ott сервис что это
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Волин провел совещание с представителями отрасли услуг ОТТ (Over the Top — телевидение через интернет), на котором был одобрен словарь основных терминов и понятий, связанных с ОТТ-технологиями.
Минкомсвязь России рекомендует всем участникам рынка придерживаться данных терминов при ведении переговоров, обсуждении проблематики ОТТ и проведении различных исследований, а также направлять в адрес министерства свои дополнения к словарю, которые могу появиться в процессе функционирования и развития данного бизнеса.
Определение ОТТ
Словарь избранных понятий ОТТ
К цифровому контенту, распространяемому на платформах OTT, относятся копии аудио-визуальных и музыкальных произведений, программных продуктов, цифровые копии книг и т.п.
В контексте OTT-сервисов с потоковым вещанием телеканалы также могут являться цифровым контентом.
Типы доставки цифрового контента онлайн
Как правило, предполагает индивидуальный доступ к просмотру самостоятельного аудиовизуального произведения (VOD-доступ). Различают разные способы предоставления услуги «Видео по запросу»: TVoD, SVoD и другие.
Существуют и гибридные сервисы, сочетающие в себе потоковое вещание телеканалов (OTT-TV) и VOD (онлайн-кинотеатры). В таких случаях корректно называть их OTT-TV/VOD-сервисами.
Платформы распространения контента
2) Услуга оператора, оказываемая пользователю и позволяющая просматривать цифровой контент на одном или нескольких авторизированных устройствах с установленным пользовательским программным продуктом, который оператор предоставляет через сети связи.
Для каждого пользователя может действовать ограничение числа авторизованных устройств, зарегистрированных самостоятельно, в установленном порядке. Пользователь должен иметь право перерегистрации определенного числа авторизованных устройств. При этом пользователь вправе осуществлять замену любого из авторизированных устройств другим в срок, нижний предел которого установлен оператором.
Способы монетизации цифрового контента
Услуги видео-сервисов
Технические средства защиты авторских прав
Просмотр и связанные с ним понятия
Избранные технические понятия, связанные с функционированием OTT
OTT-сервисы – виртуальная реальность в России. Часть I
ОТТ окончательно вошло в операторскую жизнь – даже самые ретрограды признают, что без интерактивных видеосервисов срок жизни оператора связи исчисляется в лучшем случае пятилеткой, но никак не двумя. Понятно, что следование за прогрессом тоже дело непростое: в техника и технологии меняются стремительно, при этом в реальных сетях масса устаревших или стремительно устаревающих узлов. Плюс масса разночтений и разногласий в понимании технологии, ее регулировании и бизнес-процессах – сколько операторов, столько стратегий.
Государство, в свою очередь, активно взялось за регулирование этой подотрасли, и, увы, далеко не всегда в интересах рынка и прогресса как такового.
Поэтому мы решили обратиться к этой теме – попытаться разложить по полочкам различные аспекты этого направления развития телеком-бизнеса, рассмотреть возможные варианты регулирования, в том числе через принцип саморегулирования (СРО), как альтернативу лицензирования.
Но для начала освежим матчасть…
Введение
Виртуальность OTT (Over The Top – поверх остального) – результат реальных процессов в России, с одной стороны, на сайте Минкомсвязи России определена терминология для OTT и IPTV (телевидение по IP-протоколам), но с другой, OTT сервисов и технологий нет в законодательстве России. Предоставление OTT-сервисов обеспечивают интернет-технологии и, предположительно, статьи 10.5 и 15 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 49-ФЗ (далее – ФЗ «Об информации…»), например:
а) «с соблюдением требований законодательства РФ»;
б) «с учётом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций»;
в) «определяется владельцами таких сетей с учётом требований, установленных настоящим законом».
Однако пока в России нет таких саморегулируемых организаций (это тоже виртуальность, так как некоторые компании имеют договоры о сотрудничестве, то есть, кооперируются для совместной работы).
