретение права на издание духовной музыки. Как это удалось?

— Монополию на издание духовной музыки тогда держала Придворная певческая капелла, а конкретно ее директор Николай Бахметьев. Однако Петр Иванович догадывался, что эта монополия не совсем законна. Некогда право на издание духовной музыки было даровано императором другому ее директору Дмитрию Бортнянскому. А Бахметьев просто продолжал этим пользоваться… Петру Ивановичу пришлось с ним судиться, и он выиграл суд. К тому же приобрел право не просто издавать духовные произведения, но и ставить на нотах герб с двуглавым орлом. Он издал 200 с лишним авторов духовных произведений, и в основном вся духовная музыка, которая исполняется до сих пор в наших церквях, издана Юргенсоном.

— Правильно ли я понимаю, что Юргенсон, среди прочего, много издавал популярной музыки?

— Это так. Хотя то, что тогда считалось популярной музыкой, сегодня — классика. Тут важно понимать вот что: в те времена музицировали все, от крестьян до дворян. Звукозапись еще не была изобретена, вот и требовались ноты. Но Юргенсон отличался еще и тем, что выпускал много специальных сборников. Например, детские сборники, сборники для домашнего исполнения и для симфонических оркестров — можно было найти любой, по вкусу… Результатом всех этих усилий стало то, что Петр Иванович вошел в число главных европейских нотоиздателей. Только представьте: представительства издательства и магазины были во всех крупных европейских столицах, в Америке. Недавно я узнала, что в Лондоне до сих пор работает магазин П. Юргенсона… И эти достижения заметили: в 1900 году в Париже на Всемирной выставке Петр Иванович был удостоен золотой медали…

— Еще говорят, что Юргенсон был не просто издателем музыки, но и одним из первых музыкальных продюсеров.

— Во всем, что касается Чайковского, это действительно так: Юргенсон организовывал его концерты, вел переговоры от его имени и, конечно, считался его единственным издателем.

— Как он познакомился с Чайковским?

— Это произошло на квартире у Рубинштейна, когда Чайковский приехал преподавать в Московскую консерваторию. Издательство только набирало обороты, Юргенсону нужны были такие работники, как Петр Ильич (Чайковский великолепно знал нотную грамоту и иностранные языки, писал учебники для Консерватории), тот даже работал в типографии корректором. «Пришли мне любую работу, ужасно нуждаюсь в деньгах»,— писал ему композитор. Со временем они сдружились: Чайковский обожал всех детей Юргенсона, стал крестным отцом старшего сына.

Есть воспоминания Саши Юргенсон, дочери Петра Ивановича, о Чайковском. Она впервые увидела его лет в пять у них дома и сразу влюбилась. Чайковский любил играть с детьми, учил их перед Пасхой красить яйца нащипанными шелковинками, вырезать картонажи перед Рождеством — он больше напоминал ребенка, чем взрослого. В семье всегда с нетерпением ждали его появления, а на каких-то праздниках Чайковский спокойно таперствовал, пока молодежь танцевала. При этом их отношения были очень деликатны. Например, Чайковский называл Юргенсона в письмах «Петрушей», но это было лишь проявлением искренней дружбы, а не каких-то особых отношений. Это были люди другой культуры!

— Как еще сам Юргенсон участвовал в жизни Чайковского? Помимо, так сказать, продюсирования…

— Помогал всем, чем только мог. Вплоть до того, что устраивал для Чайковского какие-то встречи или вечеринки. Помогал деньгами. Сохранилась записка, которую Чайковский отправил Петру Ивановичу, сидя в ресторане: «Хорошо завтракаем в «Славянском базаре», пришли 100 рублей». Или, допустим, когда Чайковский возвращался из-за границы, он просил Юргенсона купить вина, пригласить кого-то из друзей…

п и юргенсон биография. Смотреть фото п и юргенсон биография. Смотреть картинку п и юргенсон биография. Картинка про п и юргенсон биография. Фото п и юргенсон биография

Эти палаты XVII века видели многих знаменитых людей: от Пушкина и Бисмарка до Чайковского и Рубинштейна

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Чайковский часто оставался ночевать в доме Петра Ивановича, здесь он прятался от поклонников, мог побыть самим собой. Растиражированный образ меланхоличного Чайковского — это всего лишь маска, которую тот надевал на публике. И только в домах, которые были для него родными, Чайковский становился другим. Далеко не все знают: Юргенсон построил для Чайковского пристройку с отдельным входом, она сохранилась до сих пор, хоть сейчас и расписана граффити.

— И все же Чайковский был не единственным клиентом Юргенсона.

— Конечно! Сохранилась нотница Петра Ивановича — там рукописи и автографы более 500 русских композиторов, всех, кто только придет вам в голову. Римский-Корсаков, Глинка… Все! Не случайно миссией Петра Ивановича была пропаганда русских композиторов, особенно за рубежом. И эту миссию подхватили его сыновья. Когда в 1918-м типографию национализировали, Борис Петрович Юргенсон, мой прадедушка, написал в немецкое представительство фирмы о том, что передает им свои права на издание русской музыки — только для того, чтобы ее не забыли.

— Как ваша семья пережила революцию?

— Рабочие настолько любили Юргенсона, что создали дружину — охранять печатню от нападений.

Однако ее, конечно, национализировали, а нашу семью уплотнили. И все же советская власть понимала, что музыкальное издательство ей пригодится, и Бориса Петровича оставили… младшим корректором, потом, чтобы предприятие не развалилось окончательно, дали должность директора. Там же работал и его брат. Так и пережили.

— Но сегодня, как я понимаю, издательство «П. Юргенсон» вновь открылось?

— Да, его работу возобновил директор издательства «Музыка» Марк Зильберквит, за что его нужно поблагодарить. А наша семья продолжает держать связь с этим издательством. Конечно, хочется вернуть тот дореволюционный размах. Я говорила со многими своими друзьями, бизнесменами, политиками — идея возродить печатню Юргенсона вполне может воплотиться в жизнь.

— А что с вашим родовым гнездом — домом в Хохловском переулке? Он сейчас тоже за вами?

— Наш благотворительный «Фонд П. Юргенсона» переехал сюда еще в 1990-х. О том, чтобы передать дом «Фонду», в свое время хлопотало много известных людей — Ельцин, Лихачев, Ростропович, Швыдкой. Сейчас здесь действует «Гостиная Юргенсон», прошло восемь международных музыкальных конкурсов, более 300 концертов Фестиваля молодых композиторов, их проводил мой отец при поддержке Министерства культуры. Я продолжаю заниматься организацией таких фестивалей, правда, для юных композиторов, что гораздо сложнее,— это все-таки возрастная профессия…

Как-то раз ко мне приезжал настройщик и был поражен тем, как это пространство подходит для исполнения музыки. Но дело в том, что это вовсе не моя заслуга. Это Рубинштейн выбрал именно эти палаты для первых классов Консерватории еще в XIX веке. Сам дом Юргенсон купил дважды, в первый раз — как директор РМО вместе с Рубинштейном, во второй — уже как издатель, через несколько лет.

— Как я понимаю, этот дом связан не только с Чайковским и Юргенсоном?

— Все верно, кого только не видели эти палаты с XVII века! Судите сами: они были, вероятно, построены для князя Никиты Ивановича Одоевского, затем принадлежали дьяку Украинцеву (главе Посольского приказа, XVII век.— « О »). Он многое сделал для установления мира с Османской империей, за что был награжден патриархом Досифеем Иерусалимским мощами Марии Египетской. Это была внушительная часть мощей в серебряном ковчеге с золотым окладом — позднее Украинцев передал их Сретенскому монастырю. Однако какое-то время они хранились именно в этом доме.

Затем здесь жило два поколения фельдмаршалов Голицыных. После них, в течение века, располагался архив Коллегии иностранных дел — дедушка всех русских архивов. Здесь работали Карамзин, Соловьев, Жуковский… Здесь бывал Бисмарк, а Пушкин работал над «Капитанской дочкой» и «Историей Пугачевского бунта». Все они были своего рода «единителями поколений», и хочется, чтобы эта традиция продолжалась и сейчас!

Чтобы узнать лучше историю дома, Петр Иванович даже нанимал «архивного юношу» и жалел, что не хватает денег — мечтал выстроить прежнее крыльцо. Поэтому я недоумеваю: разве мало хотя бы двух гениев, Чайковского и Пушкина, чтобы этот дом был достоин исторической реставрации? И чтобы здесь появился источник культуры, а не, допустим, ресторан.

— Вернемся к вашей семье. Помимо музыкальных вечеров сохранились ли еще какие-то традиции с тех, дореволюционных, времен?