Устройства, способные принимать контент ОТТ
OTT-технологии обеспечивают такие сервисы с аудио- и видео-контентом (мультимедиа):
1) общедоступные телеканалы (Broadcasting);
2) платное телевидение (TV Pay Per View);
3) запись контента для отложенного просмотра (Time Shift PVR);
4) видеоконтент по запросу (VoD – Video on Demand);
5) онлайн-кинотеатр (интернет-кинотеатр – видео хостинг);
6) просмотр контента на нескольких устройствах (Multiscreen);
7) просмотр контента на мобильных устройствах (Mobile-сервис).
OTT-сервисы интерактивны, поэтому используют режим Unicast – передача контента индивидуально на конкретный адрес пользователя. OTT-технологии используют IP- протоколы, как и IPTV, но IPTV, обычно, работают в режиме Multicast (см. пункты 1 и 2), Unicast по пунктам 3 и 4 используют реже (Unicast по пунктам 5 – 7 в IPTV почти не используется).
OTT-сервисы имеют более разнообразный контент, по сравнению со спутниковым ТВ, эфирным ТВ, IPTV и услугами для целей кабельного вещания, оказание которых регулируют правила, утверждённые постановлением Правительства РФ № 785 от 22.12.2006. К OTT/IPTV относятся также редко упоминаемые в РФ технологии Connected TV (CTV), потоковое видео (Стриминг) или Over The TV.
От OTT-провайдера (провайдера хостинга) пользователи получают доступ к контенту в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – «интернет»). OTT-сервисы всегда неразрывно связаны с услугами по доступу в интернет, которые пользователи получают от третьих лиц – операторов связи на сетях передачи данных (далее – «сети ПД») согласно правилам, утверждённым постановлениями Правительства РФ от 23.01.2006 № 32 и от 10.08.2007 № 575.
1. Особенности OTT-технологий в России
Сетевая структура оказания OTT-сервисов представлена на Рис. 1, где приведены сведения из общедоступных источников, поскольку сегодня в ГОСТах и технических нормативах не упоминаются OTT-технологии, а для IPTV есть несколько ГОСТов (Р 54994-2012, Р 55713-2013, Р 55937-2014, Р 56476-2015, Р 56948-2016), где по IP-протоколам сформулированы основные технические параметры и требования, но в них отсутствуют аппаратурные и сетевые особенности IPTV-сервисов, которые как и OTT-сервисы могут быть в сетях интернета – без привязки к сетям ПД.
OTT-сервисы предоставляются интерактивно. На сайте OTT-провайдера пользователь вначале, согласно имеющимся там инструкциям, заключает соглашение для получения доступа к OTT-сервисам
а) общедоступны (бесплатны);
б) условно доступны (за счёт рекламы);
в) доступны после внесения платы (PPV – Pay Per View).
Сигналы телеканалов и аудио- и видеоконтент аккумулируются в OTT-платформе (аппаратно-программный комплекс ГС – головная OTT-станция, где может быть нескольких независимых OTT-серверов). Как правило, пользователь через интернет заходит на сайт провайдера только для подписки на OTT-сервис. В остальных случаях, минуя сайт, пользователь через меню или браузер взаимодействует с OTT-платформой, которая автоматически «узнает» о включении гаджета. При этом OTT-сайт может располагаться в одном месте, а информационная система, абонентская база, аудиовизуальные произведения и/или новостная лента могут размещаться на разных OTT-платформах.
Источники MPEG-сигналов, ТВ и видеоконтента также могут находиться вне ГС, иногда даже за пределами России, но кодирование контента происходит в OTT-платформе.
Запросы OTT-пользователей также, как и в IPTV, поступают в сервер OTT-провайдера. Обработку запросов пользователей и распределение контента через интернет производит в OTT-сервере система управления – Middleware (MW – программное обеспечение для биллинга и управления OTT-сервисами).
OTT-транскодер формирует IP-потоки контента для пользователей, синхронизированные по фреймам. OTT-сервер командует «упаковщику» транскодера, какой IP-потоки передать. «Упаковщик» готовит фрагменты OTT-сервиса, помещает их в буфер и начинается процесс передачи IP-контента пользователю, который передаются по протоколам TCP/IP на адрес пользовательского устройства через интернет и сети ПД.