— Конечно, остались какие-то предметы — например, дубовый стол, за которым мы с вами сидим. За тем же столом сидели гости Петра Ивановича. Впрочем, многое мы отдали музеям, в том числе вещи и архив Чайковского. Эта невидимая связь сохранялась всегда: например, с пяти лет бабушка возила меня в Клин (там находится Музей Чайковского.— « О »), где я общалась с внучатыми племянницами Чайковского, Ксенией и Ириной Давыдовыми…

Петр Иванович всегда считал, что должен заниматься просвещением, и эта миссия так и передается в нашей семье: сейчас, к примеру, у нас много планов в отношении его наследия. Недавно «Фонд» подал заявку на грант, чтобы создать виртуальную версию гостиной и самого дома. Через дом проходит много эпох, и это можно показать с помощью виртуальной реальности, через игровые приложения. Допустим, вы сможете сделать гравировку нот в залах для граверов, затем подняться к нам в гостиную и увидеть, как что-то наигрывает Чайковский, а в соседнем зале будет уже другая эпоха — Пушкин, работающий над «Капитанской дочкой». Мы хотим, чтобы это была не просто игрушка, а достоверный и насыщенный документ.

Источник

ЮРГЕНСОН ПЁТР ИВАНОВИЧ

Музыкальный деятель, основатель крупнейшей в России нотоиздательской фирмы.

Происхождение и первые шаги.

Отец – эстонский шкипер рыбачьего судна. Детские годы П. И. Юргенсона протекали в обстановке непрерывной борьбы за существование, осложнённой ранней смертью его отца. В молодости работал приказчиком в петерб. муз. м-нах Ф. Стелловского и А. Битнера; в 1859 стал управляющим нотным отд. муз. фирмы братьев Шильбахов в М. С нач. 1860-х – близкий друг Н.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского (кот. был крестным отцом сына Ю. – Бориса) и чл. группировавшегося вокруг них кружка моск. муз. деятелей; в течение 30 лет был активным членом Московской дирекции ИРМО.

Собственное дело.

10 августа 1861 г. Ю. открыл свое муз. изд-во и муз. м-н на углу Б. Дмитровки и Столешникова переулка при финансовой поддержке Н. Г. Рубинштейна. Тогда же начал издавать ноты, а с 1866 – книги о музыке; в 1867 основал собств. нотопечатню. 9 авг. 1869 перевел магазинн на Неглинную ул., 7, в помещение быв. муз. м-на «Орфей». В 1877 приобрел и перестроил под нотопечатню и м-н здание на Неглинной ул., 10 (здесь же при м-не периодически собирался Совет Русского хорового общества в Москве). Зимой 1881/82 купил особняк в Хохловском пер. (быв. Палаты думн. дьяка И.Е. Украинцева), к которой в 1895 был пристроен 3-этажн. корп. для нотопечатн. ф-ки. С 1 сент. 1897 м-н Ю. с бесплатн. читальней нот, поступивших в продажу, находился на Неглинной ул., 14. В 1870—1903 фирма Ю. приобрела ок. 20 более мелких музыкально-издательских фирм. Выпускал свои изд. большими тиражами по общедоступн. ценам. В 1903 при гл. нотном м-не была создана первая бесплатн. нотная читальня.

Достижения и направления деятельности.

Начиная с 1862, на протяжении 30 лет был тесно связан с Русским музыкальным обществом в Москве, все эти годы являлся неизменным поставщиком нот для Общ-ва. Ю. выпустил первые в России полн. собрания фп. соч. Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, издал все сонаты Л. ван Бетховена, клавиры опер Р. Вагнера, Дж. Верди и др., был первым и практически единств. издателем соч. Чайковского, в изд-ве Ю. вышли собр. соч. А.А. Алябьева, А.С. Аренского, мн. произв. М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.А. Балакирева, А.П. Бородина и др. Большое значение имела инициатива Ю. в обл. изд. духов. музыки (что до 1879 являлось исключит. привилегией С.-Петерб. придворн. певческ. капеллы). Всего до 1912 фирмой было выпущено в свет 28 партитур опер и балетов, 300 партитур оркестровых произв., 150 оперн. клавиров, 2200 духовно-муз. композиций, св. 2000 светск. хоров, более 200 книг о музыке. Первый русский нотоиздатель, начавший постоян. оптовую продажу нот за границу. Лучшие изд. фирмы не раз награждались поч. дипломами и медалями, в т.ч. «Grand Prix» и золотой медалью на Всемирн. выставке в Париже (1900). Похоронен на кладб. Алексеевского монастыря. В 1918 г., после декрета о национализации, фирма была преобразована в Музыкальный сектор Государственного издательства, в 1930-м — в Государственное музыкальное издательство (Музгиз), в 1963-м — в издательство «Музыка». В 2004 г. нотоиздательство П. Юргенсона было возрождено при участии иностранных акционеров.