Если какой-то IP-пакет будет повреждён или не дойдёт, то приёмное устройство запросит повторную передачу, и процесс перезапроса будет повторяться, пока не будут получены все фрагменты фрейма без ошибок.
Далее в приёмном устройстве пакеты объединяются в поток MPEG, который отображается на экране. При необходимости OTT-платформа компенсирует неоднородности потока данных в сети, но OTT-технологии не гарантируют качество контента, в отличие от IPTV-сетей. Тем не менее, OTT-технологии обеспечивают достаточно хорошее качество передача данных при наличии сбоев в сетях.
OTT-сервисы мало отличаются от IPTV, но имеют преимущества, так как доступны любому пользователю интернета (в IPTV контент распределяется только пользователям в сети ПД одного оператора связи, минуя интернет, и чтобы гарантировать качество, в IPTV использует протоколы восстановления потерянных IP-пакетов). К недостаткам OTT-сервисов можно отнести задержку видеосигнала на буферизацию, что, впрочем, несущественно для видео.
OTT-серверы взаимодействуют с гаджетами пользователей, и формируют IP-потоки с контентом, учитывая пропускную способность интернета и сетей ПД. В них скорости передачи IP-пакетов (битрейт) адаптируются под их пропускную способность, чтобы пользователи получали OTT-сервис без пауз и сбоев. Получая IP-контент, устройство пользователя непрерывно обменивается с OTT-сервером по IP-протоколу, а при изменении пропускной способности сети OTT-сервер переключает транскодер его на другую скорость, более низкую или более высокую. Это позволяет надёжно передавать IP-поток в сетях ПД, когда текущий битрейт может падать (иногда при этом изображение «замирает»).
Некоторые OTT-платформы одновременно обслуживают несколько тысяч пользователей, для увеличения их количества в OTT-платформе наращивают число OTT-транскодеров или OTT-серверов. Примерная структура наращивания OTT-платформы приведена на Рис. 2.
OTT-сервисы с кодировкой или в режиме VoD идут в Unicast (IP-поток на каждого пользователя), гораздо реже OTT-сервисы используют Multicast или Broadcast (в IPTV наоборот – их используют чаще). Для одинакового числа пользователей с Unicast в интернет-сетях и сетях передачи данных требуется большая пропускная способность, чем Multicast.
Сегодня многие операторы связи на сетях ПД не имеют своих платформ для OTT/IPTV-сервисов, а являются агентами других OTT/IPTV-провайдеров. На сайтах операторов-агентов рекламируется оказание таких сервисов, но далее для заключения соглашения и получения OTT/IPTV-сервисов сайт переадресует пользователей на сайты реальных OTT-провайдеров. Эти действия не относятся к оказанию услуг связи, а являются OTT/IPTV интернет-сервисами, но об этом в законах РФ ничего не сказано.
Технологии, подобные OTT, обеспечивают некоторые приложения мобильной телефонии и в Сетях ПД (см. Рис. 3):
а) от сервера OTT-провайдера до компьютера, смарт-телевизора, смартфона, айфона или иного гаджета;
б) от одного гаджета пользователя к другому.
Такие приложения в РФ появились в начале 2000-х. Например, Skype, позволяющий общаться через интернет. Потом появились приложения Viber, YouTube, FaceBook, WhatsApp и т.д. Но перечисленное не относится к данному обзору.
ОТТ TV. Матчасть
В медийном сообществе нет однозначного определения термина ОТТ (over-the-top TV). Некоторые считают, что OTT – это интернет-телевидение, другие – что это возможность просмотра телеканалов на смарт-телевизорах и мобильных устройствах, для третьих это технология передачи данных посредством юникаст сообщений. Мнения сходятся в одном: ОТТ – это не IPTV, но это определение, мягко говоря, не точное. Попробуем разобраться.
Причина путаницы и разницы мнений в том числе в недостаточно верном определении OTT в открытых источниках. Процитируем Википедию:
Технология OTT (аббр. от англ. Over the Top) — метод предоставления видеоуслуг через Интернет. Термин OTT означает доставку видеосигнала от провайдера контента на устройство пользователя (приставку, компьютер, мобильный телефон) по сетям передачи данных, часто без прямого контакта с оператором связи, в отличие от традиционных услуг IPTV, которые предоставляются, как правило, только через управляемую самим оператором сеть с гарантированным QoS (QoE).
Что не так? Для ответа посмотрим на стек протоколов IP:
Опытному специалисту с первого взгляда видно, что все протоколы передачи данных идут поверх основного протокола IP, следовательно, любая, используемая для передачи видео, технология (хоть мультикаст, хоть юникаст) – это IPTV. Нет разделения на передачу данных по глобальной сети Интернет или по внутренней управляемой сети. Отличаются только сами протоколы передачи видео, но все они строятся поверх протокола IP, а это IPTV по определению.
Что же тогда за технология такая ОТТ, и чем она отличается от IPTV? Мы считаем, что их вообще нельзя сравнивать напрямую, это разные явления. В действительности ОТТ – не технология передачи данных. Это не технический, а маркетинговый термин, показывающий, что услуга предоставляется поверх имеющейся инфраструктуры, зачастую принадлежащей третьим лицам. Так, можно считать площадку интернет-заказов Aliexpress проектом OTT, так как для доставки товаров используются сторонние курьерские службы, в отличие от пиццерий, имеющих собственный штат доставщиков. Этот экзотический пример мы привели для подтверждения, что OTT модель не ограничивается интернетом. A в реальной жизни в OTT TV решениях используется именно технология IPTV.
Прежде чем обсудить несколько схем ОТТ решений, вспомним ещё один термин: Middleware IPTV. Так называемый Middleware относится к классу промежуточного программного обеспечения. Глядя на иллюстрацию ниже, становится понятно, почему.
Middleware выполняет роль координатора взаимодействия различных систем и находится между ними.
Вот несколько примеров IPTV решений, абсолютно равнозначных технологически, но в первом случае речь идет об OTT в рыночном понимании этого слова, а в другом – нет.
Первый вариант: оператор интерактивного телевидения предоставляет абоненту услугу в своей сети. Второй вариант: тот самый абонент смотрит доступные ему по подписке телеканалы вне дома (на работе или в гостях), где провайдером является другой оператор связи. Абонент использует свой смартфон или возит с собой приставку, или просто пользуется своим логином на чужом смарт телевизоре. В этом случае для абонента техническая часть остается прежней, в гостях он получает услугу, как дома, с помощью приложения своего оператора, но находится в другой сети. Это чистый ОТТ.
Отметим, что вариант 1 – это классика оказания услуг кабельного телевидения, предполагающая определенные требования к оператору, которые регламентируются правилами оказания услуг кабельного телевидения. Например, оборудование системы условного доступа и защиты контента должно иметь сертификат в области связи, бесплатное вещание каналов первого и второго мультиплекса с региональными вставками (за этим следит Роскомнадзор). ОТТ при этом такими правилами не регламентируется: как только абонент покидает территорию домашней сети, он он по закону перестает быть пользователем кабельного ТВ, и требования Минкомсвязи “исчезают” – ОТТ вне правового поля, оно не определено. Со сменой точки подключения изменяется порядок оказания услуги оператора связи. Грань между ОТТ сервисом и услугой кабельного телевидения пролегает по границе сети оператора связи.
ОТТ-сервис от услуг кабельного телевидения может также отличать наличие или отсутствие прямых договорных отношений. Обратите внимание на особенности работы контент-агрегаторов. Агрегатор в официальной терминологии – это тот же оператор связи, как и его клиенты-провайдеры. У агрегатора имеется лицензия на кабельное вещание и лицензионные договоры с телеканалами. Нет одного: собственной абонентской сети, поэтому он её арендует у операторов связи, с которыми работает (привет Антону Богатову!). Наличие договора аренды показывает, что агрегатор работает в правовом поле телевещания и оказывает кабельную услугу. Стоит расторгнуть договор аренды сети, продолжая предоставлять доступ к телевизионному контенту – процесс превращается в ОТТ сервис.
Наличие договора аренды сети в первом случае и отсутствие его во втором – разница, отделяющая классическую услугу кабельного телевидения от ОТТ сервиса.
Мы показали на примерах, что IPTV – это технология двойного назначения, позволяет строить решения внутри собственной сети в качестве услуг связи и вне сети в качестве ОТТ сервиса. Технические платформы, на которых строятся конкретные решения, в зависимости от описанных выше условий, обеспечивают работу ОТТ, либо IPTV моделям, либо одновременно. Нагляднее всего это прослеживается в работе глобальных облачных платформ, предоставляющих операторам системы middleware и CAS в аренду (технология PaaS). Окончательный выбор бизнес-модели – за оператором.
Таким образом, OTT (OTT TV) – это термин, обозначающий бизнес-модель, при которой видеосервис предоставляется клиенту напрямую от так называемого OTT-провайдера (поставщика или дистрибьютора контента) по инфраструктуре третьих лиц, при этом используется технология (например, IPTV), обеспечивающая отсутствие каких либо согласований/договоренностей на использование этой инфраструктуры.
P.S. Определение ОТТ из справочника Минкомсвязи – «OTT (от англ. Over the Top) — метод (формат), с помощью которого информация, набор данных (цифровой контент, файлы), разбивается на IP пакеты и доставляется от одного компьютера к другому по неуправляемой сети Интернет (по сетям сторонних операторов связи) от источника к получателю. Принципиальное отличие OTT от IPTV заключается в том, что интернет-провайдер сети не контролирует OTT-сервис, а OTT-сервис не контролирует сеть (и не гарантирует качество сигнала)».
Пишите в комментариях предположения, откуда списано определение и каков гонорар автора справочника 🙂
В чём различия между OTT и IPTV
С развитием интернет технологий при просмотре телевизора и абоненты и провайдеры делают уклон на интерактивность поступающего контента. Благодаря этому между пользователем и провайдером образуется взаимосвязь, а наличие интернета предоставляет пользователю контент фактически без ограничений. Таким образом, просматривать любимую передачу становится возможным из любой точки земного шара. Основными технологиями предоставления телевизионного контента через Интернет являются OTT и IPTV — но чем же они отличаются?
Технические характеристики OTT
Сервисы OTT-телевидения предоставляют контент в режиме онлайн и не контролируется со стороны провайдеров услуг доступа к сети Интернет. Отличительная черта технологии заключается в том, что контент отправляется потребителю напрямую через HTTP протокол. Таким образом, пользователю предоставляется возможность бесперебойного просмотра, а провайдер без помех может защищать транслируемый контент. Также OTT-провайдер может накладывать ограничения для просмотра, предоставляя абонентам платные услуги.
Преимущества OTT
OTT предоставляет абонентам всего 3 преимущества при использовании контента:
Недостатки OTT
Система имеет свои жирные недостатки, с которыми пользователю придется считаться:
Технические характеристики IPTV
Сеть IPTV предоставляет пользователям телетрансляцию при помощи IP протоколов. IPTV можно использовать сразу для нескольких сервисов одновременно, в том числе для VoD, выборочного пакета каналов, просмотр скачанного материала. Поэтому сеть IPTV должна функционировать как для единичного пользования, так и для группового обслуживания. Мультикаст позволяет оптимизировать трафик, и разгружает нагрузки на сеть. Технология предоставляет группе абонентов одну трансляцию для общего пользования, а не использует индивидуальную подачу сигнала. Как правило, под IPTV понимают именно поставщика услуги просмотра телевизионных трансляций, который является одновременно и поставщиком услуг доступа к сети Интернет.
В целом IPTV делится на 3 категории:
Преимущества IPTV
Технология IPTV в сравнении с OTT имеет свои преимущества и недостатки. В категорию плюсов относятся:
Недостатки IPTV
За качественный сервис придется чем-то пожертвовать. Поэтому система имеет свои жирные минусы:
Что выбрать пользователю
Несмотря на то, что пользователь в обоих случаях использует Интернет для получения медиаконтента, но все же обе системы имеют различия. При выборе пользователю потребуется учитывать факторы качества обслуживания, предоставляемый контент от поставщика услуг, стоимость и бизнес-модель проекта. Основное отличие в том, что OTT предоставляет ключи шифрования, в то время как IPTV при трансляциях использует общедоступную сеть.
Требования к уровню сигнала достаточно высокие по отношению к обеим системам, но все же OTT более снисходителен в плане скорости интернета. Так как OTT доступен на планшете и ноутбуке, то скорость интернета должна превышать 4 МБ/С. Если же речь идет о формате HD, то скорость интернета должна превышать 14 МБ/С. Для просмотра трансляций в 4K нужна скорость не менее 40 МБ/С.
Когда стоит выбор между двумя технологиям, отдать предпочтение одной из них довольно сложно. Например, OTT не привязывается к определенной интернет сети, и доступна в любой точки мира. Кроме того, с точки зрения практичности OTT выглядит предпочтительнее, так как просматривать любимое шоу можно даже через смартфон. В то же время, IPTV предоставляет пользователю более широкий выбор медиа контента, кроме того, есть возможность просматривать завершенную телетрансляцию. Относительно качества картинки отдается предпочтение IPTV.
Что выбрать поставщику контента
При выборе абоненты желают получить ту технологию, медиаконтент которой не будет зависеть от загруженности сети. Поэтому поставщик должен поставлять контент без перебоев, и с минимальной задержкой. Для решения проблемы используется интеллектуальные системы, которые распознают категорию абонентов с минимальным уровнем трафика.
Для бесперебойной работы IPTV потребуется создание архитектуры со следующими компонентами:
Интерактивное телевидение обладает некоторыми преимуществами в сравнении с OTT. Для базы клиентов разработчики IPTV должны предоставлять в распоряжении следующие функции:
IPTV имеет незначительные преимущества в сравнении с кабельным телевидением. Архитектура IP дает возможность разработчикам контролировать активную базу клиентов, и поддерживать с ними обратную связь. С другой стороны, разработчики IPTV должны искать спонсорские влияния, или иметь в распоряжении солидную сумму, так как потребуется средства для создания инфраструктуры покупку видеосерверов и оборудования поддерживающего мультикаст. Кроме того, IPTV не имеет массового спроса, так как привязывается в определенной геолокации, к тому же сотрудничают с местным оператором сотовой сети.
Как определится с выбором для провайдера
Для полноценной работы IPTV провайдеру потребуется предоставить конечному потребителю полноценный продукт. Два компонента предоставляются в распоряжение пользователю: residential gateway, т.е. устройство, действующее как сетевой шлюз для доступа к интернет ресурсам, и STB (Set-top Box), устройство, принимающее IPTV сигнал.
Остальные составные элементы остаются у провайдера:
Данный набор оборудования имеет следующие назначение:
IPTV не используется как отдельная услуга, поэтому абонент может одновременно с просмотром телевизионных программ просматривать в интернете интересующие страницы, скачивать файлы или играть онлайн. У пользователя могут быть слегка завышены ожидания, потому что канал может быть перегружены аналогичными запросами со стороны других пользователей. Задача QoS заключается в обозначении приоритетной линии между запросами пользователя и реально доступными ресурсами. К примеру, одновременно занимаясь просмотром шоу-программы и скачивая файлы в просторах интернета, пользователю в первую очередь будет предоставлена телевизионная программа, а задача загрузки файла будет осуществляться в зависимости от перегруза сети.
Вывод
IPTV более требовательна по отношению к оператору сети, кроме того потребуется оборудование для качественного просмотра телевизионного шоу. Также, сумма ежемесячного платежа за использование телевидения значительно выше в сравнении с OTT. Однако, если когда речь заходит о качестве контента, то IPTV выглядит более привлекательным вариантом. IPTV имеет более расширенный функционал в сравнении с OTT, но полностью зависит от поставщика услуг Интернета.
Использование OTT примечательно лишь тем, что предоставляет абонентам зашифрованную сеть, а просматривать медиаконтент возможно в любой точке земного шара. IPTV в свою очередь привязывает абонента к определенной зоне, в то же время предоставляя возможность серфинга в интернете. Поэтому пользователи должны определится с выбором относительно качества и количества медиаконтента.