Источник

Юргенсон П. И.

Письма : Чайковский П. И., Переписка с П. И. Юргенсоном, т. 1 (ред. и коммент. В. А. Жданова и Н. Т. Жегина, вступит. ст. Б. В. Асафьева), М., 1938, т. 2 (ред. и коммент. В. А. Жданова, предисл. Ю. А. Шапорина), М.-Л., 1952; Балакирев M. A., Переписка с нотоиздательством П. Юргенсона (сост. В. А. Киселев и А. С. Ляпунова), М., 1958.

Каталоги : Полный каталог изданий П. Юргенсона, М.-Лейпциг, 1900; Добавление к Полному каталогу изданий П. Юргенсона в Москве, М., (1904).

Б. С. Штейнпресс.

Полезное

Смотреть что такое «Юргенсон П. И.» в других словарях:

Юргенсон — (нем. Jürgenson) фамилия немецкого или скандинавского происхождения. Известные носители: Юргенсон, Фридрих (итал.) (1903 1987) шведский режиссёр документального кино немецкого происхожения, а также исследователь феномена… … Википедия

ЮРГЕНСОН — Петр Иванович (1836 1903/04), основатель музыкального издательства в Москве (1861, ныне Музыка ); в 1897 открыл отделение фирмы в Лейпциге. Первый и основной издатель сочинений П.И. Чайковского … Современная энциклопедия

Юргенсон — (Петр Иванович) учредитель и владелец крупной издательскойфирмы и нотопечатни в Москве (1836 1903). Служил в магазинах Бернарда,Стелловского и Битнера; в 1859 г. переехал в Москву, где открыл своюнотную торговлю. У него впервые появились полные… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Юргенсон — Петр Иванович [5(17).7.1836, Таллин, 20.12.1903 (2.1.1904), Москва], русский нотоиздатель. В 1855 59 гравёр и приказчик в нотоиздательстве Ф. Т. Стелловского, с 1859 управляющий нотным отделом торгового дома К. Шильбаха в Москве. В 1861… … Большая советская энциклопедия

Юргенсон — семья нотоиздателей, отец и сын. Пётр Иванович (1836 1903/1904), основал в Москве музыкальное издательство (1861); в 1897 открыл отделение фирмы в Лейпциге. В 1904 фирма перешла к его сыновьям. Борис Петрович (1868 1935), возглавлял фирму до… … Энциклопедический словарь

ЮРГЕНСОН — Петр Иванович, основатель значительнейшей в России музык. издательской фирмы, род. 5 июля 1836 в г. Ревеле, ум. 20 дек. 1903 в Москве. Сын бедного рыбака, Ю. мальчиком был отдан в СПБ., где сделался мастером гравером, а затем приказчиком в музык … Музыкальный словарь Римана

Юргенсон Петр Иванович — Юргенсон (Петр Иванович) брат предыдущего, учредитель и владелец крупной издательской фирмы и нотопечатни в Москве (1836 1903). Служил в магазинах Бернарда, Стелловского и Битнера; в 1859 г. переехал в Москву, где открыл свою нотную торговлю. У… … Биографический словарь

Юргенсон, Петр Иванович — брат Иосифа Ивановича Ю., учредитель и владелец крупной издательской фирмы и нотопечатни в Москве (1836 1903). Служил в магазинах Бернарда, Стелловского и Битнера; в 1859 г. переехал в Москву, где открыл свою нотную торговлю. У него впервые… … Большая биографическая энциклопедия

ЮРГЕНСОН Петр Иванович — (1836 1903/04) российский нотоиздатель, музыкально общественный деятель. Основал в Москве музыкальное издательство (1861), на базе которого в 1918 создано государственное музыкальное издательство (с 1931 Музгиз, с 1964 Музыка ) … Большой Энциклопедический словарь

Юргенсон Борис Петрович — Юргенсон (Борис Петрович, родился в 1868 году) владелец одной из крупных русских музыкальных издательских фирм. Составил тематический указатель сочинений П.И. Чайковского ; издал брошюру К проекту законоположений об авторском праве на музыкальные … Биографический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *